С. С. Неустроев, А. В. Симонов
(Москва)
Инновационные направления
развития электронного обучения
В статье анализируются инновационные тенденции развития электронного обучения, базирующиеся на современных информационно-коммуникационных технологиях. Рассмотрены особенности и перспективы использования массовых открытых он-лайн курсов (МООС) в университетских программах обучения, приводится описание современных социальных интернет-сервисов, ориентированных на использование в задачах электронного обучения.
Электронное обучение (е-1еагп^] выступает в настоящее время одним из мощных катализаторов инновационного развития образовательной сферы. Это связано главным образом с инновационным характером информационно-коммуникационных технологий, на базе которых развивается современное электронное обучение. При этом замечено, что электронное обучение, являясь по своей сути инструментом дистанционных форм организации учебного процесса, во все большей мере вовлекает в него весь спектр современных сетевых информационно-технологических решений, которые насытили мировой Интернет различными социальными сервисами коммуникации, информационного онлайн обмена и взаимодействия, формирования и поддержки сетевых профессиональных сообществ.
Среди подавляющего числа методологов и практиков электронного обучения сложилось устойчивое мнение, что инновации в образовании, основанные на современных информационных технологиях, должны не заменять традиционные формы обучения, а лишь дополнять их. Действительно, формальное, традиционное образование - будь то в школе, колледже или на университетском уровне -это стабильная система, скрепленная взаимосвязанным набором правил, требований, соглашений, методик по разработке учебных программ, организации и поддержки учебного процесса, обеспечению надлежащего качества и эффективности его результатов, т.е. всего того, что сопротивляется любым внешним изменениям.
Теоретически, добавление новой крупной инновации может нарушить систему и вы-
звать непредсказуемые изменения. В то же время, как показывает мировой опыт, образовательные инновации, основанные на использовании новейших достижений в области информационных технологий, не только не разрушают сложившиеся образовательные системы, а наоборот, укрепляют их за счет расширения набора видов и форм образовательного контента, способов и методик преподавания и оценки, увеличения учебной аудитории и т.д. При этом становится возможным быстрое тиражирование новых успешных практик, поддержка активного информационного взаимодействия среди студентов и преподавателей, в т.ч. интерактивного общения.
Практика свидетельствует, что во многом благодаря ускоренному развитию электронного обучения и его широкой популяризации в профессиональной образовательной среде в настоящее время оформились и активно исследуются два основных инновационных направления дальнейшего совершенствования научно-образовательной сферы:
- информационно-коммуникационное -Е-Ьвагптд (электронное обучение];
- дидактическое - E-Didactics (электронная дидактика].
К сожалению, в современной научно-методической литературе, посвященной проблемам развития электронного обучения, внимание исследователей, как правило, по-прежнему сосредоточено главным образом на обсуждении и анализе способов и методов применения различных информационных технологий и интернет-сервисов в учебном процессе, а не тех новых дидактических возможностей, которые эти технологии и сервисы предос-
тавляют. Вместе с тем следует отметить, что само электронное обучение все чаще рассматривается как специфическая интегрированная дидактическая система, основанная на использовании дистанционных образовательных технологий.
Наметившееся переосмысление роли и места современных информационных технологий в дальнейшем совершенствовании инновационных сторон электронного обучения стало возможным благодаря появлению и бурному развитию «массовых открытых онлайн курсов» (massive open online courses, MOOC].
MOOC прочно вошли в основной профессиональный лексикон современного электронного обучения в высшем образовании и поэтому заслуживают более детального рассмотрения и оценки.
В профессиональной литературе в основном поддерживается мнение, что впервые «движение МООС» зародилось в Канаде в 2008 году и быстро распространилось в США и других развитых странах. Помимо Массачу-сетского технологического института, который еще в 2001 году выступил инициатором открытого доступа к собственным электронным образовательным ресурсам (проект OpenCourseWare], другими ключевыми адаптерами собственных систем электронного обучения и поддерживаемых ими электронных образовательных ресурсов (ЭОР) к задачам МООС стали Стэнфордский университет, Университет Дьюка, Университет Пенсильвании, Университет штата Мичиган, Лондонский Открытый университет и Университет Эдинбурга. Каждый из них внес определенный вклад в развитие МООС как инновационной формы представления электронного образовательного контента [1].
В то время как эти, а также часть других университетов, занимались исследованиями новой формы доставки образовательного контента, включая вопросы подготовки специалистов, разработки специализированных программных средств и технологий обучения и т.д., ряд коммерческих компаний активно заполняли наметившийся пробел в дистанционных образовательных услугах для широкого круга пользователей, вооруженных современными информационными технологиями и многочисленными программными интернет-приложениями.
В результате, ряд успешных независимых МООС-проектов, таких как Udacity, Coursera, EdX, Udemy, FutureLearn, NovoEd, Open2Study очень быстро оказались в центре внимания как академической, так и медийной публичной сферы, собирая широкий набор мнений, начиная от восторженного одобрения (Pappa-no, 2012] [6], заканчивая критическими прогнозами скорого увядания (Drake, 2014] [4].
При этом следует подчеркнуть, что столь пристальное внимание к МООС, наблюдаемое в академической прессе, автоматически означает, что их значение разными специалистами воспринимается по-разному. Одни из них считают, что «массовые курсы», в первую очередь, предоставляют уникальные возможности для диверсификации университетского образования, другие акцентируют внимание на возможностях формирования с помощью МООС глобальных самоорганизующихся сообществ учащихся, разделяющих предлагаемые образовательные идеи, ресурсы и лучшие практики. Третьи рассматривают МООС, главным образом, в качестве инструмента, существенно расширяющего доступ к образованию.
Новые аббревиатуры на базе MOOC множатся и развиваются: помимо уже известных сМООС, сосредоточенных на широком использовании в обучении дидактической теории коннективизма, и хМООС, ориентирующихся в первую очередь на решение прагматических задач увеличения количества обучающихся студентов и производительности предлагаемых курсов, появляются новые разновидности, занимающие все новые и новые образовательные ниши. Например, рМООС -проектно- или проблемно-ориентированные «массовые курсы», tMOOC - курсы, основанные на решении задач, PD-MOOC - курсы для профессионального развития специалистов различных социально-экономических отраслей (педагогов, медиков, бизнесменов и др. (Bonk, Lee, Reeves & Reynolds, 2015] [3].
В целом можно отметить тенденцию, что современные типы МООС различаются друг от друга по двум основным векторам - прагматическому и дидактическому.
Сформулированные направления развития МООС хорошо сочетаются с основными трендами развития мирового рынка он-лайн образования в целом, которые отмечены в аналитическом обзоре ведущего консалтингового агентства на рынках телекоммуника-
ций, информационных, медийных и инновационных технологий J'son & Partners Consulting (Рынок онлайн-образования в России и мире..., 2014] [7].
Так, по мнению агентства, можно выделить следующие инновационные направления развития электронного он-лайн образования:
- формирование микрокурсов - наблюдается тенденция к уменьшению среднего времени одного образовательного ролика до 1-3 минут;
- внедрение геймификации - поскольку одной из основных задач образовательных интернет-площадок, к которым относятся и МООС, является необходимость как можно дольше удерживать внимание пользователя; насыщение электронных курсов игровыми компонентами (геймофикация] становится одним из важных приемов дальнейшего совершенствования электронных учебных курсов;
- широкое применение новых сетевых информационных интернет-сервисов - многие эксперты и аналитики электронного обучения считают, что развитие технологий т.н. дополненной виртуальной реальности может стать дополнительным драйвером повышения качества и удобства освоения электронных курсов за счет использования сервисов поддержки сетевых сообществ и информационного обмена между их участниками;
- развитие специализированных профессиональных образовательных программ на основе электронного контента - корпоративный сегмент обращает все большее внимание на отрасль. Крупные корпорации выступают как в качестве потребителей, так и в качестве провайдеров услуг, ориентирующихся прежде всего на рынок дополнительного профессионального образования;
- прикладная ориентация - наблюдается тенденция к росту количества площадок, предлагающих именно прикладные знания и навыки. Данная тенденция в особенности заметна в России.
Охарактеризовать МООС как сформировавшийся инновационный тип новой институциональной формы можно следующим образом: все образовательные платформы являются открытыми для поставщиков контента и самих обучающихся, ограничиваясь лишь стандартами размещения контента, языком описания результатов обучения и не-
которыми другими требованиями. Данные платформы принципиально ориентированы на глобальную образовательную аудиторию - например, совместный проект он-лайн обучения Массачусетского технологического института и Университета Гарварда по созданию и развитию MOOC EdX ориентируется на привлечение аудитории в один млрд. студентов в среднесрочной перспективе.
Такие, приближающиеся уже к глобальным, масштабы деятельности МООС дают основание некоторым университетским ученым задаться вопросом, а не уничтожит ли «движение МООС» традиционное (академическое) университетское образование? По мнению Б. Биггса и Р. Джастица (Biggs & Justice, 2011), многое будет зависеть от того, как и для каких целей университеты будут использовать возможности МООС [2]. В этой связи интересен подход, высказанный А. Фоксом из Университета Беркли (США), который предположил, что определенный учебный курс, предлагаемый МООС, по инициативе университета может быть включен в индивидуальную учебную программу студента, не заменяя, а лишь дополняя курс, читаемый в этом университете (Fox, 2013). Для описания подобных случаев автор предлагает вместо понятия MOOC использовать его термин-антипод SPOC (Small Private Online Course) [5].
В любом случае современные МООС следует рассматривать в качестве мощного инновационного инструмента дальнейшего совершенствования в первую очередь университетского образования, успехи использования которого зависят от той политики конкретного вуза, которую он выстраивает исходя из собственных интересов, потенциала и перспектив развития. В дополнение к этому следует отметить, что наличие МООС открывает перспективы к партнерству университетов по согласованию и комплексированию образовательных программ подготовки, при котором различные электронные курсы МООС могут служить основой взаимозачета отдельных дисциплин или их составляющих университетами-партнерами.
Помимо бурного роста популярности МООС, следует отметить другие инновационные подходы и решения, способствующие развитию и совершенствованию электронного обучения.
Так, в последнее время все большее внимание среди разработчиков-поставщиков
программного обеспечения в области электронного обучения, а также преподавателей и методистов, использующих его в учебном процессе, уделяется направлению, получившему название «Аналитика обучения» (Learning Analytics].
Аналитика обучения как сервисный компонент электронного обучения занимается сбором, анализом и представлением результатов специализированного исследования тех больших массивов данных (Log-files], которые накапливают сервера сетевой поддержки электронных систем управления обучением, рассматривая каждого учащегося, студента, преподавателя или тьютора в качестве пользователя соответствующего интернет-ресурса (сайта] и фиксируя каждое их обращение к серверу.
Это может быть, например, время входа, выхода или возврата в систему обучения, доступ к определенной странице электронного курса и продолжительность пребывания на ней, обращение к серверу как факт реакции пользователя в контексте тех действий, которые требуются от него во время пребывания на данной странице (просмотр дополнительной информации по теме, ответ на заданный вопрос, подтверждение переход на следующую страницу] и др.
Для этих целей современные системы управления электронным обучением (LMS) все чаще оснащаются специально разработанными сервисами, накапливающими и структурирующими большие наборы данных о поведении пользователей, главным образом из числа обучающихся (студентов или учеников] во время каждого сеанса работы в системе в контексте тех действий, которые они совершают.
Сервис аналитики включает в себя, как правило, систему запросов к структурированной базе данных по различным критериям -определенный этап обучения, количество и продолжительность сеансов, время, затраченное на прохождение теста и т.д., блок аналитической обработки результатов выборки, включающей ранжирование, кластеризацию и агрегирование показателей и характеристик, а также средства визуализации результатов аналитической обработки на графиках и диаграммах.
В результате преподавателю (тьютеру] удается измерить и дать сравнительную оценку как индивидуальной активности от-
дельных студентов, так и учебных групп или потоков в целом, которую они проявляют при освоении определенного электронного курса или его отдельного компонента, классифицировать результаты такой активности, сопоставить их с показателями успеваемости, оценить трудоемкость успешного освоения определенного материала по объему затраченного времени, а также получить многие другие показатели и критерии, характеризующие особенности того или иного электронного курса, методов его преподавания и результатов освоения.
Целью использования сервиса аналитики обучения является совершенствование как самих электронных учебных курсов, так и методики их освоения, включая оптимизацию хронометража прохождения отдельных этапов.
Важно отметить, что сервис аналитики опирается на кумулятивный эффект накопления данных, при котором удается отследить активность и успешность или неуспешность прохождения контрольных заданий или промежуточных тестов в поступательном процессе освоения курса и по результатам оперативного анализа корректировать этот процесс как по времени, так и по объемам освоенного материала.
Резюмируя сказанное, можно предложить рабочее определение инновационного направления «Аналитика обучения», которое представляет собой измерение, сбор, анализ и представление данных о поведении учащихся в среде электронного обучения в контексте задач освоения учебного материала с целью интерпретировать и оптимизировать учебную деятельность, а также электронную среду, в которой эта деятельность осуществляется.
Как показывают первые результаты, применение сервиса аналитики в системах электронного обучения полезно как преподавателю, так и студентам. Преподаватели могут использовать аналитику обучения для:
- формализованного объективного контроля процесса обучения;
- исследования индивидуальных или групповых особенностей освоения материалов электронного курса;
- выявления проблем, снижающих эффективность и качество обучения;
- анализа типовых ситуаций, возникающих в процессе обучения и формулирования шаблонных решений;
Таблица
Десять наиболее популярных открытых интернет-сервисов для учителей
№ п/п Название интернет-сервиса Область использования в образовательной деятельности
1 The Google Apps for Education Suite Поддержка сервисов «Классная комната», «Почта», «Календарь», «Документы», «Таблицы», «Слайды», «Вебсайты».
2 Twitter Формирование и использование персональных образовательных сетей для обучения на основе информационного обмена дискуссионного характера.
3 YouTube Использование образовательных каналов для демонстрации учебных видео.
4 Edmodo Облачная платформа для организации и поддержки обучения.
5 Remind Мессенджер уведомлений и записок в реальном времени.
6 WordPress Классный (урочный) блог в реальном времени.
7 Evernote Облачный сервис хранения записок: комплексная организация урока, включая учебные планы, структурированный контент, портфолио студентов и т.д.
8 EDpuzzle Видео-интегратор: использование фрагментов трансформированного видео (собственного, с YouTube, №тео) в полноценный видеоурок.
9 Easel.ly Создание и использование дидактических материалов на основе инфографики с богатой библиотекой графических компонентов.
10 Dropbox Сервис облачного хранения документов и учебных материалов.
- определения показателей успешности или неуспешности освоения курса на ранних стадиях обучения для прогнозирования конечных результатов и итоговых оценок;
- оценки полезности учебных материалов;
- повышения осведомленности о состоянии учебного процесса;
- обоснования дополнительных действий со стороны преподавателя относительно отдельных студентов или учебной группы в целом (вмешательство в учебный процесс, предоставление помощи].
В свою очередь обучающиеся могут использовать сервис аналитики для контроля и оценки эффективности своих действий по освоению курса, а также сравнительного анализа собственных действий с действиями других, более успешных обучающихся [7].
В настоящее время сервисы аналитики обучения рассматриваются как весьма перспективный и объективный инструмент исследования многих аспектов организации и осуществления электронного обучения: ин-
формационных, методических, организационных, поведенческих, нормативных и др. Успех применения этого сервиса во многом будет определяться объемами данных, которые можно получить и использовать в задачах анализа различных сторон электронного обучения. В этой связи определенные перспективы связаны с внедрением сервиса аналитики в деятельность МООС.
Заслуживает внимания и такое новое организационно-методическое направление совершенствования электронного обучения, как бесшовное обучение (Seamless learning]. Суть нововведения заключается в формировании персональной учебной среды обучающегося (Personal Learning Environment] путем использования тех социальных облачных интернет-сервисов, которые он выбрал для своего самообразования. Такая среда может включать Twitter, Facebook, блоги, ридеры блогов, сервисы Google, системы построения карт памяти Mind Maps и многое другое. В качестве одного из компонентов такой среды в обязательном порядке должны выступать се-
тевые информационные агрегаторы, например iGoogle или Netvibes, способные упорядочивать, систематизировать и управлять различными социальными сервисами в интересах индивидуального пользователя.
В целом в настоящее время в мировой практике электронного обучения наблюдается устойчивая тенденция все более широкого и интенсивного использования в учебном процессе открытых сетевых информационных сервисов. Это приводит к тому, что само понятие «электронного обучения» все чаще заменяется понятием «облачного обучения» (Cloud Learning].
В качестве примера приведем несколько популярных открытых онлайн-сервисов, которые сейчас используются в задачах электронного обучения:
- Nearpod.Com - онлайн-платформа, которая позволяет учителям создавать презентации к своим занятиям и делиться ими с учениками прямо во время урока, раздав им код доступа. Участвовать в сессиях можно с любого устройства и с любой платформы: iOS, Android, Windows Phone.
- Socrative.Com - викторины для студентов - мобильное приложение, которое помогает учителям создавать онлайн-викторины для определения уровня знаний студентов. На вопросы викторины можно отвечать под своим именем или же анонимно, в зависимости от того, какой режим использования предусмотрел преподаватель. Для составления викторины необходимо, чтобы на мобильном устройстве преподавателя было установлено специальное приложение для учителей.
- HistoryPin.Org - главный открытый исторической сервис в сети. Каждый зарегистрированный пользователь создаёт свой проект, основанный на анализе и описании исторических фотографий. Historypin поддерживается мобильным приложением для смартфонов и планшетов под iOS и Android.
- Remind.Com (бывш. Remind 101] - один их популярных мессенджеров односторонней коммуникации - преподаватели рассылают ученикам и всем вовлеченным в учебный процесс уведомления и сообщения.
К этому можно добавить, что недавнее исследование интернет-издания Edudemic, изучающего проблемы взаимосвязи образования и технологий, назвало десять наиболее популярных открытых интернет-сервисов для
учителей. Перечень сервисов и их краткое назначение приведены в таблице [9]., см. с. 13.
Создание и использование персональных обучающих сред, которые благодаря наличию постоянно расширяющегося набора открытых социальных информационных сервисов различного назначения, охвата и тематического наполнения (причем не только образовательного] вышли за организационные институциональные рамки университетского образования, привели к формированию и распространению еще одного нововведения, которое можно назвать внеинституциональ-ной общественной аккредитацией узкопрофессиональных компетенций - Open Badges (от англ. badge - значок, медаль].
В рамках этого нововведения, освоив, например, определенный электронный курс и выполнив специальное квалификационное задание, можно получить индивидуальный «бейдж» (цифровой значок], свидетельствующий о приобретении соответствующих навыков. Полученный «бейдж» хранится в доверенной базе данных (гарантирующей подлинность] и представляет собой совокупность изображения (образа «значка»] и описательных данных: ссылки на курс, квалификационное задание и критерии его оценки, наименование эксперта или организацию, выдавших «бейдж», и другие сведения, позволяющие судить о качестве приобретенных знаний и навыков. Этот знак отличия является своего рода документом, подтверждающим успешное освоение электронного курса. В обсуждении перспектив развития массового профессионального электронного обучения он все чаще рассматривается как средство возможного признания профессиональных качеств его владельца среди работодателей.
Перечень информационно-коммуникационных инноваций, которые используются в электронном обучении, постоянно пополняется новыми сервисами, как автономными, так и встраиваемыми в современные электронные обучающие среды и системы управления обучением.
Можно сказать, что эти направления инноваций существенно повлияли на модернизацию и переосмысление различных сторон современного образования, повысили творческую активность преподавателей и методистов, вооружив их новыми инструментами обучения и управления учебным процессом.
Вместе с тем актуальной задачей сегодняшнего дня остается исследование процессов влияния нового информационно-коммуникационного инструментария, успешно закрепившегося в сфере образования, на ста-
новление и развитие концептуальных и методических основ новой, электронной дидактики, способной поднять эффективность и качество обучения на новый уровень.
Литература
1. Belanger, Y. & Thornton, J. (2013). Bioelectricity: a quantitative approach. Duke University's first MOOC (February 5, 2013). Duke University, North Carolina. Retrieved from http://dukespace.lib.duke. edu/dspace/handle/10161/6216/
2. Biggs, B. & Justice, R. (2011, April 12). Mobile Learning: The Next Evolution. Chief Learning Officer, 10(4), 38-41. Retrieved from http://empowerlms.wordpress.com/2011/04/25/mobile-learning-the-next-evolution/
3. Bonk, C. J., Lee, M. M., Reeves, T. C., & Reynolds, T. H. (2015). Preface: Actions leading to "MOOCs and open education around the world." In C. J. Bonk, M. M. Lee., T. C. Reeves, & T. H. Reynolds. (Eds.), MOOCs and open education around the world. NY: Routledge. Retrieved from http://publicationshare.com/moocsbook/
4. Drake, M. (2014, February 9). Old school rules! Wisdom of massive open online courses now in doubt. The Washington Times. Retrieved from http://www.washingtontimes.com/news/2014/feb/ 9/big-plan-on-campus-is-dropping-out/?page=all.
5. Fox, A. (2013, December). From MOOCs to SPOCs. (Supplementing the classroom experience with small private online courses). Communications of the ACM, 56(12), 38-40. doi: 10.1145/2535918
6. Pappano, L. (2012, November 4) The year of the MOOC. The New York Times. Retrieved from http://www.nytimes.com/2012/11/04/ education/edlife/massive-open-onlinecourses-are-multiplying-at-a-rapid-pace.html?pagewanted=all&_r=0
7. Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов : [аналитич. обзор] // J'son & Partners Consulting : [сайт]. - 2014. - Декабрь [Электронный ресурс]. - URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/...
8. Sharples, M., McAndrew, P., Weller, M., Ferguson, R., FitzGerald, E., Hirst, T., & Gaved, M. (2013). Innovating Pedagogy 2013. Open University Innovation Report 2. Milton Keynes: The Open University. Retrieved from http://www.open.ac.uk/blogs/innovating/.
9. Traxler, J. (2010). Distance education and mobile learning: Catching up, taking stock. Distance Education, 31(2), 2010, 129-138.
10. Edudemic Connecting Education & Technology staff (2014, December 11). 10 Most Popular Teaching Tools Used This Year. Retrieved from http://www.edudemic.com/10-popular-teaching-tools-2014/.
-^-