Научная статья на тему 'Инновационные направления развития электронного обучения'

Инновационные направления развития электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
91
Поделиться
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / МООС / АНАЛИТИКА ОБУЧЕНИЯ / ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / E-LEARNING / INNOVATIONS IN EDUCATION / ANALYTICS IN EDUCATION / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / MOOC / MOOCS / EDUCATIONAL INTERNET-SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Симонов Александр Васильевич

В статье анализируются инновационные тенденции развития электронного обучения, базирующиеся на современных информационно-коммуникационных технологиях. Рассмотрены особенности и перспективы использования массовых открытых он-лайн курсов (МООС) в университетских программах обучения, приводится описание современных социальных интернет-сервисов, ориентированных на использование в задачах электронного обучения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Симонов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Innovative trends of e-learning development

The article analyzes the innovative e-learning development trends based on modern information-and-communication technologies. It considers the features and prospects of massive open online courses (MOOC) in university training programmes, describes modern social Internet services focused on e-learning

Текст научной работы на тему «Инновационные направления развития электронного обучения»

С. С. Неустроев, А. В. Симонов

(Москва)

Инновационные направления

развития электронного обучения

В статье анализируются инновационные тенденции развития электронного обучения, базирующиеся на современных информационно-коммуникационных технологиях. Рассмотрены особенности и перспективы использования массовых открытых он-лайн курсов (МООС) в университетских программах обучения, приводится описание современных социальных интернет-сервисов, ориентированных на использование в задачах электронного обучения.

Электронное обучение (е-1еагп^] выступает в настоящее время одним из мощных катализаторов инновационного развития образовательной сферы. Это связано главным образом с инновационным характером информационно-коммуникационных технологий, на базе которых развивается современное электронное обучение. При этом замечено, что электронное обучение, являясь по своей сути инструментом дистанционных форм организации учебного процесса, во все большей мере вовлекает в него весь спектр современных сетевых информационно-технологических решений, которые насытили мировой Интернет различными социальными сервисами коммуникации, информационного онлайн обмена и взаимодействия, формирования и поддержки сетевых профессиональных сообществ.

Среди подавляющего числа методологов и практиков электронного обучения сложилось устойчивое мнение, что инновации в образовании, основанные на современных информационных технологиях, должны не заменять традиционные формы обучения, а лишь дополнять их. Действительно, формальное, традиционное образование - будь то в школе, колледже или на университетском уровне -это стабильная система, скрепленная взаимосвязанным набором правил, требований, соглашений, методик по разработке учебных программ, организации и поддержки учебного процесса, обеспечению надлежащего качества и эффективности его результатов, т.е. всего того, что сопротивляется любым внешним изменениям.

Теоретически, добавление новой крупной инновации может нарушить систему и вы-

звать непредсказуемые изменения. В то же время, как показывает мировой опыт, образовательные инновации, основанные на использовании новейших достижений в области информационных технологий, не только не разрушают сложившиеся образовательные системы, а наоборот, укрепляют их за счет расширения набора видов и форм образовательного контента, способов и методик преподавания и оценки, увеличения учебной аудитории и т.д. При этом становится возможным быстрое тиражирование новых успешных практик, поддержка активного информационного взаимодействия среди студентов и преподавателей, в т.ч. интерактивного общения.

Практика свидетельствует, что во многом благодаря ускоренному развитию электронного обучения и его широкой популяризации в профессиональной образовательной среде в настоящее время оформились и активно исследуются два основных инновационных направления дальнейшего совершенствования научно-образовательной сферы:

- информационно-коммуникационное -Е-Ьвагптд (электронное обучение];

- дидактическое - E-Didactics (электронная дидактика].

К сожалению, в современной научно-методической литературе, посвященной проблемам развития электронного обучения, внимание исследователей, как правило, по-прежнему сосредоточено главным образом на обсуждении и анализе способов и методов применения различных информационных технологий и интернет-сервисов в учебном процессе, а не тех новых дидактических возможностей, которые эти технологии и сервисы предос-

тавляют. Вместе с тем следует отметить, что само электронное обучение все чаще рассматривается как специфическая интегрированная дидактическая система, основанная на использовании дистанционных образовательных технологий.

Наметившееся переосмысление роли и места современных информационных технологий в дальнейшем совершенствовании инновационных сторон электронного обучения стало возможным благодаря появлению и бурному развитию «массовых открытых онлайн курсов» (massive open online courses, MOOC].

MOOC прочно вошли в основной профессиональный лексикон современного электронного обучения в высшем образовании и поэтому заслуживают более детального рассмотрения и оценки.

В профессиональной литературе в основном поддерживается мнение, что впервые «движение МООС» зародилось в Канаде в 2008 году и быстро распространилось в США и других развитых странах. Помимо Массачу-сетского технологического института, который еще в 2001 году выступил инициатором открытого доступа к собственным электронным образовательным ресурсам (проект OpenCourseWare], другими ключевыми адаптерами собственных систем электронного обучения и поддерживаемых ими электронных образовательных ресурсов (ЭОР) к задачам МООС стали Стэнфордский университет, Университет Дьюка, Университет Пенсильвании, Университет штата Мичиган, Лондонский Открытый университет и Университет Эдинбурга. Каждый из них внес определенный вклад в развитие МООС как инновационной формы представления электронного образовательного контента [1].

В то время как эти, а также часть других университетов, занимались исследованиями новой формы доставки образовательного контента, включая вопросы подготовки специалистов, разработки специализированных программных средств и технологий обучения и т.д., ряд коммерческих компаний активно заполняли наметившийся пробел в дистанционных образовательных услугах для широкого круга пользователей, вооруженных современными информационными технологиями и многочисленными программными интернет-приложениями.

В результате, ряд успешных независимых МООС-проектов, таких как Udacity, Coursera, EdX, Udemy, FutureLearn, NovoEd, Open2Study очень быстро оказались в центре внимания как академической, так и медийной публичной сферы, собирая широкий набор мнений, начиная от восторженного одобрения (Pappa-no, 2012] [6], заканчивая критическими прогнозами скорого увядания (Drake, 2014] [4].

При этом следует подчеркнуть, что столь пристальное внимание к МООС, наблюдаемое в академической прессе, автоматически означает, что их значение разными специалистами воспринимается по-разному. Одни из них считают, что «массовые курсы», в первую очередь, предоставляют уникальные возможности для диверсификации университетского образования, другие акцентируют внимание на возможностях формирования с помощью МООС глобальных самоорганизующихся сообществ учащихся, разделяющих предлагаемые образовательные идеи, ресурсы и лучшие практики. Третьи рассматривают МООС, главным образом, в качестве инструмента, существенно расширяющего доступ к образованию.

Новые аббревиатуры на базе MOOC множатся и развиваются: помимо уже известных сМООС, сосредоточенных на широком использовании в обучении дидактической теории коннективизма, и хМООС, ориентирующихся в первую очередь на решение прагматических задач увеличения количества обучающихся студентов и производительности предлагаемых курсов, появляются новые разновидности, занимающие все новые и новые образовательные ниши. Например, рМООС -проектно- или проблемно-ориентированные «массовые курсы», tMOOC - курсы, основанные на решении задач, PD-MOOC - курсы для профессионального развития специалистов различных социально-экономических отраслей (педагогов, медиков, бизнесменов и др. (Bonk, Lee, Reeves & Reynolds, 2015] [3].

В целом можно отметить тенденцию, что современные типы МООС различаются друг от друга по двум основным векторам - прагматическому и дидактическому.

Сформулированные направления развития МООС хорошо сочетаются с основными трендами развития мирового рынка он-лайн образования в целом, которые отмечены в аналитическом обзоре ведущего консалтингового агентства на рынках телекоммуника-

ций, информационных, медийных и инновационных технологий J'son & Partners Consulting (Рынок онлайн-образования в России и мире..., 2014] [7].

Так, по мнению агентства, можно выделить следующие инновационные направления развития электронного он-лайн образования:

- формирование микрокурсов - наблюдается тенденция к уменьшению среднего времени одного образовательного ролика до 1-3 минут;

- внедрение геймификации - поскольку одной из основных задач образовательных интернет-площадок, к которым относятся и МООС, является необходимость как можно дольше удерживать внимание пользователя; насыщение электронных курсов игровыми компонентами (геймофикация] становится одним из важных приемов дальнейшего совершенствования электронных учебных курсов;

- широкое применение новых сетевых информационных интернет-сервисов - многие эксперты и аналитики электронного обучения считают, что развитие технологий т.н. дополненной виртуальной реальности может стать дополнительным драйвером повышения качества и удобства освоения электронных курсов за счет использования сервисов поддержки сетевых сообществ и информационного обмена между их участниками;

- развитие специализированных профессиональных образовательных программ на основе электронного контента - корпоративный сегмент обращает все большее внимание на отрасль. Крупные корпорации выступают как в качестве потребителей, так и в качестве провайдеров услуг, ориентирующихся прежде всего на рынок дополнительного профессионального образования;

- прикладная ориентация - наблюдается тенденция к росту количества площадок, предлагающих именно прикладные знания и навыки. Данная тенденция в особенности заметна в России.

Охарактеризовать МООС как сформировавшийся инновационный тип новой институциональной формы можно следующим образом: все образовательные платформы являются открытыми для поставщиков контента и самих обучающихся, ограничиваясь лишь стандартами размещения контента, языком описания результатов обучения и не-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которыми другими требованиями. Данные платформы принципиально ориентированы на глобальную образовательную аудиторию - например, совместный проект он-лайн обучения Массачусетского технологического института и Университета Гарварда по созданию и развитию MOOC EdX ориентируется на привлечение аудитории в один млрд. студентов в среднесрочной перспективе.

Такие, приближающиеся уже к глобальным, масштабы деятельности МООС дают основание некоторым университетским ученым задаться вопросом, а не уничтожит ли «движение МООС» традиционное (академическое) университетское образование? По мнению Б. Биггса и Р. Джастица (Biggs & Justice, 2011), многое будет зависеть от того, как и для каких целей университеты будут использовать возможности МООС [2]. В этой связи интересен подход, высказанный А. Фоксом из Университета Беркли (США), который предположил, что определенный учебный курс, предлагаемый МООС, по инициативе университета может быть включен в индивидуальную учебную программу студента, не заменяя, а лишь дополняя курс, читаемый в этом университете (Fox, 2013). Для описания подобных случаев автор предлагает вместо понятия MOOC использовать его термин-антипод SPOC (Small Private Online Course) [5].

В любом случае современные МООС следует рассматривать в качестве мощного инновационного инструмента дальнейшего совершенствования в первую очередь университетского образования, успехи использования которого зависят от той политики конкретного вуза, которую он выстраивает исходя из собственных интересов, потенциала и перспектив развития. В дополнение к этому следует отметить, что наличие МООС открывает перспективы к партнерству университетов по согласованию и комплексированию образовательных программ подготовки, при котором различные электронные курсы МООС могут служить основой взаимозачета отдельных дисциплин или их составляющих университетами-партнерами.

Помимо бурного роста популярности МООС, следует отметить другие инновационные подходы и решения, способствующие развитию и совершенствованию электронного обучения.

Так, в последнее время все большее внимание среди разработчиков-поставщиков

программного обеспечения в области электронного обучения, а также преподавателей и методистов, использующих его в учебном процессе, уделяется направлению, получившему название «Аналитика обучения» (Learning Analytics].

Аналитика обучения как сервисный компонент электронного обучения занимается сбором, анализом и представлением результатов специализированного исследования тех больших массивов данных (Log-files], которые накапливают сервера сетевой поддержки электронных систем управления обучением, рассматривая каждого учащегося, студента, преподавателя или тьютора в качестве пользователя соответствующего интернет-ресурса (сайта] и фиксируя каждое их обращение к серверу.

Это может быть, например, время входа, выхода или возврата в систему обучения, доступ к определенной странице электронного курса и продолжительность пребывания на ней, обращение к серверу как факт реакции пользователя в контексте тех действий, которые требуются от него во время пребывания на данной странице (просмотр дополнительной информации по теме, ответ на заданный вопрос, подтверждение переход на следующую страницу] и др.

Для этих целей современные системы управления электронным обучением (LMS) все чаще оснащаются специально разработанными сервисами, накапливающими и структурирующими большие наборы данных о поведении пользователей, главным образом из числа обучающихся (студентов или учеников] во время каждого сеанса работы в системе в контексте тех действий, которые они совершают.

Сервис аналитики включает в себя, как правило, систему запросов к структурированной базе данных по различным критериям -определенный этап обучения, количество и продолжительность сеансов, время, затраченное на прохождение теста и т.д., блок аналитической обработки результатов выборки, включающей ранжирование, кластеризацию и агрегирование показателей и характеристик, а также средства визуализации результатов аналитической обработки на графиках и диаграммах.

В результате преподавателю (тьютеру] удается измерить и дать сравнительную оценку как индивидуальной активности от-

дельных студентов, так и учебных групп или потоков в целом, которую они проявляют при освоении определенного электронного курса или его отдельного компонента, классифицировать результаты такой активности, сопоставить их с показателями успеваемости, оценить трудоемкость успешного освоения определенного материала по объему затраченного времени, а также получить многие другие показатели и критерии, характеризующие особенности того или иного электронного курса, методов его преподавания и результатов освоения.

Целью использования сервиса аналитики обучения является совершенствование как самих электронных учебных курсов, так и методики их освоения, включая оптимизацию хронометража прохождения отдельных этапов.

Важно отметить, что сервис аналитики опирается на кумулятивный эффект накопления данных, при котором удается отследить активность и успешность или неуспешность прохождения контрольных заданий или промежуточных тестов в поступательном процессе освоения курса и по результатам оперативного анализа корректировать этот процесс как по времени, так и по объемам освоенного материала.

Резюмируя сказанное, можно предложить рабочее определение инновационного направления «Аналитика обучения», которое представляет собой измерение, сбор, анализ и представление данных о поведении учащихся в среде электронного обучения в контексте задач освоения учебного материала с целью интерпретировать и оптимизировать учебную деятельность, а также электронную среду, в которой эта деятельность осуществляется.

Как показывают первые результаты, применение сервиса аналитики в системах электронного обучения полезно как преподавателю, так и студентам. Преподаватели могут использовать аналитику обучения для:

- формализованного объективного контроля процесса обучения;

- исследования индивидуальных или групповых особенностей освоения материалов электронного курса;

- выявления проблем, снижающих эффективность и качество обучения;

- анализа типовых ситуаций, возникающих в процессе обучения и формулирования шаблонных решений;

Таблица

Десять наиболее популярных открытых интернет-сервисов для учителей

№ п/п Название интернет-сервиса Область использования в образовательной деятельности

1 The Google Apps for Education Suite Поддержка сервисов «Классная комната», «Почта», «Календарь», «Документы», «Таблицы», «Слайды», «Вебсайты».

2 Twitter Формирование и использование персональных образовательных сетей для обучения на основе информационного обмена дискуссионного характера.

3 YouTube Использование образовательных каналов для демонстрации учебных видео.

4 Edmodo Облачная платформа для организации и поддержки обучения.

5 Remind Мессенджер уведомлений и записок в реальном времени.

6 WordPress Классный (урочный) блог в реальном времени.

7 Evernote Облачный сервис хранения записок: комплексная организация урока, включая учебные планы, структурированный контент, портфолио студентов и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 EDpuzzle Видео-интегратор: использование фрагментов трансформированного видео (собственного, с YouTube, №тео) в полноценный видеоурок.

9 Easel.ly Создание и использование дидактических материалов на основе инфографики с богатой библиотекой графических компонентов.

10 Dropbox Сервис облачного хранения документов и учебных материалов.

- определения показателей успешности или неуспешности освоения курса на ранних стадиях обучения для прогнозирования конечных результатов и итоговых оценок;

- оценки полезности учебных материалов;

- повышения осведомленности о состоянии учебного процесса;

- обоснования дополнительных действий со стороны преподавателя относительно отдельных студентов или учебной группы в целом (вмешательство в учебный процесс, предоставление помощи].

В свою очередь обучающиеся могут использовать сервис аналитики для контроля и оценки эффективности своих действий по освоению курса, а также сравнительного анализа собственных действий с действиями других, более успешных обучающихся [7].

В настоящее время сервисы аналитики обучения рассматриваются как весьма перспективный и объективный инструмент исследования многих аспектов организации и осуществления электронного обучения: ин-

формационных, методических, организационных, поведенческих, нормативных и др. Успех применения этого сервиса во многом будет определяться объемами данных, которые можно получить и использовать в задачах анализа различных сторон электронного обучения. В этой связи определенные перспективы связаны с внедрением сервиса аналитики в деятельность МООС.

Заслуживает внимания и такое новое организационно-методическое направление совершенствования электронного обучения, как бесшовное обучение (Seamless learning]. Суть нововведения заключается в формировании персональной учебной среды обучающегося (Personal Learning Environment] путем использования тех социальных облачных интернет-сервисов, которые он выбрал для своего самообразования. Такая среда может включать Twitter, Facebook, блоги, ридеры блогов, сервисы Google, системы построения карт памяти Mind Maps и многое другое. В качестве одного из компонентов такой среды в обязательном порядке должны выступать се-

тевые информационные агрегаторы, например iGoogle или Netvibes, способные упорядочивать, систематизировать и управлять различными социальными сервисами в интересах индивидуального пользователя.

В целом в настоящее время в мировой практике электронного обучения наблюдается устойчивая тенденция все более широкого и интенсивного использования в учебном процессе открытых сетевых информационных сервисов. Это приводит к тому, что само понятие «электронного обучения» все чаще заменяется понятием «облачного обучения» (Cloud Learning].

В качестве примера приведем несколько популярных открытых онлайн-сервисов, которые сейчас используются в задачах электронного обучения:

- Nearpod.Com - онлайн-платформа, которая позволяет учителям создавать презентации к своим занятиям и делиться ими с учениками прямо во время урока, раздав им код доступа. Участвовать в сессиях можно с любого устройства и с любой платформы: iOS, Android, Windows Phone.

- Socrative.Com - викторины для студентов - мобильное приложение, которое помогает учителям создавать онлайн-викторины для определения уровня знаний студентов. На вопросы викторины можно отвечать под своим именем или же анонимно, в зависимости от того, какой режим использования предусмотрел преподаватель. Для составления викторины необходимо, чтобы на мобильном устройстве преподавателя было установлено специальное приложение для учителей.

- HistoryPin.Org - главный открытый исторической сервис в сети. Каждый зарегистрированный пользователь создаёт свой проект, основанный на анализе и описании исторических фотографий. Historypin поддерживается мобильным приложением для смартфонов и планшетов под iOS и Android.

- Remind.Com (бывш. Remind 101] - один их популярных мессенджеров односторонней коммуникации - преподаватели рассылают ученикам и всем вовлеченным в учебный процесс уведомления и сообщения.

К этому можно добавить, что недавнее исследование интернет-издания Edudemic, изучающего проблемы взаимосвязи образования и технологий, назвало десять наиболее популярных открытых интернет-сервисов для

учителей. Перечень сервисов и их краткое назначение приведены в таблице [9]., см. с. 13.

Создание и использование персональных обучающих сред, которые благодаря наличию постоянно расширяющегося набора открытых социальных информационных сервисов различного назначения, охвата и тематического наполнения (причем не только образовательного] вышли за организационные институциональные рамки университетского образования, привели к формированию и распространению еще одного нововведения, которое можно назвать внеинституциональ-ной общественной аккредитацией узкопрофессиональных компетенций - Open Badges (от англ. badge - значок, медаль].

В рамках этого нововведения, освоив, например, определенный электронный курс и выполнив специальное квалификационное задание, можно получить индивидуальный «бейдж» (цифровой значок], свидетельствующий о приобретении соответствующих навыков. Полученный «бейдж» хранится в доверенной базе данных (гарантирующей подлинность] и представляет собой совокупность изображения (образа «значка»] и описательных данных: ссылки на курс, квалификационное задание и критерии его оценки, наименование эксперта или организацию, выдавших «бейдж», и другие сведения, позволяющие судить о качестве приобретенных знаний и навыков. Этот знак отличия является своего рода документом, подтверждающим успешное освоение электронного курса. В обсуждении перспектив развития массового профессионального электронного обучения он все чаще рассматривается как средство возможного признания профессиональных качеств его владельца среди работодателей.

Перечень информационно-коммуникационных инноваций, которые используются в электронном обучении, постоянно пополняется новыми сервисами, как автономными, так и встраиваемыми в современные электронные обучающие среды и системы управления обучением.

Можно сказать, что эти направления инноваций существенно повлияли на модернизацию и переосмысление различных сторон современного образования, повысили творческую активность преподавателей и методистов, вооружив их новыми инструментами обучения и управления учебным процессом.

Вместе с тем актуальной задачей сегодняшнего дня остается исследование процессов влияния нового информационно-коммуникационного инструментария, успешно закрепившегося в сфере образования, на ста-

новление и развитие концептуальных и методических основ новой, электронной дидактики, способной поднять эффективность и качество обучения на новый уровень.

Литература

1. Belanger, Y. & Thornton, J. (2013). Bioelectricity: a quantitative approach. Duke University's first MOOC (February 5, 2013). Duke University, North Carolina. Retrieved from http://dukespace.lib.duke. edu/dspace/handle/10161/6216/

2. Biggs, B. & Justice, R. (2011, April 12). Mobile Learning: The Next Evolution. Chief Learning Officer, 10(4), 38-41. Retrieved from http://empowerlms.wordpress.com/2011/04/25/mobile-learning-the-next-evolution/

3. Bonk, C. J., Lee, M. M., Reeves, T. C., & Reynolds, T. H. (2015). Preface: Actions leading to "MOOCs and open education around the world." In C. J. Bonk, M. M. Lee., T. C. Reeves, & T. H. Reynolds. (Eds.), MOOCs and open education around the world. NY: Routledge. Retrieved from http://publicationshare.com/moocsbook/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Drake, M. (2014, February 9). Old school rules! Wisdom of massive open online courses now in doubt. The Washington Times. Retrieved from http://www.washingtontimes.com/news/2014/feb/ 9/big-plan-on-campus-is-dropping-out/?page=all.

5. Fox, A. (2013, December). From MOOCs to SPOCs. (Supplementing the classroom experience with small private online courses). Communications of the ACM, 56(12), 38-40. doi: 10.1145/2535918

6. Pappano, L. (2012, November 4) The year of the MOOC. The New York Times. Retrieved from http://www.nytimes.com/2012/11/04/ education/edlife/massive-open-onlinecourses-are-multiplying-at-a-rapid-pace.html?pagewanted=all&_r=0

7. Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов : [аналитич. обзор] // J'son & Partners Consulting : [сайт]. - 2014. - Декабрь [Электронный ресурс]. - URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/...

8. Sharples, M., McAndrew, P., Weller, M., Ferguson, R., FitzGerald, E., Hirst, T., & Gaved, M. (2013). Innovating Pedagogy 2013. Open University Innovation Report 2. Milton Keynes: The Open University. Retrieved from http://www.open.ac.uk/blogs/innovating/.

9. Traxler, J. (2010). Distance education and mobile learning: Catching up, taking stock. Distance Education, 31(2), 2010, 129-138.

10. Edudemic Connecting Education & Technology staff (2014, December 11). 10 Most Popular Teaching Tools Used This Year. Retrieved from http://www.edudemic.com/10-popular-teaching-tools-2014/.

-^-