Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ТИПЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / ТЕХНОЛОГИИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕДОСТАТКИ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич, Акаев Тимерхан Рамзанович

В статье говорится о роли и значении онлайн-образования в системе среднего профессионального образования. Авторами дано понятие онлайн-образования, представлены типы и технологии онлайн-образования. Выявлены преимущества онлайн-обучения в системе профессионального образования, а также недостатки, которые не позволяют образовательным учреждением на уровне среднего звена в полной мере использовать возможности электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF ONLINE EDUCATION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article talks about the role and importance of online education in the system of secondary vocational education. The authors gave the concept of online education, presented the types and technologies of online education. The advantages of online learning in the system of vocational education, as well as the disadvantages that do not allow an educational institution at the middle level to fully use the possibilities of e-learning, are revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_9_1_39 УДК 378.018

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]

Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич,

преподаватель факультета информационных технологий, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: akhmadov. forensics@mail. ru

Акаев Тимерхан Рамзанович,

магистрант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]

В статье говорится о роли и значении онлайн-образования в системе среднего профессионального образования. Авторами дано понятие онлайн-образования, представлены типы и технологии онлайн-образования. Выявлены преимущества онлайн-обучения в системе профессионального образования, а также недостатки, которые не позволяют образовательным учреждением на уровне среднего звена в полной мере использовать возможности электронного обучения.

Ключевые слова: онлайн-образование; типы электронного образования; массовые открытые онлайн-курсы; технологии онлайн-образования; преимущества; недостатки; личностное развитие; самообразование; дополнительное образование; Интернет.

UDC 378.018

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF ONLINE EDUCATION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Akhmadov Ahmedkhadzhi Umarkhadzhievich,

Lecturer, Faculty of Information Technology, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Akaev Timerkhan Ramzanovich,

undergraduate, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

The article talks about the role and importance of online education in the system of secondary vocational education. The authors gave the concept of online education, presented the types and technologies of online education. The advantages of online learning in the system of vocational education, as well as the disadvantages that do not allow an educational institution at the middle level to fully use the possibilities of e-learning, are revealed.

Keywords: online education; types of e-education; massive open online courses; online education technologies; Benefits; limitations; personal development; self-education; additional education; Internet.

Мы живем в эпоху стремительных изменений информационной структуры мира. Система образования отозвалась на преобразования появлением нового содержания, цели обучения, новых форматов и методов обучения [3]. Новым в эпоху совершенствования технологий передачи информации становится онлайн-образование.

Онлайн-образование - это молодая отрасль на рынке образования. Взрывной рост онлайн-образования начался с 2012 года.

i, По стой мости:

*>

3.

4.

5

Онлайн-образование - глобальное направление реформы в системе образования XXI века. Каждая образовательная организация стремится к максимальной эффективности электронного обучения учебным дисциплинам. Это требует специальных технических средств обучения.

Коллектив авторов во главе с Е. С. Полат полагают, что онлайн-образование предусматривает активный обмен информацией

Это совпало с временем, когда идея электронного обучения утвердилась в США [1].

Наиболее распространенным типом электронного образования в России и за рубежом являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК).

МООК предназначены для неограниченного количества слушателей.

Типологизацию онлайн-образования приведем на рис. 1.

между участниками образовательного процесса посредством современных ИКТ и передовой техники [6].

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» нет в полной мере точного определения понятия «онлайн-образование». Закон вводит термин «электронное обучение», который является синонимом дистанционного обучения с использованием онлайн-техноло-гий образования и компьютерных сетей.

•бесплотные; •платные;

*freemium (обучения бесплатное, а сдача экзамена или получение сертификата. - платное)

По времени:

•fíxcd time (курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц);

«opeoschedule(курс доступен всегда)

По авторству курсов:

•пользовательские курсы (размещается информация от пользователей, например е виде видеороликов);

•профессиональные (весь процесс co'í.nainisr курса. включая видеосъемку, компания берет на себя)

] lo количеству слушателей:

•без ограничения;

•с ограничением (обычно ие более 50 слушателей)

По процессу обучения:

•курсы без сопровождения (предлагается только односторонняя передача информации); •курсы с сопровождением (подразумевают общение преподавателя со студентами)

Рисунок 1 - Типы онлайн-образования [9]

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

На современном этапе развития компьютерных технологий становится возможной реализация обучения в формате онлайн-об-разования.

В России большое число образовательных учреждений уже работают дистанционно, предоставляя свои материалы в электронном виде. Тем не менее на сегодня онлайн-образование в российских образовательных

организациях далеко от желаний клиентов [4, с. 31].

Стоит отметить, что в России элементы электронного образования применяются как дополнение к традиционному обучению. В этой связи онлайн-образование приравнивается к «обучению с использованием технических средств», «обучению при помощи компьютера», «сетевому обучению» (рис. 2).

Рисунок 2 - Технологии онлайн-образования

В последнее время в системе профессионального образования элементы онлайн-образования используются более активно. Технологии электронного образования направлены на координацию деятельности учащихся и преподавателя. Особенности он-лайн-образования позволяют студентам получать знания на расстоянии в любое удобное для них время.

Сегодня онлайн-образование скорее всего рассматривается как дополнительное обучение, или возможность расширения кругозора.

Онлайн-образование студентов обладает своими преимуществами и недостатками. Анализ литературы позволил выявить наиболее распространенные преимущества он-лайн-обучения в системе профессионального образования [6; 5; 7]. Приведем их на рис. 3.

При правильном сочетании положительных сторон онлайн-образования возможно достижение эффективности обучения. В условиях модернизации образования воз-

можности электронного обучения через Интернет позволяют обучающимся самостоятельно выбирать темп обучения.

Онлайн-образованию также свойственны некоторые отрицательные стороны (рис. 4) [10].

Онлайн-образование является важным направлением поддержки потенциала образовательного учреждения СПО.

Роль и значение онлайн-образования в системе СПО заключается в том, что оно предоставляет возможность качественного и мобильного образования беспрепятственно в пространстве и во времени, независимо от возраста, физического состояния и материального благополучия человека [8, с. 51].

В настоящее время в России в системе СПО онлайн-образование набирает все большую популярность. Созданы базовые условия для реализации учебных программ с применением онлайн-технологий образования.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» образовательные учреждения

Рисунок 3 - Преимущества онлайн-образования

Рисунок 4 - Недостатки онлайн-образования

должны обеспечить полноценный электронный доступ к учебному и методическому материалу и их соответствие ФГОС. Закон установил также требования к кадровому обеспечению электронного образования в образовательных организациях.

На сегодня существует ряд проблем, кото-

рые не позволяют образовательным учреждением на уровне среднего звена в полной мере использовать возможности электронного обучения. Закон «Об образовании в РФ» не предусматривает четких технических требований к осуществлению электронного обучения, что снижает эффективность обуче-

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

ния. В плане технологического обеспечения онлайн-обучения нет единых закрепленных стандартов для применения всеми учебными организациями СПО.

Отсутствие законодательных предписаний онлайн-обучения российских студентов СПО приводит к разным концепциям электронного обучения. Для одних учебных заведений это видится как перевод на дистанционное обучение, для других - как электронные сессии с участием преподавателя, а для третьих -создание виртуальных сообществ для всех участников образовательного процесса [2].

По данным различных экспертных оценок, от 22 % до 35 % людей в возрасте 18-32 лет предпочитают онлайн-обучение традиционной очной или очно-заочной форме. Се-

годня уже более 50 % молодого населения активно прибегают к онлайн-обучению для личностного развития и самообразования. Дополнительное образование через Интернет получают 28 % российских граждан. Поэтому можно говорить о возрастающем инте -ресе потребителей образовательных услуг к онлайн-обучению.

Таким образом, в российской системе СПО онлайн-образование в настоящее время вплотную подходит к рубежу, отделяющему его от полноценной формы обучения. Исследование проблем развития онлайн-об-разования СПО в России, которая отвечала бы требованиям отечественных профессиональных учебных заведений среднего звена, становится актуальным.

Список литературы_

1. Беляева Е.А. MOOCs и будущее высшего образования // Сыктывкарский государственный университет. URL: http://www.syktsu.ru/2013/04/25/MOOCS-i-budushhee-vysshegoobrazovaniya (дата обращения: 14.07.2022).

2. Гореткина Е. Массовое онлайновое обучение бросает вызов российской системе образования // PC Week/ RE. 2013. № 20 (840). URL: http://www. pcweek.ru/numbers/detail.php?ID=153766 (дата обращения: 14.07.2022).

3. Корнеев А.Н., Толоконникова Е.В. Дистанционное обучение: будущее развития образования: учеб.-метод. пособие. М.: Мир науки, 2019. URL: http://izdmn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (дата обращения: 14.07.2022).

4. Молчанов А.С. Электронное обучение: бег через нормативные барьеры // Аккредитация в образовании. 2013. № 67. С. 30-32.

5. Носова Л.А., Павлова Т. А. Модернизация образования в России на современном этапе // Дневник науки. 2019. № 1 (25). С. 7.

6. Полат Е.С. Дистанционное обучение / Е.С. Полат [и др.]. М.: ВЛАДОС, 1998. 192 с.

7. Прошкина Л.А., Пышнограй ГВ. Преимущества и недостатки применения компьютерных технологий при дистанционном обучении // Педагогическое образование на Алтае. 2015. № 1. С. 112-117.

8. Тихонов А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». 1995. Вып. 4.

9. Рынок онлайн-образования в России и мире. URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-2014090112414350 (дата обращения: 14.07.2022).

10. Anderson J. Coronavirus is giving online higher education a second chance to prove its worth. URL: https:// qz.com/1817162/coursera-is-making-its-courses-free-to-students-around-the-world/ (дата обращения: 11.07.2022).

References_

1. Belyaeva E.A. MOOCs and the future of higher education. Syktyvkar State University. URL: http://www.syktsu. ru/2013/04/25/MOOCS-i-budushhee-vysshegoobrazovaniya (accessed: 07/14/2022).

2. Goretkina E. Mass online learning challenges the Russian education system. PC Week/RE. 2013. No. 20 (840). URL: http://www .pcweek.ru/numbers/detail.php?ID=153766 (accessed: 07/14/2022).

3. Korneev A.N., Tolokonnikova E.V. Distance learning: the future of education development: studies.-method. manual. M.: World of Science, 2019. URL: http://izdmn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (date of application: 07/14/2022).

4. Molchanov A.S. E-learning: running through regulatory barriers. Accreditation in education. 2013. No. 67. pp. 30-32.

5. Nosova L.A., Pavlova T.A. Modernization of education in Russia at the present stage. Diary of Science. 2019. No. 1 (25). p. 7.

6. Polat E.S. Distance learning / E.S. Polat [et al.]. M.: VLADOS, 1998. 192 p.

7. Proshkina L.A., Pyshnograi G.V. Advantages and disadvantages of using computer technologies in distance learning. Pedagogical education in Altai. 2015. No. 1. pp. 112-117.

8. Tikhonov A.N. Strategy and ways of transition from informatization of education to informatization of the regions of Russia and society as a whole. Bulletin «Problems of informatization of higher education». 1995. Issue 4.

9. Online education market in Russia and the world. URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-2014090112414350 (accessed: 07/14/2022).

10. Anderson J. Coronavirus gives online higher education a second chance to prove its worth. URL: https:// qz.com/1817162/coursera-is-making-its-courses-free-to-students-around-the-world / (accessed: 07/11/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.