Научная статья на тему 'Приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках инновационной политики'

Приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная политика / инновации / инновационное развитие / инновационные расходы / малое и среднее предпринимательство / НИОКР / перспективы развития / потенциал / эффективность / state policy / innovations / innovative development / innovative spending / small and medium-sized enterprises / R&D / development prospects / potential / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонов Сергей Валентинович, Осипов Владимир Сергеевич

Внедрение инноваций является одной из главных экономических целей, поскольку это главный фактор обеспечения выполнения задач импортозамещения, расширения экономической экспансии на внешних рынках, повышения конкурентоспособности отечественной экономики в целом. Исходя из этого, является актуальной задача исследования инновационных процессов в отечественном экономическом поле. Особое внимание при этом стоит уделить сектору малого и среднего предпринимательства, поскольку небольшие организации умеют более гибко реагировать на требования рынка и имеют меньшую инертность при решении задач по быстрой настройке производства под новые правила. Малый размер предприятия определяет необходимость высокой эффективности инновационных расходов в отличие от более крупных и самодостаточных экономических формаций. Целесообразно проведение сравнительного анализа результативности научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в секторе малое и среднее предпринимательство с данными по экономике в целом для определения приоритетного вектора государственной поддержки. В ходе исследования с применением математико-статистических методов, анализа и синтеза сделан вывод о применимости метода определения результативности инновационных процессов через отношение объема выпуска инновационной продукции к величине расходов на инновации. Такая методика расчета позволила установить, что наибольшую эффективность малое и среднее предпринимательство демонстрирует в ряде направлений, важных с точки зрения обеспечения технологического суверенитета страны и импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонов Сергей Валентинович, Осипов Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority areas of support for small and medium-sized enterprises within the framework of innovation policy

The introduction of innovations is one of the main economic goals, since it is the main factor in ensuring the fulfillment of the tasks of import substitution, expanding economic expansion in foreign markets, and increasing the competitiveness of the domestic economy as a whole. Proceeding from this, the task of studying innovative processes in the domestic economic field is an urgent task. At the same time, special attention should be paid to the sector of small and medium-sized enterprises, since small organizations are able to respond more flexibly to market requirements and have less inertia in solving problems of quickly adjusting production to new rules. The small size of an enterprise determines the need for high efficiency of innovative spending, in contrast to larger and self-sufficient economic formations. Based on this, it is advisable to conduct a comparative analysis of the effectiveness of R&D in the SME sector with data on the economy as a whole in order to determine the priority vector of state support. In the course of the study, using mathematical and statistical methods, analysis, and synthesis. A conclusion has been made about the applicability of the method for determining the effectiveness of innovative processes through the ratio of innovative products output volume to the amount of expenditure on innovation. This calculation method made it possible to establish that SMEs demonstrate the greatest efficiency in a number of areas that are important in terms of ensuring the country’s technological sovereignty and import substitution.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках инновационной политики»

УДК 001.895: 334.012.6 JEL O31 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-4-68-78

Получено: 19.09.2023 Статья доработана после рецензирования: 27.11.2023 Принято: 04.12.2023

Приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках инновационной политики

Симонов Сергей Валентинович1

Соискатель

ORCID: 0009-0008-5145-9352, e-mail: simonov_sv@rambler.ru

Осипов Владимир Сергеевич2

Д-р экон. наук, проф. каф. управления активами ORCID: 0000-0003-3109-4786, e-mail: vs.ossipov@gmail.com

1 Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, 119049, Ленинский пр-т, 4, стр. 1, г. Москва, Россия

2Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации,

119454, пр-т Вернадского, 76, г. Москва, Россия

Аннотация

Внедрение инноваций является одной из главных экономических целей, поскольку это главный фактор обеспечения выполнения задач импортозамещения, расширения экономической экспансии на внешних рынках, повышения конкурентоспособности отечественной экономики в целом. Исходя из этого, является актуальной задача исследования инновационных процессов в отечественном экономическом поле. Особое внимание при этом стоит уделить сектору малого и среднего предпринимательства, поскольку небольшие организации умеют более гибко реагировать на требования рынка и имеют меньшую инертность при решении задач по быстрой настройке производства под новые правила. Малый размер предприятия определяет необходимость высокой эффективности инновационных расходов в отличие от более крупных и самодостаточных экономических формаций. Целесообразно проведение сравнительного анализа результативности научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в секторе малое и среднее предпринимательство с данными по экономике в целом для определения приоритетного вектора государственной поддержки. В ходе исследования с применением математико-статистических методов, анализа и синтеза сделан вывод о применимости метода определения результативности инновационных процессов через отношение объема выпуска инновационной продукции к величине расходов на инновации. Такая методика расчета позволила установить, что наибольшую эффективность малое и среднее предпринимательство демонстрирует в ряде направлений, важных с точки зрения обеспечения технологического суверенитета страны и импортозамещения.

Ключевые слова: государственная политика, инновации, инновационное развитие, инновационные расходы, малое и среднее предпринимательство, НИОКР, перспективы развития, потенциал, эффективность

Для цитирования: Симонов С.В., Осипов В.С. Приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках инновационной политики//Управление. 2023. Т. 11. № 4. С. 68-78. Б01: 10.26425/2309-3633-2023-11-4-68-78

© Симонов С.В., Осипов В.С., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Received: 19.09.2023 Revised: 27.11.2023 Accepted: 04.12.2023

Priority areas of support for small and medium-sized enterprises within the framework of innovation policy

Sergej V. Simonov1

Applicant

ORCID: 0009-0008-5145-9352, e-mail: simonov_sv@rambler.ru

Vladimir S. Osipov2

Dr. Sci. (Econ.), Prof. at the Asset Management Department ORCID: 0000-0003-3109-4786, e-mail: vs.ossipov@gmail.com

1 National University of Science and Technology "MISIS", 4, bld. 1, Leninskiy prospect, Moscow 119049, Russia

2Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 76, prospect Vernadskogo, Moscow 119454, Russia

Abstract

The introduction of innovations is one of the main economic goals, since it is the main factor in ensuring the fulfillment of the tasks of import substitution, expanding economic expansion in foreign markets, and increasing the competitiveness of the domestic economy as a whole. Proceeding from this, the task of studying innovative processes in the domestic economic field is an urgent task. At the same time, special attention should be paid to the sector of small and medium-sized enterprises, since small organizations are able to respond more flexibly to market requirements and have less inertia in solving problems of quickly adjusting production to new rules. The small size of an enterprise determines the need for high efficiency of innovative spending, in contrast to larger and self-sufficient economic formations. Based on this, it is advisable to conduct a comparative analysis of the effectiveness of R&D in the SME sector with data on the economy as a whole in order to determine the priority vector of state support. In the course of the study, using mathematical and statistical methods, analysis, and synthesis. A conclusion has been made about the applicability of the method for determining the effectiveness of innovative processes through the ratio of innovative products output volume to the amount of expenditure on innovation. This calculation method made it possible to establish that SMEs demonstrate the greatest efficiency in a number of areas that are important in terms of ensuring the country's technological sovereignty and import substitution.

Keywords: state policy, innovations, innovative development, innovative spending, small and medium-sized enterprises, R&D, development prospects, potential, efficiency

For citation: Simonov S.V., Osipov V.S. (2023). Priority areas of support for small and medium-sized enterprises within the framework of innovation policy. Upravlenie /Management (Russia), 11 (4), pp. 68-78. DOI: 10.26425/2309-3633-2023-114-68-78

© Simonov S.V., Osipov V.S., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Введение / Introduction

Малый и средний бизнес играет ключевую роль в экономике развитых стран мира. В Российской Федерации (далее - РФ, Россия) в этой сфере трудится около 13 млн человек. Вклад малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в валовой внутренний продукт (далее — ВВП) составляет около 20 %, и этот показатель стабилен на протяжении последних лет [Быкова, 2021]. В развитых странах он, как правило, находится в пределах 50—70 % [Поддубная, 2021].

Низкая доля МСП в ВВП России объясняется исторически сложившейся еще в 1990-е гг. тенденцией к концентрации малых и средних предприятий в торговле. В настоящее время более половины оборота МСП и почти четверть всех его работников относятся к сектору торговли и ремонта [Быкова, 2021]. Это связано с тем, что постсоветской России в наследство достались крупные заводы и производственные комплексы, сформированные в виде 1-го экономического уклада, который не создавал стимулов для развития малого и среднего бизнеса в производственной сфере [Фальцман, 2020]. Этим же объясняется невысокий инновационный потенциал малого и среднего бизнеса в России, поскольку основная часть валового продукта отрасли создается в сфере торговли, ремонта, а также строительства, то есть в отраслях с низким инновационным потенциалом.

Стоит отметить, что стратегия выживания предприятий часто заключается в предложении потребителю наиболее новых и современных продуктов, и относительно небольшие организации быстрее реагируют на рыночные сигналы и подстраиваются под требования потребителей. Имеет смысл стимулировать инновационные процессы в малом бизнесе, поскольку государственные инвестиции в данном направлении могут иметь эффективность выше среднего по экономике [Боркова, 2019; Власов, 2020].

В этом ключе показателен пример Китая, который за достаточно короткий срок выстроил систему бизнес-инкубаторов для малого и среднего сектора экономики. Программа получила обобщенное название «Массовое предпринимательство. Универсальные инновации», в целом соответствуя государственной стратегии смены лозунга «Сделано в Китае» на «Разработано в Китае». Как отмечает Е.Н. Коптяев, Китай при этом использовал опыт стран Западной Европы и Соединенных Штатов Америки еще 1990-2000-х гг., когда они разрабатывали свои программы поддержки инноваций и высоких технологий в секторе МСП [Коптяев, 2020]. Повышенный интерес к стимуляции научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

в МСП связан, с одной стороны, с более высокой гибкостью малых форм хозяйствования, а с другой — с большей ограниченностью малых организаций в расходовании средств на инновации, которые при относительно небольшой величине могли бы дать значительно больший эффект в виде инновационной продукции [Саврадым, 2022].

«Стратегия развития МСП в России до 2030 г.» в качестве одного из пунктов программы развития малого и среднего бизнеса включает рост доли данного сектора в экспорте товаров из России до 12 % к концу периода действия программы [Образцова, 2020]. Однако в силу высокой конкуренции на мировом рынке и слабой конкурентоспособности страны данный показатель недостижим без значительного увеличения поддержки инновационного развития отрасли [Глухих, 2022; Козырева, 2020]. В первую очередь это касается финансовой стороны вопроса, поскольку непосредственное увеличение расходов на инновации определяет возможности расширения производства инновационной продукции.

Ключевым направлением поддержки МСП является использование финансовых инструментов: субсидирование процентных ставок по кредитам, льготное кредитование, льготный лизинг и т.д. [Егорова, 2020; Свиридова, 2023]. Тем не менее финансовое направление далеко не единственная форма стимулирования инновационной деятельности в малых формах хозяйствования [Кванина, 2019]. Организационными мероприятиями в данном направлении занимается Корпорация МСП (создана в 2015 г.), которая, кроме финансовых вопросов, также оказывает консультационные, информационные и другие виды услуг для МСП. По данным Единого реестра субъектов МСП, к середине 2023 г. выдано около 2 трлн кредитов с начала действия Постановления Правительства РФ от 30.12.2019 г. № 1764, которое регламентирует правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским банкам по кредитам, выдаваемым малому и среднему бизнесу с 2019 г. Окончание действия программы планируется в 2024 г. [Центральный банк Российской Федерации, 2023].

Одним из основных критериев участия в программе является необходимость осуществления приоритетных видов деятельности и производства инновационной и высокотехнологичной продукции. Другими словами, данные финансовые инструменты призваны повысить инновационный потенциал малого и среднего бизнеса в стране. Таким образом, на государственном уровне признана необходимость поддержки инновационного прогресса в среде МСП,

что делает актуальными исследования инновационных процессов в отрасли.

На основании анализа ряда статистических индикаторов и временных рядов Г.Б. Коровин установил, что реализация государственных программ поддержки промышленного сектора в России носит преимущественно поддерживающий характер [Коровин, 2021]. Однако мы считаем, что это в первую очередь связано не с адресным, но с общим характером финансирования промышленного сектора и конкретной цели поддержки определенных наиболее инновационных направлений не ставится, что снижает эффективность государственных расходов в данном направлении. В настоящем исследовании будет проведен анализ текущего уровня инновационного развития малого и среднего бизнеса в России, а также сделаны оценки наиболее перспективных направлений государственной финансовой поддержки отдельных подотраслей, в которых государственные расходы на расширение производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции станут наиболее эффективными и целесообразными.

Для решения поставленных в работе задач авторами применялись такие методы общенаучного познания, как анализ и синтез, математико-статис-тические методы, графический и табличный методы отображения полученных данных. Ключевыми источниками данных для исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики и Центрального банка РФ.

Затраты на инновационную деятельность МСП / Expenditures on innovation activities of small and medium-sized enterprises

Исходным элементом инновационного процесса являются инновационные расходы предприятий на разработки новых наукоемких высокотехнологичных товаров и более эффективных управленческих и технологических процессов их производства. Понимание структуры инновационных трат может дать нам картину инновационного процесса в стране в разрезе величины предприятий и позволит сделать заключение о приоритете инноваций для различных организаций (табл. 1).

Таблица 1

Затраты на инновационную деятельность организаций в 2021 г.

Table 1. Costs for innovative activities of organizations in 2021

Наименование 2021 г. (всего), млн руб. Малые организации, млн руб. % Средние организации, млн руб. % ИТОГО МСП, млн руб. %

Выращивание однолетних культур 16 608 0 0,0 3 032 18,3 3 032 18,3

Выращивание многолетних культур 4 724 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Животноводство 9 301 0 0,0 2 413 25,9 2 413 25,9

Добыча полезных ископаемых 180 466 3 290 1,8 175 0,1 3 464 1,9

Обрабатывающие производства 1 053 903 48 033 4,6 15 264 1,4 63 297 6,0

Производство: пищевых продуктов 35 901 4 703 13,1 1 191 3,3 5 894 16,4

кокса и нефтепродуктов 176 224 150 0,1 0 0,0 150 0,1

химических продуктов 85 510 2 026 2,4 479 0,6 2 505 2,9

лекарственных средств 57 304 2 442 4,3 973 1,7 3 415 6,0

металлургия 132 038 340 0,3 211 0,2 551 0,4

готовых металлических изделий 119 433 4 866 4,1 1 098 0,9 5 964 5,0

электронных и оптических изделий 78 915 7 888 10,0 3 278 4,2 11 166 14,1

электрического оборудования 13 798 3 228 23,4 1 029 7,5 4 257 30,9

машин и оборудования 31 217 5 019 16,1 1 959 6,3 6 978 22,4

прочих автотранспортных средств 96 847 1 386 1,4 860 0,9 2 246 2,3

прочих транспортных средств 131 287 116 0,1 759 0,6 875 0,7

Транспортировка и хранение 180 626 0 0,0 642 0,4 642 0,4

Разработка компьютерного программного обеспечения 63 817 0 0,0 4 421 6,9 4 421 6,9

Научные исследования и разработки 57 7763 0 0,0 8 499 1,5 8 499 1,5

Строительство 16 888 0 0,0 3 227 19,1 3 227 19,1

Деятельность в сфере телекоммуникаций 69 052 0 0,0 125 0,2 125 0,2

Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования 39 391 0 0,0 149 0,4 149 0,4

Как следует из табл. 1, сектор малого и среднего бизнеса в целом играет незначительную роль в общих расходах предприятий и организаций на инновационную деятельность. Однако в определенных направлениях МСП имеет значительный вес в расходах на исследования и науку. Например, это касается пищевой промышленности, производства электроники и электрооборудования, прочих машин и оборудования. Это как раз рыночная ниша небольших производителей-смежников, способных производить мелкосерийное оборудование и оснастку для крупных машиностроительных, металлургических и иных промышленных производств. Именно об этом говорил В.К. Фальцман: развитие индивидуальной инициативы в форме предприятий МСП содействует диверсификации и импортозамещению важнейших отраслей промышленности (автор в данном случае приводит в пример авиастроение) [Фальцман, 2020]. С этим утверждением нельзя не согласиться. Действительно, инновационные расходы в машиностроении и электронике в секторе МСП имеют наибольший относительный вес по сравнению с остальными отраслями. Сопоставимая доля наблюдается также в строительной отрасли и пищевой промышленности, что логично, так как это отрасли, формируемые по большому счету из огромного количества небольших организаций.

Максимальный риск вложений для предприятий несет наибольшая статья расходов. В связи с этим для снижения предпринимательских рисков целевым направлением поддержки инновационных расходов для МСП должны стать указанные далее сектора: строительство, пищевая промышленность, производство электроники, электрооборудования, прочих машин и оборудования. В последнее входят такие направления, как производство станков, кузнечно-прессового оборудования, турбин, подшипников, сельскохозяйственной техники, спецтехники, дорожных машин, бытовой техники и ряда других. Это именно те направления, где зависимость от импорта

наиболее высока, где роль новых технологий и быстрота обновления продуктовой линейки особенно важны, а также где экспортный потенциал отечественных производителей практически отсутствует. Можно сделать вывод о целесообразности поддержки инновационного прогресса в среде МСП в первую очередь в этих подотраслях машиностроения.

Структура расходов на инновационные мероприятия организаций малого и среднего бизнеса по сравнению с показателями по всем предприятиям выглядит следующим образом (табл. 2).

Исходя из статистики затрат предприятий на инновационную деятельность, отраженной в табл. 2, наиболее эффективной будет компенсация предприятиям МСП части затрат на приобретение машин и оборудования, связанных с инновационной деятельностью, поскольку это наибольшая статья расходов организаций в среднем. Однако необходимо более пространное изучение структуры инновационных расходов предприятий. В ряде случаев стоит сконцентрировать внимание и на других направлениях, которые для отдельных производств могут иметь более существенное значение. Например, затраты МСП на приобретение прав на патенты (отчуждение), лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и т.п., имеют значительный вес в затратах на инновационную деятельность предприятий по производству лекарственных средств, компьютеров, электронных и оптических изделий. Поскольку мировые лидеры в этих направлениях находятся за пределами России, для организации импортозамещения производства отдельных важных для экономики лекарств или электронных комплектующих необходимо проводить затратные мероприятия по лицензированию.

Область расходов на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства наиболее существенна в фармацевтической индустрии, химической промышленности, машиностроении и автомобилестроении, производстве мебели

Таблица 2

Затраты на инновационную деятельность предприятий по видам инновационной и экономической деятельности в 2021 г.

Table 2. Costs for innovative activities of enterprises by types of innovative and economic activities in 2021

Наименование статьи инновационных расходов Малые, % Средние, % Экономика в целом, %

Исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 23,1 31,8 43,3

Приобретение машин, оборудования прочих основных средств, связанных с инновационной деятельностью 34,1 36,1 36,6

Инжиниринг 3,3 16,6 5,9

Прочие виды затрат 39,5 15,5 14,2

Примечание: Для малых и средних предприятий - по разделу «Обрабатывающая промышленность»

Составлено авторами по материалам источника [Саврадым, 2022] / Compiled by the authors on the materials of the source [Savradyum, 2022]

и продуктов питания. Стратегия выживания предприятий зачастую заключается в предложении потребителю наиболее новых и современных продуктов. Следовательно, поддержка исследования и разработок данных производственных направлений представляется приоритетной.

Производство инновационной продукции предприятиями МСП / Expenditures on innovation activities of small and medium-sized enterprises

Ключевым показателем результативности инновационной политики государства и предприятий в отдельности является объем выпуска инновационных товаров, работ и услуг. Поскольку научно-исследовательская деятельность не всегда может приводить к разработке принципиально новых товаров или технических процессов, лишь данные о фактическом производстве могут дать представление о текущем уровне технического и технологического прогресса в экономике (табл. 3).

Как следует из табл. 3, ключевыми отраслями инновационного развития малого и среднего бизнеса в масштабах страны являются по-прежнему строительство, разработка программного обеспечения, производство электрооборудования, прочих машин и оборудования, электронных и оптических изделий, а также деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования. Стоит отметить, что вес малого бизнеса в целом превышает выпуск инновационной продукции средних организаций. Можно предусмотреть программы адресной поддержки предприятий по кодам деятельности и производимой продукции для повышения эффективности отдачи от инновационных расходов в определенных отраслях. Частично данные меры уже предусмотрены в работе Корпорации МСП, для участия в программах которой, как уже было сказано, необходимо отнесение организации к приоритетным видам экономической деятельности и осуществление выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции.

Таблица 3

Выпуск инновационной продукции (товаров, работ и услуг) в 2021 г.

Table 3. Release of innovative products (goods, works and services) in 2021

Наименование 2021 г. (всего), млн руб. Малые организации, млн руб. % Средние организации, млн руб. % ИТОГО МСП, млн руб. %

Выращивание однолетних культур 25 823 - 0,0 1 450 5,6 1 450 5,6

Выращивание многолетних культур - - - 0 - 0 -

Животноводство 39 624 - 0,0 1 241 3,1 1 241 3,1

Добыча полезных ископаемых 874 339 2 396 0,3 - 0,0 2 396 0,3

Обрабатывающие производства 3 659 812 10 0237 2,7 84 597 2,3 184 833 5,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство: пищевых продуктов 322 511 9 633 3,0 5 697 1,8 15 330 4,8

кокса и нефтепродуктов 383 846 - 0,0 0 0,0 0 0,0

химических продуктов 321 231 7 287 2,3 4 210 1,3 11 497 3,6

лекарственных средств 130 223 2 322 1,8 1 874 1,4 4 196 3,2

металлургия 468 931 539 0,1 8 180 1,7 8 719 1,9

готовых металлических изделий 305 337 13 107 4,3 6 718 2,2 19 825 6,5

электронных и оптических изделий 247 215 14 734 6,0 8 835 3,6 23 569 9,5

электрического оборудования 102 579 7 017 6,8 10 432 10,2 17 449 17,0

машин и оборудования 172 399 8 611 5,0 11 790 6,8 20 401 11,8

прочих автотранспортных средств 427 214 1 088 0,3 1 723 0,4 2 811 0,7

прочих транспортных средств 491 301 518 0,1 0 0,0 518 0,1

Транспортировка и хранение 82 180 - 0,0 3 554 4,3 3 554 4,3

Разработка компьютерного программного обеспечения 118 790 - 0,0 10 764 9,1 10 764 9,1

Научные исследования и разработки 697 997 - 0,0 7 654 1,1 7 654 1,1

Строительство 40 351 - 0,0 6 784 16,8 6 784 16,8

Деятельность в сфере телекоммуникаций 210 727 - 0,0 0 0,0 0 0,0

Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования 18 357 - 0,0 995 5,4 995 5,4

Отношение объема производства инновационной продукции к инновационным расходам предприятий МСП / Ratio of innovative products output to innovative expenditures of small and medium-sized enterprises

Мы подошли к ключевому понятию эффективности инновационных расходов — отношению выхода современной высокотехнологичной и наукоемкой продукции к инновационным расходам предприятий, то есть к понятию экономического смысла инновационного процесса отдельных отраслей и МСП в целом. Используя данные табл. 1 и 3, сформируем табл. 4, где под результативностью инновационных расходов мы будем понимать стоимость выпущенной инновационной продукции на 1 руб. расходов на инновации.

Как следует из табл. 4, высоких результатов инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе удается достигать в металлургическом производстве. Надо заметить, что выпуск инновационной металлургической продукции предприятиями МСП сравнительно невелик (около 2 % от общего объема

по экономике). Также высокие результаты (выше средних показателей по всем предприятиям) наблюдаются в химической промышленности, производстве готовых металлических изделий, транспортировке и складском деле, разработке компьютерного обеспечения, деятельности в области архитектуры и инженерно-технического проектирования. Эти направления демонстрируют наивысшую эффективность инновационных расходов малого и среднего бизнеса по сравнению со среднеэкономическими данными. Исходя из этого показателя, можно также формировать область целевой поддержки инновационных процессов малого и среднего предприятия.

Уровень финансовой поддержки МСП / Level of financial support for small and medium-sized enterprises

В заключение необходимо указать фактические объемы поддержки малого и среднего бизнеса в России в финансовом выражении. Как уже было отмечено выше, ключевыми финансовыми инструментами, обеспечивающими поддержку МСП, в настоящее время являются кредиты с льготными условиями.

Таблица 4

Результативность инновационных расходов инновационной продукции на 1 руб. расходов

Table 4. Innovative spending effectiveness - rubles of innovative products per 1 ruble of costs

Наименование 2021 (всего), руб. Малые организации, руб. Средние организации, руб. ИТОГО МСП, руб.

Выращивание однолетних культур 1,6 - 0,5 0,5

Выращивание многолетних культур - - 0,0 0,0

Животноводство 4,3 - 0,5 0,5

Добыча полезных ископаемых 4,8 0,7 0,0 0,7

Обрабатывающие производства 3,5 2,1 5,5 2,9

Производство: пищевых продуктов кокса и нефтепродуктов 9,0 2,2 2,0 0,0 4,8 2,6 0,0

химических продуктов 3,8 3,6 8,8 4,6

лекарственных средств 2,3 1,0 1,9 1,2

металлургия 3,6 1,6 38,8 15,8

готовых металлических изделий 2,6 2,7 6,1 3,3

электронных и оптических изделий 3,1 1,9 2,7 2,1

электрического оборудования 7,4 2,2 10,1 4,1

машин и оборудования 5,5 1,7 6,0 2,9

прочих автотранспортных средств 4,4 0,8 2,0 1,3

прочих транспортных средств 3,7 4,5 0,0 0,6

Транспортировка и хранение 0,5 - 5,5 5,5

Разработка компьютерного программного обеспечения 1,9 - 2,4 2,4

Научные исследования и разработки 1,2 - 0,9 0,9

Строительство 2,4 - 2,1 2,1

Деятельность в сфере телекоммуникаций 3,1 - 0,0 0,0

Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования 0,5 - 6,7 6,7

Динамику кредитования сектора МСП, начиная с 2019 г., можно отследить по данным Центрального банка РФ (табл. 5).

Судя по данным табл. 5, можно отметить постепенное увеличение кредитования сектора МСП с сохранением уровня просроченной задолженности и даже некоторой тенденцией к ее уменьшению. Эти данные свидетельствуют о достаточно комфортных условиях предоставления финансовых инстру-

ментов для малого и среднего бизнеса. Постепенное увеличение объема задолженности, с одной стороны, характеризует негативный рост закредитован-ности МСП, а с другой — служит доказательством результативности мер государственной поддержки по предоставлению финансовых средств по удобным для бизнеса ставкам с целью повышения инновационного потенциала и снижения финансовых рисков инновационных расходов предприятий.

Таблица 5

Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019-2023 гг. (ежемесячные данные)

Table 5. Lending to SMEs in 2019-2023 (monthly data)

Дата Выдано кредитов, млрд руб. Задолженность по кредитам, млрд руб. (левая шкала) В т.ч. просроченная, млрд руб. (правая шкала)

Январь 2019 г. 452,9 - -

Февраль 2019 г. 482,1 4 336 572,6

Март 2019 г. 604,8 4 330 580,1

Апрель 2019 г. 687,0 4 392 586,6

Май 2019 г. 585,2 4 536 596,1

Июнь 2019 г. 680,2 4 587 608,9

Июль 2019 г. 854,4 4 607 599,0

Август 2019 г. 558,4 4 640 615,6

Сентябрь 2019 г. 613,5 4 154 572,9

Октябрь 2019 г. 674,9 4 293 581,1

Ноябрь 2019 г. 819,2 4 393 581,2

Декабрь 2019 г. 812,3 4 700 576,8

Январь 2020 г. 441,6 4 738 565,3

Февраль 2020 г. 550,2 4 752 571,9

Март 2020 г. 715,5 4 786 573,5

Апрель 2020 г. 507,5 4 950 580,4

Май 2020 г. 447,3 5 010 583,4

Июнь 2020 г. 606,9 5 062 587,8

Июль 2020 г. 650,9 5 174 581,5

Август 2020 г. 698,0 5 288 582,5

Сентябрь 2020 г. 761,9 5 222 638,4

Октябрь 2020 г. 686,4 5 433 629,4

Ноябрь 2020 г. 640,6 5 545 625,1

Декабрь 2020 г. 942,0 5 660 636,3

Январь 2021 г. 469,0 5 811 640,1

Февраль 2021 г. 658,2 5 887 642,0

Март 2021 г. 875,1 6 050 640,9

Апрель 2021 г. 934,4 6 163 642,3

Май 2021 г. 766,3 6 252 644,7

Июнь 2021 г. 1 056,5 6 438 643,1

Июль 2021 г. 830,3 6 842 645,7

Август 2021 г. 830,3 6 134 610,7

Сентябрь 2021 г. 941,6 6 413 614,7

Октябрь 2021 г. 976,4 6 644 607,9

Ноябрь 2021 г. 938,2 6 886 611,1

Составлено авторами по материалам исследования [Свиридова, 2023] / Compiled by the authors on the materials of the source [Sviridova, 2023]

Окончание табл. 5

Дата Выдано кредитов, млрд руб. Задолженность по кредитам, млрд руб. (левая шкала) В т.ч. просроченная, млрд руб. (правая шкала)

Декабрь 2021 г. 1 336,4 7 127 622,8

Январь 2022 г. 800,5 7 410 610,0

Февраль 2022 г. 964,6 7 606 615,9

Март 2022 г. 816,0 7 927 617,4

Апрель 2022 г. 808,9 8 068 607,0

Май 2022 г. 676,3 8 236 609,0

Июнь 2022 г. 944,5 8 392 612,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Июль 2022 г. 927,0 8 581 592,1

Август 2022 г. 959,1 7 951 525,1

Сентябрь 2022 г. 1 092,8 8 326 527,5

Октябрь 2022 г. 1 105,8 8 698 522,8

Ноябрь 2022 г. 962,4 9 022 529,0

Декабрь 2022 г. 1 355,7 9 304 542,5

Январь 2023 г. 703,3 9 611 538,0

Февраль 2023 г. 850,0 9 620 547,1

Март 2023 г. 1 248,1 9 858 552,8

Апрель 2023 г. 1 163,2 10 272 545,3

Май 2023 г. - 10 700 549,1

По данным Центрального банка РФ, (данные на 01.05.2023 г.) задолженность по экономическим направлениям распределена следующим образом (табл. 6).

Как видно из табл. 6, ключевым направлением кредитования МСП является профессиональная, научная и техническая деятельность, что в целом соответствует концепции повышения инновационного потенциала страны с опорой на малый и средний

бизнес. Хотя три направления — недвижимость, строительство и торговля — являются наиболее распространенными видами деятельности МСП, при этом они не имеют высокого инновационного потенциала. Следовательно, целесообразно увеличивать поддержку инновационных секторов МСП, не вкладывая средства в менее наукоемкие и высокотехнологичные направления.

Наименование Объем задолжности, трлн руб.

Деятельность профессиональная, научная и техническая 2 292

Деятельность по операциям с недвижимостью 1 857

Строительство 1 592

Торговля и ремонт автотранспортных средств 1 403

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 865

Обрабатывающие производства 845

Деятельность финансовая и страховая 681

Транспортировка и хранение 380

Прочее 788

Таблица 6

Задолженность по кредитам, предоставленных малым и средним предпринимательством на 01.05.2023 г.

Table 6. Debt on loans provided to small and medium-sized enterprises as of May 1, 2023

Заключение / Conslusion

В ходе исследования проведен анализ инновационных процессов в малом и среднем бизнесе России в контексте изучения возможности инновационного прорыва с опорой на более гибкие и эффективные с точки зрения подстраивания под требования рынка малые и средние предприятия. В ходе решения поставленной задачи рассмотрены данные о величине расходов на инновационную деятельность, структуре этих затрат, а также об объеме выпуска инновационных товаров, работ и услуг с целью определения результативности инновационных затрат в виде отношения выпуска наукоемкой и высокотехнологичной продукции на 1 руб. затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Определено, что наиболее целесообразно сосредоточить государственную поддержку инновационных процессов в МСП в секторах производства

химических продуктов, выпуска готовых металлических изделий, транспортировки и складского дела, разработки компьютерного обеспечения, деятельности в области архитектуры и инженерно-технического проектирования. Также малые и средние предприятия вносят значительный вклад в обеспечение технического прогресса в выпуске электроники, прочих машин и оборудования.

Главным инструментом поддержки МСП является предоставление льготных кредитов, лизинга и подобных финансовых мер стимулирования экономической деятельности. В секторе МСП наибольший спрос на кредитные средства наблюдается в направлении профессиональной, научной и технической деятельности, что отвечает задачам инновационного развития малого и среднего бизнеса в России.

Список литературы

Центральный банк Российской Федерации. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. М.: Центральный банк Российской Федерации; 2023. 22 с.

Боркова Е.А., Подкатилина В.А., Завьялова П.Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы. Economic Consultant. 2019;2(26):83—89.

Быкова О.Н., Шпилёва А.А., Чухлебов А.А. О состоянии малого и среднего бизнеса в России. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2021;5(35):750— 755. https://doi.org/10.35634/2412-9593-2021-31-5-750-755

Власов М.В. Политика инновационного поведения малых и средних предприятий старопромышленного региона. Экономика региона. 2020;4(16):1335-1347. https://doi. org/10.17059/ekon.reg.2020-4-22

Глухих П.Л. Социокультурные предикторысерийного поведения предпринимателейи их влияние на создание инновационной продукции. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;7(15):930—943.

Егорова Н.Е., Королева Е.А. Кредитование субъектов российского малого бизнеса: трансформация традиционной банковской модели в партнерскую. Экономический журнал Высшей школы экономики. 2020;2(24): 191—214. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2020-24-2-191-214

Кванина В.В., Громова Е.А., Спиридонова А.В. Информационное обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в структуре электронного правительства. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019;1:61-84.

Козырева Ю.Ю. Изучение динамики и вариации инноваций в промышленности России. В кн.: Актуальные

References

Borkova E.A., Podkatilina V.A., Zavyalova P.E. Dynamics of development of small and medium business: problems and prospects. Economic Consultant. 2019;2(26):83—89. (In Russian).

Bykova O.N., Shpileva A.A., Chukhlebov A.A. On the state of small and medium-sized businesses in Russia. Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law. 2021;5(35):750— 755. https://doi.org/10.35634/2412-9593-2021-31-5-750-755 (In Russian).

Central Bank of the Russian Federation. Lending to subjects of small and medium-sized enterprises. Moscow: Central Bank of the Russian Federation; 2023. 22 p. (In Russian).

Egorova N.E., Koroleva E.A. Lending to Russian Small Businesses: From a Traditional to a Partnership-based Banking Model. Higher School of Economics Economic Journal. 2020;2(24):191—214. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2020-24-2-191-214 (In Russian).

Faltsman V.K. Russia: Growth Factors in the Framework of the Global Economy. Contemporary Europe. 2020;1(94):5—14. https://doi.org/10.15211/soveurope120200513 (In Russian).

Glukhikh P.L. Sociocultural Predictors of Serial Behavior of Entrepreneurs and their Influence on the Creation of Innovative Products. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2022;7(15):930-943. (In Russian).

Koptjaev E.N. Research on the role of innovation and small business in China's economic development. The Eurasian Scientific Journal. 2020;1. (In Russian).

Korovin G.B. Efficiency of Government Support for the Manufacturing Sector in Russian Industrial Regions. Economy of Region. 2021;4(17):1256—1269. https://doi.org/10.17059/ ekon.reg.2021-4-15 (In Russian).

проблемы и перспективы развития экономики в современных условиях: сборник XII Международной студенческой научно-практической конференции, Оренбург, 12 мая 2020 г. Волгоград: Сфера; 2020. С. 42-46.

Коптяев Е.Н. Исследование роли инноваций и малого предпринимательства в экономическом развитии Китая. Вестник Евразийской науки. 2020;1.

Коровин Г.Б. Результативность государственной поддержки обрабатывающей промышленности в индустриальных регионах РФ. Экономика региона. 2021;4(17): 1256—1269. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-4-15

Образцова О.И. Политика в отношении МСП в РФ: обновление после пандемии? Вопросы государственного и муниципального управления. 2020;3:71-95.

Поддубная М.Н., Саркисова В.К. Современный уровень развития малого и среднего предпринимательства в России. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; 4-3: 70 — 73. https://doi. org/10.24412/2500-1000-2021-4-3-70-73

Саврадым В.М. Основные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: организационный и финансовый аспекты. Финансовые рынки и банки. 2022;7:18-23.

Свиридова Е.А. Правовые меры поддержки инновационных и высокотехнологичных субъектов малого и среднего предпринимательства. ПРЭД. 2023;2:83-93.

Фальцман В.К. Россия: факторы роста в контексте мировой экономики. Современная Европа. 2020;1(94):5—14. https:// doi.org/10.15211/soveurope120200513

Kozyreva Yu.Yu. Studying the dynamics and variation of innovation in the Russian industry. In: Actual problems and prospects of economic development in modern conditions: Proceedings of XII International Student Scientific and Practical Conference, Orenburg, May 12, 2020. Volgograd: Sphere; 2020. Pp. 42-46. (In Russian).

Kvanina V.V., GromovaE.A., SpiridonovaA.V. Information support of small and medium-sized enterprises in the e-government structure. Public Administration Issues. 2019;1:61-84. (In Russian).

Obraztsova O.I. SME policy in the Russian Federation: Renewal after the pandemic? Public Administration Issues. 2020;3:71-95. (In Russian).

Poddubnaya M.N., Sarkisova V.K. The current level of development of small and medium-sized businesses in Russia. International journal ofhumanities and natural sciences. 2021;4-3:70-73. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-4-3-70-73 (In Russian).

Savradym V.M. Main areas of support for small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Organizational and financial aspects. Finansovye rynki i banki. 2022;7:18-23. (In Russian).

Sviridova E.A. Legal measures to support innovative and hightech subjects of small and medium-sized businesses. PRED. 2023;2:83-93. (In Russian).

Vlasov M.V. Innovative Behaviour of Small and Medium-Sized Enterprises of an Industrial Region. Economy of Region. 2020;4(16):1335-1347. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-22 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.