МЕНЕДЖМЕНТ MANAGEMENT
Научная статья
001: 10.34130/2070-4992-2022-2-3-347 УДК 338.62
Адаптационный потенциал сектора малого и среднего предпринимательства
в современных условиях
Сергей Николаевич Орлов1, Илья Николаевич Луговой2
1 2Институт экономики, УрО РАН, Курган, Россия, 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6042-8082, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-1851-853Х
Аннотация. Статья посвящена исследованию компонентов адаптационного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства в условиях современных геоэкономических вызовов. К ключевым элементам современных адаптационных моделей субъектов малого и среднего предпринимательства к резко изменяющейся внешней среде прежде всего необходимо отнести критерии степени эффективности организационной структуры предприятия, результативность использования трудового потенциала, а также уровень устойчивости финансовой и производственно-технической составляющей предприятия. Целью исследования является анализ адаптационного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства в современных условиях. В качестве методов исследования выбраны: обобщение практики адаптации сектора малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом; экономический анализ адаптационного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства. Предложенная в исследовании интегрированная оценка результативности механизмов адаптации сектора малого и среднего предпринимательства необходима для принятия высокоэффективных управленческих решений, направленных на повышение устойчивости развития предпринимательских структур, что в свою очередь необходимо при адаптивном управлении предпринимательскими структурами, которые позволят им перейти на более качественный уровень развития. В процессе проведения анализа выявлены ключевые факторы развития малого и среднего предпринимательства, определены наиболее значимые проблемы, а также предложены меры по решению данных проблем. В сложившихся в настоящее время условиях многие российские предприниматели испытывают сложности при ведении бизнеса. Повышающаяся конкуренция на рынках сбыта вынуждает предпринимателей использовать инновационные методы завоевания определенных сегментов рынка, основанные на предложении абсолютно новых видов продукции, работ и услуг, с использованием новых методов при их производстве. Дальнейшее изучение адаптационного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства в современных условиях предоставит возможность более эффективного противодействия проблемам, возникающим в социально-экономической сфере, и способствует повышению результативности их адаптации.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, конкуренция бизнеса, модернизация экономики, инновационная экономика, процесс адаптации бизнеса, адаптационный потенциал, адаптивное управление, механизм адаптации, инвестиционно-инновационное развитие
Финансирование. Научное исследование проведено в рамках плана НИР Института экономики УрО РАН на 2022-2024 гг.
Для цитирования: Орлов С. Н., Луговой И. Н. Адаптационный потенциал сектора малого и среднего предпринимательства в современных условиях // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 3. С. 347-356. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-3-347
Original Article
Adaptive potential of the small and medium-sized business sector in modern conditions
Sergey N. Orlov1, Ilya N. Lugovoy2
1 2 Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Kurgan, Russia, 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6042-8082, 2 [email protected] , https://orcid.org / 0000-0003-1851-853X
Abstract. The article is devoted to the study of the components of the adaptive potential of the small and medium-sized business sector in the conditions of modern geo-economic challenges. The key elements of modern adaptation models of small and medium-sized businesses to a sharply changing external environment, first of all, it is necessary to include criteria for the degree of effectiveness of the organizational structure of the enterprise, the effectiveness of the use of labor potential, as well as the level of stability of the financial and production-technical component of the enterprise. The purpose of the study is to analyze the adaptive potential of the small and medium-sized business sector in modern conditions. The following research methods were chosen: generalization of the practice of adaptation of the small and medium-sized business sector in Russia and abroad; economic analysis of the adaptation potential of the small and medium-sized business sector. The integrated assessment of the effectiveness of adaptation mechanisms of the small and medium-sized business sector proposed in the study is necessary for making highly effective management decisions aimed at increasing the sustainability of the development of business structures, which in turn is necessary for adaptive management of business structures that will allow them to move to a higher level of development. During the analysis, the key factors of the development of small and medium-sized businesses were identified, the most significant problems were identified, and measures to solve these problems were proposed. In the current conditions, many Russian entrepreneurs are experiencing difficulties in doing business. The increasing competition in the sales markets forces entrepreneurs to use innovative methods of conquering certain market segments based on the offer of completely new types of products, works and services, using new methods in their production. Further study of the adaptive potential of the small and medium-sized business sector in modern conditions will provide an opportunity to more effectively counteract the problems arising in the socio-economic sphere and increase the effectiveness of their adaptation.
Keywords: small and medium-sized entrepreneurship, business competition, modernization of the economy, innovative economy, business adaptation process, adaptive potential, adaptive management, adaptation mechanism, investment and innovation development
Funding. The research was conducted within the framework of the research plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences for 2022-2024.
For citation: Orlov S. N., Lugovoy I. N. Adaptive potential of the small and medium-sized business sector in modern conditions. Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. Vol. 2, issue 3. Рр. 347-356. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-3-347
Введение
Малое и среднее предпринимательство является важнейшим сегментом экономики. Малый и средний бизнес оперативно реагирует на изменения рынка, удовлетворяет потребности населения с меньшими по сравнению с крупными предприятиями издержками и таким образом обеспечивает насыщение национального рынка необходимой продукцией и услугами.
Субъекты малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день осуществляют свою деятельность практически во всех отраслях экономики, исключениями данных видов деятельности выступают только те сферы, где монополия со стороны государства просто необходима. Несмотря на то что большинство экспертов и исследователей высоко оценивают значение сектора малого и среднего
бизнеса в экономике, тем не менее на сегодняшний день показатели деятельности сектора малого и среднего предпринимательства в России ниже, чем в ведущих мировых экономиках.
Из оценок, проведенных Федеральной антимонопольной службой России и периферийных аналитических центров, средняя доля государственного сектора в национальной экономике находится в диапазоне 42-69 %, что примерно в 2 раза превышает сектор малого и среднего предпринимательства [1]. А это значит, что сектор малого и среднего предпринимательства в данный момент времени не является драйвером роста национальной экономики. В таблице 1 представлены данные о ключевых показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства России за 2015-2021 годы.
Таблица 1
Показатели сектора малого и среднего предпринимательства в России
Table 1
Indicators of the small and medium-sized business sector in Russia
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Доля. Сектора МСП в ВВП России, % 19,9 21,6 21,9 20,2 20,8 19,8 21,2
Население занятое в МСП, чел. 19,2 19,0 19,3 19,4 18,8 18,8 19,1
Доля занятого населения в МСП, %. 28,0 26,0 27,0 27,0 26,0 27,0 28,0
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
[1].
Source: compiled by the authors according to the Unified Register of Small and Medium-sized Businesses [1].
В 2020-2021 гг. наблюдались позитивные тенденции в сфере формирования малого и среднего предпринимательства: так, Минэкономразвития отмечает рост числа некоторых показателей, среди которых: доля сектора малого и среднего предпринимательства выросла на 1,4 %; количество занятого населения в малом и среднем предпринимательстве выросло на 0,3 %; доля занятого населения в секторе малого и среднего выросла на 1 %. Но, несмотря на появившиеся позитивные тенденции в развитии сектора малого и среднего предпринимательства, становится очевидно, что потенциал сектора малого и среднего предпринимательства не реализован в достаточной степени [2].
В частности, недостаточно оценена роль сектора малого и среднего предпринимательства со стороны государства на современном этапе развития национальной экономики, что обусловлено относительно скромным вкладом сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ, что ощутимо ниже среднего показателя зарубежных стран с высоким уровнем развития экономики: средний показатель по ЕС равен 56-61 % ВВП, а в странах БРИКС — около 41-44 % ВВП.
К числу ключевых проблем развития сектора малого и среднего предпринимательства необходимо отнести характерную особенность нашей страны, которая заключается в высокой степени неравномерности распределения предпринимательских структур малого и среднего бизнеса на территории нашей страны: более трети всех малых и средних предприятий Российской Федерации расположены в Центральном федеральном округе (около 35 %), тогда как по остальным федеральным округам наблюдается их относительно равномерное распределение [3].
Теоретическая база исследования
Достаточно сильным ударом по экономике России стала пандемия, значительно повлиявшая на перспективы развития сектора малого и среднего бизнеса. Исходя из специального доклада Президенту Российской Федерации отрицательные воздействия повлияли примерно на 4,18 млн субъектов малого и среднего предпринимательства от общего числа 6,06 млн. На пике пандемийных ограничений не работало около 55-57 % субъектов малого и среднего предпринимательства. О чем свидетельствует снижение оборотов малого и среднего предпринимательства в 2020 году почти на 3,152 трлн руб. Доля субъектов среди малого и среднего предпринимательства, у которых возникла задолженность по краткосрочным и долгосрочным обязательствам (включая просроченную кредиторскую задолженность) за 2020 год, возросла с 20 до 30 %. Начало 2021 года для предпринимательских структур малого и среднего бизнеса ознаменовалось резким падением покупательного спроса, который коснулся около 70 % малых и средних предприятий; к концу 2021 года восстановление спроса не произошло примерно у 50 % субъектов малого и среднего предпринимательства. В начале 2022 года мы можем наблюдать
стабильное восстановление сектора малого и среднего предпринимательства, который смог измениться и подстроиться под новые экономические условия [4].
Исходя из приведенных данных, можно констатировать, что замедление экономики, вызванное политико-экономическими санкциями, введенными в первой половине 2022 года со стороны стран Запада, оказало отрицательное влияние на уровень спроса. Вместе с тем открылась масса возможностей для развития отечественного предпринимательства за счёт импортозамещения и роста поддержки со стороны государства, в связи с чем повысилась результативность механизмов адаптации национального сектора малого и среднего предпринимательства [5].
На сегодняшний день развития национальной экономики с учетом геополитических и социально-экономических сдвигов на передний план выходит высокая эффективность механизмов адаптации сектора малого и среднего предпринимательства к новым экономическим реалиям в стране.
Данный вопрос в настоящее время является одним из основополагающих для всевозможных социально-экономических систем. Речь идет не только о возникающей необходимости у субъектов малого и среднего предпринимательства по созданию защитных резервов, направленных на противостояние резко изменяющимся внешним реалиям, но и о том, чтобы предпринимательские структуры малого и среднего бизнеса смогли выявлять новые возможности и использовать их в период экономической нестабильности, которые смогут позволить быстро адаптироваться к новым реалиям и повысить конкурентные преимущества перед другими участниками рынка [6].
Существенное количество исследований в данной сфере, направленных на изучение проблем адаптации социально-экономических систем, как отечественных, так и зарубежных, слабо затрагивают необходимость оценки уровня результативности адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование данного механизма, а также способность к повышению его эффективности [7-12].
Прежде всего под адаптационным потенциалом сектора малого и среднего предпринимательства авторы подразумевают способности и возможности эффективно реагировать на возникающие как внешние, так и внутренние колебания; оперативное принятие высоко результативных и высоко эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности и устойчивого положения на рынках сбыта.
Если исходить из концепции системного подхода, то основой адаптационного процесса для малого и среднего предпринимательства будут следующие ключевые составляющие:
- организационная;
- экономическая;
- производственно-технологическая;
- социальная.
Рассмотрев каждую составляющую по отдельности, возможным становится посредством последующей интеграции провести комплексную оценку уровня адаптации и подобрать идеальную модель ведения экономической деятельности на рынках сбыта посредством формирования стратегических и тактических решений, исходящих из целей выбранной модели адаптации [8].
Основой всех предприятий исконно считается организационная структура системы управления, от которой имеется прямая зависимость к эффективности ведения экономической деятельности бизнеса. Степень проработанности математических методов и инновационных технологий на сегодняшний день могут решить данную проблему посредством формальных методов, поэтому возникает необходимость анализа многочисленных вариантов организационных структур для каждого отдельного субъекта малого и среднего предпринимательства.
Чтобы стало возможным решить вопросы по усовершенствованию организационных структур сектора малого и среднего предпринимательства, предлагается использовать комплекс системных показателей, который позволил бы охарактеризовать их результативность. Необходимо отметить, что проблемы результативности организационных структур малого и среднего предпринимательства обладают самостоятельными аспектами и поэтому чаще всего отличаются от ключевых проблем предприятия, также имеются отличия проблем от систем планирования, оперативного управления и др.
[9].
Для оценки результативности организационных структур сектора малого и среднего предпринимательства предлагается использовать следующие критерии:
1) показатель результативности управления субъектами малого и среднего предпринимательства;
2) размер удельных трудовых затрат административно-управленческого персонала как по структурным подразделениям, так и по предприятию в целом;
3) показатель оперативного управления предприятием, данный показатель характеризует уровень своевременности и качества принятых управленческих решений, как по структурным подразделениям, так и по предприятию в целом;
4) показатель слаженности работы сотрудников административно-управленческой структуры, как по структурным подразделениям, так и по предприятию в целом, данный показатель определяется посредством экспертного опроса;
Многие эксперты считают, что ключевым фактором развития предпринимательских структур являются трудовые ресурсы. Исходя из данной концепции предлагается из многообразных функциональных сфер малых и средних предприятий как ключевую выделить отдел по подбору персонала (отдел кадров) [10].
Исходя из практики необходимо сделать вывод о том, что процесс труда определяет результативность использования трудовых ресурсов. Так как одно и то же число сотрудников может отличаться обобщенной способностью к выполнению трудовой деятельности в силу различий между ними в опыте, степени ответственности, возрасте и т. п., вследствие чего и возникают расхождения в производительности труда одним и тем же количеством работников в процессе производства — это и является трудовым потенциалом. В обобщенном виде трудовой потенциал работников может охарактеризовать ключевые возможности, необходимые для достижения конкретно поставленной цели предприятия.
Трудовые ресурсы предприятия состоят прежде всего из сотрудников, занятых в производстве. И вот именно поэтому большинство авторов под трудовым потенциалом сектора малого и среднего предпринимательства подразумевают обобщенную трудовую деятельность коллектива. Под ресурсными возможностями в сфере труда прежде всего подразумевается качественный состав, который формируется исходя из половозрастной составляющей, физических и умственных возможностей, опыта и др. [12].
Между организационным и социальным компонентом адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства существует тесная взаимосвязь, из-за этого возникает необходимость оценивать данные компоненты адаптационного процесса через экспертные оценки. В процессе оценки результативности адаптации предпринимательских структур малого и среднего бизнеса необходимо учитывать его производственно-технический потенциал. При анализе технического состояния предприятий наилучшим показателем является гибкость предприятия.
Гибкость предприятия представляет собой способность быстро адаптироваться к изменениям рынка, что в свою очередь позволяет продолжать экономическую деятельность с минимальной потерей производительности, данный метод адаптации особенно актуален в период геополитической нестабильности в мире [13].
Ключевыми критериями при определении уровня гибкости предприятия используются:
1) оценка результативности деятельности предприятия в текущем периоде (результат для обновления);
2) уровень зависимости субъекта малого и среднего предпринимательства от внешней среды, то есть уровень влияния изменений во внешней среде на процесс развития предприятия (способность предприятия к быстрой адаптации).
Чтобы оценить гибкость предприятия, необходимо создать экономико-математическую модель, в основе которой лежат данные критерии.
Основным залогом для выживаемости субъектов малого и среднего предпринимательства выступает их устойчивость, что также является и показателем стабильного развития. Различают внутреннюю и внешнюю устойчивость предприятия, зависящую от многих факторов.
Внутренняя устойчивость предприятия определяется себестоимостью выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также сопутствующими расходами на реализацию, при котором предприятие способно обеспечивать стабильное функционирование без спада экономического роста. Внутренняя устойчивость предприятия достигается посредством выполнения принципа активной адаптации на изменения во внутренней и внешней среде. Внешняя устойчивость предприятия прежде всего имеет зависимость от изменений в экономической среде, в сфере которой ведется эконмическая деятельность предприятия.
Общая устойчивость предприятия складывается из движения денежных средств, которое способно обеспечивать постоянное получение прибыли субъектами малого и среднего предпринимательства.
Финансовая устойчивость предприятия напрямую зависит от имеющегося количества денежных ресурсов, при котором достигается бесперебойный процесс производства продукции, а также реализации на рынках сбыта без долгой задержки. В свою очередь обеспечивается высокий уровень оборачиваемости денежных средств, позволяющий эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям как внешней, так и внутренней среды, что влечет за собой высокий уровень результативности развития организации [14-15].
Результаты исследования
Оценим ключевые элементы адаптационного процесса субъектов малого и среднего предпринимательства через сведение их при помощи математического аппарата в обобщенный показатель, в результате чего получим комплексное значение, способное более точно определить результативность адаптации сектора малого и среднего предпринимательства к современным вызовам или уровень накопленного опыта адаптации. Полученные результаты могут быть использованы для принятия важнейших управленческих решений по расширению производства, а также противодействию возникающим препятствиям для стабильного функционирования в современных реалиях, что повысит результативность адаптивного управления субъектами малого и среднего предпринимательства.
Разумеется, представленный перечень критериев не окончательный, так как каждый отдельный субъект хозяйствования имеет индивидуальные особенности экономической деятельности на каждом этапе жизненного цикла, то будут возникать индивидуальные составляющие адаптационного процесса, являющиеся наиболее актуальными для конкретного предприятия.
Замедление темпов роста национальной экономики на фоне геополитических волнений и, как следствие, финансового кризиса приводит к появлению разнообразных проблем, решение которых необходимо как на региональном, так и государственном уровне.
Ключевой проблемой для нашей страны является стабилизация роста экономики, отсюда усиление интереса со стороны государства к такому фактору экономического роста, как развитие предпринимательских структур малого и среднего бизнеса в силу их высокой гибкости и более высокого уровня результативности адаптации к колебаниям рынка и внедрения инновационных технологий. И так как сектор малого и среднего предпринимательства способен существенно повлиять на структуру и объем ВВП, но лишь при наличии благоприятной среды для его развития, когда ключевым является создание государством благоприятной инвестиционной среды для стимулирования роста вложений со стороны населения.
На создание благоприятной инвестиционной среды для сектора малого и среднего предпринимательства первоочередное влияние оказывают организационно-правовые нормативы, из этого возникает необходимость в пересмотре нормативно-правовых актов, особенно в условиях геополитической нестабильности в мире. А также необходимо повысить доступность информации по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Для повышения уровня импортозамещения необходимо усовершенствовать законодательство по отношению к защите прав отечественных производителей посредством совершенствования условий управления собственным капиталом.
Кроме вышеперечисленных факторов, для создания благоприятной инвестиционной среды необходимо использовать инновационную составляющую, которая сможет выступить как в роли фактора, так и в роли существенного толчка для роста экономики страны. Что еще раз доказывает роль государства в создании благоприятной инвестиционной среды для сектора малого и среднего предпринимательства.
Правительством РФ разрабатываются и используются современные методы по развитию сектора малого и среднего предпринимательства, доказательством чего выступают реализуемые государственные программы на региональном и федеральном уровнях, основное воздействие которых направлено на поддержку и развитие сектора малого и среднего предпринимательства. Данные программы выполняются посредством предоставления субсидий, госзаказов, льгот и прав на безвозмездное пользование имуществом и землей, проведение всенаправленных программ и семинаров по обучению предпринимательской деятельности и т.д за счет федерального бюджета. Все меры государственной поддержки регулируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего бизнеса на территории РФ».
На начало 2022 года было зарегистрировано около 5,86 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых занято около 14,66 млн чел. Из них 31,79 % от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства находятся в Центральном федеральном округе, где зарегистрировано около 1,86 млн субъектов. На втором месте — Поволжский федеральный округ (18,33 % от общего количества по стране). На третьем месте закрепились Северо-Западный и Южный федеральные округа с долей по 12.17 %. Самая маленькая доля по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства у Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), где количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляет около 205 тыс.
Если сравнить количество субъектов малого и среднего предпринимательства на начало 2022 г. с соответствующими данными на начало 2021 г., то сразу же виден существенный рост абсолютно по всем регионам РФ, что показывает высокую эффективность государственных мер по антикризисной поддержке сектора малого и среднего предпринимательства.
Кроме перечисленных мер государственной поддержки, для развития предпринимательских структур малого и среднего бизнеса в приоритетных сферах производства со стороны государства осуществляются следующие мероприятия, которые должны способствовать увеличению положительного социально-экономического эффекта от реализуемых государственных программ:
- проводится ежегодная инвентаризация государственных и муниципальных земель для более эффективного управления ими;
- выдаются льготные кредиты для субъектов малого и среднего предпринимательства со ставкой не более 10 %;
- разрабатываются инновационные модели предпринимательства с участием высших учебных заведений (вузы в данном случае выступают в роли инновационно-образовательной структуры);
- разрабатываются и разыгрываются гранты для субъектов малого предпринимательства со стороны крупных предприятий, регионов и т. д.
Тем не менее отметим пагубное влияние, замедляющее развитие сектора малого и среднего предпринимательства, вызванное снижением платежеспособности населения вследствие кризиса, вызванного коронавирусной пандемией и введенными санкциями против России. Из данных Минэкономразвития РФ номинальные доходы населения страны в 2020 г. упали на 4 %, а в начале 2021 г. снижение номинальных доходов достигло 4,6 %, в текущем 2022 г. снижение номинальных доходов населения может достичь 5,2 %, данный прогноз составлен с учетом последствий введения санкционных ограничений, а также с учетом возможности возникновения очередной волны коронавируса.
В настоящее время у большей части сектора малого и среднего предпринимательства сохраняются пессимистические прогнозы на дальнейшее снижение прибыли, среди основных оказывающих влияние факторов:
- низкий уровень спроса на производимую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги;
- рост цен на сырье, ввозимое из-за рубежа;
- высокое налоговое бремя;
- рост кредитной нагрузки на сектор малого и среднего предпринимательства из-за высоких кредитных ставок и низкого уровня собственных источников финансирования;
Также необходимо отметить слабую защищенность предприятий малого и среднего бизнеса, использующих инновационное производство, которые в первую очередь направлены на производство товаров первой необходимости. Поддержка данного сектора производства необходима для повышения результативности АПК страны и ускорения темпов импортозамещения в современных реалиях.
Таким образом, ключевыми проблемами, замедляющими рост сектора малого и среднего предпринимательства, являются:
- спад платежеспособного спроса населения страны;
- спад спроса на производимую продукцию секторам малого и среднего предпринимательства из-за высокого роста цен;
- высокие цены на ввозимое сырье из-за рубежа на фоне санкций Запада;
- высокое налоговое бремя;
- последствия влияния пандемии коронавирусной инфекции на сектор малого и среднего предпринимательства;
- высокая стоимость кредитов;
- слабая защищенность сектора малого и среднего предпринимательства, использующего инновационное производство товаров первой необходимости;
Для стимулирования развития сектора малого и среднего предпринимательства, по нашему мнению, необходимо:
- совершенствовать нормативно-правовую базу;
- увеличивать количество льготных программ по кредитованию сектора малого и среднего предпринимательства, использующего инновационное производство товаров первой необходимости;
- снижать процентные ставки на банковские кредиты;
- для повышения предпринимательской активности необходимо находить дополнительные источники финансирования;
- увеличивать государственную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся разработкой инновационных технологий.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, сделаем следующие выводы: для использования в полной мере потенциала сектора малого и среднего предпринимательства для развития национальной экономики необходимо создание государством подходящей нормативно-правовой, организационной и инфраструктурной базы, а также совершенствование государственных программ по поддержке сектора малого и среднего предпринимательства, реализуемых в настоящее время с учетом современных реалий.
Цифровизация сектора малого и среднего предпринимательства послужит импульсом: в поиске альтернативных источников финансирования, повышения финансовой грамотности предпринимательства, увеличения размеров чистой прибыли предприятий за счет снижения прямых издержек при производстве товаров, выполнения работ, оказания услуг, роста конкурентных преимуществ на рынке сбыта.
Правительство РФ на повышение популярности ведения предпринимательской деятельности среди населения до 2024 г. направит более 8,4 млрд руб. По данной программе количество населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства, должно достичь 26 млн чел., а число реструктурированных субъектов малого и среднего предпринимательства планируется увеличить до 65 тыс. в год.
Предложенные меры позволят повысить популярность предпринимательской деятельности во всех слоях населения, особенно среди молодых людей от 18 до 35 лет, а также организовать высокоэффективную информационную среду для сектора малого и среднего предпринимательства, придать импульс для выхода предприятий малого и среднего бизнеса на рынки сбыта зарубежных стран, являющихся дружественными по отношению к России.
Предпринимательская деятельность, в частности сектор малого и среднего предпринимательства, считается ключевым маркером устойчивого развития любой страны в мире, именно поэтому в условиях современной рыночной экономики, несмотря на сохраняющуюся геополитическую и социально-экономическую нестабильность, необходимо найти пути повышения результативности адаптации и конкурентоспособности сектора малого и среднего предпринимательства.
Список литературы
1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 12.02.2022).
2. Рекаева О. В., Сысуева И. Н., Садовников А. Ю. Тенденция и проблемы развития малого предпринимательства в РФ и Пензенской области // StudNet. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsiya-i-problemy-razvitiyamalogopredprinimatelstva-v-rf-i-penzenskoy-oblasti (дата обращения: 12.02.2022).
3. Шидов А. Х., Батова Б. З. Повышение социально-экономического потенциала региона в развитии конкурентных преимуществ предприятий регионального производственного комплекса // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 2-3. С. 192-199.
4. Материалы министерства экономического развития и торговли КБР. URL: http://www.economykbr.ru/ (дата обращения: 20.01.2022).
5. Репушевская О. А. Анализ и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. № 2. С. 129-135.
6. Кармова Б. З., Кашироков Н. А. Инвестиции в человеческий капитал и активизация предпринимательства как факторы экономического роста России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 12-2 (70). С. 33-38. DOI 10.24411/2411- 0450-2020-11066.
7. Дашков Л. П., Репушевская О. А. Влияние цифровой трансформации экономики на предпринимательство // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 4 (38). С. 40-44.
8. Шидов А. Х., Батова Б. З., Шидова Л. Х. Формирование и управление инновационными сегментами рынка сельхозпродукции в решении проблемы импортозамещения региональными сельхозпроизводителями // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8 (49). С. 964-967.
9. Гурфова С. А. Направления развития малых и средних предприятий АПК // Modern Economy Success. 2018. № 4. С. 46-51.
10. Li J. The role of small and medium-sized business in Russia and Малый бизнес России: третий год тяжелых испытаний 24 China // Components of scientific and technological progress. 2021. No. 3 (57). Pp. 9-12.
11. Mazzarol T., Reboud S. Innovation in Small Firms // Entrepreneurship and Innovation. Singapore: Springer, 2020. Pp. 131-164.
12. Rauch E., Vickery A. R., Brown C. A., Matt D. T. SME Requirements and Guidelines for the Design of Smart and Highly Adaptable Manufacturing Systems // Matt D., Modrák V., Zsifkovits H. (eds.) Industry 4.0 for SMEs., Cham: Palgrave Macmillan, 2020. Pp. 39-72.
13. Suglobov A. E., Repushevskaya O. A., Tkach A. V., Dashkov L. P., Balalova E. I. E-commerce development prospects in the enterpreneurship of the Russian Federation // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. Pp. 342-349.
14. Global Entrepreneurship Monitor 2020/2021 // Global Entrepreneurship and Development Institute. URL: https://www.gemconsortium.org/reports/latest-global-report (дата обращения: 10.01.2022).
15. Gromova E., Timokhin D., Popova G. The role of digitalisation in the economy development of small innovative enterprises // Procedia Computer Science, Vol. 169, 2020. Pp. 461-467, https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.02.224.
References
1. Ediny^jreestrsub"ektovmalogo isrednego predprinimateFstva [Unified Register of Small and medium-sized businesses]. Available at: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (accessed: 12.02.2022). (In Russ.).
2. Rekaeva O. V., Sysueva I. N., Sadovnikov A. Yu. Trends and problems of small business development in the Russian Federation and the Penza region. StudNet [StudNet]. 2021. No. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsiya-i-problemy-razvitiyamalogopredprinimatelstva-v-rf-i-penzenskoy-oblasti (accessed: 12.02.2022). (In Russ.).
3. Shidov A. H., Batova B. Z. Increasing the socio-economic potential of the region in the development of competitive advantages of enterprises of the regional production complex. Terra Economicus [Terra Economicus]. 2010. Vol. 8. No. 2-3. Pp. 192-199. (In Russ.).
4. Materialy' ministerstva e^konomicheskogo razvitiya i torgovli KBR [Materials of the Ministry of Economic Development and Trade of the CBD]. Available at: http://www.economykbr.ru/ (accessed: 20.01.2022). (In Russ.).
5. Repushevskaya O. A. Analysis and prospects for the development of small and medium-sized enterprises in Russia. FundamentaFny^e i prikladny^e issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy]. 2020. No. 2. Pp. 129-135. (In Russ.).
6. Karmova B. Z., Kashirokov N. A. Investments in human capital and entrepreneurship activation as factors of economic growth in Russia. E^konomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: theory and practice]. 2020. No. 12-2 (70). Pp. 33-38. DOI 10.24411/2411- 0450-2020-11066. (In Russ.).
7. Dashkov L. P., Repushevskaya O. A. The impact of the digital transformation of the economy on entrepreneurship. Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii [Bulletin of the Russian University of Cooperation]. 2019. No. 4 (38). Pp. 40-44. (In Russ.).
8. Shidov A. H., Batova B. Z., Shidova L. H. Formation and management of innovative segments of the agricultural market in solving the problem of import substitution by regional agricultural producers. Ekonomika ipredprinimateFstvo [Economics and entrepreneurship]. 2014. No. 8 (49). Pp. 964-967. (In Russ.).
9. Gurfova S. A. Directions of development of small and medium-sized agricultural enterprises. Modern Economy Success [Modern Economy Success]. 2018. No. 4. Pp. 46-51. (In Russ.).
10. Li J., 2021.The role of small and medium-sized business in Russia and Small business in Russia: the third year of heavy Tests 24 China. Components of scientific and technological progress. No. 3 (57). Pp. 9-12.
11. Mazzarol T., Reboud S., 2020. Innovation in Small Firms. Entrepreneurship and Innovation. Singapore: Springer. Pp. 131-164.
12. Rauch E., Vickery A. R., Brown C. A., Matt D. T., 2020. SME Requirements and Guidelines for the Design of Smart and Highly Adaptable Manufacturing Systems. Matt D., Modrák V., Zsifkovits H. (eds.) Industry 4.0 for SMEs., Cham: Palgrave Macmillan, 2020. Pp. 39-72.
13. Suglobov A. E., Repushevskaya O. A., Tkach A. V., Dashkov L. P., Balalova E. I., 2020. E-commerce development prospects in the enterpreneurship of the Russian Federation. Revista Inclusiones. Vol. 7. Pp. 342-349.
14. Global Entrepreneurship Monitor 2020/2021. Global Entrepreneurship and Development Institute. Available at: https://www.gemconsortium.org/reports/latestglobalreport (accessed: 10.01.2022).
15. Gromova E., Timokhin D., Popova G., 2020. The role of digitalisation in the economy development of small innovative enterprises. Procedia Computer Science. Vol. 169. Pp. 461-467. https://doi.org/10.1016Zj.procs.2020.02.224.
Информация об авторах
Сергей Николаевич Орлов — доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, директор Курганского филиала Института Экономики УРО РАН (Российская Федерация, 640018, г. Курган, ул Максима Горького, д. 149).
Илья Николаевич Луговой — младший научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УРО РАН (Российская Федерация, 640018, г. Курган, ул Максима Горького, д. 149).
Information about the authors
Sergey N. Orlov — Doctor of Economics, Leading Researcher, Director of the Kurgan branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (149 Maxim Gorky str., Kurgan, 640018, Russian Federation).
Ilya N. Lugovoy — Junior Researcher of the Kurgan branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (149 Maxim Gorky str., Kurgan, 640018, Russian Federation).
Статья поступила в редакцию: 12.08.2022.
Одобрена после рецензирования: 12.09.2022.
Принята к публикации: 20.09.2022.
The article was submitted: 12.08.2022.
Approved after reviewing: 12.09.2022.
Accepted for publication: 20.09.2022.