Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 3
ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ REGIONAL ECONOMICS STUDIES
Проблемы адаптации малого и среднего предпринимательства приграничных
территорий к современным вызовам
Problems of adaptation of small and medium-sized enterprises of border territories
to modern challenges
DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-272
УДК 338
С. Н. Орлов, Институт экономики УрО РАН (Курган, Россия)
И. Н. Луговой, Институт экономики УрО РАН (Курган, Россия)
S. N. Orlov, Institute of Economics of the Ural Branch of RAS (Kurgan, Russia)
I. N. Lugovoy, Institute of Economics of the Ural Branch of RAS (Kurgan, Russia)
Мировая общественность столкнулась с социально-экономической нестабильностью, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции COVID-19. Кризис, который возник в мировой экономике из-за введенных ограничений по противодействию распространению инфекции, нанес большой урон экономике страны как на региональном, так и на национальном уровне. Больше всего пострадала экономика приграничных регионов. Кризис, возникший в 2020 году, не похож ни на один из ранее проходивших в мире. Возникновение коронавируса способствовало появлению новых социально-экономических реалий, к которым необходимо адаптироваться абсолютно всем субъектам экономики, независимо от их места нахождения и размера. Сложившаяся ситуация, безусловно, подтверждает актуальность выбранной темы научного исследования. Экономическая нестабильность отрицательно повлияла на жизнеспособность и устойчивость предпринимательства. Основная проблема, с которой сталкивается сектор малого и среднего предпринимательства в период коронавирусных ограничений, - это отсутствие необходимых ресурсов для длительного поддержания автономного состояния бизнеса в период экономических колебаний. Данная проблема прежде всего связана с небольшими размерами капитала у малого и среднего предпринимательства. В научном исследовании рассматривается проблематика адаптационных процессов сектора малого и среднего предпринимательства, осуществляющего свою экономическую деятельность на приграничных территориях страны в период социально-экономических изменений, возникших в российской экономике в последнее время. Цель научного исследования заключается в изучении происходящих процессов адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства к проблемам, которые возникают в современных реалиях. В работе были использованы статистические и аналитические методы исследования. На примере Курганской области проанализировали адаптационные процессы, происходящие из-за трансформаций в социальной, политической и экономической сфере региона, выявили проблемные моменты адаптационного поведения малого и среднего предпринимательства приграничных территорий. Развитие предпринимательства на приграничных территориях является одним из самых перспективных направлений развития экономики страны, что еще раз доказывает необходимость дальнейшего изучения данной тематики и создания «мультипликативного механизма адаптации» малого и среднего предпринимательства приграничных территорий, который будет включать в себя все виды рассмотренных механизмов адаптации.
Ключевые слова: приграничные территории, малое и среднее предпринимательство, диверсификация, адаптация предпринимательства, социально-экономические условия, адаптационные процессы.
The global community is faced with the socio-economic instability caused by the outbreak of the new coronavirus infection COVID-19. The crisis that arose in the world economy due to the imposed restrictions on counteracting the spread of infection caused great damage to the country's economy both at the regional and national levels. The economy of the border regions suffered the most. The crisis that emerged in 2020 is unlike any of the previous ones in the world. The emergence of the coronavirus contributed to the emergence of new socio-economic realities, to which it became necessary to adapt to absolutely all economic entities, regardless of their location and size. The realities that have arisen undoubtedly show the relevance of the chosen topic of scientific research. Economic instability negatively affected the viability and sustainability of entrepreneurship, the main problem faced by the small and medium-sized business sector during the period of coronavirus restrictions is the lack of the necessary resources to maintain an autonomous state of business for a long time during the period of economic fluctuations. This problem is primarily associated with the small amount of capital in small and medium-sized businesses. The scientific study examines the problems of adaptation processes in the small and medium-sized business sector, which carries out its economic activities in the border territories of the country during the period of socio-economic changes that have arisen in the Russian economy in recentyears. The purpose of the research is to study the ongoing processes of adaptation of small and medium-sized businesses to the problems that arise in modern realities. To achieve this goal, statistical and analytical research methods were used. After analyzing the adaptation processes occurring due to transformations in the social, political and economic spheres on the example of the Kurgan region, the problematic aspects of the adaptive behavior of small and medium-sized businesses in border areas were identified. The development of entrepreneurship in the border areas is one of the most promising areas of the country's economic development, which once again proves the need for further study of this topic and the creation of a "multiplicative adaptation mechanism" for small and medium-sized businesses in border areas, which will include all types of the considered adaptation mechanisms.
Keywords: border areas; small and medium business; diversification; adaptation of entrepreneurship; socioeconomic conditions; adaptation processes.
Введение
Происходящие в настоящий период времени социально-экономические трансформации сделали субъекты малого и среднего предпринимательства одним из ключевых факторов создания высокоразвитой экономики России. Малое и среднее предпринимательство продемонстрировало высокую степень адаптации к изменяющимся рыночным реалиям. На сегодняшний день субъектами малого и среднего предпринимательства выполняются не только традиционные хозяйственные функции, но и функции социального характера. Опыт, накопленный при ведении предпринимательской деятельности, наглядно показывает, что малое и среднее предпринимательство имеет высокий уровень адаптации на фоне кардинальных изменений в экономике страны и неустойчивости рынка. В процессе осуществления экономической деятельности малое и среднее предпринимательство определило свое преимущество в некоторых критериях по сравнению с крупным предпринимательством. В условиях нестабильности и неустойчивости развития экономической среды на первый план, как наиболее значимый и необходимый в современных реалиях, стали выдвигаться адаптационные возможности, которые продемонстрировало малое и среднее предпринимательство.
Целью настоящей статьи является изучение адаптационных процессов в решении проблем, с которыми сталкивается малое и среднее предпринимательство приграничных территорий в период экономической нестабильности в мире. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить распространенность исследования проблем в современных условиях, рассмотреть адаптационные процессы, выявить динамику изменения проблем с течением времени, систематизировать основные проблемы по группам влияния на развитие предпринимательства.
Мнения многих авторов сегодня сходятся в том, что главным фактором для развития и стабильного функционирования сектора малого и среднего предпринимательства является механизм адаптации к меняющейся экономической обстановке. В нашем случае под адаптацией сектора малого и среднего предпринимательства подразумевается процесс приспособления к изменениям во внешней среде, вызванный нестабильностью на мировом рынке в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятиями, обеспечивающий высокий уровень скорости реагирования на возникающие экономические и социальные препятствия для развития сектора малого и среднего предпринимательства. Развитие высокого уровня адаптационных механизмов позволяет малому и среднему предпринимательству оста-
ваться на высоком уровне конкурентоспособности и повысить уровень устойчивого развития. Необходимо отметить, что адаптационные процессы у сектора малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от социальных, политических и экономических условий.
Сектор малого и среднего предпринимательства в период кризиса может быть охарактеризован через следующие показатели:
- падение покупательной способности среди всех слоев населения;
- снижение производственных мощностей у предприятий;
- увеличение численности безработных среди трудоспособного населения;
- рост неисполненных обязанностей предприятий перед кредиторами;
- резкое увеличение технических дефолтов у малого и среднего предпринимательства.
У малого и среднего предпринимательства, осуществляющего свою экономическую деятельность на приграничных территориях в период экономического кризиса, начавшегося в России в 2020 году, произошли резкие изменения, связанные:
- с резким оттоком капиталовложений из приграничных территорий;
- исковыми заявлениями на малые и средние предприятия, полученными со стороны кредиторов по объявлению себя банкротами, которые, по их мнению, являются умышленными;
- резким сокращением отделов и направлений, которые осуществляли деятельность по развитию предпринимательства.
В настоящее время выживание малого и среднего предпринимательства главным образом зависит от сформированного каждым из них собственного механизма адаптации. Следует отметить, что, несмотря на возникновение совершенно новых экономических реалий, сектор малого и среднего предпринимательства отдавал предпочтение традиционным методам адаптации, в основном используемым при устойчивом развитии рыночной экономики, что на самом деле было слабоэффективным в данных обстоятельствах:
- вложению свободных денег в основной капитал;
- внедрению технических новшеств в производство;
- снижению издержек предприятий через сокращение численности работников, качества продукции и др.;
- использованию маркетинговых приемов для поддержания спроса на собственную продукцию;
- интеграции бизнес-процессов через диверсификацию.
Д. В. Завьялов, О. В. Сагинова, Н. Б. Завьялова в статье «Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России» [1] рассмотрели проблемы, с которыми сталкивается малое и среднее предпринимательство в России, суммировали факторы, которые препятствуют развитию предпринимательства, и наметили пути решения проблем в соответствии с задачами новой стратегии развития предпринимательства.
В статье особо выделяются несколько факторов, которые в первую очередь воздействуют на состояние экономики посредством влияния на малое и среднее предпринимательство:
- внутреннеполитическая нестабильность в стране;
- экономические санкции по отношению к России;
- ограничения доступа российскому предпринимательству на внешние финансовые рынки;
- отток капитала из страны.
Также называются несколько проблем, с которыми сталкивается малое и среднее предпринимательство:
- отсутствие источников финансирования;
- высокий уровень административных барьеров;
- снижение налогового бремени;
- кредитная доступность для открытия и ведения деятельности предприятий;
- длинные сроки при подключении новых объектов к системе энергоснабжения;
- отношение населения к предпринимательской деятельности.
М. В. Михеева в статье «Оценка современного состояния сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и актуальных проблем его развития» [2] рассматривает целевые ориентиры при развитии сектора малого и среднего предпринимательства в России до 2024 года, дает оценку развитию сектора малого и среднего предпринимательства; перечисляет основные проблемы, препятствующие развитию хозяйствующих субъектов, относящихся к сектору малого и среднего предпринимательства в России.
К основным проблемам, с которыми сталкивается малое и среднее предпринимательство, автор относит:
- недоступность кредитов;
- недостаток стартового капитала для открытия предприятий;
- высокую стоимость аренды земли и недвижимости;
- нехватку собственных оборотных средств;
- высокое налоговое бремя.
М. Р. Гапов, Д. К. Хубиева в рамках статьи «Малое и среднее предпринимательство в период пандемии» [3] провели анализ деятельности малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии. Прежде всего, отмечается, что распространение коронавирусной инфекции COVID-19 сопровождается стагнацией экономики, что, как правило, отрицательно влияет на субъекты малого и среднего предпринимательства. Ввиду чего особую актуальность приобретает как анализ адаптации к проблемам развития и функционирования малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии, так и эффективность принятых мер с целью поддержки субъектов предпринимательства. Также в данной статье определено, что новые меры господдержки позволили лишь амортизировать кризисные последствия для субъектов малого и среднего предпринимательства. Тем самым пандемия выступила своего рода вызовом для властей, при этом меры по противодействию распространению заболевания вызвали серьезные проблемы у сектора малого и среднего предпринимательства, среди которых авторы прежде всего выделяют:
- падение покупательной способности у населения;
- временную приостановку деятельности большинства малых и средних предприятий;
- падение инновационной и инвестиционной активности вследствие роста неопределенности экономической среды;
- рост сложности процедур государственного урегулирования;
- рост административного давления на малое и среднее предпринимательство;
- возрастающую степень финансовой нагрузки;
- снижение рентабельности малого и среднего предпринимательства;
- повышение себестоимости выпускаемой продукции.
Теоретическая база исследования
До возникновения кризисных явлений, вызванных пандемией коронавируса, среди наиболее используемых адаптационных моделей у малого и среднего предпринимательства можно выделить следующие:
1) модель адаптации направлена на повышение потребительского спроса у населения. Данная модель проявляется при выборе субъектами малого и среднего предпринимательства направления ведения хозяйственной деятельности посредством определения объемов выпуска продукции и составления оптимальной номенклатуры данной продукции и услуг. Другими словами, наблюдается направленная работа сектора малого и среднего предпринимательства под потребности определенных групп потребителей [4];
2) вторая модель адаптации появилась как ответ на резкие сдвиги в совокупном спросе и на изменчивую конъюнктуру рынка сбыта продукции и услуг. Суть данной модели адаптации заключается в диверсификации (перераспределении) производственных ресурсов у субъектов предпринимательства между направлениями хозяйственной деятельности. Суть в том, что большинство субъектов малого и среднего предпринимательства выбирают многопрофильное ведение экономической деятельности и становятся способными быстро переключаться между видами экономической деятельности;
3) специфическая суть этой модели адаптации в том, что субъекты малого и среднего предпринимательства делают попытки частично или полностью переложить ответственность за ведение собственной экономической деятельности на государство, в основном данной моделью адаптации пользовались средние и крупные предприятия;
4) эту модель адаптации также можно назвать "защитной моделью адаптации". Суть ее заключается в том, что все субъекты малого и среднего предпринимательства без исключения в период возникновения новых кризисных реалий объявили запрет на прием новых сотрудников.
Меньше всего в период кризисных явлений пострадали клиентоориентированные субъекты малого и среднего предпринимательства, основные виды деятельности которых связаны со сферой жилищного строительства, консалтинга.
Пример модели адаптации у малого и среднего предпринимательства:
- при снижении покупательной способности у населения в период кризиса субъекты малого и среднего предпринимательства изменили свою ценовую политику. В основном предприятия стали разрабатывать различные антикризисные предложения, среди которых были распространены различные распродажи, акции на товары и услуги и многое другое;
- в новых реалиях возникла острая необходимость в разработке принципиально новых услуг, таких как услуги по оптимизации постоянных и переменных издержек при кризисных колебаниях, и большинство консалтинговых компаний переключились на данный вид деятельности;
Именно такая модель адаптации стала самой эффективной в настоящее время, так как российская экономика постепенно выходит из кризиса. Данная модель адаптации позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства привлекать новых клиентов без потери старых, что позволит увеличить объемы продаж [5].
Результаты исследования
В последние время субъекты малого и среднего предпринимательства стали демонстрировать удовлетворенность экономической ситуацией в стране. Также предприниматели планируют повышение цен на свою продукцию и услуги, что связывают с высоким налоговым бременем, полученными убытками в период кризиса и повышением цен на сырье [6].
Последствиями экономического кризиса, развернувшегося в российской экономике, стали:
- падение реальных доходов населения;
- высокий рост безработицы среди трудоспособного населения;
- снижение расходов домашними хозяйствами на товары длительного пользования.
Вследствие возникших новых экономических реалий у населения увеличивается стремление к сбережениям, что, в свою очередь, снижает уровень участия населения в инвестиционной деятельности.
Экономический кризис, вызванный С0УШ-19, стал этапной вехой в развитии малого и среднего предпринимательства. В процессе преодоления возникшего кризиса сектор малого и среднего предпринимательства осознал необходимость адаптационных моделей, прежде всего направленных на оптимизацию постоянных и переменных издержек через снижение численности сотрудников и их оплаты труда, диверсификацию хозяйственной деятельности и многое др. Большинство субъектов малого и среднего предпринимательства поздно пришли к выводу о необходимости включения в используемые модели адаптации новых механизмов, связанных с внедрением инновационных технологий в систему производства продукции и оказания услуг, а также инновационных систем управления предприятиями [7].
Однако в последнее время субъекты малого и среднего предпринимательства стали широко использовать высокоразвитые адаптационные модели, что усиливает роль и значимость сектора малого и среднего предпринимательства для экономического и социального развития страны. Государство стало рассматривать сектор малого и среднего предпринимательства как ключевой фактор в решении острых вопросов, связанных с увеличением рабочих мест, искоренением монополизма и повышением конкурентных возможностей на рынках сбыта, влекущих за собой повышение качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Ключевая особенность при адаптации сектора малого и среднего предпринимательства прежде всего связана с дифференциацией экономических процессов, происходящих в стране во время возникшего экономического кризиса, который вызван следующими факторами:
-во-первых, спад поставок сырья и комплектующих изделий из зарубежных стран повлек за собой изменения в финансовых, товарных и инвестиционных потоках, что снизило предпринимательский потенциал приграничных территорий и ресурсно-воспроизводственные возможности малого и среднего предпринимательства;
-во-вторых, усиление дифференциации экономической обстановки на приграничных территориях в приспособлении малого и среднего предпринимательства к новым экономическим реалиям, особенно в первый год возникновения кризисных явлений, вызванных коронавирусными ограничениями;
-в-третьих, падение платежеспособности населения сыграло определяющую роль в развитии сектора малого и среднего предпринимательства. Особенностью сектора малого и среднего предпринимательства приграничных территорий является то, что приспособление к изменениям на рынках сбыта
Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. V. 1. № 3
продукции и услуг при сильной дифференциации напрямую зависит от уровня платежеспособности населения;
-в-четвертых, катализатором для повышения дифференциации на приграничных территориях послужила проводимая политика в регионах, что доказывают высокие показатели уровня развития предпринимательской активности в различных приграничных территориях.
На основе проведенных аналитических исследований становится возможно сделать вывод о снижении негативной тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства Курганской области, вызванной кризисными явлениями в экономической ситуации. Анализ научных трудов различных авторов, посвященных малому и среднему предпринимательству, позволил сгруппировать факторы, негативно влияющие на адаптацию сектора малого и среднего предпринимательства по внешним и внутренним признакам [8]. Главными факторами из внешней среды называются политическая и экономическая обстановка в мире, возникновение новых реалий в деловой активности, потребительский спрос у населения и домашних хозяйств, конкурентоспособность в сфере реального сектора развития экономики. Факторы внутренней среды, оказывающие влияние на развитие сектора малого и среднего предпринимательства:
- государственная политика по развитию и поддержке сектора малого и среднего предпринимательства, которая проявляется в мерах по финансовой поддержке от государства, по уменьшению налогового бремени, в программах льготного кредитования малого и среднего предпринимательства и др.;
- сдерживающие факторы в развитии самого малого и среднего предпринимательства: недостаточность собственных ресурсов, слаборазвитая организационно-управленческая структура, сильная нехватка высококвалифицированного персонала.
Наибольшее число малых и средних предприятий и организаций Курганской области функционируют по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (доля составляет от 36 % от общего количества малых и средних предприятий Курганской области). На втором месте по привлекательности для малых и средних предприятий находится вид экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - от 17 %, «Строительство» - от 12 % предприятий, «Обрабатывающие производства» - около 10 % малых и средних предприятий, в сельском хозяйстве - от 7 %. Данные сферы деятельности являются самыми перспективными для дальнейшего развития.
За прошедший год оборот в секторе малого и среднего предпринимательства Курганской области достиг 407042,9 млн рублей, это составляет 65.3 % в обороте всех предприятий области.
Рис. Динамика развития сектора малого и среднего предпринимательства Курганской области
В экономике области на 1 января 2021 года общее количество предприятий и организаций - 12 491 (рис.). Это самый низкий показатель за последние 15 лет. Из общего количества ведущих экономическую деятельность в 2020 году малых и средних предприятий 72,1 % принадлежали к частной форме собственности. Продолжается снижение количества предприятий и организаций, так, на 1 января 2021 года
наблюдается снижение на 775 субъектов хозяйствования (5,84 %) по сравнению с 2019 годом, что прежде всего связано с коронавирусными ограничениями. Общее сокращение сектора малого и среднего предпринимательства за 15 лет составило 32,21 %, что составляет 5936 субъектов малого и среднего предпринимательства, такие показатели являются катастрофическими для экономической безопасности Курганской области.
Заключение
Курганская область обладает большим потенциалом для развития сектора малого и среднего предпринимательства в сравнении с множеством приграничных регионов страны. Этому свидетельствуют многоотраслевая структура производственного комплекса, достаточно хорошее финансовое положение Курганской области. В Курганской области присутствуют благоприятные условия для инновационного развития:
- значительный научно-производственный потенциал;
- высокий уровень развития инфраструктуры;
- достаточное количество высококвалифицированных кадров.
Однако экономическая трансформация, вызванная кризисными явлениями, неблагоприятно повлияла на экономическую деятельность, осуществляемую сектором малого и среднего предпринимательства Курганской области. Малые и средние предприятия Курганской области при выборе моделей адаптации в основном ориентируются на текущий спрос населения, что позволяет им находиться в наиболее выгодном положении, сегментировать им рынок сбыта, найти свою «рыночную нишу». В современных реалиях залогом успеха сектора малого и среднего предпринимательства становится проведение активной политики на товарном и ресурсном рынках сбыта. По всем параметрам экономической деятельности предприятия, стремящиеся быстро адаптироваться к потребностям рынка сбыта Курганской области, имеют преимущества перед теми, кто не может или не хочет этого делать. Наряду с активным использованием современных адаптационных моделей малыми и средними предприятиями важную роль в решении проблемы их выживаемости играет четкая, хорошо продуманная региональная политика по отношению к сектору малого и среднего предпринимательства. Необходимо отметить, что в Курганской области местными органами власти уделяется достаточное внимание решению данных проблем. В то же время в процессе своего развития сектор малого и среднего предпринимательства Курганской области сталкивается с рядом нерешенных проблем:
- падением покупательной способности у населения;
- спадом инновационной и инвестиционной активности вследствие роста неопределенности экономической среды;
- ростом сложности процедур государственного урегулирования;
- ростом административного давления на малое и среднее предпринимательства;
- возрастающей степенью финансовой нагрузки;
- снижением рентабельности малого и среднего предпринимательства;
- повышением себестоимости выпускаемой продукции.
Данные проблемы препятствуют развитию адаптационных моделей в секторе малого и среднего предпринимательства. Исходя из проведенного анализа становится возможным утверждать, что проблема адаптации сектора малого и среднего предпринимательства к изменяющейся российской экономике становится одной из наиболее актуальных социально-экономических проблем развития. Во всех работах, посвященных вопросам развития малого и среднего предпринимательства, выделяется особая важность правильного формирования адаптационной модели, позволяющей обеспечить высокий уровень выживаемости у предпринимательства. Решение данной проблемы возможно только во взаимодействии с региональными властными структурами, призванными обеспечить поддержку одного из важнейших секторов российской экономики.
Проанализировав существующие модели адаптации, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства в современных экономических реалиях, становится возможным сделать выводы, что методология в данной области знаний находится в стадии формирования. Появляется необходимость в создании «мультипликативного механизма адаптации» малого и среднего предпринимательства приграничных территорий, который будет включать в себя все виды рассмотренных механизмов адаптации и будет направлен на решение как уже существующих проблем, с которыми сталкивается малое и среднее предпринимательство приграничных территорий, так и совершенно новых, которые могут воз-
никнуть в ближайшем будущем. Развитие предпринимательства на приграничных территориях является одним из самых перспективных направлений развития экономики страны, что еще раз доказывает необходимость дальнейшего изучения данной тематики.
Благодарности
Научное исследование проведено в рамках плана НИР Института экономики УрО РАН на 20192021 гг.
Список литературы
1. Завьялов Д. В., Сагинова О. В., Завьялова Н. Б. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России ¡¡ Российское предпринимательство. 2017. Вып. 3(18). С. 203-214.
2. Михеева М. В. Оценка современного состояния сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и актуальных проблем его развития ¡¡ Вестник Московского университета МВД России. 2019. Вып. № 5. С. 259-262.
3. Гапов М. Р., Хубиева Д. К. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии ¡¡ Московский экономический журнал. 2020. Вып. 9. С. 200-204.
4. Дамдинов Д. Д. Актуальные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России II Экономика предпринимательства. Факторы: инновации. 2014. Вып. 3 (47). С. 29-36.
5. Логинова А. Г., Юричева Е. Ю. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства современной России ¡I Вестник Марийского государственного университета. 201б. Вып. 3 (7). С. 71-74.
6. Михайлов О. Ф. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России ¡¡ Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2018. Вып. 2. С. 87-90.
7. Дробот Е. В. Концептуальная модель формирования конкурентоспособности приграничного региона ¡¡ Экономические отношения. 2012. № 2. С. б-10.
8. Печаткин В. В. Конкурентоустойчивость регионов России: тенденции, проблемы и пути их решения ¡¡ Экономика, предпринимательство и право. 2019. № 4. С. 803-820.
9. Obokoh L, Goldman G. Infrastructure deficiency and the performance of small- and medium-sized enterprises in Nigeria's Liberalised Economy // Acta Commercii - Independent Research Journal in the Management Sciences. 201б. № 1. P. 1-10.
10. Васильева А. В. Проектирование пространственной организации рекреационной системы приграничного региона II Экономика, предпринимательство и право. 2019. № 4. С. 707-716.
11. Lisowska R. The Potential of Business Environment Institutions and the Support for the Development of Small and Medium-sized Enterprises // Entrepreneurial Business and Economics Review. 2016. 4(3). P. 85-101.
12. Киселева С. П., Котилко В. В., Пашенных Ф. С., Джантаев X. М. Рецензия на монографию «Приграничные регионы России и опыт развития приграничных районов за рубежом» ¡¡ Торгово-экономический журнал. 2017. № 2. С. 119-120.
13. Крукле В. А. Формирование предпринимательской среды приграничных территорий II Экономика и управление. 2012. № 11. С. 75-78.
14. Gaganis C., Pasiouras F., Voulgari F. Culture, business environment and SMEs' profitability: Evidence from European Countries ¡I Economic Modelling. 2018. № 78. P. 275-292.
15. Simon-Moya V., Revuelto-Taboada L., Ribeiro-Soriano D. Influence of economic crisis on new SME survival: reality or fiction? // Entrepreneur-ship and Regional Development. 201б. № 28 (1-2). P. 157-176.
16. Entrepreneurship 2020 ACTION PLAN Reigniting the entrepreneurial spirit in Europe ¡¡ Официальный сайт Евросоюза [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52012DC0795 (дата обращения: 20.09.2021).
References
1. Zavyalov D. V., Saginova O. V., Zavyalova N. B. Problems and tasks of development of small and medium-sized entre-preneurship in Russia. RossijskoepredprinimateFstva [Russian entrepreneurship]. 2017. No. 3(18). P. 203-214. (In Russian).
2. Mikheeva M. V. Assessment of the current state of the small and medium-sized business sector in the Russian Federation and current problems of its development. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2019. No. 5. P. 259-262. (In Russian).
3. Gapov M. R., Khubieva D. K. Small and medium-sized entrepreneurship during the pandemic. Moskovskij e^konomicheskijzhurnal [Moscow Economic Journal]. 2020. No. 9. P. 200-204. (In Russian).
4. Damdinov D. D. Actual problems and prospects of small business development in Russia. Ekonomika predprinimateFstva. Faktoryinnovacii [The economics of entrepreneurship. Factors: innovations]. 2014. No. 3(47). P. 29-36. (In Russian).
5. Loginova A. G., Yuricheva E. Yu. Actual problems of small and medium-sized entrepreneurship in modern Russia. Vest-nik Marijskogogosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Mari State University]. 2016. No. 3 (7). P. 71-74. (In Russian).
6. Mikhailov O. F. Problems of development of small and medium-sized enterprises in Russia. MezhdunarodnyJ zhurnal prikladnyX nauk i texnologij «Integral» [International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral"]. 2018. No. 2. P. 87-90. (In Russian).
7. Drobot E. V. Conceptual model of the formation of competitiveness of the border region. Ekonomicheskie otnosheniya [Economic relations]. 2012. No. 2. P. 6-10. (In Russian).
8. Pechatkin V. V. Competitiveness of Russian regions: trends, problems and ways to solve them. Ekonomika, predprini-mateFstvo ipravo [Economics, entrepreneurship and law]. 2019. No. 4. P. 803-820. (In Russian).
9. Obokoh L, Goldman G., 2016. Infrastructure deficiency and the performance of small- and medium-sized enterprises in Nigeria's Liberalized Economy. Acta Commercii - Independent Research Journal in the Management Sciences. No. 1. P. 1-10.
10. Vasilyeva A.V. Designing the spatial organization of the recreational system of the border region. Ekonomika, predprinimateFstvo ipravo [Economics, entrepreneurship and law]. 2019. No. 4. P. 707-16. (In Russian).
11. Lisowska R., 2016. The Potential of Business Environment Institutions and the Support for the Development of Small and Medium-sized Enterprises. Entrepreneurial Business and Economics Review. 4(3). P. 85-101.
12. Kiseleva S. P., Kotilko V. V., Pashennykh F. S., Dzhantaev H. M. Review of the monograph "Border regions of Russia and the experience of development of border areas abroad". Torgovo-ekonomicheskij zhurnal [Trade and Economic Journal]. 2017. No. 2. P. 119-120. (In Russian).
13. Krukle V. A. Formation of the entrepreneurial environment of border territories. E^konomika i upravlenie [Economics and management]. 2012. No. 11. P. 75-78. (In Russian).
14. Gaganis C., Pasiouras F., Voulgari F., 2018. Culture, business environment and SMEs' profitability: Evidence from European Countries. Economic Modeling. No. 78. P. 275-292.
15. Simon-Moya V., Revuelto-Taboada L., Ribeiro-Soriano D., 2016. Influence of economic crisis on new SME survival: reality or fiction? Entrepreneur-ship and Regional Development. No. 28 (1-2). P. 157-176.
16. Entrepreneurship 2020 ACTION PLAN Reigniting the entrepreneurial spirit in Europe. Official website of the European Union [Electronic resource]. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52012DC0795. (Accessed: 09.20.2021).
Для цитирования: Орлов С. Н., Луговой И. Н. Проблемы адаптации малого и среднего предпринимательства приграничных территорий к современным вызовам / / Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 3. С. 272-280. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-272.
For citation: Orlov S. N., Lugovoy I. N. Problems of adaptation of small and medium-sized enterprises of border territories to modern challenges / / Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. Vol. 1, issue 3. Р. 272-280. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-3-272 (In Russian).