Научная статья на тему 'Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу'

Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2185
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малый и средний бизнес / финансовые методы / нефинансовые методы / государственная поддержка / small and medium-sized businesses / financial methods / non-financial methods / state support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Иосифовна Морозко, Нина Иосифовна Морозко, Валентина Юрьевна Диденко

Предмет исследования — финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, позволяющие формировать конкурентную среду и обеспечивать стабилизацию макроэкономических процессов. Цель работы — рассмотрение методов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с позиций системного подхода, стратегической направленности и эффективности реализации. Выявлены факторы, замедляющие развитие бизнеса и снижающие инвестиционные вложения в производственно-хозяйственную деятельность. Сделан акцент на механизме обеспечения стабильного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства как системе управления, включающей планирование, анализ и контроль устойчивости этого сектора экономики для создания необходимых условий конкурентоспособного развития малых и средних организаций, а также на правовом обеспечении, устанавливающим критериальный подход к порядку отнесения субъектов хозяйствования к этому сектору экономики. Отмечается важная роль Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период 2019–2024 гг., направленного на повышение качества условий ведения бизнеса, оптимизацию условий доступа к льготному финансированию. Рассматриваются нефинансовые меры поддержки предпринимательства, охватывающие использование информационных и маркетинговых услуг: оказание помощи в продвижении товаров на экспорт, организацию конференций, форумов, круглых столов, выставок товаров. Ввиду того, что в настоящее время возрастает значимость способов поддержки предпринимательской деятельности, делается вывод о необходимости проведения оценки эффективности принимаемых способов и методов поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталья Иосифовна Морозко, Нина Иосифовна Морозко, Валентина Юрьевна Диденко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial and Non-Financial Measures to Support Small and Medium-Sized Businesses in 2021 and in the Medium Term

The subject of the study is financial and non-financial measures to support small and medium-sized businesses, which allow them to form a competitive environment and ensure the stabilization of macroeconomic processes. The purpose of the work is to consider methods of supporting small and medium-sized businesses from the standpoint of a systematic approach, strategic orientation and implementation efficiency. Factors that slow down business development and reduce investment in production and economic activities are identified. The emphasis is placed on the mechanism to ensure stable functioning of subjects of small and medium business as the management system, including planning, analysis, and stability control in this sector of the economy to create the necessary conditions for the competitive development of small and medium-sized organizations, as well as legal support, establishing a criteria-based approach to the classification of economic entities to this sector of the economy. The important role of the National Project “Small and Medium-sized Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiative” for the period 2019–2024, aimed at improving the quality of business conditions, optimizing the conditions for access to concessional financing, is noted. Non-financial measures to support entrepreneurship are considered, covering the use of information and marketing services: assistance in the promotion of goods for export, organization of conferences, forums, round tables, exhibitions of goods. Due to the fact that currently the importance of ways to support business activities is increasing, it is concluded that it is necessary to assess the effectiveness of the adopted methods and methods o f support.

Текст научной работы на тему «Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-1-31-40 УДК 336.6(045) JEL G23, G32

(CC) (

Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу

Нат. И. Морозкоа, Н. И. Морозко", В. Ю. Диденкос

Финансовый университет, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0001-9247-9271; ь https://orcid.org/0000-0003-2410-718X;

с https://orcid.org/0000-0002-4116-826X

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, позволяющие формировать конкурентную среду и обеспечивать стабилизацию макроэкономических процессов. Цель работы — рассмотрение методов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с позиций системного подхода, стратегической направленности и эффективности реализации. Выявлены факторы, замедляющие развитие бизнеса и снижающие инвестиционные вложения в производственно-хозяйственную деятельность. Сделан акцент на механизме обеспечения стабильного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства как системе управления, включающей планирование, анализ и контроль устойчивости этого сектора экономики для создания необходимых условий конкурентоспособного развития малых и средних организаций, а также на правовом обеспечении, устанавливающим критериальный подход к порядку отнесения субъектов хозяйствования к этому сектору экономики. Отмечается важная роль Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период 2019-2024 гг., направленного на повышение качества условий ведения бизнеса, оптимизацию условий доступа к льготному финансированию. Рассматриваются нефинансовые меры поддержки предпринимательства, охватывающие использование информационных и маркетинговых услуг: оказание помощи в продвижении товаров на экспорт, организацию конференций, форумов, круглых столов, выставок товаров. Ввиду того, что в настоящее время возрастает значимость способов поддержки предпринимательской деятельности, делается вывод о необходимости проведения оценки эффективности принимаемых способов и методов поддержки.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; финансовые методы; нефинансовые методы; государственная поддержка

Для цитирования: Морозко Нат. И., Морозко Н. И., Диденко В. Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(1):31-40. DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-1-31-40

ORiGiNAL PAPER

Financial and Non-Financial Measures to Support Small and Medium-Sized Businesses in 2021 and in the Medium Term

Nat.i. Morozkoa, N. i. Morozkob, V. Y. Didenkoc

Financial University, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0001-9247-9271; b https://orcid.org/0000-0003-2410-718X;

c https://orcid.org/0000-0002-4116-826X

ABSTRACT

The subject of the study is financial and non-financial measures to support small and medium-sized businesses, which allow them to form a competitive environment and ensure the stabilization of macroeconomic processes. The purpose of the work is to consider methods of supporting small and medium-sized businesses from the

© Морозко Нат. И., Морозко H. И., Диденко В. Ю., 2021

BY 4.0

standpoint of a systematic approach, strategic orientation and implementation efficiency. Factors that slow down business development and reduce investment in production and economic activities are identified. The emphasis is placed on the mechanism to ensure stable functioning of subjects of small and medium business as the management system, including planning, analysis, and stability control in this sector of the economy to create the necessary conditions for the competitive development of small and medium-sized organizations, as well as legal support, establishing a criteria-based approach to the classification of economic entities to this sector of the economy. The important role of the National Project "Small and Medium-sized Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiative" for the period 2019-2024, aimed at improving the quality of business conditions, optimizing the conditions for access to concessional financing, is noted. Non-financial measures to support entrepreneurship are considered, covering the use of information and marketing services: assistance in the promotion of goods for export, organization of conferences, forums, round tables, exhibitions of goods. Due to the fact that currently the importance of ways to support business activities is increasing, it is concluded that it is necessary to assess the effectiveness of the adopted methods and methods of support. Keywords: small and medium-sized businesses; financial methods; non-financial methods; state support

For citation: Morozko Nat.i., Morozko N. i., Didenko V. Y. Financial and non-financial measures to support small and medium-sized businesses in 2021 and in the medium term. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(1):31-40. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2021-14-1-31-40

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика многогранна и представлена как крупными, так и средними и малыми компаниями. В России длительное время основные потребности экономики страны удовлетворялись компаниями-гигантами, которые не могли оперативно и своевременно реагировать на текущие изменения рынков в отличие от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) [1], успешная деятельность которых во многих государствах обеспечивается финансовыми и нефинансовыми мерами поддержки [2].

В развитых странах МСП способствует решению следующих задач:

• смягчение колебаний конъюнктуры экономики посредством функционирования особого механизма сбалансированного спроса и предложения [3, 4];

• формирование конкурентных отношений в национальной экономике, представляющих существенную ценность, способную оказывать воздействие на общую рыночную структуру [5];

• развитие в стране конкуренции, способствующей формированию системы мотивацион-ных стимулов, необходимой для максимально полного использования умений, знаний, трудолюбия и энергии предпринимателей [6];

• обеспечение гибкости и высокой степени приспособляемости к изменчивости конъюнктуры рынка [7].

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Сформировавшаяся на современном этапе ситуация в развитии МСП в России характеризуется сложными явлениями, связанными с экономическими изменениями, происходящими в стране, и необходимостью определения новых путей развития [8]. Согласно статистическим данным на начало 2019 г. в стране было 2,6 млн субъектов малого предпринимательст-ва1, на начало 2018 г.— 2,7 млн, т.е. число малых предприятий сократилось (рис. 1). Несколько иное положение сложилось в секторе средних компаний: на начало 2019 г. их насчитывалось 13,6 тыс., а на начало 2018 г.— 13,3 тыс., т.е. их количество средних компаний немного увеличилось. Аналогичные тенденции наблюдаются в изменениях среднесписочной численности работников: в малых предприятиях на начало 2019 г. работали 10,7 млн человек, а на начало 2018 г. — 10,8 млн человек; в средних компаниях

1 Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам МСП относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, по отношению к малым предприятиям с численностью работников до 100 чел. и оборотом до 800 млн руб., в том числе микропредприятиям, и средним предприятиям с численностью работников 101-250 чел. и оборотом до 2 млрд руб., сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рис. 1 / Fig 1. Факторы, замедляющие развитие малого бизнеса / Factors slowing down the development of small business

Источник/Source: построено авторами / compiled by the authors.

Примечание / Note: 1. Острая конкуренция на рынке / Intense competition in the market - 27%. 2. Недоступность кредитов и иных источников кредитования / Unavailability of loans and other sources of credit - 24%. 3. Высокое налоговое бремя / High tax burden - 21%. 4. Административные барьеры и коррупция / Administrative barriers and corruption - 11%. 5. Слабое развитие инфраструктуры в регионах / Poor infrastructure development in the regions - 10%. 6. Другое / Other - 7%.

на начало 2019 г. насчитывалось 1,4 млн человек, на начало 2018 г.— 1,5 млн человек. По сферам экономической деятельности лидирующее место среди малых предприятий принадлежит сфере торговли — 34,8% от общего количества компаний этого сектора экономики, далее идут строительство — 12,7%, оказание транспортных услуг — 6,6%. В секторе среднего бизнеса первые места разделяют обрабатывающие производства (25,6%) и торговля (26,4%), за ними идут сельское хозяйство — 12,5% и строительство — 11,9%2.

МСП в России в значительной степени отстает по общему уровню развития от малых и средних компаний в индустриально развитых странах мира, где доля этого сектора экономики в ВВП стабильно превышает 50%, а удельный вес занятого в них населения составляет 35-80%. В нашей стране доля этого сектора экономики в ВВП не

2 Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. Росстат. — Москва, 2019.— С. 17.

изменяется в течение последних лет и составляет около 20%, а доля замещаемых рабочих мест не превышает 15-18%3.

Негативная экономическая ситуация, которая сформировалась в последнее время из-за пандемии СОУЮ-19, отрицательно отражается на финансовом состоянии бизнеса, проявляясь в следующем:

• предпринимательская активность снижается при реализации инвестиционных проектов. Доля инвестиционных проектов сокращается на 10-12% общего кредитного портфеля организаций малого и среднего бизнеса;

• уменьшаются объемы привлеченных средств (в 2018 г.— 51,9%; в 2019 г.— 45,1%)4;

• имеет место высокий уровень цены заемных средств, привлекаемых компаниями (табл. 1).

3 Россия в цифрах. 2020: Крат. стат. сб. Росстат. — Москва, 2020.— 550 с.

4 Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. Росстат.— Москва, 2019.— С. 41.

Таблица 1 / Table 1

Факторы, снижающие инвестиционные вложения, доля от числа опрошенных компаний, % / Factors that reduce investment, share of the number of companies surveyed, %

Наименование фактора / Factor name 2018 2019

Спрос на продукцию недостаточный / Product demand is insufficient 23 27

Нормативно-правовая база несовершенна / The regulatory framework is imperfect 21 35

Механизм привлечения кредитов сложный / The mechanism for attracting loans is complex 35 48

Риски, сопровождающие инвестиционные проекты / Risks accompanying investment projects 31 47

Проценты коммерческого кредита высокие / Commercial loan interest is high 41 54

Уровень инфляции в стране высокий / The inflation rate in the country is high 38 58

Собственных финансовых средств недостаточно / Own financial resources are insufficient 44 49

Экономическая ситуация в стране характеризуется неопределенностью / The economic situation in the country is characterized by uncertainty 42 61

Источник/ Source: Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. Росстат.- Москва, 2019.- С. 42 / Small and medium business in Russia. 2019: Statistical collection / Rosstat. Moscow, 2019. P. 42.

Наибольшее негативное влияние на состояние малого бизнеса оказывают неясность ситуации в экономике страны (61%) и рост инфляции (58%). Со стороны государства предпринимаются меры по трансформации делового климата, направленные на снижение барьеров при ведении бизнеса. Главными векторами политики государства по развитию среднего и малого бизнеса на долгосрочную перспективу являются:

• уменьшение степени финансовой нагрузки на предпринимателей от чрезмерных административных барьеров;

• расширение совокупности мер имущественной поддержки предпринимателей [увеличение числа объектов инфраструктуры поддержки МСП — бизнес-инкубаторов, кластеров, технопарков, реализация имущества (государственного и муниципального)];

• сокращение финансовых расходов предпринимателей, вызванных предпринимательской деятельностью;

• удешевление и упрощение доступа предпринимателей к объектам коммунальной инфраструктуры;

• совершенствование трудового законодательства Российской Федерации, регламентирующего правовые отношения в сфере МСП.

Механизмом обеспечения стабильного функционирования субъектов МСП является система

управления, включающая планирование, анализ и контроль устойчивости сектора МСП для создания необходимых условий конкурентоспособного развития малых и средних организаций.

В механизм управления устойчивым развитием включаются системы правового обеспечения, финансового обеспечения, нефинансового обеспечения (информационного обеспечения).

СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Функционирование малого и среднего бизнеса регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Основным критерием определения принадлежности организации к сектору малого бизнеса согласно Закону № 209-ФЗ выступает средняя численность работников.

На основании Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (в ред. от 18.03.2020) (далее — Закон № 380-ФЗ) принят Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», включающий пять федеральных проектов (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Показатели Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», млн руб. / indicators of the national project «Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurship", million rubles

Наименование федерального проекта / Name of the federal project 2021 2022 2023

Всего / Total 56 302,7 60 957,8 78 657,0

В том числе / Including

Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» / Federal project "Improving the conditions for doing business" 445,0 226,3 226,3

Федеральный проект «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» / Federal project "Expanding access of small and medium-sized businesses to financial resources, incl. to concessional financing" 36 580,7 38 917,8 48 800,1

Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» / Federal project 'Acceleration of small and medium-sized businesses" 13 352,6 15 034,9 21 894,8

Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации» / Federal project "Creation of a support system for farmers and the development of rural cooperation» 5148,6 5625,1 6362,6

Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» / Federal project «Popularization of entrepreneurship" 775,8 1153,8 1570,3

Источник/ Source: Закон № 380-Ф3 / Federal Law of 02.12.2018 No. 380-FZ "On the federal budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023".

Задачами Национального проекта являются:

• повышение качества условий ведения предпринимательской деятельности;

• оптимизация условий доступа к льготному финансированию, расширение объемов льготных кредитов;

• увеличение дополнительных источников финансирования субъектов МСП за счет развития инструментов фондового рынка;

• наращивание доступности различных форм договоров лизинга для компаний этого сектора;

• рост источников финансирования деятельности организаций МСП путем привлечения средств за счет краудфандинга и микрофинансовых организаций;

• организация цифровой платформы, которая обеспечивает информационную поддержку компаний этого сектора в рамках производственной и сбытовой деятельности;

• развитие способов доступа субъектов МСП к организациям инфраструктуры развития и поддержки МСП.

В Национальном проекте намечены позитивные изменения на среднесрочную перспективу основных показателей, характеризующих сектор МСП:

1) изменение численности занятых в сфере МСП от 19,6 млн чел. в 2019 г. до 25 млн чел. в 2024 г.;

2) увеличение доли МСП в ВВП страны от 22,9% в 2019 г. до 32,5% в 2024 г.;

3) изменение доли экспорта субъектов МСП от 8,80% в 2019 г. до 10,0% в 2024 г.

Система государственной поддержки предпринимательства строится на основании стратегической программы «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р, главным концептуальным направлением которой является создание комфортных условий для развития предпринимательства в России. Базовыми индикаторами достижения поставленной цели являются:

• рост оборота компаний данного сектора в 2,5 раза за этот период;

• повышение производительности труда в два раза в компаниях этого сектора;

• увеличение доли обрабатывающей промышленности на 20% в обороте;

• рост доли занятого населения в данном секторе до 35% от общего числа занятого населения.

Основным стратегическим ориентиром выступает повышение доли малых и средних организаций в составе ВВП в два раза, что будет отвечать величине доли этого сектора в развитых странах.

Вышеуказанная Стратегия будет реализо-вываться посредством достижения следующих целей:

• обеспечение преференций малому бизнесу в развитии экономики страны;

• создание благоприятного климата для ведения легального бизнеса на основе адекватных отношений с регулирующими органами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• приоритетная поддержка МСП для содействия его опережающему развитию;

• использование системы стимулов при создании условий развития этого вида предпринимательства;

• выполнение условий стратегического планирования деятельности малых и средних компаний.

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Финансовые меры поддержки МСП предусматривают применение следующих прямых и косвенных методов [9, 10]:

• использование различных видов льготного кредитования. Этим занимаются фонды поддержки предпринимательства. Условия и ставки в каждом фонде собственные. Как правило, ставки ниже для предпринимателей, занимающихся инновациями, производством и социально ориентированным бизнесом. Выдаваться займы могут как для пополнения оборотных средств, так и для приобретения основных средств;

• предоставление поручительств (гарантий) по банковским кредитам. При нехватке залога для получения необходимого объема кредита предприниматель может обратиться в гарантийный фонд за помощью. В случае положительного решения гарантийный фонд становится поручителем предпринимателя по банковскому кредиту

и несет материальную ответственность, если обнаружится неплатежеспособность клиента;

• субсидирование части затрат. Субсидии предоставляются, как правило, производственным организациям для покрытия затрат на оплату лизинговых платежей или процентов по кредитам, взятых для строительства или приобретения основных средств;

• предоставление грантов инновационным компаниями и начинающим предпринимателям (рис. 2).

Реализация этих направлений осуществляется на основе:

• выдачи финансовыми компаниями — участниками Национальной гарантийной системы (далее — НГС) ссуд субъектам МСП с обеспечением в виде гарантий или поручительств;

• привлечения специализированной финансовой организацией средств в рамках сделок се-кьюритизации;

• предоставления поручительств и гарантий участников НГС на обязательства субъектов МСП, исполняемые по заключенным договорам и контрактам;

• выдачи уполномоченными банками Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (далее — Корпорация МСП), являющейся государственной структурой и координирующей оказание финансовой и иной поддержки малому и среднему бизнесу, кредитов субъектам МСП в соответствии с Программой стимулирования кредитования субъектов МСП;

• выдачи субъектам МСП кредитов банком «МСП Банк».

Дальнейшее развитие дополнительных форм гарантийной поддержки субъектов МСП осуществляется посредством организации новых гарантийных продуктов Корпорации МСП, что позволяет обеспечивать доступность операций по договорам лизинга, факторинга для субъектов МСП [11].

В соответствии с Программой стимулирования кредитования субъектов МСП Корпорация МСП закрепляет процентную ставку по кредитам в объеме не менее 3 млн руб. в размере до 8,5% годовых. Субъектами кредитования по этой программе могут быть:

• организации МСП, которые соответствуют критериям Закона № 209-ФЗ;

Использование гарантий и поручительств / Use of guarantees and sureties

Различные виды

льготного кредитования / Various types of concessional

lending

Субсидирование

части затрат / Subsidizing part of the costs

Рис. 2 / Fig. 2. Финансовые меры поддержки предпринимательства / Financial measures to support entrepreneurship

Источник/Source: построено авторами / compiled by the authors.

• лизинговые компании, связанные договорами лизинга с субъектами МСП;

• микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам МСП [12].

Денежные средства, предоставляемые в рамках этой программы, распределяются следующим образом: на текущие расходы — не более 30%; на покрытие капитальных затрат — не менее 70%.

Программой стимулирования кредитования могут воспользоваться субъекты, занимающиеся:

• сельскохозяйственным производством;

• обрабатывающим производством;

• производством и распределением электроэнергии, газа и воды;

• строительством;

• деятельностью, связанной с транспортом и связью;

• туристской деятельностью;

• научной деятельностью.

Программа стимулирования кредитования субъектов МСП является новым инструментом государственной поддержки кредитования субъектов МСП, которые осуществляют инвестиционные проекты в приоритетных видах экономической деятельности [13].

НЕФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Нефинансовые меры поддержки МСП включают:

• консультационные услуги по вопросам ведения бизнеса, финансового планирования (разработка бизнес-планов, маркетинг, патентно-лицензионное сопровождение, правовое обеспечение деятельности);

• организация конференций, форумов, круглых столов для малого бизнеса;

• оказание помощи в продвижении товаров на экспорт;

• проведение обучающих тренингов и семинаров;

• организация выставок для товаров малого бизнеса;

• другие (рис. 3).

Нефинансовые меры поддержки предпринимательства подразумевают консультационные услуги и оказание помощи в подготовке документов. В последнее время государство осуществляет информационное обеспечение субъектов МСП на основе использования официальных сайтов, на которых отражаются нормативная информация, сведения по поддержке предпринимательства

Помощь в продвижении товаров на экспорт

Различные консультационные услуги

Проведение обучающих тренингов и семинаров

Организация конференций, форумов, круглых столов

Организация выставок для товаров

Рис. 3 / Fig. 3. Нефинансовые меры поддержки предпринимательства / Non-financial measures to support entrepreneurship

Источник/Source: построено авторами / compiled by the authors.

различными фондами в рамках разработанных программ.

Поддержка субъектов МСП осуществляется через инфраструктуру поддержки бизнеса, которая представлена различными организациями. Наиболее важную роль в организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства выполняет Корпорация МСП, которая обеспечивает доступное финансирование субъектов МСП, оказывает им информационную, имущественную и правовую поддержку по правовым вопросам.

Фонд развития промышленности (далее — Фонд) обеспечивает льготные условия софинан-сирования проектов, которые направлены на разработку инновационной технологии, инновационной продукции. Для реализации таких проектов Фонд на основе проведенных конкурсов выдает целевые займы на срок до 7 лет при ставке 5% годовых. Объем выделяемых средств может быть от 50 до 700 млн руб.

Фонд содействия развитию малых форм организаций в научно-технической сфере проводит государственную политику развития малых компаний в сфере науки и техники. Он оказывает прямую финансовую, информационную помощь малым инновационным предприятиям, которые

реализуют проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции на основе принадлежащей им интеллектуальной собственности.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МСП

Исследование форм и методов государственной поддержки МСП показало, что в основе механизма государственного управления должно быть комплексное использование прямых и косвенных регуляторов экономических процессов, направленных на повышение результативности функционирования МСП. На современном этапе наиболее рациональным является управление по результатам [14].

Государственное регулирование эффективно при выполнении определенных условий, сформулированных голландским экономистом Яном Тинберген [15], согласно которым необходимо, чтобы число целей не превышало число инструментов государственной политики:

5 >= ^

где к — цели; 5 — инструменты государственного регулирования.

Экономическая интерпретация такого подхода предпринимательской деятельности, и полными

содержит установку, в соответствии с которой го- затратами на регулирование этой деятельности

сударство не должно принимать на себя неосу- n±m

ществимые обязательства. Поэтому число це- (^Спр ): лей не должно превышать величину имеющихся n

инструментов государственного регулирования. n±m n±m n±m

Для рационального использования экономи- ^ Э пр = ^ АПпр Спр ,

ческих и правовых регуляторов целесообразно n п п

создание и постоянное обновление основных где n — количество субъектов МСП на начало

показателей, позволяющих адекватно проводить анализируемого периода;

оценку и своевременно вносить коррективы в со- n ± m — количество субъектов МСП на конец

стояние экономики. анализируемого периода:

Критерием эффективности государственной под- -m — сокращение количества субъектов МСП;

держки субъектов МСП может служить показатель +m — повышение количества субъектов МСП.

общего экономического эффекта, т.е. индикатор Результативность процесса государственно-

эффекта, полученного от реализации программ го управления и регулирования МСП обусловлива-

n±m ется возможностями государственных структур полподдержки и регулирования субъектов МСП (^ Эпр ). ноценно и своевременно реализовывать мероприя-

п тия по правовой, финансовой, институциональной

Вычисление этого эффекта про водится по раз- поддержке малого и среднего предпринимательства

нице между общим дополнительным доходом в целях повышения их регулирующего воздействия

п ±m на целесообразное воспроизводство этого сегмента

(^ ЛПпр), полученным от повышения объемов экономики.

п

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Morozko Nin., Morozko Nat., Didenko V. Determinants of the savings market in Russia. Banks and Bank Systems. 2018;13(1):196-208.

2. Lambert T., Ralcheva A., Roosenboom P. The crowd-entrepreneur relationship in start-up financing. The Economics of Crowdfunding, 2018:57-78.

3. Amel D., Mach T. The impact of the small business lending fund on community bank lending to small businesses. The Industrial Organization of Bank Lending 1. 2017;46(2):307-328.

4. Bellucci A., Borisov A., Zazzaro A. Bank organization and loan contracting in small business financing. The World Scientific Reference on Entrepreneurship. 2017; Chapter 8:171-199.

5. Turner S., Endres Al. Strategies for enhancing small-business owners' success. International Journal of Applied Management and Technology. 2017;16(1):34-49.

6. Wallmeroth J., Wirtz P., Groh A. Venture capital, angel financing, and crowdfunding of entrepreneurial ventures: A Literature Review, Foundations and Trends® in Entrepreneurship. 2018;14(1):1-129.

7. Block J. H., Colombo M. G., Cumming D. J., Vismara S. New players in entrepreneurial finance and why they are there. Small Business Economics. 2018;50(2):239-250.

8. Morozko Nin., Morozko Nat., Didenko V. Rationale for the development strategy of small business organizations using the real options method. Academy of Strategic Management Journal. 2018;17(2):1-11.

9. Morozko N. I. Modeling the process of financing small organizations. Journal of Reviews on Global Economics, 2018;7:774-783.

10. Morozko N. I. ^gnitive approach in the analysis of using financial technologies in corporate finance. International scientific conference global challenges and prospects of the modern economic development. 2019;57:1075-1081.

11. Morozko Nin., Morozko Nat., Didenko V. Financial management of small organizations based on a cognitive approach. International Journal of Economics and Business Administration. 2018; VI(2):83-91.

12. Morozko Nin., Morozko Nat., Didenko V. Unbalanced liquidity management evaluation of the russian banking sector. Journal of Reviews on Global Economics. 2018;(7):487-496.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

Нат. И. Морозко, Н. И. Морозко, В. Ю. Диденко

13. Morozko Nin., Morozko Nat., Didenko V. The use of real options in assessing the development of small energy in Russia. International Journal of Energy Economics and Policy. 2020;10(4):205-211.

14. Morozko Nin., Morozko Nat., Didenko V. (2018). Assessment of cash flows in the tourism services market of Russia using the logistic regression model. Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry. 2018;(1):49-155.

15. Tinbergen Jan. On the theory of economic policy. North Holland Publishing Company, Amsterdam, 1952:76.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Наталья Иосифовна Морозко — доктор экономических наук, профессор Департамента финансового и инвестиционного менеджмента, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]

Нина Иосифовна Морозко — доктор экономических наук, профессор Департамента банковского

дела и финансовых рынков, Финансовый университет, Москва, Россия

[email protected]

Валентина Юрьевна Диденко — кандидат экономических наук, доцент Департамента банковского

дела и финансовых рынков, Финансовый университет, Москва, Россия

[email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Natalya I. Morozko — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Financial and Investment Management,

Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

Nina I. Morozko — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Banking and Financial Markets, Financial

University, Moscow, Russia

[email protected]

Valentina Y. Didenko — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Banking and Financial Markets,

Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

Заявленный вклад авторов:

Н. И. Морозко — формулировка цели, задач исследования. Н. И. Морозко — методология проведения исследования. В. Ю. Диденко — интерпретация полученных результатов.

Authors' contribution statement:

Natalya I. Morozko — formulation of the purpose and objectives of the study.

Nina I. Morozko — methodology of the study.

Valentina Y. Didenko — interpretation of the results obtained.

Статья поступила 22.10.2020; принята к публикации 20.12.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 22.10.2020; accepted for publication 20.12.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.