Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ'

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКО - СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДИНАМИКА / ОБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыпин А. П., Ганбаев Д. Р., Шмайдюк Т. С.

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы . Малое и среднее предпринимательство в российской экономике занимает одну из ведущих позиций, так как оперативно реагирует на запросы рынка и обеспечивает население рабочими местами. Соответственно изучение состояния и перспектив развития этого сектора экономики является актуальной задачей. Ц е л ь . Экономико - статистический анализ ситуации в сфере организации малого и среднего бизнеса в России и особенностей его ведения. З а д а ч а м и исследования являются: рассмотрение теоретико - методологических подходов экономико - статистического анализа деятельности малого и среднего бизнеса; оценка структурных подвижек ключевых показателей; оценка перспектив развития в условиях нестабильной макро - экономической обстановки. М е т о д о л о г и я . Общие методы научного познания: анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация. Также использовались статистические методы, в частности, метод группировок, табличный и графический методы. Р е з у л ь т а т ы и в ы в о д ы . За период 2010 - 2022 гг. число малых и средних предприятий увеличивается, при этом на конец 2021 года в них было занято 25 % от всех работников российской экономики, что указывает на значимость сектора в экономике России; несмотря на пережитый в 2020 - 2021 гг. ковид - кризис, предприятия малого и среднего бизнеса увеличили свой оборот, что подчеркивает их роль в обеспечении населения и бизнеса товарами и услугами. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Сфера государственного стимулирования и поддержки сектора малого и среднего бизнеса. Исследователи и ученые в области региональной и отраслевой экономики. Н а п р а в л е н и я д а л ь н е й ш е г о и с с л е д о в а н и я . Изучение влияния макроэкономических факторов на результаты деятельности малого и среднего бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цыпин А. П., Ганбаев Д. Р., Шмайдюк Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND STATISTICAL STUDY OF ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN RUSSIA

R e l e v a n c e o f t h e t o p i c . Small and medium - sized enterprises in the Russian economy occupy one of the leading positions, as they promptly respond to market requests and provide the population with jobs. Accordingly, studying the state and prospects for the development of this sector of the economy is an urgent task. P u r p o s e. Economic and statistical analysis of the situation with the organization of small and mediumsized businesses in Russia and the peculiarities of its conduct. T h e o b j e c t i v e s o f t h e s t u d y a r e : consideration of theoretical and methodological approaches to economic and statistical analysis of small and medium - sized businesses; assessment of structural movements of key indicators; assessment of development prospects in an unstable macroeconomic environment. M e t h o d o l o g y. General methods of scientific knowledge as - analysis, synthesis, analogy, comparison, comparison, generalization, classification. Statistical methods were also used, in particular the grouping method, tabular and graphical methods. R e s u l t s a n d c o n c l u s i o n s . Over the period 2010 - 2022, the number of small and medium - sized enterprises is increasing, while at the end of 2021 they employed 25 % of all employees of the Russian economy, this indicates the importance of the sector in the Russian economy; despite the covid crisis experienced in 2020 - 2021. small and medium - sized businesses have increased their turnover, which emphasizes their role in providing the population and business with goods and services.S c o p e . The sphere of government incentives and support for the small and medium - sized businesses sector. Researchers and scientists in regional and sectoral economics. D i r e c t i o n s o f f u r t h e r re s e a r c h . Studying the influence of macroeconomic factors on the results of small and medium - sized businesses in Russia.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ»

РЕГИОН: системы, экономика, управление № 1 (60), 2023

УДК 311: 346.26

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Коды JEL: С 81, D 22, О И

Цыпин А. П., кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента бизнес-аналитики, факультет налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

E-mail: aptsypin@fa.ru; SPIN-код: 1214-7508

ГанбаввД. Р., студент магистратуры группы ДМЭ-101имцэ факультета экономики, Московский финансово-промышленный университет »Синергия», г. Москва, Россия E-mail: ganbaew.daw@yand.ex.ru

Шмайдюк Т. С., заместитель директора МФЦ <<Единый деканат», РОСБИОТЕХ, г. Москва, Россия

E-mail: shmajjdyukts@mgupp.ru; SPIN-код: 7449-1760

Поступила в редакцию 14.06.2023. Принята к публикации 26.06.2023

Аннотация

Актуальность темы. Малое и среднее предпринимательство в российской экономике занимает одну из ведущих позиций, так как оперативно реагирует на запросы рынка и обеспечивает насел ение рабочими местами, Соот вет ст венно изучение сост ояния и п ерсп ектив развития этого сектора экономики является актуальной задачей,

Цель. Экономико-статистический анализ ситуации в сфере организации малого и среднего бизнеса в России и особенностей его ведения,

Задачами исследования являются: рассмотрение теоретико-методологических подходов экономико-статистического анализа деятельност и малого и среднего бизнеса; оценка структурных подвижек ключевых показателей; оценка перспектив развития в условиях нестабильной макроэкономической обстановки,

Методология. Общие методы научного познания: анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, Также использовались статистические методы, в частности, метод группировок, табличный и графический методы,

Результаты и выводы. За период 2010—2022 гг. число малых и средних предприятий увеличивается, при этом на конец 2021 года в них было занято 25 % от всех работников российской экономики, что указывает на значимость сектора в экономике России; несмотря на пережитый в 2020—2021 гг. ковид-кризис, предприятия малого и среднего бизнеса увеличили свой оборот, что подчеркивает их рол ь в обеспечении населения и бизнеса т оварами и услугами,

Область применения. Сфера государственного стимулирования и поддержки сектора малого и среднего бизнеса, Исследоват ели и ученые в област и регионал ьной и отраслевой экономики, Направления дальнейшего исследования. Изучение вл ияния макроэкономических факторов на резул ьтат ы деятельности малого и среднего бизнеса в России,

Ключевые слова: .малое предпринимательство, экономика, региональная экономика, экономике -статистический анализ, динамика, оборот предприятий,

UDK311: 346.26

ECONOMIC AND STATISTICAL STUDY OF ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN RUSSIA

JEL Codes: С 81, D 22, О 11

Tsypin A. P., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Business 'Intelligence Department, Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis, Financial University under the Governmen t of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: aptsypin@fa.ru; SPIN code: 1214-7508

Ganbaev D. R., master's student of the DME-lOlimce group, Faculty of Economics, Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia

E-mail: ganbaew. dauMyandex. ru

Shmaydyuk T. S., Deputy Director of the Multifunctional Center «Unified Dean», ROSBIOTECH, Moscow, Russia

E-mail: shmajjdyukts@mgupp.ru; SPIN code: 7449-1760

Annotation

Relevance of the topic. Small and medium-sized enterprises in the Russian economy occupy one of the leading positions, as they promptly respond to market requests and provide the population with jobs. Accordingly, studying the state and prospects for the development of this sector of the economy is an urgent task.

Purpose. Economic and statistical analysis of the situation with the organization of small and medium-sized businesses in Russia and the peculiarities of its conduct.

The objectives of the study are: consideration of theoretical and'methodological approaches to economic and statistical analysis of small and medium-sized businesses; assessment of structured movements of key indicators; assessmen t of developmen t prospects in an unstable maeroeconomic en vironmen t.

Methodology. General methods of scientific knowledge as - analysis, synthesis, analogy, comparison, comparison, generalization, classification. Statistical methods were also used, in particular the grouping method, tabular and graphical methods.

Results and conclusions. Over the period 2010—2022, the number of small and medium-sized enterprises is in creasing, while at the end of 2021 th ey employed 25 % of all employees of the Russian econ omy, this indicates the importance of the sector in the Russian economy; despite the covid crisis experienced in 2020—2021. small and medium -sized businesses have increased their turnover, which emphasizes their role in providing the population and business with goods and services.

Scope. The sphere of governmen t incen tives and support for the small and medium -sized businesses sector. Researchers and scien tists in regional and sectoral economics.

Directions of further research. Studying the influence of macroeconomic factors on the results of small and medium -sized businesses in Russia*.

Keywords: small business, economy, regional economy, economic and statistical analysis dynamics, turn over of en terprises.

DOI: 10.22394/1997-4469-2023-60-1-184-190

Введение

Неотъемлемой частью рыночной экономики являются малые и средние предприятия (МСП). Обладая высокими адаптивными качествами, данный В1щ организаций успешно реагирует на изменение макроэкономической обстановки, предлагая потребителям новые товары (работы, услуги) оптимальные по соотношению цена-качество. Также МСП предоставляют большое количество рабочих мест для населения, тем самым способствую росту благосостояния граждан. В этой связи, считаем, что мониторинг состояния и перспектив развития рассматриваемого сектора экономики является актуальной задачей, реализуемой в рамках экономической науки в целом и статистики в частности.

Приступая к теоретико-методологической разработке темы исследования стоит указать на некоторые трудности, в частности, проблемы, связанные с отсутствием данных отчетности МСП в свободном (открытом) доступе. По этой причине становится невозможным правильное определение динамики показателей объемов и роста их деятельности. Этим определяется необходимость разработки методики пространственного анализа экономических данных для совершенствования методологии экономико-статистического анализа малых предприятий.

Именно поэтому данная проблема актуальна в текущих условиях экономического развития страны. При этом стоит отметить, что в России малый и средний бизнес как самостоятельное социально-экономическое явление за период 1991—2023 гг. развивается в нестабильных макро- н внешнеэкономических условиях [2]. Несмотря на продолжительный период функционирования МСП в рыночной экономике РФ, конкурентоспособная предпринимательская модель ведения бизнеса в малом и среднем бизнесе еще не создана. Однако, по мнению Архиповой М. Ю. и Червяковой А. А, несмотря на большое количество теоретических и научно-практических разработок, проблемы эффективного функционирования малого и среднего бизнеса и маркетинговые аспекты их функционирования остаются недостаточно проработанными и обоснованными [1]. В частности, требуют научного углубления теоретико-методологические основы формирования механизмов эффективного маркетингового управления деятельностью и поведением предприятий малого формата, включая содержательное наполнение компонентов понятнйно-катего-риального аппарата, выявление и обоснование закономерностей и принципов эффективного функционирования предприятий производ-

ственного назначения. Вышеизложенное определяет актуальность темы работы, спецификацию выбранного направления исследования, его цель, задачи и предметно-объектную область.

Как отмечают в своей работе Воронина В. М. н Михайлова О. П., процесс становления и развития предпринимательской деятельности требует создания экономики, которая последовательно интегрирована в систему глобальных экономических отношений. С этой целью первое, что необходимо сделать, - это предоставить всем гражданам государства широкие возможности для участия в предпринимательской деятельности, особенно в форме малого предпринимательства как основы смешанной экономики. Однако большое количество вопросов, касающихся развития предпринимательства в России, требует дальнейшего изучения [11].

Проблема малого и среднего бизнеса в последнее время стала более острой в государстве, так как он выполняет ряд важных экономических н социальных задач. Как было отмечено нами в ранних публикациях, кроме налоговых отчислений в бюджет государства, малые н средине предприятия развивают реальный сектор экономики, увеличивают количество рабочих мест, что способствует конкуренции. По вышеперечисленным причинам для государства важно развивать малый бизнес [4].

Также стоит указать на проблемы воздействия на функционирования МСП внешних факторов, к примеру, ковнд-кризнс оказал существенное отрицательное воздействие на рассматриваемый сектор. Так, в связи с введением ряда ограничений потоки клиентов малых и средних предприятий в 2020 г. и 2021 г. значительно сократились, что привело к снижению прибыли, а в ряде случаев к банкротству.

Приведенные выше мнения российских ученых относительно факторов функционирования малых и средних предприятий в условиях конкурентной борьбы и кризисов будут учтены нами в настоящем исследовании.

Материалы и методы исследования

Целью исследования является экономико-статистический анализ ситуации с организацией малого и среднего бизнеса в России и особенностей его ведения.

Дискуссионными моментами являются вопросы формирования н функционирования малого и среднего бизнеса, а также организация и управление предприятиями МСП.

Задачи исследования: изучить теоретические аспекты экономнко-статистпческого анализа динамики показателей, оценить структурные сдвиги во времени, провести анализ современной российской практики статистического изучения показателей МСП, сформулировать экономические выводы.

Для достижения поставленной цели и решения задач исследования применялись общенаучные методы познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация), которые позволили добиться подлинности, обоснованности и рациональности сформулированных выводов. Также, для анализа данных использовались статистические методы, а именно метод группировок, табличный метод представления статистических данных н построение диаграмм и графиков с помощью инструментов табличного редактора.

Информационной базой исследования послужили научные и аналитические материалы, монографии, учебные пособия и публикации российских ученых.

В качестве источников информации были использованы сведения Федеральной службы государственной статистики РФ. В частности, информация, открыт публикуемая в сборниках: «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Социально-экономические показателю), «Малое н среднее предпринимательство в ['осени». Также, некоторые данные были взяты с портала «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» Федеральной таможенной службы РФ.

Результаты исследования

Значимость малого и среднего бизнеса обусловлена тем, что он является одним из ведущих секторов российской экономики. Обеспечивает эффективность, гибкость и слаженность внутреннего рынка страны. Благодаря МСП развиваются все сферы деятельности (производственная, коммерческая, страховая и т. д.)

Необходимо подчеркнуть, что от состояния внутреннего рынка зависит и социально-экономическое развитие государства. Поэтому без малого и среднего бизнеса ни экономика, ни общество в целом не имеют возможности развития.

В целях более подробного анализа динамики показателей малого и среднего бизнеса, обратимся к информации, представленной в таблице 1, н проследим развитие сектора за период 2010—2022 гг.

Согласно данным, приведенным в таблице 1, можно констатировать снижение численности средних предприятий за период 2010—2022 гг. на 28,5 %. Очевидно это связано с особенностями налогообложения данной категории хозяйствующих субъектов, в результате чего они переходят в разряд малого бизнеса, численность единиц которого за рассматриваемый период возросла в значительной степени — в 3,6 раза. Также стоит указать на влияние ковнд-кризнса на рассматриваемый сектор, так в 2020 году по сравнению с 2019 годом, численность малых предприятий сократилась на 4 %, но уже в 2021 году значение показателя вернулось на докризисное значение.

Таблица 1

Динамика численности малых и средних предприят ий в России, ед.

Год Средние предприятия Малые предприятия

Всего в том числе микро-предприятия

2010 25170 1644269 1415186

2015 19278 2222 372 1990 003

2019 17 045 5899861 5675756

2020 17685 5666876 5450261

2021 17977 5848 726 5636297

2022 18009 5973 340 5761069

Темп роста (снижения), % 71,5 в 3,6 раза в 4,1 раза

Источник: составлено на основе данных сборника «Малое и среднее предпринимательство в России» и портала «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства»

Стоит отметить, что на конец 2021 года на малых и средних предприятиях работало 17,5 млн человек (30,8 % на малых предприятиях, 30,0 % — на микропредприятиях, 9,1 % на средних). Если принять, что по итогам года в экономике было задействовано 70,8 млн человек, то на МСП приходится порядка 25 % занятых. Этот факт еще раз подчеркивает значимость сектора малого и среднего предпринимательства в российской экономике.

Также стоит указать, что 33,1 % от всех работников средних предприятий заняты в обра-

батывающей промышленности, тогда как в малых н микропредприятиях, соответственно 26,8 % и 30,5 %, заняты в сфере услуг (вид деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов»). Таким образом, можно сделать вывод о важности сектора для формирования набора качественных услуг, оказываемых населению и бизнесу

Далее обратимся к сведениям, приведенным на рисунке, составленных на основе данных статистического сборника «Малое и среднее предпринимательство в России» [5].

35 000

30 000

ю 25 000 ££

сс 20 000 а

| 15 000 10 000 5 000

Малые предприятия Микропредприятия □ 2019 02020 02021

— ■

Средние предприятия

Рис. Динамика оборота малых и средних предприятий России, млрд руб. Источник: составлено на основе данных сборника «Малое и среднее предпринимательство в России»

Приведенные на рисунке данные, указывают на рост оборота средних и микропредприятий за последние 3 года, при этом значения по малым предприятиям «просели» в 2020 году под влиянием ковид-крнзиса, но уже в 2021 году вышли на докризисный уровень.

Далее рассмотрим динамику оборота МСП в разрезе субъектов Российской Федерации, для этого обратимся к данным таблицы 2.

Проанализировав сведения, приведенные в таблице 2, можно сделать вывод, что в большинстве федеральных округов с 2019 г. по 2020 г. произошел рост оборота малых и сред-

них предприятий. Исключением является Северный Кавказ, значения по которому просели на 7 %. Состояние развития МСП в России в последние годы свидетельствует об устойчивой тенденции роста этого сектора экономики. За счет специфики малого и среднего бизнеса можно утверждать, что в этом секторе существует независимость действий, более оперативные и гибкие решения, нежели в крупном бизнесе, так же рассматриваемый бизнес быстро адаптируется к особенностям местных условий, выгоден из-за низких эксплуатационных расходов и из-за возможности быстрого материального успеха [9].

Таблица 2

Динамика оборота малых и средних предприят ий в разрезе субъектов РФ, млрд руб.

Регионы РФ 2019 2020 2021 К-т роста (снижения), коэф.

2020 г. к 2019 г. 2021 г. к 2020 г.

РФ 85102 97647 96 587 1,15 0,99

ЦФО 34876 39054 37191 1,12 0,95

С-ЗФО 11014 13581 13 507 1,23 0,99

ЮФО 6039 6983 6861 1,16 0,98

С-КФО 1909 1781 1815 0,93 1,02

ПФО 13009 14978 16 005 1,15 1,07

УФО 6047 7544 7233 1,25 0,96

СФО 8349 9058 9564 1,08 1,06

ДФО 3859 4668 4413 1,21 0,95

Источник: составлено на основе данных ежегодника «Регионы России. Социально-экономические показатели»

Отдельно хочется выделить Центральный Федеральный округ, так как этот регион на конец 2021 года составляет 39 % от общероссийского оборота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следует из данных таблицы 2, в ЦФО оборот малых и средних предприятий в 2021 г. по сравнению в 2020 годом снизился на 2315 млрд руб. (или на 5 %). Это снижение было связанно со вспышкой пандемии в 2019—2020 гг., в связи с чем «просела» вся рос-

сийская экономика в целом, в том числе и МСП. В период ковид-кризиса Правительство РФ оказывало поддержку российскому бизнесу различными инструментами: льготные кредитные программы для бизнеса, субсидии и гранты, привлечение инвесторов.

Далее рассмотрим структуру оборотов малого и среднего бизнеса Центрального Федерального округа в разрезе областей за 2019—2021 гг. (таблица 3).

Таблица 3

Структура оборота малых предприятий по субъектам ЦФО

Субъекты РФ 2019 2020 2021 К-т роста (снижения) 2021 к 2019, коэф. 2019 2020 2021 Отклонения в 2021 к 2019,%

млрд руб. в % к ЦФО

ЦФО 34876 39054 37191 1,07 100 100 100 X

Белгородская обл. 913 928 968 1,06 2,62 2,38 2,60 0,0

Брянская обл. 433 385 446 1,03 1,24 0,99 1,20 0,0

Владимирская обл. 516 559 626 1,21 1,48 1,43 1,68 0,2

Воронежская обл. 1232 1804 1746 1,42 3,53 4,62 4,69 1,2

Ивановская обл. 631 656 630 1,00 1,81 1,68 1,70 -0,1

Калужская обл. 484 561 556 1,15 1,39 1,44 1,50 0,1

Костромская обл. 227 268 288 1,27 0,65 0,69 0,78 0,1

Курская обл. 422 427 449 1,06 1,21 1,09 1,21 0,0

Липецкая обл. 475 533 592 1,25 1,36 1,36 1,59 0,2

Московская обл. 4490 6452 5647 1,26 12,87 16,52 15,18 2,3

Орловская обл. 250 290 305 1,22 0,72 0,74 0,82 0,1

Рязанская обл. 527 579 596 1,13 1,51 1,48 1,60 0,1

Смоленская обл. 523 696 694 1,33 1,50 1,78 1,87 0,4

Тамбовская обл. 385 400 371 0,96 1,10 1,02 1,00 -0,1

Тверская обл. 493 588 570 1,16 1,41 1,50 1,53 0,1

Тульская обл. 650 718 716 1,10 1,86 1,84 1,92 0,1

Ярославская обл. 670 762 821 1,22 1,92 1,95 2,21 0,3

г. Москва 21555 22449 21172 0,98 61,81 57,48 56,93 -4,9

Источник: составлено на основе данных ежегодника «Регионы России. Социально-экономические показатели»)

Проанализировав информацию, представленную в таблице 3, можно сделать вывод, что основную часть оборотов малого и среднего биз-

неса формирует город Москва (57 % по итогам 2021 г.). Этот факт объясняется большим населением и наличием высоким уровнем покупа-

тельной способности. Так же многие инвесторы убеждены в том, что поддерживать региональные проекты нерентабельно, так как выручка будет небольшой. Таким образом, можно сказать, что устойчивость малого и среднего бизнеса в Москве гораздо выше, чем в регионах.

Все особенности малого и среднего бизнеса позволяют ему занимать почетное место в национальной экономике. В последнее время Правительство реализовало несколько программ поддержки МСП, основными целями которых являются обеспечение развития и оказание помощи бизнесу [8].

По мнению многих экспертов, основными направлениями дальнейшего развития малого бизнеса в России являются: формирование соответствующей законодательной базы, способствующей развитию МСП; совершенствование финансово-кредитной поддержки; обеспечение материально-технических н инновационных условий для развития предприятий МСП; создание информационное и кадровое обеспечение бизнеса; содействие международной предпринимательской деятельности малых и средних предприятий.

В настоящее время наиболее актуальными проблемами являются: разработка новых и совершенствование существующих нормативных правовых документов по определению четких подходов к собственности и обеспечения её безопасности; послабления в части налоговых, инвестиционных и ценовых режимов для МСП; налаживание механизмов государственного контроля и регулирования предпринимательской деятельности.

Основной целью деятельности большинства предприятий малого и среднего бизнеса является увеличение производства различных товаров. В то же время мелкие производители не считают необходимым применять маркетинговые инструменты в своей деятельности, и поэтому организация маркетинга в деятельности таких производителей малого бизнеса является крайне критичной [6].

В результате, внутренний рынок не наполняется необходимыми товарами (работами, услугами). Подавляющее большинство малых н средних предприятий демонстрируют слишком низкие конечные результаты своей деятельности. Для повышения эффективности управления бизнесом можно рекомендовать активно использовать маркетинговые инструменты. Применение маркетинговых стратегий на предприятии требует соответствующей организационной поддержки маркетинга [3].

Сегодня частный предприниматель, несмотря на большое количество нормативных актов, которые регулировали бы этот вид деятельности, переживает «тяжелую полосу» [10]. Создание добровольных объединений частных предпринимателей защищает МСП в его конкуренции с монополистическими структурами, как

на внутреннем, так и на внешнем рынках сбыта производимой продукции.

Обобщая положительные и отрицательные стороны развития малых и средних предприятий, можно отметить, что формирование этого сектора экономики на основе количественных оценок является перспективным направлением устойчивого развития российской экономики [7].

Выводы

Дальнейшее развитие малого бизнеса в России целесообразно осуществлять по следующим направлениям: формирование собственного рынка сбыта продукции; внедрение инновационных технологий производства продукции; реализация инвестиционных проектов по приобретению машин н оборудования по договорам лизинга; внесение части инвестиций в развитие технологической и производственной инфраструктуры; создание добровольных объединений частных предпринимателей; увеличение объемов прямых инвестиций в МСП за счет собственных средств н кредитов; предоставление субсидий на реализацию инновационных проектов, направленных на производство экологически чистых продуктов н их переработке на месте. В то же время, дальнейшее эффективное развитие отечественного предпринимательства на основе инновационной модели возможно только при условии стабилизации внешнеэкономической ситуации.

Эффективным инструментом содействия развитию малого и среднего бизнеса является инфраструктура его поддержки, благодаря которой формируется специфическая организационно-экономическая среда для поощрения предпринимательства н быстрой адаптации бизнеса к рыночным условиям. Основным направлением перспективной деятельности МСП является создание условий для эффективного осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, преодоление трудностей н решение проблем, связанных с недостатком знаний н опыта по ведению бизнеса, предоставление возможности получения кредитов и необходимой информации, содействие созданию новых рабочих мест, преодоление диспропорции в экономическом развитии регионов, увеличение экспортных возможностей малых и средних предприятий, рост производства и его реструктуризация, облегчение доступа бизнеса к современным инновационным технологиям.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи,

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова М. Ю. Роль малых предприятий обрабатывающей промышленности в инновационном развитии реального сектора экономики: экономико-статистическое исследование / М. Ю. Архипова, А. А. Червякова //Вопросы статистики. — 2022. — Т. 29. № 3. — С. 26—45.

2. Воронина В. М. Экономико-статистическое исследование основных фондов российской промышленности как основа для принятия управленческих решений/В. М. Воронина, О. П. Михайлова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. № 2. — С. И.

3. Курбанов М. А. Актуализация деятельности малых предприятий в экономико-правовой истории / М. А. Курбанов // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2018. — № 4. — С. 142—145.

4. Ларина Т. Н. Статистический анализ состояния малого и среднего предпринимательства в России / Т. Н. Ларина, А. П. Цы-пин, О. Е. Яковлева // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. — 2022. — № 4. — С. 182—191. — DOI 10.52210/2224669Х_2022_4_182.

5. Малое и среднее предпринимательство [Электронный ресурс] // Росстат. —URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 10.06.2023).

6. Михненко И. А. Экономико-статистический анализ факторов роста производительности труда на российских промышленных предприятиях / П. А. Михненко // Управленческие науки. — 2021. — № 2. — С. 6—23.

7. Новикова Л. Я. Экономико-статистический анализ динамики инновационной деятельности Российской Федерации / Л. Я. Новикова, М. А. Кухенная // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка. — 2020" — С. 217—223.

8. ОсинкинМ. С. Экономико-математический инструментарий принятия управленческих решений рационализации привлечения инвестиционных ресурсов для малых предприятий / М. С. Осин-кин // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. —2019. — Т. 14. № 1. — С. 51—68.

9. Петрушевский Ю. Л. Малое предпринимательство российской федерации: экономико-статистический анализ / Ю. Л. Петрушевский, Н. А. Юрина // Финансы, учет, аудит: сборник научных работ серии. — 2019. — № 4. — С. 71—84.

10. Чабанюк О. В. Экономико-математическое обоснование методов обеспечения эффективности деятельности малого бизнеса в России / О. В. Чабанюк // Современные технологии управления. —2020. — № 1 (91). — С. 5.

11. Юрина Н. А. Направления развития деятельности субъектов предпринимательства российской федерации на основе экономико-статисти-

ческих моделей / Н. А. Юрина, Ю. Л. Петрушевский // Менеджер. — 2020. — № 1. — С. 226—234.

LITERATURE

1. Arkhipova М. Yu, Role of small manufacturing enterprises in the innovative development of the real sector of the economy: economic and statistical research /М. Yu Arkhipova., A. A. Chervyakova // Statistics issues. — 2022. — T. 29. № 3. — Pp. 26—45.

2. Voronina V. M. Economic and statistical study of the fixed assets of the Russian industry as the basis for making management decisions / V. M. Voronina, O. P. Mikhailova // Bulletin of Eurasian Science. —2022. — T. 14. № 2. — Pp. 11.

3. Kurbanov M. A. Updating the activities of small enterprises in economic and legal history / M. A. Kurbanov // Economics and business: theory and practice. — 2018. — № 4. — Pp. 142—145.

4. Larina T. N. Statistical analysis of the state of small and medium-sized businesses in Russia / T. N. Larina, A. P. Tsypin, О. E. Yakovleva // Bulletin of the Moscow Financial and Law University of the Moscow Federal Law Institute. — 2022. — № 4. — Pp. 182—191. — DOI 10.52210/2224669X_2022_4_182.

5. Small and medium enterprises [Electronic Resource] //Rosstat. —URL: https://rosstat.gov.ru/fold-er/210/document/13223 (AccessedDate: 10.06.2023).

6. Mikhnenko P. A. Economic and Statistical Analysis of Labor Productivity Growth Factors at Russian Industrial Enterprises / P. A. Mikhnenko // Management Sciences. —2021. — № 2. — Pp. 6—23.

7. Novikova L. Ya, Economic and statistical analysis of the dynamics of innovative activities of the Russian Federation / L. Ya Novikova., M. A. Kukhennaya // Problems of accounting, analysis, audit and statistics in market conditions. — 2020. — Pp. 217—223.

8. OsinkinM. S. Economic and Mathematical Tools for Making Management Decisions to Rationalize the Attraction of Investment Resources for Small Enterprises / M. S. Osinkin // Bulletin of Perm University. Series: Economics. — 2019. — T. 14. № 1. — Pp. 51—68.

9. Petrushevsky Yu. L. Small business of the Russian Federation: economic and statistical analysis / Yu. L. Petrushevsky, N. A. Yurina // Finance, accounting, audit : Collection of scientific works of the series. — 2019. —№ 4. —Pp. 71—84.

10. Chabanyuk О. И Economic and mathematical justification of methods for ensuring the efficiency of small businesses in Russia / О. V. Chabanyuk // Modern management technologies. — 2020,— № 1 (91). — P. 5.

11. Yurina N. A. Directions for the development of activities of business entities of the Russian Federation on the basis of economic and statistical models / N. A. Yurina, Yu. L. Petrushevsky // Manager. — 2020. — № 1. — Pp. 226—234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.