Научная статья на тему 'Проблемы развития малого и среднего бизнеса (на примере компаний Республики Коми)'

Проблемы развития малого и среднего бизнеса (на примере компаний Республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) / бизнес / развитие малого бизнеса / коммерциализация / Арктическая зона / small and medium-sized enterprises (SMEs) / business / small business development / commercialization / Arctic zone

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разманова Светлана Валерьевна, Волков Артем Андреевич, Нестерова Ольга Валентиновна

Сегодня уровень и качество развития малого и среднего бизнеса является одной из важнейших характеристик современного государства. В развитых странах, размер сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), как правило, является весьма существенным и, в среднем, составляет порядка 58 % ВВП. В России данный показатель сложился на уровне 20,2 % ВВП. В мировой практике малые и средние предприятия обеспечивают доходами значительную часть населения (преимущественно за счет создания рабочих мест), оказывают колоссальное значение на социально-экономическое положение, как отдельных регионов, так и страны в целом. По официальным данным Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ наибольшее количество работников в секторе МСП зафиксировано в Северо-Западном (СЗФО) и Центральном (ЦФО) Федеральных округах. Цель исследования настоящей статьи – анализ проблем и оценка состояния развития субъектов МСП в Коми республике. Предметом исследования являются экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе развития малого и среднего бизнеса. Основой исследования избран эмпирический анализ на основе данных единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также портала малого и среднего предпринимательства Республики Коми. В статье рассмотрены ключевые проблемы, сдерживающие развитие отечественного сектора МСП, в числе которых особо отмечаются экономическая неопределенность, растущие издержки и снижение потребительского спроса. Информационной базой являются отчетность Росстата, нормативные материалы, официальные документы государственных органов, открытые данные интернет-ресурсов РФ и Республики Коми. В результате аргументировано, что на текущий момент налоговая и административная нагрузка на малые и средние предприятия складывается на более высоком, чем для крупного бизнеса, уровне. Это приводит к торможению развития сектора МСП, отсутствию стимулов для роста и дроблению бизнеса. Показано, что стимулирование развития сектора малого и среднего предпринимательства в России необходимо осуществлять с опорой на системные и эффективные программы поддержки со стороны государственных структур. Дальнейшими направлениями развития представленного исследования являются изучение и анализ эффективности реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса на территории Республики Коми «Развитие экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разманова Светлана Валерьевна, Волков Артем Андреевич, Нестерова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium business’ development problems (the Komi republic case study)

Nowadays, the level and quality of the small and medium business development is one of the modern state’ most significant characteristics. In developed countries, the dimension of the small and medium-sized enterprises (SMEs) sector is usually very substantial and, on average, is about 58% of the country’s GDP. In Russia, this indicator is at the level of 20.2 % of GDP. In world practice, small and medium-sized enterprises guarantee a considerable portion of the population’s earnings (mainly through the creation of jobs), and impact on the socio-economic situation for regions and the country as a whole. According to the Russian Federation Federal Tax Service’s (FTS) official data, the most significant number of workers in the SME sector is recorded in the North-West (NWFD) and Central Federal Districts (CFD). The subject of the research is economic and managerial relations arising in the process of development of small and medium-sized businesses. The purpose of the article: analysis of problems and assessment of the state of development of SMEs in the Komi Republic. The study is based on an empirical analysis of the data from the unified register of small and medium-sized businesses, as well as the portal of small and medium-sized businesses of the Komi Republic. We consider the key issues that constrain the development of the Russian SME sector, including economic uncertainty, rising costs, and declining consumer demand. The database is Rosstat reporting, regulatory materials, official documents of state bodies, open data of Internet resources of the Russian Federation and the Republic of Komi. As a result, it is argued that nowadays tax and regulatory pressure on small and medium-sized enterprises are at a higher level than for big companies. These problems lead to SME sector’s slow development, lack of incentives for growth and splitting companies into parts for tax purposes. It is shown that stimulating the development of the small and medium-sized business sector in Russia should be carried out with the systemic and practical support programs from state structures. Further directions of development of the presented research are the study and analysis of the effectiveness of the implementation of the program to support small and medium-sized businesses in the territory of the Komi Republic “Development of the Economy”.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого и среднего бизнеса (на примере компаний Республики Коми)»

П-Economy. 2022, Том 15, № 1. С. 48-65.

^ П-Economy. 2022, Vol. 15, No. 1. Pp. 48-65._

Предпринимательство Business

Научная статья УДК 332.122.5

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.15104

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

C.B. Разманова1 п , A.A. Волков2 , О.В. Нестерова3

1 филиал ООО "Газпром ВНИИГАЗ" в г. Ухта, г. Ухта, Российская Федерация; 2 Независимый исследователь;

3 Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, Российская Федерация

и s.razmanova@sng.vniigaz.gazprom.ru

Аннотация. Сегодня уровень и качество развития малого и среднего бизнеса является одной из важнейших характеристик современного государства. В развитых странах, размер сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), как правило, является весьма существенным и, в среднем, составляет порядка 58 % ВВП. В России данный показатель сложился на уровне 20,2 % ВВП. В мировой практике малые и средние предприятия обеспечивают доходами значительную часть населения (преимущественно за счет создания рабочих мест), оказывают колоссальное значение на социально-экономическое положение, как отдельных регионов, так и страны в целом. По официальным данным Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ наибольшее количество работников в секторе МСП зафиксировано в Северо-Западном (СЗФО) и Центральном (ЦФО) Федеральных округах. Цель исследования настоящей статьи — анализ проблем и оценка состояния развития субъектов МСП в Коми республике. Предметом исследования являются экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе развития малого и среднего бизнеса. Основой исследования избран эмпирический анализ на основе данных единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также портала малого и среднего предпринимательства Республики Коми. В статье рассмотрены ключевые проблемы, сдерживающие развитие отечественного сектора МСП, в числе которых особо отмечаются экономическая неопределенность, растущие издержки и снижение потребительского спроса. Информационной базой являются отчетность Росстата, нормативные материалы, официальные документы государственных органов, открытые данные интернет-ресурсов РФ и Республики Коми. В результате аргументировано, что на текущий момент налоговая и административная нагрузка на малые и средние предприятия складывается на более высоком, чем для крупного бизнеса, уровне. Это приводит к торможению развития сектора МСП, отсутствию стимулов для роста и дроблению бизнеса. Показано, что стимулирование развития сектора малого и среднего предпринимательства в России необходимо осуществлять с опорой на системные и эффективные программы поддержки со стороны государственных структур. Дальнейшими направлениями развития представленного исследования являются изучение и анализ эффективности реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса на территории Республики Коми «Развитие экономики».

Ключевые слова: сектор малого и среднего предпринимательства (МСП), бизнес, развитие малого бизнеса, коммерциализация, Арктическая зона

Для цитирования: Разманова С.В., Волков А.А., Нестерова О.В. Проблемы развития малого и среднего бизнеса (на примере компаний республики Коми) // П-Economy. 2022. Т. 15, № 1. С. 48-65. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.15104

Это статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://crea-tivecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

© Разманова С.В., Волков А.А., Нестерова О.В., 2022. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Scientific article

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.15104

SMALL AND MEDIUM BUSINESS' DEVELOPMENT PROBLEMS (THE KOMI REPUBLIC CASE STUDY)

S.V. Razmanova1 Q , A.A. Volkov2 , O.V. Nesterova3

1 Gazprom VNIIGAZ, Ukhta Branch Office, Ukhta, Russian Federation; 2 Independent researcher;

3 Ukhta State Technical University, Ukhta, Russian Federation

H s.razmanova@sng.vniigaz.gazprom.ru

Abstract. Nowadays, the level and quality of the small and medium business development is one of the modern state' most significant characteristics. In developed countries, the dimension of the small and medium-sized enterprises (SMEs) sector is usually very substantial and, on average, is about 58% of the country's GDP. In Russia, this indicator is at the level of 20.2 % of GDP. In world practice, small and medium-sized enterprises guarantee a considerable portion of the population's earnings (mainly through the creation of jobs), and impact on the socio-economic situation for regions and the country as a whole. According to the Russian Federation Federal Tax Service's (FTS) official data, the most significant number of workers in the SME sector is recorded in the North-West (NWFD) and Central Federal Districts (CFD). The subject of the research is economic and managerial relations arising in the process of development of small and medium-sized businesses. The purpose of the article: analysis of problems and assessment of the state of development of SMEs in the Komi Republic. The study is based on an empirical analysis of the data from the unified register of small and medium-sized businesses, as well as the portal of small and medium-sized businesses of the Komi Republic. We consider the key issues that constrain the development of the Russian SME sector, including economic uncertainty, rising costs, and declining consumer demand. The database is Rosstat reporting, regulatory materials, official documents of state bodies, open data of Internet resources of the Russian Federation and the Republic of Komi. As a result, it is argued that nowadays tax and regulatory pressure on small and medium-sized enterprises are at a higher level than for big companies. These problems lead to SME sector's slow development, lack of incentives for growth and splitting companies into parts for tax purposes. It is shown that stimulating the development of the small and medium-sized business sector in Russia should be carried out with the systemic and practical support programs from state structures. Further directions of development of the presented research are the study and analysis of the effectiveness of the implementation of the program to support small and medium-sized businesses in the territory of the Komi Republic "Development of the Economy".

Keywords: Small and medium-sized enterprises (SMEs), business, small business development, commercialization, Arctic zone

Citation: S.V. Razmanova, A.A. Volkov, O.V. Nesterova, Small and medium business' development problems (the Komi republic case study), TC-Economy, 15 (1) (2022) 48—65. DOI: https://doi. org/10.18721/JE.15104

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/li-censes/by-nc/4.0/)

Введение

Реформа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), осуществлявшаяся в Республике Коми на протяжении последнего десятилетия привела к печальным результатам. В качестве основной идеи продвигалась мысль о том, чтобы приблизить адресную помощь к самому бизнесу. Именно с этой целью господдержку МСП передали с республиканского уровня на муниципальный. Однако оказалось, что муниципалитеты не особо заинтересованы в стимулировании бизнеса, в частности снижении налогооблагаемой базы для МСП, поскольку

© S.V. Razmanova, A.A. Volkov, O.V. Ne&erova, 2022. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

средства, заработанные сектором МСР на их территориях, перечисляются в бюджет федерального уровня1.

Совокупность ключевых факторов, оказывающих влияние на сферу малого предпринимательства, складывается из нескольких аспектов: инфраструктурного, включающего в себя наличие собственности на земельный участок для осуществления хозяйственной деятельности, уровень обеспеченности производственными площадями, транспортными коммуникациями и связью, продуманность логистической инфраструктуры, а также доступность и приемлемую стоимость энергоресурсов. К примеру, проблема нехватки площадей, подходящих под образовательную лицензию для ведения предпринимательской деятельности в сфере дополнительного образования детей и взрослых. Частные детские сады и места временного пребывания детей сталкиваются с отсутствием оборудованных детских площадок. Существенное влияние оказывает аспект наличия и квалификации трудовых ресурсов (включая лиц старше пятидесяти лет, которые после увольнения/сокращения зачастую являются инициаторами открытия предприятий МСП) [1, 2]: к началу 2020 года население Республики Коми за год сократилось на 10 тыс. человек, до 820 тыс. А в 2018 году Республика Коми оказалась лидером среди регионов Северо-Запада России по оттоку населения2. Доступность финансовых ресурсов — важнейший из аспектов, характеризующих возможность развития малого предпринимательства на перспективу. Вместе с тем, по оценкам экспертов Института экономики роста им. Столыпина П.А., на начало 2018 г. реальная ставка по кредитам на срок, превышающий один год, для российских малых и средних предприятий составляла около 7 %3. Результатом политики предоставления финансовых ресурсов по завышенным (в сравнении с платой за кредит в странах ЕС) процентным ставкам является постоянное снижение объема выданных кредитов субъектам МСП по РФ в целом, начиная с 2012 г. [3, 4]. Проиллюстрируем данный аспект: с декабря 2011 года осуществляет свою деятельность АО «Микрокредитная компания Республики Коми». Предельная сумма кредитования равняется 5 млн руб. Ставка по большинству кредитных программ равна ключевой ставке ЦБ РФ на момент подписания договора займа. Основным условием получения кредитных средств является залог на всю сумму кредитных обязательств, что фактически является ограничивающим фактором привлечения финансирования в МСП4. Эта задача частично решается созданным с октября 2010 года АО «Гарантийный фонд Республики Коми». Фонд предоставляет поручительство до 70 процентов от суммы привлеченного финансирования. Размер платы за предоставление поручительства составляет 0,5 — 1,75 % годовых от суммы предоставленного поручительства в зависимости от срока кредитования5. Немаловажным является и наличие необходимых природных ресурсов, сырья, материалов (в том числе степень их удаленности). В Республике Коми, являющейся нетто-экспортером лесного сырья, наблюдается повышение стоимости закупки лесоматериалов для внутреннего использования МСП в домостроении, производстве паллет, высококачественной отделочной доски. Отметим также аспект, характеризующий уровень административных барьеров, как, например, уровень защищенности бизнеса; количество проверок со стороны различных контролирующих организаций; взаимоотношения с контрагентами.

Таким образом, развитие сектора малого и среднего предпринимательства обусловлено уровнем государственной поддержки и институциональной среды на конкретной территории. Реги-

1 Бобраков И. Почему малого бизнеса в Коми становится все меньше [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ok-inform.ru/szfo/ syktyvkar/88995-pochemu-malogo-biznesa-v-komi-Sanovitsya-vse-menshe.html (дата обращения 06.09.2020).

2 Статистика показала сокращение населения Северо-Западного федерального округа (30.01.2020 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/693327 (дата обращения 11.03.2021).

3 Титов Б. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://Solypin. inSitute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf (дата обращения 11.03.2021).

4 Портал малого и среднего предпринимательства Республики Коми. Условия предоставления микрозаймов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mbrk.ru/pages/usloviya_predoSavleniya_mikrozaymov (дата обращения 11.03.2021).

5 Портал малого и среднего предпринимательства Республики Коми. Условия, порядок, операционные лимиты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mbrk.ru/pages/usloviya_poryadok_operatsionnye_limity (дата обращения 11.03.2021).

ональная поддержка должна охватить различные проблемные вопросы функционирования малого бизнеса: защиту прав и интересов субъектов МСП, создание благоприятных условий для их функционирования, мотивирование и стимулирование предпринимателей на создание субъектов МСП, включая своевременное реагирование на проявление предпринимательской инициативы населения, всестороннюю поддержку и оказание различных видов помощи субъектам малого предпринимательства [5—9].

Подобная активность государства на федеральном и региональном уровнях применительно к сфере среднего и малого бизнеса создает условия для ее текущего и перспективного эффективного развития. Иными словами, в основе успешного функционирования субъектов МСП в регионе заложены инструменты государственного регулирования и поддержки малого бизнеса [10—13].

В Коми для оказания качественного содействия МСП была сформирована необходимая организационно-правовая среда. В качестве налоговых инструментов стимулирования отметим упрощенное налогообложение, двухлетние налоговые каникулы для начинающих предпринимателей, а также продление системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Однако с 1 января 2021 года этот налог был отменен. Кроме налоговых инструментов стимулирования, в Коми фактически была создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, в которую вошли гарантийный фонд, микрокредитная организация, лизинговая компания, два бизнес-инкубатора, Сыктывкарский городской центр предпринимательства, республиканский центр инноваций социальной сферы, а также сеть информационно-маркетинговых центров.

Вместе с тем негативные изменения стали проявляться уже в период с 2010 по 2013 гг. Уже в марте 2013 г. в Коми от лицензии индивидуальных предпринимателей отказались 1120 субъектов малого бизнеса и около 40 крестьянско-фермерских хозяйств. Основной причиной того, что 4,5 % индивидуальных предпринимателей в Коми за первые два месяца 2013 г. сдали свои лицензии, отмечалось повышение налогов в системе МСП. К началу 2017 г. доля индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в общем обороте предприятий республики составила порядка 17 %, что вдвое ниже общероссийского уровня6.

В 2020 году в связи с пандемией ставки налога при применении УСН в соответствии с Законом Республики Коми от 08.05.2020 № 12-РЗ были снижены в 2 раза. Ставка 6 % при применении патентной системы налогообложения осталась без изменений, но с 2021 года появилась возможность уменьшить сумму налога по патенту на объем уплаченных страховых взносов7. При общем снижении суммы налогов наблюдается устойчивая тенденция по уменьшению количества МСП8.

Сегодня организациям и ИП, относящимся к субъектам МСП, приходится существовать в условиях высокой неопределенности внешней среды, быстро меняющихся геополитических условий, связанных с мировой пандемией и экономическими санкциями западных стран. В отечественной практике наблюдается всплеск интереса субъектов МСП к торговле товарами и услугами в онлайн-магазинах электронной торговли или маркетплейсах, таких как Wildberries, Ozon, Яндекс-маркет. Иными словами, вопросы управления компанией в кризисных условиях, требуют от их руководителей использовать новые формы продвижения своих товаров и услуг, включая и онлайн-площадки.

Российские и зарубежные авторы поднимают широкий круг проблемных вопросов в области развития предпринимательства, в том числе: причины создания новых субъектов МСП (Zemtsov, Barinova, Semenova, 2019; Stirzaker, Galloway, 2017) [1, 2], анализ снижения объема выданных кредитов субъектам МСП (Goroshkov, 2017; Ivanov, Lukyanova, Orlova, 2020) [3, 4]. Puffer S.M.,

6 Малый бизнес в Коми уходит на нелегальное положение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bnkomi.ru/data/news/18-688/ (дата обращения 06.09.2020).

7 С 2021 года предприниматели могут уменьшить сумму патента на размер страховых взносов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn70/news/tax_doc_news/10520669/ (дата обращения 11.03.2021).

8 Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Республика Коми на 10.03.2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ SatiSics.html?SatDate=10.03.2018&level=0&fo=2&ssrf=11&t=1615363827786&t=1615363827786 (дата обращения 11.03.2021).

McCarthy D.J. оценивают уровень развития российского бизнеса с позиций неформальных инф статутов в противовес существующим формальным институциональным образованиям. (Puffer, McCarthy, 2011) [5]. Работы Welter F. и Smallbone D. посвящены исследованию взаимосвязи предS принимательского поведения субъектов МСП и институциональных условий (Welter, 2011; Wek> ter, Smallbone, 2011) [6, 7]. В статье Mason C. и Brown R. предлагается учитывать особенности предпринимательской среды Шотландии при разработке соответствующих мер государственной политики (Mason, Brown, 2011) [8]. Кузин В.Ф., Лачинина Т.А., Чистяков М.С. предполагают, что развитие и упорядочивание малого и среднего инновационного бизнеса послужит мощным драйвером при создании региональных кластеров (Kuzin, Lachinina, Chistyakov, 2019) [9]. Фальцман В.К. (Fal'tsman, 2019) исследуя проблемы прогнозирования малого и среднего предпринимательства, также отводит основную роль в росте оборота субъектов МСП региональному руководству [10]. Инструментам государственного регулирования в сфере малого бизнеса посвящены работы (Zaritskiy, 2020; Sharath, Yogish, 2020) [11, 12]. Fritsch М. и Storey D. J., исследуя формирование новых субъектов регионального нового бизнеса, пытаются объяснить, почему в некоторых странах с высоким уровнем дохода, несмотря на эти заявленные культурные изменения, относительное положение регионов в отношении формирования новых предприятий практически не меняется в течение длительных периодов времени бизнеса (Fritsch, Storey, 2014) [13]. Особенности развития малого предпринимательства в северном регионе рассмотрены в работе Терентьевой М А. (Terentyeva, 2019) [14]. Влияние налоговой нагрузки и технологических нововведений на динамику субъектов МСП отражены в публикациях Земцова С.П., Антоновой М.П., Бариновой В.А., Царева Ю.В. (Zemtsov, Barinova, Tsareva, 2020; Antonova and others, 2020) [15, 16]. В работах зарубежных (Abel-Koch, Gerstenberger, 2021) и отечественных исследователей (Kalita, Chepurenko, 2020) исследуются вопросы конкуренции для компаний малого и среднего бизнеса [17, 18]. Также объективная оценка и мониторинг текущей ситуации в секторе МСП представлена в обзорах Института экономики роста им. Столыпина П.А.

Цель исследования состоит в анализе проблем и оценке состояния развития субъектов МСП в Коми республике. Для реализации цели авторами поставлены задачи: оценить текущую ситуацию по развитию малого и среднего бизнеса в регионе; выявить ключевые проблемы, сдерживающие развитие отечественного сектора МСП на территории Республики Коми; провести сравнение ожидаемых и фактических результатов реализации концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года.

Методика исследования

В работе использовались данные государственной статистической отчетности по Республике Коми и РФ в целом, информация официальных сайтов министерств, данные единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства РФ. В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования (сравнение, обобщение, метод аналогий), приемы логико-теоретического анализа, методы технико-экономического анализа. Основой исследования выбран эмпирический анализ.

Результаты и обсуждение

Оценим текущую ситуацию по развитию малого и среднего бизнеса на территории Республики Коми. Для этого обратимся к официальным данным, представленным в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства РФ, согласно которым по состоянию на начало 2020 года в республике зарегистрировано 27546 субъектов МСП, в том числе 17588 индивидуальных предпринимателей, 9019 микропредприятий, 886 малых и 53 средних предприятия.

По сравнению с 2018 г. общее количество субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Коми снизилось на 5,1 %, при этом число средних предприятий уменьшилось на 11,7 %, малых

Рис. 1. Динамика субъектов МСП в Республике Коми (2010-2019 гг.), ед. Fig. 1. Dynamics of SMEs in the Komi Republic (2010-2019), units

предприятий — на 13,2 %, микропредприятий — на 6,7 %. Количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 3,8 %.

Малый и средний бизнес занимает более 75% от общего числа предприятий, функционирующих на территории Республики. Вместе с тем, численность занятых в малом и среднем предпринимательстве в 2018 году составила всего лишь 16% от общего количества занятых в Республике Коми. Это является неудовлетворительным результатом, так как в развитых странах малое и среднее предпринимательство обеспечивает 50 — 70 % населения рабочими местами [19, 20].

Низкое количество занятых в МСП можно частично объяснить отсутствием стимулов для официального приема на работу. Сумма страховых взносов на ФОТ составляет от 30,02 до 38,5 % (ставка зависит от класса профессионального риска), также у предпринимателя появляются обязательства по учету сотрудников, ведении отчетности и прочих расходов. Поэтому МСП, особенно на этапе старта и активного роста, пока финансовые ресурсы компании строго ограничены, зачастую вынужденно прибегают к неофициальному трудоустройству сотрудников.

Предприятия микро-, малого и среднего предпринимательства на территории Республики Коми осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, что само по себе вполне объяснимо, поскольку для открытия подобного рода бизнеса не нужны огромные суммы денег, реализация товара происходит довольно быстро, нет необходимости в производстве и глубоких знаниях, касающихся непосредственно производственной деятельности компаний. В 2019 году число субъектов МСП в оптовой и розничной торговле составило 33,2 % от общего числа зарегистрированных в Республике Коми субъектов МСП. Оборот средних предприятий в 2019 г. составил 19730,0 млн р. (или 87,2 % к уровню 2018 г.), оборот малых предприятий — 68840,5 млн р. (или 98,5 %), оборот микропредприятий — 78226,0 млн р. (или 94,7 %) [21, 22]. Кроме данного вида деятельности, можно выделить следующие: индивидуальные предприниматели, относящиеся к категории микробизнеса, в большинстве своем предоставляют услуги салонов красоты и парикмахерские услуги, в малом же бизнесе отдается предпочтение таким видам деятельности, как управление эксплуатацией жилого фонда и оказание охранных услуг, а в среднем бизнесе приоритет отдается сферам строительства автомобильных дорог, а также жилых и нежилых зданий. Однако, даже наиболее популярные сферы деятельности МСП, сегодня имеют тенденцию к снижению числа субъектов. Наблюдается усиление конкуренции со стороны пришедших из-за пределов республики крупных сетевых торговых компаний. При этом в сфере торговли и услуг функционирует более 65 % всех субъектов МСП Республики Коми. Можно сказать, что монополизация рынка розничной торговли идет семимильными шагами. Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли в республике Коми непрерывно растет:

в 1 квартале 2017 года она составила 31,4 %; в 1 квартале 2018 года — 36 %; в 1 квартале 2019 года — 39,8 %; а в 1 квартал 2020 года уже 43,46 %9. Предприятия МСП в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами не могут конкурировать с крупными сетевыми магазинами типа «Пятерочка», «Магнит», проигрывая им битву как в ценовом сегменте, так и в ассортименте. При этом, в сетевых магазинах, позиционирующих себя на товарах в средних и низких ценовых нишах, значительно чаще, чем в торговых точках, относящихся к малому и среднему предпринимательству, можно приобрести товары с вышедшим сроком годности. Зачастую объяснение данной проблемы сводится к издержкам чрезмерно быстрого роста, однако ответ находится на поверхности — менеджерам крупных сетевых гипермаркетов, в общем-то, все равно: вернутся ли к ним потребители, ранее пострадавшие от приобретения некачественной продукции или нет. Ведь общий объем продаж все равно достаточно велик. Конечно, субъекты отечественного МСП еще далеки от частных семейных магазинов некогда очень распространенных в странах ЕС, а также Великобритании и США10 (мясные, молочные, булочные, кондитерские лавки и т.п.), владельцы которых знали каждого своего покупателя «в лицо», вследствие чего реализовать ему непригодный товар было равносильно потере репутации. Однако они также стараются выставлять на продажу качественную продукцию. Необходимо отметить, что на уровне регионов не всегда соблюдается установленная законодательством максимально возможная доля (25%) присутствия определенной торговой сети на территории муниципального образования. И это при том, что в развитых странах уже несколько лет конкуренцию розничному ритейлу составляют онлайн-магазины, уровень продаж которых в период пандемии коронавиру-са многократно возрос. Правда проблема с реализацией товаров, не соответствующих заявленной рекламе, при онлайн торговле своей остроты не потеряла.

По оценкам экспертов, сокращение субъектов МСП объясняется переходом малых предприятий в теневой сектор в связи с внедрением онлайн-касс, а также снижением доходов россиян на протяжении последних восьми лет. Вполне вероятно, что для менее развитых и удаленных населенных пунктов внедрение онлайн-касс могло оказать и более отрицательное воздействие [14—16]. Таким образом, различные технологические нововведения (внедрение онлайн-касс, поэтапное введение системы маркировки товаров, новый порядок обращения с ТКО), внедряемые с 2017 года на федеральном уровне с целью усиления контроля за качеством предпринимательской деятельности, требуют введения определенного адаптационного периода, особенно для микробизнеса, доля которого в Республике составляет порядка 96 %.

Рост НДС, также оказал влияние на повышение цен, что отразилось в снижении продаж, сокращении выручки и закрытии ряда микропредприятий. Повышение ставки НДС до 20 % привело к тому, что субъекты МСП, который не применяли этот налог в своей деятельности, в конечном счете, столкнулись с ростом цен на приобретаемые сырье и материалы, как если бы они являлись конечным потребителем. После повышения ставки НДС «сильнее пострадали менее развитые регионы, в которых была выше доля торговли в структуре МСП» [15]. Введение налога на имущество субъектов МСП на торгово-офисную недвижимость из расчета кадастровой стоимости имущества также негативно сказалось на количестве субъектов МСП. Следует отметить, что зачастую сумма налога была необоснованно завышена в несколько раз, ввиду несовершенства расчета кадастровой стоимости, что значительно увеличивало расходы предпринимателей. Также негативно сказались увеличение МРОТ, рост фискальной нагрузки и отмена ЕНВД. По расчетам государства отмена ЕНВД должна в перспективе привести к тому, что основная часть предпринимателей перейдет на упрощенную систему налогообложения, а оставшаяся — на общую систему налогообложения, генерируя поступления в бюджет, поскольку именно наполнение бюджета является ключевым ориентиром правительства РФ в данном случае. Однако эта задача

9 Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: ш/Мк^ог/40536 (дата обращения 11.03.2021).

10 Подобные торговые точки практически исчезли по мере распространения сетевых гипермаркетов.

не будет выполнена, если возросшая фискальная нагрузка на малый бизнес приведет к его убыточности и последующей ликвидации.

Основным потребителем товаров и услуг малого и среднего бизнеса на территории республики является население, сокращение численности которого не способствует расширению деятельности МСП. Неравномерное распределение населения на территории региона также препятствует развитию предпринимательской деятельности. К обозначенным проблемам добавим снижение реальных денежных доходов населения, в результате чего сокращается платежеспособный спрос, что не способствует наращиванию производственных показателей, открытию новых предприятий и расширению действующих.

Территориальное расположение, доступность дешевых энергоресурсов и основных и вспомогательных материалов для производства конкурентоспособного товара или услуги определяют преимущества малых фирм, заключающиеся в экономии на текущих расходах. В условиях Севера сдерживающим фактором для развития сельского хозяйства и соответствующей переработки его продукции является суровый климат, транспортная логистика, а также необходимость выплат персоналу предприятия районных и северных надбавок к окладу. Это влечет за собой рост затрат, а вместе с ними и цен на продукцию или услуги. Например, развитие сферы туризма предполагает сочетание целого комплекса ресурсов для отдыха, иными словами — живописных природных мест, наличие которых обусловлено соответствующим рельефом, климатом, флорой и фауной; памятников архитектуры и истории; экономического потенциала; развитой инфраструктурой; квалифицированными кадрами, занятыми в туристической деятельности. В Республике Коми имеются возможности для развития этнотуризма, яркими представителями которого являются старообрядцы села Усть-Цильма, сохранившие обрядность, культурные традиции и мелодичность старорусского языка. В Печоро-Илычском заповеднике и Национальном парке «Югыд ва» до сих пор сохраняются места реликтовой тайги. Можно развивать направления экстремального туризма, туризма с возможностью охоты и рыболовства, горного туризма и сплава. Ведь зарубежные туристы уже десятилетиями путешествуют по Республике Коми в рамках индивидуальных туров. Отдельного внимания заслуживают геологические экскурсии: по Ухтинской антиклинальной складке Восточно-Тиманского мегавала Тиманского кряжа, по предгорьям Приполярного Урала с его величественными вершинами Народная и Манарага. Столбы выветривания на плато Мань-пупунёр, расположенные в Троицко-Печорском районе Республики Коми, признаны одним из чудес России. По меткому выражению Нестеровой Н. (экс председателя комитета Госсовета РК по законодательству и местному самоуправлению) в области внутреннего туризма регион представляет собой «поле непаханое» для представителей малого и среднего бизнеса. Однако предприниматели в силу своих представлений о традиционных сферах ведения бизнеса не торопятся развивать туристические направления Коми. Поэтому экскурсионные туристические программы ограничиваются преимущественно Сыктывдинским районом (села Выльгорт, Ыб, Пажга) [23].

Учитывая тот факт, что территория России имеет значительные размеры и сильную дифференциацию по экономическим, социальным, географическим, природно-климатическим, экологическим аспектам факторы, обозначенные выше, неодинаково проявлены на разных территориях, однако их оценка позволяет проанализировать перспективность поддержки и эффективность развития отдельных видов деятельности. Географическое положение Республики Коми (удаленность от основных федеральных магистралей, неравномерное распределение населенных пунктов) ограничивает рынок сбыта для субъектов МСП и влечет рост транспортных расходов. Организация перевозок в районы Крайнего Севера возможна только авиа и железнодорожным сообщением. Железнодорожные перевозки являются основным логистическим вариантом для МСП ввиду относительной дешевизны. Тем не менее, в тариф включается как пробег в сторону заказчика с грузом, так и возврат состава обратно, что зачастую является порожним пробегом, так как экспорт из Республики Коми несырьевых товаров крайне низок. В товарной структуре

региона «первое место занимает «древесина и целлюлозно-бумажные изделия» с общей долей 63,5 % от всего объёма экспорта (наибольший экспорт приходится на бумагу и картон, лесоматериалы, целлюлозу). Второе место занимают минеральные продукты с общей долей 32,3 % (наибольший экспорт — сырая нефть, масла). Третье место занимает экспорт продукции химической промышленности, каучука с общей долей 2,9 %...»и. К тому же экстремальные климатические условия, которые проявляются в длительном отопительном сезоне, приводят к увеличению энергозатрат в себестоимости производимых товаров, работ и услуг.

Следует отметить, что еще в 2011 году правительство Республики Коми разработало концепцию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года, основной целью которой являлось «определение вектора развития сферы малого и среднего бизнеса, направленного на достижение стратегических целей...». В рамках концепции были сформированы «цели и задачи развития малого бизнеса на территории Республики Коми, принципы деятельности органов исполнительной власти, были обозначены приоритеты развития.» МСП, а также разработан план ее реализации. В табл. 1 приведены ожидаемые результаты по различным показателям, которых планировалось достигнуть в результате исполнения, реализации настоящего плана.

При сопоставлении прогнозных значений и реальных данных можно сделать вывод о том, что с поставленной задачей правительство Республики не справилось, сравнение ряда значений, по которым имелись статистические данные 2019 г., представлено в табл. 2. Вместо устойчивого роста показателей, мы наблюдаем негативную динамику. По сравнению с ожидаемыми значениями фактические анализируемые показатели демонстрируют существенное снижение.

Таблица 1. Ожидаемые значения показателей МСП12 Table 1. Expected values of SME indicators

Наименование показателей Значение показателей в динамике

2011 2012-2015 2016-2020

Число организаций и ИП, относящихся к области малого и среднего предпринимательства в Республике Коми, (тыс. ед.) 38 - 40 39 - 42 41 - 45

Среднее значение занятых в организациях и ИП, относящихся к области малого и среднего предпринимательства (тыс. чел.) 119 - 120 120 - 125 125 - 135

Доля продуктов производства малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Коми (%) 11 - 12 12 - 13 15 - 18

Доля инвестиций организаций и ИП, относящихся к области малого и среднего предпринимательства, в структуре инвестиций Коми (%) 3 - 5 5 - 10 10 - 15

Доля торгового оборота малого и среднего предпринимательства в общем торговом обороте Коми (%) 23 - 24 24 - 26 27 - 30

Доля отгруженной продукции (работ, услуг) малого и среднего предпринимательства в совокупном объеме отгруженной продукции (работ, услуг) Коми (%) 15 - 16 16 - 20 20 - 25

Доля налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в консолидированном бюджете Республики Коми (%) 3,5 - 4 4 - 5 5 - 6

К примеру, динамика количества субъектов малого (микро- в том числе) и среднего предпринимательства (рис. 2), в последние три года имеет только нисходящую тенденцию, возрастают

11 В 2018 году внешнеторговый оборот Республики Коми превысил 1,2 млрд долларов (08.07.2019 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ourreg.ru/2019/07/08/v-2018-godu-vneshnetorgovyj-oborot-respubliki-komi-prevysil-1-2-mlrd-dollarov/ (дата обращения 11.03.2021).

12 О концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года. Постановление Правительства Республики Коми от 10 июля 2014 года № 274 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424055495. (дата обращения 20.09.2020).

ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ. ЧЕЛ. КОЛИЧЕСТВО ПFE/ЗПРИЯТИЙ МОП, ЕД.

Н2017 ■ 2018 2019 2020 ¡НАЧ.ГОДА)

Рис. 2. Динамика количества субъектов МСП и численности работников МСП на территории Республики Коми [22] Fig. 2. Dynamics of the number of SMEs and the number of SME employees on the territory of the Komi Republic [22]

темпы сокращения персонала, руководители предприятий все чаще принимают решение о закрытии бизнеса. Численность сотрудников МСП в сравнении с 2017 г. уменьшилась на 11,4 %, тогда как количество предприятий МСП сократилось на 25,1 %.

Таблица 2 . Сравнение ожидаемых и фактических значений показателей МСП [22]13 Table 2. Comparison of expected and actual values of SME indicators [22]

Наименование показателей Ожидаемое значение показателей в динамике

2020 (ожид.) 2019 (факт) Отклонения от верхнего значения, %

Число организаций и ИП, относящихся к области малого и среднего предпринимательства в Республике Коми, (тыс. ед.) 45 27,5 -38,8

Среднее значение занятых в организациях и ИП, относящихся к области малого и среднего предпринимательства (тыс. чел.) 135 69,4 -48,5

Доля инвестиций организаций и ИП, относящихся к области малого и среднего предпринимательства, в структуре инвестиций Коми(%) 10 - 15 4,8 -10,2

Доля торгового оборота малого и среднего предпринимательства в общем торговом обороте Коми (%) 27 - 30 11,4 -18,6

Снижение занятости в секторе МСП наблюдалось не только в Республике Коми, но и в ряде других северных регионов, таких как «Мурманская и Архангельская области, а также в малонаселенном Нечерноземье (Ярославская, Новгородская и Псковская области). Отчасти это обстоятельство может быть связано с внедрением онлайн-касс и невозможностью их использования в удаленных и сельских поселениях. Кроме того, рост издержек, связанный с повышением ставки НДС, для бизнесов этих поселений мог оказаться непосильным. Добиться увеличения численности занятых в секторе МСП можно, прежде всего, за счет вывода многих предпринимателей из тени и легализации самозанятых...» [15].

В настоящий момент времени на территории Республики Коми функционирует множество организаций, которые призваны оказывать поддержку малому и среднему предпринимательству (два бизнес — инкубатора, множество организаций, оказывающих консультационную и образовательную поддержку, гарантийный фонд Республики Коми, организации, оказывающие финансовую поддержку и другие). Регулирование малого и среднего бизнеса на территории Республики Коми осуществляется в рамках государственной программы Республики Коми «Развитие

13 Там же.

экономики». Одной из основных целей данной программы является обеспечение благоприятных условий для развития МСП и укрепление рыночных позиций МСП на территории региона. К основным механизмам поддержки, оказываемым правительством Республики, относятся: имущественная поддержка, образовательная и консультационная поддержка, а также финансовая поддержка14. Дело за малым: остается дождаться, когда программа «Развитие экономики» докажет свою эффективность.

Отдельно следует выделить вопросы развития малого и среднего бизнеса на территориях Республики Коми, получивших статус Арктической зоны. В последние годы Республика Коми расширяет и укрепляет свой арктический статус. В июле 2020 года к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) присоединились еще три субъекта РК: муниципальные образования городских округов «Усинск», «Инта» и муниципальный район «Усть-Цилемский». Воркута была причислена к Арктической зоне несколькими годами ранее. Все эти муниципалитеты находятся в зоне многолетней мерзлоты и расположены по линии Северного полярного круга.

Вышедший в июле 2020 года Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»15 предоставляет полномочия местным органам управления при реализации инвестиционных проектов, а также регулировании предпринимательства и малого бизнеса. Меры поддержки охватывают и хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для предпринимателей ведущих хозяйственную деятельность в Арктической зоне на территории РК обозначен ряд льгот и преференций, создающие комфортные условия для ведения малого и среднего бизнеса (табл. 3).

Таблица 3. Набор льгот и преференций для субъектов МСП в Арктической зоне Республики Коми16 Table 3. Set of benefits and preferences for SMEs in the Arctic zone of the Komi Republic

Перечень комбинации преференций для субъектов МСП

ИПи малый бизнес Средний бизнес

Сокращенные сроки проверок Упрощенный порядок проведения общественных слушаний

Налоговые Льготы, в т. ч. УСН Представление Управляющей компанией интересов инвестора в суде

Субсидирование страховых взносов (ставка 3,75 %) Налоговые льготы

Льготные кредиты под 6—8 % Субсидирование страховых взносов (ставка —7,5 %); Субсидирование процентной ставки

Иные преференции и льготы Иные преференции и льготы

Поддержку малого и среднего бизнеса правительство Республики планирует в нескольких направлениях: производство продукции, сельское хозяйство, туризм, торговля.

Всем этим направлениям может соответствовать оленеводство. Оленеводство в республике Коми является традиционным видом занятий народностей Крайнего Севера, а коми — зыряне — самые известные оленеводы на Европейском Севере. Всего в Коми содержится порядка 100 тысяч голов северных оленей, из которых: 70 тысяч — в сельскохозяйственных организациях, 26 тысяч — в домохозяйствах, оставшаяся часть — в фермерских хозяйствах. При этом в самой отрасли на теку-

14 Об утверждении государственной программы Республики Коми «Развитие экономики». Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года .№ 418 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422404469. / (дата обращения 20.09.2020).

15 Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

16 Наумов К. Для арктических резидентов в Коми установили одни из самых выгодных условий (27.11.2020) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bnkomi.ru/data/news/120876/ (дата обращения 09.12.2021).

щий момент задействовано не более 300 человек, поскольку даже за очень большим стадом могут присматривать только 2 человека.

К сожалению, этот древний промысел испытывает серьезные трудности из-за нехватки пастбищ, тяжелых климатических условий, болезней поголовья скота, отдаленности от цивилизации. «Арктический гектар»17 от государства станет ощутимой поддержкой для местных предпринимателей. С 1 августа 2021 года в республике на территории Арктической зоны, в безвозмездное пользование гражданам могут предоставляться земельные участки из расчета один гектар на одного члена семьи. Если учесть, что оленеводческие хозяйства могут состоять из нескольких семей, то складывается не такой уж и малый земельный надел для содержания стада. Выращивание племенных животных для питомников и этнопарков на специально огороженных территориях в перспективе может генерировать достаточный доход. Кроме того, на выделенных участках можно внедрять агро- и экотуризм: наблюдение за жизнью животных, катание на оленьих упряжках, фотосессии, базы отдыха и организация туристических маршрутов. Предприниматели региона помимо «Арктического гектара», могут стать резидентами АЗРФ на территории РК. Это также влечет за собой ряд существенных бизнес-преференций.

Предоставляемые оленеводам преференции и дотации помогут предпринимателям приобрести оборудование для производства консервных изделий, а также упаковочное оборудование. Это улучшит качество и позволит продавать оленину, как деликатесную продукцию по более высоким ценам. Некоторые хозяйства уже сегодня заключили договора о поставках своей продукции зарубежным потребителям.

В существующих для оленеводов факториях можно открывать магазины и торговые точки, которые также попадут под действие арктических льгот. Создание маркетинговых компаний по продвижению продукции оленеводства будет способствовать развитию данного бизнеса.

С расширением Арктической зоны в РК усиливается туристический потенциал региона. В первую очередь это коснется развития туризма на территории национального парка «Югыд ва», занимающего 2 млн. га территории Полярного и Приполярного Урала, этнотуризма в рамках ознакомления с русской старообрядческой культурой и древним обрядовым праздником «Усть-Цилемская Горка». Все эти турпроекты войдут в один большой историко-культурный и туристический проект «Серебряное ожерелье России». Территория Коми станет частью межрегиональных туристических маршрутов. Республика Коми создает туристическую платформу по Заполярью — «Арктика в один клик». Данные программы будут способствовать открытию Русского Севера для граждан нашей страны и для иностранных туристов. Арктический туризм в республике при поддержке «Мой бизнес» Коми, который работает в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», возможно, заинтересует малый и средний бизнес. Предприниматели желающие реализовать себя в данной сфере и желающие открыть туристические проекты могут воспользоваться всеми «арктическими льготами», предполагающими субсидирование из федерального бюджета, административные преференции, а также страховые и налоговые льготы.

Таким образом, вызванный эпидемией коронавируса, текущий экономический кризис значительно обострил потребность в решении существующих проблем малого и среднего бизнеса, в том числе в области налогообложении и антимонопольного законодательства. Индекс роста МСП в республике Коми начал приближаться к докризисным оборотам, но новые ограничения, принятые в последнем квартале 2021 года в связи с СОУТО-19, могут очень сильно ухудшить ситуацию в малом и среднем бизнесе. Самый весомый показатель в составе индекса — доходы МСП резко снижается. Многие субъекты МСП находятся на грани банкротства.

17 Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

Проведенный анализ и систематизация результатов позволяют выделить следующие важные аспекты:

1. Наиболее сложным и проблемным вопросом остается реальный рост налогового бремени в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Существующая сегодня в НК РФ законодательная основа не способствует процессу развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях. Данный вопрос, так или иначе, поднимается практически во всех последних отечественных публикациях, посвященных предпринимательству [3, 4, 14—16].

2. Высокий уровень монополизации оказывает влияние на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в настоящее время столкнулись с запредельным уровнем конкуренции, начиная от торговли и заканчивая обеспечением государственных и муниципальных поставок. Малый и средний бизнес теряет свою конкурентоспособность под давлением крупных торговых ритейлеров (в том числе и онлайн-ритейлеров), располагающих несопоставимо более высокими финансовыми возможностями. Исследователи отмечают, что даже на внутренних рынках стран ЕС многим предприятиям малого и среднего бизнеса угрожает растущая конкуренция со стороны международных поставщиков [17]. Тогда как основным проявлением конкурентоспособности предприятия является его «.способность функционировать в неизменном или расширяющемся масштабе на протяжении сравнительно длительного периода» [18]. Отметим также, что крупные монополисты и торговые ритейлеры, работающие на территории РФ, в конечном итоге переводят денежные потоки в оффшорные зоны, и отток капиталов является хронической проблемой нашего государства на протяжении последних трех десятилетий. Решение этой проблемы наметилось только в 2021 г., поскольку РФ в рамках деоффшоризации начала пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения.

Успешное ведение коммерческой деятельности напрямую зависит от скорости реагирования руководством компании на изменения в среде хозяйствования. За последнее время сформировался тренд переноса первой точки контакта с оффлайн офиса, магазина в интернет. Компаниям, особенно имеющим возможность экспортировать свои товары и услуги, стоит работать с потенциальными покупателями посредством социальных сетей, официального сайта, развития собственных медиа (видео, подкасты, информационные статьи). К примеру, в Республике Коми работает компания «Керка», которая занимается деревянным домостроением. Умелое использование видеохостинга уоиШЬе позволяет им получать заказы на постройку домов в США, Сербии, Азербайджане и пр. Дома собираются на площадке компании в г. Сыктывкар, далее разбираются и отправляются к заказчикам. Персонал компании выезжает к заказчику для монтажа. Также примером является бухгалтерская компания «Славный бухгалтер», территориально расположенная в г. Сыктывкар. Компания оказывает услуги аутсорсингового ведения учета для МСП. Клиенты получают доступ в онлайн-бухгалтерию, компания работает по всей России.

Онлайн-платформы, такие как preply.com, italki.com, позволяют репетиторам работать с учениками по всему миру, находясь в республике Коми.

Нельзя не отметить и активный рост интернет-торговли. На данный момент, имея товар собственного производства или продукцию, права на торговый знак которой производитель разрешил использовать, МСП имеет все шансы сделать основным источником выручки продажи посредством маркетплейсов. Например, Сыктывкарская швейная фабрика «БИАРМА» производит вещи из флиса в г. Сыктывкар и поставляет часть продукции на Wildberries. Компания указывает у себя на официальном сайте «В 2019 году мы запустили линейку одежды на маркетплейсе Wildberries. Сегодня наша цель — масштабироваться в онлайн пространствах. Мы планируем увеличивать ежемесячный выпуск продукции до 10 000 и выйти новые онлайн площадки»18. Глобальное распространение социальных сетей позволяет предлагать свои товары и услуги по всему миру, используя рекламу с оплатой за результат (покупку, заявку на расчет, обратный звонок менедже-

18 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.biarmia.net/%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%81 (дата обращения 26.01.2022).

ра). Facebook предлагает размещение рекламы в самой социальной сети, а также в Instagram. Существует бесплатная база знаний по созданию рекламы и ее эффективному использованию. Это открывает возможность с минимальными бюджетами на рекламу понять насколько тот или иной товар или услуга необходимы потенциальным пользователям.

Даже агентство «Комиинформ» сегодня запустило проект «Комиинформ помогает», цель которого состоит в помощи малому бизнесу. Предпринимателям необходимо рассказать о своей деятельности и оказываемых услугах, а агентство безвозмездно разместит всю предоставленную информацию в ленте новостей. Для того, чтобы быть увиденными и услышанными, представители малого бизнеса должны прислать название своего предприятия, видео, текст, фото и бренд. Данный проект планируют поддержать на республиканском уровне телекомпании «Юрган» и «Коми гор» (г. Сыктывкар), на местных уровнях GSP и Ухта-ТВ (г. Ухта), «Заполярка» (г. Воркута), «Волна» (г. Печора), «5 канал» (г. Инта). Прочитав ленту новостей, местные жители и гости Республики, возможно, не оставят без внимания полученную информацию.

Использование функции рассрочки на сайтах МСП позволяет увеличить выручку компаний. Сейчас происходит заметное увеличение числа предложений сервисов рассрочек при оплате в онлайн. Тинькофф вывел на рынок сервис «Долями», который без процентов позволяет предоставить рассрочку на товар стоимостью до 30 тыс. руб., при получении которой пользователь оплачивает покупку четырьмя равными долями, тогда как компания получает деньги сразу.

И, наконец, следует отметить растущие возможности рынка, так называемых «ангельских» инвестиций. Это представляется новым и востребованным направлением для IT проектов и проектов, способных к развитию за пределами РФ. МСП фактически не имеет возможности на ранних стадиях развития привлечь финансирование без залога. В таком случае «ангельские» долевые инвестиции ускорят развитие проекта и не будут изымать средства, так необходимые на первоначальных этапах развития МСП. В республике Коми функционирование полноценного бизнес-ангельского сообщества нерентабельно, однако, создание канала взаимодействия с «бизнес-ангелами» на базе уже существующей инфраструктуры, представляется вполне актуальным.

Заключение

В рамках обозначенных проблемных аспектов можно предложить следующие рекомендации. В целях решения вопросов, связанных с ухудшением положения субъектов малого и среднего предпринимательства в российской экономике, федеральные и региональные правительственные структуры должны:

1. совершенствовать антимонопольное законодательство, осуществляя контрольно-надзорные функции за его соблюдением всеми сторонами рыночных отношений;

2. обеспечить стимулирование развития сектора малого и среднего предпринимательства путем совершенствования нормативно-правового регулирования их деятельности с опорой на системные и эффективные программы поддержки со стороны государственных структур.

3. в рамках программы «Арктический гектар» расширить предпринимательскую деятельность на территории Республики. Мощнейшая ресурсная база, достаточное количество населения и государственная поддержка привлекут в Арктическую зону новые для Республики виды и направления бизнеса. Результатом данной программы станут новые рабочие места, более развитая инфраструктура и возрождение традиционных северных промыслов.

Рекомендации авторов региональным субъектам МСП:

1. Перевод бизнеса с оффлайн офиса или магазина в интернет посредством активного использования маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Яндекс-маркет) и онлайн-платформ (preply.com, italki.com);

2. Применение функции рассрочки на сайтах МСП (упомянутый выше сервис «Долями» от Тинькофф);

3. Использование в социальных сетях Facebook и Instagram рекламы с оплатой за результат (покупку, заявку на расчет, обратный звонок менеджера);

4. Создание канала взаимодействия с «бизнес-ангелами» на базе существующей инфраструктуры.

Предложенные рекомендации обладают определенной новизной. Если перевод сферы функционирования предприятий МСП в интернет уже активно распространяется в центральных российских регионах, то в отношении остальных рекомендаций малые и средние компании пока находятся в стадии изучения зарубежного и отечественного опыта на предмет их возможного применения в рамках собственного бизнеса.

Таким образом, у малого и среднего бизнеса появится возможность действительно укрепить свое значение, расширить возможности и выступить в качестве дополнительного ресурса для роста отечественной экономики.

Дальнейшими направлениями развития представленного исследования являются изучение и анализ эффективности реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса на территории Республики Коми «Развитие экономики», а также оценка эффективности использования маркетплейсов в качестве канала дистрибьюции товаров и услуг субъектов МСП на примере компаний Северо-Западного региона РФ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Zemtsov S., Barinova V., Semenova R. The Risks of Digitalization and the Adaptation of Regional Labor Markets in Russia. Foresight and STI Governance, 2019, no. 2 (13). pp. 84—96.

2. Stirzaker R.J., Galloway L. Ageing and redundancy and the silver lining of entrepreneurship. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, 2017, no. 2 (18). pp. 105—114.

3. Горошков И.А. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России // Российское предпринимательство. 2017. № 4 (18). С. 659—670.

4. Иванов И.Н., Лукьянова Т.В., Орлова Л.В. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России // Вестник Университета. 2020. № 2. С. 126-133. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-2126-133

5. Puffer S.M., McCarthy D.J. Two decades of Russian business and management research: An institutional theory perspective. Academy of Management Perspectives, 2011, no. 2 (25), pp. 21-36.

6. Welter F. Contextualizing entrepreneurship — conceptual challenges and ways forward. Entrepreneurship Theory and Practice, 2011, no.1 (35). pp. 165-184.

7. Welter F., Smallbone D. Institutional perspectives on entrepreneurial behavior in challenging environments. Journal of Small Business Management, 2011, no.1 (49). pp. 107-125.

8. Mason C., Brown R. Creating good public policy to support highgrowth firms. Small Business Economics, 2011, no.2 (40), pp. 1-15.

9. Кузин В.Ф., Лачинина Т.А., Чистяков М.С. Кластерная модель импортозамещающей стратегии инновационного высокотехнологичного развития: книга / сборник научных трудов Международного научно-технического симпозиума «Современные инженерные проблемы ключевых отраслей промышленности» Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук» (16 октября 2019 г.). М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2019. 225 с. С. 30-34.

10. Fal'tsman V.K. (2019) Problems of Forecasting in Small and Medium Business. Studies on Russian Economic Development. no. 30. pp. 10-14. DOI: 10.1134/S1075700719010064

11. Зарицкий Б.Е. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в Германии // Вестник МГИМО - Университета. 2020. № 6 (13). С. 133-152. DOI: 10.24833/2071-8160-2020-6-75-133-152

12. Sharath A.M., Yogish S.N. Micro, Small and Medium Enterprises in India: problems and challenges. International Research Journal on Advanced Science Hub, 2020, no. 2. pp. 85-89. DOI: 10.47392/ irjash.2020.165

13. Fritsch M., Storey D.J. (2014) Entrepreneurship in a regional context: Historical roots, recent developments and future challenges. Regional studies, 2014, no. 6 (48). pp. 939—954.

14. Терентьева М.А. Малое предпринимательство в северном регионе // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 268-273. DOI: 10.25683/V0LBI.2019.46.151

15. Земцов С.П., Баринова В.А., Царева Ю.В. Малое и среднее предпринимательство в регионах России в 2019-2020 гг. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.researchgate.net/ publication/340901999/ (дата обращения 20.09.2020).

16. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / Антонова М.П., Баринова В.А., Громов В.В., Земцов С.П., Красносельских А.Н., Милоголов Н.С., Потапова А.А., Царева Ю.В. М.: Издательский дом. Дело. РАНХиГС, 2020. 88 с. (Научные доклады: экономика).

17. Abel-Koch J., Gerstenberger J. KfW Competitiveness Indicator 2014. Frankfurt am Main: KfW [Electronic resource]. Access mode: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/ Research/PDF-Dokumente-Wettbewerbsindikator/Wettbewerbsinsikator-2014_EN.pdf (accessed 10.02.2021).

18. Kalita A., Chepurenko A. Competitiveness of Small and Medium Businesses and Competitive Pressure in the Manufacturing Industry. Foresight and STI Governance, 2020, no. 2 (14). pp. 36-50. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.2.36.50

19. Социально-экономическое развитие Республики Коми» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://econom.rkomi.ru/ content/7731/Доклад/docx (дата обращения 20.09.2020 г.).

20. Республика Коми в цифрах. 2020. Краткий статистический сборник / Комистат. Сыктывкар, 2020. 227 с.

21. Малое и среднее предпринимательство в России. 2019. Статистический сборник / Росстат. Москва. 2019. 87 с.

22. Статистический ежегодник Республики Коми. 2019./ Комистат. Сыктывкар. 2019. 347 с.

23. Крестовских Т.С., Разманова С.В. Обоснование стратегических приоритетов социально-экономического развития северного региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СГУ. 2021. № 1. С. 31-40. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-1-31

REFERENCES

1. S. Zemtsov, V. Barinova, R. Semenova, The Risks of Digitalization and the Adaptation of Regional Labor Markets in Russia. Foresight and STI Governance, 2019, no. 2 (13). pp. 84—96.

2. R.J. Stirzaker, L. Galloway, Ageing and redundancy and the silver lining of entrepreneurship. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, 2017, no. 2 (18). pp. 105—114.

3. I.A. Goroshkov, K voprosu o problemakh razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii // Rossiyskoye predprinimatelstvo. 2017. № 4 (18). S. 659—670. Goroshkov I.A. On the issue of development problems of small and medium-sized businesses in Russia. Russian Journal of Entrepreneurship,2017, no. 4 (18). pp. 659-670. (rus)

4. I.N. Ivanov, T.V. Lukyanova, L.V. Orlova, Problemy i perspektivy malogo i srednego biznesa v Rossii // Vestnik Universiteta. 2020. № 2. S. 126-133. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-2-126-133. Ivanov I.N., Lukyanova T.V, Orlova L.V. Problems and prospects of small and medium businesses in Russia. Vestnik Universiteta,2020, no. 2. - pp. 126-133. (rus). DOI: 10.26425/1816-4277-2020-2-126-133

5. S.M. Puffer, D.J. McCarthy, Two decades of Russian business and management research: An institutional theory perspective. Academy of Management Perspectives, 2011, no. 2 (25), pp. 21-36.

6. F. Welter, Contextualizing entrepreneurship — conceptual challenges and ways forward. Entrepreneurship Theory and Practice, 2011, no. 1 (35). pp. 165-184.

7. F. Welter, D. Smallbone, Institutional perspectives on entrepreneurial behavior in challenging environments. Journal of Small Business Management, 2011, no. 1 (49). pp. 107-125.

8. C. Mason, R. Brown, Creating good public policy to support highgrowth firms. Small Business Economics, 2011, no. 2 (40), pp. 1-15.

9. V.F. Kuzin, T.A. Lachinina, M.S. Chistyakov, Klasternaya model importozameshchayushchey strate-gii innovatsionnogo vysokotekhnologichnogo razvitiya: kniga / sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarod-

nogo nauchno-tekhnicheskogo simpoziuma «Sovremennyye inzhenernyye problemy klyuchevykh otras-ley promyshlennosti» Mezhdunarodnogo Kosyginskogo Foruma «Sovremennyye zadachi inzhenernykh nauk» (16 oktyabrya 2019 g.). M.: FGBOU VO «RGU im. A.N. Kosygina», 2019. 225 s. S. 30-34. Kuzin V. F., Lachinina T.A., Chistyakov M.S. Cluster model of import-substitute strategy of innovative high-technological development In collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium "Modern Engineering Problems of Key Industries" of the International Kosygin Forum "Modern Tasks of Engineering Sciences" (October 16, 2019). M.: FSBEI HE «RSU A.N. Kosygina», 2019. 225 p. pp. 30-34. (rus)

10. V.K. Fal'tsman, (2019) Problems of Forecasting in Small and Medium Business. Studies on Russian Economic Development. no. 30. pp. 10-14. DOI: 10.1134/S1075700719010064

11. B.Ye. Zaritskiy, Problemy i perspektivy malogo i srednego biznesa v Germanii // Vestnik MGIMO - Universiteta. 2020. № 6 (13). S. 133-152. DOI: 10.24833/2071-8160-2020-6-75-133-152. Zaritskiy B.E. Problems of Small and Medium Business in Germany. MGIMO Review of International Relations, 2020, no. 13(6). pp. 133-152. (rus). DOI: 10.24833/2071-8160-2020-6-75-133-152

12. A.M. Sharath, S.N. Yogish, Micro, Small and Medium Enterprises in India: problems and challenges. International Research Journal on Advanced Science Hub, 2020, no. 2. pp. 85-89. DOI: 10.47392/ irjash.2020.165

13. M. Fritsch, D.J. Storey, (2014) Entrepreneurship in a regional context: Historical roots, recent developments and future challenges. Regional studies, 2014, no. 6 (48). pp. 939-954.

14. M.A. Terentyeva, Maloye predprinimatelstvo v severnom regione // Biznes. Obrazovaniye. Pravo. 2019. № 1 (46). S. 268-273. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.46.151. Terentyeva M.A. Small business in the northern region. Business. Education. Law, 2019, no. 1 (46). pp. 268-273. (rus). DOI: 10.25683/VOL-BI.2019.46.151.

15. S.P. Zemtsov, V.A. Barinova, Yu.V. Tsareva, Maloye i sredneye predprinimatelstvo v regionakh Rossii v 2019-2020 gg. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: https://www.researchgate.net/publica-tion/340901999/(data obrashcheniya 20.09.2020).

16. Razvitiye malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii v kontekste realizatsii natsionalnogo proyek-ta / Antonova M.P., Barinova V.A., Gromov V.V, Zemtsov S.P., Krasnoselskikh A.N., Milogolov N.S., Potapova A.A., Tsareva Yu.V. M.: Izdatelskiy dom. Delo. RANKhiGS, 2020. 88 s. (Nauchnyye doklady: ekonomika). Antonova M.P., Barinova V.A., Gromov V.V, Zemtsov S.P., Krasnoselskikh A.N., Milogolov N.S., Potapova A.A., Tsareva Yu.V. Development of small and medium-sized businesses in Russia in the context of the implementation of the national project. M.: Publishing House. Business. RANEPA, 2020. 88 p. (rus)

17. J. Abel-Koch, J. Gerstenberger, KfW Competitiveness Indicator 2014. Frankfurt am Main: KfW [Electronic resource]. Access mode: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/ Research/PDF-Dokumente-Wettbewerbsindikator/Wettbewerbsinsikator-2014_EN.pdf (accessed: 10.02.2021).

18. A. Kalita, A. Chepurenko, Competitiveness of Small and Medium Businesses and Competitive Pressure in the Manufacturing Industry. Foresight and STI Governance, 2020, no. 2 (14). pp. 36-50. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.2.36.50

19. Sotsialno-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Komi» [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://econom.rkomi.ru/ content/7731/Doklad/docx (data obrashcheniya 20.09.2020 g.). Socio-economic development of the Komi Republic. [Electronic resource]. Access mode: http://econom.rkomi.ru/ content/7731/^OKnag/docx (accessed: 20.09.2020).

20. Respublika Komi v tsifrakh. 2020. Kratkiy statisticheskiy sbornik / Komistat. Syktyvkar, 2020. 227 s. The Komi Republic in figures. 2020. Brief statistical collection / Syktyvkar: Komistat. 2020. 227 p. (rus)

21. Maloye i sredneye predprinimatelstvo v Rossii. 2019. Statisticheskiy sbornik / Rosstat. Moskva. 2019. 87 s. Small and medium business in Russia. 2019. Statistical Book / M.: Rosstat. 2019. 87 p. (rus)

22. Statisticheskiy yezhegodnik Respubliki Komi. 2019 / Komistat. Syktyvkar. 2019. 347 s. Statistical Yearbook of the Komi Republic. 2019. / Syktyvkar: Komistat. 2019. 347 p. (rus)

23. T.S. Krestovskikh, S.V. Razmanova, Obosnovaniye strategicheskikh prioritetov sotsialno-ekonom-icheskogo razvitiya severnogo regiona // Korporativnoye upravleniye i innovatsionnoye razvitiye ekono-miki Severa: Vestnik NITs korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya SGU. 2021. № 1. S. 31-40. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-1-31. Krestovskikh T.S., Razmanova S.V. Substantiation of strategic priorities of socio-economic development of the northern region. Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate

Law, Management and Venture Investment SSU. 2021. no. 1. pp. 31-40. (rus). DOI: 10.34130/20704992-2021-1-1-31

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS

РАЗМАНОВА Светлана Валерьевна

E-mail: s.razmanova@sng.vniigaz.gazprom.ru RAZMANOVA Svetlana V. E-mail: s.razmanova@sng.vniigaz.gazprom.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3865-8508

ВОЛКОВ Артем Андреевич

E-mail: gromadues@mail.ru VOLKOV Artyom A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: gromadues@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7086-6406

НЕСТЕРОВА Ольга Валентиновна

E-mail: onesterova@ugtu.net

NESTEROVA Olga V.

E-mail: onesterova@ugtu.net

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2613-4440

Статья поступила в редакцию 12.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 09.02.2022.

The article was submitted 12.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 09.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.