Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА'

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехороших И. Н., Михайлов О. В.

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы . Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах мира позволяют формировать конкурентную среду и обеспечивать стабилизацию макроэкономических процессов. В последние годы эффективное развитие малых и средних предприятий стало фактором устойчивого роста национального богатства, повышения производительности труда и предоставления высококачественных услуг в российской экономике. Однако малые и средние предприятия в регионах России испытывают значительный дискомфорт в сфере деятельности, препятствующий их дальнейшему развитию.Ц е л ь . Целью научного исследования является анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах мира, выявление проблем и разработка рекомендаций по их устранению. М е т о д о л о г и я . Исследование основано на общенаучных методах сравнительного и логического анализа, функциональном и системном подходах, а также статистических и экономических методах. Р е з у л ь т а т ы и в ы в о д ы . Гипотеза исследования заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства определяется национальной политикой поддержки, которая связана с его особенностями. Недооценка малого бизнеса, игнорирование его экономических и социальных возможностей в будущем, может привести к углублению кризиса российской экономики. В этой связи очень важно правительствам всех уровней поддерживать и стимулировать деятельность данного сектора. Анализ зарубежного опыта финансовой поддержки малых и средних предприятий выявил необходимость создания на региональном уровне эффективного механизма управления бизнесом, позволяющим малым и средним предприятиям успешно функционировать, достигая более высокой прибыльности и увеличивая поступления в бюджет региона. В ходе исследования были проанализированы программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как в Российской Федерации, так в странах с развитой экономикой. Проведенный анализ подтверждает необходимость развития различных форм малых предприятий в регионе. Малый и средний бизнес быстро реагирует на изменения рынка, способствует развитию инфраструктуры и конкурентоспособности, увеличивает налоговые отчисления в бюджет, создает новые рабочие места, снижает социальную напряженность в обществе.В ходе исследования определена роль государства в поддержке малого и среднего бизнеса в новых условиях. Подтверждена необходимость разработки нового механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса с учетом состояния экономики страны и особенностей развития регионов.Таким образом, при всех возможностях и мерах государственной поддержки эффективность деятельности малого и среднего бизнеса во многом определяется уровнем развития территории. Институт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должен быть не только акселератором развития малых и средних предприятий, но и влиять на деловую среду предпринимательства через систему общеэкономических мер.О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Сфера деятельности малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нехороших И. Н., Михайлов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM - SIZED BUSINESSES IN DEVELOPED COUNTRIES

T h e re l e v a n c e o f t h e t o p i c . Measures of state support for small and medium - sized businesses in developed countries of the world make it possible to form a competitive environment and ensure the stabilization of macroeconomic processes. In recent years, the effective development of small and medium - sized enterprises has become a factor of sustainable growth of national wealth, increasing labor productivity and providing high - quality services in the Russian economy. However, small and medium - sized enterprises in the regions of Russia experience significant discomfort in the field of activity, which hinders their further development. G o a l . The purpose of the research is to analyze the state support of small and medium - sized businesses in developed countries of the world, identify problems and develop recommendations for their elimination.M e t h o d o l o g y. The research is based on general scientific methods of comparative and logical analysis, functional and systematic approaches, as well as statistical and economic methods. R e s u l t s a n d c o n c l u s i o n s . The hypothesis of the study is that the development of small and medium - sized businesses is determined by the national policy of support, which is related to its features. Underestimating small business, ignoring its economic and social opportunities in the future, can lead to a deepening of the crisis of the Russian economy. In this regard, it is very important for Governments at all levels to support and stimulate the activities of this sector. Analysis of foreign experience in financial support of small and medium - sized enterprises revealed the need to create an effective business management mechanism at the regional level, allowing small and medium - sized enterprises to function successfully, achieving higher profitability and increasing revenues to the regional budget. The study analyzed the programs of state support for small and medium - sized businesses both in the Russian Federation and in countries with developed economies. The analysis confirms the need for the development of various forms of small enterprises in the region. Small and medium - sized businesses react quickly to market changes, contribute to the development of infrastructure and competitiveness, increase tax deductions to the budget, create new jobs, reduce social tension in society.In the course of the study, the role of the state in supporting small and medium - sized businesses in the new conditions was determined. The necessity of developing a new mechanism of state support for small and medium - sized businesses, taking into account the state of the country’s economy and the peculiarities of regional development, was confirmed.Thus, with all the opportunities and measures of state support, the effectiveness of small and medium - sized businesses is largely determined by the level of development of the territory. The Institute of state support for Small and medium - sized enterprises should not only be an accelerator for the development of small and medium - sized enterprises, but also influence the business environment of entrepreneurship through a system of general economic measures.S c o p e o f a p p l i c a t i o n . The sphere of activity of small and medium - sized businesses.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА»

устойчивых агр о ландшафтов / Н. И. Бухтояров, Е. В. Недикова // Регион: системы, экономика, управление. — 2016. — № 4 (35). — С. 73—78.

3. Недикова Е. В. Методика обоснования хозяйственного использования агроландшаф-тов в условиях Центрально-Черноземного региона / Е. В. Недикова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2011. —№ 3 (30). — С. 146—149.

4. Недикова Е. В. Анализ факторов оврагоо-бразования для определения специфики хозяйственного использования и внедрения систем протнвоэрозионных мероприятий / Е. В. Недикова, К. Д. Недиков // Экономика и экология территориальных образований. —2019. —Т. 3. №2.— С. 65—71.

5. Крюкова Н А. Ландшафтно-экологнческое обустройство земель / Н. А. Крюкова, В. Д. Посто-лов, О. В. Спесивый. —Воронеж, 2010. —218 с.

6. Региональная власть поддержит местных сельхозпроизводителей. —URL: http://znamja.com

7. Чечин Д. И. Метод конструирования агро-ландшафтов посредством формирования рационального природопользования / Д. II. Чечнн, II. А. Некрасова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2014."—№ 3 (111). — С. 39-^7.

LITERATURE

1. Bukhtoyarov N. I. Analysis of the state and use of agricultural lands of the Voronezh region /

УДК 336.6(045)

N. I. Bukhtoyarov, K. S. Ternov, K. Yu. Zotova // International Agricultural Journal. — 2020. — Vol. 63. No. 2. — P. 11.

2. Bukhtoyarov N. I. Modern management of agricultural environmental management of the region based on formation of ecologically sustainable agricultural landscapes / N. I. Bukhtoyarov, E. V. Nedikova // Region: systems, economics, management. —2016. — No. 4 (35). — pp. 73—78.

3. Nedikova E. \.' Methodology for substantiating the economic use of agricultural landscapes in the conditions of the Central Chernozem region / E. V. Nedikova // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. — 2011. — No. 3 (30). — pp. 146—149.

4. Nedikova. E. \'. Analysis of ravine formation factors to determine the specifics of economic use and implementation of anti-erosion measures / E. V. Nedikova, K. D. Nedikov // Economics and ecology of territorial entities. — 2019. — Vol. 3. No. 2.'—pp. 65—71.

5. Kryukova N. A. Landscape and ecological arrangement of lands / N. A. Kryukova, V. D. Postolov, O. V. Arrogant. — Voronezh, 2010. — 218 p.

6. The regional government will support local agricultural producers. —URL: http://znamja.com

7. Chechin D. I. Method of designing agricultural landscapes through the formation of rational nature management / D. I. Chechin, I. A. Nekraso-va // Land management , cadastre and land monitoring. — 2014. — No. 3 (111), — pp. 39—47.

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА

Коды JEL: G23, G32

Нехороших И. Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: M.Innal9@)yandex.ru; SPIN-код: 2427-8754

Михайлов О. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Курская академия государственной и муниципальной службы, г. Курск, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 7259-6481

Поступила в редакцию 07.03.2023. Принята к публикации 01.06.2023

Аннотация

Актуальность темы. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах мира позволяют формировать конкурентную среду и обеспечивать стабилизацию макроэкономических процессов. В последние годы эффективное развитие малых и средних предприятий стало фактором устойчивого роста национального богатства, повышения производительности труда и предоставления высококачественных услуг в российской экономике. Однако малые и средние предприятия в регионах России исп ыт ывают значительный дискомфорт в сфере деятельности, препятст вующий их дальнейшему развитию.

Цель. Целью научного исследования является анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в развит ых странах мира, выявление проблем и разработка рекомендаций по их устранению.

Методолог и я. Исследование основано на общенаучных методах сравнительного и логического анализа, функциональном и системном подходах, а также статистических и экономических методах.

Результаты и выводы. Гипотеза исследования заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства определяется национальной политикой поддержки, которая связана с его особенностями. Недооценка малого бизнеса, игнорирование его экономических и социальных возможностей в будущем, может привести к углублению кризиса российской экономики, В этой связи очень важно правительствам всех уровней поддерживать и стимулировать деятельность данного сектора, Анализ зарубежного опыта финансовой поддержки малых и средних предприятий выявил необходимость создания на региональном уровне эффективного механизма управления бизнесом, позволяющим малым и средним предприятиям успешно функционировать, достигая более высокой прибыльности и увеличивая поступления в бюджет региона, В ходе исследования были проанализированы программы государственной поддержки малого и среднего предпринимат ельст ва как в Российской Федерации, так в странах с развитой экономикой,

Проведенный анализ подтверждает необходимость развития различных форм малых предприятий в регионе. Мал ый и средний бизнес быстро реагирует на изменения рынка, сп особст вует развитию инфраструктуры и конкурентоспособности, увеличивает налоговые отчисления в бюджет, создает новые рабочие места, снижает социальную напряженност ь в общест ве.

В ходе исследования определена рол ь государст ва в п оддержке малого и среднего бизнеса в новых усл овиях. Подт вержден а необходимост ь разра бот ки нового м еханизма государст венной поддержки малого и среднего бизнеса с учетом состояния экономики страны и особенностей развития регионов.

Таким образом, при всех возможностях и мерах государственной поддержки эффективность деят ел ьности малого и среднего бизнеса во многом определяется уровнем развития т ерритории, Институт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должен быть не т олько акселератором развития малых и средних предприятий, но и влият ь на деловую среду предпринимательства через систему общеэкономических мер.

Область применения. Сфера деятельности малого и среднего бизнеса,

Ключевые слова: Малый и средний бизнес, государственная поддержка, предпринимательство, экономический рост, развитие экономики,

UDK 336.6(045)

ANALYSIS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN DEVELOPED COUNTRIES

JEL Codes: G23, G32

Nekhoroshikh I. Ni, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of customs and world economy, South-Western state University, Kursk, Russia

E-mail: M:innal9@)yandex.ru; SPIN- code: 2427-8754

Mikhailov О. V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State, Municipal Adm inistration an d Law, Kursk Academy of State an d Municipal Service, Kursk, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 7259-6481

Abstract

The relevance of the topic. Measures of state support for small and medium-sized businesses in developed coun tries of the world m ake it possible to form a competitive en viron men t and ensure the stabilization of maeroeconomic processes. In recen t years, the effective developmen t of small and medium -sized en terprises has become a factor of sustainable growth of national wealth, increasing labor productivity and providing high-quality services in the Russian economy. However, small and medium-sized enterprises in the regions of Russia experience significant discomfort in the field of activity, which hinders their further development,

Goal. Thepurpose of the research is to analyze the state support of small and medium-sized businesses in developed coun tries of the world, iden tify problems and develop recommen dations for their elimination,

Methodology. The research is based on general scientific methods of comparative and logical analysis, functioned and systematic approaches, as well as statistical and economic methods.

Results and conclusions. The hypothesis of the study is that the development of small and medium-sized businesses is determined by the national policy of support, which is related to its features. Underestimating small busin ess, ignoring its econ om ic and social opportun ities in the future, can lead to a deepening of the crisis of the Russian economy. In this regard, it is very importan t for Governmen ts at all levels to support and stimulate the activities of this sector. Analysis of foreign experience in financial support of small and medium-sized enterprises revealed the need to create an effective business management mechanism at the regional level, allowing sm all and medium -sized en terprises to function successfully, achieving higher profitability and increasing revenues to the regional budget. The study analyzed the programs of state support for small and medium-sized businesses both in the Russian Federation and in countries with developed economies.

The analysis con firms the need for the development of various forms of small en terprises in the region . Small and medium-sized businesses react quickly to market changes, contribute to the development of infrastructure and competitiveness, increase tax deductions to the budget, create new jobs, reduce social tension in society.

In the course of the study, the role of the state in supporting small and medium-sized businesses in the new conditions was determined. The necessity of developing a new mechanism of state support for small and medium-sized businesses, taking into account the state of the country's economy and the peculiarities of regional development, was con firmed.

Thus, with all the opportunities and measures of state support, the effectiveness of small and medium-sized businesses is largely determined by the level of development of the territory. The Institute of state support for Sm all and m edium -sized en terprises should n ot only be an accelerator for the developm ent of sm all and medium-sized enterprises, but also influence the business environment of en trepreneurship through a system of general economic measures.

Scope of application. The sphere of activity of small and medium-sized businesses.

Keywords: Small and medium-sized businesses, government support, entrepreneurship, economic growth, economic development.

Введение

Малые п средние предприятия (далее — МС1!) играют важную роль в современной экономике, п их вклад в экономическое развитие признан мировым сообществом. Однако развитие МС11 в условиях быстроменяющейся экономически, в условиях санкцпонного давления, практически невозможно без государственной поддержки.

Экономическая политика, проводимая государством, поддерживает конкурентоспособность фирм любого размера, которые успешно работают в условиях глобальной экономики. Участвуя в глобальных производственно-сбытовых цепочках, они преследуют важнейшую цель, поощрения мировой торговли и инвестиций, а также повышения уровня своей производительности п потенциала для инноваций [1].

Анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России

Стабильное развитие любой экономики государства зависит от бизнеса, который создает рабочие места и формирует бюджет за счет налоговых платежей. В этой связи государство заинтересовано в создании комфортных условий для развития предпринимательства. Российская Федерация не является исключением,

DOI: 10.22394/1997-4469-2023-60-1-56-61

так за последние три года ситуация для MC1I заметно улучшилась. 11о результатам исследования Doing Business (подразделения Всемирного банка по оценке регулирования бизнеса), РФ в 2019 г. поднялась с 124-го на 28-е место в рейтинге 190 стран по уровню благоприятных условий для ведения бизнеса [2]. Россия опередила такие страны как Франция, Швейцария, что говорит о серьезных намерениях государства поддерживать малый и средний бизнес. Однако по результатам исследования показатели MC1I в России традиционно ниже, чем в других крупнейших пли активно развивающихся экономиках мира (Рисунок 1).

Анализируя данный рисунок можно определить, что доля малого и среднего бизнеса в BB1I в таких странах с развитой экономикой как Германия, Япония, Израиль доходит до 50 — 60 %, а в Китае данный показатель выше 60 %. Что касается России, то малый и средний бизнес должен был заменить основные элементы советской экономики, управляемой отраслевыми министерствами и Госпланом. Однако за последние 30 лет условия его деятельности по совокупным параметрам доступности капитала, налогообложения и административной среды ни разу не достигли уровня мировых лидеров [3].

■ Доля в ВВП. % ■ Доля занятых, %

Рис. 1. Доля ВВП и доля занятых в разных странах мнра. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Это связано в большей степени с тем, что за последние десять лет в России доля МСП в экономике практически не изменилась и осталась на уровне 20 %. В то время как доля ВВП государственных компаний составила 50 %. Также необходимо заметить, что в период пандемии многим предприятиям пришлось закрыться, так по данным Росстата за период пандемии оборот малых предприятий (без микропредприятий) за 2020 год снизился на 3,1 трлн руб. Падение спроса коснулось 80 % компаний, по данным Банка России, доля малых предприятий, имеющих задолженность по кредитам (включая просроченную), от общего числа ма-

лых предприятий выросла в 2020 году с 20 до 30 % [4].

В этой связи, были разработаны мероприятия по поддержки малого и среднего бизнеса, однако по данным опроса, только 42 % МСП получили в 2020 году государственную поддержку, предусмотренную для субъектов малого н среднего предпринимательства, а 45,3 % компаний не смогли воспользоваться никакими мерами поддержки. Это было связанно с тем, что возникло много вопросов к «справедливости» распределения помощи. Были выделены ряд проблем возникшие в получении государственной поддержки МСП (Рисунок 2).

> Проблемы поддержки малого и среднего бизнеса

Получатели помощи зависели от правильности указания ОКВЭД.

_ Поддержка среднему бизнесу и компаниям, которые выпали из реестра МСП по формальным причинам, была оказана в ограниченном размере.

* Программы поддержки были быстро свернуты.

Некоторые отрасли практически ликвидированы, так как не работали больше года.

\ Л

Отсрочки по налогам вынуждают предприятия банкротиться, так как спрос не восстановился, а накопленные долги перед государством необходимо было отдавать. \1

Рис. 2. Выделены проблемы государственной поддержке МСП

Нужно отметить, что помощь внутри ОКВЭД получили как компании с минимальными налоговыми выплатами, так и с максимальными. Помощь могли получать компании, которые имели «удачный» ОКВЭД, но по факту занима-

лись другой деятельностью. В этой связи можно сделать вывод, что разработанные меры по поддержанию малого и среднего бизнеса недостаточно эффективны и требуют детальной проработки [5].

Исследования показали, что наиболее эффективное финансирование малого и среднего бизнеса занимают гранты и займы. Грант — это финансовая помощь, безвозмездное субсидирование, которое предоставляется бизнесу или физическому лицу, как от федеральных органов власти, так и от частных предприятий или корпораций. Существует ряд компаний, некоммерческих организаций и государственных учреждений, предоставляющих, по сути, финан-

сирование владельцам малого бизнеса. Однако необходимо отметить, что компаниям МСП при выборе дополнительного финансирования, необходимо учитывать плюсы и минусы данных инструментов, чтобы определить, какой вариант финансирования наиболее подходит для их бизнеса.

В таблице 1 выделены плюсы и минусы грантов для малого бизнеса от федеральных агентств и кредитов для малого бизнеса.

Таблица 1

Плюсы и минусы грантов для малого бизнеса от федеральных агентств и кредитов

для малого бизнеса [6]

Гранты для малого бизнеса Кредиты для малого бизнеса

Плюсы

Погашение не требуется. Есть возможность выбрать несколько предлагаемых грантов. Не основанный на кредитном балле. Увеличивает денежный поток и уменьшает налоговые платежи, поскольку проценты по кредиту вычитаются из прибыли до налогообложения. Деньги можно использовать для любых целей. Кредитные агентства заботятся только о вашей способности погасить кредит. Процесс утверждения кредита короче, чем процесс утверждения гранта. Деньги обычно доступны в течение недели.

Минусы

Высококонкурентный. Квалификационным требованиям часто бывает трудно соответствовать. Утверждение гранта и выделение средств часто являются длительным процессом. Деньги выделяются на определенную цель. Бизнесу необходимо будет подать заявку на несколько грантов, если есть несколько потребностей. Нет никакой гарантии, что вам удастся выиграть грант. Большинство грантов обычно предоставляются только один раз в год. Ограничения на некоторые кредиты могут сделать некоторые малые предприятия неразборчивыми, особенно если у владельца бизнеса плохой кредит и / или отсутствует надежный бизнес-план. Кредит погружает компанию в долги. Если долг не будет погашен, компания может обанкротиться. Требуются ежемесячные выплаты процентов.

Для того чтобы понять, как получить правительственный грант для малого бизнеса необходимо:

— оценить организацию, предоставляющую грант;

— определить проблему, которую компании необходимо решить;

— выполнить необходимые последующие действия, предусмотренные организацией, предоставляющей грант.

Каждый правительственный грант для малого бизнеса имеет свои собственные требования, которые связаны с конкретной проблемой сообщества. Эти требования подробно изложе-

ны в объявлении о возможности финансирования. У компании больше шансов получить грант, если четко понимать эту проблему и то, как ваш бизнес может использовать гранто-вое финансирование для ее решения. К каждому гранту предъявляются особые требования, и компания должна убедиться, что бизнес может соответствовать этим требованиям, прежде чем вкладывать время и деньги в создание предложения о предоставлении гранта. В таблице 2 приведены основные показатели Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство п поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Таблица 2

Показатели Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», млн руб. [7]

Наименование федерального проекта 2021 г. 2022 г. 2023 г.

«Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности». 445,0 226,3 226,3

«Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию». 36580,7 38917,8 48800,1

«Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». 13352,6 15034,9 21894,8

«Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации». 5148,6 5625,1 6362,6

«Популяризация предпринимательства». 775,8 1153,8 1570,3

Заключение

Таким образом можно заключить, что мероприятия национального проекта будут направлены на оказание всесторонней поддержки представителям бизнеса, в том числе совершенствованию законодательства Российской Федерации (включая новый налоговый режим для самозанятых) и способствовать преобразованию делового климата, которое устранит существующие нормативные барьеры для ведения бизнеса.

Также необходимо развивать микрофннан-совые организации в регионах Российской Федерации, предоставляющих доступ к кредитам на льготных условиях. Развивать региональные гарантийные организации в субъектах Российской Федерации, позволяющих привлекать кредитные ресурсы, обеспеченные поручительствами н гарантиями. А также проводить консультационную, образовательную и имущественную поддержку малому и среднему бизнесу через единые точки входа, такие как центры «Мой бизнес», развитие системы поддержки экспор-тно-орнентированных МСП и развитие системы франчайзинга. Необходимо активнее развивать малый и средний бизнес с целью ускорения их развития в моногородах. Содействовать развитию малых инновационных проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи,

ЛИТЕРАТУРА

1. Малиновская И. Н. Государственная политика н контроль Российской экономики в условиях глобализации / И. Н. Малиновская // Научный альманах Центрального Черноземья. — 2015. — № 2. — С. 92—94.

2. Кизимов В. Малый бизнес и его роль в экономике России / В. Кнзимов // Открытый журнал. — 2022. —URL : https://journal.open-broker. ru/economy/malyj-biznes-i-ego-rol-v-ekonomike-rossii/ (дата обращения: 02.02.2023).

3. Нехороших И. Н. Основные направления взаимодействия России и Китая в современной мировой экономике / И. Н. Нехороших // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2016. — № 1 (64). — С. 130—136.

4. Титов Б. Ю. Специальный доклад президенту Российской Федерации - 2021 / Б. Ю. Титов, А. А. Татулова // Уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. — URL: ombudsmanbiz.

ivanovoobl.rumpload/medialibrary (дата обращения: 28.01.2023).

5. Малиновская И. Н. Вопросы эффективности государственной политики регулирования уровня жизни населения (на материалах Курской области) / И. Н. Малиновская // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2013. — № 1. — С. 33—35.

6. Нехороших И. Н. Перспективы развития экономики Японии/И. Н. Нехороших, И. Г. Пе-репелкин //Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 1 (52). — С. 51—55.

7. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов : федер. закон от 08.12.2020 г. № 385-Ф3 // Консультант-Плюс : [Сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.01.2023).

LITERATURE

1. Malinovskaya I. N. State policy and control of the Russian economy in the context of globalization / I. N. Malinovskaya // Scientific Almanac of the Central Chernozem region. — 2015. — No. 2. — pp. 92—94.

2. Kizimov \'. Small business and its role in the Russian economy / V. Kizimov // Open Journal. — 2022. — URL : https://journal.open-broker.ru/ economy/malyj-biznes-i-ego-rol-v-ekonomike-rossii / (accessed 02.02.2023).

3. Nekhoroshikh I. N. The main directions of interaction between Russia and China in the modern world economy /1. N. Nekhoroshikh // Proceedings of the Southwestern State University. — 2016. — № 1 (64). — Pp. 130—136.

4. Titov B. Y. Special report to the President of the Russian Federation - 2021 / B. Y. Titov, A. A. Tatulova // Authorized under the President of the Russian Federation for the Protection of the rights of Entrepreneurs. — URL: ombudsmanbiz. ivanovoobl.ru «upload/medialibrary (accessed date: 28.01.2023).

5. Malinovskaya I. N. Questions of the effectiveness of the state policy of regulating the standard of living of the population (based on the materials of the Kursk region) /1. N. Malinovskaya // Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management. — 2013. — No. 1. — pp. 33—35."

6. Nekhoroshikh I. N. Prospects for the development of the Japanese economy / I. N. Nekhoroshikh, I. G. Perepelkin // Region: systems, economics, management. — 2021. — № 1 (52). — P. 51—55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.