ECONOMICS
FINANCIAL MECHANISMS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRENEUSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION Kuzmina T.I.1, Achalova L.V.2 (Russian Federation) Email: [email protected]
1Kuzmina Tatyana Ivanovna - Doctor of Economic Sciences, Full Professor; 2Achalova Larisa Vladislavovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, WORLD ECONOMY DEPARTMENT, PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW
Abstract: the article discusses the current measures of state and non-state support for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The analysis of the dynamics of measures and volumes offinancial state support for small and medium-sized businesses is offered. Based on the analysis of financial support for small and medium-sized businesses, the effectiveness of current government measures to stimulate entrepreneurial activity in the country at the present stage of development is shown.
Keywords: entrepreneurship, small and medium business, state support for small and medium business.
ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кузьмина Т.И.1, Ачалова Л.В.2 (Российская Федерация)
'Кузьмина Татьяна Ивановна - доктор экономических наук, профессор; 2Ачалова Лариса Владиславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедра мировой экономики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены действующие меры государственной и негосударственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Предложен анализ динамики мер и объемов финансовой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. На основе анализа финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса показана действенность актуальных правительственных мер по стимулированию предпринимательской деятельности в стране на современном этапе развития.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
DOI: 10.24411/2542-0798-2020-17402
Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) со стороны Правительства Российской Федерации рассматривается как одно из приоритетных направлений экономического развития, которое будет способствовать снижению уровня безработицы путем создания дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых отчислений в государственный и муниципальный бюджеты, развитию инновационных технологий, росту конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, а также насыщению потребительского рынка широким ассортиментом товаров и услуг. Малое и среднее предпринимательство
Правительством России рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности экономики. О динамике МСП в России можно судить по данным, представленным на рис. 1.
4000000 3000000 2000000 1000000 0
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 1. Количество микро-, малых и средних предприятий в России,2008-2018 гг. (единиц)
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/13223.
Федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет выработку государственной политики, нормативное правовое регулирование в области развития малого и среднего предпринимательства в России является Министерство экономического развития РФ, которое осуществляет свои полномочия на основании положений Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1.
Помимо Министерства экономического развития РФ, на федеральном уровне вопросами поддержки малого и среднего предпринимательства занимаются такие министерства и ведомства, как Министерство финансов РФ, Торгово-промышленная палата, Федеральная антимонопольная служба, Министерство науки и высшего образования в РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ и другие государственные учреждения. На региональном уровне поддержку МСП оказывают Администрации городов, Центры занятости населения, Бизнес-инкубаторы, Венчурные и гарантийные фонды, Центры поддержки предпринимательства.
Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Росси на федеральном и региональном уровнях осуществляется по пяти направлениям: финансовая (субсидии и льготные кредиты), имущественная (аренда государственных помещений или земельных участков), информационная (онлайн-ресурсы, например: «Мой бизнес»), консультативная и образовательная.
С 2019 года Министерство экономического развития РФ реализует программу льготного кредитования субъектов МСП, в рамках которой государство компенсирует банкам недополученную ими прибыль (из-за снижения процентной ставки по кредиту)2. По состоянию на 1.06.2020 г., льготное кредитование малого и среднего бизнеса по ставке 8,5% осуществляют 99 уполномоченных банков по территории России (ПАО Сбербанк, ПАО Банк ВТБ, АО АЛЬФА-БАНК и др.)3. Механизм субсидирования кредитов направлен на привлечение потенциальных заемщиков, а также для оживления рынка кредитования в России. Данный механизм государственной поддержки напоминает гарантированные
1 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс], ст. 1. «Предмет регулирования настоящего Федерального закона». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/9c0899798978ca618c3da0f85a8f72165a81 d0f6/ (дата обращения 11.10.2020).
2 Министерство экономического развития Российской Федерации: Официальный сайт. [Электронный ресурс] /Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d13/ (дата обращения 11.10.2020).
3 Мой Бизнес: Официальный сайт. URL: https://мойбизнес.рф/banks (дата обращения 11.10.2020).
9
кредиты Администрации малого бизнеса США, т.е. российское правительство предоставляет банкам гарантию обязательного получения дохода от кредитования [1, c. 37]. Важно отметить, что в реализации программы задействованы все регионы страны, что позволяет (в дополнение к средствам федерального бюджета) привлекать региональные финансовые средства, а также стимулировать регионы к проведению более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности. Размер предоставляемой субсидии зависит от отрасли, в которой функционирует предприятие и социально-экономической важности проекта для страны. При этом приоритетными направлениями деятельности МСП для получения льготного кредита являются: сельское хозяйство, обрабатывающее производство, переработка и утилизации отходов, здравоохранение, развитие науки, техники, технологий (в т.ч. информационных) и др.
Динамика объем выделяемых государственных субсидий представлена на рис. 2. С 2015 по 2018 гг. объем субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам на кредитование предпринимателей, сократился на 200 млн долл. США, что послужило толчком для перезапуска Программы льготного кредитования в 2019 г. Министерством экономического развития России.
350 300 250 200 150 100 50 0
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 2. Объем субсидий, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, 2010-2018 гг. (в млн долл. США по средневзвешенному курсу с 01.01.2018 по 31.12.2018:1 долл. США = 62,7руб.1)
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 10.10.2020).
В Программе, помимо сокращения процентной ставки по кредиту, предусмотрены и другие преференции для малого и среднего предпринимательства (см. табл. 1).
1 Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит. - URL: https://www.audit-it.ru/currency/sr_vz.php?currency=USD& period_month=12&period_year=2018&finyear_start=0&getcurrency=1 (дата обращения: 10.10.2020).
10
Таблица 1. Параметры Программы льготного кредитования субъектов малого и среднего
предпринимательства
Параметры программы Содержание
Процентная ставка по кредиту для заемщика 8,5%
Цели льготных кредитов Инвестиции и пополнение оборотных средств
Сумма кредита на инвестиционные цели От 500 тыс. руб. до 2 млрд. руб./ по средневзвешенному курсу с 01.01.2019 до 31.12.2019 (1 долл. США = 64,7 руб.) - от 7,7 тыс. до 30,9 млн долл. США1
Сумма кредита на пополнение оборотных средств От 500 тыс. руб. до 500 млн. руб./ по средневзвешенному курсу с 01.01.2019 до 31.12.2019 (1 долл. США = 64,7 руб.) - от 7,7 тыс. до 7,7 млн долл. США
Срок кредитного договора на инвестиционные цели До 10 лет
Срок кредитного договора на пополнение оборотных средств До 3 лет
Количество уполномоченных кредитных учреждений 99 банков, в т.ч. ПАО СБЕРБАНК, ПАО ВТБ, АО АЛЬФА-БАНК И ДР.
Сокращение субсидий, предоставленных банкам из федерального бюджета в 2019 году, негативно повлияло на объем кредитования (см. рис. 3).
Исследуя динамику объемов кредитования предприятий МСП, представленную на графике, следует отметить, что с 2009 г. объем кредитов увеличивался и в 2014 году достиг максимального объема, равного 743 млрд долл. США.
800
600
400
200
0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Рис. 3. Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, 20092019 гг. (в млрд долл. США по средневзвешенному курсу с 01.01.2019 по 31.12.2019: 1 долл. США = 64,7
руб.)
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Банка России. URL: https://cbr.ru/statistics/table/?tableId=302-17 (дата обращения: 11.10.2020).
В последующий период, с 2015-2019 гг. объем, выдаваемых кредитов МСП постоянно снижался, и в 2019 г. - составил 385,8 млрд долл. США (практически вдвое меньше, чем в 2014 г.). Причинами сокращения объемов кредитования стало, с одной стороны, снижение деловой активности и падение спроса на заёмные средства, а другой - возрастание рисков банковских структур из-за сокращения объема федеральных субсидий.
Если рассматривать долю кредитов, выданных субъектам МСП в динамике (см. рис. 3), то, начиная с 2010 года, она постоянно снижалась, что обусловлено нежеланием банков кредитовать
1 Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит - Электрон. дан. URL: https://www.auditit.
ru/currency/sr_vz .php?currency=USD&period_month= 12&period_year=2018&finyear_start=0&getcurrency=
1 (дата обращения: 10.10.2020).
малые предприятии из-за высокого риска наступления банкротства [2, с. 12]. Но в 2019 году доля, кредитов полученных субъектами МСП увеличилась до 15% (в 2018 г.- 11%).
В дополнение к льготному кредитованию Минэкономразвития РФ создаёт условия для развития микрофинансирования малого и среднего предпринимательства.
Рис. 3. Доля кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, 2009-2019 гг. (в % от общей суммы кредитов, выданных всем предприятиям)
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Organisation for Economic Cooperation and Development. URL: https://stats.oecd.org/# (дата обращения: 12.10.2020).
В рамках этой программы в регионах работают специальные государственные микрофинансовые организации, которые выдают займы предпринимателям по сниженной процентной ставке. Максимальная сумма микрозайма для бизнеса - 5 млн руб. или 77,3 тыс. долл. США (по средневзвешенному курсу с 01.01.2019 по 31.12.2019: 1 долл. США = 64,7 руб.) на срок не более 3 лет. Размер процентной ставки по микрозайму колеблется от 3,25% до 16,25%, а средняя ставка - около 7%. Предприниматель имеет право получить микрозайм на различные цели, при этом можно получить сразу несколько займов, если различны цели использования кредитов [3, с. 25].
Получить микрозайм могут предприниматели, относящиеся к следующим категориям: женщины старше 45 лет; социальные предприниматели (предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем: социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, дополнительное образование для детей и взрослых и другое); экспортёры; резиденты технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов; сельскохозяйственные производители, члены потребительских кооперативов; работающие МСП в сфере туризма, экологии или спорта и др.1
Источником финансирования МСП, деятельность которых связана с развитием научно-технической сферы, является Фонд содействия инновациям, программы грантов, как Умник, Старт, Развитие, Интернационализация, Коммерциализация, Кооперация2. Размер грантов по программам варьируется от 7,7 тысячи долларов США до 386,4 долларов США (см. табл. 2).
1 Мой Бизнес: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Мой Бизнес. URL: https://мойбизнес.рф/support/mikrofmansirovanie (Дата обращения: 9.10.2020).
2 Фонд содействия инновациям. Программы. [Электронный ресурс]/Фонд содействия инновациям. URL: http://fasie.ru/programs/ (Дата обращения: 13.10.2020).
12
Таблица 2. Федеральные программы по предоставлению грантов субъектам малого и среднего
предпринимательства в России
Программа Цель Приоритетные направления Условия получения Объем финансировани я
Умник Развитие науч.-исслед. проектов Создание инновационных технологии Возраст до 30 лет До 500 тыс. руб. (7,7 тыс. долл. США)
Старт Помощь бизнесменам в разработке новых технологий Организация производства новых технологий,товаров и услуг Наличие инвестора, финансирующего проект в объеме, равном сумме государственной поддержки До 10 млн. руб. (154,6 тыс. долл. США)
Развитие Стимулирование предприятий к модернизации и созданию новых рабочих мест Предприятия МСП, вкладывающие значительные средства в научные исследования Опыт создания и реализации наукоемкой продукции, наличие планов по созданию новой продукции До 20 млн. руб. (309,1 тыс. долл. США)
Интернационализация Стимулирование предприятий, к выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью для зарубежных рынков Компании по производству высокотехнологичной продукции Опыт в поставках продукции за границу До 15 млн. руб. (231,8 тыс. долл. США)
Коммерциализация Улучшение условий для МСП в расширении производства инновационной продукции Разработка проектов по импортозамещению, перспективная коммерциализация Завершение стадии НИОКР До 15 млн. руб. (231,8 тыс. долл. США)
Кооперация Развитие партнерских отношений МСП и крупного бизнеса Компании с опытом производства и реализации собственных наукоемких товаров Наличие соглашения между МСП и индустриальным партнером До 25 млн. руб. (386,4 тыс. долл. США)
Источник: составлено автором на основе данных Бизнес.ру: Официальный сайт [Электронный ресурс] /Бизнес.ру - Электрон. дан. - URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-
2019-gos-programmy (Дата обращения: 13.10.2020).
Резюмируя, можно сказать, что в России существует достаточно развитый финансовый механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [4, с. 602], который теоретически направлен на его динамичное и поступательное развитие. Однако, на практике механизмы государственной поддержки предприятий МСП недостаточно активно работают (или работают не для всех), и предприниматели по-прежнему сталкиваются с различными проблемами при ведении бизнеса.
Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Приказ N969 от 5.08.2020.
Список литературы /References
1. Кузьмина Т.И. О состоянии и перспективах человеческого капитала России / Цифровая экономика: технологии, управление, человеческий капитал: материалы II всероссийская научно-практической конференции. Вологда, 20 декабря 2019 г. ООО «Маркер», 2019. С. 36-38.
2. Kuzmina T.I. Environmental issues and energy consumption in the BRICS countries/ Materials of the International Conference "Scientific research of the SCO countries: synergy and integration" - Reports in English (December 27, 2019. Beijing, PRC). Р. 11-14.
3. Kuzmina T.I. Systematization of the factors influencing the formation of business ecosystems// Международный научно-исследовательский журнал, № 1 (91). Часть 2, 2020. С. 23-27.
4. Рыжов В.И., Кузьмина Т.И. К вопросу совершенствования мер промышленной политики в современной России применительно к субъектам малого и среднего бизнеса// Экономика и предпринимательство. М. Изд-во «Экономика и предпринимательство», 2019. № 12 (113). С. 600-602.
SEPARATE ASPECTS OF ASSESSMENT OF LABOR POTENTIAL
OF THE REGION
Botasheva L.S. (Russian Federation) Email: [email protected]
Botasheva Leila Sultanovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, FACULTY OF ECONOMICS, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION NORTH CAUCASIAN STATE ACADEMY, CHERKESSK
Abstract: the article is devoted to current issues of using the labor potential of the region. The work considers the labor potential in the context of its active and passive components, evaluates the implementation of its quantitative and qualitative components. The state of the labor potential of a particular region - the Karachay-Cherkess Republic - is analyzed. Based on the study, the author comes to the conclusion that the number and structure of labor potential, its economic activity, quantitative and qualitative components are largely determined by the specifics of the region.
Keywords: qualitative, quantitative, population, labor potential, region.
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЕГИОНА Боташева Л.С. (Российская Федерация)
Боташева Лейла Султановна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск
Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам использования трудового потенциала региона. В работе рассматривается трудовой потенциал в разрезе его активной и пассивной компонент, дается оценка реализации его количественной и качественной составляющих. Анализируется состояние трудового потенциала конкретного региона - Карачаево-Черкесской республики. На основе проведённого исследования автор приходит к заключению, что численность и структура трудового потенциала, его экономическая деятельность, количественные и качественные составляющие во многом определяются спецификой региона.
Ключевые слова: качественные, количественные, население, трудовой потенциал, регион.
14