Научная статья на тему 'УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В CИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В CИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хавина Л. А.

Цель. Исследование ситуации, связанной с развитием и существованием малого и среднего предпринимательства на территории Сибирского федерального округа, где в этом секторе экономики занято более 36% от экономически активного населения исследуемого региона. Процедура и методы. Информационной основой исследования являются официальные данные по состоянию малого и среднего бизнеса за 2000-2022 гг. Дана оценка институциональной среды предпринимательства. В работе использовались статистический и описательный методы.Результаты. Были выявлены основные причины, тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства в России. Дана характеристика ситуации по малым предприятиям Сибирского федерального округа за ряд лет. Отмечено, что государственная политика поддержки малого предпринимательства страны слабо направлена на регулирование и поддержку этого сектора экономики, что непосредственным образом влияет на закрытие малых предприятий и ведёт к сокращению рабочих мест.Теоретическая и/или практическая значимость. В ходе исследования выявлены основные проблемы, мешающие полноценному развитию этого сектора экономики. Значимость работы заключается в том, что она позволила достаточно объективно и полно отразить состояние малого и среднего предпринимательства в Сибирском федеральном округе за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESS AND PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Aim. We study the situation related to the development and existence of small and mediumsized businesses in the Siberian Federal District, where more than 36% of the economically active local population is employed in this sector of the economyMethodology. The official data on the state of small and medium-sized businesses for 2000- 2022 served as information basis of the study. The paper gives an assessment of the institutional environment of entrepreneurship. Both statistical and descriptive methods were used in the work.Results. The main reasons hindering the development of small and medium-sized businesses in Russia were identified. The characteristic of a situation with small enterprises of the Siberian Federal District for a number of years is given. It is noted that the state policy of supporting small business in the country is weakly aimed at regulating and supporting this sector of the economy, which directly affects the closure of small businesses and leads to job cuts.Research implications. The study identified the main problems that hinder the full development of this sector of economy. The significance of the work lies in the fact that it made it possible to quite objectively reflect the state of small and medium-sized businesses in the Siberian Federal District in recent years.

Текст научной работы на тему «УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В CИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

УДК 911.3:33 (571)

DOI: 10.18384/2712-7621-2023-1-88-100

успехи и проблемы малого и среднего предпринимательства в сибирском федеральном округе

Хавина Л. А.

Институт географии имени В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук

664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, д. 1, Российская Федерация Аннотация

Цель. Исследование ситуации, связанной с развитием и существованием малого и среднего предпринимательства на территории Сибирского федерального округа, где в этом секторе экономики занято более 36% от экономически активного населения исследуемого региона. Процедура и методы. Информационной основой исследования являются официальные данные по состоянию малого и среднего бизнеса за 2000-2022 гг. Дана оценка институциональной среды предпринимательства. В работе использовались статистический и описательный методы.

Результаты. Были выявлены основные причины, тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства в России. Дана характеристика ситуации по малым предприятиям Сибирского федерального округа за ряд лет. Отмечено, что государственная политика поддержки малого предпринимательства страны слабо направлена на регулирование и поддержку этого сектора экономики, что непосредственным образом влияет на закрытие малых предприятий и ведёт к сокращению рабочих мест.

Теоретическая и/или практическая значимость. В ходе исследования выявлены основные проблемы, мешающие полноценному развитию этого сектора экономики. Значимость работы заключается в том, что она позволила достаточно объективно и полно отразить состояние малого и среднего предпринимательства в Сибирском федеральном округе за последние годы.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, экономика, социально-экономическая стабильность, санкционные ограничения, инфраструктура поддержки малого бизнеса, Сибирский федеральный округ

success and problems of small and MEDiuM-siZED BusiNEss

iN THE siBERiAN FEDERAL DisTRiCT

L. Khavina

V. B. Sochava Institute of Geography, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences ul. Ulan-Batorskaya 1, Irkutsk 664033, Russian Federation

Abstract

Aim. We study the situation related to the development and existence of small and medium-sized businesses in the Siberian Federal District, where more than 36% of the economically active local population is employed in this sector of the economy.

© CC BY Хавина Л. А., 2023.

Methodology. The official data on the state of small and medium-sized businesses for 20002022 served as information basis of the study. The paper gives an assessment of the institutional environment of entrepreneurship. Both statistical and descriptive methods were used in the work.

Results. The main reasons hindering the development of small and medium-sized businesses in Russia were identified. The characteristic of a situation with small enterprises of the Siberian Federal District for a number of years is given. It is noted that the state policy of supporting small business in the country is weakly aimed at regulating and supporting this sector of the economy, which directly affects the closure of small businesses and leads to job cuts. Research implications. The study identified the main problems that hinder the full development of this sector of economy. The significance of the work lies in the fact that it made it possible to quite objectively reflect the state of small and medium-sized businesses in the Siberian Federal District in recent years.

Keywords: small and medium business, economy, social and economic stability, sanctions restrictions, small business support infrastructure, Siberian Federal District.

Введение

В предлагаемой статье даётся краткая характеристика предпринимательской деятельности по Сибирскому федеральному округу (СФО) за 2000-е гг., а обработка статистических данных отражает возможные причины, как спада предпринимательской деятельности, так и положительные тенденции в этом секторе народного хозяйства.

Устойчивое развитие экономики страны зависит от множества факторов, важнейшим из которых является развитие малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство стало первым шагом, с которого начался путь России в рыночную экономику [10, с. 14]. Кроме того, в необходимости полноценного развития этого сектора свидетельствуют многочисленные статистические исследования, говорящие о том, что в странах, где активно развивается малое предпринимательство, ниже показатели уровня бедности и, как следствие этих положительных процессов, ниже уровень смертности [1, с. 170]. Малый бизнес однозначно можно назвать локомотивом экономи-

ки любого региона, поскольку именно он может обеспечить текущую экономическую и социальную стабильность территории. Закономерным является и то, что малый и средний бизнес -это не только источник налогов, но и альтернативный способ борьбы с безработицей, рост среднего класса, для которого характерны ответственность за результаты своего труда и инициативность.

Развитие малого и среднего предпринимательства необходимо сделать стратегическим приоритетом страны. В высоко развитых экономически странах в ВВП весьма высок процент малого и среднего бизнеса и колеблется в пределах 50-90%, в России же этот процент не превышает 22%.

Для написания статьи потребовался сбор официальных статистических данных, а также знакомство с литературой, посвящённой исследуемой тематике.

Основополагающие моменты теории предпринимательства были изложены в работах зарубежных экономистов, а также в исследованиях отечественных учёных. Вполне зако-

ISSN 2712-7613^

номерно, что проблемы предпринимательства, освещённые в западных публикациях, несколько отличаются от российских, что объясняется тем, что по времени существования этот сектор экономики значительно опережает отечественный. Немаловажно, что в США и европейских странах веками складывалось позитивное отношение к предпринимательству, а введение господдержки привело к ускоренному его росту.

В разное время три исследователя - П. Джонсон, Б. Мокри, а затем и К. Мэйсон - выдвинули гипотезу, согласно которой существенный сдвиг к мелкомасштабному производству в экономике многих стран мира произошёл именно под влиянием поддержки, которую оказывали органы власти малому предпринимательству [17, с. 79].

В России же возрождение предпринимательской деятельности началось практически с нуля в совсем недалёком прошлом. Соответственно, отечественные исследования, ведущиеся по этой тематике, несомненно являются новым научным направлением [14, с. 77].

По мнению О. В. Чистяковой, в экономической литературе России малое и среднее предпринимательство рассматривается, безусловно, как важная составляющая экономики, которой требуется государственная поддержка. Вместе с тем ряд важных вопросов по развитию малого предпринимательства в отечественных научных публикациях разработан недостаточно: отсутствует единство взглядов на место и роль малого и среднего бизнеса в современных экономических реалиях страны [15, с. 5].

Современное предпринимательство является сложной системой. Прежде

| >023 / № 1

всего, это совокупность большого числа самостоятельных хозяйствующих субъектов, каждый из которых сам определяет свои цели и задачи, исходя из конкретной ситуации, и является активным участником социально-экономических процессов [8, с. 21].

Состояние малого и среднего предпринимательства по СФО соответствует общероссийской ситуации в этом секторе. Здесь также присутствуют множественные негативные моменты, тормозящие процесс развития МСБ, характерные для всех предприятий страны. Т. А. Туренко так характеризует эту ситуацию, перечисляя многочисленные негативные особенности отечественного бизнеса: сложившаяся структура и характер российской экономики обуславливают развитие малого предпринимательства по модели, свойственной для стран «развивающихся рынков». Степень зрелости, его институциональная структура, как и вся предпринимательская среда, ещё очень далеки от уровня развития аналогичных экономических структур в ведущих западных странах. Они вполне могут быть определены как «подростковые» [12, с. 81]. Автор статьи в этом плане вполне солидарен с выводами Т. А. Туренко, несмотря на то, что выводы были сделаны в 2010 г., однако особых положительных изменений в этом важном секторе экономики до сих пор не произошло.

Причины, сдерживающие развитие

малого предпринимательства

В современной России малое предпринимательство представляет собой многоплановое социально значимое явление и так же, как в других странах мира, играет важную роль

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

в экономике страны. Как отмечает О. А. Плотникова, мелкое производство, ориентированное на рынок и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), - и есть малое предпринимательство [7, с. 91].

Уровень развития малого бизнеса в России пока не соответствует пропорциям «золотого сечения», которое демонстрируют страны, продвинувшие развитие своего малого и среднего бизнеса до уровня, когда его доля в ВВП составляет 50% и более. Не отвечает «золотой середине» и отраслевая структура малого бизнеса. Для этого требуется, чтобы основная производственная деятельность более 60% общего количества малых предприятий входила в производственные сектора. Фактически в России половина всех малых предприятий связана с обслуживанием населения - торговля и сфера услуг [2, с. 15-16].

У малого и среднего бизнеса (МСБ) своя ниша в структуре любого региона страны. Именно этот сектор обеспечивает налоговые потоки, которые гораздо меньше зависят от состояния и уровня всей мировой экономики. Немаловажным является и то, что в условиях рынка малым предприятиям проще приспособиться к возможным изменениям конъюнктуры. Причём роль, которую выполняют предприятия малого и среднего бизнеса, как правило, имеет жизнеобеспечивающий характер - это услуги и товары, которыми люди пользуются ежедневно, а также немалое количество субъектов МСБ, которые занимаются производством товаров и комплектующих для крупных предприятий, компаний,

занимающихся внедрением научных инноваций в своей деятельности, а также экспортно-ориентированных субъектов. Нельзя не согласиться с мнением Т. М. Кайгородовой о том, что «малый и средний бизнес - это наиболее мобильный сектор экономики, надёжной налогооблагаемой базы, и реальный источник создания новых рабочих мест» [4, с. 195].

Зарождение малого и среднего предпринимательства (МСП) на современном этапе официально начинается с 1985 г. На тот момент был принят первый закон «Об индивидуальной деятельности» (Закон СССР от 19.11.1986 г.). Национальная программа поддержки малого и среднего бизнеса, основной закон «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» действуют в стране с 1995 г. В соответствии с федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1 независимо от вида деятельности к средним предприятиям относятся субъекты с численностью сотрудников от 101 до 250, к малым - предприятия с численностью до 100 человек включительно, и к микропредприятиям -до 15 человек. Предприятия малого и среднего бизнеса в основном базируются в крупных городских поселениях и неравномерно размещены по регионам СФО. Малое и среднее предпринимательство (МСП) и малый и средний бизнес (МСБ) по смысловому содержанию - равнозначные понятия, один

1 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

и тот же сектор экономики народного хозяйства страны.

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в СФО имеет в основном тенденцию к росту (пусть и весьма незначительную), ха-

Данная статистика по малому и среднему бизнесу свидетельствует о том, что идёт постепенное повышение количества предприятий по всем федеральным округам до 2019 г. (за исключением Сибирского ФО), а затем повсеместно происходит снижение этого показателя. Относительно равный темп ухода предприятий МСБ с рынка в 2020 г. был обусловлен ограничениями, связанными с пандемией коронавируса. Так, в ЦФО число предприятий сократилось на 6,3%, в СЗФО - на 6,2%, в СФО - на 5,9%. К основным причинам, вызвавшим этот процесс, можно отнести: отсутствие каникул на арендную плату, финансовые проблемы из-за паузы в работе, связанные с предписаниями

рактерную для всех регионов страны. Одновременный спад или подъём этой деятельности по отдельным временным отрезкам характерен практически для всех Федеральных округов страны (табл. 1).

Роспотребнадзора и объявленными многочисленными ограничениями для деятельности предприятий в период пандемии, падение покупательского спроса. В большей степени пострадали предприятия следующих направлений: общепит, торговля, услуги населению, туристический бизнес. К 2022 г. ситуация постепенно начинает выправляться, но хотя бы достичь уровня 2019 г. не удаётся ни в одном федеральном округе.

Для дальнейшего развития малого предпринимательства на территории СФО существует инфраструктура поддержки субъектов МСБ - бюджетные и внебюджетные организации, микрокредитные компании, Фонд поддержки МСП, региональные центры координа-

Таблица 1/ Table 1

Количество предприятий малого и среднего бизнеса в динамике по годам (тысяч) / Nnumber of small and medium-sized businesses in Russia in dynamics by year (thou)

Федеральный округ 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Дальне-Восточный 245,6 f 265,4 4263,7 f 318,7 4313,9 4307,2 4210,8

Сибирский 653,5 f 703,8 f 706,1 4649,8 4634,1 4609,3 f 619,1

Уральский 482,2 f 521 f 525 f 525,5 4515,1 4492,6 f 503

Северо-Западный 630 f 694,7 f 710,1 f 723 4700,1 4670,8 f 689,5

Приволжский 1016 f 1090 f 1091 f 1095 41069 41025 f 1052

Центральный 1637 f 1838 f 1908 f 1910 41849 41809 f 1904

Южный 569,4 f704,6 f 712,2 f 715,8 4697,8 4671,1 f 687

Северо-Кавказский 188,6 f 202,7 200,8 f 203,8 4202,2 4196 f 210,6

Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов в МСП за 7 лет (10.04.2016-10.04.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistigs.html

(дата обращения: 20.05.2022)

ции поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП и др.

Системы поддержки малого и среднего бизнеса в виде специальных законодательных и нормативных актов и государственных органов в странах с развитой рыночной экономикой окончательно сформировались в 1970-х гг. В 1953 г. США создали Администрацию по делам мелкого бизнеса, а несколько позже - Консультационный комитет по промышленным инновациям. Во Франции в 1961 г. начал свою работу Государственный секретариат по мелкой и средней промышленности, в Великобритании в 1969 г. - Комитет для изучения положения дел мелких предпринимателей. Аналогичные системы появились в Японии, Италии и Скандинавских странах. Основные функции созданных институтов сводятся к финансовой помощи, обеспечению заказами и консультационной помощи по организации и управлению [9, с. 37].

В России же «по мере нарастания трудностей в российской экономике власти в центре и на местах с середины 2010-х гг. постепенно сокращали объёмы прямой финансовой поддержки МСП в виде субсидий и грантов на безвозмездной и безвозвратной основе. Больше средств чиновники стали направлять в создание инфраструктурных проектов для бизнеса -индустриальные парки, технопарки и бизнес-инкубаторы, с одной стороны, и развитие возвратных механизмов поддержки - создание фондов микрофинансирования и поручительств, с другой» [5, с. 21].

В настоящее время в России, несмотря на ряд предпринимаемых, но реально недостаточных мер по развитию

этого сектора экономики, ситуация остаётся неблагоприятной для предпринимателей и качественно не соответствует международным стандартам в этом плане. Возможно поэтому становление отечественного малого предпринимательства проходит в стране с достаточно большими трудностями.

Российский малый и средний бизнес слабо ориентирован на качественный демографический рост. Эксперты Института экономики роста им. Столыпина отмечают, что структура отечественного сектора МСП, несмотря на общую положительную динамику увеличения числа предприятий, а, следовательно, и рабочих мест, достаточно примитивна и имеет в последние годы тенденцию к ухудшению. И, соответственно, в настоящее время в этом плане реальной экономической отдачи ждать не приходится [10, с. 14].

Актуальные проблемы в развитии

малого предпринимательства в Сибирском федеральном округе

Предприятия малого и среднего бизнеса базируются в основном в крупных городских поселениях. В плане развития предпринимательской деятельности и поддержки этого сектора со стороны властных структур в СФО выделяется Новосибирская область, которая по относительному показателю количества субъектов МСБ в расчёте на душу населения занимает одно из лидирующих мест в стране. Малочисленность же жителей в большинстве населённых пунктов регионов Сибири обуславливает незначительное количество предприятий. На это влияют низкая доходность бизнеса, малая платёжеспособность населения, отсутствие материальных средств

ISSN 2712-7613

для развития собственного бизнеса, а также образования и необходимых навыков населения. Кроме того, этому негативному процессу способствуют проблемы с логистикой и неразвитость инфраструктурных объектов, а также географическая удалённость от крупных городских поселений и ведущей железнодорожной магистрали Транссиба. Поэтому на этих территориях главенствующее место занимает торговля, возможны бытовые и социальные услуги и незначительное количество субъектов в сфере переработки сельскохозяйственной продукции.

Темпы развития малого предпринимательства в СФО на начальном этапе по отношению к центральным районам России были несколько замедлены. Это объясняется тем, что в Сибири сосредоточено значительное количество крупных экспортно-ориентированных предприятий. Соответственно, возможность трудоустройства с достаточно высокой оплатой труда в добывающих и перерабатывающих отраслях несколько затормозила по времени процесс развития МСБ в сибирских регионах. Однако начавшиеся процессы стагнации или полного уничтожения многих промышленных предприятий в стране негативным образом сказались на экономике и социальном благополучии населения многих регионов. Выходом из этой ситуации стало постепенное увеличение количества частного предпринимательства и в СФО.

В настоящее время особенно актуальным становится вопрос о необходимости осуществления перехода к экономике, построенной не на экспорте сырья и энергоресурсов, а на реализации фактора «знание», передовых

| >023 / № 1

научно-технических разработок и инновационных продуктов [11, с. 57].

Отвечает этим требованиям и создающийся на территории СФО научно-технический и научно-образовательный потенциал региона. В Сибири осуществляют свою деятельность около 100 институтов и научно-исследовательских центров, многие из которых являются ведущими в стране по важнейшим направлениям современной науки и техники. В связи с этим стоит отметить, что определённые меры поддержки в СФО ориентированы на развитие наукоёмких производств, благодаря чему развиваются инновационно-активные предприятия МСБ.

Что касается инфраструктурных площадок, то следует отметить, что в Новосибирской области на базе Технопарка Академгородка весьма успешно функционируют 3 специализированных бизнес-инкубатора: приборостроение, информационные технологии, биотехнологии и медицина. В Омской области существует научно-образовательный потенциал, включающий в себя более 70 предприятий научно-технической сферы. Красноярский край является активным участником Ассоциации инновационных регионов России (АИИР). Проведение ежегодного мониторинга развития инновационной деятельности на территории с целью координации политики края в области научной, научно-технической и инновационной деятельности проводятся с 2012 г. В Томской области также ведётся работа по увеличению числа инновационных предприятий МСБ, что обеспечивает более 30% прироста промышленного производства области. На территории Иркутской области осуществля-

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

ют свою работу около 60 предприятий МСБ, занимающихся внедрением инноваций. Показатель по Алтайскому краю свидетельствует о том, что более 4% предприятий МСБ внедряют инновации на своём производстве.

Однако анализируя факторы, сдерживающие развитие инновационной сферы экономики страны, многие учёные-экономисты отмечают, что в этой сфере существуют: высокий уровень экономического риска, достаточно высокая стоимость нововведений, недостаток финансовой поддержки государства и собственных средств предпринимателей, нехватка квалифицированных специалистов и оборудования, а также рынков сбыта в стране [11, с. 58].

К существующим проблемам развития инновационной сферы можно отнести и возможную длительную окупаемость нововведений, ведь это не торговый бизнес. В последние годы неплохими темпами стали развиваться экспортно-ориентиров анные предпри -ятия. Данные за 2020 г. свидетельствуют о том, что экспорт крупных предприятий по отношению к 2019 г. упал на 37,3% (до 20,6 млрд долл.), а у МСП падение оказалось менее значительным, сокращение произошло на 16,4% (до 3,1 млрд долл.)1. Внешняя торговля в период пандемии ожидаемо сократилась в связи с глобальным падением спроса. Однако в текущей кризисной ситуации экспорт МСП оказался более

1 Экспорт МСП на карантине пострадал в два раза меньше, чем экспорт крупного бизнеса //FinExpertiza: [сайт]. URL: https:// finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/ eksport-msp-na-karantine/ (дата обращения: 16.02.2023).

стабильным по сравнению с экспортом крупного бизнеса.

Но в 2022 г. произошло коренное изменение дипломатических отношений между Россией и государствами Запада, которое оказало значительное влияние на трансформацию торговых отношений и поиск новых рынков для представителей отечественного МСБ. Сложность выхода на восточный рынок для малого предпринимательства заключается в определённой степени неизвестности в отношении специфики функционирования соответствующих подходов, принятых в других странах [3, с. 50]. Возможно, некоторые предприятия МСБ смогут в кратчайшие сроки переориентировать своё производство на потребности внутреннего рынка, кто-то просто вынужден будет закрыть производство. Результат этого процесса будет известен уже в 2023 г.

Многие экономисты полагают, что именно экспортно-ориентированные предприятия малого и среднего бизнеса становятся тем стимулирующим фактором, который реально вносит достаточно большой вклад в развитие всей мировой экономики.

Среди регионов страны по общему размеру экспорта МСБ стали Москва, Краснодарский край, Ростовская область, Новосибирская область, Иркутская область, Красноярский край. Лидерство в СФО - за Новосибирской областью, хорошие показатели в этом виде деятельности в Алтайском крае, Омской и Томской областях.

Стоит отметить, что для регионов СФО экспортный потенциал весьма значителен - это лесной комплекс (лесоперерабатывающая промышлен-

Ю-ЕРИ^ы

ность), продукция несырьевого характер а инновационныхин а)зне-техни-ческих предприятий в машинострое-ниодииминеккея, прорукпынеелаккосо хозяйства и товары его промышленной перера- ахки, а

Здесь стоит отметить, что достаточно неыаеаячаыть эаппоиыно-вриептира-ванных предприятий была направлена наторгеулюс западными паеснёусме • Значительная их доля представлена песдпрснкисмн Новосиыинсаой (власти. В связи с этим можно сделать предположении, ч тообеавлеачые са^ае^и в отношении России будут не так болезненны для сибирских предпринимателей, в основном изначально занимающихся экспортом своей продукции вМитай, Ыеве-пре Уорею, Индмю, Монголию и другие страны этого ретина • ноторыеастуют смнокаа антатоппв лояльными к нашей стране.

Ны ккаичесывиыносиаечестверное состояние МСП оказывает влияние двстатвчно маагофаеаоров • Нысмма характерную ситуацию для всех реги-

| 2023 ИЫ

онов сибирского федерального округе помореырассметриннаприеуре

Иркутской области (рис. 1).

СеНООг.яеблюдаетсяМе зунаовнае повышение количества предприятий по коаем.одееноа 2ЫИ г. про,зешло резкое понижение, скорее всего, это а-шысвязано а хем, иаоеЫМ 0 ч-рбк-тодателей, помимо единого социаль-иоаоыылопа (ЕНН),сУязылипсстыыь страховые взносы во внебюджетные фвыды. Саевка взносов дла премпри-ятий, работающих на упрощёнке1 и ЕНВД(ыдыный нылогн а вспнённьш доход), была на уровне 14%, а для работающих на общей системе налогообла-жения - 26%, а именно: Пенсионный фонд - 20%, фонды обязательного

1 Прим. автора: Упрощённая система налого-оЯлсжеемя(УИН,«апрерёнкаы) — этыспы-циальный налоговый режим для компаний и ИП. На нём бизнес платит только один налог с доходов. Он заменяет НДС и НДФЛ для ИП, налог на прибыль для ООО и налог на имущество по бизнес-объектам, кроме торговой и офисной недвижимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1200 999

1000 905 909 898 862 870

800 591 680 616 ■ I ■■■ ■

llllllllll

2000 г. 2005 г 2008 г. 2011 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

Рис. 1/ Fig. 1 Количествопредприятия малогоисреднегобизнесапоИркутскойобласти за ряд лет (на 10.04.2000-10.04.2022) / Number of small and medium-sized businesses in the Irkutsk Oblast, selectively over a number of years (as of 10.04.2000-10.04.2022).

Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов МСБ по Сибирскому Федеральному Округу [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistigs.html (датаобращения:11.05.2022)

медицинского страхования - 1,1%, территориальные фонды ОМС- 2%, ФСС - 2,9%. Через год ставка страховых взносов была поднята уже до 34%. Повышения взносов были объяснены необходимостью восполнить дефицит Пенсионного фонда. Подобная реформа задела, прежде всего, наименее обеспеченные бизнесы. Ответом на нововведения стал уход множества предприятий в тень или полная их ликвидация1.

В 2016 г. в стране начал действовать 3-летний мораторий на плановые проверки, но значительно выросло число внеплановых, и к 2018 г., по данным Института проблем правопременения Европейского университета, привело к росту на 1/3 плановых и внеплановых проверок. Лидерами в подобном надзоре стали Роспотребнадзор и МЧС России: в 2016 г. МЧС провели 395 тысяч проверок, а Роспотребнадзор -266 тысяч внеплановых проверок, и, по мнению главы «Опора России» А. Калинина, внеплановые проверки и «вовсе растут в арифметической прогрессии» [16, с. 28]. Соответственно такие действия не являются стимулом развития предпринимательской деятельности. Вполне очевидно, что эти мероприятия сыграли свою негатив -ную роль в закрытии предприятий или возможному их уходу в теневую экономику уже в 2019 г.

Про спад этих показателей в 20202021 гг. мы уже говорили: пандемия нанесла серьёзный ущерб многим

1 Афанасьев С. 2010-2020: Итоги развития малого и среднего предпринимательства // ATI.su: [сайт]. URL: https://news.ati.su/ article/2020/01/09/2010-2020-itogi-desjatileti-ja-dlja-malogo-i-srednego-predprinimatelst-va-173930/ (дата обращения: 16.05.2022).

бизнесам. В конце 2021 г., когда были сняты все ограничения, ситуация начала выправляться, бизнес постепенно начал адаптироваться, искать новые пути выхода из различных неблагоприятных ситуаций. В начале 2022 г. наметилась тенденция роста МСБ, но последствия объявленных санкций в отношении России в связи с началом СВО могут в очередной раз самым негативным образом сказаться на этом секторе экономики России.

Серьёзные проблемы в самое ближайшее время ожидают экономику всей страны. Производственный спад негативно повлияет и на социальную сферу. Потеря работы, отсутствие доходов означает снижение жизненного уровня населения страны. До недавнего времени в отношении России вполне актуально, но и не бесспорно звучало предположение В. И. Клисторина о том, что реципиентами региональных программ развития должны быть не столько органы государственного управления и муниципального самоуправления, сколько малый и средний бизнес и индивидуальные предприниматели, и, соответственно, показателем успешности политики должно быть количество созданных предприятий [6, с. 34].

Однако создавшаяся экономическая ситуация с объявленными санкциями в отношении России в 2022 г. может серьёзно повлиять на дальнейшее существование этого сектора экономики. Поэтому государству в ближайшей перспективе необходимо создавать благоприятные условия для развития небольших компаний, а налоговые льготы, кроме всего прочего, должны придать этому процессу дополнительные стимулы [13, с. 152].

ISSN 2712-7613

Заключение

Сегодня для многих предприятий МСБ становится более значимой, чем в предыдущие годы, необходимость создания мер поддержки этого сектора экономики, как со стороны государства, так и местного самоуправления. В частности, это могло бы быть существенное сокращение налоговых обязательств, возможность получать кредиты под нулевой процент. Такая практика существует во многих экономически развитых странах, где подобные кредиты даются на 3-5 лет, позволяя предприятию стать полностью самодостаточным.

Сокращение налоговой нагрузки также бы позволило предприятиям малого и среднего бизнеса выстоять в сложившейся ситуации. Ведь государство само создаёт массу проблем для развития и существования МСП в виде высоких налогов, множества проверок от различных инстанций и устоявшихся со временем многих негативных яв-

| >023 / № 1

лений, в т. ч. связанных с юридически правовыми нарушениями.

Следует обратить внимание и на то, что является особенно ценным для этого сектора экономики: отечественные предприятия МСБ за время своего существования показали свою жизнестойкость и умение приспосабливаться к различным негативным для бизнеса обстоятельствам, несмотря и на то, что Россия занимает одно из лидирующих мест в рейтинге стран, в которых труднее всего вести и развивать бизнес.

Вполне очевидно, что развитие предприятий малого и среднего бизнеса является важнейшим условием конкурентоспособности регионов, их экономического и архиважного в настоящий период времени социально-экономического благополучия, а по некоторым территориям - просто выживания.

Статья поступила в редакцию 26.09.2022

Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems

ЛИТЕРАТУРА

1. Басарева В. Г. Взаимосвязь между уровнем жизни населения и развитием малого бизнеса // Регион: экономика и социология. 2008. № 3. С. 169-176.

2. Басарева В. Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования. Новосибирск, 2013. 295 с.

3. Ежов Д. А. Поворот России на Восток: Бизнесс-ассоциации в процессе трансформирования мирового порядка // Власть. 2022. № 4. С. 47-51.

4. Кайгородова Т. М. Обеспеченность финансами и собственным имуществом для организации собственного дела // Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: мат-лы междунар. научно-прак-тич. конф. Ч. 2. / ред. В. И. Самаруха, А. Базархуу и др. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 195-201.

5. Кичанов М. МСБ должен расти // Эксперт-Сибирь. 2019. № 7-11. С. 20-22.

6. Клисторин В. И. Новый этап дискуссии о федерализме в России // Регион: экономика и социология. 2008. № 3. С. 34-39.

7. Коба Е. Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 1. С. 91-98.

8. Пиньковецкая Ю. С. Предпринимательство в Российской Федерации: генезис, состояние, перспективы развития. Ульяновск: УлГУ, 2013. 225 с.

9. Развитие малого предпринимательства / В. Е. Лялин, В. И. Лященко, К. В. Павлов, В. В. Хахулин. М.: Экономист, 2006. 254 с.

10. Степанов И. Боязнь экономического роста // Эксперт-Сибирь. 2019. № 5-6. С. 14-17.

11. Тарасенко А. Проблемы малого инновационного бизнеса // Экономист. 2011. № 10.

12. Туренко Т. А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики // Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: мат-лы междунар. научно-практич. конф. Ч. 2. / ред. В. И. Самаруха, А. Базархуу и др. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 80-85.

13. Фетисов В. А. Точки роста в экономической политике современной России в условиях внешних ограничений // Власть. 2022. № 3. С. 150-155.

14. Хавина Л. А. Состояние малого и среднего бизнеса в России// Географическая среда и живые системы. 2021. № 2. С. 75-88.

15. Чистякова О. В. Инновационные направления развития в Байкальском регионе. Иркутск: БГУЭП, 2012. 204 с.

16. Янушкевич Я. Невыносимая забота // Эксперт-Сибирь. 2016. № 34-35. С. 28-31.

17. Mason C. Special Variations in Enterprise: The Geography of New Firm Formation // Burrows R. Deciphering the Enterprise Culture. New York: Routledge, 1991. P. 74-105.

1. Basareva V. G. Relationship between the standard of living of the population and the development of small business. In: Region: ekonomika i sotsiologiya [Region: Economics and Sociology], 2008, no. 3, p. 169-176.

2. Basareva V. G. Malyi biznes Rossii: teoreticheskie osnovy issledovaniya, modelirovanie, kont-septsiya gosudarstvennogo regulirovaniya [Small business in Russia: theoretical foundations of research, modeling, concept of state regulation]. Novosibirsk, 2013. 295 p.

3. Yezhov D.A. [Russia's turn to the East: Business associations in the process of transforming the world order]. In: Vlast [A Power], 2022, no. 4, pp. 47-51.

4. Kaigorodova T. M. [Finances and property for the organization of small business]. In: Samarukha V. I., Bazarkhuu A., eds. Problemy kommertsializatsii nauchnykh issledovanii kak osnovy razvitiya ekonomiki regiona. Innovatsionnye napravleniya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva: mat-ly mezhdunar. nauchno-praktich. konf. Ch. 2 [Problems of commercialization of scientific research as the basis for the development of the regional economy. Innovative directions for the development of small and medium-sized businesses: materials of the international scientific and practical conf. Part 2]. Irkutsk, Izd-vo BSUEP Publ., 2010.

5. Kichanov M. [SME should grow]. In: Ekspert-Sibir [Expert-Siberia], 2019, no. 7-11, p. 20-22.

6. Klistorin V. I. [A new stage in the discussion about federalism in Russia]. In: Region: ekonomika i sotsiologiya [Region: Economics and Sociology], 2008, no. 3, p. 34-39.

7. Koba E. E. [Actual problems of the functioning of small business in Russia]. In: Aktualnye problemy ekonomiki i menedzhmenta [Actual problems of economics and management], 2020, no. 1, p. 91-98.

8. Pinkovetskaya Yu. S. Predprinimatelstvo v Rossiyskoi Federatsii: genezis, sostoyanie, perspek-tivy razvitiya [Entrepreneurship in the Russian Federation: genesis, state, development prospects]. Ulyanovsk, UlGU Publ., 2013. 225 p.

9. Lyalin V. E., Lyashchenko V. I., Pavlov K. V., Khakhulin V. V. Razvitie malogo predprinima-telstva [Development of small business]. Moscow, Economist Publ., 2006. 254 p.

С. 57-62.

REFERENCES

P. 195-201.

10. Stepanov I. [Fear of economic growth]. In: Ekspert-Sibir [Expert-Siberia], 2019, no. 5-6, pp. 14-17.

11. Tarasenko A. [Problems of small innovative business]. In: Ekonomist [Economist], 2011, no. 10, pp. 57-62.

12. Turenko T. A. [Small business and its role in the sustainable development of the economy]. In: Samarukha V. I., Bazarkhuu A., eds. Problemy kommertsializatsii nauchnykh issledova-nii kak osnovy razvitiya ekonomiki regiona. Innovatsionnye napravleniya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva: mat-ly mezhdunar. nauchno-praktich. konf. Ch. 2 [Problems of commercialization of scientific research as the basis for the development of the regional economy. Innovative directions for the development of small and medium-sized businesses: materials of the international scientific and practical conf. Part 2]. Irkutsk, BSUEP Publ., 2010. P. 80-85.

13. Fetisov V. A. Points of growth in the economic policy of contemporary Russia under external constraints. In: Vlast [A Power], 2022, no. 3, pp. 150-155.

14. Khavina L. A. [The state of small and medium business in Russia. In: Geograficheskaya sreda i zhivye sistemy [Geographical environment and living systems], 2021, no. 2, p. 75-88.

15. Chistyakova O. V. Innovatsionnye napravleniya razvitiya v Baikalskom regione [Innovative directions of the development in the Baikal region], Irkutsk, BSUEL Publ., 2012. 204 p.

16. Yanushkevich Ya. [Unbearable care]. In: Ekspert-Sibir [Expert-Siberia], 2016, no. 34-35.

17. Mason C. Special Variations in Enterprise: The Geography of New Firm Formation. In: Burrows R. Deciphering the Enterprise Culture. New York, Routledge, 1991, pp. 74-105.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Хавина Лилия Аркадьевна - кандидат географических наук, ведущий инженер лаборатории экономической и социальной географии Института географии имени В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук; e-mail: khavina@irigs.irk.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Lilia A. Khavina - PhD in Geography, Leading Engineer, Laboratory of Economic and Social Geography, V. B. Sochava Institute of Geography, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences;

e-mail: khavina@irigs.irk.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Хавина Л. А. Успехи и проблемы малого и среднего предпринимательства в Сибирском федеральном округе // Географическая среда и живые системы. 2023. № 1. С. 88-100. DOI: 10.18384/2712-7621-2023-1-88-100

FOR CITATION

Khavina L. A. Success and problems of small and medium-sized business in the Siberian Federal District. In: Geographical Environment and Living Systems, 2023, no. 1, рр. 88-100. DOI: 10.18384/2712-7621-2023-1-88-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.