Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцева Наталья Васильевна, Сергеева Ксения Николаевна

Малые и средние предприятия играют важную роль в экономическом развитии, в создании рабочих мест, борьбе с бедностью и обеспечении экономического роста, однако они сталкиваются с многочисленными финансовыми барьерами. В настоящее время повышается значимость МСП в развитии экономики региона и страны в целом. Стратегии финансирования оказывают значительное влияние на финансирование в целом, а также привлечение инвестиций на разработку инновационных проектов в частности и эффективность работы компании в целом. В статье авторами рассмотрены возможные причины отсутствия финансирования организаций малого и среднего предпринимательства, указываются факторы, стимулирующие инвестиции в инновационные проекты. Объектом исследования выступают малые и средние предприятия. Целью является определение основных факторов инвестиционный привлекательности инновационных проектов организаций малого и среднего предпринимательства. Задачами исследования являются определение роли малых и средних предприятий в развитии экономики, выявление инвестиционных барьеров, разработка предложений по усовершенствованию финансирования инноваций, определение основных и наиболее привлекательных источников инвестиций для малых предприятий. На основе теории принципа ускорения и неоклассической теории авторами выделены зависимости между объемом инвестиции и уровня экономического развития организации. Также авторами скорректирована классическая схема инновационного проекта применительно к малым и средним инновационным предприятиям. Предложения к усовершенствованию финансирования инноваций малых и средних предприятий, разработанные в статье, включают разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий на основе разработки нескольких бизнес-планов и формирования портфеля проектов, в том числе инновационных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казанцева Наталья Васильевна, Сергеева Ксения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDING PROBLEM OF INNOVATIVE PROJECTS OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

Small and medium enterprises plav an essential role in local economic development, in iob creation, povertv alleviation and economic growth. The importance of SMEs in the development of the economv of the region and the countrv as a whole is increasing. Financing strategies have a significant impact on financing in general, as well as attracting investments for the development of innovative proiects in particular and the efficiencv of the companv. In the article, the authors consider the possible reasons for the lack of funding for small and medium-sized business, and indicate the factors that stimulate investment in innovative proiects. The obiect of the research is small and medium-sized enterprises. The goal is to determine the main factors of investment attractiveness of innovative proiects of small and medium-sized businesses. The obiectives are to determine the role of small and medium-sized enterprises in the development of the economv, identify investment barriers, develop proposals for improving the financing of innovations, and identifv the main and most attractive sources of investment for small enterprises. Based on the theorv of the principle of acceleration and neoclassical theorv, the authors have identified the relationship between the volume of investment and the level of economic development of the organization. The authors also corrected the classic scheme of an innovative proiect in relation to small and medium innovative enterprises. Proposals for improving the financing of innovations of small and medium-sized enterprises developed in the article include the development of a set of interrelated activities based on the development of several business plans and the formation of a portfolio of proiects, including innovative ones.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2022, №3, Том 14 / 2022, No 3, Vol 14 https://esi.todav/issue-3-2022.html URL статьи: https://esi.todav/PDF/57ECVN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Казанцева, Н. В. Проблемы финансирования инновационных проектов малого и среднего предпринимательства / Н. В. Казанцева, К. Н. Сергеева // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 3. — URL: https://esi.todav/PDF/57ECVN322.pdf

For citation:

Kazantseva N.V., Sergeeva K.N. Funding problem of innovative projects of small and medium enterprises. The Eurasian Scientific Journal, 14(3): 57ECVN322. Available at: https://esi.todav/PDF/57ECVN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Казанцева Наталья Васильевна

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: kaz-nv@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0462-9271

Сергеева Ксения Николаевна

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук E-mail: sergeevakn@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6715-1626

Проблемы финансирования инновационных проектов малого и среднего предпринимательства

Аннотация. Малые и средние предприятия играют важную роль в экономическом развитии, в создании рабочих мест, борьбе с бедностью и обеспечении экономического роста, однако они сталкиваются с многочисленными финансовыми барьерами. В настоящее время повышается значимость МСП в развитии экономики региона и страны в целом. Стратегии финансирования оказывают значительное влияние на финансирование в целом, а также привлечение инвестиций на разработку инновационных проектов в частности и эффективность работы компании в целом.

В статье авторами рассмотрены возможные причины отсутствия финансирования организаций малого и среднего предпринимательства, указываются факторы, стимулирующие инвестиции в инновационные проекты. Объектом исследования выступают малые и средние предприятия. Целью является определение основных факторов инвестиционный привлекательности инновационных проектов организаций малого и среднего предпринимательства. Задачами исследования являются определение роли малых и средних предприятий в развитии экономики, выявление инвестиционных барьеров, разработка предложений по усовершенствованию финансирования инноваций, определение основных и наиболее привлекательных источников инвестиций для малых предприятий. На основе теории принципа ускорения и неоклассической теории авторами выделены зависимости между объемом инвестиции и уровня экономического развития организации.

Также авторами скорректирована классическая схема инновационного проекта применительно к малым и средним инновационным предприятиям.

Предложения к усовершенствованию финансирования инноваций малых и средних предприятий, разработанные в статье, включают разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий на основе разработки нескольких бизнес-планов и формирования портфеля проектов, в том числе инновационных.

Ключевые слова: малые и средние предприятия; финансирование; инвестиции; инновации; инновационные проекты; конкурентоспособность; бизнес-планирование; стратегия развития

Введение

Малые и средние предприятия (МСП) — важная движущая сила экономического развития для большинства стран мира, особенно в развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой. Согласно [1] 95 % существующих коммерческих предприятий в России, которые также являются частью формирования среднего класса — опоры стабильной экономически и общественно-политической стабильности современного общества.

По данным Росстата доля малого и среднего предпринимательства в российской экономике снижается. В 2017 г., когда впервые был рассчитан этот показатель, он составлял 22 % ВВП, к 2021 году снизился до 20,8 %, при том, что прогнозное значение этого показателя продолжает расти1 (рис. 1). Объем ВВП в 2020 году в текущих базовых ценах оценивается в 93,6 трлн руб., из них около 19 трлн руб. приходится на долю малых и средних предприятий. При расчете этого показателя были выявлены и некоторые проблемы: например, полная перепись субъектов малого предпринимательства проводится раз в пять лет (данные за этот период устаревают), а вклад малого предпринимательства в ВВП необходимо рассчитывать каждый год.

Доля, %

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

* Прогноз согласно данным нацпроекта «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Рисунок 1. Динамика доли малого и среднего предпринимательства в ВВП России (источник: Росстат)

1 Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России» Информационно-аналитические материалы // сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [сайт]. — 1Щ[ж//гс^1а1. gov.rU/folder/210Мосишеп1/13223.

Согласно данным нацпроекта стратегия государства обозначает неуклонное повышение роли предпринимательства в национальной экономике2. Некоторая корректировка планов по развитию предпринимательства произошла из-за вводимых рядом стран экономических санкций и кризисных явлений, в том числе, вызванных пандемией. Пандемия Соу1ё-19 серьезно ударила по малому и среднему бизнесу: по данным опросов, проведенных Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в 2020 году падение спроса коснулось 80 % компаний, до настоящего момента спрос не восстановился у 52,6 % компаний3. На начало 2022 года, согласно данным Реестра субъектов МСП4, отмечается рост количества средних предприятий на 1,7 % при отрицательной динамике малых предприятий — их количество составило 212429 предприятий, сократившись по сравнению с 2021 г. на 1,9 %.

Малые и средние предприятия отличаются высокой гибкостью, демонстрируя ее по отношению к техническим, технологическим сдвигам, более активны в стимулировании распределения доходов и лучше приспосабливаются к колебаниям рынка и возникающим потребностям потребителей, организационная структура позволяет быстрее принимать решения [2]. Однако для реализации этого потенциала компаниям необходим постоянный источник долгосрочного финансирования для инвестиций в возможности роста, обеспеченного нововведениями, связанными с созданием и коммерциализацией инноваций. И если крупные предприятия могут рассчитывать на множественные источники финансирования, подкрепленные программами развития, либо осуществляемые в рамках промышленной политики, стратегий развития отраслей или территорий, то малым и средним предприятиям не всегда достаются государственные заказы, субсидии и финансирование обеспечено госгарантиями и т. д.

Доступ к финансированию часто упоминается как одно из наиболее существенных ограничений, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия. Предприятиям требуется привлечение инвестиций для расширения масштабов деятельности, выхода на новые рынки, диверсификации своей продукции, инновационных проектов.

В представленной статье рассмотрены возможные причины отсутствия инвестиций организаций малого и среднего предпринимательства, указываются факторы, стимулирующие инвестиции в инновационные проекты малых и средних инновационных предприятий. Целью является определение основных факторов инвестиционный привлекательности инновационных проектов организаций малого и среднего предпринимательства. В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются определение роли малых и средних предприятий в развитии экономики, выявление инвестиционных барьеров, разработка предложений по усовершенствованию финансирования инноваций, определение основных и наиболее привлекательных источников инвестиций для малых предприятий.

2 Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». — Текст электронный // сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economv.gov.ru/material/file/65c7e743dffadf1f3f3a8207e31a0d 99/Passport NP MSP.pdf (дата обращения: 25.06.2022).

3 МСП/ПОСТКОВИД. Время для системных решений. Специальный доклад Президенту Российской Федерации 2021. — Текст: электронный // сайт Уполномоченного при Президенте Российской федерации по защите прав предпринимателей: [сайт]. — URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 24.06.2022).

4 Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Текст электронный // сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://ofd.nalog.ru/statistics2.html?t=1659800693205.

Страница 3 из 9

57ECVN322

Методы исследования

Методы исследования процессов финансирования малых и средних предприятий в рамках данной статьи укладываются в общую теорию финансового менеджмента, скорректированы исходя из особенностей самого объекта исследования и окружающей его внешней среды. В данной статье они дополняются методами исследования инновационного и инвестиционного менеджмента. Также использованы методы анализа и синтеза, построения гипотез и обобщения. Для проведения исследования были проанализированы актуальные труды отечественных и зарубежных ученых: М. Портер, Н.Х. Велладж, В. Фернандес, Ю. Вана, Б. Улла, В. Мотта и А. Шарма и другие.

Результаты и их обсуждение

Модель Портера [3; 4] пропагандирует идею о том, что предприятия принадлежат к процессу большей глобализации и интернационализации. Конкурентные преимущества создаются и поддерживаются на местном уровне в рамках национального или регионального уровней, каждый из которых имеет свои экономические или культурные особенности [5].

В настоящее время повышается значимость МСП в развитии экономики региона и страны в целом. Стратегии финансирования оказывают значительное влияние на финансирование в целом, а также привлечение инвестиций на разработку инновационных проектов в частности и эффективность работы компании в целом.

Согласно исследованиям в области инвестиционной деятельности и основываясь на теории принципа ускорения [6] и неоклассической теории, можно выделить следующие зависимости:

• увеличение поступления инвестиций в период экономического роста и соответственно снижение в период экономической стагнации или спада;

• увеличение объема инвестиций при повышении уровня продаж, сокращение — при снижении уровня продаж.

МСП, в виду своего юридического статуса, сосредоточены на максимизации прибыли, а не на расширении. Учредители используют поступления в текущей деятельности, считая инвестиции в инновационные проекты рискованными и не приносящими прибыль. При этом исследователи Н.Х. Велладж и В. Фернандес [7] документально подтвердили, что наличие инвестиционного плана положительно коррелирует с инновационным процессом на уровне организации.

МСП сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями из-за невозможности привлекать средства путем выпуска акций и облигаций, что делает банковские кредиты основным источником финансирования. Ю. Ван [2] определил основные барьеры, на которые ссылались руководители МСП, а именно «доступ к финансам», «налоговые ставки», «конкуренция», и «политические факторы». В качестве основных инвестиционных барьеров также следует отметить низкую платежеспособность, плохую кредитную историю или ее отсутствие, отсутствие финансового плана и в целом финансовая неграмотность руководителей, транзакционные издержки.

Б. Улла [8] отметил, что МСП сталкиваются с меньшими финансовыми ограничениями в странах с более высоким уровнем ВВП на душу населения, развитием фондового рынка, правовой системы и прав собственности, а также низким уровнем коррупции. В. Мотта и А. Шарма [9] подтвердили, что размер фирмы может повлиять на доступ к капиталу в гостиничном секторе малого и среднего бизнеса, поскольку малые компании могут не иметь качественных проектов, необходимых для получения банковских кредитов у финансовых посредников. В этом смысле, К. Якович и Л. Козловский [10] предложили, что социальные

связи между менеджерами и работниками малого и среднего бизнеса могут расширить доступ малого и среднего бизнеса к банковскому финансированию и стимулировать инвестиции. А создание соответствующих условий со стороны государства, предоставит возможности для притока инвестиций в сферу малого и среднего предпринимательства.

Устойчивость и финансовые показатели МСП зависят от наличия финансов, необходимых для запуска, управления и изучения инициатив компании.

Набор гипотез о влиянии инвестиций на количество и оборот организаций малого и среднего предпринимательства исходя из представленных теорий является таковым:

• оборот всех действующих предприятий на национальном уровне определяется инвестициями, осуществляемыми этими фирмами, и их численностью;

• оборот всех активных предприятий на национальном уровне определяется валовыми инвестициями, осуществленными этими предприятиями;

• оборот всех активных компаний на национальном уровне определяется валовыми инвестициями, осуществленными этими компаниями, исследуемыми в зависимости от размера бизнеса;

• оборот всех МСП на национальном уровне определяется чистыми инвестициями, осуществленными этими компаниями, числом работников.

Основные предложения к усовершенствованию финансирования инноваций в МСП на основе проектного менеджмента сводятся к следующим моментам:

1. Научный прогресс не стоит на месте, и конкуренция заставляет предприятия искать новые пути инновационного развития. Тем более, что выбор инноваций по классификационным признакам огромен: продуктовые, процессные, новые для отрасли в стране, новые для данного предприятия, догоняющие, маркетинговые, организационно-управленческие, пионерные, социально-экологические, радикальные, модифицирующие, технические, технологические, на входе предприятия, на выходе и другие.

Но инновации противоречивы, у предприятий не всегда есть уверенность, что, они будут оправданы. Со временем они устаревают либо не дают того эффекта, на который рассчитывали.

Инновационные проекты требуют больших финансовых затрат. Не все предприятия, особенно малые, могут себе их позволить. Часто предприятия создаются как вспомогательные для крупных предприятий при распределенном производстве. В этих процессах развитие смежных отраслей может помешать инновациям и их внедрению.

Естественно, для этого должны быть созданы новые организационные формы деятельности, где инновационным проектам отводится существенная роль.

Конечно, инновационные проекты МСП отличаются от мегапроектов, в том числе, крупных промышленных предприятий.

2. Но поскольку рынки постепенно становятся более конкурентоспособными, МСП пытаются закрепиться с помощью новых продуктовых достижений, чтобы конкурировать с крупными предприятиями.

Основным «драйвером», в данном случае является повышение эффективности малого бизнеса при условии использования технологических решений, основанных на цифровых технологиях, в процессе повышения глобальной конкурентоспособности и низкой потребности страны в сырье [11].

Таким образом, инновации играют фундаментальную роль в достижении конкурентной силы [3], будучи ориентированными на новую продукцию, оригинальные методы маркетинга

и управления, новые технологии, так как в экономике существует потребность в новшествах какого-либо вида.

3. Разработки специального инновационного проекта для внедрения отдельных из них не требуется, но если осуществляется комплекс инноваций, то потребуется разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, способствующих при установленном бюджете в течение заданного периода выполнению задач с определенными целями. Инновационный проект как сложная управленческая деятельность обладает протяженностью во времени, направленностью в будущее. И здесь возникает определенная трудность для внедрения инновационных проектов в МСП.

4. МСП не предусматривают протяженный горизонт планирования, более, чем крупные предприятия, зависят от неопределенности внешней среды, связанной с предпринимательскими и инновационными рисками. Классическая схема инновационного проекта применительно к малым и средним инновационным предприятиям может быть представлена как комплекс (последовательность) следующих мероприятий:

• разработка бизнес-плана и контрактной документации;

• предварительное технико-экономическое обоснование;

• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• технологическая подготовка производства;

• обучение персонала;

• запуск рекламной кампании.

5. МСП помимо проектной работы должны планировать ряд показателей коммерческой деятельности, обеспечивающей им определенный уровень продаж и издержек. Достижение экономической эффективности должно обеспечиваться определенным сроком окупаемости проекта.

6. Более эффективно процесс повышения конкурентоспособностей предприятий мог бы строиться на основе разработки нескольких бизнес-планов и формирования портфеля проектов, но для МСП эта задача почти недостижима.

От того как проведена предынвестиционная и инвестиционная работа по сопровождению инновационного проекта будет зависеть привлечение инвестиций. Источниками финансирования инновационных проектов могут быть как внутренние, так и внешние. Наиболее вероятными могут считаться собственными или приравненными к собственным источниками финансирования для МСП: амортизационные отчисления, чистая прибыль предприятия, средства от реализации нематериальных активов (например, патентов и лицензий, полученных как результат предыдущих инновационных проектов средства от реализации излишних оборотных и основных средств., средства целевых фондов. если они создавались.

Как видим, возможности самофинансирования у МСП невелики. Конечно, при создании некого инвестиционного пула с предприятиями, привлекаемыми к участию в проекте на правах компаньонов, могут использоваться средства этих предприятий.

Чаще всего МСП могут воспользоваться средствами привлекаемых к проектам организаций-партнеров при создании соответствующего инвестиционного пула, фондов поддержки и развития предпринимательства различных уровней, средствами из бюджетов различных уровней в рамках специальных проектов и программ, государственными субсидиями.

При таком наборе источников финансирования возможности МСП невелики, остается осваивать различные методы финансирования, либо формы внутри отдельных методов.

Как уже указывалось самофинансирование в форме чистой прибыли или амортизационных накоплений является главным методом получения средств на инновационные проекты.

Акционерное финансирование недоступно ввиду организационно-юридического статуса МСП. Заемное кредитное финансирование, ограничено в связи с опасением кредитных организаций о невозвратности средств, либо недостаточного технико-экономического обоснования проекта в рискованной инновационной сфере, заимствования же у населения, либо облигационные займы до сих пор являются «экзотическими» для МСП, за исключением кооперативов.

Методы государственного финансирования были бы наиболее привлекательны для МСП. Но не всегда инновационные проекты МСП являются высокоэффективными инвестиционными проектами, включаются в целевые программы, попадают в рамки государственных внешних заимствований.

С развитием системы лизинга в России многие МСП смогли рассчитывать на финансирование в форме финансового, оперативного возвратного лизинга. Хотя сами предприятия предпочитают ему франчайзинг.

Заключение

Финансовые ресурсы имеют решающее значение для успеха инновационных усилий организации и являются центральной темой исследований в области финансов и управления инновациями. Осуществление стратегических инвестиций в факторы производства, необходимые для развития конкурентных преимуществ, становится возможным благодаря наличию финансовых ресурсов. Однако МСП часто сталкиваются с финансовыми препятствиями для доступа к кредитам с рынка, что препятствует их развитию. Высокая текучесть кадров, стагнация (или падение) доходов и неспособность достичь годовых целей — все это признаки того, что организация нуждается в инвестициях.

Поскольку инновации часто зависят от наличия денежных средств, инновационной деятельности фирмы могут значительно препятствовать финансовые ограничения, преодолеть которые может быть чрезвычайно сложно. Эти решения всегда имеют финансовые последствия, и в результате предприниматели должны хорошо разбираться в финансовых концепциях, знать, когда можно получить дополнительную помощь и как искать инвестиции, чтобы должным образом инвестировать в собственное развитие. Финансовая грамотность является одним из важнейших навыков для развития МСП, поскольку она помогает снизить инвестиционные барьеры.

Таким, образом основными направлениями совершенствования и нивелирования проблем финансирования инновационных проектов малых и средних инновационных предприятий могут стать:

• ориентация предприятий на новую продукцию и использование соответствующих методов стратегического менеджмента и маркетинга;

• тщательное планирование предприятиями критически значимых показателей бизнес-процессов;

• формирование пакета (пула) инновационных проектов для развития и привлечения финансирования;

• повышение финансовой грамотности руководителей и сотрудников предприятий, принимающих управленческие решения;

• развитие инновационное восприимчивости организаций; Страница 7 из 9

Вестник Евразийской науки 2022, №3, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 3, Vol 14 https://esj.today

• повышение финансовой устойчивости предприятий, в том числе за счет

разработки финансовой стратегии и увеличения доходов от оперативной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухвальд Е.М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 1(43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii-do-2030-goda-ambitsii-i-realii (дата обращения: 21.05.2022).

2. Wang Y. What are the biggest obstacles to growth of SMEs in developing countries? — An empirical evidence from an enterprise survey, Borsa Istanbul Review, Volume 16, Issue 3, 2016, Pages 167-176, ISSN 2214-8450, https://doi.org/10.1016/j.bir.2016.06.001. URL: https://www.sciencedirect.com/scienc e/article/pii/S2214845016300539 (дата обращения: 10.05.2022).

3. Портер M.E. Клиенты, которые просмотрели конкурентное преимущество: Создание и поддержание превосходной производительности, 1-е изд.; Свободная печать: Нью-Йорк, Нью-Йорк, США, 1998.

4. Портер M.E. Конкурентное преимущество, экономика агломерации и региональная политика. 1996, 19, 85-90.

5. Kersten R., Harms J., Liket K., Maas K. Small Firms, large Impact? A systematic review of the SME Finance Literature, World Development, Volume 97, 2017, Pages 330-348, ISSN 0305-750X, https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2017.04.012. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0305750X17301298 (дата обращения: 01.04.2022).

6. Ченери Х.Б. Сверхпропускная способность и принцип ускорения. Эконометрика 1952, 20, 1-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Wellalage N.W., Fernandez V. Innovation and SME finance: Evidence from developing countries, International Review of Financial Analysis, Volume 66, 2019, 101370, ISSN 1057-5219, https://doi.org/10.1016/j.irfa.2019.06.009. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1057521919301644 (дата обращения: 21.05.2022).

8. Ullah B. SME Growth, Financing Constraints, and Corruption: Evidence from Transition Economies (October 4, 2018). URL: https://ssrn.com/abstract=3307943 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3307943 (дата обращения: 21.05.2022).

9. Motta, V., & Sharma, A. (2020). Lending technologies and access to finance for SMEs in the hospitality industry. International Journal of Hospitality Management, 86, [102371]. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2019.102371.

10. Yackowicz, K.; Kozlowski, L. Social ties between SME managersand bank employees: Financial consequences vs. SME. Emerg. Mark. Rev. 2019, 40. https://doi.org/10.1016/j.ememar.2019.05.004.

11. Дуненкова, Е.Н. Влияние цифровой трансформации на развитие инноваций в среде малого бизнеса / Е.Н. Дуненкова, С.И. Онищенко // Modern Economy Success. — 2021. — № 2. — С. 63-67. — EDN PQJRXC.

Kazantseva Natalia Vasilievna

State University of Management, Moscow, Russia E-mail: kaz-nv@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0462-9271

Sergeeva Ksenia Nikolaevna

State University of Management, Moscow, Russia E-mail: sergeevakn@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6715-1626

Funding problem of innovative projects of small and medium enterprises

Abstract. Small and medium enterprises play an essential role in local economic development, in job creation, poverty alleviation and economic growth. The importance of SMEs in the development of the economy of the region and the country as a whole is increasing. Financing strategies have a significant impact on financing in general, as well as attracting investments for the development of innovative projects in particular and the efficiency of the company.

In the article, the authors consider the possible reasons for the lack of funding for small and medium-sized business, and indicate the factors that stimulate investment in innovative projects. The object of the research is small and medium-sized enterprises. The goal is to determine the main factors of investment attractiveness of innovative projects of small and medium-sized businesses. The objectives are to determine the role of small and medium-sized enterprises in the development of the economy, identify investment barriers, develop proposals for improving the financing of innovations, and identify the main and most attractive sources of investment for small enterprises. Based on the theory of the principle of acceleration and neoclassical theory, the authors have identified the relationship between the volume of investment and the level of economic development of the organization.

The authors also corrected the classic scheme of an innovative project in relation to small and medium innovative enterprises.

Proposals for improving the financing of innovations of small and medium-sized enterprises developed in the article include the development of a set of interrelated activities based on the development of several business plans and the formation of a portfolio of projects, including innovative ones.

Keywords: small and medium enterprises; financy; investments; innovation; innovative projects; efficiency; business planning; development strategy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.