Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШВЕЙЦАРИИ И РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШВЕЙЦАРИИ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ШВЕЙЦАРИЯ / РОССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТАРТАПЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозеров Сергей Анатольевич, Заболоцкая Виктория Викторовна

В статье исследована система государственного финансирования научно-инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП), а также деятельность ключевых государственных институтов финансовой поддержки Швейцарии. Инновационный вектор развития экономики с ориентацией на собственные финансовые ресурсы, развитую национальную научно-образовательную среду, а также механизмы налогового стимулирования научно-инновационной деятельности крупных, малых и средних предприятий на уровне регионов позволили Швейцарии стать одним из лидеров мирового рынка инноваций. Данный опыт целесообразно использовать в России для многоканальной и адресной финансовой поддержки инновационной деятельности предприятий, выполняющих научные исследования по приоритетным направлениям научно-технологического развития и ориентированных на создание наукоемкой продукции. Опыт Швейцарии полезен при совершенствовании механизмов интеграции академической и университетской науки с государственными и негосударственными организациями МСП в целях ускорения коммерциализации научных разработок и развития международного сетевого сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE STIMULATION OF INNOVATION ACTIVITIES IN SWITZERLAND AND RUSSIA

The article explores the system of State Financing of Research and Development (R&D) of small and medium-sized enterprises (SME) in Switzerland. Authors outlined the results of their analysis of key state institutions of financial support. The innovative vector of Swiss economy with a focus on its own financial resources, a developed national scientific and educational environment, as well as mechanisms of tax incentives for scientific and innovative activities of large, small and medium-sized enterprises at the regional level allowed Switzerland to become one of the leaders in the world innovation market. Russia can borrow the experience of Switzerland in the development of multichannel and targeted financial support for innovative activities of SMEs carrying out R&D in areas of scientific and technological development and focus on the production of science-intensive products. A certain exemption from the income tax and a reduction in the rate of insurance tax to SME employees engaged in innovative activities in priority sectors of Russia, the introduction of tax incentives and tax deductions such as patent boxes and super deductions will ensure the increase of the number of SMEs and in their contribution to GDP, will boost a competitiveness of the manufactured high technology products. The Swiss case will help to improve the mechanisms for integrating academic and university science with government and non-government organizations and SMEs in order to accelerate the commercialization of scientific research and the development of international network cooperation. The development of forms of integration cooperation between financial investors and youth small enterprises, start-up leaders and technology start-ups adapted to the Russian realities will allow to increase the level of interaction between the state in the field of higher education and science with large business and SMEs and to solve the priority tasks of training qualified personnel in innovation-oriented sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШВЕЙЦАРИИ И РОССИИ»

УДК 336.115:336.22:001.895:658(494) Сергей БЕЛОЗЕРОВ Виктория ЗАБОЛОЦКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШВЕЙЦАРИИ И РОССИИ

Статья поступила в редакцию 16.02.2020

Аннотация. В статье исследована система государственного финансирования научно-инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП), а также деятельность ключевых государственных институтов финансовой поддержки Швейцарии. Инновационный вектор развития экономики с ориентацией на собственные финансовые ресурсы, развитую национальную научно-образовательную среду, а также механизмы налогового стимулирования научно-инновационной деятельности крупных, малых и средних предприятий на уровне регионов позволили Швейцарии стать одним из лидеров мирового рынка инноваций. Данный опыт целесообразно использовать в России для многоканальной и адресной финансовой поддержки инновационной деятельности предприятий, выполняющих научные исследования по приоритетным направлениям научно-технологического развития и ориентированных на создание наукоемкой продукции. Опыт Швейцарии полезен при совершенствовании механизмов интеграции академической и университетской науки с государственными и негосударственными организациями МСП в целях ускорения коммерциализации научных разработок и развития международного сетевого сотрудничества.

Ключевые слова: Швейцария, Россия, государственные институты поддержки, малые и средние предприятия, стартапы, финансирование, налоговое стимулирование, научно-инновационная деятельность.

© Белозеров Сергей Анатольевич - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой управления рисками и страхования, Санкт-Петербургский государственный университет. Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9. E-mail: beliksa@mail.ru © Заболоцкая Виктория Викторовна - к.э.н., доцент, докторант кафедры управления рисками и страхования, Санкт-Петербургский государственный университет. Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9. Доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет. Адрес: 350040, Россия, Краснодар, Ставропольская, д. 149. E-mail, zvikky90@gmail.com Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 19-410-230060-р а). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12021108120

Научно-инновационная деятельность (Research & Development - R&D) МСП является предметом фундаментальных экономических исследований. В ряде работ значительное внимание уделено влиянию благоприятной экономической среды [Es-trin et al., 2013; Bjornskov, Foss, 2016] и финансово-кредитной поддержки на количество субъектов МСП [Aidis et al., 2012; Заболоцкая, Богданцова, 2019]. В трудах [Carter, van Auken, 2006; Ropega, 2011] представлены результаты анализа негативных факторов (отсутствие культуры ведения бизнеса и знаний о конъюнктуре рынка, дефицит заемных ресурсов), которые приводят к снижению уровня занятости и банкротству предприятий. В работах [Guo, Woo, 2016; Follmi et al., 2018] изучены особенности экономики Швейцарии, а также роль, инструменты промышленной политики и влияние кантонов на развитие международного сотрудничества [Белов, 2014; Дубровина, 2019]. В исследованиях [Van der Vrande V. et al., 2009; Mercandetti F. et al., 2017] изучена специфика развития инновационного сотрудничества малого и среднего предпринимательства и стартапов Швейцарии.

Целью статьи является исследование особенностей государственного финансирования и налогового стимулирования научно-инновационной деятельности субъектов МСП и опыта швейцарской модели экономики для совершенствования системы государственной финансово-кредитной поддержки малых и средних предприятий России.

Швейцарская модель инновационного развития малого и среднего предпринимательства

Швейцария относится к малым по территории и численности населения странам с европейской моделью развития экономики1 с высокими темпами экономического и инновационного развития. Такая модель ориентирована на развитие государственно-корпоративных форм поддержки МСП как на национальном, так и на Европейском наднациональном уровне. Ее особенностью является создание национальной сети поддержки предпринимательства и деловых инновационных центров с финансированием субъектов МСП в форме государственно-частного партнерства [Follmi et al., 2018].

Основу швейцарской экономики составляют микро-, малые и средние предприятия, активно занятые в наукоемкой инновационной сфере, в том числе и на международном рынке. В 2018 г. было зарегистрировано свыше 580 тыс. субъектов МСП (99,7 % от общего количества всех предприятий Швейцарии). Объем экспорта страны в 2018 г. превысил половину ВВП, доля МСП в экспорте составила 77%.

Специфику инновационного развития определяет благоприятное географическое положение страны, ее социально-экономические условия и высокий научно-образовательный уровень. В стране создана мощная банковская система и современная научно-образовательная база на основе университетов мирового уровня. Согласно рейтингу Global Talent Competitiveness, в 2019 г. Швейцария заняла первое место в мире по количеству патентов на душу населения2. Согласно рейтингу

1 К Европейской модели инновационного развития относят страны Европы (за исключением Скандинавских стран).

2 Switzerland Global Enterprise (2020), "Why Switzerland. Rankings". URL: https://www.s-ge.com/en/rankings (дата обращения: 10.01.2020)

Global Competitiveness Index страна уже более десяти лет является мировым лидером по масштабам взаимодействия вузов и бизнеса в области науки и инноваций [Кудрин и др., 2019: 529]. Эти условия являются самодостаточными для инновационного развития экономики, ориентированной на собственные финансовые ресурсы и национальную научно-образовательную среду.

Швейцария не обладает крупными сырьевыми и трудовыми ресурсами, что предопределяет инновационный путь развития экономики с опорой на развитие высоких технологий. С 2011 г. страна удерживает мировое лидерство в области инноваций1. Активное внедрение наукоемких технологий и инновационное развитие МСП является приоритетной задачей государства.

Большое внимание уделяется финансово-кредитной поддержке предприятий, выполняющих исследования по приоритетным направлениям научно-технологического развития страны и ориентированных на создание наукоемкой продукции и услуг научно-технического характера. Субъекты данного вида предпринимательства доминируют в сфере информационно-коммуникационных технологий, машиностроении, химической, фармацевтической, электротехнической про-мышленности2.

Совместными усилиями правительства и частно-коммерческих структур в стране сформирована гибкая многоканальная и адресная система финансовой поддержки высокотехнологичных и наукоемких стартапов и МСП, ориентированных на продвижение инновационных разработок на мировой рынок. За период 2004-2017 гг. на научные исследования в Швейцарии выделялось ежегодно около 3% ВВП3. Национальные компании ежегодно инвестируют свыше 6% доходов на такие изыскания, обеспечивая стране мировое лидерство в области инноваций4. При этом более 10% от общих расходов (Intramural Expenditure on R&D)5 на исследования и разработки приходится на МСП (рисунок 1).

Конкурентоспособности национальных предприятий и привлечению инвестиций иностранных компаний благоприятствуют налоговые льготы. Для предприятий, ориентированных на создание новых технологий и бизнес-инноваций, преду-

1 Dutta, S., Lanvin, B., Wunsch-Vincent, S. (2019), "The Global Innovation Index 2019. Creating Healthy Lives - The Future of Medical Innovation". URL, https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2019/ (дата обращения, 10.12.2019)

2 Federal Statistical Office (2019), "Statistical Data on Switzerland 2019". URL, https://www.bfs.admin.ch/bfs/en/home/statistics/catalogues-

databases/publications/overviews/statistical-data-switzerland.assetdetail.7767426.html (дата обращения. 28.12.2019)

3 OECD (2020). "Gross domestic spending on R&D (indicator)". URL. https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm (дата обращения. 07.01.2020)

4 SWI (2018), "Swiss companies are the world leaders of innovation spending". URL. https,//www.swissinfo.ch/eng/banking-on-breakthroughs_swiss-companies-are-world-leaders-in-innovation-spending/44330330 (дата обращения, 02.02.2020)

5 Intramural Expenditure on Research&Development - это все расходы на исследования и разработки (НИОКР), выполняемые в рамках сектора экономики в течение определенного периода, независимо от источника средств.

смотрены федеральные и кантональные налоговые каникулы (tax holidays) сроком на десять лет1.

Рисунок 1

Общие расходы на научные исследования и разработки в Швейцарии за период 2004-2017 гг., млн швейцарских франков (шв. фр.)

Источник: подсчитано на основе [Lepori, B. (2011), "National report on joint and open Programmes. Switzerland". URL: https://ec.europa.eu/research/innovation-union/pdf/6-10_jorep_national_report_SWITZERLAND.pdf; Pastor, E., Sollberger, P. (2019), Recherche et développement en Suisse 2017. URL: https://www.bfs.admin.ch/bfs/de/home/statistiken/kataloge-datenbanken/publikationen.assetdetail.347782.html; Swiss Confederation (2016), "Research and Innovations in Switzerland 2016". URL:

https://www.sbfi.admin.ch/sbfi/en/home/services/publications/data-base-publications/research-and-innovation.html (accessed: 28.12.2019)].

Снижение налогов связано с количеством созданных рабочих мест. Расходы на научные разработки и инновации предприятий частично компенсирует налоговый вычет (tax credits) на сумму 47,5 тыс. или 90 тыс. шв. фр. при сохранении или создании нового рабочего места2. Реформой 2020 г. введены дополнительные инструменты налогового стимулирования, такие как налоговые вычеты на проведение НИОКР (super deduction) и налоговые льготы при использовании патентов и изоб-

1 Breitler, C. (2019), Switzerland: Tax Reform Package For Swiss Companies Is Approved. URL: https://www.mondaq.com/Tax/817370/Tax-Reform-Package-For-Swiss-Companies-Is-Approved (дата обращения: 05.02.2020)

2 Там же.

ретений (patent box)1. Кантонам страны была дана независимость в предоставлении дополнительного налогового вычета (до 50% общих расходов на проведение НИОКР).

При использовании налоговой льготы patent box правительство освобождает крупные, малые и средние предприятия от налогообложения до 90% прибыли, полученной от использования в производстве или продажи изобретений, патентов и сопоставимых прав.

C 1 января 2020 г. почти во всех кантонах был снижен размер ставки корпоративного налога (corporate tax). В Женеве был установлен размер ставки в 13,99%, в Цюрихе - 18,19, в Тичино - 16,51, в Цуге - 12,02, в кантоне Во - 13,99, в Люцерне -12,32. Самая низкая ставка налога в размере 11,97% установлена в кантоне Ни-двальден2.

Малым предприятиям (МП) с оборотом менее 5 млн шв.фр. и с налоговыми обязательствами в размере до 109 тыс. шв.фр. представлена возможность упрощенной отчетности по уплате НДС, при этом декларация для уплаты НДС (ставке 7,7% - одна из самой низких в Европе3) подается один раз в год.

Для работников МП, выполняющих научные исследования и осуществляющих инновационную деятельность, предоставляются надбавки к их заработной плате при технической переподготовке и при прохождении научных стажировок, а также снижаются ставки подоходного налога и социальных страховых выплат. Кроме перечисленных налоговых стимулов, государство предоставляет гарантии по банковским кредитам, гранты, средства для софинансирования НИОКР, инновационные чеки (на сумму 15 тыс. шв.фр.) и инновационные ваучеры.

Основными инфраструктурными элементами финансовой поддержки и развития инновационной деятельности МСП являются:

1. Федеральное агентство по инновациям (Swiss Innovation Agency - Innosuisse). Ключевые задачи агентства - реализация государственных программ поддержки МСП, а также контроль над эффективным использованием государственных средств, предоставляемых прямо или через специализированные фонды. Особенностью деятельности агентства Innosuisse является оказание финансовой поддержки наиболее конкурентоспособным предприятиям в приоритетных направлениях экономики, а также совместных проектов МСП и университетов. Объем расходов агентства на поддержку исследований за 2017-2020 гг. составил 916,5 млн шв.фр., а за период

1 OECD (2019) Economics Surveys: Switzerland Overview. November 2019. URL. http.//www.oecd.org/economy/surveys/Switzerland-2019-0ECD-economic-survey-overview.pdf (дата обращения: 07.01.2020)

2 KMPG (2019) "Основные изменения в налоговое законодательство Швейцарии в соответствии с реформой TRAF". 10.06.2019. URL.

https.//home.kpmg/ru/ru/home/insights/2019/06/switzerland-tax-legislation-changes.html (дата обращения: 10.02.2020)

3 Switzerland Global Enterprise (2018) "Handbook for Investors. Switzerland as a Business Location". URL.

https.//standortsolothurn.so.ch/fileadmin/standortsolothurn/pdf/Wirtschaftsstandort/Handbook_fo r_Investors.pdf (дата обращения: 02.02.2020)

2021-2024 гг. запланированный рост расходов агентства составит около 38% (1260 млн шв. фр.)1.

Для малого и среднего предпринимательства и стартапов агентство Innosuisse реализует две программы финансовой поддержки CTI Start-up и CTI Entrepreneur-ship, которые направлены на оказание помощи при поиске финансирования, фанд-райзинга и оплаты услуг коучинга начинающих инноваторов и их стажировок в мировых центрах инноваций, а также на развитие сотрудничества высокотехнологичных МСП с вузами. При этом каждая программа предоставляет финансовые ресурсы не более чем десяти лучшим предприятиям. Максимальный размер компенсации равен 75 тыс. шв.фр. Еще одной успешной программой венчурного инвестирования является CTI Invest. Она предназначена для оказания помощи в поиске стартовых инвестиций для молодых инноваторов. Максимальный размер государственной поддержки составляет 150 тыс. шв.фр. в год.

2. Национальному научному фонду Швейцарии (Swiss National Science Foundation - SNSF) делегированы полномочия государства по финансированию и продвижению на рынок результатов фундаментальных исследований и проектов ученых и специалистов. Для субъектов МСП фонд SNSF совместно с Innosuisse реализует программы BRIDGE Proof of Concept и BRIDGE Discover, направленные на софинансирование междисциплинарных фундаментальных исследований и ускорение коммерциализации результатов НИОКР. Государство частично компенсирует расходы по уплате заработной платы (до 13 тыс. шв.фр.) и иные затраты проекта в течение четырех лет.

3. Институт коммерческих (кредитных) гарантий МСП (Commercial Guarantee Central Office - CGCO). CGCO включает в себя четыре региональных коммерческих гарантийных кооператива: BG Mitte / CC Centre, BG OST-SÜD, Cautionnement romand PME (CRC-PME) и Специальный институт кредитных гарантий для женщин (SAFFA Guarantee Cooperative for Women). В настоящее время максимальный размер кредитной гарантии CGCO составляет 1 млн шв.фр., максимальный лимит гарантийного покрытия со стороны государства - 65%2.

4. Фонд гарантийной поддержки предприятий технологического сектора (Technology fund) предоставляет гарантийную поддержку тем МСП, сфера деятельности которых направлена на решение природоохранных задач и использование возобновляемых источников энергии. Кредитные гарантии предоставляются в размере от 40 % от суммы кредита. Максимальный размер кредитной гарантии - 3 млн шв.фр.3

5. Фонд инновационных технологий (Fondation pour Innovation Technologique -FIT) предоставляет беспроцентное кредитование стартапам на ранних стадиях их

1 Swiss Confederation (2019) "Multi-year programme 2021 to 2024. Top Spot". URL: https://www.innosuisse.ch/inno/en/home/resultateundwirkung/Publikationen/Mehrjahresprogram m.html (дата обращения: 10.01.2020)

2 Pastor, E., Sollberger, P. (2019) Recherche et développement en Suisse 2017. URL: https://www.bfs.admin.ch/bfs/de/home/statistiken/kataloge-datenbanken/publikationen.assetdetail.347782.html (дата обращения: 10.12.2019)

3 Luterbacher, C. (2018) A new model for Swiss Innovation. URL: https://www.swissinfo.ch/eng/risky-business_a-new-model-for-swiss-innovation/44031292 (дата обращения: 05.11.2019)

жизненного цикла. Размер кредита - 100 тыс. шв.фр. (при наличии других источников финансирования)1.

Дополняет государственную систему поддержки инноваций в Швейцарии сеть бизнес-инкубаторов, технологических парков и стартап-центров, созданных на базе ведущих национальных университетов и НИИ. Их финансируют инвестиционные и венчурные фонды, «бизнес-ангелы» (Business Angels Switzerland), которые становятся постоянными резидентами технопарков. Такой вид интеграционного сотрудничества облегчает создание студенческих и молодежных инновационных стартапов и поиск финансовой поддержки для ускорения коммерциализации их разработок.

Анализ деятельности перечисленных институтов финансовой поддержки и основных государственных программ показывает, что в Швейцарии созданы благоприятные условия для реализации комплексного стимулирования инновационных МСП и стартапов на всех этапах их существования. Особое внимание уделяется развитию лидерских качеств молодежи и инноваторов (программы CTI и FIT) и финансированию междисциплинарных фундаментальных исследований по приоритетным направлениям с активным участием университетов (программы BRIDGE и Technology Fund).

Несмотря на то что Швейцария не является членом Евросоюза, начиная с 2017 г. она участвует во всех наднациональных программах поддержки инноваций Horizon 2020 и в Европейских программах исследований, инноваций и инициативы (EUREKA) и Eurostars 2, поддерживающих трансграничные проекты МСП2.

При продвижении инноваций и технологических разработок на европейский рынок Швейцария активно взаимодействует с различными сетями ЕС3: сетью поддержки МСП (Enterprise Europe Network), сетью международного финансирования инновационных проектов (ERA-NET), сетью бизнес-инкубаторов Европейского космического агентства (European Space Agency Business Incubation Centres), сетью совместных исследований крупных корпораций и МСП с европейскими промышленными партнерами и университетами в области наноэлектроники и компьютерных систем (Electronic Components and Systems for European Leadership). Такое сотрудничество позволяет Швейцарии реализовывать международные проекты и обеспечивает ей доступ к европейскому рынку финансирования и инноваций.

Государственная поддержка научно-инновационной деятельности малых и средних предприятий в России

Экономическое и инновационное развитие РФ происходит в условиях внешних экономических санкций и их негативных последствий для экономики. По мировым масштабам уровень инновационного развития экономики России остается низким. Согласно рейтингу Global Innovation Index, который оценивает уровень инноваци-

1 Foundation for innovations and technologies (FIT) (2019) 'The Foundation for Technological Innovation provides financial supports to innovative and technological projects at different development stages". URL. https://fondation-fit.ch/en/ (дата обращения. 10.12.2019)

2 Switzerland Global Enterprise (2018) "Handbook for Investors. Switzerland as a Business Location". URL.

https.//standortsolothurn.so.ch/fileadmin/standortsolothurn/pdf/Wirtschaftsstandort/Handbook_fo r_Investors.pdf (дата обращения. 02.02.2020)

3 Innosuiss. URL. https.//www.innosuisse.ch/inno/en/home/go-global.html (дата обращения: 10.02.2020)

онного развития стран, Россия в 2019 г. заняла 59-е место, уступив тринадцать позиций по сравнению с предыдущим годом. Как было отмечено ранее, Швейцария в этом рейтинге занимает первое место1. Доля совокупных расходов на научные исследования и разработки в процентах к ВВП в РФ на треть меньше, чем в Швейцарии. При этом значительную часть (70%) в финансировании НИОКР обеспечивает государство и около 30% - негосударственные коммерческие предприятия [Кудрин и др., 2019: 489].

Сопоставление расходов на науку и инновации в расчете на душу населения представлено на рисунке 2.

Рисунок 2

Расходы на научные исследования и разработки на душу населения в Швейцарии

и России, долл. США

С! S

ей

ей

сЗ X

И ц

О

5

U £

& < аэ

п о

^ £

5

а -

_ о

_ Ю

— Й

11 I £■

ч -

о d

2000 1500 Н 1000 500 -| 0

1464

1699

1832

1856

244

259

2008 2012 □ Швейцария

2015 2017

□ РФ

Источник: рассчитано авторами на основе электронной базы данных OECD.

Из диаграммы следует, что совокупные расходы на НИОКР в расчете на душу населения в Швейцарии в семь раз выше, чем в России. Такой объем финансовой поддержки научных исследований в России не достаточен для роста инновационной активности как в стране в целом, так и в секторе МСП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от Швейцарии, малое и среднее предпринимательство в РФ не является основным сектором национальной экономики. В 2018 г. численность предпринимателей, занятых в данной сфере, составила лишь 19,6 млн чел.2, или 22,4% тру-

1 Dutta, S., Lanvin, B., Wunsch-Vincent, S. (2019) "The Global Innovation Index 2019. Creating Healthy Lives - The Future of Medical Innovation". URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2019/ (дата обращения: 10.12.2019)

2 Паспорт НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL:

http://static.govemment.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 07.02.2020)

доспособного населения страны. В Швейцарии уровень занятых в этом секторе составил 4,4 млн чел., или 68% от общего количества трудоспособного населения1.

На рисунке 3 представлен анализ динамики изменения государственного федерального финансирования и роста количества субъектов МСП за 2011-2018 гг.

Анализ динамики финансирования МСП за 2011-2017 гг. показал, что правительство РФ предпринимало меры по увеличению объемов государственной поддержки МСП. C 2011 по 2018 гг. объем финансирования вырос почти в три раза (с 143 до 394 млрд руб.). Однако вследствие девальвации рубля эти расходы в долларовом эквиваленте за этот же период выросли только в 1,4 раза (с 4,8 млрд долл. США в 2011 г. до 6,9 млрд долл. США в 2018 г.). Как следствие, за этот же период число субъектов МСП увеличилось только на 57% (с 1853 тыс. ед. в 2011 г. до 2917 тыс. ед. в 2018 г.), причем в основном за счет роста количества микропредприятий.

Несмотря на то что темпы роста госфинансирования малого и среднего предпринимательства в России демонстрирует положительную динамику, в российской модели развития данного сектора сохраняются нерешенные проблемы. К ним относятся:

- деформация отраслевой специализации. По официальным данным, на 1 января 2020 г. торговля занимает 26% от всего сектора, 26% - строительство, аренда -15%; 8% - деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания2;

Рисунок 3

Объемы государственного финансирования МСП в РФ (а) и динамика роста количества субъектов МСП (б) за период 2011-2018 гг.

С

и

450 400 350 300

ез X оа

0 ю

1 ^ 250

£ | 200 а. ч

^ 2 150 -I

и sO Ю

О

100 50

143

394

291

267

208

180

149

146

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Ш Объемы государственного финансирования МСП, млрд руб.

а)

1 Federal Statistical Office (2019), "Statistical Data on Switzerland 2019". URL: https://www.bfs.admin.ch/bfs/en/home/statistics/catalogues-

databases/publications/overviews/statistical-data-switzerland.assetdetail.7767426.html (дата обращения: 28.12.2019)

2 Данные Единого Реестра субъектов МСП. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 13.01.2020)

С

и

с

О

0J ¡2 ю

и О а Н

£ §

4000 3000

^ 2000

1000

2784 2790

2917

1853

2 017 2077

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Малые и средние предприятия, тыс. ед. Микро предприятия, тыс. ед.

МСП, всего (тыс. ед.) (без учета индивидуальных предпринимателей (НО))

б)

Источник: рассчитано авторами на основе "Доклад Минэкономразвития о ходе реализации мер поддержки МСП в 2010-2013 гг. и основных направлениях развития МСП на ближайшую и среднесрочную перспективу". URL:

http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/dorklad20102013; "Доклад о состоянии и развитии МСП в РФ за 2014-2015 годах". URL:

http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/2016010902; "Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы". URL: http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/201728124 (дата обращения: 07.01.2020); [Заболоцкая, Богданцова, 2019].

- низкая эффективность инструментов налогового стимулирования инновационного и технологического развития стартапов в вузах. На начало 2019 г. было зарегистрировано 2890 малых инновационных предприятий в вузах [Кудрин и др., 2019: 584];

- неразвитость механизмов государственного стимулирования научно-инновационной деятельности крупных предприятий в поддержке вузов и МСП.

Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России реализуются в форме Национальных проектов. Меры правительства сформулированы в национальном проекте (НП) «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы (ИП)» (срок действия 15.10.2018 - 31.12.2024 гг.). Он направлен на достижение целевых показателей -количество занятых в секторе МСП не менее 25 млн чел., доведение доли вклада сектора в ВВП до 32,5% и доли экспорта субъектов МСП и ИП в несырьевом секторе - до 10%!. Основными формами финансовой и налоговой поддержки в рамках

1 Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. президиумом Совета при Прези-

НП являются: субсидии для расширения гарантийной поддержки и льготного кредитования, льготное финансирование и создание инструментов налогообложения самозанятых. Дополнительные государственные субсидии и налоговые стимулы для развития субъектов МСП, осуществляющих научные исследования и инновационные разработки, в Национальном проекте не были предусмотрены.

Адаптация элементов швейцарской модели государственной финансовой поддержки МСП для России

Несмотря на колоссальные различия в территории, численности населения и уровне социально-экономического развития России и Швейцарии, опыт швейцарской модели инновационного развития и финансовой поддержки МСП может оказаться полезным для нашей страны, в том числе при решении задач, поставленных в национальных проектах.

Прежде всего, опыт Швейцарии целесообразно использовать в РФ в сфере государственного налогообложения как крупных корпораций, так и МСП, выполняющих научные исследования и инновационную деятельность. Освобождение от налогообложения части прибыли, полученной от использования (продажи) патентов, изобретений и результатов НИОКР путем введения налоговых льгот (по типу patent box), налоговых вычетов (по типу super deductions), а также освобождение от уплаты части подоходного налога и снижение ставки страховых выплат работникам МСП России, занимающимся инновационной деятельностью в приоритетных для государства отраслях и сферах, несомненно, будут иметь положительный эффект как для государства, так и для субъектов МСП. На государственном уровне эти налоговые стимулы позволят привлечь капитал крупных национальных и иностранных корпораций для финансирования научно-технических разработок с привлечением субъектов МСП. Это позволит снизить финансовую нагрузку на государственные бюджеты всех уровней, возможности которых ограничены в связи с экономическими санкциями, девальвацией национальной валюты и пандемией COVID-19.

Опыт кантонов Швейцарии может оказаться полезным при учете специфики регионов РФ путем предоставления им прав на дополнительные налоговые льготы для крупных предприятий и МСП с учетом отраслевой специализации отдельных районов. Это позволит создать конкурентоспособные условия для размещения крупных национальных и иностранных компаний в регионах и привлечь их капитал к финансированию деятельности местных МСП, в том числе в сфере научно-инновационной деятельности.

В секторе МСП будут созданы предпосылки для увеличения занятости в наукоемких малых и средних предприятиях, что качественно улучшит их отраслевую структуру и направленность деятельности с учетом потребностей регионов РФ.

Развитие инновационного предпринимательства в России на современном этапе тормозит низкая интеграция академической и университетской науки с государственными и частными индустриальными партнерами. Созданные в Швейцарии

денте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)). URL: https://base.garant.ru/72185938/ (дата обращения: 08.04.2020)

инструменты многоканальной и адресной системы финансовой поддержки студенческих и молодежных стартапов, привлечения финансовых посредников к сотрудничеству с технологическими стартап-центрами и технопарками, в том числе и на базе вузов, могут быть адаптированы в России с учетом ее национальных особенностей. Это позволит РФ повысить уровень взаимодействия государства в области высшего образования и науки с сектором МСП и решить проблемы подготовки квалифицированных кадров и коммерциализации научных разработок.

Заслуживает внимания опыт Швейцарии в области международного сотрудничества вузов и МСП в программах Евросоюза Horizon 2020 и EUROREKA и различных международных сетях ЕС (EU networks), ориентированных на продвижение инноваций и технологий на мировой рынок. Использование такого опыта позволит не только обеспечить доступ России к передовым мировым базам данных и зарубежным источникам финансирования, но и повысить престиж российских вузов и уровень конкурентоспособности российских МСП в сфере экспорта новых товаров и технологий.

Разработанные в Швейцарии подходы к повышению эффективности государственного финансирования и налогового стимулирования научно-инновационной деятельности могут найти применение не только в РФ, но и в других странах, реализующих стратегии инновационного развития и повышения доли и вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетные отрасли экономики.

Список литературы

Белов Н.И. (2014) Особенности промышленной политики Швейцарии, поддержка инноваций, Российский внешнеэкономический вестник, № 7. С. 105-117.

Дубровина О.Ю. (2019) Швейцария: распределение полномочий между конфедерацией и кантонами в сфере международных отношений, Современная Европа, № 1. С. 70-79. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120197079

Заболоцкая В.В., Богданцова О.В. (2019) Динамика развития малого и среднего предпринимательства России, Экономика: теория и практика, № 3 (55). С. 78-86.

Кудрин А.Л., Синельников-Мурылев С.Г. (ред.) (2019) Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы, Ин-т Гайдара, Москва, Россия.

References

Aidis R., Estrin S., Mickiewic, T.M. (2012) Size Matters: Entrepreneurial Entry and Government, Small Business Economics, vol. 39 (1), pp. 119-139. https://doi.org/10.1007/s11187-010-9299-y.

Belov N.I. (2014) Osobennosti promyshlennoj politiki Shvejcarii, podderzhka innovacij, [Features of Swiss industrial policy, support for innovation]. Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik, № 7, pp. 105-117. (in Russian).

Bj0rnskov C., Foss N.J. (2016) Institutions, Entrepreneurship, and Economic Growth: What Do We Know and What Do We Still Need to Know? Academy of Management Prospect, № 3 (30), pp. 292-315. DOI: 10.5465/amp.2015.0135.

Carter R., van Auken H. (2006) Small Firm Bankruptcy, Journal of Small Business Management, vol. 44 (4), pp. 493-512. https://doi.org/10.1111/j.1540-627X.2006.00187.x.

Dubrovina O.Yu. (2019) Shvejcariya: raspredelenie polnomochij mezhdu konfederaciej i kantonami v sfere mezhdunarodnyh otnoshenij, [Switzerland: Distribution of powers between the Confederation and the cantons in the sphere of international relations]. Sovremennaya Evropa, № 1, pp. 70-79. (in Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120197079

Estrin S., Korosteleva J., Mickiewicz T. (2013) Which Institutions Encourage Entrepreneurial Growth Aspirations?, Journal of Business Venturing, vol. 28 (4), pp. 564-580. https://doi.org/10.1016/jjbusvent.2012.05.001.

Follmi R., Fuest A., an de Meulen P. et al. (2018) Openness and productivity of the Swiss economy, Swiss Journal Economics Statistics, vol. 154, 17. https://doi.org/10.1186/s41937-018-0021-3.

Guo Y. and Woo J.J. (2016) Singapore vs Switzerland: Secrets of Small State Success, in Y. Guo and J.J. Woo (eds.), World Scientific Pub. Co. Inc ., Singapore, UK, USA.

Kudrin A.L. and Sinel'nikov-Murylev S.G. (2019) Rossijskaya ekonomika v 2018 godu. Tendencii iper-spektivy [Russian economy in 2018. Trends and Prospects], in Kudrin A.L. and Sinel'nikov-Murylev S.G (ed.), Institut Gajdara, Moscow, Russia. (in Russian).

Mercandetti F., Larbig C., Tuozzo V. et al. (2017) Innovation by Collaboration between Startups and SMEs in Switzerland, Technology Innovation Management Review, vol. 7 (12), pp. 23-31. http://doi.org/10.22215/timreview/1125.

Ropega J. (2011) The Reasons and Symptoms of Failure in SME, International Advances in Economic Research, vol. 17 (4), pp. 476-483. DOI: 10.1007/s11294-011-9316-1.

Van der Vrande V., de Jong J. P. J., Vanhaverbeke W., et al. (2009) Open Innovation in SMEs: Trends, Motives and Management Challenges, Technovation, 29(6), pp. 423-437. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2008.10.001.

Zabolockaya V.V., Bogdancova O.V. (2019) Dinamika razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva Rossii, [Dynamics of development of small and medium-sized enterprises in Russia]. Ekonomika: teoriya i praktika, № 3 (55), pp. 78-86. (in Russian).

State Stimulation of Innovation Activities in Switzerland and Russia

Received 16.02.2020 The article was funded by the RFBR (grant № 19-410-230060-r_a).

Author: Belozyorov S., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of the Department of Risk Management and Insurance, St. Petersburg State University. Address: 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, Russia, 199034. E-mail: beliksa@mail.ru

Author: Zabolotskaya V., Candidate of Sciences (Economics), associate professor, Doctoral candidate, Department of Risk Management and Insurance, St. Petersburg State University, Russia. Address: 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, Russia, 199034. Associate Professor, Department of World Economics and Management, Kuban State University. Address: 149, Stavropolskaya Str., Krasnodar, Russia, 350040. E-mail: zvikky90@gmail.com

Abstract. The article explores the system of State Financing of Research and Development (R&D) of small and medium-sized enterprises (SME) in Switzerland. Authors outlined the results of their analysis of key state institutions of financial support. The innovative vector of Swiss economy with a focus on its own financial resources, a developed national scientific and educational environment, as well as mechanisms of tax incentives for scientific and innovative activities of large, small and medium-sized enterprises at the regional level allowed Switzerland to become one of the leaders in the world innovation market. Russia can borrow the experience of Switzerland in the development of multichannel and targeted financial support for innovative activities of SMEs carrying out R&D in areas of scientific and technological development and focus on the production of science-intensive products. A certain exemption from the income tax and a reduction in the rate of insurance tax to SME employees engaged in innovative activities in priority sectors of Russia, the introduction of tax incentives and tax deductions such as patent boxes and super deductions will ensure the increase of the number of SMEs and in their contribution to GDP, will boost a competitiveness of the manufactured high technology products. The Swiss case will help to improve the mechanisms for integrating academic and university science with government and non-government organizations and SMEs in order to accelerate the commercialization of scientific research and the development of international network cooperation. The development of forms of integration cooperation between financial investors and youth small enterprises, start-up leaders and technology start-ups adapted to the Russian realities will allow to increase the level of interaction between the state in the field of higher education and science with large business and SMEs and to solve the priority tasks of training qualified personnel in innovation-oriented sectors of the economy.

Key words: Switzerland, Russia, state support institutions, small and medium-sized enterprises, startups, financing, tax incentives, research and development.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12021108120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.