DOI: 10.54861/ 27131211_2023_1_5
УДК 334.012.63+334.012.64:336.711.65 (477.61)
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РАЗВИТЫХ
СТРАНАХ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Кочнев А.А., старший backend-разработчик, Your Next Agency,
г. Амстердам, Нидерланды
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей и перспектив
развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) на примере
развитых стран: Китая, США и России. Выявлено, что особенности МСП
государств с развитой экономикой связаны с их превалированием в структуре
ВВП и влиянием на прирост экономических показателей, высоким
инновационным значением, патентной активностью, организацией занятости
населения, ведущим к комплексному развитию экономики. Определено, что
характерными особенностями малого и среднего предпринимательства США
выступает наличие развитой системы прямых и косвенных мер поддержки,
обязательное включение МСП в сферу государственного заказа.
Отличительными чертами МСП Китая является фокусирование на сочетании
традиционных культурных и экономических ценностей, поощрение семейного
предпринимательства, высокая патентная активность. Установлено, что в
современной России малое и среднее предпринимательство является
интенсивно развивающимся. Для МСП России характерными становятся:
преобладание торгового сектора, строительства и обрабатывающей
промышленности, превалирование индивидуальных микропредприятий,
высокая концентрация субъектов в наиболее развитых регионах. По итогам
исследования обоснован вывод о том, что сегодня развитие МСП развитых
стран имеет комплексный характер и выстраивается в виде системы
5
преобразований: цифровизация бизнес-процессов, расширение числа льгот,
получение большего количества льгот, масштабирование и проникновение в
другие нехарактерные для государственной экономики сферы, увеличение
охвата деятельности, выработка инноваций под нужды государства и крупного
бизнеса, адаптация под потребности конкретного времени. Перспективы
дальнейших исследований связаны с построением и обоснованием моделей
адаптации наиболее успешного зарубежного опыта в реалиях отечественной
экономики, фиксацией причинно-следственных связей интенсивного
экономического развития, ведущую роль в котором принимает малое и
среднее предпринимательство.
Ключевые слова: МСП, малое и среднее предпринимательство, малое
и
среднее
предпринимательство
в
США,
малое
и
среднее
предпринимательство в Китае, малое и среднее предпринимательство в
России, развитые страны, поддержка бизнеса, льготы для бизнеса.
SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN DEVELOPED
COUNTRIES: FEATURES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Kochnev A.A., Senior backend Developer, Your Next Agency,
Amsterdam, Netherlands
Abstract. The article is devoted to the analysis of the features and prospects
of the development of small and medium–sized enterprises (hereinafter referred to
as SMEs) on the example of developed countries: China, the USA and Russia. It is
revealed that the peculiarities of SMEs in countries with developed economies are
associated with their predominance in the structure of GDP and the impact on the
growth of economic indicators, high innovation value, patent activity, organization
of employment, leading to a comprehensive development of the economy. It is
determined that the characteristic features of small and medium-sized enterprises in
the USA are the presence of a developed system of direct and indirect support
6
measures, the mandatory inclusion of SMEs in the sphere of state order. The distinctive features of China's SMEs are focusing on a combination of traditional
cultural and economic values, encouraging family entrepreneurship, and high patent
activity. It is established that in modern Russia, small and medium-sized enterprises
are intensively developing. The predominance of the trade sector, construction and
manufacturing industries, the prevalence of individual microenterprises, and a high
concentration of subjects in the most developed regions are becoming characteristic
of SMEs in Russia. According to the results of the study, the conclusion is
substantiated that today the development of SMEs in developed countries has a
complex character and is built in the form of a system of transformations:
digitalization of business processes, expansion of the number of benefits, obtaining
more benefits, scaling and penetration into other areas uncharacteristic of the state
economy, increasing the coverage of activities, the development of innovations for
the needs of the state and large business, adaptation to the needs of a particular time.
Prospects for further research are associated with the construction and justification
of models of adaptation of the most successful foreign experience in the realities of
the domestic economy, fixing the cause-and-effect relationships of intensive
economic development, in which small and medium-sized enterprises play a leading
role.
Keywords: SMEs, small and medium-sized enterprises, small and medium-
sized enterprises in the USA, small and medium-sized enterprises in China, small
and medium-sized enterprises in Russia, developed countries, business support,
business benefits.
JEL classification: L25, L26, M21.
Для цитирования: Кочнев А.А. Малое и среднее предпринимательство
в развитых странах: особенности и перспективы развития // Прогрессивная
экономика. 2023. № 1. С. 5–25.
7
Введение
Малое и среднее предпринимательство принято считать одним из
ключевых драйверов экономического роста, что обуславливается
аккумулированием инновационных функций, высокой гибкостью и
возможностью ускоренной адаптации под внешние изменения, апробации
различных моделей управления на практике конкретного рынка. Развитие
малого и среднего предпринимательства – это одна из стратегически значимых
задач, в рамках реализации которой экономически развитые государства
создают собственные институты поддержки, нацеленные на стимулирование
деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее
МСП). Связано это с тем, что интенсификация развития малого и среднего
предпринимательства
ведет
к
повышению
конкурентоспособности
экономики, созданию новых крупнейших бизнес-ячеек и продвижению
инновационных проектов, достижению социально-экономических целей.
Актуальность исследования особенностей и перспектив развития малого
и среднего предпринимательства в развивающихся странах обуславливается
тем, что в зависимости от государства, его законодательства, созданных
условий и принятых мер поддержки изменяется отраслевой состав субъектов
МСП, что влияет на конкурентоспособность экономики по ряду ключевых
направлений, формирует дополнительные перспективы развития рыночных
игроков, ведет к повышению не только количественных, но и качественных
эффектов от деятельности бизнеса. Вместе с тем сравнительная
характеристика особенностей малого и среднего предпринимательства в
различных странах, а также изменяющиеся в соответствии с ними
перспективы развития позволяют выявить важнейшие тенденции, ведущие к
изменениям в общей структуре экономики. Выявление подобных
взаимосвязей становится наиболее ценным при анализе состояния экономик и
определении тех стимулирующих тенденций, которые обеспечивают
наращение экономического потенциала страны в целом.
8
Цель работы – произвести сравнительный анализ особенностей и
перспектив развития малого и среднего предпринимательства в развитых
странах на примере экономик США, Китая и России.
Материалы и методы исследования
Материалами для данного исследования выступили открытые
статистические данные, научные статьи отечественных и зарубежных авторов;
информация, опубликованная в источниках СМИ, описывающая особенности
и современное состояние малого и среднего предпринимательства на примере
США, Китая и России. Исследование основывается на методах анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
сопоставления,
абстрагирования,
наблюдения, индуктивном и дедуктивном методах.
Результаты и обсуждение
Малое и среднее предпринимательство в развитых странах представляет
собой индикатор, отражающий состояние и степень развития экономики,
качественно влияющий на её конкурентоспособность, задействующий
минимальное количество природных, энергетических и материальных
ресурсов, а также значительно усиливающий возможности использования
человеческого капитала для достижения поставленных целей деятельности
[1]. Как верно замечает М.В. Крылова, для развитой страны малое и среднее
предпринимательство становится важным объектом поддержки, что
неразрывно связывается с экономическим и социальным развитием
государства в целом [10, c. 28].
Изучению состояния малого и среднего предпринимательства в
развитых странах посвящено достаточно широкое количество работ как
отечественных, так и зарубежных авторов. Так, например, Н.В. Захаровой
проводится обширное исследование особенностей развития МСП на примере
Новой Зеландии как лидера рейтинга Doing Business и США, а также их
сравнение с отечественным опытом развития малого бизнеса. Автор приходит
к выводу о том, что именно поддержка субъектов МСП становится одним из
9
ключевых способов, способствующих развитию не только самого сектора, но
и увеличению динамики роста ВВП [7, с. 99-100].
В работе К.Г. Штефана и его соавторов подчеркивается, что субъекты
МСП при аккумулировании инвестиций приобретают не только функции
экономического роста, но и инновационного развития. Обуславливается это
тем, что субъекты малого и среднего предпринимательства предлагают
высокую отдачу за счет гибкости, эффективной и быстрой адаптации к новым
требованиям, качественной интеграции на глобальные рынки, а также
заинтересованности во внедрении промышленных ноу-хау, способности
идентифицировать и масштабировать ценность внешней информации, быстро
принимать и внедрять современные методы и технологии построения бизнес-
моделей, сокращать количество бюрократических издержек за счет быстрого
принятия решений. В результате построения логарифмических линейно-
регрессионных моделей авторам удалось подчеркнуть положительное влияние
инвестиций в деятельность субъектов МСП на экономический рост
территорий [21, с. 16].
Исследование Д.А. Молева фокусируется на выявлении ключевых
проблем современного развития субъектов МСП в США. Автор замечает, что
главным из них становится неэффективность управления наряду с
отсутствием доступа к рынкам сбыта конкурентоспособной продукции и/или
услуг. Несмотря на это, многие субъекты МСП эффективно преодолевают
подобное препятствие, наращивая прибыль и фокусируясь на развитии
бизнеса [12, c. 21-22].
В работе С.П. Земцова и А.А. Михайлова, посвященной определению
факторов и тенденций развития субъектов МСП на примере региональных
структур экономики Российской Федерации замечается, что снижение темпов
роста сектора малого и среднего предпринимательства неразрывно связано с
усложнением бизнес-среды, введением онлайн-касс, увеличением ставки
НДС, введением коронавирусных ограничений, сокращением занятости,
недостатком мер прямой государственной поддержки несмотря на её общее
10
увеличение и др. Авторы замечают, что сегодня имеются высокие
возможности по усилению значения МСП за счет внедрения инструментов
цифровой трансформации, интеграции с наукоемкими цифровыми решениями
[8].
Таким образом, последние публикации, посвященные характеристике
малого и среднего предпринимательства в развитых странах, как правило,
фокусируются на определении состояния экономики конкретной страны и
сравнении текущего положения субъектов МСП России с ней. Значительной
проблемой остается выявление характерных взаимосвязанных тенденций
развития малого и среднего предпринимательства различных стран. Для
устранения данной проблемы охарактеризуем особенности МСП ряда
развитых стран:
1.
США. В стране малое и среднее предпринимательство является
одной из приоритетных сфер развития экономики, неразрывно связанных с
внедрением новых технологий, использованием инновационных методик
управления и др. Кроме того, в структуре занятного населения на долю МСП
в США приходится около 50%, равно как и на долю в общей структуре
государственного ВВП [11]. Главной характеристикой отнесения бизнеса в
категорию МСП является штат менее 500 человек, среднегодовой доход
компании, не превышающий 7 миллионов долларов за последние 3 года.
Сегодня на МСП приходится свыше 30 млн. компаний, а за последние
десятилетия общее число таковых увеличилось более чем в два раза [4].
Ежегодно в США количество вновь созданных субъектов МСП увеличивается
на 5,5-6,5 млн. Тем не менее, большая часть из них существует только лишь в
течение 1-5 лет [13]. Превалирующее число субъектов МСП организует свою
деятельность в сфере услуг (82%), оставшаяся часть приходится на
промышленность (13%) и многие другие отрасли (5%). Особую значимость
при организации деятельности занимает выбранная организационно-правовая
форма, наиболее распространенной среди которых является общество с
ограниченной ответственностью (свыше 70% субъектов МСП) [5].
11
Кроме того, для сектора малого и среднего предпринимательства в США
характерны такие черты, как [9; 12]:
– высокая патентная активность и ориентация на инновационные
отрасли (IT-сектор, консалтинговые, бухгалтерские и аудиторские услуги,
строительство);
– высокая плотность компаний, характеризующаяся обширным штатом
сотрудников (в 63% субъектов МСП число сотрудников превышает 100 чел.);
– наличие широкого числа доступных мер государственной поддержки,
формирующих целостную стимулирующую систему;
– разноуровневая система критериев отнесения компании к субъекту
МСП в зависимости от отрасли и региона функционирования, в число которых
включается годовая выручка, численность сотрудников, величина активов, и
др., варьирующиеся в зависимости от отрасли.
Наряду с этим в США осуществляется достаточно обширная
популяризация практики малого и среднего предпринимательства, где
государство активно стимулирует вхождение новых игроков на рынок, создает
соответствующую систему льгот и преференций. США является одним из
наиболее положительных примеров развития МСП и обеспечения его особой
значимости в экономике. Заметим, что специфические особенности МСП
страны неразрывно связаны с внутренним законодательством, ориентацией на
приоритетные цели, широкой инновационно-ориентированной и патентной
активностью, открытостью для всех категорий граждан (наличие такой
классификации предпринимателей, как предприниматели-инвалиды, ветераны
войны, и др.), интегрированностью в систему государственных заказов и
закупок (23% от общего числа обязательно приходится на малый бизнес,
включая государственные заказы в оборонной промышленности) и др. [11].
2.
Китай. В Китайской Народной Республике развитие малого и
среднего предпринимательства является историческим, поскольку строится не
только на государственно-экономических и социальных, но и культурно-
религиозных ценностях, благодаря чему Китай занимает третье место в
12
рейтинге Doing Business [15]. Как замечает Чжи Тан, сегодня Китайские МСП
конфигурируют собственные стратегии маркетинга, контроля затрат и
инноваций для достижения большей организационной эффективности,
принимая во внимание при этом ряд параллельных стратегий, учитывающих
все факторы развития МСП [22]. Опыт современного Китая в области
становления сектора МСП является наглядным примером интеграции
культурно-исторических особенностей с профессиональным подходом к
управлению, созданием устойчивых экономических систем при поддержке
государства с привлечением иностранного капитала и человеческих ресурсов.
К числу субъектов МСП в современном Китае относятся все предприятия,
численность персонала в которых не превышает 1 тыс. человек при ежегодной
выручке до 400 млн. юаней [17]. К концу 2021 г. в Китае общее число
субъектов МСП превысило отметку в 48 млн. Вместе с тем в структуре ВВП
Китая данные предприятия занимают около 85%, что свидетельствует об
системообразующем значении МСП для всей экономики КНР [2].
Характерной чертой МСП в Китае является отраслевой состав, в
структуре которого около половины предприятий так или иначе входят в
категорию обрабатывающей промышленности. Для МСП Китая также
характерно превалирование сектора услуг: 20% субъектов МСП
осуществляют свою деятельность в секторе ИКТ, а оставшиеся 30%
распределяются между такими секторами, как коммерческое обслуживание и
аренда (5%), торговля оптовая и розничная (4,5%), научно-исследовательская
деятельность (4,5%), здравоохранение (3%), культура, спорт, досуг (3%) и
многими другими [17, 18]. Китайскому сектору МСП присущи следующие
особенности:
– высокоразвитая культура семейного предпринимательства, а как итог,
ориентация большого числа граждан на организацию семейного бизнеса;
– наличие обширной системы налоговых льгот для инновационных
стартап-проектов и прочих;
13
– превалирование МСП в общей структуре ВВП страны (свыше 75-85%
в зависимости от выбранного периода экономического развития);
– лидерство в области подачи и регистрации патентов (65% от общего
числа), технических новшеств (75%) и новых продуктов или услуг (80%);
– высокие показатели занятости населения (80% в общей структуре
занятости страны);
– производство свыше 50% объемов от общих категорий товарного
экспорта и др.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство в Китае является
самой развитой и значимой как с точки зрения фактических качественных
результатов, так и количественных показателей. Обуславливается это как
культурно-историческими, так и социально-экономическими факторами,
важнейшую роль среди которых сыграло активное стимулирование и
реформирование преобразований на внутреннем рынке. Китайское
правительство активно поощряет вхождение новых высокотехнологичных и
инновационных субъектов МСП, создает специальные территории и
привлекает иностранный капитал для развития подобных компаний [14].
3.
Россия. Сравнительная характеристика отечественной экономики
с опытом США и Китая становится наглядной демонстрацией происходящих
в последние годы тенденций и изменений в области стимулирования
экономической активности субъектов МСП. Традиционно в России принято
ориентироваться на классификацию МСП на микро- (до 15 чел. в штате, 120
млн. выручки в год), малые (до 100 чел. в штате, 800 млн. выручки в год) и
средние предприятия (до 250 чел. в штате, 2000 млн. выручки в год) [16]. В
России малый и средний бизнес придерживается стратегии удовлетворения
тех специфических потребностей населения, которые не могут быть гибко и
своевременно удовлетворены со стороны крупнейших экономических
субъектов. Вместе с тем современная ситуация в области развития бизнеса
характеризуется тем, что государство не только создает выгодные условия для
ведения бизнеса (вводит целую систему льгот и мер поддержки), но и
14
одновременно с этим усложняет проведение экономических операций,
усиливает налоговую нагрузку и ограничивает потенциал развития многих
организаций [20]. Сегодня общее количество субъектов МСП в России
достигло отметки в 5,9 млн., в которых занято свыше 15 млн. чел.; на долю
сектора МСП приходится 20,1% ВВП по итогам 2021 г. Специфические
особенности МСП России характеризуются рядом тенденций [1; 3; 6; 19]:
Во-первых, превалирование в общей структуре микропредприятий, на
долю которых приходится 96% от всех МСП; наряду с этим доля средних
предприятий не достигает и 0,01%.
Во-вторых, разноуровневое распределение занятого населения по
категориям субъектов МСП. Большая часть занятого населения приходится на
микро- и малые предприятия – 48% и 40% соответственно.
В-третьих,
это
преобладание
категории
индивидуальных
предпринимателей в структуре МСП над юридическими лицами (61% от
общего числа малого и среднего предпринимательства – индивидуальные
предприниматели).
В-четвертых, высокие объемы выручки таких отраслей в структуре
МСП, как оптовая и розничная торговля (по видам и направлениям),
обрабатывающая промышленность, а также строительство.
В-пятых, расширение системы доступных льгот и программ, особые
преференции для инновационных предприятий (конкурсы, гранты, льготы и
программы в области НИОКР), сокращение числа налоговых проверок и др.
В-шестых, высокая концентрация субъектов МСП в ряде наиболее
развитых регионов: Москва и Московская область (свыше 20%), Санкт-
Петербург (5,9%), Краснодарский край (4,5%), Свердловская область (3,5%).
Вместе с тем, 32% субъектов МСП России сконцентрирована в Центральном
федеральном округе; вторым по величине является Приволжский
федеральный округ (17%), а третьим и четвертым – Южный и Северо-
Западный по 11% на каждый соответственно.
15
Таким образом, сгруппируем ключевые сравнительные характеристики
малого и среднего предпринимательства в развитых странах (на примере
США, Китая и России) в табл. 1:
Таблица 1
Особенности малого и среднего предпринимательства в развитых
странах
Особенности
США
Китай
Россия
МСП
Критерии
Штат сотрудников
Деление субъектов
Деление субъектов
отнесения
до 500 чел., доход 7
МСП на микро- малые
МСП на микро-
компании к числу млн. долл. США в
и средние предприятия малые и средние
малой или
год на протяжении 3 с численностью до 20,
предприятия с
средней
последних лет.
300 и 1000 чел.
численностью до
Наличие
соответственно.
15, 100 и 250 чел.
собственной
Ежегодная выручка
соответственно.
системы критериев,
микропредприятий – до Ежегодная
варьирующихся в
3 млн. юаней, малых и
выручка
зависимости от
средних – до 20 и 400
микропредприятий
отрасли, региона,
млн. юаней
– до 120 млн. руб.,
специфических
соответственно.
малых и средних –
особенностей
до 800 и 2000 млн.
бизнеса и др.
руб.
соответственно.
Отраслевой
82% – сфера услуг (в Около 50% –
Около 10-11 % –
состав
т.ч. торговля оптовая добывающая
обрабатывающая
и розничная);
промышленность; 20%
промышленность;
13% – отрасль
– информационно-
10-11% –
промышленности;
коммуникационные
строительство;
5% – прочие.
технологии, 10% –
55-60% – оптовая
коммерческое
и розничная
обслуживание и аренда, торговля;
торговля оптовая и
10% – операции с
розничная; 20% – др.
недвижимым
отрасли.
имуществом;
10% – др. отрасли.
Вклад в
50% от ВВП (11,6
85% от ВВП (15 трлн.
20% от ВВП (0,35
ВВП/Размер
трлн. долл. США).
долл. США)
трлн. долл. США).
сектора, 2021 г.
Число субъектов
Свыше 30 млн.
Свыше 48 млн.
Свыше 5,9 млн.
МСП
Налогообложение От 1% до 21%
От 15% до 25% в
Основная ставка
корпоративного
зависимости от
по
налога в
категории предприятия. корпоративному
зависимости от
Минимальная ставка
налогу – 20%.
штата, типа
для предприятий в
организационно-
сфере ИКТ, 20% для
16
правовой формы и
малорентабельных
др.
предприятий.
Льготы и
Существует
Созданная система
Происходит общее
программы
обширная система
налоговых льгот, в
развитие льгот и
поддержки
как прямых, так и
рамках которых
программ
косвенных льгот и
предоставляется
поддержки,
преференций,
снижение ставки
значительно
регулируемых
налогообложения по
расширяется
Администрацией
таким налогам, как
доступность
малого бизнеса
НДС, НПО, налог на
кредитования, а
США.
поддержание
также
городского
увеличивается
строительства, сборы
число прямых
на образование,
преференций.
гербовые сборы и др.
Отсутствует
Кроме того, существует единый
система частных
централизованный
послаблений и пр.
орган по
преференций,
управлению
вырабатываемых
льготами.
Китайским центром
координации и
кооперации бизнеса
(CCBCC).
Источник: составлено автором
Таким образом, общие особенности МСП в развитых странах связаны с:
– превалированием сектора МСП в структуре ВВП (на что также
указывают исследования Д. Сеннерис, Н.В. Кваши, А.В. Козловой [16]; Д.А.
Плетнева, В.И. Бархатовк, К.А. Наумовой [13]; К.А. Смирновой [17] и др.);
– наличием достаточно обширной и вариативной системы мер
поддержки, от качества, доступности и общего количества которых зависит
степень прироста количества субъектов МСП;
– высоким участием субъектов МСП в организации занятости населения
– в развитых странах это показатель превышает 50-60% (на это указывают
М.В. Крылова [10]; Д.А. Молев [12]; Чжи Тан, Э.Х. Клайд [22]);
– высокой инновационной, инвестиционной и патентной активностью
(отмечено также в исследовании К.Г. Штефана [21]);
– фокусированием МСП на определенных ведущих отраслях и секторах
экономики, выбор которых диктуется специфическими особенностями
17
экономики конкретной страны и созданными стимулирующими условиями
(косвенно подтверждается в работе С.П. Земцова и А.А. Михайлова [8]).
Ключевые различия в области МСП развитых стран связаны с
конкретным вкладом в развитие экономики, распределением по секторам,
наличием уточненных льгот, налоговым режимом, приростом числа субъектов
малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ показывает,
что чем обширнее действующие программы поддержки и чем более точной
является классификация субъектов МСП, тем большее количество
организаций получает доступ к льготам. Важным отличием является
обширность классификации предприятий на микро-, малые и средние, наличие
вариативной системы учитывающихся факторов. Если в Китае по стандартной
классификации среднее предприятие может иметь персонал до 1000 чел., то
США и Россия значительно уступают по этому показателю в два и четыре раза
соответственно, что усложняет возможности по получению льгот со стороны
компаний. Однако в США данный фактор компенсируется высокой гибкостью
критериев, учитывающих отраслевой состав и прочие специфические
особенности конкретного субъекта предпринимательства, что расширяет
возможность получения льгот. В России подобная практика отсутствует.
Кроме того, значимым является наличие единого органа,
осуществляющего разработку льготных программ и взаимодействующего с
МСП на государственном уровне. В России подобный орган отсутствует, что
негативно сказывается на возможности получения прямой или косвенной
поддержки. Наиболее развитой система льгот для малого и среднего
предпринимательства представлена в США, поскольку в стране имеются
многие отличительные преференции, не характерные для других стран
(например, обязательная доля МСП в госзаказе, составляющая 23%;
интеграция субъектов МСП в оборонный комплекс страны).
Несмотря на существующие концептуальные отличия, для всех стран
существуют
общие
перспективы
развития
малого
и
среднего
предпринимательства, связанные с:
18
– участием в программах льготной поддержки и расширения,
ускоренным достижением за счет этого поставленных показателей
деятельности, вхождением все большего числа субъектов МСП в
экономические процессы, интеграцией в территориальные агломерации;
– цифровизацией внешних и внутренних бизнес-процессов, внедрением
информационно-коммуникационных технологий в деятельность субъектов
малого и среднего предпринимательства для повышения эффективности
хозяйственного процесса;
– созданием внутренних экосистем и интегрированных продуктов,
системных решений. И хотя подобные меры сегодня в большинстве случаев
рассматриваются на уровне крупнейших бизнес-структур, малый бизнес имеет
все возможности по масштабированию данных тенденций на собственные
бизнес-процессы;
– диверсификацией отраслевого состава и проникновением малого
бизнеса в нехарактерные для него сферы экономики отдельных
развивающихся стран. В перспективе это приводит к включению малого
бизнеса в сложные экономические системы, становясь условием развития и
накопления опыта.
Проведенный анализ перспектив развития малого и среднего
предпринимательства в развитых странах указывает на их тесно
взаимосвязанный характер, что представляется как объединение многих
перспектив на уровне бизнеса в качестве комплекса мер по повышению
эффективности. Дополнительным стимулирующим фактором является
смещение специфических особенностей хозяйственной деятельности
отдельных субъектов в сторону инновационно-ориентированных сфер
деятельности ввиду их приоритетного характера на уровне активно
продвигаемых государственных реформ.
Заключение
19
Таким образом, анализ современного состояния и перспектив развития
малого и среднего предпринимательства в развитых странах позволяет
установить, что:
1.
Общие особенности МСП связаны с увеличением места и роли
субъектов в структуре экономики, повышением вклада в ВВП. Чем более
развитой становится структура МСП и чем большее количество
экономических субъектов участвует в ней, тем большее влияние деятельность
сектора оказывает на показатели прироста ВВП. Кроме того, малое и среднее
предпринимательство становится главным источником занятости населения:
на его долю приходится от 50% мест трудоустройства в развитых странах.
Субъекты МСП характеризуются высокой инновационной, инвестиционной и
патентной активностью, ведущей к концентрации бизнеса на выполнении
определенных задач и удовлетворении конкретизированных потребностей,
подстраивании под требования рынка и текущей ситуации.
2.
Специфические различия малого и среднего предпринимательства
прослеживаются на уровне созданных мер поддержки и их доступности для
МСП, классификацией субъектов предпринимательства, а также конкретного
вклада в развитие экономики, распределения субъектов МСП по секторам и
регионам (территориальная и отраслевая концентрация). Каждая страна в
зависимости от специфических черт экономики обладает собственными
характерными отраслями, в которых доля МСП достигает максимальных
значений.
3.
Перспективы развития МСП в развитых странах строятся на
обширной цифровизации бизнес-процессов, повышении доступности льгот и
мер
поддержки,
их
активном
использовании,
масштабировании,
проникновении в нехарактерные для МСП сферы деятельности,
удовлетворении большего числа государственных запросов, создании
внутренних экосистем и интегрированных продуктов, системных решений
(инноваций) для более крупного бизнеса или государства в общем.
20
Литература
1.
В каких отраслях и регионах работает малый бизнес [Электронный
ресурс].
URL:
https://www.rbc.ru/economics/24/01/2022/61e690379a79478b014c4b22
(дата
обращения: 29.12.2022).
2.
В Китае насчитывается 48 млн средних, малых и
микропредприятий
[Электронный
ресурс].
URL:
http://russian.people.com.cn/n3/2022/0905/c31518-10143518.html
(дата
обращения: 03.01.2023).
3.
Влияние экосистемы МСП на мировую экономику [Электронный
ресурс]. URL: https://tass.ru/pmef-2017/4278934 (дата обращения: 04.01.2023).
4.
Государственная
политика
США
в
отношении
предпринимательства и малого бизнеса [Электронный ресурс]. URL:
https://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129175
(дата обращения:
28.12.2022).
5.
Доля малого бизнеса в США [Электронный ресурс]. URL:
https://evg-berg.livejournal.com/38883.html (дата обращения: 03.01.2023).
6.
Доля малого и среднего предпринимательства в валовом
внутреннем
продукте
[Электронный
ресурс].
URL:
https://www.fedstat.ru/indicator/59206 (дата обращения: 28.12.2022).
7.
Захарова Н.В. Малое и среднее предпринимательство в развитых
странах: основные особенности развития // Вестник РГГУ. Серия «Экономика.
Управление. Право». 2020. № 4. С. 88–102. DOI: 10.28995/2073-6304-2020-4-
88-102.
8.
Земцов С.П., Михайлов А.А. Тенденции и факторы развития
малого и среднего бизнеса в регионах России в период коронакризиса //
Экономическое развитие России. 2021. № 4(28). С. 34–45.
9.
Как государство поддерживает малый бизнес в США и что из этого
было бы полезно применять в России [Электронный ресурс]. URL:
https://rosinform.ru/column/Vitruk/484631-kak-gosudarstvo-podderzhivaet-malyy-
21
biznes-v-ssha-i-chto-iz-etogo-bylo-by-polezno-primenyat-v-rossii/
(дата
обращения: 06.01.2023).
10.
Крылова М.В. Особенности системы поддержки малого и среднего
предпринимательства в США // Российское предпринимательство. 2014. № 21
(267). С. 24–28.
11.
Малый бизнес в США [Электронный ресурс]. URL:
https://feinsteinpartners.ru/malii-biznes-v-ssha/ (дата обращения: 08.01.2023).
12.
Молев Д.А. Современное состояние МСБ в США и основные
проблемы его развития // Наука, образование и культура. 2020. № 3 (47). С. 19–
23.
13.
Плетнев Д.А., Бархатов В.И., Наумова К.А. Критерии малого и
среднего бизнеса в разных странах и его масштабы: сравнительное
исследование // Вестник ЧелГУ. 2021. № 6 (452). С. 147–161.
14.
Поддержка малого бизнеса в Китае [Электронный ресурс]. URL:
https://chinaorientir.com/kompaniya-v-kitae/podderzhka-malogo-biznesa-v-
kitae.html (дата обращения: 02.01.2023).
15.
Рейтинг стран Doing Business [Электронный ресурс]. URL:
https://archive.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 06.01.2023).
16.
Саннерис Д., Кваша Н.В., Козлов А.В. Особенности развития и
факторы ограничения роста малых промышленных предприятий в России // π-
Economy. 2015. № 6 (233). С. 58–66.
17.
Смирнова
К.А.
Особенности
малого
и
среднего
предпринимательства в Китае // Новые экономические исследования: сборник
статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С.
83–86.
18.
Средний и малый бизнес Китая – история формирования
[Электронный
ресурс].
URL:
https://www.prostobiz.ua/biznes/razvitie_biznesa/stati/sredniy_i_malyy_biznes_kit
aya_istoriya_formirovaniya (дата обращения: 03.01.2023).
22
19.
Статистика для национального проекта «малое и среднее
предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы» [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html
(дата обращения: 25.12.2022).
20.
Якушев Н.О. Особенности развития предпринимательства в
России // ЭВ. 2021. № 3 (26). С. 11–16.
21.
Stefan C.G., Hosszu A. Mihai A.B. Small and Medium-Sized
Enterprises (SMEs): The Engine of Economic Growth through Investments and
Innovation // Sustainability. 2020. № 12(1). DOI:10.3390/su12010347.
22.
Tang Zhi, Clyde E.H. The strategy configuration of Chinese SMEs //
Journal of Enterprising Culture. 2011. № 19(03). Pp. 229–259.
References
1. V kakih otraslyah i regionah rabotaet malyj biznes [Elektronnyj resurs].
URL:
https://www.rbc.ru/economics/24/01/2022/61e690379a79478b014c4b22
(data obrashcheniya: 29.12.2022).
2. V Kitae naschityvaetsya 48 mln srednih, malyh i mikropredpriyatij
[Elektronnyj resurs]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2022/0905/c31518-
10143518.html (data obrashcheniya: 03.01.2023).
3. Vliyanie ekosistemy MSP na mirovuyu ekonomiku [Elektronnyj resurs].
URL: https://tass.ru/pmef-2017/4278934 (data obrashcheniya: 04.01.2023).
4. Gosudarstvennaya politika SSHA v otnoshenii predprinimatel'stva i malogo
biznesa
[Elektronnyj
resurs].
URL:
https://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129175 (data obrashcheniya:
28.12.2022).
5. Dolya malogo biznesa v SSHA [Elektronnyj resurs]. URL: https://evg-
berg.livejournal.com/38883.html (data obrashcheniya: 03.01.2023).
6. Dolya malogo i srednego predprinimatel'stva v valovom vnutrennem
produkte [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59206 (data
obrashcheniya: 28.12.2022).
23
7. Zaharova N.V. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v razvityh stranah: osnovnye osobennosti razvitiya // Vestnik RGGU. Seriya «Ekonomika. Upravlenie.
Pravo». 2020. № 4. S. 88–102. DOI: 10.28995/2073-6304-2020-4-88-102.
8. Zemcov S.P., Mihajlov A.A. Tendencii i faktory razvitiya malogo i
srednego biznesa v regionah Rossii v period koronakrizisa // Ekonomicheskoe
razvitie Rossii. 2021. № 4(28). S. 34–45.
9. Kak gosudarstvo podderzhivaet malyj biznes v SSHA i chto iz etogo bylo
by
polezno
primenyat'
v
Rossii
[Elektronnyj
resurs].
URL:
https://rosinform.ru/column/Vitruk/484631-kak-gosudarstvo-podderzhivaet-malyy-
biznes-v-ssha-i-chto-iz-etogo-bylo-by-polezno-primenyat-v-rossii/
(data
obrashcheniya: 06.01.2023).
10. Krylova M.V. Osobennosti sistemy podderzhki malogo i srednego
predprinimatel'stva v SSHA // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2014. № 21 (267). S.
24–28.
11.
Malyj
biznes
v
SSHA
[Elektronnyj
resurs].
URL:
https://feinsteinpartners.ru/malii-biznes-v-ssha/ (data obrashcheniya: 08.01.2023).
12. Molev D.A. Sovremennoe sostoyanie MSB v SSHA i osnovnye problemy
ego razvitiya // Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2020. № 3 (47). S. 19–23.
13. Pletnev D.A., Barhatov V.I., Naumova K.A. Kriterii malogo i srednego
biznesa v raznyh stranah i ego masshtaby: sravnitel'noe issledovanie // Vestnik
CHelGU. 2021. № 6 (452). S. 147–161.
14. Podderzhka malogo biznesa v Kitae [Elektronnyj resurs]. URL:
https://chinaorientir.com/kompaniya-v-kitae/podderzhka-malogo-biznesa-v-
kitae.html (data obrashcheniya: 02.01.2023).
15.
Rejting
stran
Doing
Business
[Elektronnyj
resurs].
URL:
https://archive.doingbusiness.org/ru/rankings (data obrashcheniya: 06.01.2023).
16. Sanneris D., Kvasha N.V., Kozlov A.V. Osobennosti razvitiya i faktory
ogranicheniya rosta malyh promyshlennyh predpriyatij v Rossii // π-Economy. 2015.
№ 6 (233). S. 58–66.
24
17. Smirnova K.A. Osobennosti malogo i srednego predprinimatel'stva v Kitae // Novye ekonomicheskie issledovaniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj
nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2020. S. 83–86.
18. Srednij i malyj biznes Kitaya – istoriya formirovaniya [Elektronnyj
resurs].
URL:
https://www.prostobiz.ua/biznes/razvitie_biznesa/stati/sredniy_i_malyy_biznes_kit
aya_istoriya_formirovaniya (data obrashcheniya: 03.01.2023).
19. Statistika dlya nacional'nogo proekta «maloe i srednee predprinimatel'stvo
i podderzhka individual'noj predprinimatel'skoj iniciativy» [Elektronnyj resurs].
URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (data obrashcheniya: 25.12.2022).
20. YAkushev N.O. Osobennosti razvitiya predprinimatel'stva v Rossii // EV.
2021. № 3 (26). S. 11–16.
21. Stefan C.G., Hosszu A. Mihai A.B. Small and Medium-Sized Enterprises
(SMEs): The Engine of Economic Growth through Investments and Innovation //
Sustainability. 2020. № 12(1). DOI:10.3390/su12010347.
22. Tang Zhi, Clyde E.H. The strategy configuration of Chinese SMEs //
Journal of Enterprising Culture. 2011. № 19(03). Pp. 229–259.
25