Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ" В УЛУЧШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ" В УЛУЧШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобленков Максим Андреевич

В данной статье представлено исследование проекта «Малое и среднее предпринимательство». Показана актуальность реализации национального проекта, рассмотрен уровень участия малого бизнеса в экономике Российской Федерации и других стран. Указаны меры, предпринимаемые государством для поддержки малого и среднего предпринимательства, проведен анализ эффективности их реализации. Автором предложены собственные идеи, касательно того, каким образом бизнесу необходимо помогать в нашей стране. Сделан вывод, что именно должно измениться в Российской Федерации для улучшения положения частного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE NATIONAL PROJECT "SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP AND SUPPORT FOR INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL INITIATIVE" IN IMPROVING THE ECONOMIC CONDITION OF RUSSIAN FEDERATION

This article presents a study of the Small and Medium Entrepreneurship Project. The relevance of the national project is shown, the level of participation of small businesses in the economy of the Russian Federation and other countries is considered. The measures taken by the state to support small and medium-sized enterprises are specified, and an analysis of the effectiveness of their implementation has been carried out. The author offers his own ideas on how business should be helped in our country. It is concluded that exactly what needs to change in the Russian Federation is to improve the situation of the private sector of the economy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ" В УЛУЧШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 2964

Дата направления в редакцию: 31-11-2020 Дата рецензирования: 12-12-2020 Дата публикации: 20-12-2020

Кобленков Максим Андреевич

Студент факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве РФ, E-mail: maxim.koblenkov7@mail.ru

Понявина Мария Борисовна

Научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент департамента политологии, Финансовый университет при Правительстве РФ, E-mail: mbponyavina@fa.ru

Koblenkov Maxim Andreevich

Student of the faculty «Higher school of management», Financial University under the Government of the Russian Federation, E-mail: maxim.koblenkov7@mail.ru

Ponyavina Maria Borisovna

Scientific supervisor, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department ofpolitical science, Financial University under the Government of the Russian Federation, E-mail: mbponyavina@fa.ru

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» В УЛУЧШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE ROLE OF THE NATIONAL PROJECT «SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP AND SUPPORT FOR INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL INITIATIVE» IN IMPROVING THE ECONOMIC CONDITION OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация (нарус). В данной статье представлено исследование проекта «Малое и среднее предпринимательство». Показана актуальность реализации национального проекта, рассмотрен уровень участия малого бизнеса в экономике Российской Федерации и других стран. Указаны меры, предпринимаемые государством для поддержки малого и среднего предпринимательства, проведен анализ эффективности их реализации. Автором предложены собственные идеи, касательно того, каким образом бизнесу необходимо помогать в нашей стране. Сделан вывод, что именно должно измениться в Российской Федерации для улучшения положения частного сектора экономики.

Abstract (in Eng). This article presents a study of the Small and Medium Entrepreneurship Project. The relevance of the national project is shown, the level ofparticipation of small businesses in the economy of the Russian Federation and other countries is considered. The measures taken by the state to support small and medium-sized enterprises are specified, and an analysis of the effectiveness of their implementation has been carried out. The author offers his own ideas on how business should be helped in our country. It is concluded that exactly what needs to change in the Russian Federation is to improve the situation of the private sector of the economy.

Ключевые слова: национальный проект, малое и среднее предпринимательство, бизнес, экономика. Keywords: national project, small and medium-sized entrepreneurship, business, economy.

Национальный проект направлен на стабилизацию экономической ситуации в Российской Федерации и последующие развитие частного сектора российской экономики. Он предполагает упрощение условий регистрации новых субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства), а так же финансовую и иную поддержку уже действующих субъектов предпринимательства.

Проект рассчитан на шесть лет, с 2018-

2024 годы. В конце 2020 года можно подвести промежуточные итоги деятельности Министерства экономического развития в рамках данного проекта. Необходимо понять, какие из раннее задекларированных мер поддержки МСП реализованы и какой это дало результат. Кроме этого, значимым пунктом исследования является понимание дальнейших перспектив столь важного проекта для развития частного сектора экономики.[4]

Прежде всего, стоит разобраться, для чего в Российской Федерации предпринимаются попытки поддержания и развития малого и среднего предпринимательства. Практически во всех развитых странах мира МСП и государство являются партнерами. Сотрудничая, эти субъекты обеспечивают рост ВВП и общеэкономическое развитие страны. Доля субъектов малого и среднего бизнеса в ВВП этих стран составляет 50-60%, что говорит о том, что частный сектор играет огромную роль в экономике развитых государств (Великобритания - 51%, Германия - 53%, Нидерланды - 63%). Таким образом, осознание важности МСП в экономиках процветающих стран подтолкнуло начало изменений в этой сфере и в Российской Федерации. [2]

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» ставит перед собой сразу несколько приоритетных задач: увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей 19,2 миллионов человек на 1 июля 2018 года до 25 миллионов к 2024 году; повышение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП России с 22,3 % на тридцать первое декабря 2017 года до 32,5% к 2024 году; увеличение доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме не сырьевого экспорта (%) с 8,60 на 31 декабря 2017 года до 10 к 2024 году.

Куратором Национального проекта выступает А.Г. Силуанов - первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - министр финансов, руководителем - М.С. Орешкин - министр экономического развития Российской Федерации. Задачи проекта являются действительно весьма масштабными, стоит рассмотреть способы, с помощью которых Министерство экономического развития планирует их решить и реализовать заданные показатели. Все меры, предусмотренные проектом, сводятся к тому, чтобы помочь малому и среднему предпринимательству на каждом этапе его деятельности: от помощи в создании бизнес-идеи, далее - в регистрации стартапа получение финансирования для его реализации, после - обеспечение нормативной защищенности и льготного

финансирования и в конце - помощь в расширении бизнеса с выходом на экспорт.

План кажется весьма логичным. Для его реализации существуют пять федеральных проектов в рамках Национального проекта, а именно:

1. «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»;

2. «Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;

3. «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;

4. «Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации»;

5. «Популяризация предпринимательства».

Постепенно эти проекты реализуются, однако стоит более детально рассмотреть реальную помощь, которую получают субъекты МСП. [6]

Все же основными инструментами помощи предпринимателям являются льготное налогообложение и кредитование, а также государственное субсидирование. Именно в этих областях помощи малому и среднему бизнесу можно обнаружить проблемы и несоответствия с заявленными результатами. Прежде всего, стоит сказать о том, что средства, выделяемые из федерального бюджета, зачастую не доходят до субъектов малого и среднего предпринимательства. Это происходит, потому что около 63% процентов всех средств направлены в Корпорацию МСП и Банк МСП, которые уже должны распределять эти средства на местах.

Что касается льготного кредитования, то тут ситуация еще более сложная: инструмент кредитования под 6,5% годовых так и не был создан, максимум что могут получить субъекты МСП это кредит под 8,5% годовых - что неизбежно приведет к переплатам.

Исходя из этого, можно сказать о том, что необходимая субъектам МСП финансовая помощь просто не доходит до них или доходит, но не в тех количествах, которые реально необходимы, но при этом именно субъекты МСП оказываются ответственными за достижение поставленных проектом целей. Об этом говорилось в отчете Счетной палаты: получатели субсидий не отвечают за достижение его целевых показателей, а лица, ответ-

ственные за достижение показателей, не влияют на распределение средств и, как правило, не владеют информацией о деятельности получателей ресурсов. Все это говорит о том, что, несмотря на деятельность различных проектов, направленных на популяризацию и акселерацию предпринимательства, улучшение условий ведения бизнеса, приоритетные инструменты поддержки работают несогласованно и это сказывается на развитии МСП в нашей стране. [5]

Ко всему прочему, стоит добавить, что деятельность МСП банка и центров «Мой бизнес», которые созданы для помощи предпринимателям, оценивается ими весьма скептически. С одной стороны, услугами МСП банка пользуется совсем небольшое количество предпринимателей, согласно статистике: за 2019 год предприниматели получили кредитов лишь на 131 миллиард рублей, при целевом показателе в 1 триллион рублей. С другой стороны, многие из тех, кто пытался воспользоваться услугами МСП банка оказались разочарованы. Это также говорит о том, что реальной помощи субъектам МСП - недостаточно.

В целом, сегодня можно сказать о том, что темпы реализации Национального проекта пока что не соответствуют заявленным. Кроме причин, связанных с некорректной организацией финансовой и кредитной политики субъектам МСП, можно выделить также: снижение потребительского спроса из-за падения реальных доходов населения, повышение НДС с 18% до 20%, производственные ограничения, связанные с эпидемией корона-вируса. Все это сказалось на реализации проекта. Статистика свидетельствует о том, что на данный момент доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП России не только не увеличивается, но и уменьшается, количество занятых в частном секторе также сокращается. В отчете Счетной палаты за 2019 год также говорится о том, что: «Минэкономразвития России не выполнило поручение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальны проектам о включении в состав национального проекта методики отраслевой оценки влияния реализации мероприятий федеральных проектов на

численность занятых в МСП и вклад сектора МСП в ВВП» что доказывает тот факт, что реализация целей Национального проекта происходит с трудом. [1]

На данный момент разрабатывается новый паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». В нём повысится внимание к государственной поддержке субъектов МСП, кроме того, самозанятых также впишут в скорректированный паспорт Национального проекта, чтобы уже на начальном этапе формирования бизнеса государство оказывало ему помощь. Кроме корректировки содержания Национального проекта произошла смена его руководителей: в феврале 2020 года новым куратором проекта назначен вице-премьер Андрей Белоусов, а руководителем - новый Министр экономического развития Максим Решетников. Эти меры говорят о том, что результаты, которые были достигнуты за два года, не стали удовлетворительными. Возможно, с измененной структурой Национальный проект станет настоящим спасением частного сектора Российской экономики после пандемии короновируса. [6]

Таким образом, на наш взгляд, самое важное, что должно измениться, чтобы Национальный проект действительно реали-зовывался и сектор МСП развивался - это заинтересованность и деятельность государства. В условия пандемии практически все субъекты малого и среднего бизнеса нуждаются в государственной поддержке. Многие ее не получают и вследствие этого прекращают свое существование, чем сокращают свою роль в ВВП, экспорте, а также сокращается количество занятых граждан в сфере МСП. Сейчас необходимо создать структуру поддержки предприятий, которые бы напрямую могли получить помощь от государства. На данный момент времени такая помощь должна осуществляется под минимальный процент годовых (3-5%), так же для сектора МСП необходимо снизить ставку НДС на время их развития. В развитых странах, развитие частого сектора происходит без взимания налогов - это вполне логично, ведь текущие инвестиции в сектор МСП впоследствии окупятся за счет их участия в экспорте, внутренней торговли и налоговых поступлений. Именно этот вариант кажется действительно оправданным

в сложившейся кризисной ситуации, однако для этого необходима поддержка и заинтересованность государства. Лишь сотрудничая, частный и государственный сектор смогут обеспечить плавный выход из кризисной ситуации. В данной экономической обстановке очень важно, какая страна первой сможет преодолеть кризис и получить конкурентные преимущества на рынках сбыта. Для нашей страны это вдвойне важно, ведь это позволило бы догнать экономически более развитые страны.

В заключении стоит отметить, что реализация Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» протекает с переменным успехом, это связано как с объективной мировой экономической обстановкой, так и с субъективными ошибками и просчетами в области планирования. При этом факт понимания важности малого и среднего предпринимательства есть, цели поставлены. Это говорит лишь о том, что необходимо подобрать нужные инструменты реализации, для того что бы поставленные цели были достигнуты.

Библиография

1. Отчет счетной палаты: национальные проекты невыполнимы // [Электронный ресурс] // URL: https://udm-info.ru/article/general/03-02-2020/otchet-schetnoy-palaty-natsproekty-nevypolnimy // (Дата обращения: 15.12.2020)

2. Путин заявил о необходимости повысить долю малого бизнеса до 40% // [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a97d5509a794770536456f9 // (Дата обращения: 14.12.2020)

3. Росстат зафиксировал снижение доли малого и среднего бизнеса в экономике // [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 // (Дата обращения: 13.12.2020)

4. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» // [Электронный ресурс] // URL: https://futurerussia.gov.ru/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo // (Дата обращения: 13.12.2020)

5. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательства» // [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/rugovclassifier/864/events/ // (Дата обращения: 10.12.2020)

6. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательства и поддержка предпринимательской инициативы» // [Электронный ресурс] // URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_ iniciativy/ // (Дата обращения: 08.12.2020)

References (transliterated)

1. Otchet schetnoj palaty: nacional'nye proekty nevypolnimy // [Elektronnyj resurs] // URL: https://udm-info.ru/article/general/03-02-2020/otchet-schetnoy-palaty-natsproekty-nevypolnimy // (Data obrashcheniya: 15.12.2020)

2. Putin zayavil o neobhodimosti povysit' dolyu malogo biznesa do 40% // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a97d5509a794770536456f9 // (Data obrashcheniya: 14.12.2020)

3. Rosstat zafiksiroval snizhenie doli malogo i srednego biznesa v ekonomike // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 // (Data obrashcheniya: 13.12.2020)

4. Nacional'nyj proekt «Maloe i srednee predprinimatel'stvo» // [Elektronnyj resurs] // URL: https:// futurerussia.gov.ru/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo // (Data obrashcheniya: 13.12.2020)

5. Nacional'nyj proekt «Maloe i srednee predprinimatel'stva» // [Elektronnyj resurs] // URL: http:// government.ru/rugovclassifier/864/events/ // (Data obrashcheniya: 10.12.2020)

6. Nacional'nyj proekt «Maloe i srednee predprinimatel'stva i podderzhka predprinimatel'skoj iniciativy» // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_ maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ // (Data obrashcheniya: 08.12.2020)

© M.A. Кобленков, 2020

Ссылка на статью: Кобленков М.А. - Роль Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в улучшении экономического состояния Российской Федерации // Вести научных достижений. - 2020. - №10. - С. 40-44. DOI: 10.36616/2618-7612_2020_10_40 URL: https://www.vestind.ru/journals/vestind/releases/2020-10/ articles?View&page=40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.