УДК 330.552:69 : 338.242 КРАКОВСКАЯ ИРИНА НИКОЛАЕВНА
д.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2019-10-81 -93 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СТРОЙИНДУСТРИИ РЕСУРСОДЕФИЦИТНОГО РЕГИОНА
Аннотация. Предмет работы. В статье рассматривается специфика развития малого и среднего бизнеса в строительном комплексе ресурсодефицитного региона на примере одного из субъектов Приволжского федерального округа — Республики Мордовия. Методы исследования. Теоретической основой исследования послужили научные публикации современных исследователей по проблемам развития предпринимательства в России (в строительном комплексе, в частности). Использованы методы статистического, логического и контент-анализа. Информационную базу исследования составили официальные данные Росстата о деятельности субъектов среднего и малого строительного бизнеса в Республике Мордовия, стратегические документы Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и строительной отрасли, государственные целевые программы РМ и доклады об их реализации. Результаты. В статье проанализированы экзо- и эндогенные позитивные и негативные факторы, определяющие динамику и эффективность развития среднего и малого предпринимательства в строительном комплексе ресурсодефицитного региона. Область применения результатов. Изложенные в статье аналитические результаты могут быть использованы органами власти и управления субъектов РФ для принятия решений о направлениях и формах стимулирования предпринимательской инициативы и инновационной активности. Также материалы данной публикации могут быть востребованы исследователями проблем развития строительного бизнеса в регионах. Выводы. В ресурсодефицитном дотационном регионе с низкими доходами населения темпы, направления и риски развития среднего и малого строительного бизнеса в значительной степени обусловлены эффективностью государствен-
о 7Т cj «J ^
ной поддержки. Для достижения устойчивой конкурентоспособности предприятий стройиндустрии необходимо действенное стимулирование их инновационной активности.
Ключевые слова: среднее и малое предпринимательство, строительство, регион, государственное регулирование.
KRAKOVSKAYA IRINA NIKOLAEVNA
Ph.D in Economics, associate Professor, Professor, chair of management department at «National research Mordovian state University. N.P.Ogarev»,
email: [email protected]
STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM- SIZED BUSINESSES IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF A RESOURCE -DEFICIENT REGION
Abstract. The subject of the work. The article deals with the specifics of small and medium-sized business development in the construction complex of a resource-deficient region on the example of one of the subjects of the Volga Federal district — the Republic of Mordovia. Method of research. The theoretical basis of the study was the scientific publications of modern researchers on the problems of business development in Russia (in the construction sector, in particular). Statistical, logical, and content analysis methods were used. Information base of research was made the official Rosstat data about activity of subjects of small and medium construction business in the Republic of Mordovia, the strategic documents of the Russian Federation on develop-
ment of small and medium enterprises and the construction industry, the state target program of the RM and reports on their implementation. Results. The article analyzes Exo-and endogenous positive and negative factors that determine the dynamics and effectiveness of the development of medium and small businesses in the construction complex of a resource-deficient region. The scope of the results. The analytical results presented in the article can be used by the authorities and management of the Russian Federation subjects to make decisions on the directions and forms of stimulating entrepreneurial initiative and innovation activity. Also, the materials of this publication may be in demand by researchers of the problems of development of the construction business in the regions. Conclusions. In a resource-deficient subsidized region with low incomes, the pace, directions, and risks of developing medium-and small-scale construction businesses are largely determined by the effectiveness of state support. To achieve sustainable competitiveness of construction industry enterprises, it is necessary to effectively stimulate their innovation activity. Keywords: medium and small business, construction, region, state regulation.
Введение. Средний и малый бизнес — социально- и экономически значимый фактор развития страны в целом и всех ее регионов. В экономических исследованиях данному сектору экономики традиционно приписываются роли активного внедрения инноваций, развития конкуренции, заполнения не интересных крупному бизнесу рыночных ниш, удовлетворения потребительского спроса на локальных рынках, обеспечения занятости и повышения уровня доходов населения. Однако, по оценкам специалистов, потенциал среднего и малого бизнеса как в России в целом, так и в большинстве регионов используется далеко не в полной мере. «Малый бизнес в России в основном развивается в высоко урбанизированных регионах с крупными агломерациями и морских транзитных приграничных районах, он отстает в регионах с низким уровнем доходов и высокими инвестиционными рисками» [24]. В современной России малый бизнес не выполняет должным образом те функции, которые ему приписывает экономическая теория. Его вклад в инновации весьма скромен. Его антимонопольная роль не соответствует теоретическим положениям. Роль в создании рабочих мест заметна, но она не сопровождается ролью в создании доходов и соответствующими показателями производительности бизнеса [1, 4, 25].
«В последние годы значительный интерес вызывает влияние институтов на легкость ведения бизнеса в странах с переходной экономикой. В литературе отмечается, что институциональное качество имеет решающее значение для определения уровня развития предпринимательства ... в таких странах» [23].
Целью данной статьи является изучение специфики развития среднего и малого бизнеса в строительном комплексе ресурсодефицитного региона на примере одного из субъектов Приволжского федерального округа — Республики Мордовия (РМ).
Методы исследования. Исследование базируется на результатах: изучения публикаций современных исследователей по проблемам развития предпринимательства в России и в строительном комплексе, в частности; анализа статистических показателей деятельности субъектов среднего и малого строительного бизнеса Республики Мордовия в динамике и в сравнении со средними показателями развития предпринимательства в регионе; контент-анализа целевых программ и других нормативных документов, регламентирующих социально-экономическое развитие региона, а также докладов об их реализации.
В стройиндустрии республики (в столице и районах) действуют организации среднего и малого бизнеса как с большим опытом работы, созданные еще в 1990-е гг. на базе строительно -монтажных управлений либо «с нуля», так и совсем новые компании, успешно нашедшие свою нишу на данном рынке. Строительные компании республики выполняют широкий спектр работ — проектирование и строительство зданий (жилых домов, дач, офисов, производственных, торговых, социально-культурных, спортивных и иных объектов) и сооружений (мостов, аэродромов), дорожное строительство, геодезические и земляные работы, бурение скважин, высотные работы и альпинизм, изоляционные, кровельные, инженерные и электромонтажные работы, остекление, отделку фасадов и внутренних помещений, ремонт, установку вентиляции и систем кондиционирования, водоснабжения и отопительных систем, ландшафтный дизайн, благоустройство и озеленение территорий [7, 13]. Работы выполняются не
только на территории республики, но и в других регионах РФ.
На территории Республики Мордовия по состоянию на 1 января 2019 г. по виду экономической деятельности «Строительство» было зарегистрировано 8 средних и 1060 малых (в т. ч. микро) предприятий (77% всех строительных организаций региона), а также 962 индивидуальных предпринимателя. Число средних и малых строительных организаций за период 20152019 гг. незначительно сократилось, численность индивидуальных предпринимателей, напротив, выросла (табл. 1) [составлено автором по: 15, 20].
Таблица 1
Динамика численности хозяйствующих субъектов в строительстве Республики Мордовия по категориям бизнеса (по состоянию на 1 января, единиц)
Наименование показателя Год
2015 2016 2017 2018 2019
1. Число хозяйствующих субъектов в РМ, всего 31244 31918 31078 30864 30030
2. Число предприятий (организаций) в РМ, всего 14470 14820 14326 14000 13386
В т. ч. по виду экономической деятельности «Строительство» 1461 1546 1436 1370 1391
3. Число средних предприятий (организаций) в РМ, всего 93 94 92 84 81
В т. ч. по виду экономической деятельности «Строительство» 14 10 8 8 8
4. Число малых предприятий (организаций) (включая микропредприятия) в РМ, всего 7147 7811 7895 6909 6783
В т. ч. по виду экономической деятельности «Строительство» 1189 1317 1321 1117 1060
5. Численность индивидуальных предпринимателей в РМ, всего 15739 16040 15692 15803 15653
В т. ч. по виду экономической деятельности «Строительство» 632 713 727 794 962
Удельный вес средних и малых строительных предприятий (организаций) в общей численности хозяйствующих субъектов РМ существенно не изменился, но выросла доля индивидуальных предпринимателей, занятых в строительстве (табл. 2) [составлено автором по: 15, 20].
Таблица 2
Удельный вес предприятий (организаций) и индивидуальных предпринимателей, занятых в строительстве, в общей численности хозяйствующих субъектов Республики Мордовия, %
Наименование показателя Год
2015 2016 2017 2018 2019
1. Всего хозяйствующих субъектов 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
2. Удельный вес строительных предприятий (организаций) в общей численности хозяйствующих субъектов, всего 4,68 4,84 4,62 4,44 4,63
В т. ч.
средних предприятий (организаций) 0,30 0,29 0,30 0,27 0,27
малых предприятий (организаций) (включая микропредприятия) 22,87 24,47 25,40 22,39 22,59
3. Удельный вес индивидуальных предпринимателей, занятых в строительстве, в общей численности хозяйствующих субъектов 2,02 2,23 2,34 2,57 3,20
При этом доля средних предприятий строительства в общем числе средних предприятий в РМ за последние 8 лет сократилась с 16 до 10% (рис. 1), доля малых предприятий выросла с 14 до 16% (рис. 2) [составлено автором по: 6, 9-12, 14, 15].
Рис. 1. Удельный вес средних предприятий в строительстве в общем числе средних предприятий в Республике Мордовия, %
По числу малых предприятий строительство занимает второе место в республике после оптовой и розничной торговли.
Рис.
2. Удельный вес малых предприятий в строительстве в общем числе малых предприятий в Республике Мордовия, %
Доля индивидуальных предпринимателей, занятых в строительстве, в общей численности индивидуальных предпринимателей в РМ постепенно увеличивается и в настоящее время составляет около 6% (рис. 3) [составлено автором по: 20].
Среднесписочная численность занятых по виду экономической деятельности «Строительство» в РМ в 2011-2017 гг. на средних предприятиях сократилась с 3,6 до 1,0 тыс. чел., на малых предприятиях, напротив, увеличилась с 6 до 8,6 тыс. чел. (рис. 4) [составлено автором по: 6, 9-12, 14, 15]. Причем в кризисном 2014 г. численность работников малых строительных организаций в республике упала до 3,2 тыс. чел., но уже в следующем 2015 г. выросла более чем в 2 раза, что связано, в т. ч., с подготовкой к проведению Чемпионата мира по футболу - 2018. Доля работников малых строительных организаций в общей численности занятых на малых предприятиях РМ в эти годы претерпевала значительные колебания, достигнув в итоге 13,7% (рис. 5) [составлено автором по: 6, 9-12, 14, 15].
Рис. 3. Удельный вес индивидуальных предпринимателей, занятых в строительстве, в общей численности индивидуальных предпринимателей в Республике Мордовия, %
Рис. 4. Динамика численности занятых на средних и малых предприятиях Республики Мордовия по виду экономической деятельности «Строительство» в 2011-2017 гг., чел.
18,4
2011 2012 2013 2014 2015 2015 2017
Рис. 5. Доля работников малых строительных организаций в общей численности занятых на малых предприятиях Республики Мордовия, %
Показатели оборота малых предприятий РМ по виду экономической деятельности «Строительство» и среднемесячной начисленной заработной платы работников данных организаций свидетельствуют об успешном преодолении ими финансового кризиса 2014 г. Оборот вырос по сравнению с докризисным периодом примерно в 3 раза, заработная плата работников — почти на 50% (рис. 6а) [составлено автором по: 6, 9-12, 14, 15].
Рис. 6а. Динамика основных экономических показателей малых предприятий Республики Мордовия по виду экономической деятельности «Строительство» в 2011-2017 гг., абсолютные показатели
1.1
гон гп12 ¿013 юк 2015 ¿016 2017
■ Ср4ди*м*£лчнйй иач ислгнчан юрабо гнал плат! ра&р гм ики, % от л н^ог ичиого покаи «слн в среднем ло мллым предприятиям №1
■ Оборот. % о г обцсй воличинь! р&орота малых предприятий РМ
■ ИмМ^|ицци В ОСиОйнОЙ капитал, ЙОТ общйй fle.il НЧ|.1НЬ| ИНВЕСТИЦИЙ в. основной капитал |МЛл ы к првдпрюти* Р М
Рис. 6б. Динамика основных экономических показателей малых предприятий Республики Мордовия по виду экономической деятельности «Строительство» в 2011-2017 гг., % к соответствующему показателю по малым предприятиям РМ
Сравнение с показателями малого бизнеса республики по другим видам экономической деятельности позволяет сделать следующие выводы (рис. 6б) [составлено автором по: 6, 9-12, 14, 15]. Показатели оборота (по удельному весу) примерно соответствуют доле малых строительных предприятий в общем числе субъектов малого предпринимательства республики. Заработная плата работников малых строительных организаций ниже средних значений по малым предприятиям РМ, существенно уступая оплате труда квалифицированных работников малых предприятий в научно-технической сфере, здравоохранении, информатизации и связи, промышленности. Абсолютные и относительные значения инвестиций в основной капитал в строительном малом бизнесе РМ остаются невысокими, что обусловлено спецификой малого предпринимательства в строительстве (большой долей ручного труда, длительными сроками эксплуатации машин и оборудования при не столь высоких, как, например, в промышленности или связи, темпах морального износа основного капитала). При этом степень износа основных фондов строительных организаций РМ по данным официальной статистики на начало 2018 г. превысила 66% [15].
В то же время отрасль имеет определенный финансовый потенциал для обновления основ-
ного капитала и внедрения инноваций. Ее финансовое состояние в последние годы на фоне малых предприятий других видов деятельности относительно благополучно, о чем свидетельствует динамика сальдированного финансового результата деятельности малых предприятий в строительстве региона (табл. 3) [15]. Данный показатель по итогам 2017 г. превысил результат 2013 г. в 1,6 раза. Это самый высокий (после оптовой и розничной торговли) показатель малого бизнеса по видам деятельности в РМ, он вдвое превосходит аналогичные показатели для малых предприятий промышленности, сельского и лесного хозяйства [15].
Таблица 3
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) и удельный вес прибыльных малых предприятий в строительстве Республики Мордовия
Наименование показателя Год
2013 2014 2015 2016 2017
1. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) малых предприятий (организаций) всех видов деятельности (включая микропредприятия) в фактически действовавших ценах, млн руб. 3010,8 3602,7 3213,5 3434,5 2929,4
Из них в строительстве 476,6 388,4 610,0 683,1 745,4
2. Удельный вес прибыльных малых предприятий (организаций) всех видов деятельности (включая микропредприятия), % 78,1 78,0 78,6 78,1 78,3
Из них в строительстве 80,9 78,7 82,2 80,0 81,8
Доля прибыльных организаций в общем числе малых строительных предприятий республики практически стабильна и достигает 80% и более, превышая среднее значение данного показателя для малых предприятий всех видов деятельности.
В течение последних пяти лет малыми строительными организациями обеспечено 45,8% объема всех работ по виду экономической деятельности «Строительство» в республике, 82,8% инвестиций в основной капитал на развитие производственной базы строительства, 18% сальдированного финансового результата малых предприятий РМ и 99% данного результата всех строительных организаций региона, при заработной плате на уровне 67% от средней по строительному комплексу республики и 80% от средней в малом бизнесе (табл. 4) [составлено автором по: 15]. Приведенные цифры свидетельствуют о более высокой эффективности деятельности малых предприятий по сравнению с другими строительными организациями республики.
Таблица 4
Основные экономические показатели малых строительных предприятий Республики Мордовия в сравнении с показателями в целом по виду экономической деятельности «Строительство» в регионе в среднем за 2013-2017 гг., %
Показатель Значение
Среднемесячная начисленная заработная плата работников 67,1
Оборот 45,8
Инвестиции в основной капитал 82,8
Сальдированный финансовый результат 99,1
Многие средние и малые предприятия стройиндустрии РМ являются подрядчиками по государственным целевым программам, принимают участие в строительстве и реконструкции социально значимых объектов, что свидетельствует о высокой степени доверия опыту строителей.
За последние 5 лет в Мордовии введено в эксплуатацию почти 7 тысяч зданий жилого и нежилого назначения, более 50 объектов Чемпионата мира по футболу - 2018 (стадион, аэро-
порт, гостиницы, вокзалы, скверы, набережные), 500 км новых дорог. Был построен новый микрорайон «Юбилейный» с современной социальной инфраструктурой. Строятся новые агропромышленные объекты: два свиноводческих и четыре молочных комплекса (включая один из самых крупных в России) [1, 15].
Следует отметить высокую зависимость строительного комплекса республики (и, в частности, сегмента средних и малых предприятий) от государственного заказа, обусловленную в определенной мере низким уровнем доходов населения в регионе. Мордовия — республика с дотационным бюджетом, что создает риски нерегулярного финансирования осуществляемых строительных проектов.
В ближайшие годы основные усилия строителей РМ будут направлены на реализацию стратегических задач, поставленных в майском Указе президента России: строительство жилья и объектов соцкультбыта, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, создание комфортной среды проживания людей, как в Саранске, так и в районах республики. Планируется максимально использовать возможности национального проекта «Жилье и городская среда» и республиканской льготной ипотеки, развивать индивидуальное жилищное строительство. Большие возможности для дорожного строительства открывает национальный проект «Безопасные и качественные дороги», в соответствии с которым в ближайшие шесть лет в Мордовии планируется отремонтировать и заново построить свыше полутора тысяч километров дорог [1].
Помимо этого, в ближайшие пять лет строители республики будут задействованы в реализации мероприятий по государственным программам «Доступная среда», «Образование», «Социальная поддержка граждан», «Развитие культуры и туризма», «Формирование современной городской среды на территории Республики Мордовия», «Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности», «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия», «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Мордовия». Программами предусмотрены: строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов образования, социальной защиты и сферы занятости населения, здравоохранения, культуры, спорта, их адаптация к требованиям доступности для маломобильных групп населения; развитие материально-технической базы туризма; благоустройство дворовых и общественных территорий; строительство завода глубокой переработки отходов с производством альтернативного топлива; строительство и модернизация объектов агропромышленного комплекса, подъездных путей к ним, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами; улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности; строительство новых котельных, тепловых сетей, реконструкция и ремонт производственных объектов с учетом задач энергосбережения; развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования и др. [3].
Проблемам конкурентной среды на рынках строительно-монтажных и связанных с ними работ в республике уделяется внимание уже около 10 лет. С 2010 г. в соответствии с целевой программой «Развитие конкуренции в Республике Мордовия» на данных рынках реализуются мероприятия по «созданию условий для развития конкуренции и снятия излишней административной нагрузки на бизнес» [20]. Был разработан и реализован План мероприятий «дорожная карта» на 2015-2018 гг. по модернизации и повышению эффективности строительной отрасли в Республике Мордовия, повышению качества строительной продукции [17]. Дорожной картой были предусмотрены, в частности, разработка планов технического перевооружения и модернизации предприятий, содействие им в создании новых производств и освоении новых видов продукции, участии в строительных выставках, мероприятия по повышению уровня организации труда и увеличению заработной платы работников, совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата.
В Плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия на 2019-2022 гг. в качестве приоритетных для развития конкуренции в Мордовии выделены рынки жилищного, дорожного и иного капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, работ по благоустройству городской среды, производства строительных материалов. Предполагается стимулирование применения инновационных строительных технологий и материалов подрядчиками, размещение заказов на выполнение строительно-монтажных работ для государственных нужд на конкурентной основе, экономически рациональное дробление этих заказов с целью привлечения к их выполнению большего числа субъектов бизнеса [18].
Следует отметить, что мероприятия новой дорожной карты, как и в предшествующие годы, носят декларативный характер и в значительной степени сводятся к контрольно-консультативным действиям органов государственной власти и управления. При этом требуют решения проблемы, которые уже в течение многих лет отмечаются исследователями и практиками как системные препятствия для развития строительства в общероссийском масштабе. В их числе — нехватка инфраструктурно обеспеченных земельных участков для застройки, сложности с присоединением к электросетевым и иным коммуникациям. По результатам массового и экспертного опросов представителей предпринимательского сообщества РМ в 2018 г. о наличии административных барьеров при получении разрешения на строительство заявили 16,9% опрошенных, о барьерах при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства, получении государственной поддержки — 11,7% респондентов. За последние годы, по оценкам предпринимателей республики, уровень этих барьеров не снизился [20].
Кроме того, сохраняется высокая степень зависимости строительного комплекса в республике, как и в стране в целом, от импорта материалов, оборудования, машин и механизмов. При этом продукция региональных производителей строительных материалов востребована не в полной мере, т. е. недостаточно конкурентоспособна. Очевидна необходимость активизации инновационной деятельности организаций стройиндустрии для преодоления их технологической отсталости, материало- и трудозатратности, для полноценного выполнения масштабных задач по реализации социально значимых и инфраструктурных проектов. Но заинтересованность предприятий в инновациях в сложившихся условиях недостаточна (поскольку сохраняется приоритет низкой цены работ при заключении контрактов, особенно государственных, неэффективный контроль качества их выполнения).
Информация об инновационной активности строительного комплекса РМ в течение последних лет в публикациях Мордовиястата не представлена. По данным Росстата, затраты на технологические инновации в 2017 г. осуществляли 14% отечественных компаний, зарегистрированных по виду деятельности «производство кровельных работ», по прочим строительным работам удельный вес инновационно активных организаций не превышал 1% [19, с. 406].
В подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016-2024 гг.» государственной программы экономического развития Республики Мордовия отраслевой аспект не учтен (нет специальных мероприятий по стимулированию предпринимательской активности и повышению эффективности малого бизнеса в строительстве) [3]. В государственной программе научно-инновационного развития РМ на 2013-2021 гг. строительный сектор не обозначен в качестве приоритета, основной акцент сделан на развитие инновационных компаний в рамках промышленных кластеров, в сфере информационных технологий и на развитие инфраструктуры инновационной деятельности [3]. К слову, меры по развитию среднего и малого предпринимательства конкретно для строительного комплекса (как, впрочем, и для других видов экономической деятельности) не представлены и в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. [21]. В разработанном Минстроем России проекте Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 г., который в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве РФ, специальные мероприятия по развитию малого и среднего бизнеса тоже не отражены [22].
Для Мордовии, не обладающей запасами востребованных на глобальном рынке полезных ископаемых, вопросы инновационного развития разных отраслей экономики, более эффективного использования современных наукоемких технологий имеют особую актуальность [5, 8].
Но в сложившейся ситуации сложно рассчитывать на то, что средний и малый строительный бизнес станет одним из драйверов инноваций в республике, хотя применение новых технологий позволило бы сократить сроки и себестоимость работ, улучшить их качество и расширить ассортимент, повысить конкурентоспособность средних и малых строительных компаний на региональном и межрегиональном рынках.
Результаты. Средний и малый бизнес испытывает на себе влияние тех же системных вызовов, что и экономика России в целом. В их числе — глобализация, усиление конкуренции и урбанизации, ускоренные радикальные технологические изменения, превращение информации и человеческого капитала в основные конкурентные преимущества. В то же время его развитие сдерживается эндогенными для страны факторами — устареванием и разрушением производственного и кадрового потенциала в отраслях реального сектора экономики, ее высокой импортозависимостью и слабой инновационной активностью, низкоэффективным государственным регулированием с преобладанием бюджетного финансирования над инвестиционным. Свою «лепту» вносят также отраслевые и региональные факторы.
В частности, в качестве препятствий для развития среднего и малого бизнеса в строительстве называются: противоречивость и сложность систем нормативно-правового и технического регулирования отрасли при высокой степень зарегулированности бизнеса, доминирование ручного труда при низкой квалификации работников, чрезмерная материало- и энергоемкость, отсутствие реальных стимулов к повышению качества работ. Назрела необходимость количественных и качественных преобразований в строительной отрасли, для того чтобы она могла отвечать вызовам времени, но изменения происходят крайне медленно [4, 16, 22].
«Возможности роста малого бизнеса определяются не только предпринимательской инициативой и его внутренним потенциалом, но и внешними условиями, к числу которых относятся законодательные и нормативные рамки, устанавливаемые государством» [16]. При этом «существует достаточно четко сформулированный круг проблем ..., который должен служить ориентиром при разработке политики, связанной с малым бизнесом, в которой основной акцент должен быть сделан на региональном уровне, позволяющем учитывать региональные особенности и различия» [25]. В то же время «корреляция между показателями развития малого предпринимательства и его государственной поддержки в российских регионах показала низкую эффективность принимаемых мер» [24].
Средний и малый строительный бизнес в Республики Мордовия — это 77% всех строительных организаций региона (в которых занято 25% работников предприятий строительства) и около тысячи индивидуальных предпринимателей. Малыми предприятиями выполняется около 50% объема всех работ по виду экономической деятельности «Строительство» в республике, осуществляется 83% инвестиций в основной капитал на развитие производственной базы строительства. Финансовое состояние малого строительного бизнеса в РМ в последние годы на фоне малых предприятий других видов деятельности относительно благополучно. В значительной степени этому способствует динамичное жилищное и дорожное строительство в республике. За последние 5 лет малые строительные организации обеспечили 18% сальдированного финансового результата малых предприятий РМ и 99% данного результата всех строительных организаций региона, при заработной плате на уровне 67% от средней по строительному комплексу республики и 80% от средней в малом бизнесе. Приведенные данные свидетельствуют о более высокой эффективности деятельности малых предприятий по сравнению с другими строительными организациями республики.
Тем не менее динамика показателей развития малого и среднего предпринимательства в строительстве РМ неустойчива. Отрасль в значительной степени зависима от государственных заказов и бюджетного финансирования (в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в РМ доля бюджетных средств за последние 5 лет выросла с 25 до 40%) [15, с. 406]. Республика активно участвует в реализации Национальных проектов, строительный комплекс регулярно задействован в подрядных работах по государственным программам. Спектр и география работ, выполняемых средними и малыми предприятиями стройиндустрии, расширяются. Они активно пытаются выходить на рынки других регионов РФ. В рамках республиканской программы и планов развития конкуренции правительством республики предпринимались также специальные меры по модернизации и повышению эффективности строи-
тельного комплекса региона (к сожалению, заключавшиеся, в основном, в оказании консультативной помощи предприятиям). В то же время ряд тендеров по подрядным работам, реализуемым в рамках целевых программ развития республики, был выигран строительными компаниями из других регионов. С одной стороны, это можно рассматривать как положительную тенденцию (повышение конкуренции на рынке должно способствовать росту качества работ), с другой — как свидетельство необходимости активизации инновационной деятельности среднего и малого строительного бизнеса республики в целях обеспечения ему новых устойчивых конкурентных преимуществ.
Выводы. Исследование динамики и особенностей развития среднего и малого предпринимательства в строительном комплексе Республики Мордовия показало, что в ресурсодефицит-ном дотационном регионе с низкими доходами населения темпы, направления и риски развития строительного бизнеса в значительной степени обусловлены государственной поддержкой. Конкурентная борьба предприятий в условиях недостаточной обеспеченности ресурсами порождает стремление снизить издержки за счет экономии на персонале и обновлении основного капитала. Государственная поддержка отрасли в республике (в т. ч. сегмента среднего и малого бизнеса) сводится в основном к обеспечению ее заказами. Но для достижения и поддержания устойчивой конкурентоспособности предприятий стройиндустрии необходимо действенное стимулирование их инновационной активности.
Литература
1. Антохина, Ю. А., Гузикова, Л. А., Видякина, В. А. Экономическая роль малого бизнеса в современной России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). С. 14-18.
2. Глава Мордовии Владимир Волков: «Строительство всех наших важных объектов стало возможным благодаря президенту России» // Глас народа. Интернет-газета. 11.08.2018 [Электронный ресурс]. — URL : https://glasnarod.ru/rossiya/respublika-mordoviya/193573-glava-mordovii-vladimir-volkov-lstroitelstvo-vsex-nashix-vazhnyx-obektov-stalo-vozmozhnym-blagodarya-prezidentu-rossiir (дата обращения 25.09.2019).
3. Государственные программы Республики Мордовия на 2019 г. : тексты [Электронный ресурс]. — URL : http://mineco.e-mordovia.ru/target-programs/(дата обращения 25.09.2019).
4. Гузикова, Л. А. Управление ростом предприятий малого бизнеса в строительной отрасли : монография /Л. А. Гузикова, Д. С. Негашев, Д. В. Гильманов. — СПб. : Астерион, 2017.
5. Градусова, В. Н. Развитие малого предпринимательства в высокотехнологичной сфере : опыт Республики Мордовия [Электронный ресурс] / В. Н. Градусова, Л. Н. Липатова //Научное обозрение: электрон. журн. 2018. № 4. — URL : https://srjournal.ru/wp-content/uploads/2018/11/ID142.pdf (дата обращения 17.08.2019).
6. Деятельность предприятий малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия : стат. бюллетень / Федеральная служба государственной статистики, Мордовиястат. — Саранск, март 2015.
7. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства РФ. Офиц. сайт. [Электронный ресурс]. — URL : https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения 27.08.2019).
8. Липатова, Л. Н., Градусова, В. Н., Тулапин, С. А. Основные направления и результаты государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. 2016. № 1. С. 105-115.
9. Малое и среднее предпринимательство Республики Мордовия в 2011 г.: стат. бюллетень / Федеральная служба государственной статистики, Мордовиястат. — Саранск, 2012.
10. Малое и среднее предпринимательство Республики Мордовия в 2012 г. : стат. бюллетень / Федеральная служба государственной статистики, Мордовиястат. — Саранск, 2013.
11. Малое и среднее предпринимательство Республики Мордовия в 2013 г. : стат. бюллетень / Федеральная служба государственной статистики, Мордовиястат. — Саранск, 2014.
12. Малое и среднее предпринимательство Республики Мордовия в 2016 г. : стат. бюллетень / Федеральная служба государственной статистики, Мордовиястат. — Саранск, 2017.
13. Малый бизнес Мордовии : монография. — Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2018.
14. Малый и средний бизнес в Республике Мордовия в 2015 г. (итоги сплошного наблюдения) : стат. бюллетень / Федеральная служба государственной статистики, Мордовиястат. — Саранск. 2017.
15. Мордовия : стат. ежегодник / Мордовиястат. — Саранск, 2018. Негашев, Д. С. Методическое обеспечение стратегического планирования устойчивого развития субъектов малого предпринимательства : на примере строительного бизнеса : дис. канд. экон. наук. — СПб, 2019 [Электронный ресурс]. — URL : https://unecon.ru/sites/default/files/d23negashevds.pdf (дата обращения 10.10.2019).
16. План мероприятий («дорожная карта») на 2015-2018 гг. по модернизации и повышению эффективности строительной отрасли в Республике Мордовия, повышению качества строительной продукции в целях выполнения задач указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-
коммунальных услуг». Утв. распоряжением Правительства РМ от 16 февраля 2015 г. № 100-Р [Электронный ресурс]. — URL : http://mineco.e-mordovia.ru/upload/
medialibrary/898/89802258e9b83e6db558073b4823e9df.pdf (дата обращения 10.10.2019).
17.План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия на 2019-2022 гг. Утв. распоряжением главы РМ от 11 октября 2019 г. № 582-РГ [Электронный ресурс]. — URL : http://mineco.e-mordovia.ru/upload/ medialibrary/4ff/4ff3f88cdf4538a2533711f1b2d2c28f.pdf (дата обращения 10.10.2019).
18. Россия в цифрах. 2019 : крат. стат. сб. /Росстат. — M., 2019.
19. Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Мордовия в 2018 г. : доклад. Утв. Протокольным решением Координац. совета по развитию конкуренции при главе РМ от 26 февраля 2019 г. № 1/кс [Электронный ресурс]. — URL : http://mineco.e-mordovia.ru/the-development-of-competition/the-r5eport-the-state-and-development-of-competitive-environment-in-the-markets -of-goods-works-and-se/index.php (дата обращения 25.09.2019).
20. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. Утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 года № 1083-р [Электронный ресурс]. — URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/ (дата обращения 10.10.2019).
21. Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 г. : проект [Электронный ресурс]. — URL : http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/bc0/Raporyazhenie-STRATEGIYA-_2030.pdf (дата обращения 10.10.2019).
22. Yukhanaev, A., Fallon, G., Baranchenko, Y. & Anisimova, A. An Investigation into the Formal Institutional Constraints that Restrict Entrepreneurship and SME Growth in Russia // Journal of East-West Business. 2015. No. 21:4. P. 313-341. DOI: 10.1080/10669868.2015.1092190.
23. Kreidenko, T. F. and Mironova, M. N. Modern Small Business in Russia // Regional Research of Russia. 2012. Vol. 2. No. 4. P. 358-363 [Электронный ресурс]. — URL : https://www.researchgate.net/ publication/257865972_Modern_small_business_in_Russia (дата обращения 25.09.2019).
24. Guzikova. L. Small business in Russia as an economic and social phenomenon //Megatrend review. 2016. Vol. 13. No. 2. P. 189-202 [Электронный ресурс]. — URL : https://scindeks-clanci.ceon.rs/data/pdf/1820-3159/2016/1820-31591602189G.pdf (дата обращения 25.09.2019).
References:
1. Antohina, YU. A., Guzikova, L. A., Vidyakina, V. A. Ekonomicheskaya rol' malogo biznesa v sovremennoj Rossii //Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2015. № 4 (33). S. 14-18.
2. Glava Mordovii Vladimir Volkov: «Stroitel'stvo vsekh nashih vazhnyh obektov stalo vozmozhnym blago-darya prezidentu Rossii» // Glas naroda. Internet-gazeta. 11.08.2018 [Elektronnyj resurs]. — URL : https:// glasnarod.ru/rossiya/respublika-mordoviya/193573-glava-mordovii-vladimir-volkov-lstroitelstvo-vsex-nashix-vazhnyx-obektov-stalo-vozmozhnym-blagodarya-prezidentu-rossiir (data obrashcheniya 25.09.2019).
3. Gosudarstvennye programmy Respubliki Mordoviya na 2019 g. : teksty [Elektronnyj resurs]. — URL : http://mineco.e-mordovia.ru/target-programs/(data obrashcheniya 25.09.2019).
4. Guzikova, L. A. Upravlenie rostom predpriyatij malogo biznesa v stroitel'noj otrasli : monografiya / L. A. Guzikova, D. S. Negashev, D. V. Gil'manov. — SPb. : Asterion, 2017.
5. Gradusova, V. N. Razvitie malogo predprinimatel'stva v vysokotekhnologichnoj sfere : opyt Respubliki Mordoviya [Elektronnyj resurs] / V. N. Gradusova, L. N. Lipatova //Nauchnoe obozrenie: elektron. zhurn. 2018. № 4. — URL : https://srjournal.ru/wp-content/uploads/2018/11/ID142.pdf (data obrashcheniya 17.08.2019).
6. Deyatel'nost' predpriyatij malogo i srednego predprinimatel'stva v Respublike Mordoviya : stat. byulleten' / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, Mordoviyastat. — Saransk, mart 2015.
7. Edinyj reestr subUktov malogo i srednego predprinimatel'stva RF. Ofic. sajt. [Elektronnyj resurs]. — URL : https://ofd.nalog.ru/index.html (data obrashcheniya 27.08.2019).
8. Lipatova, L. N., Gradusova, V. N., Tulapin, S. A. Osnovnye napravleniya i rezul'taty gosudarstvennoj pod-derzhki malogo biznesa v Respublike Mordoviya // Vestnik NII gumanitarnyh naukpri Pravitel'stve RM. 2016. № 1. S. 105-115.
9. Maloe i srednee predprinimatel'stvo Respubliki Mordoviya v 2011 g.: stat. byulleten'/Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, Mordoviyastat. — Saransk, 2012.
10. Maloe i srednee predprinimatel'stvo Respubliki Mordoviya v 2012 g. : stat. byulleten' /Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, Mordoviyastat. — Saransk, 2013.
11. Maloe i srednee predprinimatel'stvo Respubliki Mordoviya v 2013 g. : stat. byulleten' /Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, Mordoviyastat. — Saransk, 2014.
12. Maloe i srednee predprinimatel'stvo Respubliki Mordoviya v 2016 g. : stat. byulleten' /Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, Mordoviyastat. — Saransk, 2017.
13. Malyj biznes Mordovii: monografiya. — Saransk: Tip. «Kras. Okt.», 2018.
14. Malyj i srednij biznes v Respublike Mordoviya v 2015 g. (itogi sploshnogo nablyudeniya) : stat. byulleten' / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, Mordoviyastat. — Saransk. 2017.
15. Mordoviya : stat. ezhegodnik /Mordoviyastat. — Saransk, 2018. Negashev, D. S. Metodicheskoe obespech-enie strategicheskogo planirovaniya ustojchivogo razvitiya subektov malogo predprinimatel'stva : na primere stroitel'nogo biznesa : dis. kand. ekon. nauk. — SPb, 2019 [Elektronnyj resurs]. — URL : https://unecon.ru/ sites/default/files/d23negashevds.pdf (data obrashcheniya 10.10.2019).
16. Plan meropriyatij («dorozhnaya karta») na 2015-2018 gg. po modernizacii i povysheniyu effektivnosti stroitel'noj otrasli v Respublike Mordoviya, povysheniyu kachestva stroitel'noj produkcii v celyah vypolneniya zadach ukazov Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 g. № 596 «0 dolgosrochnoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj politike» i № 600 «0 merah po obespecheniyu grazhdan Rossijskoj Federacii dostupnym i
komfortnym zhil'em i povysheniyu kachestva zhilishchno-kommunal'nyh uslug». Utv. rasporyazheniem Pravi-tel'stva RM ot 16 fevralya 2015 g. № 100-R [Elektronnyj resurs]. — URL : http://mineco.e-mordovia.ru/ upload/medialibrary/898/89802258e9b83e6db558073b4823e9df.pdf (data obrashcheniya 10.10.2019).
17.Plan meropriyatij («dorozhnaya karta») po sodejstviyu razvitiyu konkurencii v Respublike Mordoviya na 2019-2022 gg. Utv. rasporyazheniem glavy RM ot 11 oktyabrya 2019 g. № 582-RG [Elektronnyj resurs]. — URL : http://mineco.e-mordovia.ru/upload/medialibrary/4ff/4ff3f88cdf4538a2533711f1b2d2c28f.pdf (data obrashcheniya 10.10.2019).
18. Rossiya v cifrah. 2019 : krat. stat. sb. /Rosstat. — M., 2019.
19. Sostoyanie i razvitie konkurentnoj sredy na rynkah tovarov, rabot i uslug Respubliki Mordoviya v 2018 g. : doklad. Utv. Protokol'nym resheniem Koordinac. soveta po razvitiyu konkurencii pri glave RM ot 26 fevralya 2019 g. № 1/ks [Elektronnyj resurs]. — URL : http://mineco.e-mordovia.ru/the-development-of-competition/the -r5eport-the-state-and-development-of-competitive-environment-in-the-markets-of-goods-works-and-se/ index.php (data obrashcheniya 25.09.2019).
20. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 g. Utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 2 iyunya 2016 goda № 1083-r [Elektronnyj resurs]. — URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/(data obrashcheniya 10.10.2019).
21. Strategiya razvitiya stroitel'noj otrasli Rossijskoj Federacii do 2030 g. : proekt [Elektronnyj resurs]. — URL : http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/bc0/Raporyazhenie-STRATEGIYA-_2030.pdf (data obrashcheniya 10.10.2019).
22. Yukhanaev, A., Fallon, G., Baranchenko, Y. & Anisimova, A. An Investigation into the Formal Institutional Constraints that Restrict Entrepreneurship and SME Growth in Russia // Journal of East-West Business. 2015. No. 21:4. P. 313-341. DOI: 10.1080/10669868.2015.1092190.
23. Kreidenko, T. F. and Mironova, M. N. Modern Small Business in Russia // Regional Research of Russia. 2012. Vol. 2. No. 4. P. 358-363 [Elektronnyj resurs]. — URL : https://www.researchgate.net/ publication/257865972_Modern_small_business_in_Russia (data obrashcheniya 25.09.2019).
24. Guzikova. L. Small business in Russia as an economic and social phenomenon //Megatrend review. 2016. Vol. 13. No. 2. P. 189-202 [Elektronnyj resurs]. — URL : https://scindeks-clanci.ceon.rs/data/pdf/1820-3159/2016/1820-31591602189G.pdf (data obrashcheniya 25.09.2019).