УДК: 631.1:332.1(470.345)
Баландина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, РФ е-mail: [email protected] Волкова Марина Валерьевна, магистрант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, РФ е-mail: [email protected]
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕГИОНЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу применения программно-целевого подхода в управлении развитием сельского хозяйства в Республике Мордовия. В статье рассмотрены основные государственные программы Республики Мордовия, в такой приоритетной сфере развития региона как сельское хозяйство, а также прослежена взаимосвязь между осуществлением программно-целевого регулирования и изменением развития сельского хозяйства Республики Мордовия. Представлены сведения о выполнении основных показателей (индикаторов) Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мер, направленных на совершенствование аграрной экономической политики Республики Мордовия.
Ключевые слова: сельское хозяйство, Республика Мордовия, агропромышленный комплекс, государственная программа, оценка эффективности, аграрная политика
Balandina Svetlana Vladimirovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "national research Mordovian State University. N. P. Ogarev",
Saransk, Russia e-mail: balandinasw@yandex ru Volkova Marina Valeryevna, master's degree student in the field of training "State and municipal management "of the faculty ofEconomics, Federal state budgetary educational institution of higher education "National research Mordovian state University. N. P. Ogarev", Saransk, Russia e-mail: marina. volkova@mail. ru
PROGRAM AND TARGET APPROACH IN MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE REGION
Annotation. The article is devoted to the analysis of application of program-target approach in management of development of agriculture in the Republic of Mordovia. The article deals with the main state programs of the Republic of Mordovia, in such a priority area of development of the region as agriculture, as well as the relationship between the implementation of program-target regulation and changes in the development of agriculture of the Republic of Mordovia. Data on the implementation of the main indicators (indicators) Of the state program of the Republic of Mordovia of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 are presented. The results of the study can be used in the development of measures aimed at improving the agricultural economic policy of the Republic of Mordovia.
Keywords: agriculture, Republic of Mordovia, agro-industrial complex, state program, efficiency assessment, agricultural policy
В современных условиях развития сельского хозяйства для стабилизации деятельности и экономического подъема отрасли необходим переход преимущественно на программно-целевое управление. В этом отношении важное значение имеет разработка и реализация целевых программ на региональном уровне. Это приведет к более эффективному управлению сельским хозяйством.
В Республике Мордовия на 1 января 2017 года реализуется 27 государственных программ Республики Мордовия, в том числе в такой приоритетной сфере развития региона как сельское хозяйство: Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, Государственная программа «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года», Государственная программа Республики Мордовия «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы, Государственная программа «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы и прочие программы, частично затрагивающие развитие сельского хозяйства.
Как отмечено выше, постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. № 404 утверждена и реализуется Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа) [3]. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса Республики Мордовия с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию. Целями Государственной программы являются: обеспечение роста объемов производства основных видов
продукции агропромышленного комплекса республики; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой республиканскими сельхозтоваропроизводителями, на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию; повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса Республики Мордовия; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства; обеспечение эпизоотического благополучия; устойчивое развитие сельских территорий; создание и совершенствование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе Республики Мордовия, способствующей решению стратегических задач социально-экономического и демографического развития республики [3].
Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении ее основных показателей (10 индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм (63 индикатора). В результате реализации Государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей Доктрины [3].
Валовой сбор зерна повысится к 2020 г. до 1400 тыс. тонн против 797,1 тыс. тонн в 2012 г., или на 75 %, сахарной свеклы - до 1000 тыс. тонн. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства. Производство скота и птицы (в живом весе) к 2020 г. возрастет по сравнению с 2012 г. до 200 тыс. тонн или на 38 %, молока - до 556 тыс. тонн, или на 19 %. Основной прирост будет получен в общественном секторе за счет роста продуктивности скота на основе улучшения породного состава. Среднемесячная заработная плата в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях увеличится до 25,5 тыс. рублей, или до 75 % среднего ее уровня по экономике республики. Для этих целей предполагается обеспечить годовой прирост инвестиций в сельское хозяйство в 2015-2020 годах в размере не менее 4,2 %,
повышение производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях ежегодно в среднем на 4,1 %, увеличение высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году до 3000 мест, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 13-15 % (с учетом субсидий), в том числе за счет доведения удельного веса затрат на приобретение энергоресурсов в сельскохозяйственных предприятиях в структуре затрат на основное производство до 9,4 процента. Сроки реализации Государственной программы - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2020 г. [3]
Информация о выполнении основных показателей (индикаторов) Государственной программы за 2014-2016 года представлена в таблице 1 [5].
Таблица 1 - Сведения о выполнении основных показателей (индикаторов) Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, за 20 14-2016 года
Показатель (индикатор), наименование факт 2014 год факт 2015 год факт 2016 год
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к пред году 107,6 105,8 107,1
Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах), в % к пред году 111,7 105 111,3
Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах), в % к пред году 104,6 106,3 104,1
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопост.ценах), в % к пред году 113,8 104,0 113,1
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, в % к пред году 72,2 114,5 104,3 (оценка)
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 9 13 13,5 (оценка)
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельхозпредприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), рублей 17087 20013,8 22805
Индекс производительности труда к предыдущему году, % х 106 110,8
Количество высокопроизводительных рабочих мест, ед. х 5507 6708
Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства, % х 10 9,9 (оценка)
В соответствии с бюджетной росписью в 2015 году на реализацию мероприятий Государственной программы предусматривалось выделить 4638,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 2674,4 млн. рублей,
республиканского бюджета Республики Мордовия - 1984,6 млн. рублей. Фактически выделено 4160 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета -2225,2 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Мордовия - 1934,8 млн. рублей. Выделенные средства федерального бюджета освоены в полном объеме, республиканского бюджета Республики Мордовия - на 96,6 % (1868,6 млн. рублей).
В соответствии с бюджетной росписью в 2016 году на реализацию мероприятий Государственной программы предусматривалось выделить 4181,1 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 2032,2 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Мордовия - 2148,9 млн. рублей. Фактически выделено 4097,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета -2032,2 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Мордовия - 2065,7 млн. рублей. Выделенные средства федерального бюджета освоены в полном объеме, республиканского бюджета Республики Мордовия - на 98 %.
По распределителям средств финансирование Государственной программы за 2016 год составляет: Минсельхозпроду Республики Мордовия выделено 1955,9 млн. рублей средств республиканского бюджета Республики Мордовия и привлечено из федерального бюджета 2032,2 млн. рублей, всего - 3988,1 млн. рублей. Освоено 3911,1 млн. рублей, или 98 % средств; Республиканской ветеринарной службе Республики Мордовия из республиканского бюджета Республики Мордовия выделено 175,5 млн. рублей, освоено 171,1 млн. рублей, или 97,5 % средств; Гостехнадзору Республики Мордовия выделено 17,4 млн. рублей, освоено 15,5 млн. рублей, или 89 % средств [1, 5].
Агропромышленный комплекс Республики Мордовия в 2015-2016 годах сохранил тенденцию последних лет по наращиванию производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Более детально рассмотрим результаты реализации подпрограмм Государственной программы за 2016 год. Государственная программа включает в себя 12 подпрограмм, в том числе:
А) Согласно данным о реализации подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» [1, 5,6]:
- Производство зерна в 2016 году составило 1192,4 тыс. тонн (в весе после доработки), прирост к уровню 2015 г. на 14,7 %, или на 152,8 тыс. тонн. Целевой индикатор на 2016 г. - 1160 тыс. тонн, выполнение составило 102,8 %.
- Производство сахарной свеклы - Валовой сбор сахарной свеклы в 2016 году составил 1072,2 тыс. тонн при урожайности - 434,8 центнера с гектара и превысил целевой индикатор Государственной программы (830 тыс. тонн) на 29,2%, что достаточно для оптимальной загрузки мощностей ООО «Ромодановосахар».
- Производство пеньковолокна - Валовой сбор конопли в 2016 г. в переводе на волокно составил 435 тонн и превысил целевой индикатор Государственной программы (283 тонн) на 53,7 процента.
- Многолетние плодовые и ягодные насаждения. В рамках реализации мероприятий по развитию садоводства из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия было предоставлено субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями в 2016 году в сумме 8123,4 тыс. рублей, из них из федерального бюджета - 6967 тыс. рублей, и субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на раскорчевку старых, вышедших из эксплуатации садов в возрасте более 30 лет и рекультивацию раскорчеванных площадей в 2016 году -1026,7 тыс. рублей, из них с федерального бюджета - 836,7 тыс. рублей.
- Кредитование сезонных полевых работ. По оперативным данным ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Сберегательный банк России» и других коммерческих банков, кредитующих отрасль, за 2016 год предприятиям и организациям АПК на проведение сезонных полевых работ выдано краткосрочных кредитных ресурсов на сумму 6257,2 млн. рублей, в том числе ОАО «Россельхозбанк» - 2546,1 млн. рублей (40,7 % к итогу), ОАО «Сбербанк России» - 3126,2 млн. рублей (50 % к итогу).
- Сельскохозяйственное страхование. Цель мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве состоит в сокращении негативных последствий при
производстве сельскохозяйственной продукции, связанных с наступлением неблагоприятных событий природного характера. В 2016 году сельхозтоваропроизводителями Республики Мордовия застраховано 94,2 тыс. га посевных площадей, удельный вес посевной площади застрахованных культур составил 13,3 процента. Из республиканского бюджета Республики Мордовия перечислено субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2016 году - 2100 тыс. рублей, в рамках софинансирования привлечено субсидий из федерального бюджета 39261,1 тыс. рублей.
- Оказание несвязанной поддержки. Мероприятие направлено на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв. В рамках данного мероприятия из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2016 году оказана поддержка на возмещение затрат, связанных со строительством технологических дорог к сельскохозяйственным угодьям в сумме 7,2 млн. рублей
[5].
- О регулировании рынков продукции растениеводства. В рамках мероприятия в 2016 году выполнялось 4 целевых индикаторов, все они выполнены. При плановых показателях производства муки 15 тыс. тонн и крупы -4 тыс. тонн в 2016 году произведено 22,3 тыс. тонн муки и 4,3 тыс. тонн крупы. Объем производства сахара-песка в 2016 г. составил 109,4 тыс. тонн, целевой индикатор (84,8 тыс. тонн) выполнен на 129 процентов.
Б) Согласно данным о реализации подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»:
- В 2016 году производство скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств Республики Мордовия составило 279,1 тыс. тонн, что на 12 %, или на 30 тыс. тонн больше уровня 2015 г. (справочно: за 2016 г. в среднем по России рост на 3,4 %, ПФО - на 2,2%) и на 61,3% выше целевого индикатора (173 тыс. тонн).
- Поддержка строительства животноводческих комплексов (ферм). В рамках данного мероприятия в 2016 году оказывалась поддержка из республиканского бюджета Республики Мордовия на возмещение части затрат, связанных со строительством подъездных путей к животноводческим комплексам (фермам), со строительством инженерной и транспортной инфраструктуры к птицеводческим комплексам. По данному направлению использовано 159,1млн. рублей в 2016 году.
- О поддержке экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области животноводства. В 2016 году в Комиссию Минсельхоза России на отбор была направлена экономически значимая региональная программа «Ведомственная целевая программа «Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2015-2017 годы», которая была отобрана для предоставления субсидий с федерального бюджета. На реализацию мероприятий программы в 2016 году направлено 37,5 млн. рублей средств республиканского бюджета Республики Мордовия и 29,8 млн. рублей - федерального бюджета. По итогам 2016 г. выполнение показателей (индикаторов) составило: охват исследованиями по африканской чуме свиней поголовья восприимчивых животных (количество проведенных исследований от поголовья свиней) - 3,3 % (при плановом значении показателя - 1,1 %); выявляемость возбудителя африканской чумы свиней на территории Республики Мордовия (положительные пробы от общего количества исследований) - 0 % (при значении показателя на 2016 г. - 0 %) [5].
- Государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства. В 2016 году в Комиссию АПК было представлено 10 заявок, из них 4 в 2016 г. отобраны для финансирования. В 2016 году на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам направлено предприятиям АПК республики 1071,6 млн. рублей средств, в том числе с федерального бюджета - 713,67 млн. рублей.
- О регулировании рынков продукции животноводства. В рамках мероприятия за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия предусмотрено предоставление субсидии юридическим лицам, занимающимся производством и переработкой мясопродуктов, на возмещение затрат на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, модернизацию объектов электроснабжения, тепло- и пароснабжения, водоснабжения, водоотведения, вентиляции и кондиционирования воздуха, систем холодоснабжения, а также строительство газопоршневых станций (мини-ТЭС) и технологическое присоединение к электрическим сетям.
В) О реализации подпрограммы «Развитие мясного скотоводства»:
- По данным муниципальных районов на 1 января 2017 года в сельхозпредприятиях и КФХ поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными породами, составило 18,4 тыс. голов, (предусмотрено на 2016 г. - 27,0 тыс. голов), или выполнение составило 68,2 процента. Показатель не выполнен в связи с тем, что основной исполнитель данного мероприятия - группа предприятий, входящих в ООО «НДН - агро», из-за тяжелого финансового состояния, не обеспечила запланированное программой увеличение численности мясного скота.
- Государственная поддержка строительства и реконструкции объектов для мясного скотоводства. Реализация мероприятия направлена на обеспечение модернизации подотрасли мясного скотоводства, развития глубокой переработки говядины. В 2016 году в рамках данного мероприятия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства использовано 420,5 тыс. рублей средств федерального и республиканского бюджетов [5].
Г) О реализации подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования». Общий объем финансирования всех мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2016 г. составил 37,6 млн. рублей, получено из федерального бюджета в рамках софинансирования 102,3
млн. рублей. В 2016 году продолжается реализация ведомственных целевых программ по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств. Разработаны и утверждены программы «Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия на 2015-2017 годы и на период до 2020 года»:
- Поддержка начинающих фермеров. В 2016 г. было отобрано 25 начинающих фермеров для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия и из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по поддержке начинающих фермеров. Основным мероприятием данного направления является предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Начинающими фермерами, получившими грантовую поддержку в 2012 - 2016 годах, создано 462 новых рабочих места в сельской местности, в том числе в 2016 году - 122 места.
- Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ. В 2016 г. Минсельхозпродом Республики Мордовия была оказана поддержка 4 крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм. На поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы, из федерального бюджета в 2016 г. выделено 18,1 млн. рублей, из бюджета Республики Мордовия направлено 6,3 млн. рублей [6].
Д) О реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». По состоянию на 1 января 2017 г. в сельхозпредприятиях республики имеется 3210 тракторов (в 2015 г. - 3295), 1218 зерноуборочных (в 2015 г. - 1187), 255 кормоуборочных (в 2015 г. - 275) комбайнов. За прошедший год в агропромышленном комплексе количество тракторов сократилось на 85 ед., кормоуборочных комбайнов - на 20 ед. При этом доля основных видов сельскохозяйственной техники со сроком эксплуатации свыше десяти лет составляет по тракторам 55 %, зерноуборочным комбайнам - 41 % и кормоуборочным - 43 % [7].
Е) О реализации подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения». В 2016 г. площадь используемых мелиорируемых земель в Республике Мордовия составила 74 тыс.га, в том числе орошаемых - 44,5 тыс.га и осушенных - 29,5 тыс.га. Объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2016 году составил 182 млн. рублей, в том числе по направлениям: капитальные вложения - 182 млн. руб.; культкртехнические мероприятия - 12 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета -26,4 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Мордовия - 18,6 млн. рублей и израсходованы внебюджетные средства в сумме 137 млн. рублей. В рамках подпрограммы в 2016 году выполнялось 7 индикаторных показателя. Все они выполнены в полном объеме.
С 2015 года Государственная программа дополнена пятью подпрограммами, в том числе подпрограмма «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Развитие племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания», «Поддержка и развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса» [3,5].
В заключении отметим мультипликативный эффект от реализации Государственной программы в том, что в ее реализацию вовлекаются как сельхозтоваропроизводители, так и строительные организации в части реализации инвестиционных проектов на предприятиях АПК и в крестьянских (фермерских) хозяйствах и, кроме того, рост производства объемов валовой продукции сельского хозяйства увеличивает использование производственных мощностей перерабатывающих предприятий и обеспечивает сохранение рабочих мест.
Эффективность реализации Государственной Программы произведен в соответствии с Методикой оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234: в 2016 году степень достижения плановых значений целевых показателей Госпрограммы программы равен 1,4; степень
реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации равен 0,9; степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия (в том числе в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета) равен 0,98; эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия при реализации Государственной программы равен 0,92; оценка эффективности реализации Государственной программы за 2016 год в целом составляет 1,33, что соответствует высокой степени эффективности Государственной программы (не менее 0,9) [8].
Объем государственной поддержки в рамках реализации Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы сельхозтоваропроизводителей из федерального бюджета в 2016 году составил 2,4 млрд. рублей, из республиканского бюджета - 2,1 млрд. рублей, всего - 4,5 млрд. рублей. За 2012-2016 годы государственная поддержка отрасли составила 21,9 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - около 13 млрд. рублей или 59 % от общей суммы (таблица 2) [5, 7, 8].
Таблица 2 - Объем государственной поддержки в рамках реализации Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы_
Показатель 2012 г. 2013г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
государственная поддержка из федерального бюджета, млрд. р. 2,75 2,8 2,1 2,2 2,4
государственная поддержка из республиканского бюджета, млрд. р. 2,1 1,4 2,2 1,9 2,1
Всего, млрд. р. 4,85 4,2 4,3 4,1 4,5
В 2012 году государственная поддержка из федерального бюджета составила 2,75 млрд. рублей, из республиканского бюджета - 2,1 млрд. рублей, всего - 4,8 млрд. рублей. В 2013 году государственная поддержка из федерального бюджета составила 2,8 млрд. рублей, из республиканского бюджета - 1,4 млрд. рублей, всего - 4,2 млрд. рублей. В 2014 году государственная поддержка из федерального бюджета составила 2,1 млрд. рублей, из республиканского бюджета
- 2,2 млрд. рублей, всего - 4,3 млрд. рублей. В 2015 году государственная поддержка из федерального бюджета составила 2,2 млрд. рублей, из республиканского бюджета - 1,9 млрд. рублей, всего - 4,1 млрд. рублей.
Во исполнение Плана мероприятий по разработке проекта республиканской целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Мордовия» на 2014-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 21 марта 2011 г. № 154-Р, Концепции Республиканской целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 26 ноября 2012 г. № 671-Р, Правительство Республики Мордовия разработало и утвердило Государственную программу устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года (далее -Государственная программа) [4].
Государственной программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности [4].
В заключении отметим, что сельское хозяйство Республики Мордовия -важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности - сырьем, обеспечивающая продовольственную и экономическую безопасность. Состояние и уровень развития сельского хозяйства во многом определяют социально-экономическую ситуацию в республике, устойчивость развития сельских территорий.
Одним из методов управления развитием сельского хозяйства останется программно-целевое регулирование - составление, принятие и реализация определенных целевых программ органами государственной власти и органами местного самоуправления [2]. Однако, обобщая исследования по применению и оценке эффективности целевых программ развития АПК в Республике Мордовия, следует констатировать как излишний формализм при их разработке, что продиктовано нехваткой (или экономией) средств по проведению научного обоснования параметров программ, так и отсутствие открытости и регулярной отчетности по результатам их реализации. Все это диктует необходимость совершенствования организационно-экономического механизма программно-целевого регулирования развития регионального АПК [9].
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития Республики Мордовия в рассматриваемой перспективе.
Библиографический список
1 Агропромышленный комплекс Республики Мордовия [Электронный ресурс] : Сайт министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. - Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/apk/
2 Алямкина К.А., Баландина С.В. Программно-целевое регулирование как метод управления социально-экономическим развитием территории // Системное управление. - 2013. -№ 1(18). -Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2013-1/PDF/Alyamkina_Balandina.pdf
3 Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Информация об итогах реализации мероприятий Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы за 2016 год [Электронный ресурс] : Сайт министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. - Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/otchety/
6 Итоги социально-экономического развития агропромышленного комплекса Республики Мордовия за 2016 год [Электронный ресурс] : Сайт министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Мордовия. -Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/otchety/
7 Мордовия : стат. ежегодник / Мордовиястат. - Саранск, 2017. - 459 с.
8 Сводный годовой доклад «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Мордовия за 2016 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/upload/medialibrary/4c7/4c758e75ba151faf6c700a7b12f8cd7b.pdf
9 Якимова О.Ю., Брянин А.С., Баландина С.В. Оценка эффективности целевых программ развития основных отраслей регионального агропромышленного комплекса // Фундаментальные исследования. - 2013. № 1012. С. 2749-2753.