Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием региона'

Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
PROGRAM-TARGET METHOD / STATE PROGRAM / INDICATOR / EFFICIENCY ASSESSMENT / EFFICIENCY ASSESSMENT METHOD / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REPUBLIC OF MORDOVIA / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баландина Светлана Владимировна, Спиридонов Алексей Викторовия

Статья посвящена анализу применения программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием Республики Мордовия. В статье рассмотрены основные государственные программы Республики Мордовия, в приоритетных сферах развития региона, а также прослежена взаимосвязь между осуществлением программно-целевого регулирования и изменением социально-экономического развития Республики Мордовия. Представлены сведения об основных результатах реализации государственных программ Республики Мордовия. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мер, направленных на совершенствование социально-экономической политики Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баландина Светлана Владимировна, Спиридонов Алексей Викторовия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием региона»

УДК 332.142:338.24(470.345)

Баландина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, РФ е-mail: [email protected] Спиридонов Алексей Викторовия, магистрант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, РФ е-mail: alexeyspiridonov@bk. ru

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Аннотация. Статья посвящена анализу применения программно-целевого

подхода в управлении социально-экономическим развитием Республики Мордовия.

В статье рассмотрены основные государственные программы Республики

Мордовия, в приоритетных сферах развития региона, а также прослежена

взаимосвязь между осуществлением программно-целевого регулирования и

изменением социально-экономического развития Республики Мордовия.

Представлены сведения об основных результатах реализации государственных

программ Республики Мордовия. Результаты исследования могут быть

использованы при разработке мер, направленных на совершенствование

социально-экономической политики Республики Мордовия.

Ключевые слова: программно-целевой метод, государственная программа,

индикатор, оценка эффективности, методика оценки эффективности, социально-

экономическое развитие, Республика Мордовия, регион.

1

Balandina Svetlana Vladimirovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "national

research Mordovian State University. N. P. Ogarev", Saransk, Russia, e-mail:

balandinasw@yandex. ru Spiridonov Alexey Viktorovich, master's degree student in the field of "State and municipal management"of the economic faculty, Federal state budgetary educational institution of higher education" national research Mordovian state University. N. P. Ogarev", Saransk, Russia, e-mail: [email protected]

PROGRAM AND TARGET APPROACH IN MANAGEMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Annotation. The article is devoted to the analysis of application of program-target approach in management of social and economic development of the Republic of Mordovia. The article deals with the main state programs of the Republic of Mordovia, in the priority areas of development of the region, as well as the relationship between the implementation of program-target regulation and changes in the socio-economic development of the Republic of Mordovia. Information on the main results of the implementation of the state programs of the Republic of Mordovia is presented. The results of the study can be used in the development of measures aimed at improving the socio-economic policy of the Republic of Mordovia.

Key words: program-target method, state program, indicator, efficiency assessment, efficiency assessment method, socio-economic development, Republic of Mordovia, region.

Одним из методов управления социально-экономическим развитием региона

является программно-целевой метод, зарекомендовавший себя как достаточно

эффективный метод государственного и муниципального регулирования развития

территории [1,4]. Соответственно, управление регионом посредством реализации

целевых программ в период с 2010 по 2016 годы не принесло желаемых

2

результатов в сферах общественной жизни. В целях определения направлений совершенствования программно-целевого подхода к управлению развитием региона, необходимо провести оценку эффективности реализации региональных программ.

В Республике Мордовия с 1 января 2014 года началась реализация 24 государственных программ Республики Мордовия, которые включали в себя подпрограммы, республиканские целевые, а также ведомственные целевые программы. В 2017 году в регионе реализовывалось 27 государственных программ Республики Мордовия [3,5].

Анализ государственных программ позволил определить наиболее приоритетные сферы развития региона (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение государственных программ Республики Мордовия по сферам реализации_

Сфера реализации государственных программ Государственные программы Республики Мордовия, реализуемые в 2017 году

Экономическое развитие региона Государственная программа «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года», Государственная программа Республики Мордовия «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы, Государственная программа «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы, Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы, Государственная программа повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014-2022 годы, Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2019 годы, Государственная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Мордовия» на 2015-2024 годы, Государственная программа Республики Мордовия «Повышение конкурентоспособности промышленности Республики Мордовия» на 2016-2020 годы

Здравоохранение Государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013-2020 годы

Образование Государственная программа «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2025годы

Социальная поддержка и защита населения Государственная программа Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы, Государственная программа Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2020 годы.

Сельское хозяйство Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года.

Качество жизни населения Государственная программа Республики Мордовия «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Республики Мордовия на 2014-2019 годы», Государственная программа развития рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия на 2014-2020 годы, Государственная программа «Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 20142021 годы», Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 20142020 годы, Государственная программа «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2020 года», Государственная программа Республики Мордовия «Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2020 годы, Государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы. Государственная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 20152020 годы»

Правоохранительная деятельность, общественный порядок Государственная программа Республики Мордовия «Юстиция и профилактика правонарушений на 2014-2019 годы», Государственная программа Республики Мордовия «Противодействие коррупции в Республике Мордовия» на 2014-2019 годы, Государственная программа Республики Мордовия «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2014-2020 годы.

Инфраструктура Государственная программа «Развитие автомобильных дорог», Государственная программа «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2014-2020 годы.

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод о том, что приоритетами развития Республики Мордовия на период 2014-2020 годы являются повышение уровня и качества жизни населения региона, развитие сельского хозяйства и промышленности, в частности, за счет создания инновационных и наукоемких производств, а также увеличение человеческого капитала за счет развития образования и здравоохранения [2, 3, 5].

Методика оценки эффективности государственной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Мордовия.

Данная оценка проводится на основании Постановления Правительства РМ от 27.06.2011 г. № 234 «О разработке и реализации государственных программ

4

Республики Мордовия» [8]. В целях совершенствования программно-целевых принципов организации бюджетной системы Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия постановило: утвердить «Методику оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия».

Методика оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия представляет собой алгоритм оценки по итогам реализации государственных программ Республики Мордовия (далее - государственная программа) результативности выполнения основных мероприятий, подпрограмм, республиканских целевых программ с использованием результатов мониторинга и оценки степени достижения целевых значений госпрограмм.

Оценка эффективности государственных программ осуществляется по следующим направлениям [8]: степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы; степень реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации; степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия (в том числе в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета); эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия при реализации государственной программы; оценка эффективности реализации государственной программы в целом. Вывод об эффективности (неэффективности) реализации государственной программы может определяться на основании следующих критериев (таблица 2).

Таблица 2 - Пороговые значения эффективности реализации государственных программ Республики Мордовия_

Вывод об эффективности реализации государственной программы (подпрограммы) Критерий оценки эффективности ЭГРП

Неудовлетворительная менее 0,7

Удовлетворительная не менее 0,7

Средняя не менее 0,8

Высокая не менее 0,9

По результатам оценки эффективности государственной программы Правительство Республики Мордовия может принять решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или государственной программы в целом начиная с очередного финансового года.

Методика оценки эффективности реализации государственных программ Республики Мордовия, на наш взгляд, является логичной и весьма упрощенной. Таким образом, произведем оценку о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Мордовия за 2016 год:

а) Сведения об основных результатах реализации государственных программ Республики Мордовия. Основные направления реализации государственных программ в 2016 году соответствовали приоритетам социально-экономического развития, установленным программными и стратегическими документами Правительства Республики Мордовия [4]. Как отмечено ранее, в 2016 году были приняты к финансированию из республиканского бюджета Республики Мордовия и осуществлялась реализация мероприятий и проектов 27 государственных программ. На ход реализации государственных программ в отчетном году повлиял ряд факторов:

- продолжающееся воздействие кризисных факторов;

- продление экономических и финансовых санкций, как следствие -экономическая и политическая неопределенность;

- недостаточный уровень дисциплины по представлению отчетных материалов, что приводит к невозможности полной и достоверной оценки итогов реализации государственных программ, а также выработки актуальных предложений по их дальнейшей реализации. Низкий уровень эффективности межведомственного взаимодействия при реализации государственных программ.

В условиях недостаточности средств республиканского бюджета Республики Мордовия все большее значение принимает привлечение средств на реализацию государственных программ из иных источников финансирования, в первую очередь - средств федерального бюджета.

Республика Мордовия ежегодно принимает участие в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, входящих в их состав.

Планомерно велась работа по включению объектов и мероприятий Республики Мордовия в государственные программы Российской Федерации, а также в федеральные целевые программы, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета в 2016 году. Планировалось привлечь средств на сумму 7 008,8 млн. рублей (в том числе объекты капитального строительства - 2 751,8 млн. рублей), в результате было привлечено 6 802,3 млн. рублей (в том числе объекты капитального строительства - 2 751,8 млн. рублей).

На территории Республики Мордовия за 2016 год финансировались мероприятия 27 подпрограмм («Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» и др.), а также 9 федеральных целевых программах («Жилище» на 2015-2020 годы, «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» и др.), реализуемые в рамках 18 государственных программ Российской Федерации («Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», «Социальная поддержка граждан», «Развитие здравоохранения», «Содействие занятости населения», «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и др.) [1, 2, 3, 9].

В рамках данных программ осуществлялось финансирование мероприятий в сфере формирования рынка жилья, социального развития села, в области здравоохранения, образования, культуры, а также мероприятия технологического характера и в сфере инновационного развития.

В 2016 году доля расходов республиканского бюджета Республики Мордовия, сформированных в рамках государственных программ, составила 93 % (39 370,0 млн. рублей., в общем объеме расходов 42 315,8 млн. рублей).

В соответствии с Порядком реализация государственных программ в отчетном году осуществлялась в соответствии с планами и детальными планами-графиками их реализации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. Ряд ответственных исполнителей государственных программ в нарушение норм Порядка не разработали и не утвердили планы и детальные планы-графики реализации на 2016 год и плановый период.

б) Сведения о степени достижения плановых значений целевых показателей

(индикаторов) государственных программ Республики Мордовия. Ответственными

исполнителями государственных программ представлены сведения о соответствии

фактических значений целевых показателей (индикаторов) государственных

программ значениям, установленным при утверждении государственных программ

[9]. В государственные программы в настоящее время включено 915 целевых

показателей (индикаторов), характеризующих ход их реализации. В полном объеме

выполнены - 713 (78 % от общего количества). По 134 индикаторам фактические

значения имели отрицательные отклонения от планируемых значений на 2016 год

(15 % от общего количества). Однако по 41 целевому показателю (индикатору)

плановые значения на 2016 год не предусмотрены (4% от общего количества).

Например, отсутствуют плановые значения по некоторым показателям

государственных программ: «Энергосбережение и повышение энергетической

эффективности в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы (4 показателя),

«Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики

Мордовия» на 2014-2020 годы (1 показатель), «Развитие водохозяйственного

комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы (3 показателя), «Охрана

окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2021 годы»

(3 показателя), Государственная программа Республики Мордовия развития

сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (2 показателя), «Развитие образования в

8

Республике Мордовия» на 2014-2025 годы (6 показателей), «Развитие автомобильных дорог» (5 показателей), «Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2020 годы (13 показателей) и др.

В этой связи ввиду того, что на основе системы индикаторов осуществляется непрерывный контроль за ходом исполнения государственных программ, невозможно своевременно выявлять проблемы и риски в сфере реализации государственной программы без учета сведений о планируемых на весь период ее реализации значениях показателей.

Также до настоящего времени актуальна проблема, связанная с отсутствием фактических значений целевых показателей (индикаторов) государственных программ к моменту составления отчетности об их реализации. Так, в годовых отчетах ответственных исполнителей за 2016 год по 28 показателям дана предварительная оценка их выполнения. Фактические данные не приведены по 27 показателям (3 % от общего количества).

Согласно данным ответственных исполнителей фактические значения не были представлены, так как для большого числа целевых показателей (индикаторов) государственных программ предусмотрены более поздние сроки предоставления статистической информации, необходимой для их расчета. Для 13 государственных программ характерно наличие показателей (индикаторов), не имеющих динамику изменения с течением времени (98 показателей).

Кроме того, по ряду государственных программ фактически достигнутые значения целевых показателей (индикаторов) значительно превышают плановый уровень, что может указывать на занижение прогнозной оценки значений показателей и потребовать их уточнения при подготовке проектов корректировок государственных программ. Наибольшее количество целевых индикаторов и показателей отражено в государственной программе развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013-2020 годы - 176 ед., «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2025 годы - 82 ед., государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы - 74

9

ед., наименьшее (менее 10 ед.) - в государственных программах -«Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на

2014-2020 годы, «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015-2020 годы», «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия» на 20142020 годы, «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Мордовия» на

2015-2024 годы.

В соответствии с Методикой был осуществлен расчет степени достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы (таблица 3) [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 - Степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственных программ Республики Мордовия

Наименование государственной программы Республики Мордовия Степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов)

Государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013-2020 годы 1,513

«Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2025 годы 1,064

«Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы 2,442

«Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 20142020 годы 1,559

«Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы 4,404

«Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2020 годы 1,002

Государственная программа развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия на 2014-2020 годы 1,130

«Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Республики Мордовия на 2014-2019 годы» 1,024

Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сьгрья и продовольствия на 20132020 годы 1,441

«Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года» 1,059

Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 20132019 годы 1,171

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы 0,916

«Развитие автомобильных дорог» 1,122

«Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2021 годы» 0,800

«Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы 1

«Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы 1,310

Государственная программа повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014-2022 годы 0,972

«Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2020 года» 3,237

«Юстиция и профилактика правонарушений на 2014-2019 годы» 0,983

«Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2014-2020 годы 1,480

«Доступная среда» на 2014-2020 годы 1,039

Наименование государственной программы Республики Мордовия Степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов)

Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года 1,216

«Противодействие коррупции в Республике Мордовия» на 2014-2019 годы 1,283

«Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы 1,156

«Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015-2020 годы» 1,883

«Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Мордовия» на 2015-2024 годы 0,367

«Повышение конкурентоспособности промышленности Республики Мордовия» на 2016-2020 годы 1,442

Наибольшая степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) обеспечена по государственным программам: «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы, «Развитие культуры и туризма» на 20142020 годы, «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2020 года», «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 20152020 годы». Наименьшая по - «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы, «Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2021 годы», Государственной программе повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014-2022 годы, «Юстиция и профилактика правонарушений на 2014-2019 годы», «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Мордовия» на 2015-2024 годы.

Низкая оценка достижения плановых значений ряда государственных программ обусловлена недостижением целевых значений большого числа показателей (индикаторов).

Оценка эффективности реализации государственных программ Республики Мордовия в целом. В соответствии с Методикой была дана оценка эффективности реализации государственных программ Республики Мордовия в целом (таблица 4).

Наименование государственной программы Республики Мордовия Эффективность реализации государственных программ Республики Мордовия

Государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 20132020 годы 1,56

«Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2025 годы 1,09

«Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы 2,49

«Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2014-2020 годы 1,70

«Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы 4,61

«Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2020 годы 1,15

Государственная программа развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия на 2014-2020 годы 1,13

«Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Республики Мордовия на 2014-2019 годы» 1,05

Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы 1,33

«Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года» 0,97

Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2019 годы 1,19

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы 0,84

«Развитие автомобильных дорог» 1,19

«Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 20142021 годы» 0,74

«Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы 1,00

«Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы 1,03

Государственная программа повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014-2022 годы 1,00

«Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2020 года» 3,28

«Юстиция и профилактика правонарушений на 2014-2019 годы» 1,03

«Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 20142020 годы 1,62

«Доступная среда» на 2014-2020 годы 1,05

Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года 1,27

«Противодействие коррупции в Республике Мордовия» на 2014-2019 годы 1,28

«Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы 1,25

«Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015-2020 годы» 1,88

«Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Мордовия» на 2015-2024 годы -

«Повышение конкурентоспособности промышленности Республики Мордовия» на 20162020 годы 1,46

Эффективность реализации 24 государственных программ оценивается как высокая (не менее 0,9) (Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года; «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия» на 201412

2020 годы и прочие.); эффективность реализации 1 госпрограммы оценивается как средняя (не менее 0,8) - «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы; эффективность реализации 1 государственной программы оценивается как удовлетворительная (не менее 0,7) - «Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2021 годы». Оценить эффективность реализации государственной программы Республики Мордовия «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Мордовия» на 2015-2024 годы не представляется возможным по причине отсутствия ее финансирования в 2016 году [9].

Основной причиной снижения интегральной оценки по ряду программ является оптимизация расходов республиканского бюджета Республики Мордовия или отсутствие финансирования программных мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, отсутствие действий ответственных исполнителей по совершенствованию системы показателей, корректировке программных мероприятий.

В рамках бюджетного планирования государственные программы не полностью внедрены в бюджетный процесс. По-прежнему при составлении республиканского бюджета преобладает функционально-ведомственный подход планирования бюджетных расходов. На сегодняшний день существует объективная необходимость наиболее эффективного распределения имеющихся финансовых ресурсов в целях максимального достижения запланированных целей и ожидаемых результатов государственных программ, а также детального закрепления полномочий ответственных исполнителей, соисполнителей и участников государственных программ и порядка их взаимодействия. Каждый бюджетный цикл необходимо начинать с четкой фиксации приоритетов и установить определяющую роль государственных программ в бюджетном процессе.

Государственные программы не должны рассматриваться только как

инструмент исполнения расходных обязательств региона, а должны стать

эффективным механизмом управления соответствующей сферой социально-

экономического развития. В связи с чем, ответственным исполнителям и

13

соисполнителям государственных программ необходимо повысить качество работы с государственными программами, в частности:

- проанализировать причины, повлиявшие на результаты оценки эффективности реализации государственной программы и принять соответствующие меры;

- продолжить работу по совершенствованию системы целевых показателей в целях установления показателей, максимально полно характеризующих достижение целей и решение задач государственных программ;

- провести работу по сокращению количества показателей (индикаторов) государственных программ, представление фактических значений по которым невозможно до 1 марта года, следующего за отчетным, в силу отсутствия возможности анализа данного показателя (индикатора) при формировании Сводного годового доклада; а также сокращению количества показателей (индикаторов), не имеющих динамику изменения с течением времени, и с отсутствующими плановыми значениями;

- усилить контроль за ходом реализации государственных программ, в том числе за своевременным внесением изменений в государственные программы, утверждением планов реализации государственных программ в установленные сроки. Отсутствие уточненных редакций приводит к неэффективному управлению ресурсами (отсутствие мобильности и гибкости в управлении ресурсами), отсутствию возможности управления рисками, несвоевременному принятию управленческих решений, наличию возможности искажения результатов реализации при формировании отчетности;

- при недостаточном финансировании мероприятий государственных программ в течение года за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия привлекать внебюджетные источники;

- соблюдать рекомендации по подготовке годовых отчетов.

Органам исполнительной власти Республики Мордовия, ответственным за

реализацию государственных программ, необходимо осуществить приоритизацию

мероприятий государственных программ с целью обеспечения финансирования

14

наиболее значимых направлений их реализации в условиях ограниченности ресурсов.

Результаты оценки эффективности реализации государственных программ свидетельствуют о несовершенстве системы программно-целевого управления социально-экономическим развитием Республики Мордовия.Таким образом, необходимо разработать пакет мероприятий, что бы органы исполнительной власти Республики Мордовия смогли преобразовать нынешнюю систему программно-целевого регулирования социально-экономического развития региона в эффективный инструмент управления - конкурентное преимущество Республики Мордовия.

Библиографический список

1 Алямкина К.А., Баландина С.В. Программно-целевое регулирование как метод управления социально-экономическим развитием территории / К.А. Алямкина, С.В. Баландина // Системное управление. - 2013. - № 1(18). - Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2013- 1/РРР/А1уаткта Ба1алёта.рёГ

2 Баландина С. В Социально-экономическое развитие Республики Мордовия территории / С.В. Баландина // Региональное развитие. - 2014. - №3-4. - С. 10-15.

3 Баландина С. В. Управление социально-экономическим развитием региона посредством программно-целевого метода / С. В. Баландина // Проблемы и механизмы устойчивого социально-экономического развития территории. - Режим доступа: http://prob1-ust-razvit-ter.esrae.ru/1-20

4 Брагин А. Г., Баландина С.В. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития Республики Мордовия / А. Г. Брагин, С. В. Баландина // Экономика и социум. - 2014. - №2 (11). - Режим доступа: http://iupr.ru/e-zhurna1-ekonomika-i-sotsium-1 -2011-е/

5 Государственные программы Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/target-programs/

6 Информация о социально-экономическом положении Республики Мордовия за 2016 год : отчет сводно-аналитического отдела Министерства экономики,

15

торговли и предпринимательства Республики Мордовия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mineco.emordovia.ru/index.php

7 Мордовия : стат. ежегодник / Мордовиястат. - Саранск, 2017. - 459 с.

8 О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 года №234-П. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Сводный годовой доклад «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Мордовия за 2016 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/upload/medialibrary/4c7/4c758e75ba151faf6c700a7b12f8cd7b.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.