УДК 338.486
ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ
ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
© 2016
Кабиров Ильдар Сарварович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гостиничный и туристический бизнес» Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань (Россия)
Аннотация. В статье произведен анализ проблемных аспектов государственного регулирования, препятствующих стратегическому развитию туристической отрасли, среди которых особо выделены актуальные вопросы правового регулирования. В ходе исследования дана оценка применения для развития туризма в регионе программно-целевого метода как инструмента стратегического планирования и управления. Для этого был изучен опыт реализации в Республике Татарстан государственных целевых региональных программ развития сферы туризма, рассматривалась корректность прогнозов, положенных в их основу, по достижению ряда целевых показателей программ. На основе проведенного исследования обосновано наличие ряда проблем правового обеспечения управления развитием туризма в Республике Татарстан, которые обусловили низкую результативность программ, недостижение ожидаемых управленческим аппаратом плановых качественных и количественных экономических показателей отрасли в регионе. Для повышения качества существующего механизма программного управления развитием сферы туризма были предложено внедрение в практику разработки и выполнения программ четкой регламентации ответственности субъектов управления за реализацию предусмотренных программой мер, а также осуществление контрольного текущего прогноза ее выполнимости, основанного на оценке эффективности достижения ее целевых показателей. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической деятельности по совершенствованию стратегического управления развитием туризма в регионе (субъекте Российской Федерации).
Ключевые слова: развитие туризма; развитие туризма в регионе; управление туризмом; государственное управление развитием туризма; целевые программы развития туризма; программы развития туризма в Республике Татарстан; туризм в Татарстане
PROBLEMS OF THE STRATEGIC PLANNING OF THE GOVERNMENTAL MANAGEMENT OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
© 2016
Kabirov Ildar Sarvarovich, candidate of economical science, associate professor of the chair
"Hotel and Tourist Business" Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML), Kazan (Russia)
Abstract. The article analyzed the problematic aspects of government regulation impeding the strategic development of the tourist industry, among which highlighted the actual aspects of legal regulation. The study assessed the applications for the development of tourism in the region of program-target method as a tool for strategic planning and management. For this has been studied the experience of implementation in the Republic of Tatarstan state target programs of regional tourism development, it was considered correct forecasts, the situation in their basis, to achieve the targets of a number of programs. On the basis of the study justified the presence of a number of issues of legal support of management of development of tourism in the Republic of Tatarstan, which led to poor performance of programs, failure to achieve anticipated management unit planned qualitative and quantitative economic indicators of the tourism industry in the region. To improve the quality of existing program management of tourism development mechanisms have been proposed implementation in practice of the development and implementation of a clear liability regulation program management entities for the implementation of measures envisaged in the program, as well as the implementation of the control of the current forecast of its feasibility, based on an assessment of the effectiveness of the achievement of its targets. The main provisions and conclusions of the article can be used in the scientific and practical activity to improve the strategic management for tourism development in the region (in the subject of the Russian Federation).
Keywords: tourism industry development; tourism development in the region; control of tourism development; state management of tourism; strategic management of tourism; programs of tourism development, programs of tourism development in the Republic of Tatarstan; tourism in the Republic of Tatarstan.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Значимость вопросов методологии и инструментария государственного управления стратегическим развитием регионального туризма в настоящее время обусловлена той ролью, которая в будущем отводится отрасли туризма в обеспечении социально-экономического прогресса в регионах России.
Общемировые перспективы развития туристской индустрии, демонстрирующие тенденцию к увеличению позитивных эффектов от туризма для национальных экономик, и предпринимаемые ввиду этого в России на федеральном уровне меры дальнейшего совершенствования государственной туристской политики, обуславливают необходимость выработки также эффективных инструментов управления развитием туризма на региональном уровне, в том числе в Республике Татарстан.
Процесс целенаправленного управления развитием индустрии туризма и гостеприимства как отрасли экономики в Республике Татарстан в целом решает три задачи: оперативную, которая проявляется в обеспечении нормального функционирования сферы туризма в респу-
блике; тактическую, которая выражается в кратковременной поддержке субъектов туристской деятельности, направленной на расширение и улучшение туристской среды и активности; и стратегическую, которая заключается в комплексном долгосрочном развитии туристского потенциала региона для перевода туристской отрасли в новое для региональной экономики количественное и качественное состояние, обуславливающее существенный позитивный рост валового регионального продукта, налоговых поступлений и числа рабочих мест в регионе.
По субъектам управления, входящим в управляющую систему, управленческую деятельность в сфере туризма можно разделить на две подсистемы: 1) внутреннего профессионального управления и самоменеджмента, осуществляемых субъектами туристской деятельности при принятии управленческих решений самостоятельно; 2) внешнего управления, реализуемого органами власти в отношении отрасли (объекта управления) в целом.
В первой внутриотраслевой подсистеме эффективность управления туризмом определяется децентрализованно руководством организаций (бюджетных учреждений, туристских фирм, гостиниц, перевозчиков,
страховых компаний и др.) на основе собственных показателей: затрат на обслуживание туристов, получаемого дохода, конкурентоспособности на рынке туристских услуг и т.п., либо оценивается непосредственно потребителями - туристами, исходя из удовлетворенности доступностью и качеством туристских услуг. Подобные показатели отражают работоспособность и гармоничность взаимодействия субъектов туристской деятельности, уровень удовлетворения потребностей граждан и их ожиданий при совершении туристских поездок, то есть в совокупности они показывают, в первую очередь, естественное развитие отрасли, ее динамизм.
Поэтому для изучения проблем стратегической целенаправленной управленческой деятельности по развитию туризма в Республике Татарстан мы обратили взор на вторую подсистему - внешнее управление, при осуществлении которого органами, наделенными административно-властным ресурсом и призванными представлять общие интересы населения, централизованно решается долговременная задача совершенствования индустрии туризма в регионе, его устойчивого развития.
Эффективность целенаправленного управляющего воздействия, оказываемого на отрасль внешним управлением, по нашему мнению, можно определить на научной основе с помощью оценки качества организации субъектов внешнего управления, нормативно-правового и финансового обеспечения управленческой деятельности, а также анализа результативности применения программно-целевого метода управления туризмом, исходя из достижения ожидаемых управленческим аппаратом плановых качественных и количественных экономических показателей отрасли в регионе.
Таким образом, научно обоснованными должны быть не только первоначальная разработка стратегий и программ развития туризма, но и последующая коррекция управляющего воздействия на основании полученного опыта применения предыдущих стратегий и программ.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отмечает О.В. Алексеева, применительно к развитию туризма, мировая практика доказала, что стратегическое планирование и управление - это самый эффективный вид управления [1].
В целом, авторы, исследующие вопросы стратегического управления развитием туризма, сходятся во мнении [2-7], что одним из наиболее действенных инструментов стратегического управления сферой туризма выступает программно-целевой метод, подразумевающий системный подход в расчете финансирования запланированных мероприятий, направленных на реализацию туристского потенциала региона через совершенствование сферы туриндустрии, исходя из прогнозирования ее устойчивого развития.
Отдельные аспекты применения программно-целевого метода в развитии туризма и механизмы реализации программ в регионах Приволжского федерального округа, в том числе, в Республике Татарстан, затронуты такими авторами как Л.В. Баталова, Г.В. Мерзлякова, И.Л. Полякова Т.И. Оконникова, и др. [8, 9].
В связи с широким внедрением программно-целевого метода в практику управления в последнее время в литературе все чаще освещаются вопросы оценки эффективности целевых программ. Так, Р.Н. Хасанов, применительно к стадии отбора и реализации программ, отмечает, что на первый план следует выдвигать не формальные характеристики программного сектора экономики, такие как общее число программ и т.д., а заложенную в программном методе потенциальную возможность, которая может существенно повысить эффективность государственного управления экономикой, которая в настоящее время недооценивается [10].
Кроме того, по мере истечения сроков принятых про-
грамм и накопления соответствующего опыта их реализации, в последнее время появляются критические разборы реализации завершенных целевых программ развития туризма. Так, проблематика оценки эффективности принятых в Республике Татарстан, а также в иных субъектах РФ, региональных целевых программ развития туризма и присущих им недостатков была поднята в работах О.Н. Артеменко, А.Н. Полухиной, В.П. Рукомойниковой [11, 12, 13].
Однако неразрешенными и недостаточно освещенными в научной литературе, по нашему мнению, остаются вопросы нормативного обеспечения региональных программ развития туризма, особенно выявления недостатков и иных проблемных моментов, препятствовавших должной реализации таких программ на практике, с целью использования соответствующего опыта в дальнейшем совершенствовании инструментария программно-целевого метода для стратегического управления развитием сферы туризма в регионе.
Формирование целей статьи (постановка задания). Общая цель проводимого нами исследования состоит в анализе ряда актуальных проблем применения инструментов и методов прогнозирования и планирования при осуществлении функции государственного управления развитием туризма в Республике Татарстан, чтобы указать на необходимость повышения эффективности нормативного обеспечения управления стратегическим развитием регионального туризма.
Специальной целью данной статьи было задано изучение опыта разработки в Республике Татарстан ряда целевых программ развития сферы туризма в регионе, и общая характеристика выполнения поставленных тааки-ми программами показателей.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Действие Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации» [14] и Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [15] обусловило использование государственными органами власти программно-целевого принципа стратегического управления социально-экономическим развитием страны, включая развитие сферы туризма [16].
Исходя из опыта федеральных целевых программ, правительствами отдельных субъектов Российской Федерации были разработаны региональные стратегии и концепции совершенствования индустрии туризма, а в ряде субъектов РФ утверждены собственные целевые программы развития туристской деятельности на их территории. Данные акты исполнительных органов субъектов РФ можно считать ключевыми в стратегическом управлении развитием регионального туризма, так как они выражают одну из основных функций управления - планирование. Следуя легальному определению, данному в п. 1 ст. 3 действующего Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», стратегическое планирование развитием туризма в регионе можно определить как деятельность участников стратегического планирования по целепо-лаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития сферы туризма, направленную на решение соответствующих задач устойчивого социально-экономического развития региона.
В отличие от ряда других субъектов РФ в Республике Татарстан не было принято стратегий или концепций развития сферы туризма, но республика выступает одним из передовых регионов в разработке и утверждении среднесрочных и долгосрочных программ развития туризма.
Однако, как показало наше исследование, опыт применения инструмента программно-целевого пла-
нирования развития туризма на региональном уровне в Республике Татарстан характеризуется прежде всего нестабильностью правового регулирования. Так, он был выражен в подготовке, утверждении и выполнении четырех целевых программ развития туризма:
1) Республиканская целевая программа «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы», утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан (Кабмина РТ) от 31 декабря 2008 г. № 955 [17], стала первой программой развития туризма на региональном уровне. Данная республиканская программа была основана на разработанной республиканским Министерством по делам молодежи, спорту и туризму (МДМСиТ РТ) ведомственной целевой программе, утвержденной Приказом МДМСиТ РТ от 6 октября 2008 г. № 1008 [18], ожидаемые показатели которой были положены в основу пессимистичного сценария развития туризма в республиканской программе.
Среди достоинств республиканской программы можно назвать прогнозирование и подробный расчет ожидаемых в результате выполнения мероприятий программы налоговых поступлений и прироста рабочих мест в сфере туризма.
Однако, как отмечает О.Н. Артеменко, большинство положений республиканской целевой программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы» не было реализовано из-за неверного стратегического планирования [19]. При разработке и принятии программ развития туризма в регионе следует учитывать, что они должны отвечать требованиям стратегического экономического планирования, иначе на деле соответствующая Программа останется декларативным актом.
Кроме того, при разработке республиканской целевой программы и ее утверждении в 2008 г. не были, по нашему мнению, в должной мере оценены риски (например, означенные О.В. Бунаковым макроэкономические, финансовые, техногенные, экологические, геополитические и международные [20, с. 15]), препятствующие достижению запланированных результатов. Так, не были рассчитаны финансовые риски, связанные с мировым финансовым кризисом, поэтому уже в первый год реализации республиканской программы (2009 г.) возникла проблема недостаточного бюджетного финансирования. В последующие 2010 и 2011 гг. ее финансирование из бюджета РТ было полностью приостановлено (с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. Постановлением Кабмина РТ от 21 декабря 2009 г. № 865 [14], и с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. Постановлением Кабмина РТ от 12 ноября 2010 г. № 896 [21]).
Таким образом, несмотря на наличие действующей целевой программы использование республиканскими субъектами управления разработанных ранее, с оглядкой на применение программно-целевого метода, мер развития туризма с 2010 г. фактически не осуществлялось, хотя можно отметить Приказ МДМСиТ РТ от 2 декабря 2011 г. № 989, которым была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие туризма в РТ на 2012-2014 годы» [22].
2) Долгосрочная целевая программа «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016 годы», утвержденная Постановлением Кабмина РТ от 5 февраля 2013 г. № 72 [17], была отменена через год Постановлением Кабмина РТ от 7 февраля 2014 г. № 73, в связи с утверждением новой более актуальной и долгосрочной подпрограммы по развитию туризма [24].
3) Подпрограмма «Развитие сферы туризма на 20142020 годы» в рамках комплексной Государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Кабмина РТ от 7 февраля 2014 г. № 73 [24] также по прошествии года была отменена, путем исключения подпрограммы из 104
Государственной программы вместе с упоминаниями туризма Постановлением Кабмина РТ от 17 апреля 2015 г. № 263 [25], по всей видимости, в связи с преобразованием координатора программы - Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ в Министерство по делам молодежи и спорту РТ, а также принятием новой государственной программы, целиком ориентированной на развитие туризма в республике.
4) Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 20142020 годы», утвержденная Постановлением Кабмина РТ от 21 июля 2014 г. № 522 [20], действует по настоящее время с изменениями, внесенными Постановлением Кабмина РТ от 11 июня 2015 г. 430. Принятие в 2015 г. поправок было вызвано снижением общего объема финансирования мероприятий названной Госпрограммы с 1831,2 млн. руб. (1066,6 млн. руб. из средств бюджета РТ, 2,9 млн. руб. из средств муниципальных бюджетов, 761,7 млн. руб. из внебюджетных источников) до 1024,8 млн. руб. (617,4 млн. руб. из средств бюджета РТ, 8,5 млн. руб. из средств муниципальных бюджетов, 398,9 млн. руб. из внебюджетных источников). Снижение объемов финансирования действующей программы обусловлено, в свою очередь, текущей неблагоприятной ситуацией в экономике России.
В результате реализации мероприятий действующей Госпрограммы, как ожидается, в 2020 г. объем внутренних и въездных региональных туристских потоков составит 3362,2 тыс. человек; а объем реализации услуг в сфере туризма - 15393,7 млн. руб.; прирост рабочих мест в сфере туризма и околотуристской сфере в Татарстане за семилетний период Госпрограммы спрогнозирован в количестве 20 000 человек.
Однако реализация действующей Госпрограммы разделена на два этапа: 2014-2017 гг. и 2018-2020 гг., и наибольший объем финансирования (873,7 млн. руб. из 1066,6 млн. руб., то есть около 81,9 %) предусмотрен для второго этапа. Поскольку объемы финансирования Госпрограммы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий год и плановый период, то, по нашему мнению, следует ожидать, что намеченные на второй этап показатели объема финансирования могут быть пересмотрены (с учетом инфляции) в сторону снижения.
При нормальном нормативно-правовом регулировании при должном применении инструмента программно-целевого метода для оценки эффективности прогнозирования в управлении развитием туриндустрии в регионе важно соотносить прогнозируемые показатели, которые ожидалось достичь по целевым программам, с реальными основными статистическими показателями туристской отрасли региона за то же время.
Поэтому для анализа корректности прогнозов, отраженных в целевых программах Республики Татарстан имеет смысл взять для сравнения статистику за последние десять лет (2005-2014 гг.) по одному из наиболее употребимых программных показателей - численности лиц, обслуженных коллективными средствами размещения. В качестве индикатора оценки конечных результатов целевых программ этот показатель именуется в них также объемом (увеличением) внутренних и въездных потоков в республику.
Не заостряя внимания на подробном анализе динамики показателя внутренних и въездных потоков, отметим следующее: имеющиеся данные позволяют утверждать, что по сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстата) с 2005 по 2014 гг. регистрируемый туристский поток в регионе вырос в 2,76 раз: с 638,2 тыс. до 1 млн. 759 тыс. туристов, обслуженных коллективными средствами размещения (таблица 1). В среднем ежегодный прирост турпотока составлял более 10 %, кроме кризисных 2008-2009 и 2014 гг., когда АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2(15)
он снижался до 1-7 %. Тем самым, тенденции развития регионального въездного и внутреннего туризма в РТ носят позитивный характер, а средний темп прироста турпотока согласно статистическим показателям за десятилетие составил 12 %.
Таблица 1 - Численность лиц, обслуженных коллективными средствами размещения в Республике Татарстан, по данным статистики и ожидаемым показателям целевых программ (тыс. чел.):
Годы Действительные данные статпстпкп Прогнозные данные программ
РЦП 2009—2011 ДЦП 2013—2016 ПП ГП 2014—2020 ГП 2014—2020
песснм. | оптом. песснм. | оптнм.
2005 638,2
2006 732,4
2007 896.6
2008 908,2 950
2009 977 1057,8 1132,7
2010 1113,5 1143,1 1243
2011 1277,5 1228,4 1353,2 1277,5
2012 1479,5 — —
2013 1662,4 1523 1645,4 1383,6 1662,4
2014 1759,1 1643 1826.4 1608 1830,7
2015 - 176S 2063,8 1728 2050,4
2016 - 1888 2290,9 1828 2255,5
2017 - 1928 2481
2018 - 2048 2778.8
2019 - 2148 3056,6
2020 2250 3362,2
на развитие туризма, поскольку исходит из продолжения наблюдаемого роста численности лиц, обслуженных коллективными средствами размещения в Республике Татарстан, по инерции, без существенного управляющего воздействия.
В действующей Государственной программе «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» (показатель ГП 2014-2020 в таблице 1) недостаток предыдущей подпрограммы исправлен и средний темп прироста турпо-тока составляет 11 %. Это тоже ниже прироста за ряд предыдущих лет, но уже нельзя сказать, что в данном случае совсем не ставилась задача добиться больших показателей. При сравнении трендов роста турпотока, намеченных различными программами развития туризма (рисунок 1), заметно, что действующая программа исходит из оптимистичного сценария.
Источник: составлено автором на основе данных Татарстанстата [21] и целевых программ [11, 17, 18, 20].
В Республиканской целевой программе «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы» (показатель «РЦП 2009-2011» в таблице 1) средний темп прироста турпотока в пессимистическом сценарии был заложен в 9 %, что явно ниже данных предыдущих лет, а в оптимистическом сценарии средний темп прироста турпотока прогнозировался в 13 %, также ниже тенденции предыдущих лет. Таким образом, прогноз строился с учетом некоторых неблагоприятных макроэкономических эффектов, проявлявшихся в момент принятия программы. Существенным нарушением принципа прогнозирования со стороны авторов программы, по нашему мнению стало использование года ее принятия в качестве базиса, что повлекло опору для дальнейших расчетов на вычисленные предполагаемые, а не подлинные данные статистики за 2008 г.
В Долгосрочной целевой программе «Развитие сферы туризма в РТ на 2013-2016 годы» (показатель «ДЦП 2013-2016» в таблице 1) средний темп прироста тур-потока в пессимистическом сценарии был заложен в 7 %, а в оптимистическом в 12 %. Ввиду этого, на второй прогнозный год ожидаемые цифры в диапазоне между пессимистическим и оптимистически сценарием стали соответствовать реальным данным статистики. Достоинством этой программы стал учет неудачного опыта предыдущей программы, например, использование предшествующего принятию программы года в качестве базиса, что позволило опереться в прогнозе на последние статистические данные.
В целом, подход, при котором определялся коридор между показателями оптимистического сценария, исходя из данных за ряд прошлых лет, и пессимистического, исходя из последних известных неблагоприятных тенденций, себя оправдал в обеих предыдущих программах, рассчитанных на трех- и четырехлетний сроки планирования. Однако нельзя забывать, что обе программы в силу вышеуказанных обстоятельств фактически прекращали действовать на второй год после утверждения, чем скомпрометировали применяемый подход.
В Подпрограмме «Развитие сферы туризма на 20142020 годы» Государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в республике Татарстан на 2014-2020 годы» (показатель «1111 ГП 2014-2020» в таблице 1) средний темп прироста турпотока был заложен в 7 %, что явно ниже прироста за ряд предыдущих лет и, на наш взгляд, не отвечает ожиданиям стратегического планирования, направленного
Рисунок 1 - Сравнение трендов роста численности лиц, обслуженных коллективными средствами размещения в Республике Татарстан, по данным статистики и ожидаемым показателям целевых программ (тыс. чел.).
Выбор среднего темпа прироста турпотока в 11 % вызван скорее всего тем, что авторами действующей Госпрограммы были учтены макроэкономические, политические и международные риски, известные на момент ее утверждения (лето 2014 г.). По нашему мнению, учет этих факторов себя оправдал, поскольку они повлияли на то, что в первый год прогнозируемый в Госпрограмме прирост в 11 % не был достигнут.
В целом, согласно действующей семилетней Госпрограмме, в результате реализации программных мероприятий в 2020 г. объем региональных внутренних и въездных туристских потоков, как ожидается, будет соответствовать прогнозируемому приросту и составит 3362,2 тыс. человек, то есть удвоится по сравнению с базисным 2013 г. По нашему мнению, при выполнении обозначенных в программе мероприятий и должном финансировании такой прогноз является более реалистичным.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенный анализ позволил выделить в качестве одной из актуальных проблем стратегического планирования в управлении развитием туризма в Республике Татарстан нестабильность нормативно-правового регулирования на уровне субъекта федерации, обусловленную несоблюдением на раннем этапе применения программно-целевого метода принципов реалистичности, ресурсной обеспеченности, преемственности и непрерывности реализации программ стратегического развития туризма в регионе.
По нашему мнению, для повышения качества существующего механизма программного управления развитием сферы туризма необходима четкая регламентация ответственности субъектов управления за реализацию предусмотренных программой мер. Это означает, что органы управления для выполнения программы должны добиваться не только предварительного утверждения
своего, основанного на прогнозировании, выбора приоритетных целей и соответствующего финансирования по объемам и источникам, но и последующего по ходу осуществления программных мероприятий согласованного взаимодействия конкретных исполнителей, ответственных за предоставление запланированных программой материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. По мере выполнения программы должен также осуществляться контрольный прогноз ее выполнимости, основанный на оценке эффективности достижения ее целевых показателей. Другими словами, при наличии прогноза, что те или иные мероприятия программы не могут быть реализованы в должной мере (например, в связи с кризисными явлениями в экономике), либо могут быть осуществлены за счет привлечения иных ресурсов или исполнителей, субъект управления обязан поставить вопрос об изменении соответствующих положений действующей программы. Тем самым, приоритет должен отдаваться выполнению программы в соответствии с текущим «живым» прогнозом развития отрасли; она не должна оставаться «декларацией о намерениях», фиксирующей устаревший, ставший нереалистичным, прогноз прошлых лет.
В завершение следует отметить, что в Республике Татарстан на решение означенного вопроса было нацелено принятие 31 декабря 2012 г. Кабмином РТ Постановления № 1199 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и Перечня государственных программ Республики Татарстан» [28], сменившего предыдущий недейственный акт на эту тему [29], в которое, в свою очередь, вносился и продолжает вносится ряд изменений, направленных, в целом, на дальнейшее совершенствования системы программно-целевого управления, обеспечения более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования, повышения эффективности деятельности органов государственной власти Республики Татарстан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева О.В. Программно-целевой метод стратегического планирования как условие устойчивого развития туризма в регионе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 32. С. 3.
2. Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 11-17.
3. Якунин В.Н. Виды туризма: историография вопроса // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 7883.
4. Марченко О.А. Социально-экономические основы регионального развития сельского туризма в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 150153.
5. Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 79-83.
6. Мордовченков Н.В., Агафонова А.В. Перспективы развития аграрного туризма Чкаловского района // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 126-136.
7. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 134-136.
8. 2Полякова И.Л. Механизмы реализации региональных целевых программ развития туризма в Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа) // Вестник ОГУ. 2013. № 8 (157). С. 133-139.
9. Мерзлякова Г.В., Баталова Л.В., Оконникова Т.И. Программно-целевой метод управления региональным туризмом в Удмуртской Республике // Сервис в России
и за рубежом. 2014. № 6 (53). С. 51-62._
10. Хасанов Р.Н. Проблемы оценки эффективности целевых программ на стадии их отбора и реализации // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 45-48.
11. Артеменко О.Н. Особенности и проблемы планирования развития туризма Республики Татарстан // Казанский экономический вестник. 2013. № 6. С. 70-74.
12. Полухина А.Н. Анализ стратегических программ развития туризма в регионах ПФО // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 418-422.
13. Полухина А.Н., Рукомойникова В.П. Оценка эффективности стратегических программ развития туризма: на примере Приволжского федерального округа: [монография]. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. 274 с.
14. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации» (с изм. на 09.07.1999) // СПС «Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9012491 (дата обращения: 01.05.2016).
15. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420204138 (дата обращения: 01.05.2016).
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)"» (с изм. на 18.12.2004) // СПС «Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902295121 (дата обращения: 01.05.2016).
17. Постановление КМ РТ от 31.12.2008 № 955 «Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы"» (вместе с «Положением о координационном совете по туризму Республики Татарстан», «Положением о дирекции перспективных туристских проектов и программ Республики Татарстан») (с изм. от 12.11.2010) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. № 7 (18.02.2009). Ст. 0247. (первоначальная редакция, утратила силу).
18. Паспорт ведомственной целевой программы «Развитие туризма в Республике Татарстан на 20092011 годы» // Портал МДМС РТ. Режим доступа: mdms. tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_35608.doc (дата обращения: 01.05.2016).
19. Бунаков О.В. Управление позиционированием и устойчивым развитием туризма в регионе (на примере Республики Татарстан): [автореф. дисс. ... канд. экон. наук]. М., 2011. 24 с.
20. Постановление КМ РТ от 21.12.2009 № 865 «О приостановлении в 2010 году действия отдельных норм актов Кабинета Министров Республики Татарстан, не обеспеченных источниками финансирования» (с изм. на 17.03.2011) // СПС «Кодекс». Режим доступа: Ы:ф:// docs.cntd.ru/document/917036058 (дата обращения: 01.05.2016).
21. Постановление КМ РТ от 12.11.2010 № 896 «О приостановлении в 2011 году действия отдельных норм актов Кабинета Министров Республики Татарстан, не обеспеченных источниками финансирования» (с изм. на 24.08.2011) // СПС «Кодекс». Режим доступа: Ы:Ф:// docs.cntd.ru/document/917040889 (дата обращения: 01.05.2016).
22. Приказ Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ от 02.12.2011 № 989 «Об утверждении ведомственных целевых программ» // Портал МДМС РТ. Режим доступа: http://mdms.tatarstan.ru/rus/file/pub/ pub_216932.pdf (дата обращения: 01.05.2016).
23. Постановление КМ РТ от 05.02.2013 № 72 «Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Развитие
сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016 годы"» (утратило силу) // СПС «Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463301287 (дата обращения: 01.05.2016).
24. Постановление КМ РТ от 07.02.2014 № 73 «Об утверждении Государственной программы "Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в республике Татарстан на 2014-2020 годы"» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. № 28 (11.04.2014). Ст. 0816. (первоначальная редакция, утратила силу).
25. Постановление КМ РТ от 17.04.2015 № 263 «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 № 73 "Об утверждении Государственной программы "Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"» // СПС «Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/428595182 (дата обращения: 01.05.2016).
26. Постановление КМ РТ от 21.07.2014 № 522 «Об утверждении Государственной программы "Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"» (с изм. на 11.06.2015) // СПС «Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/412383352 (дата обращения: 01.05.2016).
27. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Режим доступа: http://tatstat.gks. т (дата обращения: 01.05.2016).
28. Постановление КМ РТ от 31.12.2012 № 1199 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и Перечня государственных программ Республики Татарстан» (с изм. на 22.07.2015) // СПС «Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/463300797 (дата обращения: 01.05.2016).
29. Постановление КМ РТ от 25.06.2008 № 442 «Об утверждении Порядка оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ» (утратило силу) // СПС «Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/917029445 (дата обращения: 01.05.2016).