Научная статья на тему 'Проблемы развития малого бизнеса в Республике Мордовия и пути их решения'

Проблемы развития малого бизнеса в Республике Мордовия и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ФИНАНСЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова А. Ю.

В статье на базе анализа развития малого бизнеса на территории Республики Мордовия выявлены основные проблемы развития данной сферы, предложены и разработаны мероприятия по совершенствованию развития малого бизнеса на территории субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого бизнеса в Республике Мордовия и пути их решения»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© Власова А.Ю.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

В статье на базе анализа развития малого бизнеса на территории Республики Мордовия выявлены основные проблемы развития данной сферы, предложены и разработаны мероприятия по совершенствованию развития малого бизнеса на территории субъекта.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, валовой региональный продукт, Республика Мордовия, финансы, социально-экономическое развитие.

Республика Мордовия ставит перед собой целью социально-экономическое развитие региона, что, прежде всего, связано с развитием малого предпринимательства на ее территории. На сегодняшний день очень возросла роль малого бизнеса, как в экономике, так и в социальной сфере. Развитие рыночных отношений, повышение качества товаров, работ и услуг, удовлетворение потребностей населения, - все это зависит от уровня развития малого бизнеса на территории региона.

Анализ развития малого предпринимательства в Республике Мордовия показывает, в республике число малых предприятий до 2010 года увеличивалось, после чего произошло значительное сокращение данного показателя (табл. 1) [2].

Таблица 1

Число малых предприятий в Республике Мордовия (без микропредприятий)

Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Общее число предприятий и организаций 12725 13290 14011 13739 13842 14055

Количество предприятий малого бизнеса 1064 1211 1369 1174 1227 1148

Из таблицы 1 видно, что динамика количества предприятий малого бизнеса прямо пропорционально связана с общим числом предприятий и организаций на территории региона. Об этом свидетельствует тот факт, что снижение общего числа предприятий повело за собой снижение количества организаций малого бизнеса, такая же ситуация наблюдалась с увеличением показателей. Также можно говорить о том, что на протяжении последних 6 лет доля малого бизнеса в общем количестве предприятий практически оставалась неизменной: в 2008 году доля составила 8,36 %, в 2013 году - 8,16 %, что, безусловно, является проблемой. Если доля малых предприятий в об-

* Студент Экономического факультета (направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»).

щем числе организаций в таких регионах, как Самарская область, Республика Татарстан и Нижегородская область с каждым годом увеличивается в разы, то Республика Мордовия не может гордиться такими результатами. На сегодняшний момент в рейтинге развития малого бизнеса среди регионов РФО Республика Мордовия занимает 11 место из имеющихся 14.

По итогам 2013 года, наибольший удельный вес в Республике Мордовия занимали малые предприятия в сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, их доля в общей структуре составила 24,5 %. Второе место - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 19,6 %, строительство - 16,1 %, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство - 10,2 %, другие виды деятельности 6,8 % [1].

Одной из наиболее важных проблем в сфере малого предпринимательства является проблема занятости населения. В 2013 году средняя численность работников малых предприятий с учетом внешних совместителей и работников, работающих по договорам гражданско-правового характера составила 37267 человек. Лидирующая позиция по количеству работников принадлежит следующим видам деятельности: оптовая и розничная торговля; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (22,3 % от общего количества занятых на малых предприятиях), ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (18,2 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (13,3 %).

Еще одним показателем развития малого бизнеса на территории республики является доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП. В 2012 году она составила 12,86 %, при плановом показателе в 15,23 % [3].

Проблемы в сфере развития малого предпринимательства в Республике Мордовия можно разбить на три больших группы (рисунок 1).

Решение организационно-правовых проблем связано с административным фактором, а точнее с его реформированием. На сегодняшний момент предпринимателям не дают возможности продвигать «свое дело». Это выражается, прежде всего, с высоким уровнем контроля деятельности малых предприятий со стороны государства, сложным порядком регистрации, сертификации и лицензирования деятельности малых предприятий. Одной из основных целей экономического развития страны является создание так называемого «среднего класса» предпринимателей. Но, посредством механизмов воздействия на малый бизнес, государство самостоятельно противостоит развитию и страны в целом, и развитию субъектов малого предпринимательства. В связи с этим государство должно выстроить политику таким образом, чтобы в предпринимательской среде отсутствовали какие-либо административные барьеры, присутствовала честная конкуренция, налогообложение носило оптимальный характер, а также необходимо обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к ресурсам.

Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Мордовия

Организационно-правовые (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, наличием административных барьеров, недостаточной защищенно-

экономические (нестабильная ситуация на рынке труда, ориентация малых предпри-

посредническую деятельность, монополизация рынков и др.)

ятий на торгово-

Социально-

(отсутствие стартового капитала, нехватка основных и оборотных средств, сложность получения кредитов, сложность в привлечении ин-

вестиций и т.д.).

финансовые

стью деятельности предпринимателей, высокий налоговый пресс, жесткий прессинг контролирующих органов)

Рис. 1. Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Мордовия

Социально-экономические проблемы вытекают из того, что очень невелика доля малых предприятий в таких востребованных во всем мире областях, как сельское хозяйство, промышленное производство, наука и технологии. Решением данной проблемы будет служить создание технопарков и бизнес-инкубаторов, а также связи малого, среднего и крупного предпринимательства, осуществляющейся в форме лизинга, аутсорсинга, франчайзинга, создания кластеров и др.

Решение финансовых проблем связано с льготами, предъявляемыми малым предприятиям, которые могут быть выражены в форме субсидий, льгот инвесторам, реализующим приоритетные проекты. В 2012 году органы власти Республики Мордовия снизили ставки на прибыль организаций с 18 % до 13,5 %, освободили от налога на имущество организаций. Муниципальные власти в пределах своей компетенции освободили инвесторов от земельного налога в 1,5 % [4]. Данные механизмы позволяют развиваться субъектам малого предпринимательства в Республике Мордовия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие республики в большей степени связано с показателями развития малого предпринимательства на её территории. На сегодняшний момент в Мордовии сформирован благоприятный климат для привлечения инвестиций, ведения малого бизнеса. Республика имеет все возможности продвижения вверх по «лестнице» развития малого предпринимательства среди субъектов Российской федерации, и она не боится использовать и притворять эти возможности в жизнь.

Список литературы:

1. Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. - Саранск, 2013. - 465 с.

2. Официальный сайт информационного агентства «бизнес Мордовии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bm.binkrm.ru/index.php.

3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по республике Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru.

4. Официальный сайт Министерства экономики Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru.

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ВУЗОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА1

© Гоосен Е.В.*

Институт угля Сибирского отделения Российской академии наук,

г. Кемерово

Региональная экономика имеет не так много источников роста, малые инновационные предприятия могут взять на себя часть этих функций и стать катализатором роста и привлечения инвестиций в экономику региона. В статье отражены перспективы участия малых инновационных предприятий, созданных при ВУЗах и НИИ, описаны стратегии развития МИП.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, ВУЗы, региональная экономика.

Россия вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития. В ближайшие годы Россия должна будет создать механизм постоянного внутреннего обновления своего общества и динамичную экономическую модель, способную отвечать на новые вызовы и обеспечивать высокий уровень жизни граждан страны. Очевидно, что ключевую роль в этом должны сыграть инновации, создаваемые в регионах.

Малые инновационные предприятия ВУЗов - это довольно новое явление и в зарубежной, и в российской практике, а потому малоизученное. Ис-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ «Методология и методика оценки сценариев создания и перспектив развития малых инновационных предприятий Кемеровской области», проект № 14-12-42009.

* Ведущий инженер, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.