DOI 10.24411/2076-1503-2020-10364 ХАМАТХАНОВА Макка Алаудиновна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета e-mail: [email protected]
ХУСНУТДИНОВА Гузелия Фаридовна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета e-mail: [email protected]
ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Аннотация. В статье рассмотрены особенности становления малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, обозначены этапы развития малого и среднего бизнеса в 1990-е годы. Исследована нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу социально-экономической жизни. Обозначено место малого и среднего предпринимательства в формировании ВВП страны.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, развитие, становление, дефицит капитала, этап развития, кризис, правовое регулирование.
HAMATKHANOVA Makka Alaudinovna,
candidate of Sociological Sciences, аssociate Professor, Department of Economics and Production Organization, Tyumen Industrial University
KHUSNUTDINOVA Guzelia Faridovna,
Candidate of Sociological Sciences, аssociate Professor, Department of Economics and Production Organization, Tyumen Industrial University
THE EVOLUTION OF DOMESTIC MEDIUM AND SMALL BUSINESSES: A HISTORICAL EXCURSION
Annotation. The article discusses the features of the formation of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, outlines the stages of development of small and medium-sized businesses in the 1990s. The regulatory framework governing this area of socio-economic life is studied. The place of small and medium-sized enterprises in the formation of the country's GDP is indicated.
Key words: small and medium business, entrepreneurship, development, formation, capital shortage, development stage, crisis, legal regulation.
Введение
Сектор малого и среднего бизнеса - один из ключевых элементов рыночной экономики. Малые и средние предприятия выступают внутренним источником устойчивого экономического развития, а также обеспечивают материальное благосостояние населения государства в условиях рыночного хозяйствования [1]. Малое и среднее предпринимательство представляет собой не только
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
определенную форму ведения дел, но и в целом является важным инструментом реформирования экономики и основой для ее стабильного развития. Малые и средние предприятия способствуют созданию новых рабочих мест, снижению безработицы, наполнению рынка новыми услугами и товарами [1]. Эволюция сферы развития малого и среднего бизнеса прошла достаточно большое количество этапов. Изучение данного опыта
позволит учесть возможные проблемы и сформировать основания для эффективного развития этой сферы.
Изложение основного материала
По данным официальной статистики, приведенной на сайте Федеральной службы государственной статистики, доля малого и среднего бизнеса в России за 2017 г. составляет 21.9%, в денежном выражении эта сумма составляет более 20 трлн руб. Показатель определяется как отношение суммарного объёма валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов. Кроме того, по оценкам экспертов, к 2025 г. доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны будет составлять около 40%. Целесообразно также обратить внимание, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП в развитых странах составляет около 50-60%. В США он составляет около 50%, в Великобритании — 51%, в Нидерландах — 63%.
Если рассматривать более ранние периоды, то доля вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны в предыдущие годы была ниже, следовательно, нужно рассматривать, какие именно инструменты государственного регулирования привели к росту малого и среднего бизнеса.
Рассмотрим детальнее этапы становления малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Первый этап - зарождение малого и среднего бизнеса приходится на 1985 - 1988 гг., когда появлялись первые малочисленные объединения предпринимателей, в основном в сфере легкой промышленности. В данный период были сформированы социально-психологические основы частной собственности.
Следующий этап - становление и постепенное развитие малого и среднего бизнеса приходится на 1988 - 1989 гг. Основной целью создания и развития малого и среднего бизнеса было удовлетворение рыночного спроса на потребительские товары, однако предпринимательские структуры в этот период существовали недолго и редко оставались на рынке длительный период времени.
Третий этап - формирование правового статуса малого и среднего бизнеса, эти процессы происходили в период 1989 - 1991 гг. В данный период принимается понятие частной собственности, формируется нормативно-правовая база ведения бизнеса. Законодательное закрепление статуса малого и среднего бизнеса привело к активному развитию данной сферы в период 1989 - 1991 гг. Именно в этот период все больше населения занято в сфере малого предприниматель-
ства, а крупные предприятия переходят на самофинансирование и хозяйственный расчет.
Так же этот этап ознаменовался началом процесса приватизации, который можно считать первым большим шагом для развития рыночной экономики.
Четвертый этап - переход малого и среднего бизнеса в более крупный, формирование предпосылок для становления свободного рынка, такие преобразования характерны для 1991-1993 гг. Активное развитие малого и среднего бизнеса привело к концентрации капитала в руках криминальных структур и криминализации бизнеса в целом. В этот этап возникает потребность в капитале, в результате чего формируется базис для создания банков, кредитных союзов, фондов совместного финансирования и т.д.
Одним из первых документов, определивших политику государства в развитии малого предпринимательства, явилось постановление Совета Министров РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», принятое 18 июля 1991 г. В соответствии с этим постановлением к малым относились предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в т.ч. в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек) [6].
При этом государство определило условия экономической поддержки. Малым предприятиям предоставлялись льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, зачисляемых в местные бюджеты, если предприниматели решали актуальные проблемы насыщения местных рынков. Правительство сочло возможным установить для малых предприятий уже в первый год эксплуатации право списывать дополнительно, как амортизационные отчисления, до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет, а также производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов [2].
В систему государственной поддержки предпринимательской деятельности включались органы исполнительной власти всех уровней. Они должны были обеспечивать следующие виды поддержки [9]:
оказывать содействие в материально-техническом и информационном обеспечении предпринимателей, в передаче, продаже, сдаче в аренду свободных производственных площадей, обору-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
дования, нежилых помещений, законсервированных недостроенных зданий и сооружений; объектов незавершенного строительства;
налаживать разработку, изготовление и реализацию малогабаритных производственных помещений модульной конструкции, других средств производства для малых предприятий;
вводить льготное налогообложение прибыли, полученной банками при кредитовании малых предприятий, используя для этих целей возможности Фонда поддержки предпринимательства по оказанию содействия малым предприятиям в развитии внешнеэкономической деятельности, в т.ч. по обеспечению их доступа на договорной основе к единой системе внешнеэкономической информации, разработке мер дополнительного стимулирования внешнеэкономической деятельности малых предприятий;
осуществлять меры финансовой поддержки создаваемых малых предприятий, образовывать республиканские, региональные, муниципальные и другие фонды поддержки малых предприятий за счет бюджетных средств, добровольных взносов государственных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан, в т.ч. иностранных;
предусматривать выделение бюджетных средств для создаваемых фондов поддержки на стимулирование развития приоритетных видов деятельности малых предприятий и реализацию региональных программ поддержки малого предпринимательства;
разрабатывать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие комплексную подготовку и повышение квалификации кадров для малых предприятий, в т.ч. за рубежом, создавать и выпускать учебные пособия по предпринимательской деятельности;
обобщать и распространять отечественный и зарубежный опыт создания и деятельности малых предприятий.
В соответствии с постановлением «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в
РСФСР» республиканские, региональные, муниципальные и другие фонды поддержки малых предприятий могли выдавать гарантии кредитным и страховым учреждениям по ссудам, выделяемым малым предприятиям, и по страховым взносам при страховании коммерческих рисков;
Пятый этап - масштабная приватизация имущества и развитие различных форм и видов предпринимательства, временной отрезок 1994 -1995 гг. характеризовался окончательным переходом к частной собственности и очень высокими темпами инфляции, что стало предпосылкой развития кризиса в 1998 г.
Шестой этап - экономически закономерный дефицит капитала и наметившийся переход от торгово-посреднической деятельности к производственной в 1995 - 1998 гг. Значительная концентрация капитала, его дефицит и отсутствие опыта построения бизнеса привели к кризису 1998 г., который привел к ликвидации многих предприятий сферы малого и среднего бизнеса.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в РФ. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 г. образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот Комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
В 1995 г. положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877.3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. Занятость населения приведена в табл. 1 [7]
Отрасль Среднесписочная численность занятых на МП, тыс. чел. Отраслевая структура занятости на МП, в % Удельный вес в общей численности занятых в отрасли, в %
Всего 8944.8 100 15.7
Промышленность 2589.7 29.0 15.6
Сельское хозяйство 93.4 1.0 1.3
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в 1995 г. [7]
Строительство 2624.4 29.3 48.5
Транспорт и связь 185.0 2.1 3.9
Торговля 2235.0 24.6 46.4
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 320.8 3.6 93.9
ЖКХ, бытовое обслуживание 106.8 1.2 4.7
Наука и научное обслуживание 231.9 2.6 15.8
Седьмой этап - посткризисное развитие малого и среднего предпринимательства в 1999 -2003 гг., формирование предпосылок для стимулирования малых предприятий к увеличению добавленной стоимости. Первые налоговые льготы и стимулирующие инструменты для развития малого и среднего бизнеса.
Восьмой этап - более планомерное и равномерное развитие малого и среднего бизнеса в период с 2003 г. по сегодняшний день.
Современный этап развития малого и среднего бизнеса характеризуется повышенным интересом государства к данному направлению развития предпринимательства и внедрением различных государственных инструментов стимулирования развития малого и среднего бизнеса.
Как показывает опыт развития малого и среднего бизнеса, проанализированный в статье, только государственная поддержка и законодательное регулирования данной сферы дает положительные результаты в виде роста финансовых результатов субъектов малого предпринимательства и их доли в совокупном ВВП страны.
Заключение
Как показывают результаты оценки и анализа этапов развития малого и среднего бизнеса, данное направление первым возникло в условиях, когда формировались рыночные отношения, как самый динамичный и мобильный вид бизнеса. Кроме того, этот вид предпринимательства на сегодняшний день является приоритетным для национальной экономики, что подтверждается планами правительства увеличить долю ВВП, формируемого малым и средним бизнесом, с 22% в 2017 г. до 40% в 2025 г.
Список литературы:
[1] Борова З.Ф. Актуальные проблемы, перспективы развития и повышение доступности кредитования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Молодой ученый. - 2018. - №
50. - С. 114 - 116. URL: https://moluch.ru/ archive/236/54757 (дата обращения: 20.01.2020).
[2] Гачегов М.А., Охрименко А.В. Малое и среднее предпринимательство в России в 2017 году: состояние сектора, система государственной поддержки // Росс. предпринимательство. - Т. 19. - 2018. - № 12. - С. 3887 - 3902.
[3] Иванова Р.М. История российского предпринимательства: учеб. пособие для акад. бакалавриата. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2018. - 303 с.
[4] Никифоров О.А., Боркина Н.В., Першиков А.Н. История российского предпринимательства: учеб. пособие для акад. бакалавриата. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 270 с.
[5] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.01.2020).
[6] Пиньковецкая Ю.С. Генезис малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Вопросы управления. - 2013. - С. 71
- 78.
[7] Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России [Электронный ресурс]. URL: https://www. cfin.ru/press/management/2001-2/ribina.shtml (дата обращения: 20.01.2020).
[8] Тимофеева А.А. История предпринимательства в России. - 3-е изд. - М.: Флинта, 2016.
- 268 с.
[9] Ши Ц., Ким Ю.К. Роль и перспективы развития малого и среднего бизнеса (На примере Китая и России) [Электронный ресурс] // Студенческий: электронный научный журнал. 2018. № 12(32). URL: https://sibac.info/journal/ student/32/112814 (дата обращения: 20.01.2020).
[10] Энтов Р., Луговой О. Тенденции экономического роста в России после 1998 года // Оксфордский сборник. - Кн. I. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. - 776 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Spisok literatury:
[1] Borova Z.F. Aktual'nye problemy, perspek-tivy razvitiya i povyshenie dostupnosti kreditovaniya malogo i srednego biznesa v Rossii na sovremennom etape // Molodoj uchenyj. - 2018. - № 50. - S. 114 -116. URL: https://moluch.ru/archive/236/54757 (data obrashcheniya: 20.01.2020).
[2] Gachegov M.A., Ohrimenko A.V. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii v 2017 godu: sostoyanie sektora, sistema gosudarstvennoj pod-derzhki // Ross. predprinimatel'stvo. - T. 19. - 2018. -№ 12. - S. 3887 - 3902.
[3] Ivanova R.M. Istoriya rossijskogo predprini-matel'stva: ucheb. posobie dlya akad. bakalavriata.
- 2-e izd. - M.: Yurajt, 2018. - 303 s.
[4] Nikiforov O.A., Borkina N.V., Pershikov A.N. Istoriya rossijskogo predprinimatel'stva: ucheb. posobie dlya akad. bakalavriata. - 2-e izd., pererab. i dop.
- M.: Yurajt, 2018. - 270 s.
[5] Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.gks.ru (data obrashcheniya: 20.01.2020).
[6] Pin'koveckaya Yu.S. Genezis malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii // Voprosy upravleniya. - 2013. - S. 71 - 78.
[7] Rybina M.N. Osnovnye etapy stanovleniya malogo predprinimatel'stva v usloviyah sovremennyh radikal'nyh rynochnyh reform v Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.cfin.ru/press/manage-ment/2001-2/ribina.shtml (data obrashcheniya: 20.01.2020).
[8] Timofeeva A.A. Istoriya predprinimatel'stva v Rossii. - 3-e izd. - M.: Flinta, 2016. - 268 s.
[9] Shi C., Kim Yu.K. Rol' i perspektivy razvitiya malogo i srednego biznesa (Na primere Kitaya i Rossii) [Elektronnyj resurs] // Studencheskij: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018. № 12(32). URL: https://sibac.info/journal/student/32/112814 (data obrashcheniya: 20.01.2020).
[10] Entov R., Lugovoj O. Tendencii ekonomich-eskogo rosta v Rossii posle 1998 goda // Oksfordskij sbornik. - Kn. I. - M.: Izd-vo Instituta Gajdara, 2015. - 776 s.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020