Научная статья на тему 'Средний и малый бизнес и государство как институты российского общества: точки соприкосновения'

Средний и малый бизнес и государство как институты российского общества: точки соприкосновения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
малый и средний бизнес / предпринимательство / государственное регулирование / административное воздействие / социально-экономическое развитие. / small and medium business / entrepreneurship / state regulation / administrative impact / socio-economic development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаматханова Макка Алаудиновна, Хуснутдинова Гузелия Фаридовна

В статье исследованы основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России. Установлено, что решение указанных проблем должно стать одним из ключевых направлений государственной политики, ведь именно малое предпринимательство будет способствовать значительному повышению эффективности реализации отечественного экономического потенциала России. Предложен комплекс административно-правовых, организационно-экономических, инвестиционных и социокультурных задач по развитию малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хаматханова Макка Алаудиновна, Хуснутдинова Гузелия Фаридовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIUM AND SMALL BUSINESS AND STATE AS INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN SOCIETY: POINTS OF CONTACT

The article explores the main trends and problems of small business development in Russia. It has been established that the solution of these problems should become one of the key areas of state policy, because it is small business that will significantly increase the efficiency of the implementation of Russia’s domestic economic potential. A complex of administrative and legal, organizational, economic, investment and socio-cultural tasks for the development of small business is proposed.

Текст научной работы на тему «Средний и малый бизнес и государство как институты российского общества: точки соприкосновения»

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10337 ХАМАТХАНОВА Макка Алаудиновна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета e-mail: a_ahilgov@mail.ru

ХУСНУТДИНОВА Гузелия Фаридовна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета e-mail: a_ahilgov@mail.ru

СРЕДНИЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Аннотация. В статье исследованы основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России. Установлено, что решение указанных проблем должно стать одним из ключевых направлений государственной политики, ведь именно малое предпринимательство будет способствовать значительному повышению эффективности реализации отечественного экономического потенциала России. Предложен комплекс административно-правовых, организационно-экономических, инвестиционных и социокультурных задач по развитию малого бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, государственное регулирование, административное воздействие, социально-экономическое развитие.

HAMATKHANOVA Makka Alaudinovna,

candidate of Sociological Sciences, аssociate Professor, Department of Economics and Production Organization, Tyumen Industrial University

KHUSNUTDINOVA Guzelia Faridovna,

candidate of Sociological Sciences, аssociate Professor, Department of Economics and Production Organization, Tyumen Industrial University

MEDIUM AND SMALL BUSINESS AND STATE AS INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN SOCIETY: POINTS OF CONTACT

Annotation. The article explores the main trends and problems of small business development in Russia. It has been established that the solution of these problems should become one of the key areas of state policy, because it is small business that will significantly increase the efficiency of the implementation of Russia's domestic economic potential. A complex of administrative and legal, organizational, economic, investment and socio-cultural tasks for the development of small business is proposed.

Key words: small and medium business, entrepreneurship, state regulation, administrative impact, socio-economic development.

Введение

Ключевым фактором развития экономики страны является развитие реального сектора экономики, значительная часть которого приходится на малое предпринимательство. Малые предприятия - наиболее распространенная форма реализации свободы предпринимательской деятельно-

сти для основной массы граждан, предпосылкой здоровой экономической конкуренции, а также занятости и поддержания благосостояния для значительной части населения. Такая форма предпринимательства не требует больших стартовых инвестиций, гарантирует высокую скорость оборота ресурсов, удовлетворяет существенную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

часть спроса на товары и услуги массового потребления. Именно без качественного развития сегмента малого бизнеса, который благодаря гибкости и адаптивности имеет гораздо более высокий потенциал по преодолению экономического кризиса, невозможно повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Изложение основного результата исследования

Процветание любой страны требует максимальной занятости трудоспособного населения и стабильного экономического развития, способствуя развитию социальной сферы и экономики напрямую. Развитие малого предпринимательства является одним из наиболее приоритетных направлений развития экономики. В экономически развитых государствах именно малые предприятия являются основой экономики [8].

Особое значение малого бизнеса для России проявляется еще и в том, что, как отмечает П.А. Гурьянов, он есть база для формирования т.н. «новой экономики» - больших современных кампаний, созданных не в обломках промышленных предприятий бывшего СССР, а «с нуля» [4].

Россия как самостоятельное, независимое государство гарантирует ныне всем предпринима-

телям, в т.ч. и малому бизнесу равные права и создает равные возможности для функционирования, доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам при выполнении работ и поставок для государственных нужд. Критерий отнесения субъекта предпринимательской деятельности к сфере малого и среднего бизнеса показан в табл. 1.

Однако сегодня, несмотря на то,что малый бизнес является ключевым фактором роста экономики, его вклад в валовой внутренний продукт составляет лишь 22%. Показатели, характеризующие тенденции развития малого бизнеса в России по субъектам мезоэкономического уровня, приводятся в табл. 2. Количество работников в 2019 г. определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию. Развитие малого бизнеса зависит в основном от двух основных условий: внутренней экономической ситуации в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей [5].

Таблица 1

Критерий отнесения субъекта предпринимательской деятельности к сфере малого и среднего бизнеса в РФ

Критерий Среднее предприятие Малое предприятие Микропредприятие

Доходы 2 млрд руб. 800 млн руб. 120 млн руб.

Численность сотрудников 101-250 чел. 100 чел. 15 чел.

Доля участия других лиц в капитале Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25 % в сумме. Доля участия обычных юридических лиц (в т.ч. иностранных) не более 49% в сумме. Доля участия юридических лиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Таким образом проблемы развития малого бизнеса можно распределить на проблемы макро-и микроуровня. К проблемам развития малого бизнеса в России следует отнести [1; 2; 3; 4; 6]:

- отсутствие действенного механизма поддержки, развития и защиты малого бизнеса и малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют недостатки и сложности, встречающиеся в процессе функционирования предприятий малого бизнеса;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

- распространенность коррупции. По данным Индекса глобальной конкуренции, коррупция - наиболее существенная проблема для развития бизнеса в России.

Последствиями существования данной проблемы являются существенная тенизация бизнеса, распространенность нелегальных схем и средств воздействия, разочарование значительной части предпринимателей, что грозит разрушением системы публичной власти и нивелирова-

Таблица 2

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 2018 г. [7]

Субъект РФ всего Из них

Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей

всего Из них всего Из них

Микро предприятий Малых предприятий Средних предприятий Микро предприятий Малых предприятий Средних предприятий

Российская Федерация 6170 963 2 917 371 2 661 202 236 495 19 674 3 253 592 3 225 786 27 460 346

Центральный ФО 1 928 175 1 053 243 958 864 86 411 7968 874 932 868 626 6219 87

Северо-Западный ФО 716 973 398 966 365 728 30 925 2313 318 007 315 571 2406 30

Южный ФО 717 402 217 921 198 485 17 930 1506 499 481 495 962 3487 32

Северо-Кавказский ФО 203 163 50 614 45 743 4439 432 152 549 151 724 815 10

Приволжский ФО 1 099 717 497 647 450 917 43 314 3416 602 070 595 639 6349 82

Уральский ФО 528 791 250 843 230 103 19 228 1512 277 948 275 199 2715 34

Сибирский ФО 711 469 333 478 306 297 25 277 1904 377 991 374 153 3787 51

Дальневосточный ФО 265 273 114 659 105 065 8971 623 150 614 148 912 1682 20

О №

2 со

0 00 S

1 I

со

о §

со Ni

S

О

нием функционирования отечественной правовой системы. Кроме того, наблюдается наличие прямых и опосредованных преступных, уголовных посягательств, т.н. «рейдерства», а также дискриминационных действий по отношению к предпринимателям и т.д.;

- ограниченность и непрозрачность доступа к ресурсам. Проявлениями указанной проблемы, в частности, является чрезмерная сложность, значительная продолжительность и стоимость процедур предоставления в собственность или пользование (аренду) земель государственной и коммунальной собственности, а также государственного и коммунального имущества; законодательная неурегулированность размера связанных с этим платежей (расходов субъектов хозяйствования);

- неразвитость инструментов государственно-частного партнерства, в т.ч. в форме концессии; непрозрачность механизмов и критериев (оснований) предоставления государственной финансово-кредитной поддержки и т.п.;

- неэффективность механизмов защиты прав и законных интересов субъектов малого бизнеса. Существенным препятствием для развития малого бизнеса является недостаток действенных механизмов защиты субъектов хозяйствования. Последствиями существования данной проблемы становится искаженное применение норм права органами публичной власти, разочарование значительной части предпринимателей в способности государства защитить их права и интересы в порядке и способом, предусмотренными законом, а также значительная распространенность неправовых обычаев и практик, которые не соответствуют законодательству;

- чрезмерная зарегулированность хозяйственной деятельности, проявляется: в высоких расходах времени на прохождение официальных процедур для создания предприятия; высоких расходах времени и средств предпринимателей на регистрацию собственности.

- низкая конкуренция на внутренних рынках. Во многих сферах наблюдается высокая концентрация крупных предприятий, а показатели выхода на рынок новых фирм остаются низкими. В такой ситуации новым игрокам на рынке производства товаров и услуг трудно укрепить свои позиции. Основные проблемы конкурентной среды заключаются в том, что много секторов имеют высокую концентрацию фирм, которые приводят к завышенным ценам;

- несовершенство налоговой системы;

- неразвитость инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, несмотря на большое количество объектов инфраструктуры (бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, технологические парки, информационно-консультативные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

учреждения, общественные объединения субъектов предпринимательства), их роль в развитии малого бизнеса в России еще очень незначительна;

- низкий уровень платежеспособности населения, что существенно сокращает емкость рынков большинства товаров и услуг потребительского назначения. Торговая, а не производственная ориентация деятельности предпринимательского сектора (в частности, в структуре экспорта сырьевая экономика занимает почти 70%);

- недостаточное (негарантированное и нерегулярное) финансирование региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхование рисков малых предприятий, отсутствие механизмов самофинансирования;

- несовершенство контроля за использованием средств, выделенных малым предприятиям, в результате чего часть ресурсов тратится по нецелевому назначению;

- отсутствие эффективно функционирующей системы действенного взаимодействия большого и малого предпринимательства на местном (региональном) уровне;

- отсутствие социальной ответственности бизнеса.

На микроуровне сфера предпринимательства сталкивается со следующими основными проблемами [4; 8]:

- низкая производительность труда и мотивированность работников;

- высокие расходы времени на подготовку налоговых документов;

- невысокий уровень квалификации предпринимателей, что значительно усложняет перспективы инновационного развития;

- неэффективный менеджмент, что приводит к снижению конкурентоспособности предприятий;

- недостаточность средств у предпринимателей для развития собственного дела;

- высокие процентные ставки за пользование банковскими кредитами.

Решение указанных проблем развития малого бизнеса в России должно стать одним из ключевых направлений государственной политики, ведь именно малое предпринимательство может способствовать значительному повышению эффективности реализации отечественного экономического потенциала, оптимизации участия России в международном разделении труда, усилению конкурентоспособности национальной экономики [6]. Ключевые задания государственной политики предлагаем базировать на целях, которые позволят увеличить количество малых

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

предприятий. Основные задания государственной политики по развитию малого бизнеса предлагаем поделить на: административно-правовые, направленные на правовую поддержку и сопровождение развития малого бизнеса;

организационно-экономические, включают задания общеэкономического характера;

инвестиционные, направленные на обеспечение предприятия малого бизнеса финансовыми и инвестиционными ресурсами; социокультурные, направлены на формирование единой культуры ведения бизнеса. К основным задачам государства по развитию малого бизнеса предлагаем отнести [1; 6]:

Административно-правовые:

- создание соответствующей нормативно-правовой базы. Это требует приведения действующих нормативно-правовых актов местных государственных администраций и органов местного самоуправления в соответствие с принципами государственной регуляторной политики;

- реформирование налогового законодательства (государство может пойти путем снижения налоговой нагрузки, стимулировать высвобождение средств предприятий для инвестиций, или применение гибкой системы налоговых льгот и налоговых каникул для инновационных инвестиций в малом бизнесе);

- разработка единой системы регистрации и легализации субъектов предпринимательства;

- введение льготного налогообложения прибыли коммерческих банков, полученной за счет кредитования малых предприятий: временное освобождение от налогов для малого и среднего бизнеса;

- оптимизация государственного регулирования предпринимательского сектора с помощью мероприятий дерегуляции;

Организационно-экономические:

- стимулирование развития внутреннего рынка товаров и услуг, создание эффективной конкурентной среды;

- улучшение технологической структуры производства с использованием научно-технологических достижений мирового уровня;

- содействие полноценному функционированию рынка материально-технических ресурсов;

- информационное обеспечение малых предпринимателей и упрощение их доступа к необходимой информации; информационно-аналитическим материалам относительно развития предпринимательства региона, ценовой ситуации, регуляторной политики, имеющихся банковских учреждений и кредитных союзов с перечнем их услуг в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства;

Инвестиционные:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение инструментов кредитования малого предпринимательства коммерческими банками под гарантии бюджетных средств;

- формирование инфраструктуры, обеспечение государственных заказов и прозрачное проведение тендеров;

- развитие государственно-частного партнерства в России;

- увеличение источников инвестирования -внутренних сбережений и привлечение внешних ресурсов, что, как следствие, оживит финансово-хозяйственную деятельность малого предпринимательства и оздоровит экономику в целом;

- ориентация на привлечение стратегического инвестора. Главной целью стратегического инвестора, особенно зарубежного, есть концентрация собственности и обеспечение эффективности работы предприятия в перспективе, а не получение прибыли от содержания акций в краткосрочном периоде;

Социокультурные:

- повышение социальной ответственности. Формирование культуры ведения бизнеса, что является одной из тех задач, решение которых возможно при условии эффективного взаимодействия и объединения усилий государственных структур (органов местной власти, центров занятости, учебных заведений) и общественных или частных организаций (агентств регионального развития, бизнес-центров, бизнес-ассоциаций и т.п.);

- подготовка высококвалифицированных специалистов путем создания новых программ обучения для работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса;

- активизация участия общественности в принятии управленческих решений по улучшению бизнес-среды.

Заключение

Итак, малое предпринимательство есть фундамент для рыночной экономики и создает необходимую атмосферу конкуренции. Оно способно быстро реагировать на любые изменения рыночных условий, создавать дополнительные рабочие места. В современных условиях хозяйствования, единственным путем выхода из экономического кризиса является создание благоприятных условий для развития малого бизнеса. Анализ состояния и проблем развития малого бизнеса в России свидетельствует о том, что в дальнейшем развитие малого бизнеса без активного и положительного вмешательства государства может привести к свертыванию данного сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социального напряжения. Таким образом, ключевой фактор развития малого бизнеса - именно государственная поддержка.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

Однако она требует создание действенного механизма эффективного взаимодействия между государством и предпринимательским сектором.

Список литературы:

[1] Абышева А.В., Драгунова Л.В. Финансовая инфраструктура малого предпринимательства: региональный аспект // Науковедение. - Т. 9. - 2017. - № 2 (39). - С. 1 - 6.

[2] Алпатов Ю.М. Участие государства в развитии малого и среднего бизнеса // Образование и право. - 2019. - № 10. - С. 26 - 29.

[3] Беседкина Н.И. Реализация принципа разумности в правовом регулировании малого и среднего предпринимательства // Образование и право. - 2019. - № 6. - С. 55 - 60.

[4] Гурьянов П.А. Состояние и тенденции развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге в 1999-2007 гг. // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 5. - С. 93 - 96.

[5] Лопастейская Л.Г., Хасянова Ю.Р. Малый бизнес: общая характеристика и критерий отнесения организаций к малому бизнесу // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., Магнитогорск, 18 января 2019 г. - Стерли-тамак, 2019. - С. 140 - 142.

[6] Малачева В.В. Совершенствование механизма инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 [Место защиты: С.-Петерб. ун-т упр. и экономики]. - СПб., 2016. - 174 с.

[7] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12.01.2020).

[8] Чеснокова В.А., Гагай И.В. Проблемы оказания финансовой государственной поддержки малому и среднему бизнесу // Новая наука: совре-

менное состояние и пути развития. - Т. 1. - 2017. -№ 3. - С. 171 - 173.

Spisok literatury:

[1] Abysheva A.V., Dragunova L.V. Finansovaya infrastruktura malogo predprinimatel'stva: region-al'nyj aspekt // Naukovedenie. - T. 9. - 2017. - № 2 (39). - S. 1 - 6.

[2] Alpatov Yu. M. Uchastie gosudarstva v raz-vitii malogo i srednego biznesa // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 10. - S. 26 - 29.

[3] Besedkina N.I. Realizaciya principa razum-nosti v pravovom regulirovanii malogo i srednego predprinimatel'stva // Obrazovanie i pravo. - 2019. -№ 6. - S. 55 - 60.

[4] Gur'yanov P.A. Sostoyanie i tendencii razvi-tiya malogo predprinimatel'stva v Sankt-Peterburge v 1999-2007 gg. // Mezhdunar. zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. - 2016. - № 5. - S. 93 - 96.

[5] Lopastejskaya L.G., Hasyanova Yu. R. Malyj biznes: obshchaya harakteristika i kriterij otneseniya organizacij k malomu biznesu // Nauchnye revolyucii: sushchnost' i rol' v razvitii nauki i tekhniki: sb. st. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Magnitogorsk, 18 yanvarya 2019 g. - Sterlitamak, 2019. - S. 140 - 142.

[6] Malacheva V.V. Sovershenstvovanie mekh-anizma infrastrukturnoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 [Mesto zashchity: S.-Peterb. un-t upr. i ekonomiki]. - SPb., 2016. - 174 s.

[7] Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosu-darstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 12.01.2020).

[8] Chesnokova V.A., Gagaj I.V. Problemy oka-zaniya finansovoj gosudarstvennoj podderzhki malomu i srednemu biznesu // Novaya nauka: sovre-mennoe sostoyanie i puti razvitiya. - T. 1. - 2017. - № 3. - S. 171 - 173.

ЮРКОМ ПАНИ

^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

V

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.