Научная статья на тему 'Сущность и функции среднего и малого бизнеса, его традиционные и новые виды'

Сущность и функции среднего и малого бизнеса, его традиционные и новые виды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2003
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / малое предпринимательство / малый бизнес / малое инновационное предпринимательство / критерии малого предпринимательства / правовое регулирование. / entrepreneurship / small business / small business / small innovative business / criteria for small business / legal regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаматханова Макка Алаудиновна, Хуснутдинова Гузелия Фаридовна

В статье представлены подробное определение понятия «малое предпринимательство» и признаки предприятий малого бизнеса. Исследовано значение малого бизнеса для экономики страны. Рассмотрены его основные особенности, преимущества и недостатки. Раскрыты перспективы развития малого предпринимательства на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND FUNCTIONS OF MEDIUM AND SMALL BUSINESSES, ITS TRADITIONAL AND NEW TYPES

The article provides a detailed definition of the concept of “small business” and signs of small businesses. The importance of small business for the country’s economy is investigated. Its main features, advantages and disadvantages are considered. The prospects for the development of small business at the state level are disclosed

Текст научной работы на тему «Сущность и функции среднего и малого бизнеса, его традиционные и новые виды»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10304 ХАМАТХАНОВА Макка Алаудиновна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета e-mail: a_ahilgov@mail.ru

ХУСНУТДИНОВА Гузелия Фаридовна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета e-mail: a_ahilgov@mail.ru

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА, ЕГО ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ВИДЫ

Аннотация. В статье представлены подробное определение понятия «малое предпринимательство» и признаки предприятий малого бизнеса. Исследовано значение малого бизнеса для экономики страны. Рассмотрены его основные особенности, преимущества и недостатки. Раскрыты перспективы развития малого предпринимательства на государственном уровне.

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, малый бизнес, малое инновационное предпринимательство, критерии малого предпринимательства, правовое регулирование.

HAMATKHANOVA Makka Alaudinovna,

Candidate of Sociological Sciences, аssociate Professor, Department of Economics and Production Organization, Tyumen Industrial University

KHUSNUTDINOVA Guzelia Faridovna,

Candidate of Sociological Sciences, аssociate Professor, Department of Economics and Production Organization, Tyumen Industrial University

ESSENCE AND FUNCTIONS OF MEDIUM AND SMALL BUSINESSES, ITS TRADITIONAL AND NEW TYPES

Annotation. The article provides a detailed definition of the concept of "small business" and signs of small businesses. The importance of small business for the country's economy is investigated. Its main features, advantages and disadvantages are considered. The prospects for the development of small business at the state level are disclosed.

Key words: entrepreneurship, small business, small business, small innovative business, criteria for small business, legal regulation.

Введение

Малый бизнес - важный элемент современной экономики, без которого не может развиваться государство. Он, как важнейшая составляющая современного производства в сфере легкой промышленности, торговли и сферы услуг, во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную сферу общественного устройства, органи-

зованную на принципах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.

Сейчас предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую единую государственную и негосударственную политику в отношении малого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

бизнеса, используя имеющийся накопленный опыт развитых стран мира.

Изложение основного результата исследования

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: больших, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивость научно-технического прогресса обуславливается концентрацией производства. Именно крупные фирмы обладают большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс. С другой стороны, в последнее время прослеживается значительный рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительного капитала, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, свя-

занных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Сектор малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является признанной во всем мире движущей силой, которая генерирует национальное богатство путем создания новых рабочих мест, роста валового внутреннего продукта (ВВП), а также стимулирования развития конкурентоспособности и инновационного потенциала экономики [5].

Понимание сущности и особенностей сектора МСП страны основано на относительно ограниченном объеме имеющихся надежных статистических данных.

Большинство предприятий имеют возможность вести деятельность на общей или упрощенной системе налогообложения.

Критерии отнесения субъекта хозяйствования к малым предпринимательским структурам и микропредприятиям в 2019 г. приведены в табл. 1 и 2.

Малому бизнесу не нужно подтверждать свой статус, вся необходимая информация о соответствии критериям присутствует в отчетности, передаваемой в органы контроля и налоговые органы.

Таблица 1

Критерии отнесения субъекта хозяйствования к малым предпринимательским структурам

в 2019 г. [3]

Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год < 100 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов < 25 %

Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций < 49 %

Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) < 800 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 (действует с 1 августа 2016 г.)

В отличие от крупных предприятий, имеющих доступ к ресурсам, которые могут определенным образом компенсировать неблагоприятный бизнес-климат, МСП заинтересованы в улучшении регуляторной среды и инвестиционного климата, поскольку в долгосрочной перспективе эти факторы в значительной степени улучшают шансы МСП на выживание и рост. Однако МСП не

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

хватает ресурсов и эффективного диалога с властью; они сталкиваются с сильной конкуренцией, нестабильной регуляторной средой, бюрократией. МСП нуждаются в услугах по поддержке бизнеса. Вклад МСП в создание лучшей бизнес-среды и более эффективного формирования политики в сфере бизнеса может быть значительно больше.

Таблица 2

Критерии отнесения субъекта хозяйствования к микропредприятиям

в 2019 г. [3]

Критерий Предельное значение Документ, устанавливающий предельное значение

Средняя численность работников за предшествующий календарный год < 15 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ

Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов < 25 %

Суммарная доля участия других организаций, не являющихся МСП, а также иностранных организаций < 49 %

Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) < 120 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265

Следует обратить внимание на другие проблемные аспекты бизнес-среды [4]:

несмотря на образованную рабочую силу, Россия имеет достаточно низкую производительность труда в Европе и Центральной Азии;

страна занимает низкую позицию с точки зрения качества институтов, что объясняется недостаточным уровнем защиты права собственности и прав миноритарных акционеров, низкую независимость судебной системы и неэффективное расходование государственных средств;

концентрация хозяйственной деятельности в ограниченных кругах бизнесменов и крупных конгломератов требует проактивного подхода к политике конкуренции и инициатив по развитию МСП с целью достижения баланса и поддержания честных условий конкуренции на рынке;

исследования подтверждают низкие барьеры для входа и выхода предприятий в российскую экономику, низкий уровень прямых иностранных инвестиций и ограниченный объем инвестирования в экспортноориентированные предприятия;

страна до сих пор характеризуется значительной долей неформального сектора экономики;

бюджетные ограничения, возникшие вследствие экономической рецессии 2014 - 2015 гг. и политических санкций, привели к тому, что государственная поддержка определенных сфер политики, таких как развитие МСП, была ограниченной [1].

Формирование экономической политики в сфере МСП должно определять рекомендации по

разработке и реализации Стратегии развития МСП. Развитие сектора МСП действительно играет ключевую роль в улучшении экономической конкурентоспособности, восстановлении устойчивого роста, и в развитии благоприятной среды для бизнеса и привлечения инвестиций в страну. С целью диверсификации источников экономического роста государства политику в сфере МСП следует разрабатывать направления комплексного развития данной сферы (табл. 3).

Так же требует внимания направления повышения финансовой компетентности собственников и работников малого бизнеса. По данным статистики, 30% МСП нуждаются в обучении по таким вопросам, как открытие и ведение бизнеса, маркетинг и т.д. Проблемой также является недостаточная финансовая грамотность. Финансовая грамотность - это возможность контролировать финансовые ресурсы в течение жизненного цикла предприятия и выбирать финансовые продукты и услуги. Существенное препятствие для роста постоянных МСП - отсутствие знаний, навыков и понимания того, как профессионально направить финансы своей компании. Предприниматели принимают неэффективные финансовые решения из-за отсутствия финансовых знаний, недостатка времени на то, чтобы узнать о персональном управлении финансами, сложность финансовых операций и широкое разнообразие выбора финансовых продуктов/услуг. Таким образом, важна выработка конкретных мер с целью формирования определенного набора установок, норм и моделей поведения представителей МСП [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

Таблица 3

Направления реформирования системы развития МСП

Основные реформы Основные рекомендации

Дерегуляция бизнеса и упрощения административных процедур. Развитие услуг электронного управления. Законодательное реформирования таких сфер, как лицензирование, решение неплатежеспособности и кредитование под залог. Обновления качественной инфраструктуры страны. Принятие осуществимой и реалистичной стратегии МСП в краткосрочном периоде. Создание агентства или структуры, которая будет отвечать за реализацию государственной политики в сфере МСП в соответствии с существующими финансовыми ресурсами и возможностями. Проведение законодательной и регуляторной реформы, рассмотрение вопроса создания системы предоставления гарантий по кредитам с целью улучшения доступа к финансированию. Постоянное внедрение мероприятий по содействию развития предпринимательских навыков, инновационного потенциала и интернационализации МСП. Включение предпринимательских компетенций в национальную учебную программу.

Отсутствие навыков управления бизнесом может еще более усложнить доступ к финансированию для МСП. Низкая степень финансовой грамотности также может влиять на уровень производительности МСП, если они не в состоянии оценить и понять различные продукты и таким образом не могут сориентироваться в сложных процедурах подачи заявки на получение кредита. Таким образом, существует необходимость в повышении осведомленности и проведении обучения с целью повышения уровня финансовой грамотности среди МСП в рамках взаимодействия с коммерческими банками, небанковскими кредитно-финансовыми учреждениями, бизнес-ассоциациями и палатами. Кроме того, необходимо поддерживать обучение финансовой грамотности на уровне школы.

У малых предприятий есть и другие уязвимые места, основное из которых - незначительный объем капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование.

Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Развитие предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка това-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

рами и услугами, повышение экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что лишает крупные предприятия от их производства в своих цехах) более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить ресурсы; гибкость производства, что способствует его быстрому изменению и расширению ассортимента.

Так же следует отметить, что предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, которые непосредственно конкурируют с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободно маневрировать по сравнению с более сильными

соперниками; стремление заполнить ниши, которые по разным причинам не выгодны крупным фирмам; и, наконец, ценовая политика крупных фирм, которые диктуют рынку достаточно высокие цены.

К основным целям деятельности малого предпринимательства можно отнести: инновационный рост и инновационное развитие отраслей, регионов и страны в целом; повышение уровня и качества жизни населения регионов и страны в целом; формирование и постоянное постепенное развитие инновационной экономики государства. Для их достижения необходимо сформировать и обеспечить приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства, а также разработать комплексную модель социально-экономического функционирования малого предпринимательства как одного из основных элементов инновационного производственного механизма.

Согласно с поставленными целями, малое предпринимательство призвано решить следующие задачи: выявить факторы инновационного роста крупного, малого и среднего предпринимательства, а также определить силу влияния каждого фактора; определить факторы, влияющие на повышение уровня и качества жизни населения; охарактеризовать возможности расширения среднего социального слоя, а также сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства. Для решения поставленных задач необходимо определить составляющие инновационного роста, охарактеризовать пути расширения среднего социального слоя, обеспечить создание условий инновационного развития предпринимательства, в частности, малого предпринимательства.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство есть неотъемлемая часть современной экономики. Для него характерны особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Список литературы:

[1] Бочарова О.Н., Потокина С.А., Ланина О.И. Анализ кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России: меры создания благоприятных условий // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 3. - С. 9-13.

[2] Ковальчук В.К. Культурный синдром и его влияние на развитие предпринимательства // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2017. - № 2.

- С. 59 - 62.

[3] Малое предприятие: критерии отнесения в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://buhguru.com/spravka-info/maloe-predpriyatie-kriterii-otneseniya-v-2019-godu.html (дата обращения: 12.01.2020).

[4] Теребова С.В. Состояние и особенности развития малого бизнеса в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Т. 10. - 2017. - № 1. - С. 178 - 199.

[5] Трифунович Л., Митрофанов А.С. Инструменты финансовой поддержки прикладных научных проектов малого и среднего бизнеса за счет программ Фонда содействия инноваций // Символ науки. - 2016. - № 8-1. - С. 151 - 155.

Spisok literatury:

[1] Bocharova O.N., Potokina S.A., Lanina O.I. Analiz kreditovaniya sub»ektov malogo i srednego biznesa v Rossii: mery sozdaniya blagopriyatnyh uslovij // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i pro-cessy. - 2014. - № 3. - S. 9-13.

[2] Koval'chuk V.K. Kul'turnyj sindrom i ego vli-yanie na razvitie predprinimatel'stva // Predstavi-tel'naya vlast' - HHI vek: zakonodatel'stvo, kommen-tarii, problemy. - 2017. - № 2. - S. 59 - 62.

[3] Maloe predpriyatie: kriterii otneseniya v 2019 godu [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://buhguru.com/spravka-info/maloe-predpriyat-ie-kriterii-otneseniya-v-2019-godu.html (data obrash-cheniya: 12.01.2020).

[4] Terebova S.V. Sostoyanie i osobennosti raz-vitiya malogo biznesa v Rossii // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. - T. 10. - 2017. - № 1. - S. 178 - 199.

[5] Trifunovich L., Mitrofanov A.S. Instrumenty finansovoj podderzhki prikladnyh nauchnyh proektov malogo i srednego biznesa za schet programm Fonda sodejstviya innovacij // Simvol nauki. - 2016. - № 8-1.

- S. 151 - 155.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.