Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы правового регулирования малого и среднего бизнеса в России'

Тенденции и перспективы правового регулирования малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / государственная поддержка / стратегии / цифровизация / правовое регулирование / искусственный интеллект / конкурентоспособность.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягофарова И.Д.

Поступательное развитие малого и среднего бизнеса является одной из наиболее актуальных тем, которая вызывает интерес как среди научных, так и практических деятелей. Объясняется это тем, что эффективность развития именно этого сектора экономики дает возможность говорить о динамике экономического развития, что также благоприятно сказывается на состоянии социальной среды государства. В статье рассматриваются современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства, меры прямой и непрямой поддержки со стороны государства, осуществляемые в современный период. Статистические данные, приведенные в статье, также дают возможность оценить характер и эффективность декларируемых мер поддержки, а также сформулировать ряд наиболее значимых проблем в данной сфере. В статье обозначены наиболее серьезные сложности в процессе развития малого и среднего предпринимательства, с которыми сталкиваются представители малого и среднего бизнеса чаще всего и которые требуют к себе особого внимания, как со стороны научного сообщества, так и государственных структур. В статье сделан ряд рекомендациий, которые, с позиции автора, могли бы поспособствовать совершенствованию процесса правового регулирования данного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы правового регулирования малого и среднего бизнеса в России»

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-117-121 ЯГОФАРОВА Инара Дамировна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета, e-mail: vaina3@yandex.ru

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-510-07003 МОН РЮО «Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства».

Аннотация. Поступательное развитие малого и среднего бизнеса является одной из наиболее актуальных тем, которая вызывает интерес как среди научных, так и практических деятелей. Объясняется это тем, что эффективность развития именно этого сектора экономики дает возможность говорить о динамике экономического развития, что также благоприятно сказывается на состоянии социальной среды государства. В статье рассматриваются современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства, меры прямой и непрямой поддержки со стороны государства, осуществляемые в современный период. Статистические данные, приведенные в статье, также дают возможность оценить характер и эффективность декларируемых мер поддержки, а также сформулировать ряд наиболее значимых проблем в данной сфере. В статье обозначены наиболее серьезные сложности в процессе развития малого и среднего предпринимательства, с которыми сталкиваются представители малого и среднего бизнеса чаще всего и которые требуют к себе особого внимания, как со стороны научного сообщества, так и государственных структур. В статье сделан ряд рекомендациий, которые, с позиции автора, могли бы поспособствовать совершенствованию процесса правового регулирования данного сектора экономики.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, стратегии, цифровизация, правовое регулирование, искусственный интеллект, конкурентоспособность.

YAGOFAROVA Inara Damirovna,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation of the Ural State University of Economics

TRENDS AND PROSPECTS OF LEGAL REGULATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

Annotation. The progressive development of small and medium-sized businesses is one of the most relevant topics that arouses interest among both scientific and practical figures. This is explained by the fact that the effectiveness of the development of this particular sector of the economy makes it possible to talk about the dynamics of economic development, which also has a favorable effect on the state of the social environment of the state. The article examines the current trends in the development of small and medium-sized businesses, measures of direct and indirect support from the state, implemented in the modern period. The statistical data provided in the article also make it possible to assess the nature and effectiveness of the declared support measures, as well

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

as to formulate a number of the most significant problems in this area. The article identifies the most serious difficulties in the development of small and medium-sized businesses, which are faced by representatives of small and medium-sized businesses most often and which require special attention from both the scientific community and government agencies. The article makes a number of recommendations that, from the author's point of view, could contribute to improving the process of legal regulation of this sector of the economy.

Key words: small and medium-sized enterprises, state support, strategies, digitalization, legal regulation, artificial intelligence, competitiveness.

Введение. Развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) традиционно уделяют большое внимание, что связано с устойчивым и поступательным развитием экономики в целом. Крупные хозяйствующие субъекты представляют для экономики больший интерес, поскольку контролируют наиболее значимые секторы экономики, однако, как показывает практика иностранных государств, именно малый и средний бизнес является той «прослойкой», от которой зависит стабильность экономической и социальной систем в целом. Именно по этой причине в последнее время в России стали больше внимания уделять вопросам развития и поддержке именно этого сектора бизнеса. Поскольку современная практика декларирует множество программ, концепций, стратегий развития малого и среднего предпринимательства в России, то научное и аналитическое сообщество также не могут оставить эту тему без внимания и проводят анализ различных аспектов с целью определения оптимальной модели развития данного сектора экономики. Проводимые исследования касаются различных вопросов, связанных с общим развитием предпринимательства, взаимодействия с государственными структурами, программами поддержки со стороны государства, инновационными внедрениями в современных условиях циф-ровизации и т.д. [3; 4; 9]. И подобных исследований становится все больше, что говорит об актуальности темы и ее значимости для современной практики.

Целью данного исследования является анализ тенденций развития малого и среднего бизнеса с учетом предлагаемых государством мер поддержки и развития, выявление основных сложностей в процессе их использования.

Результаты исследования. Поскольку актуальность вопроса достаточно высока, то государство не оставляет эту тему без пристального внимания, что выражается в принятии в 2018 г. Министерством экономического развития РФ паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [7]. Данный документ носит общий характер и устанавливает некий вектор дальнейшего развития МСП с позиций государства. В целом, предусма-

тривается оказание государственной поддержки предпринимательству, начиная с момента зарождения бизнес-идеи, до ее системно-структурного развития, предполагающее расширение деятельности на российском рынке и т.д.

Так же предлагаются различные формы поддержи МСП, к примеру, программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.02.2019 г. № 110 [5] и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития). Минэкономразвития предлагает программу по мерам поддержки тех субъектов МСП, которые занимаются внедрением инновационной продукции, ремесленной деятельностью, народным промыслом, а также сельским и экотуризмом.

Созданы также различные корпорации МСП, которые оказывают юридическую, финансовую, методологическую поддержку, ведут сопровождение, консультационную и иные виды деятельности.

В качестве финансовой поддержки также создан АО «МСП Банк», который имеет возможность предоставлять МСП гарантии при получении банковских кредитов, выступая, при этом, гарантом исполнения обязательств субъектами МСП.

Для субъектов МСП также создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, деятельность которого направлена на поддержку организаций в научно-технической сфере. В рамках этого Фонда поддерживаются целевыми программами молодые инноваторы, технологичные стартапы и т.д.

Для занятых в агропромышленном комплексе Минсельхоз РФ также предлагает кредитную поддержку под достаточно выгодный процент, различные субсидии производителям сельхоз техники и др.

Помимо федеральных мер поддержки, необходимо отметить и региональные программы, которые предусмотрены в субъектах и также предполагают различные формы и меры. Каждый желающий может ознакомиться с этими программами в электронном варианте.

Паспорт развития МСП предполагает активное внедрение цифровых технологий во все сферы предпринимательской деятельности. Циф-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

ровизация должна быть использована как на стадии стартапов, так и в процессе дальнейшего развития бизнеса, при работе с государственными органами и т.д. Цифровые технологии призваны играть вспомогательную роль в предпринимательстве. Примером таковых являются боты, блок-чейн, различные формы искусственного интеллекта и т.д. Как было отмечено экс-министром сельского хозяйства РФ, развитие цифровых технологий создает абсолютные новые возможности для адресной и эффективной поддержки МСП [8].

С позиции государства, наиболее эффективными направлениями, где инновации дадут максимальный результат, являются, во-первых, административное регулирование, которое должно упростить процесс создания нового бизнеса и последующую деятельность. К примеру, введение смарт-контрактов позволит не тратить время на личные посещения компетентных органов, а проводить все необходимые действия через Интернет, которые сохраняются в виде «цифровой копии», что также является определенной гарантией выполнения договоренностей. Во-вторых, это процесс управления малым и средним бизнесом, заключающийся в определении наиболее перспективных задач для государства и взаимодействии предпринимателей, государства и возможных инвесторов.

Однако, несмотря на столь разнообразные формы поддержки МСП и планы на перспективное развитие, субъекты предпринимательства сталкиваются с проблемами правового, организационного, финансового порядка.

Декларированные государством программы поддержки реализуются на основе ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [6]. Данный Закон предполагает заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за получением поддержки. При обращении субъектам необходимо документально подтвердить свой статус, а также соответствовать многочисленным условиям и параметрам, которые указаны в ст. 14. На практике же получается, что, учитывая все условия и ограничения, далеко не все субъекты могут получить эту адресную поддержку. По данным РБК, только 10% опрошенных респондентов смогли получить государственную поддержку в 2020 г. [2]. Это пороговый процент, что говорит о сложности реализации государственных программ поддержи и, соответственно, низкой эффективности для данного сектора экономики.

Не надо также забывать о «гибкости» российского законодательства, которое подвергается частым изменениям. Многие субъекты малого и среднего предпринимательства, получив свой ста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

тус и регистрацию в реестре и не предполагают, что изменение хотя бы одного критерия в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ может привести к тому, что они могут уже таковыми не быть и исключены из общего реестра. Так же это возможно, если годовой доход организации превысил установленный предел. Поэтому хозяйствующие субъекты должны постоянно мониторить соответствие всем законодательно внедряемым критериям.

Необходимо отметить и сложности, связанные с предоставлением большого объема статистической информации в компетентные органы. Требования к отчетности меняются ежегодно, что носит как формальный, так и содержательный характер (например, часто меняются форма налоговой декларации, транспортный налог и др.). Несоблюдение документооборота влечет существенные штрафы, что также ложится дополнительным бременем на МСП.

Что же касается внедрения цифровых технологий в предпринимательскую деятельность, то российское законодательство само не было к этому готово, что, например, выражается в том, что в действующем законодательстве отсутствует установленное определение «цифровизации» и «цифровой экономики», что не мешает ставить это в качестве приоритетных направлений дальнейшего развития как сферы экономики, так и в целом государства.

Государство, используя различные инструменты, вынуждает МСП внедрять различные цифровые платформы, ^-технологии, искусственный интеллект, иные инновационные продукты, но это требует, во-первых, серьезных финансовых затрат, во-вторых, привлечение квалифицированных специалистов, которые также имеют определенную «стоимость». Для многих компаний малого и среднего бизнеса такие затраты недоступны. Конкурентоспособными компании могут быть либо при наличии солидной финансовой подушки, либо этим проектом заинтересовались крупные инвесторы. Такие условия работают на уход с рынка многих представителей малого и среднего бизнеса, что также является отрицательным показателем развития рынка в целом. По данным РБК, за 2020 г. количество закрытых бизнесов в 2,4 раза превысило число вновь созданных [10].

Все это лишь подтверждает то, что большинство действующих нормативных правовых актов направлены на выполнение государственной стратегии в секторе МСП, не решая более глубокие вопросы, способствующие стабильному развитию.

Сами предприниматели в опросах, проводимых «Тинькофф Бизнес» [1] выделяют три основных фактора, мешающих стабильному развитию их предприятий: растущая налоговая нагрузка, продолжающиеся санкции и чересчур пристальное внимание к операциям бизнеса со стороны государства. Конечно же, к этому добавились ограничения в связи с COVID-19. 20% респондентов не заметили снижения рисков или считают, что вести бизнес стало тяжелее.

Из наиболее желаемых и эффективных мер поддержки сами предприниматели называют -снижение налоговой нагрузки, субсидирование платежей и тарифов и снижение административной нагрузки и контроля.

Вывод. Государство, осуществляя правовое регулирование развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, должно не просто декларировать эти меры, с одной стороны, заявляя о них, а с другой - вводя массу ограничений, а ориентироваться на потребности и интересы, которые излагают непосредственно сами хозяйствующие субъекты. Только в таком тандеме, в котором проявляется согласованное сотрудничество государства и МСП возможно эффективное развитие данного сектора экономики.

Список литературы:

[1] Выросло число проверок, а работать стало безопаснее: «Тинькофф» опросил малый и средний бизнес об изменениях за 2020 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. tinkoff.ru/invest/news/587812 (дата обращения: 27.08.2021).

[2] Господдержку в условиях пандемии смогли получить 10% компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/econo mics/19/05/2020/5ec39e899a7947f896d6b1d5 (дата обращения: 26.08.2021).

[3] Кузьмина Т.И., Ачалова Л.В. Финансовые механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // International scientific review. - № 3 (23). - С. 8 - 14.

[4] Михайлов А.В. Проблемы становления цифровой экономики и вопросы развития предпринимательского права // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 11 (96). - С. 68 - 73.

[5] О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства РФ от 11.02.2019 № 110. URL: http://www.pravo.gov.ru, 12.02.2019.

[6] О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Росс. газ. - 2007. - 31 июля.

[7] Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// static. government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJ hIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 26.08.2021).

[8] Скрынник Е. Рост доли малого и среднего бизнеса в экономике РФ ускорят инвестиции в цифровизацию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eskrynnik.ru/ news/E-Skrynnik-rost-doli-malogo-i-srednego-biznesa-v-ekonomike-RF-uskorat-investicii-v-cifrovizaciu (дата обращения: 26.08.2021).

[9] Чириканова Е.А. Малый и средний бизнес в России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 7 (65). - С. 257 - 259.

[10] Число прекративших работу ИП с начала эпидемии в России выросло на 77% [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/busine ss/20/04/2020/5e9de0579a794708afcf0b40 (дата обращения: 27.08.2021).

Spisok literatury:

[1] Vyroslo chislo proverok, a rabotat' stalo bez-opasnee: «Tin'koff» oprosil malyj i srednij biznes ob izmeneniyah za 2020 god [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.tinkoff.ru/invest/ news/587812 (data obrashcheniya: 27.08.2021).

[2] Gospodderzhku v usloviyah pandemii smo-gli poluchit' 10% kompanij [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/economics/19/0 5/2020/5ec39e899a7947f896d6b1d5 (data obrashcheniya: 26.08.2021).

[3] Kuz'mina T.I., Achalova L.V. Finansovye mekhanizmy gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii // International scientific review. - № 3 (23). - S. 8 - 14.

[4] Mihajlov A.V. Problemy stanovleniya cifrovoj ekonomiki i voprosy razvitiya predprinimatel'skogo prava // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. -2018. - № 11 (96). - S. 68 - 73.

[5] O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuyu programmu Rossijskoj Federacii «Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomika» i priznanii utra-tivshimi silu postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2014 g. № 1605 i otdel'nyh polozhenij nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.02.2019 № 110. URL: http://www.pravo.gov.ru, 12.02.2019.

[6] O razvitii malogo i srednego predprinima-tel'stva v Rossijskoj Federacii Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ // Ross. gaz. - 2007. - 31 iyulya.

[7] Pasport nacional'nogo proekta «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individu-al'noj predprinimatel'skoj iniciativy» (utv. prezidiu-mom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16)) [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://static. government.ru/media/ files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (data obrashcheniya: 26.08.2021).

[8] Skrynnik E. Rost doli malogo i srednego biznesa v ekonomike RF uskoryat investicii v cifrovizaciyu [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.eskrynnik.ru/

news/E-Skrynnik-rost-doli-malogo-i-srednego-bizne-sa-v-ekonomike-RF-uskorat-investicii-v-cifrovizaciu (data obrashcheniya: 26.08.2021).

[9] Chirikanova E.A. Malyj i srednij biznes v Rossii // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2020.

- № 7 (65). - S. 257 - 259.

[10] Chislo prekrativshih rabotu IP s nachala epidemii v Rossii vyroslo na 77% [Elektronnyj resurs]

- Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/business/20/0 4/2020/5e9de0579a794708afcf0b40 (data obrashcheniya: 27.08.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.