Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / физические качества / физические упражнения / профессионально-прикладная физическая подготовка / боевые приемы борьбы / психологическая подготовка / профессиональная подготовка / анкетирование / physical training / physical qualities / physical exercises / professionally applied physical training / fighting techniques / psychological training / professional training / questionnaires

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дмитрий Анатольевич Платонов, Александр Владимирович Апальков, Александр Николаевич Воротник, Владимир Львович Дементьев

Анализ нормативных правовых актов и научно-методической литературы позволил сформулировать основные приоритетные направления физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России, такие как общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка (боевые приемы борьбы) и психологическая подготовка. Проведено анкетирование курсантов и слушателей в целях выявления и определения уровня их физической и психической готовности применения боевых приемов борьбы в реальной ситуации, а также их эмоционального состояния. Изучена отдельная категория курсантов, занимающихся дополнительно различными видами спорта в группах спортивного совершенствования, с целью определения их адаптации к выполнению задач в стрессовых ситуациях. Сформулировано содержание физической подготовки курсантов, исходя из необходимости практической направленности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дмитрий Анатольевич Платонов, Александр Владимирович Апальков, Александр Николаевич Воротник, Владимир Львович Дементьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The analysis of normative legal acts and scientific and methodological literature allowed us to formulate the main priority directions of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, such as general physical training, professional and applied physical training (fighting techniques) and psychological training. A survey of cadets and students was conducted in order to identify and determine the level of their physical and psychological readiness to use combat techniques in a real situation, as well as their emotional state. A separate category of cadets engaged in various sports in addition to sports improvement groups was studied in order to determine their adaptation to task performance in stressful situations. The content of physical training of cadets is formulated based on the need for practical orientation of training.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10337 © Д.А. Платонов, А.В. Апальков, А.Н. Воротник, В.Л. Дементьев, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Дмитрий Анатольевич Платонов,

начальник кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Александр Владимирович Апальков, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)

E-mail: alexandr.apalkov@yandex.ru;

Александр Николаевич Воротник, доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)

E-mail: anvorotnik@list.ru;

Владимир Львович Дементьев, профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

доктор педагогических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Рецензент: А.Н. Кулиничев, кандидат педагогических наук

Аннотация. Анализ нормативных правовых актов и научно-методической литературы позволил сформулировать основные приоритетные направления физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России, такие как общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка (боевые приемы борьбы) и психологическая подготовка. Проведено анкетирование курсантов и слушателей в целях выявления и определения уровня их физической и психической готовности применения боевых приемов борьбы в реальной ситуации, а также их эмоционального состояния. Изучена отдельная категория курсантов, занимающихся дополнительно различными видами спорта в группах спортивного совершенствования, с целью определения их адаптации к выполнению задач в стрессовых ситуациях. Сформулировано содержание физической подготовки курсантов, исходя из необходимости практической направленности обучения.

Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, физические упражнения, профессионально-прикладная физическая подготовка, боевые приемы борьбы, психологическая подготовка, профессиональная подготовка, анкетирование.

PRIORITY DIRECTIONS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Dmitriy A. Platonov,

Head of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Aleksandr V. Apal'kov, Senior Lecturer of the Department of Physical Training Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod, ul. Gor'kogo, d. 71);

Aleksandr N. Vorotnik, Associate Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod, ul. Gorky, d. 71);

Vladimir L. Dement'ev,

Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The analysis of normative legal acts and scientific and methodological literature allowed us to formulate the main priority directions of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, such as general physical training, professional and applied physical training (fighting techniques) and psychological training. A survey of cadets and students was conducted in order to identify and determine the level of their physical and psychological readiness to use combat techniques in a real

situation, as well as their emotional state. A separate category of cadets engaged in various sports in addition to sports improvement groups was studied in order to determine their adaptation to task performance in stressful situations. The content of physical training of cadets is formulated based on the need for practical orientation of training.

Keywords: physical training, physical qualities, physical exercises, professionally applied physical training, fighting techniques, psychological training, professional training, questionnaires.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Платонов Д.А., Апальков А.В., Воротник А.Н., Дементьев В.Л. Приоритетные направления организации физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(5):278-83.

Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел отличается от подготовки специалистов других профессий. Прежде всего это связано с тем, что профессиональная деятельность сотрудника полиции сопровождается экстремальным характером работы. В напряженных и сложных условиях, требующих от сотрудника органов внутренних дел как умения применять огнестрельное оружие, специальные средства, физическую силу, так и наличия определенных психологических качеств.

Служба в органах внутренних дел сопряжена с предупреждением ситуаций, представляющих реальную опасность для здоровья и жизни как сотрудника, так и гражданских лиц. Сотрудник полиции несет персональную ответственность за эффективное выполнение служебных обязанностей, защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение личной безопасности и безопасности граждан. Эффективное решение этих задач достигается посредством осуществления всесторонней подготовки сотрудника по следующим направлениям: правовая, служебная, психологическая, физическая и огневая подготовка.

Одним из важнейших направлений выступает физическая подготовка сотрудников полиции, которая сочетает в себе развитие физических качеств, знание боевых приемов борьбы и психологическую подготовку [1, с. 83]. Совершенствование и поддержание физической подготовленности сотрудников осуществляется в период всей службы в органах внутренних дел в процессе занятий по профессиональной, служебной и физической подготовке. Однако фундаментом в формировании физической подготовленности сотрудников полиции выступают образовательные организации МВД России.

Актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью разработки и внедрения такой методики подготовки курсантов, которая наряду с

профессиональными знаниями, умениями и навыками обеспечила бы их специальную физическую и психическую подготовленность к профессиональной деятельности.

Следует отметить, что приоритетными направлениями физической подготовки курсантов в образовательных организациях системы МВД России выступают: общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка (боевые приемы борьбы) и психологическая подготовка. Рассмотрим более подробно каждое из направлений.

В рамках общей физической подготовки важной задачей выступает укрепление здоровья, всестороннее и гармоничное развитие физических и волевых качеств курсанта и постоянный контроль над их динамикой [6, с. 332]. Также основными направлениями для развития физических качеств курсанта являются упражнения на силу, быстроту и ловкость, выносливость и гибкость [5, с. 77]. Общая физическая подготовка является основой физического воспитания и способствует повышению функциональных возможностей курсанта, его общей работоспособности, при этом она выступает базой для профессионально-прикладной физической подготовки. Выполнение боевых приемов борьбы является одним из критериев оценки уровня подготовленности сотрудника полиции, необходимого для выполнения служебных обязанностей.

Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России представляет собой педагогически направленный процесс. Специализированная подготовка сотрудника полиции к его профессиональной деятельности - это обучение сотрудника полиции знаниям, умениям, и навыкам, от которых зависит его профессиональная дееспособность [8, с. 13]. Основу служебно-прикладной физической подготовки составляют боевые приемы борьбы, и это

самый большой раздел учебной дисциплины «Физическая подготовка», на который отводится примерно 350 часов учебного времени. При этом около 85% курсантов и слушателей считают, что сотрудник полиции должен владеть боевыми приемами борьбы на «хорошо» и «отлично».

Психологическая подготовка является неотъемлемой частью физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Важным аспектом в данном направлении выступают психологическая устойчивость курсантов, их способность противостоять опасности, уверенность в действиях в момент применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в отношении правонарушителей [4, с. 147]. В процессе занятий необходимо воспитывать у курсантов такие качества, как самоконтроль, выдержка, смелость, решительность. Таким образом, выполнение боевых приемов борьбы на уровне навыка позволяет курсантам приобрести уверенность в решении оперативно-служебных задач и обеспечивает психологическую устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов.

В целях выявления и определения уровня физической и психологической готовности было проведено анкетирование среди курсантов и слушателей Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Респондентами стали курсанты как начальных 1 и 2 курсов, так и старших 3-5 курсов (по 15 юношей и 10 девушек). Анкета содержала 7 вопросов, направленных на выявление мнения курсантов о готовности применения боевых приемов борьбы в реальной ситуации, а также

эмоционального состояния респондентов и их психофизической готовности во время различных чрезвычайных ситуаций [2, с. 145].

На первый вопрос «Считаете ли вы, что занятия по физической подготовке имеют большое значение для дальнейшей службы в органах внутренних дел?» 25 курсантов (100%) начальных курсов обучения и 22 респондента (88%) старших курсов ответили на вопрос положительно, а 3 курсанта (12%) не согласились с таким утверждением. Как мы видим, на данный вопрос курсанты начальных курсов ответили единогласно, чего нельзя сказать о курсантах старших курсов, которые осознают, что последующая профессиональная деятельность в зависимости от специфики подразделения, в котором они могут проходить службу (например, отдел кадров, отдел тылового обеспечения и т.д.), будет связана только с физической подготовкой в части поддержания необходимого уровня готовности для сдачи контрольных нормативов и боевых приемов борьбы.

На второй вопрос «Влияют ли занятия по физической подготовке на формирование психической готовности сотрудника органов внутренних дел к выполнению поставленных задач?» 25 респондентов (100%) начальных курсов и 23 курсанта (92%) старших курсов ответили положительно, а 2 респондента (8%) ответили отрицательно. Результаты анкетирования подтверждают, что курсанты независимо от возраста и срока прохождения службы в полиции подчеркивают необходимость физической подготовки в формировании психологической готовности к выполнению служебных обязанностей.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

Достаточно Не достаточно В избытке

Начальные курсы

Старшие курсы

Рис. 1. Количественное распределение ответов на вопрос: «Достаточно ли уделяется времени отработке боевых приемов борьбы и болевых приемов на занятиях по физической подготовке?»

Что касается третьего вопроса «Достаточно ли уделяется времени отработке боевых приемов борьбы и болевых приемов на занятиях по физической подготовке?», то на него курсанты начальных и старших курсов ответили приблизительно одинаково. Так, 14 курсантов (56%) начальных курсов ответили, что достаточно уделяется времени, 6 респондентов (24%) выделили, что недостаточно, и 5 курсантов (20%) ответили, что в избытке уделяется времени на отработку боевых приемов борьбы. На старших курсах мнение респондентов по данному вопросу распределилось следующим образом: достаточно времени - 13 курсантов (52%), недостаточно времени - 5 курсантов (20%), в избытке -7 курсантов (28%) (рис. 1).

Четвертый вопрос, как и третий, был поставлен только в отношении развития физических качеств, где 18 респондентов (72%) начальных кур-

16 14 12 10 8 6 4 2 0

Начальные курсы

сов ответили, что достаточно времени уделяется развитию физических качеств на занятиях по физической подготовке, 4 курсанта (16%) ответили, что уделяется недостаточно времени, и 3 курсанта (12%) ответили, что в избытке. На старших курсах мнение респондентов по данному вопросу распределилось следующим образом: достаточно времени - 13 курсантов (52%), недостаточно времени -5 курсантов (20%), в избытке - 7 курсантов (28%) (рис 2).

Как видно на рисунках 1 и 2, особого разграничения по вариации выбранных ответов в зависимости от возраста прохождения службы в органах внутренних дел нет. В своем большинстве курсанты старших и младших курсов считают достаточным время как на отработку боевых приемов борьбы и болевых приемов, так и на развитие физических качеств.

Достаточно Не достаточно В избытке

Старшие курсы

Рис. 2. Количественное распределение ответов на вопрос: «Достаточно ли уделяется времени развитию физических качеств на занятиях по физической подготовке?»

20

15

10

I Сможете Не сможете

Начальные курсы

Старшие курсы

Рис. 3. Количественное распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы, что сможете оказать достойное сопротивление и обезоружить противника,

используя боевые приемы борьбы?»

5

0

На пятый вопрос «Считаете ли вы, что сможете оказать достойное сопротивление и обезоружить противника, используя боевые приемы борьбы и болевые приемы, на настоящий момент?» 7 курсантов (28%) начальных курсов ответили, что смогут оказать сопротивление, а 18 курсантов (72%), что не смогут. На старших курсах 11 респондентов (44%) ответили, что смогут оказать сопротивление, а 14 курсантов (56%), что не смогут (рис. 3).

На шестой вопрос «Считаете ли вы, что сможете оказать достойное сопротивление и обезоружить противника, не запаниковав и не отступив, используя боевые приемы борьбы и болевые приемы после окончания Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина?» 18 курсантов (72%) начальных курсов ответили, что смогут так поступить и оказать достойное сопротивление, а 7 курсантов (28%), что не смогут. На старших курсах 15 респондентов (60%) ответили, что смогут оказать достойное сопротивление после окончания вуза, а 10 курсантов (40%) ответили, что не смогут.

Анализируя № 5 и № 6 вопросы анкетирования, можно сделать вывод, что на настоящий момент боевую готовность курсантов можно оценивать на довольно высоком уровне, так, из вопроса №6 следует большой предполагаемый прирост в оценке собственных сил, что подтверждает желание курсантов совершенствоваться и повышать свой уровень применения боевых приемов борьбы.

На седьмой вопрос «Помогут ли вам в экстренной ситуации знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях по физической подготовке?» 100% респондентов начальных и старших курсов ответили положительно на данный вопрос. Из этого следует, что независимо от курса и срока прохождения службы курсанты отмечают важность и необходимость осуществления физической подготовки для развития психических и физических качеств. Особенно это важно при возникновении различных чрезвычайных обстоятельств, когда интеллектуальный ресурс может быть просто выведен из строя по какой-либо причине, и только благодаря стойкому, выработанному алгоритму технико-тактических действий, мышечной памяти можно выйти из сложившейся ситуации.

Отдельное внимание стоит обратить на курсантов, которые дополнительно занимаются различными видами спорта в группах спортивного совершенствования. Из проведенного анкетирования мы сделали вывод, что данная опрошенная группа обладает наиболее стойкими и выработанными психическими качествами. Они наиболее стрессоустойчивы, легче адаптируются к резкой смене обстановки и готовы выполнять наиболее сложные задачи.

Кроме того, нас не мог не интересовать вопрос об уровне владения боевыми приемами борьбы сотрудниками практических подразделений органов внутренних дел. В опросе приняли участие слушатели факультета переподготовки и повышения квалификации Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина по линии участковых уполномоченных полиции (25 слушателей). Полученные данные свидетельствуют, что 25% слушателей способны применить болевые приемы и боевые приемы борьбы в реальной экстремальной ситуации, 40% опрошенных смогут продемонстрировать боевые приемы борьбы только лишь на несопротивляющемся партнере, 20% ответили, что не смогут продемонстрировать боевые приемы борьбы, и 15% затрудняются в ответе на поставленный вопрос. Исходя из ответов слушателей можно сделать вывод, что имеются некоторые проблемы в части физической и психической подготовленности сотрудников полиции на местах в практических подразделениях органов внутренних дел. К тому же сотрудники полиции, отвечая на такой вопрос, реально понимают, с каким контингентом правонарушителей им приходится сталкиваться по работе, осознают всю серьезность и опасность службы, в то время как у курсантов еще нет четкого практического представления о дальнейшей службе и серьезных опасностях, которые могут встретиться в их последующей профессиональной деятельности.

Исходя из необходимости практической направленности обучения, целесообразно на занятиях по физической подготовке применять:

1) комплексы физических упражнений, которые направлены на преодоление различных препятствий - как естественных, так и искусственно созданных (моделируемых), - в условиях, приближенных к реальным;

2) совершенствование боевых приемов борьбы в схватках с одним или несколькими ассистентами, а также в сложной и быстро меняющейся обстановке после физического и нервного напряжения;

3) средства имитации световых и звуковых раздражителей;

4) ситуации, связанные с применением боевых приемов борьбы в отношении правонарушителей на объектах транспорта, находящегося в движении, а также в ограниченном пространстве (лифты, узкие комнаты, купе поездов, тамбуры, узкие проходы и коридоры).

Следует помнить, что предложенное содержание физической подготовки, исходя из практической направленности обучения, требует соблюдения строгих мер безопасности для предупреждения и исключения несчастных случаев и травматизма.

В заключение необходимо отметить, что, учитывая современные требования общества и государства к сотрудникам полиции, одним из приоритетных направлений в подготовке сотрудников полиции остается физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России. Необходим дифференцированный подход к процессу физического воспитания. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов должна сочетаться с комплексом физических упражнений, направленных на совершенствование физических качеств, при этом особое внимание следует уделять психологической подготовке обучающихся. Именно такой подход в проведении занятий по физической подготовке сформирует у курсантов необходимые профессионально-важные качества и навыки, а также подготовит их к эффективному решению оперативно-служебных задач в последующей профессиональной деятельности.

Литература

1. Алексеев Н.А. Физическая подготовка сотрудника полиции как один из важнейших элементов профессиональной готовности курсантов обра-

зовательных организаций МВД России / Н.А. Алексеев, Н.Б. Кутергин // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2015. № 2. С. 83-85.

2. Апальков А.В. Формирование физической и психологической готовности у курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке / А.В. Апальков, А.В. Гор-батенко, П.Н. Войнов, В.А. Золотенко // Вестник Санкт-петербургского университета МВД России.

2018. № 3 (79). С. 144-148.

3. Баркалов С.Н. Проблемы профессионального образования и совершенствования физической подготовки в системе МВД России / С.Н. Барка-лов, А.В. Алдошин // Наука-2020. 2016. № 4 (10). С. 224-229.

4. Галкин В.Н. Психологический аспект физической подготовки сотрудников полиции / В.Н. Галкин, П.С. Коуров // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. № 1. С. 146-148.

5. Глубокий В.А. Методика тренировки сотрудников ОВД к выполнению нормативов по общей физической подготовке / В.А. Глубокий // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 2 (27). С. 76-80.

6. Дементьев В.Л. Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / В.Л. Дементьев, Д.А. Платонов // Вестник экономической безопасности.

2019. № 2. С. 331-334.

7. Клименко Б.А. Анализ эффективности организации физической подготовки у сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте и пути ее совершенствования / Б.А. Клименко, А.Н. Кулиничев, А.Н. Александров, А.Н. Канда-бар, А.Н. Воротник // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 3. С. 108-114.

8. Крылов Д.В. Физическая подготовка курсантов ведомственных образовательных учреждений / Д.В. Крылов, Н.И. Колтушкина // Молодой ученый. 2018. № 10. С. 13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.