Педагогика
УДК 37.035
А.В. Апальков, А.В. Горбатенко, П.Н. Войнов, В.А. Золотенко
Формирование физической и психологической готовности у курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке
Formation of physical and psychological readiness of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia in the classroom for physical training
АПАЛЬКОВ, Александр Владимирович старший преподаватель кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Адрес: Россия, 308024, Белгородская область, город Белгород, улица Горького, 71. Тел. 89103203758. E-mail: [email protected].
APALKOV, Alexander Vladimirovich, the senior teacher of the department of physical training of the Belgorod law Institute of the MIA of Russia named after I.D. Putilin. Address: Russia, 308024, Belgorod region, Belgorod, Gorky street, 71. Ph.: 89103203758. E-mail: [email protected].
ГОРБАТЕНКО, Андрей Васильевич старший преподаватель кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Адрес: Россия, 308024, Белгородская область, город Белгород, улица Горького, 71. Тел. 89067828851. E-mail: [email protected].
GORBATENKO ,Andrey Vasilyevich, the senior teacher of the department of physical training of the Belgorod law Institute of the MIA of Russia named after I.D. Putilin. Address: Russia, 308024, Belgorod region, Belgorod, Gorky street, 71. Ph.: 89067828851. E-mail: [email protected].
ВОЙНОВ, Павел Николаевич заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина кандидат социологических наук. Адрес: Россия, 308024, Белгородская область, город Белгород, улица Горького, 71. Тел.: 89103234749. E-mail:vojnovp283@ gmail.com
VOYNOV, Pavel Nikolaevich, deputy head of the department of tactical and special training of the Belgorod law Institute of the MIA of Russia named after I.D. Putilin, candidate of sociological sciences. Address: Russia, 308024, Belgorod region, Belgorod, Gorky street, 71. Ph.: 89103234749. E-mail:[email protected].
ЗОЛОТЕНКО, Василий Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 89117326417 [email protected].
ZOLOTENKO, Vasily Anatolyevich, docent of the department of the legal psychology of the St. Petersburg University of the MIA of Russia, candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 89117326417. E-mail:[email protected].
В статье обсуждается проблема и процесс формирования физической и психологической готовности курсантов образовательных организаций МВД России к последующей служебной деятельности на занятиях по физической подготовке. В ходе проведения исследования были получены данные, которые позволяют проанализировать уровень психофизических качеств курсантов младших и старших курсов, что позволяет сделать определённые выводы и выявить тенденции роста отдельных профессионально-значимых качеств.
Ключевые слова: физическая подготовка, физическая готовность, психологическая готовность, курсант, сотрудник полиции.
The article discusses the problem and the process of formation of physical and psychological readiness of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia for further professional activity at the lessons for physical training. In the course of the study were obtained that allow to analyze the level of psycho-physical qualities of cadets of Junior and senior courses, which directly allows to draw certain conclusions and identify trends in the growth of individual performance-significant qualities.
Keywords: physical training, physical readiness, psychological readiness, cadet, police officer.
Процесс физической подготовки в образовательных организациях МВД России представляет собой систему использования средств и методов, направленных на комплексное физическое развитие, совершенствование и самосовершенствование курсантов с целью формирования у них необходимых для специалистов органов внутренних дел физических и психических качеств.
Пройдя процедуру медицинского, профессионального, психологического отбора для поступления в образовательную организацию системы МВД России, потенциальному кандидату просто необходимо соответствовать квалификационным требованиям физической подготовки и состоянию здоровья, позволяющим успешно справляться с профессиональными обязанностями сотрудника органов внутренних дел [2]. Основываясь на положениях данных требований, кандидаты на обучение в обязательном порядке проходят вступительные испытания по физической подготовке. Вступительные испытания по физической подготовке состоят из контрольных нормативов, направленных на проверку таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость. В дальнейшем кандидаты, успешно прошедшие вступительные испытания, зачисляются в образовательную организацию системы МВД России и получают специальные звания, т.е. становятся сотрудниками органов внутренних дел.
В соответствии с приказом МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» к должности рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации предъявляются определённые требования [5]. Одним из таких требований является требование умелого применения физической силы и боевых приёмов борьбы, что наглядно иллюстрирует необходимость формирования физических качеств и психологической готовности для дальнейшей служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Исходя из требований, предъявляемым к физической и психической готовности сотрудника органов внутренних дел, физическая подготовка в образовательных организациях системы МВД России направлена на формирование и развитие у курсантов необходимых профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, связанных с применением физической силы и боевых приёмов борьбы, необ-
ходимых при пресечении противоправных действий и способствующих формированию физической и психологической готовности будущего специалиста к успешному выполнению оперативно-служебных задач и поддержанию достаточно высокого уровня работоспособности в процессе служебной деятельности [5].
Для успешного достижения целей и решения задач, связанных с формированием физической и психической готовности курсантов к дальнейшей профессиональной деятельности, на занятиях по физической подготовке необходимо развивать такие физические качества, как сила, выносливость, гибкость, быстрота и ловкость, а также создавать условия для формирования базовых основ специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности; укреплять и сохранять здоровье, развивать и поддерживать высокий уровень функциональных возможностей организма [6].
Получаемые знания, умения и навыки в области физической подготовки во время обучения курсантами в образовательных организациях МВД России являются для них базовой подготовкой, которая в последующей профессионально-служебной деятельности будет способствовать сохранению достаточно высокого уровня работоспособности и здоровья сотрудника, что, в свою очередь, позволит эффективно охранять и защищать жизнь и здоровье граждан.
В содержании рабочей программы учебной дисциплины «Физическая подготовка» предусмотрено наличие различных тем, связанных с изучением боевых приёмов борьбы, защит от угрозы применения огнестрельного и холодного оружия, освобождения от захватов и обхватов, преодоления специальной полосы препятствий, проведения наружного досмотра. Исходя из широчайшей вариативности тем, предусмотренных рабочей программой, занятия по физической подготовке проводятся комплексно и направлены на развитие физических и психологических качеств, необходимых будущим специалистам органов внутренних дел для эффективного решения ими поставленных профессиональных задач.
При формировании профессиональной готовности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки помимо развития и совершенствования физических качеств необходимо уделять внимание формированию психологической устойчивости, которую очень важно сформировать у каждого обучающегося как будущего специалиста-профессионала.
Очень важно понимать, что в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудник часто сталкивается со сложными ситуациями, в которых, в соответствии с ФЗ «О полиции», может применять физическую силу, боевые приёмы борьбы, специальные средства и огнестрельное оружие [1], однако без достаточно развитого уровня волевой психоэмоциональной регуляции не сможет этого сделать, т.к. будет опасаться правонарушителя, который может нанести вред его жизни или здоровью. Для преодоления сопротивления правонарушителя необходимо физическое или психологическое воздействие, которое возможно осуществить только благодаря необходимым специальным знаниям, умениям и навыкам физического и психологического плана, которые формируются и совершенствуются на занятиях по физической подготовке.
В целях выявления и определения уровня физической и психологической готовности было проведено теоретическое и практическое исследование среди курсантов и слушателей Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Респондентами стали курсанты 1-2-х курсов и старших 3-5-х курсов (по 15 юношей и 10 девушек). Для начала, чтобы узнать мнение курсантов о дисциплине «Физическая подготовка», а также об особенностях применения физического воздействия и боевых приёмов борьбы в реальной ситуации, курсантам был предложен ряд вопросов.
1. Считаете ли вы, что занятия по физической подготовке имеют большое значение для дальнейшей службы в органах внутренних дел? Предложенные ответы: Да, нет.
2. Влияют ли занятия по физической подготовке на формирование психологической готовности
На первый вопрос курсанты 1-2-х курсов ответили единогласно, чего нельзя сказать о курсантах старших курсов, т.к. они осознают, что последующая профессиональная деятельность зависит от специфики подразделения, в котором они могут проходить службу, например: отделы кадров или тылового обеспечения, где физическая подготовка необходима для поддержания необходимого уровня для сдачи
сотрудника органов внутренних дел к выполнению поставленных задач? Предложенные ответы: Да, нет.
3. Достаточно ли уделяется времени отработке боевых приёмов борьбы и болевых приёмов на занятиях по физической подготовке? Предложенные ответы: Достаточно, недостаточно, в избытке.
4. Достаточно ли уделяется времени развитию физических качеств на занятиях по физической подготовке? Предложенные ответы: Достаточно, недостаточно, в избытке.
5. Считаете ли вы, что сможете оказать достойное сопротивление и обезоружить противника, используя боевые приёмы борьбы и болевые приёмы, на настоящий момент? Предложенные ответы: Сможете, не сможете.
6. Считаете ли вы, что сможете оказать достойное сопротивление и обезоружить противника, не запаниковав и не отступив, используя боевые приёмы борьбы и болевые приёмы, окончив Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина? Предложенные ответы: Сможете, не сможете
7. Помогут ли вам в экстренной ситуации знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях по физической подготовке? Предложенные ответы: Да, нет.
Исходя из результатов проведённого опроса, были получены следующие результаты.
На первый вопрос, считаете ли вы, что занятия по физической подготовке имеют большое значение для дальнейшей службы в органах внутренних дел (варианты ответов: да, нет), получены следующие ответы.
1-2-е курсы: да - 25 (100 %), нет - 0 (0 %).
3-5-е курсы: да - 22 (88 %), нет - 3 (12 %) (рис. 1).
контрольных нормативов и боевых приёмов борьбы. На вопрос, влияют ли занятия по физической подготовке на формирование психологической готовности сотрудника органов внутренних дел к выполнению поставленных задач (варианты ответов: да, нет), получены следующие ответы.
1-2-е курсы: да - 25 (100 %), нет - 0 (0 %);
3-5-е курсы: да - 23 (92 %), нет - 2 (8 %) (рис.2).
Рис. 2. Показатели ответов на вопрос 2 146
Рис. 1. Показатели ответов на вопрос 1.
На вопрос, достаточно ли уделяется времени отработке боевых приёмов борьбы и болевых приёмов на занятиях по физической подготовке (варианты ответов: достаточно, недостаточно, в избытке), получены следующие ответы.
1-2-е курсы: достаточно - 14 (56 %), недостаточно - 6 (24 %), в избытке - 5 (20 %).
3-5-е курсы: достаточно - 13 (52 %), недостаточно - 5 (20 %), в избытке - 7 (28 %) (рис. 3).
Рис. 3. Показатели ответов на вопрос 3
На вопрос, достаточно ли уделяется времени развитию физических качеств на занятиях по физической подготовке (варианты ответов: достаточно, недостаточно, в избытке), получены следующие ответы.
1-2-е курсы: достаточно - 18 (72 %), недостаточно - 4 (16 %), в избытке - 3 (12 %).
3-5-е курсы: достаточно - 13 (56 %), недостаточно - 5 (20 %), в избытке - 7 (28 %) (рис. 4).
~ 'тт ■
■ Достаточно Недэпагочно
■ В и шы! и:«1
НЛЧДЛЬНЫе курсы
Старшие курсы
Рис. 4. Показатели ответов на вопрос 4
Как мы можем заметить, в вопросах № 3 и № 4 особого разграничения по вариантам выбранных ответов в зависимости от возраста прохождения службы в органах внутренних дел нет. В большинстве курсанты считают, что как на отработку боевых приёмов борьбы и болевых приёмов, так и на развитие физических качеств на занятиях уделяется достаточно времени.
На вопрос, считаете ли вы, что сможете оказать достойное сопротивление и обезоружить противника, используя боевые приёмы борьбы и болевые приёмы на настоящий момент (варианты ответов: сможете; не сможете), получены следующие ответы.
1-2-е курсы: сможете - 7, не сможете - 18.
3-5-е курсы: сможете - 11, не сможете - 14 (рис. 5).
Рис. 5. Показатели ответов на вопрос 5
На вопрос, считаете ли вы, что сможете оказать достойное сопротивление и обезоружить противника, не запаниковав и не отступив, используя боевые приёмы борьбы и болевые приёмы, окончив Белгородский юридический инсти-
тут МВД России имени И.Д. Путилина (варианты ответов: сможете; не сможете) получены следующие ответы.
1-2-е курсы: да -18, нет -7.
3-5-е курсы: да - 15, нет - 10 (рис. 6).
Рис. 6. Показатели ответов на вопрос 6
Анализируя вопросы анкетирования № 5 и № 6, и слушателей можно оценивать на довольно высо-можно сделать вывод, что на настоящий момент уве- ком уровне. Из вопроса № 6 следует большой пред-ренность и психологическую готовность курсантов полагаемый прирост в оценке собственных сил, что
подтверждает желание курсантов и слушателей совершенствоваться и повышать свой уровень применения боевых приёмов борьбы и болевых приёмов.
На вопрос, помогут ли вам в экстренной ситуации знания умения и навыки, приобретённые на
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод о том, что курсанты и слушатели независимо от возраста и срока обучения осознают и подчёркивают необходимость физической подготовки в формировании физической и психологической готовности к выполнению профессионально-служебных задач, что является очень важной и эффективной основой для дальнейшей работы с ними на учебно-практических занятиях.
Особенную важность для формирования физической и психической готовности курсантов и слушателей для деятельности в различных чрезвычайных ситуациях представляют практические занятия по физической подготовке, связанные с формированием специальных двигательных умений и навыков на фоне физического, координационного и психологического утомления, когда интеллектуальный ресурс может быть просто выведен из строя по какой-либо причине, и только благодаря стойкому, выработанному алгоритму действий, мышечной памяти можно выйти из сложившейся ситуации.
занятиях по физической подготовке (варианты ответов: помогут; не помогут), получены следующие ответы.
1-2-е курсы: помогут - 25, не помогут - 0. 3-5-е курсы: помогут - 25, не помогут - 0 (рис. 7)
Отдельное внимание стоит обратить на курсантов и слушателей, которые дополнительно занимаются различными видами спорта. Исходя из наших дальнейших практических исследований (анализ текущей и промежуточной успеваемости), было установлено, что данная группа обладает наиболее устойчивыми физическими умениями и навыками, они также наиболее стрессоустойчивы и легче адаптируются к резкой смене обстановки и готовы выполнять наиболее сложные задачи.
Таким образом, формирование, развитие и совершенствование физических и психологических качеств на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России формирует у курсантов и слушателей физическую и психологическую готовность к дальнейшей профессиональной деятельности и в значительной мере способствует укреплению здоровья и общему физическому развитию, что является залогом дальнейшего профессионального долголетия сотрудника органов внутренних дел.
Рис. 7. Показатели ответов на вопрос 7
Список литературы
1. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 24 февраля 2015 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СЗ РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.
3. Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации : федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Сайт «Кодексы и законы». - Режим доступа: ЬИрз://'^^^ zakonrf.info/zakon-o-zdorovye-grazhdan/ (дата обращения: 09.05.2018).
4. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 [Электронный ресурс] // Сайт «Гарант. ру». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения: 09.05.2018).
5. О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 // Российская газета. - 2012. - 18 июля. - № 162.
6. Алексеев, Н. А., Кутергин, Н. Б., Кулиничев, А. Н. Совершенствование физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 1. - С. 3-6.
© Апальков А.В., Горбатенко А.В., Войнов П.Н., Золотенко В.А., 2018