Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИСКУССТВУ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИСКУССТВУ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / создание книги / роль художника / книга / иллюстрация / обучающийся / visual arts / book creation / role of the artist / book / illustration / learner

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Надежда Васильевна, Зародова Владислава Андреевна

Актуальность статьи обусловлена проблемой снижением интереса к чтению у подрастающего поколения. Авторы, проанализировав ряд работ, посвященных данной проблематике, приходят к выводу, что основными причинами снижения читательского интереса к книге являются увлечение школьников интернет-ресурсами, клиповое мышление, несформированность читательских навыков. В результате проведенного экспериментального исследования с обучающимися предложены способы развития интереса к чтению на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе в процессе иллюстрирования литературных произведений. Авторами проанализировано содержание программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной авторским коллективом под руководством Б. М. Йеменского с точки зрения возможности ознакомления обучающихся с искусством книжной графики. Раскрывается содержание урока на тему «Дизайн обложки книги», этапы работы над созданием обложки книги, приведены фотографии творческих работ, выполненных обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Надежда Васильевна, Зародова Владислава Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the article is due to the problem of declining interest in reading among the younger generation. The authors, having analyzed a number of works devoted to this problem, come to the conclusion that the main reasons for the decline in reading interest to the book are schoolchildren's fascination with Internet resources, clip thinking, and unformed reading skills. As a result of the conducted experimental research with students, the authors propose ways to develop interest in reading at the lessons of fine arts in the secondary school in the process of illustrating literary works. The authors analyze the content of the program "Fine Art and Art Work", developed by the authors' team under the leadership of B.M. Nemensky from the point of view of the possibility of introducing students to the art of book graphics. The content of the lesson "Book Cover Design", the stages of work on creating a book cover, photos of creative works done by students are presented.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИСКУССТВУ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Педагогика

УДК 378.016

старший преподаватель Матвеева Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студентка факультета педагогического и художественного образования, учитель изобразительного искусства Зародова Владислава Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» (г. Саранск)

ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИСКУССТВУ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА УРОКАХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой снижением интереса к чтению у подрастающего поколения. Авторы, проанализировав ряд работ, посвященных данной проблематике, приходят к выводу, что основными причинами снижения читательского интереса к книге являются увлечение школьников интернет-ресурсами, клиповое мышление, несформированность читательских навыков. В результате проведенного экспериментального исследования с обучающимися предложены способы развития интереса к чтению на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе в процессе иллюстрирования литературных произведений. Авторами проанализировано содержание программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной авторским коллективом под руководством Б. М. Неменского с точки зрения возможности ознакомления обучающихся с искусством книжной графики. Раскрывается содержание урока на тему «Дизайн обложки книги», этапы работы над созданием обложки книги, приведены фотографии творческих работ, выполненных обучающимися.

Ключевые слова: изобразительное искусство, создание книги, роль художника, книга, иллюстрация, обучающийся.

Annotation. The relevance of the article is due to the problem of declining interest in reading among the younger generation. The authors, having analyzed a number of works devoted to this problem, come to the conclusion that the main reasons for the decline in reading interest to the book are schoolchildren's fascination with Internet resources, clip thinking, and unformed reading skills. As a result of the conducted experimental research with students, the authors propose ways to develop interest in reading at the lessons of fine arts in the secondary school in the process of illustrating literary works. The authors analyze the content of the program "Fine Art and Art Work", developed by the authors' team under the leadership of B.M. Nemensky from the point of view of the possibility of introducing students to the art of book graphics. The content of the lesson "Book Cover Design", the stages of work on creating a book cover, photos of creative works done by students are presented.

Key words: visual arts, book creation, role of the artist, book, illustration, learner.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический -университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Педагогические -условия развития творческого потенциала обучающихся средствами

художественной деятельности»

Введение. В настоящее время отмечается снижение читательской активности современного школьника, что является не просто педагогической проблемой, а свидетельством культурного кризиса. Сейчас взрослые и дети читают меньше, чем это было всего лишь несколько десятилетий назад. Использование мультимедийных средств в обучении и информировании, оцифровка печатных изданий приводит к тому, что утрачивается значимость литературного источника. Поток информации, окружающий растущего человека огромен. Утрата интереса к книге приводит к тому, что обучающийся не усваивает информацию, содержащуюся в ней, несформированности умений находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

О.В. Пересада, Н.А. Корепина выделяют основные причины снижения интереса к чтению у обучающихся: клиповое мышление как следствие увлечения школьниками сетью Интернет; фрагментарное и поверхностное восприятие текста, стремление к поиску «полезной» информации с целью ее быстрого практического применения. Чтение теряет статус самостоятельного процесса и становится дополнением к прослушиванию музыки, просмотра видео. Несформированность читательских навыков у детей приводит к невозможности смыслового анализа текста книги. Вместе с тем, жизнь в информационном обществе XXI века диктует человеку необходимость находить, анализировать, систематизировать и использовать информацию.

О.Н. Горячева, Г.М. Полькина справедливо указывают на то, что у «современной молодежи не только изменились литературные вкусы, но и сформировалось потребительское отношение к книге как к источнику информации, утратилась способность самостоятельно добывать опыт из книг» [2]. Данные авторы приводят интересные статистические данные НИИКСИ СПбГУ. Если в 1991 году 48% россиян относили себя к «систематически читающим», то в 2005 их количество снизилось до 28%. В 2014 году 37% респондентов отметили, что «не читают вообще» и только 20% опрошенных читают постоянно [там же, С. 211].

С целью изучения интереса к чтению у обучающихся 7 класса МОУ СОШ №8 г.о. Саранск авторами статьи был проведен опрос, в результате которого мы пришли к неутешительным результатам. Всего было опрошено 29 обучающихся, из них - 13 мальчиков и 16 девочек. Мы выяснили, что любят читать 20% мальчиков и 30% девочек. Большинство семиклассников признались, что читают, потому что «заставляют учителя или родители». Подростки отметили, что большее время вне учебы занимает общение в социальных сетях, компьютерные и онлайн-игры. Также «много читать» по мнению ребят мешает загруженность учебой, посещение спортивных секций, музыкальной или художественной школы. Важно отметить, что у подростков сохраняется интерес к традиционной бумажной книге. Не умаляя достоинств электронной книги, большинство (60% девочек и 40% мальчиков) любят читать бумажные книги, предпочитая прозаические произведения. Среди любимых произведений были указаны серии романов о Гарри Поттере (Дж. Роулинг), «Девочка со спичками» (Г.Х. Андересен), «Красная шапочка» (Ш. Перро), «Вино из одуванчиков» (Р. Брэдбери), произведения Э. Успенского. Многим нравится чтение аниме-комиксов «мангу», неоднозначного романа Е. Малисовой и К. Сильвановой «Лето в пионерском галстуке».

На основании проведенного опроса нами было сделано предположение, что содержание заданий, предложенных ученикам 7 класса на уроках изобразительного искусства по иллюстрированию любимых произведений, может

способствовать формированию читательского интереса обучающихся, росту их творческого потенциала в изобразительной деятельности.

Анализ литературных источников по исследуемой проблеме показал, что ряд авторов обращается к проблеме развития творческого потенциала обучающихся в процессе иллюстрирования произведений. В.А. Варданян, Т.А. Копцева, В.П. Копцев [1] рассматривают особенности экологического подхода к художественно-творческому развитию ребенка. Данные ученые-исследователи раскрывают когнитивное, аксиологическое, коммуникативное и рефлексивное направление реализации экологического подхода в художественном образовании, в том числе при создании иллюстрации произведений на экологическую тематику.

Е.В. Соколова [5] рассматривает проблему развития образного мышления учащихся в процессе выполнения иллюстрации. Данный автор отмечает важность практической работы с детьми, которая позволит преобразовать полученные знания в практические навыки и приемы художественного творчества.

М.Ю. Клюкина [3] раскрывает опыт реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе иллюстрирования православной литературы. Приобщение детей к духовным ценностям происходит в процессе создания тематических композиций по библейским сюжетам, в которых они воплощают свое восприятие и понимание текста.

О.В. Пересада, H.A. Корепина [4] предлагают вариант решения проблемы формирования интереса школьников к книге, используя современные мультимедийные технологии - создания учащимися буктрейлера и виртуальной книжной выставки.

Таким образом, можно констатировать достаточное количество исследований, посвященных проблеме снижения читательского интереса у современного школьника. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно количество публикаций, отражающий методический аспект приобщения детей к искусству книжной графики на уроках изобразительного искусства, что обуславливает актуальность данного обращения к этой теме.

Изложение основного материала статьи. Иллюстрация - важная составляющая книги для детей или взрослых. Можно с уверенностью сказать, что именно иллюстрация - это то изображение, с которым ребёнок сталкивается с первых лет своей жизни. В процессе рассматривания иллюстраций в детских книгах, журналах, своей первой азбуке у него формируются художественный вкус, представления о мире, восприятие образа, цвета, пропорций и фактуры. Именно поэтому на иллюстраторе книги лежит большая ответственность за выполняемую им работу. Грамотный анализ текста и умение трансформации его в художественные образы могут создать в дальнейшем качественный продукт - полноценную книгу, в которой иллюстрации привлекают читателя и помогают сориентироваться в её содержании ещё до чтения текста. Детская книга отличается выразительностью оформления, красочностью и богатством иллюстраций. Иллюстрации выступают как связующее звено между читателем и текстом, будя воображение реципиента. Художник-иллюстратор играет ключевую роль в создании визуальной версии всего произведения.

Для того, чтобы иллюстрация была интересна юному читателю, в ней должен ощущаться тандем иллюстратора с писателем и иллюстратора с ребенком. Помимо всего прочего, иллюстрация в детской художественной книге будит фантазию, оживляет воспоминания и помогает участвовать в приключениях наравне с героями произведения.

Ни одна книга не обходится без обложки. Яркая и красочная обложка книги - это не только маркетинговый продукт, который призван заинтересовать читателя ещё до того, как он откроет книгу, но и союзник писателя, который через наглядные образы способен рассказать о содержании книги, её персонажах или описываемых событиях. Иными словами, обложка - это визуальная аннотация книги, её «паспорт». К обложке и иллюстрациям книги выдвигается ряд требований, и нарисованная «на скорую руку» картинка, иллюстрировать книгу, или, более того, стать её обложкой, не может. Именно поэтому работа над оформлением книги - это труд, требующий определённой компетенции и опыта в этом деле.

Первый опыт в оформлении книги человек может получить в школе на уроках изобразительного искусства. Остановимся подробнее на содержании программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной авторским коллективом под руководством Б.М. Неменского и проанализируем ее с точки зрения ознакомления детей с ролью художника в создании книги. На протяжении всех лет обучения иллюстрация неразрывно сопровождает учащихся на уроках изобразительного искусства. Так, ещё в первой четверти первого класса при изучении темы «Изображать можно пятном», дети видят в учебнике иллюстрации Т. Мавриной и Е. Чарушина к популярным детским книгам (рис. 1).

Иллюстрации В. Чижикова, Ю. Дружкова, В. Каневского встречаются на страницах учебника при изучении тем «Изображать можно линией», «Изображать можно и то, что невидимо», «Как украшает себя человек» и др.

Далее во 2 классе при изучении тем «Выражение характера изображаемых животных» и «Изображение характера человека» в качестве зрительного ряда используются изображения сказочных героев из детской художественной литературы. Помимо этого, учащиеся пробуют сами изображать сказочных героев противоположных по характеру. Детям предлагается разделиться на две группы, одна из которых изображает добрых сказочных героев, а другая - злых.

Более подробное знакомство с ролью художника в создании книги начинается в 3 классе. Так при изучении темы «Твои книжки», дети знакомятся с ролью художника в создании книги и её формы, с многообразием форм и видов книг, подробнее узнают о художниках детской книги и роли обложки в создании образа литературного произведения. Обучающиеся открывают для себя такие понятия, как «шрифт» и «буквица», занимаются разработкой собственной детской книжки-игрушки с иллюстрациями, либо выполняют иллюстрацию к выбранной сказке. В качестве зрительного ряда

Эти замечательные рисунки для детгош uihi художники сделали < помощью пятил

Рисунок 1. Иллюстрации Т. Мавриной и Е. Чарушина

используются детские книги с качественными иллюстрациями, книжки-игрушки, книги, различные по форме и назначению, а также иллюстрации различных художников к одной и той же сказке. При изучении данной темы впервые даётся определение понятию «иллюстрация».

Более подробное знакомство с искусством книжной графики происходит на уроках изобразительного искусства в 7 классе. При изучении темы «Искусство шрифта» обучающиеся узнают об истории зарождения шрифта, его роли в создании художественного образа книги. Ученики знакомятся с таким понятием как «кегль» и узнают, что от того каким кеглем (размером шрифта) написано слово, зависит его восприятие. Данная тема имеет огромное значении для формирования полного и всестороннего представления о книжной графике и роли всех художественных элементов при создании книги у учащихся.

Таким образом, опыт работы в качестве учителя изобразительного искусства по анализируемой программе позволяет сделать вывод о том, что содержание уроков позволяет детям получить четкое представление о роли художника в создании

Остановимся на содержании урока «Дизайн обложки книги», который проведен нами с обучающимися 7 класса. Первоначально с детьми была проведена беседа о роли художника в создании книги. Мы подчеркнули важность оформленной обложки для восприятия книги в целом. Обучающимся было предложено задание - разработать дизайн обложки к любимому литературному произведению. В качестве визуального ряда были использованы работы советских художников-иллюстраторов В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Чижикова, И. Семенова, зарубежных художников - Кея Нильсена, Джима Кея, Роберто Инноченти, Сантьяго Карузо. Обилие наглядного материала обусловлено необходимостью предоставить учащимся возможность увидеть и сравнить разнообразие видов и техник выполнения иллюстраций, после чего выбрать ту, которая подходит именно им.

Создание обучающимися обложки выполнялось в несколько этапов. Первый этап - поиск идеи. Представленный нами многочисленный визуальный ряд не означал, что дети могли скопировать уже имеющийся образец. Многие задались вопросом: «Как создавали обложку моей любимой книги другие художники?». Это дает возможность поисковой работы, которую можно предложить обучающимся в качестве домашнего задания - сделать презентацию «Обложка моей любимой книги в творчестве отечественных (зарубежных) художников-иллюстраторов».

Поиск идеи будущей иллюстрации или обложки диктует необходимость повторного обращения к тексту литературного произведения, что способствует не только погружению в него, но и переосмыслению прочитанного.

Второй этап - выбор материала для выполнения обложки. В качестве материалов учащиеся выбирали акварель или гуашь, гелиевые ручки.

Третий этап - создание эскиза. Для того чтобы иллюстрация была корректной и передавала основную идею автора, необходимо несколько раз перечитать текст и отделить главную мысль от второстепенной, чтобы показать именно то, что требует визуализации. Вдохновившись работами мастеров, ученики приступили к созданию своей авторской обложки. Задание юным художникам пришлось по душе, дети с восторгом начали обсуждать между собой книги, оформлением которых они займутся. У каждого из обучающихся нашлась любимая книга, над обложкой к которой им хотелось бы поработать. Все эскизы выполнялись простым карандашом. Обучающиеся размечали основную форму и расположение тех или иных предметов или окружения.

Четвертый этап - детальная проработка эскиза. Здесь дорабатывается все то, что получилось на первоначальном этапе, прорисовываются мелкие детали, продумывается цветовое решение будущей работы.

Пятый этап - выполнение обложки в цвете. Для достижения максимальной выразительности работы некоторые дети ограничили выбор цветов - например, использовали 2-3 цвета, дополняли рисунок гелиевой ручкой. Многие обучающиеся старались выбрать определенную колористическую гамму - теплую или холодную. Некоторые старались сохранить стилистику комикса и выполняли работы в черно-белой гамме. В процессе работы у обучающихся возникла идея оцифровки полученного изображения в графических редакторах и добавления шрифтовой композиции. Творческие работы детей представлены на рисунках 2-5.

Вино из одуванчиков

«■И

Москва 2(123

Р ОТТЕК

^ |,С'

т

Рисунок 2. Автор: Родионова Л. Обложка к повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»

Рисунок 3. Автор: Дюндик А. Обложка к роману Дж Роулинг «Гарри Поттер»

Рисунок 4. Автор: Романова А. Обложка к комиксу Рисунок 5. Автор: Судуткина П. Обложка к книге

«Евангелион» «Кошки в доме»

Шестой этап - рефлексия. Был проведен просмотр и обсуждение творческих работ обучающихся. Каждый ребенок не просто демонстрировал свою работу, но и кратко отвечал на вопрос - «Почему нужно обязательно прочитать эту книгу?».

Выводы. Таким образом, обращение к искусству книжной графики на уроках изобразительного искусства может эффективным средством приобщения обучающихся к чтению. Иллюстрация играет важную роль в художественном оформлении книги, не только дополняя её визуальным рядом, но и дополняя и поясняя её содержание. Процесс создания иллюстрации и обложки - это трудоёмкая и кропотливая работа, включающая анализ содержания книги, поиск её основного замысла и разработка изображений, поясняющих и дополняющих его. На наш взгляд, формированию читательского интереса обучающихся может способствовать выполнение самостоятельных творческих проектов -«Книжка-малышка», «Книжка-игрушка» и др. Перспективными мы видим использование графических редакторов в создании дизайна будущей книги. Интересным будет попробовать создать иллюстрации по мотивам мордовских сказок, которые не только познакомят подростков с устным поэтическим творчеством мордвы, но и позволят лучше узнать особенности мордовского национального костюма.

Литература:

1. Варданян, В.А. Экологический подход к художественно-творческому развитию ребенка / В.А. Варданян, Т.А. Копцева, В.П. Копцев // Гуманитарные науки и образование. -2018. - Т. 9, № 1(33). - С. 25-29

2. Горячева, О.Н. Кризис читательских интересов молодежи / О.Н. Горячева, Г.М. Полькина // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 2(59). - С. 210-213

3. Клюкина, М.Ю. Иллюстрирование православной литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся детской художественной школы / М.Ю. Клюкина // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. -2015.-№ 8,-С. 99-102

4. Пересада, О.В. Формирование читательского интереса младших школьников средствами инновационных технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки / О.В. Пересада, Н.А. Корепина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6,№6.-С. 981-989.-Б01 10.30853/реа20210163

5. Соколова, Г.В. Развитие образного мышления учащихся 3-6 классов при иллюстрировании стихов Юнны Мориц в технике аппликации из ткани / Г.В. Соколова // Изобразительное искусство в школе. - 2020. - № 1. - С. 52-59

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Махаева Гюльнара Магомедтагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, преподаватель Шамхалова Асият Эльдаровна

Северо-Кавказский Институт (филиал) Всероссийского государственного

университета юстиции (РПА Минюста России) (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, преподаватель доцент кафедры

педагогики и психологии Миназова Венера Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный)

ПОТЕНЦИАЛ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрен потенциал рефлексивных технологий в процессе обучения учащихся. Подчеркнуто, одной из актуальных проблем на сегодняшний день в сфере образования является формирование и развитие рефлексивных умений младших школьников. Показана роль педагога, который должен формировать условия, при которых возможен данный процесс - например, демонстрировать примеры такого поведения. Обобщенно, данное умение называется рефлексией - осмысление деятельности через призму их соответствия ситуации на основе самоанализа. В младшей школе особенности формирования рефлексии зависят от способностей детей проводить самоанализ и регулировать свое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.