Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
Научная статья УДК 373.2
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-538-547
Концептуальное моделирование библиотеки детского чтения педагогами
Галина Михайловна ПЕРВОВА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Актуальность. Отражено место детского чтения в пространственно -развивающей среде дошкольного образовательного учреждения как функционально значимого для интеллектуального развития ребенка. Поставлена проблема отсутствия книжного фонда в детском саду, созданного по законам науки. Цель исследования - разработать концепцию формирования библиотеки детских книг в дошкольном образовательном учреждении. Материалы и методы. Раскрыты теоретические основания формирования библиотечки для детей в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены историко-литературные, книговедческие и культурологические принципы отбора и группировки детских книг и произведений для младших, средних и старших возрастных групп юных слушателей. Охарактеризованы книги картинного, игрового, деятельностного типа и классический вид книжного издания для детей. Предложены алгоритмы метода рассматривания детской книги, организации слушания, игры, творческих заданий.
Результаты исследования. Сформулированы психолого-педагогические и литературоведческие законы формирования круга детского чтения: закон возрастных ограничений, возрастных соответствий и возрастной перспективы, закон содержательного пятимирия, тематического богатства и жанрового разнообразия. Отражены методические аспекты общения ребенка с книгой и журналом. Выявлена динамика мотивов обращения к детской литературе дошкольников от года-двух лет до начала школьного обучения. Подведены итоги научно-педагогических утверждений автора о качественной библиотечке детского чтения в дошкольном образовательном учреждении.
Выводы. Выражена концепция комплексного научного подхода к формированию библиотечек в детских садах и отражен опыт данной деятельности, неоднократно нами апробированный. В качестве наглядного обобщения дан рисунок концептуальной модели. Данная модель может быть использована для формирования круга чтения младших школьников.
Ключевые слова: дошкольники, круг детского чтения, законы и принципы составления библиотеки детского сада
Для цитирования: Первова Г.М. Концептуальное моделирование библиотеки детского чтения педагогами // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 3. С. 538-547. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-538-547
538
© Первова Г.М., 2023
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-538-547
Library of children's reading conceptual modeling by teachers
Galina M. PERVOVA
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation [email protected]
Relevance. The place of children's reading in the spatially developing environment of a preschool educational institution as functionally significant for the child's intellectual development is r e-flected. The problem of book fund's lack a in a kindergarten, created according to science's rules, is posed. The purpose of the research is to elaborate a concept for the formation of a library of children's books in a preschool educational institution.
Materials and methods. The library formation theoretical foundations for children in a preschool educational institution are revealed. Historical-literary, book-study and culturological principles of selection and grouping of children's books and works for younger, middle and older age groups of young listeners are considered. The books of the picture, game, activity type and the classic type of book publication for children are characterized. Method algorithms of viewing a children's book, organizing listening, playing, and creative tasks are proposed.
Result and Discussion. The psychological, pedagogical and literary rules of children's reading range formation are formulated: the rule of age restrictions, age correspondences and age perspective, the rule of meaningful peace, thematic richness and genre diversity. The methods aspects of the child's interaction with the book and magazine are reflected. Appeal to children's literature motives dynamics of preschoolers from one to two years before the beginning of school education is revealed. The results of the author's scientific and pedagogical statements about a high-quality library of children's reading in a preschool educational institution are concluded. Conclusion. The concept of an integrated scientific approach to the libraries formation in kindergartens is declared and the experience of this activity, repeatedly tested by us, is reflected. As a visual generalization, a drawing of the conceptual model is given. This model can be used to develop the reading range of younger schoolchildren.
Keywords: preschoolers, children's reading range, rules and principles of kindergarten library composition
For citation: Pervova, G.M. (2023). Library of children's reading conceptual modeling by teachers. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 3, pp. 538-547. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-538-547
АКТУАЛЬНОСТЬ
В пространственно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения насчитывается более десяти образовательных территорий: игровая зона, физкультурная, природная, музыкальная, интеллектуальная, юридическая, изобразительного искусства и др. Особое внимание воспитатели уделяют интеллектуальному развитию де-
тей, что невозможно без включения дошкольников в территорию книжного окружения, без создания качественной библиотеки детского чтения.
Формирование библиотеки не является инновационной педагогической деятельностью, существует традиция формирования круга детского чтения в хрестоматиях для воспитателя [1; 2]. Издавались сборники произведений с жанрами народного и лите-
ратурного творчества в историко-сравнительном аспекте [3]. В XXI веке индустрия детских книг развита настолько, что детская литература представлена на всех международных и всероссийских книжных выставках как одно из самых популярных явлений современности. В настоящее время воспитатель имеет возможность не читать детям в течение года одну и ту же книгу в виде хрестоматии, а предложить для чтения-рассматривания прекрасно изданные и удачно иллюстрированные детские книги, которые как предметы культуры и искусства вызывают гораздо больший интерес у детей, чем книга в руках воспитателя [4-6].
Важна научная, теоретически обоснованная систематизация круга детского чтения, учет законов, не соблюдая которые можно упустить важное в умственном и речевом развитии детей, их гармоничном, духовно-нравственном воспитании [7]. В современных группах детского сада обязательно выделяется место для библиотеки детских книг, организуется «читальный зал» с разложенными на столе книгами и журналами. В детском саду «Жемчужинка» г. Тамбов под библиотеку отведена специально оборудованная комната, в которой проходят литературные занятия. Сотрудники ДОУ состав ля-ют библиотеку детского сада на основе законов формирования круга детского чтения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Теоретические основания составления круга чтения дошкольников и библиотеки в целом предоставляют несколько наук. Во-первых, учитываются разделы истории детской литературы: мифы и устное народное творчество составляют сердцевину круга чтения; обязательна классика литературы XIX и XX веков как золотой фонд читательских традиций; включается в библиотеку переводная детская литература стран ближнего и дальнего зарубежья; самый большой объем круга детского чтения составляет современный литературный процесс, то есть изданные в XXI веке новинки и переизданные в новом
времени актуальные для современных дошкольников классические произведения, детская периодика. Образец формирования четырех кругов программного чтения мы можем обнаружить в учебниках по детской литературе, в пособиях для воспитателей детских садов [8-10] и для родителей [11].
Во-вторых, помимо доступных для детей текстов художественных произведений, необходимо произвести отбор детских книг с учетом психолого-педагогических особенностей восприятия литературы детьми определенного возраста. Мы учитываем современные, широко распространенные дизайнерские типы детских книг. Методом чтения-рассматривания педагог устанавливает книговедческую типологию издания: книжка игрового и картинного типа, книга для практической деятельности, классическое литературно-художественное издание для совместного чтения взрослых и детей. Методом сравнительного анализа содержания и формы детской книги определяем при формировании библиотечки, какие книги предназначены для младших, средних и старших дошкольников. Учитываем книжный указатель издательства. Методику работы с детскими книгами активизируют библиотечные работники [12], конкретные разработки предлагают сотрудники Российской государственной детской библиотеки и областных библиотек. Основу методической работы составляет соединение слушания, рассматривания, бесед разных типов, игры и творческих упражнений по развитию речи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный подход к формированию библиотеки происходит при соблюдении следующих законов: закон возрастных ограничений, закон возрастных соответствий и закон возрастной перспективы.
По закону возрастных ограничений надо ставить барьеры тем книгам, которые малыши не поймут, не оценят, которые их не заинтересуют. Наблюдения показывают, что в определенном возрасте у детей формируется
набор любимых книг, что отвечает закону возрастных соответствий. Писатели, сохранившие память детства, познавшие или угадавшие насущные потребности и возможности восприятия детей, становятся базовыми в репертуаре детского чтения. Так, любимыми авторами для дошкольников становятся прозаики Н. Носов, В. Сутеев, Е. Чарушин, поэты И. Токмакова, А. Орлова, Ю. Симбирская и другие писатели, создававшие стихи и прозу специально для детей. По закону возрастной перспективы в круг детского чтения включаются произведения общей литературы, доступные дошкольникам по форме и языку, расширяющие их читательский кругозор. Так попали в круг детского чтения никогда не писавший для детей А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев и другие классики золотого века русской литературы.
Детская книга соединяет в себе несколько видов искусства: искусство слова, живописи, книжной графики и дизайна. Чем меньше ребенок, тем отчетливее мы наблюдаем интерес малыша к внешнему ряду книги, ее оформлению.
В младших группах детского сада мы предлагаем воспитателю для работы книги картинного типа, в которых иллюстрации занимают 80-90 % площади листа. К картинным относятся также ширмочки (родители называют такие книжки «раскладушки»), сделанные из прочных материалов, чтобы их можно было дать детям в руки. Большое место занимают книги фигурные, изображающие определенные предметы: башмачок, корзину, машинку. Дети узнают знакомые предметы и затем интересуются, что внутри. Самый занимательный тип книг для малышей - это книжки-игрушки, в которых открываются «оконца» или «дверцы» («Волк и семеро козлят»), в которых спрятана игра, например, как Красная Шапочка нашла дорогу к бабушке. Самостоятельное общение с источником знаний предлагают также звуковые книжки, говорящие с ребенком, когда он нажимает кнопку.
В младших группах воспитатель работает с книгой сам, а детей учит рассматрива-
нию иллюстративного ряда. Он стремится вызвать интерес к книге как к предмету игры, к наглядному пособию для развития в соответствии с предметно-действенным и наглядно-образным типом мышления ребенка. Книга для детей ясельного возраста не является предметом первой необходимости, как ложка, кукла или стул. Этот этап работы важен для взрослого, который вводит ребенка в книгу как в источник новых представлений о мире.
В средних группах детского сада к книгам картинного и игрового типа добавляются книги деятельностного типа. Для изобразительной деятельности предназначены книги-раскраски: с их подачи дети выполняют раскрашивание готового образца, рисование по пунктирам, дорисовывание начатого рисунка и т. д. Такие книги развивают мелкую моторику детской руки, что важно для речевого и умственного развития. Несомненный развивающий характер несут в себе книги-театр с движущимися фигурками персонажей, которые позволяют организовать озвучивание ролей - театральную деятельность. Нельзя обойтись в 3-4 года без книг с доступными текстами: это книги-рассказки, в которых записаны известные мультфильмы или комиксы, по которым дети начинают учиться монологической речи, рассказыванию сказок и рассказов. Одновременно в этом возрасте учим алгоритму слушания: настрой на слушание создает поза, удобная мебель, музыкальная пауза, загадочное, интригующее задание, проблемный вопрос. Во время слушания нет отвлекающих звуков, проводится выразительное чтение и словарное комментирование текста, сопоставление картинки и эпизода произведения. Обучение слушанию рождает послушных детей.
Воспитатель показывает детям возраста «я - сам», как ребенок может пользоваться детской книгой деятельностного типа, как книга позволяет развивать речевые, коммуникативные и иные навыки. Заметно растет мотивация обращения к книге, так как, помимо рассматривания, ребенок начинает самостоятельно с нею общаться, взаимодействовать.
В старших группах детского сада основу круга чтения составляют классические детские книги, в которых и писатель, и художник-иллюстратор являются классиками детской литературы. Такие книги десятилетиями переиздаются в нашей стране, так как пользуются неизменным успехом и занимают первые места в рейтингах издательств. Это сказки А.С. Пушкина с иллюстрациями Б. Дегтярева, басни И. Крылова с иллюстрациями Е. Рачева, стихи В. Маяковского с иллюстрациями А. Пахомова, книжки К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, произведения И. Токмаковой с иллюстрациями Л. Токмакова, рассказы Ю. Коваля с иллюстрациями Т. Мавриной и т. п. Лучшие детские книги классического типа представлены на ежегодных выставках в нашем государстве и за рубежом, в Москве, в Санкт-Петербурге, во Франкфурте-на-Майне, в Братиславе. Классические книги проходят оценку на биеннале детской литературы и получают международные премии им. Х.К. Андерсена. Новые художники решаются на иллюстрирование классики, например, сказки А.С. Пушкина прошли через руки известных художников эпохи Серебряного века (И. Би-либин и др.), Золотого времени детской литературы в XX веке (В. Конашевич, Т. Мав-рина и др.) и в новом веке получили свою награду в творчестве Г. Спирина («Сказка о царе Салтане»).
Воспитатель реализует новую задачу по развитию мотивации отношения ребенка к книгам. Старшие дошкольники учатся воспринимать книгу как предмет материальной и духовной культуры, учатся слушанию-рассматриванию избранных книг, самостоятельному рассматриванию знакомой детской книги по правилам. Правила предполагают внимательное изучение обложки по трем ориентирам: фамилия автора, заглавие и основная иллюстрация. Сопоставление этих элементов оформления рождают ассоциации и предположения о теме чтения. Знакомство с вводными листами, и особенно с титулом, дополняет сведения о книге фамилией художника, выходными данными. Постранич-
ное рассматривание обеспечивает общие впечатления от рассматривания иллюстраций, и происходит антиципация содержания книги в целом, выбор произведения, которое захотелось прочитать.
Выбор источников круга детского чтения, постепенно расширяясь, подчиняется четвертому закону - закону содержательного пятимирия. Необходимо прочитать дошкольнику за пять лет его жизнедеятельности в детском саду произведения, предоставляющие ребенку общую картину мира, в котором он учится ориентироваться. Для этого надо провести детей через пять миров: мир детства, окружающей среды, мир природы, социальную действительность и виртуальный мир. Заметим, что четыре мира детских книг имеют реалистический характер и только пятая часть библиотеки отражает фантастический уровень КДЧ. Это позволяет привлечь внимание растущего ребенка к человеку, изучению себя как личности, наблюдениям над природой, это предупреждение тем, кто увлекается только чтением сказок, формируя вкус к нереальной выдумке и не обучая вдумчивому отношению к окружающим людям, событиям, явлениям, вещам.
Содержательное пятимирие репертуара детского чтения выражено в тематической группировке книг. Еженедельно в течение полугодия воспитатель должен иметь возможность менять тематику чтения. Основной принцип формирования библиотечки для дошкольников - тематический. К основным или широким темам детского чтения мы относим следующие: детство как самоценная пора человека, игры и занятия детей, семья и родные люди, труд и профессии взрослых, человек и природа, картины родной природы, родина большая и малая, жизнь родного края, жизнь в далеких странах, путешествия и приключения, чудеса и волшебство, школа знаний, в мире прекрасного, праздники нашей страны, мир человеческих отношений, народная мудрость.
Как правило, воспитатель в календарном плане формулирует темы чтения конкретно и привлекательно для детского восприятия,
например: «О наших друзьях - животных», «Весна, весна, и все ей рады», «Осень золотая в гости к нам пришла», «Я и мои товарищи», «Здравствуй, Новый год!», «Сказка -ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок!» и т. д.
Пятый закон, выстраивающий модель библиотеки ДОУ, связан с жанровой формой произведений и детских книг. Закон жанрового разнообразия требует включения в КДЧ произведений народного творчества и литературы. Прежде всего, это малые жанры устного народного творчества в сборниках «Гуленьки», «Сорока-белобока», «Ладушки»: потешные, колыбельные, календарные песенки, загадки, скороговорки, заклички, приговорки, прибаутки, считалки и т. д.
Весомую часть библиотеки составляют народные сказки: анималистические, волшебные, бытовые, а также адаптированные былины как героические сказки о богатырях земли русской. Авторские сказки включают ту классификацию, что взята из народного творчества, но имеют и дополнительные жанровые разновидности: созданы для детей приключенческие или авантюрные волшебные повести, познавательные или научно-художественные сказки (В. Бианки называл их сказки-несказки); сказки-рассказы (чудеса в них заявлены, но не случаются там, где их ищут герои); легенды, соединяющие реальное и чудесное; сказы как повествования от первого лица рассказчика. Дети узнают стихотворные и прозаические сказки отечественных писателей и авторов разных стран.
Не менее половины произведений в детской библиотечке должны быть в стихотворной форме. Распространены сюжетные стихотворения, рассказы и сказки в стихах, которые доступны дошкольникам благодаря занимательно изображенным событиям. Лирические стихотворения передают всю гамму детских переживаний: чувства дружбы, заботы взрослых о детях, детские радости, обиды и печали. Дошкольники учатся слышать музыку поэзии, образные обороты речи, созвучия-рифмы. Благодаря стихам идет развитие
фонематического слуха, необходимого для обучения грамоте. Многие жанры детской литературы имеют педагогическую значимость: скороговорки и чистоговорки развивают дикцию, загадки - сообразительность, лучшие стихи формируют художественный вкус. Стихами фольклора и литературы воспитатель сопровождает все режимные моменты детской жизни.
Небольшую часть библиотеки представляет жанр стихотворной и прозаической басни, в которой ярко выражены черты сатиры (осмеяние недостатков, критика человеческих пороков), аллегории (читаем о животных, а думаем о людях) и морали (авторского поучения). В детском чтении явное преимущество имеют не сатирические, а юмористические произведения, так как юмор в качестве добродушного смеха более соответствует возрасту неразвитого критического мышления.
Включение в круг чтения рассказов обогащает детей жизненным и поведенческим опытом. Жанр рассказа развивает умение рассуждать о поведении, поступках героев, так как основную часть библиотеки составляют нравоописательные рассказы психологического или юмористического характера. В репертуар литературы для детей входят научно-художественные рассказы природоведческого и обществоведческого характера, исторические рассказы о героическом прошлом и настоящем времени.
Чем старше дошкольник, тем больше оснований включить в занятия познавательную детскую книгу в виде энциклопедий и справочников, широко распространившихся в информационную эпоху, в эпоху научно-технического прогресса и технологий. Необходимо научить старших дошкольников при подготовке к школе пользоваться порционным чтением-рассматриванием данного типа книг.
Прикладную цель преследует включение в КДЧ художественных азбук, созданных для освоения звуков и букв родного языка. Мастерство поэтов, создающих занимательные азбуки (Маршак, Благинина, Заходер, Берестов, Лунин, Гамазкова, Сте-
панов и мн. др.), заключается в том, что при чтении и внимательном слушании непосредственно запоминаются алфавит, гласные и согласные звуки, написание заглавных и строчных букв в печатном и рукописном варианте. Впоследствии в первом классе школы художественные азбуки облегчают детям науку чтения и письма.
Достойное место в библиотеке ДОУ отведено аудиокнигам и экранизированной детской литературе. Из Интернета скачаны короткие по времени сказки, стихи и рассказы для индивидуального слушания через наушники, почетное место занимают мультипликационные фильмы по сказкам А.С. Пушкина, П. Ершова - «Конек-горбунок», «Серая
Целевой блок
Социальный заказ на формирование всесторонне развитой^ интеллектуальной, нравственной личности Требования Федерального государственного образовав тельного стандарта по направлениям развития Цель: формирование полноценного круга детского чтения педагогами и иными специалистами
\ 1
Теоретический блок
Психолого-педагогические и литературоведческие законы формирования библиотеки детского чтения: законы возрастных ограничений, возрастных соответствий, возрастной перспективы; законы содержательного пятимирия, тематического и жанрового разнообразия
Принципы расширения круга детского чтения: тематическая систематизация книжного и журнального фонда; отбор книг с ориентацией на положительного героя, который может быть примером для подражания; эстетическое совершенство фольклорного и авторского текста, художественность и доступность языка и формы произведения в целом; учет возрастных и индивидуальных возможностей и интересов детей разных возрастных групп
ЗЕ
Функциональный блок
Реализация эстетической, гедонистической, мировоззренческой, воспитательной, познавательной, коммуникативной и прикладной функции детской литературы и народного творчества_
Организационно-педагогические условия: пространственно-развивающая среда, включающая книжный уголок и читальный зал; сотрудничество учреждения с родителями и спонсорами, материальная база; изменяющаяся в соответствии с возрастом мотивация обращения к книгам
Дизайнерские типы детских книг: книжки-картинки, ширмочки, книжки-игрушки, книж-ки-театр, книжки-раскрас книжки-рассказки, звуковые книги, серийные, классические издания и др._
Методы обучения: выразительное чтение, чтение-рассма-.ж- триванис. слушание, чтение-кй, »общение, разыгрывание, драма^^< тизация, словесное рисование образов, иллюстрирование и др.
Организационно-методические формы: литературные занятия, непосредственная организация еятельности с книгами, кружок, технология художественно-речевого сопровождения режима и др._
Содержание круга чтения: художественно-условное пятимирие, а именно: мир детства, окружающей среды, природы, социальной действительности, виртуальный (фантастический) мир_
виртуа:
Результативный блок
Результат обучения: эстетико-художественное развитие ребенка, воспитание духовно-нравственной личности, развитие мотивации обращения к детским книгам, читательские умения_
Рис. 1. Концептуальная модель формирования библиотеки детского чтения Fig. 1. Children's reading library development conceptual model
Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Дюймовочка» Х. Андерсена и др.
Развивают логическое мышление старших дошкольников детские книги с одинаковыми литературными произведениями, оформленные разными художниками. Рассматривая такие книги, следует сравнить, то есть найти общее и оригинальное, в иллюстрациях В. Лебедева и И. Калиниченко к произведению С. Маршака «Усатый полосатый», серьезные в своей исторической достоверности иллюстрации Б. Дегтярева и веселые картинки В. Конашевича к сказкам А.С. Пушкина. Дошкольники недостаточно в силу возраста оценивают эстетические достоинства словесного искусства, но с определенным успехом «критикуют» изобразительное творчество. В частности, на одном из литературных занятий пятилетки нашли разницу в изображении животных разными иллюстраторами, сравнив реалистические рисунки художника-анималиста Е. Чарушина, сказочные образы Ю. Васнецова и условных басенных героев Е. Рачева.
Наконец, детская библиотека немыслима без современной периодики. Выходит большое количество журналов для детей разных возрастов, в которых представлена беллетристика, познавательные и досуговые разделы, печатается материал для ручного труда, публикуются детские рисунки и поделки. Современные журналы, в отличие от книги, выполняют и организационно-педагогические функции, разнообразят виды занятий в детском саду и приучают дошкольников к самостоятельной работе. Столетнюю историю имеет журнал «Мурзилка», специально для дошколят разработаны «Веселые картинки», развивают способности детей «Веселый художник» и «Непоседы». Все без исключения журналы учитывают, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность, поэтому именно в этом виде изданий много головоломок, ребусов, словесных и иных дидактических игр.
ВЫВОДЫ
Таким образом, модель библиотеки дошкольного образовательного учреждения имеет психологические, педагогические, методические, историко-литературные, теоретико-литературные, книговедческие и культурологические обоснования (рис. 1). Круг чтения, построенный с учетом знаний названных наук, позволяет сформировать достаточный читательский кругозор на первом этапе литературного образования детей. Мы приводили мало примеров конкретных книг, произведений и авторов, так как в современных детских садах отсутствует единое финансирование материальной части, неодинаковы спонсорские возможности учреждений. Именно междисциплинарные связи научно-педагогической работы воспитателей и методистов являются источником успешного результата обучения, развития и воспитания дошкольников средствами детской литературы.
В детской литературе главным предметом развития ребенка является качественно изданная специально для читателей определенного возраста книга. Самый распространенный вид изображения жизни в ней - чередование реального и фантазийного плана, что соответствует специфике детского мышления. При этом превалирует точка зрения ребенка, его взгляд на мир. Детская книга как синтез искусства художественного слова, книжной графики и современного дизайна занимает достойное место в альтернативных программах дошкольных образовательных организаций и учреждений, реализует эстетическую, гедонистическую, мировоззренческую, познавательную, коммуникативную и прикладную функции литературы, формируя у детей основы будущей читательской культуры, феноменом которого озабочены современные исследователи [13].
Список источников
1. Хрестоматия для маленьких / сост. Л.Н. Елисеева. М.: Просвещение, 1978. 399 с.
2. Хрестоматия для маленьких и постарше / сост. Л.Н. Елисеева. М.: Знание, 1996. 382 с.
3. Литература и фантазия / сост. Л.Е. Стрельцова. М.: Просвещение, 1992. 255 с.
4. Путилова Е.О. Золотых ступенек ряд: книга о детстве и книги детства. СПб.: Дом детской книги, 2015. 310 с.
5. Первова Г.М. Формирование библиотечки детского сада // Практика управления ДОУ. 2015. № 1. С. 28-37.
6. Первова Г.М. Литературное образование дошкольников. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 104 с.
7. Гриценко З.А. Детская литература. М.: Академия, 2007. 312 с.
8. Первова Г.М. Детская литература. М.: Инфра-М, 2023. 190 с.
9. Первова Г.М. Классики русской литературы в детском чтении. М.: Инфра-М, 2023. 205 с.
10. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга. СПб., 1996. 127 с.
11. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. СПб., 2000. 511 с.
12. Растим читателя: Программы литературного развития детей 3-9 лет / под общ. ред. Н.К. Малаховой. М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2015. 250 с.
13. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 40 с.
References
1. Eliseeva L.N. (complier). (1978). Khrestomatiya dlya malen 'kikh [Chrestomathy for the Little Ones]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 399 p. (In Russ.)
2. Eliseeva L.N. (complier). (1996). Khrestomatiya dlya malen 'kikh i postarshe [Chrestomathy for Young and Older]. Moscow, Znanie Publ., 382 p. (In Russ.)
3. Strel'tsova L.E. (complier). (1992). Literatura i fantaziya [Literature and Fantasy]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 255 p. (In Russ.)
4. Putilova E.O. (2015). Zolotykh stupenek ryad: kniga o detstve i knigi detstva [Golden Steps Row: a Book about Childhood and Childhood Books]. St. Petersburg, Dom detskoi knigi Publ., 310 p. (In Russ.)
5. Pervova G.M. (2015). Formirovanie bibliotechki detskogo sada [Formation of a kindergarten library]. Praktika upravleniya DOU [Practice of Preschool Educational Institution Management], no. 1, pp. 28-37. (In Russ.)
6. Pervova G.M. (2017). Literaturnoe obrazovanie doshkol'nikov [Literary Education of Preschool Children]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 104 p. (In Russ.)
7. Gritsenko Z.A. (2007). Detskaya literatura [Child's Literature]. Moscow, Akademiya Publ., 312 p. (In Russ.)
8. Pervova G.M. (2023). Detskaya literatura [Child's Literature]. Moscow, Infra-M Publ., 190 p. (In Russ.)
9. Pervova G.M. (2023). Klassiki russkoi literatury v detskom chtenii [Classics of Russian Literature in Children's Reading]. Moscow, Infra-M Publ., 205 p. (In Russ.)
10. Gurovich L.M., Beregovaya L.B., Loginova V.I., Piradova V.I. (1996). Rebenok i kniga [The Child And the Book]. St. Petersburg, 127 p. (In Russ.)
11. Timofeeva I.N. (2000). Chto i kak chitat' vashemu rebenku ot goda do desyati [What and how to Read to Your Child from One Year to Ten]. St. Petersburg, 511 p. (In Russ.)
12. Malakhova N.K. (2015). Rastim chitatelya: Programmy literaturnogo razvitiya detei 3-9 let [Mentoring the Reader: Literary Development Programs for Children 3-9 Years Old]. Moscow, Noncommercial Foundation "Pushkin Library", 250 p. (In Russ.)
13. Chindilova O.V. (2011). Fenomenologiya razvitiya chitatel'skoi kul'tury detei doshkol'nogo vozrasta v kontekste nepreryvnogo literaturnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Preschool Children's Reading Culture Development Phenomenology in the Continuous Literary Education Context. Dr. habil. (Education) diss. abstr.]. Chelyabinsk, 40 p. (In Russ.)
Информация об авторе
Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. https://orcid.org/0000-0002-5777-2832 [email protected]
Поступила в редакцию 13.03.2023 Поступила после рецензирования 05.06.2023 Принята к публикации 19.06.2023
Information about the author
Galina M. Pervova, Dr. habil. (Education), Professor, Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0002-5777-2832 [email protected]
Received 13.03.2023 Approved 05.06.2023 Revised 19.06.2023