210
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления, но и повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Так, один человек винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки, другой, обвиняет всех вокруг, но только не себя.
Таким образом, пути профилактики здоровья педагога лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, к собственной жизни. А это означает, что воспитателю необходимо повышать уровень личной зрелости; развивать умение строить гармоничные отношения с самим собой и с окружающими его людьми; творчески применять свой и чужой опыт в работе с детьми; развивать способности принимать ответственные решения. Учитывая эти и другие факторы, необходимо так строить работу в образовательной организации, чтобы успешно стимулировать у педагогов позитивное самовосприятие и саморазвитие, так как удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью необходима педагогам для успешного развития эмоциональной устойчивости, для поддержания необходимого эмоционального тонуса, чувства собственного достоинства.
Список литературы:
1. Маленкова Н.Л. Технологии сбережения психического здоровья педагога / под ред. Т.Н. Шамовой // Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Сб. мат. факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МГПУ - М.: Изд-во ООО УЦ «Перспектива», 2008. - 236 с.
2. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия и технология // Школа здоровья. - 2008. - № 4. - С. 50-57.
3. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: Внеда, 2011. - 123 с.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М., 2010. - 250 с.
5. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя (Parent effective training -pet) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koob.ru.
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРОМ
© Крусанова Л.А.*
Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Медвежонок», Ульяновская область, р.п. Карсун
В статье рассмотрены особенности процесса приобщения дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором.
Воспитатель.
Теория и методика дошкольного образования
211
Ключевые слова: фольклор, народная культура, традиции, народная педагогика, духовная культура, предки, культурное наследие.
В условиях современного общества повышается роль и ответственность педагога за формирование и развитие мировоззрения, гражданственности, нравственной культуры личности - за то, что мы называем духовным миром человека.
Сегодня нельзя представить полного воспитания без выработки глубокого понимания значимости духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, бережного отношения к национальным, художественным ценностям и традициям, без стремления понять историко-культурное богатство, как всего человечества, так и всего народа.
Работая по теме «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края», важно сформировать прочное представление детей о том, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, «просеянный через сито веков», духовный мир, мысли, чувства наших предков [2]. Важно заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. От природы в человеке заложен генетический код.
Фольклор русского народа - важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Сухо-млинский В.А. считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Фольклор - основа воспитания. Это устоявшийся опыт народной педагогики. Он является средством нравственного воспитания, неназойливых, скрытых наставлений, назиданий.
В блестящих произведениях устного народного творчества открывается сокровищница богатейшего русского языка, о роли котором в дошкольном воспитании говорила Е.И. Тихеева: «Чем чаще ребенок слышит сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, тем в большей степени воспитывает он гармонию слов, определений, выражений».
Сила слова фольклора в его богатстве, яркости, многообразности, наполненности, поэтичности, загадочности, духовности, символичности, народности. В нити, связующие поколения, передающиеся из уст в уста.
В далеких от городов селах и деревнях не было школ, не было библиотек и театров. Поэтому казалось, что сельский люд не обладает духовными и художественными ценностями. Но гений народа создал свою культуру -
212
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
самобытную и неповторимую. Именно он оказался создателем и хранителем подлинных, истинных ценностей: языка, поэзии, музыки.
Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. По сути, это синтетическое искусство, соединяющее в себе словесное и музыкальное, театральное и художественное искусство. Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами. Отличие произведений состоит в том, что они создаются на живом, разговорном, народном языке.
Русские писатели и критики высоко оценивали художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве проявление огромной талантливости русского народа. В русском фольклоре писатели видели живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый родник совершенствования поэтического мастерства. Пушкин А.С. говорил: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка».
Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение проявляется, прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представления о психологии народа, о природе страны.
Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения вдохновлены любовью к Родине, стремлением к миру, вызывают чувство гордости за реки могучие, степи раздольные, поля широкие - и этим воспитывают любовь к ним. Фольклор развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного.
Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь истории его развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Состав жанров русского фольклора включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре других народов, но только в русском фольклоре есть былины и частушки.
Каждая новая эпоха приносит песни, пословицы, сказки нового типа, нового содержания, новой формы. Народное творчество изменяется, как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и произведениях. Одни жанры возникают и затем развиваются как частушки, другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былины.
Таким образом, изменение фольклора - широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многосторонне связан с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; он отражает события истории и особенности народного быта. Фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго - в течение ряда исторических периодов, в них можно обнаружить следы нескольких эпох.
Теория и методика дошкольного образования
213
Фольклор русского народа - важная часть его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля неоднократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Патриотическая тема - это исторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях гражданской и Великой Отечественной войн [4, с. 344]. Фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном фольклоре [1].
Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
Список литературы:
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 29 с.
2. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учеб. пособие. - Ульяновск: УлГПУ 2014. - С. 76-89.
взаимодействие педагогов и родителей
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ
© Кузьмина А.В.*
Детский сад комбинированного вида № 89, г. Мурманск
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка в детском саду. Приводятся при-
Воспитатель.