Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Котлякова Т.А.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рост национального самосознания, характеризующий наше общество на современном этапе, в свою очередь, остро ставит проблему воспитания молодежи уже с дошкольного возраста средствами национальной и, прежде всего, народной культуры, которая является первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей.
В связи с этим наметившаяся в настоящее время тенденция перехода человеческого общества от технократической парадигмы к гуманистической напрямую связана с развитием культуры и расширением ее социальных функций (Асмолов А.Г., Гуревич П.С., Лихачев Д.С.).
В связи с этим повышается роль народной культуры, которая, являясь специфическим, социально-историческим феноменом, стоит у истоков общечеловеческой культуры. Народные взгляды на жизнь, природу, общество и назначение человека являются философским обоснованием народной культуры. В народной культуре концентрируется все лучшее, что было создано человечеством: накопленные культурные ценности становятся фундаментом духовного, гармонического развития личности ребенка. Многосторонность влияния культуры определяется конкретным овладением ребенком общественно-историческим опытом. Народные песни, игры, обряды, традиции, сказки, художественные предметы быта в процессе активного присвоения становятся достоянием ребенка, осуществляют формирование социокультурного типа личности, сочетающего индивидуальность с национальным самосознанием, пониманием личностного «я» с национальным «мы».
Важность обращения в нашем исследовании к народному творчеству определяется не только социальной значимостью, но и его национальной обусловленностью: через приобщение детей к фольклору народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную культуру. В народной культуре обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народную культуру ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа.
В отечественной дошкольной педагогике фольклор малых жанров как средство воспитания и обучения детей изучался многими исследователями, однако до сих пор значение произведений малых жанров устного народного творчества изучалось только в связи с развитием различных сторон речевого развития. Между тем, произведения малых жанров фольклора, как часть народного творчества в целом, обладают большими воспитательными возможностями, и могут выступать средством развития изобразительного творчества дошкольников, развития личностной активности ребенка, проявляю-
39
ISSN 1029-3388
щейся в его стремлении к самореализации, творчеству в продуктивной изобразительной деятельности.
Фольклор всех народов, выражая их мировоззрение, характеризуется сходством социально-эстетических идеалов и идейного содержания. Историко-фольклорный процесс характеризуется своими темпами, своей динамикой развития, своими условиями и характером смены господствующих художественных систем (Кравцов Н.И., Путилов Б.Н.).
В фольклорных произведениях самых разных жанров моделируется, а, следовательно - трансформируется, переосмысливается, обогащается вымыслом, фантастикой, насыщается драматизмом, подвергается принципиальной перекодировке материал народной жизни, тем самым он в совокупности представляет своеобразный мир фольклора. Как подчеркивают многие исследователи (Богатырев П.Г., Кравцов Н.И., Лазутин С.Г., Аникин В.П. и др.) фольклорное сознание, как художественное сознание коллектива, обусловлено мировоззрением народа как системой его взглядов на мир, его идеологией, моралью, его политическими и социальными стремлениями, но вместе с тем оно не совпадает вполне с мировоззренческой и идеологической системой, оно относительно самостоятельно, поскольку обладает значительной степенью традиционности, будучи основано на художественно-гносеологических закономерностях, уходящих в глубокую древность.
Определяя фольклор как «народную словесность», «словесное творчество», «устную словесность», «народную поэзию», филологи М.К. Азадовский, Б.Н. Путилов, В.И. Чичеров, П.Г. Богатырев и другие, выделяют в своих исследованиях характерные черты народного поэтического творчества: устную форму бытования, традиционность, непосредственную народность, вариативность и импровизацию, коллективность создания и распространения.
В нашем исследовании мы использовали только малые нелирические жанры: пословицы, поговорки, загадки. Этот выбор не случаен. С одной стороны, эти жанры одни из самых древних, с них начиналось развитие всего народного поэтического творчества. С другой стороны, они самые доступные для детей дошкольного возраста, именно с них дети начинают знакомиться с этой энциклопедией народной жизни - русским фольклором.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики дошкольного воспитания позволил выделить противоречие между педагогическими возможностями произведений малых фольклорных жанров и их недостаточным использованием в процессе развития изобразительного творчества в дошкольном учреждении, между необходимостью знакомить дошкольников с малыми жанрами устного народного творчества, как первой ступенью познания народного творчества, и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.
Исходя из актуальности использования образов фольклора произведений малых жанров для активизации творчества старших дошкольников в изобразительной деятельности, мы избрали тему нашего исследования, проблема которого направлена на выявление педагогических условий ознакомления старших дошкольников с образами малых жанров фольклора как средства повышения выразительности детских рисунков. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Основные задачи исследования:
• Раскрыть психолого-педагогический смысл понятия выразительный образ, осо-
40
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
бенностей малых фольклорных жанров как эффективного средства его формирования, определить критерии и уровни его сформированное™ в рисунках старших дошкольников.
• Определить особенности восприятия и понимания старшими дошкольниками образов в произведениях малых фольклорных жанров.
• Разработать методику и выявить динамику формирования выразительного образа в рисовании по мере овладения содержанием фольклорных произведений, особенностями художественной выразительности в них и техникой их отражения в рисунке.
• Определить педагогические условия формирования выразительных образов в рисовании у старших дошкольников в процессе отображения фольклорных образов.
В исследовании впервые обоснована возможность использования произведений малых жанров фольклора как средства повышения выразительности рисунков дошкольников, активизации их творческих проявлений; выявлены особенности восприятия и понимания ребенком образов в произведениях малых фольклорных жанров; установлена динамика формирования выразительного образа в рисунках; определены педагогические условия формирования выразительных образов в рисунках дошкольников в процессе отображения фольклорных образов.
Анализ практики общественного дошкольного образования показал, что нет комплексного подхода к проблеме ознакомления дошкольников с народным искусством, что устное народное творчество, а именно его малые жанры, практически не используются для формирования выразительных и оригинальных образов в продуктивных видах деятельности, в частности - рисовании.
Полученные на констатирующем этапе эксперимента данные подтверждают наши теоретические посылки. Они показали, что в условиях систематического и целенаправленного обучения изобразительной деятельности дошкольники - способны избирательно относится к своим рисункам, критически подойти к анализу работ; стремятся не только к изобразительной грамотности рисунка, но и к его большей выразительности, пытаясь передать отношения между героями фольклорных произведений (мимика, поза, жест, движение). Но уровень выразительности рисунков неадекватен возможностям детей дошкольного возраста. Во-первых, он зависит от уровня понимания и оценки детьми произведений фольклора и образов в них. Уровень понимания почти всегда немного выше, чем уровень изображения (например: детей 7 г.ж. по уровню понимания загадок на достаточном уровне - 11,2 %, пословиц и поговорок - 7,9 %; по уровню изображения соответственно -9,2 % и 7,2 % ). Минимальное количество детей, показавших высокий уровень понимания и изображения фольклорных образов, объясняется тем, что только 3 ребенка правильно поняли смысл пословиц (например: ‘’Пуганая ворона и куста боится’’). Как показали результаты бесед с воспитателями, анализ педагогической документации и детских работ, развитие изобразительного творчества детей неоправданно углубляется педагогами лишь в сторону изобразительной грамотности. Образно-эстетическая выразительность в них проявляется редко. На занятиях по изобразительной деятельности не используются изобразительно-выразительные средства произведений малых нелирических жанров фольклора, особенно близких по своим особенностям детям дошкольного возраста.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа по использованию произведений фольклора как средства повышения выразительности и развития творчества дошкольников «От народных истоков к детскому творчеству»,
41
ISSN 1029-3388
которая используется в практике работы дошкольных учреждений г. Ульяновска и Ульяновской области, в учебном процессе ульяновских дошкольных педагогических колледжей, на факультете педагогики и психологии в Ульяновском государственном педагогическом университете, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Мы выделили в содержании программы «От народных истоков русского фольклора к детскому творчеству» четыре блока, соответствующих видам фольклора: «Устное народное творчество», «Изобразительное народное творчество», «Музыкально-песенное творчество и народная хореография», «Театрализованное творчество».
Существующее неизбежное проникновение и взаимосвязь различных видов и жанров фольклора, их творческая трансформация позволили выдвинуть принципы отбора содержания выше названных блоков, опираясь на классические позиции Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой отбора народного искусства в системе воспитания детей. Нами отдано предпочтение тем произведениям, художественный образ которых отличается всеми достоинствами фольклора, но в большей степени наличием выразительных изобразительных средств языка. Такой подход позволяет:
во-первых, один и тот же образ творчески трансформировать ребенку в разных видах художественной деятельности;
во-вторых, синтезировать фольклор на основе установления аналогов, параллелей, тождеств между художественным образом произведений, а также учёта особой реакции ребенка, его эмоций, интересов, чувств, желаний, потребностей, состояний, что обуславливает развитие внутреннего мира и основ его художественно-творческих проявлений;
в-третьих, созданная нами программа «От народных истоков русского фольклора к детскому творчеству», дает возможность не увеличивать объем содержания образования и получить ожидаемые результаты.
Процесс проникновения в художественный образ на протяжении дошкольного возраста происходит поэтапно.
I этап. Художественный образ начинает складываться от яркой эмоциональной встречи с ним, от схожести и контрастности образа, рассматриваемого в разных жанрах устного, изобразительного, музыкального, игрового народного творчества, от желания ребенка воплотить, выразить его в разных видах деятельности (рисовании, аппликации, лепке, танце, пении, драматизации, импровизации).
II этап. Художественный образ, обогащенный и навеянный многими источниками, комплексом фольклорных произведений, проявляется в разных по содержанию и форме мероприятиях (спектакли, праздники, театральные представления). Единство содержания в них при интеграции разных видов деятельности обеспечивает творческое, яркое отражение образа ребенком.
У каждого народа свои символы. Например, у русского - птица, жар-птица, ее оперение символизируют счастье. Образ счастья предстает птицей для ребенка в доступных колыбельных песнях, народных пестушках и потешках, сказках, играх и игрушках. Взрослея, ребенок осмысливает глубину этого образа уже в былинах, пословицах, поговорках, в вышивке, хохломской и гжельской посуде, предметах быта, русской деревянной резьбы, народном костюме, традиционных праздниках и обрядах.
Поэтому единым содержанием данной программы является наиболее часто встречающиеся в фольклоре русского народа образы. Образ человека: человек-защитник,
42
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
труженик-созидатель, друг, счастье человека. Образы природы: природные явления (солнце, ветер, вода, времена года), птицы, животные.
Для определения конкретного содержания фольклорного материала с целью художественного и речевого развития дошкольников нами создана картотека русского фольклора. Она позволяет постоянно накапливать и выбирать педагогически целесообразный по всем показателям фольклор, отличающийся:
• обобщенностью и условностью художественного образа;
• простотой и завершенностью формы;
• яркостью и красочностью выразительных средств;
• коллективностью творческого процесса;
• возможностью широкой импровизации.
Для детей младшего возраста подобран материал, формирующий общее представление о том или ином образе фольклора. Для детей среднего возраста - он конкретизирован с целью уточнения представлений о фольклорных образах (человек в труде, человек на празднике). Детям старшего возраста доступен более широкий диапазон образа (человек-защитник, человек-труженик, человек-друг, счастье человека). Данная картотека ярко демонстрирует единство и взаимосвязь образов в разных видах и жанрах фольклора русского народа, что обеспечивает систему творческого развития ребёнка.
Структура программы заключает в себе задачи и содержание фольклора по каждому блоку.
В результате освоения программы дети стали по собственной инициативе использовать фольклорные материал в свободное время, в играх, в изобразительном творчестве. При этом они обращали внимание на образность, неожиданность сравнений, яркость и красочность произведений малых фольклорных жанров. Образы в рисунках стали более красочные, выразительные.
О развитии эмоционально-образной сферы ребенка уже на формирующем этапе эксперимента говорит то, что дети не только с радостью встречали предложение проиллюстрировать произведения фольклора, но часто сами выступали инициаторами организации такой деятельности. При обосновании оценки рисунков они использовали в своей речи образные выражения, вносили свои предложения по совершенствованию иллюстраций.
Доказательством повышения творческого потенциала детей в рисунках является стремление к получению оригинального результата, большее количество творческих проявлений, разнообразие детских работ, стремление выразить в рисунке свое индивидуальное отношение к содержанию загадок, пословиц и поговорок.
В контрольных заданиях дети проявили высокую активность в выборе произведений. Для создания оригинального образа они использовали разнообразные выразительные средства. Заметно увеличилось количество детей с высоким уровнем понимания и изображения фольклорных образов: по потешкам - понимание - с 5,3% до 25 %, изображение - с 0,7 % до 25 %; по загадкам - понимание - с 4,6% до 25 %, изображение - с 0 % до 25 %; по пословицам и поговоркам - понимание - с 0,7% до 26,25 %, изображение - с 2,6 % до 22,5 %. Соответственно уменьшилось количество детей, отнесенных к среднему и низкому уровням. Например, по пониманию загадок детей на среднем и низком уровне было 46,7 % и 37,5 % соответственно, а стало 43,75 % всего (это дети среднего уровня, т.к. на низком не осталось никого). Эта тенденция прослеживается и в понимании, и в изображении любых произведений малых фольклорных жанров.
43
ISSN 1029-3388
Работы детей, выполненные в ходе творческих заданий, отличались богатым образным содержанием и разнообразием использованных для его воплощения выразительно-изобразительных средств, прочными навыками изображения, чертами определенной индивидуальной выразительности. Дети выступили творцами как выбранного самостоятельно народного, так и собственного замыслов. Образы, созданные детьми высокого и достаточного уровней, были наиболее интересные, индивидуально-своеобразные. Эти дети проявили эмоционально-личностное отношение к изображаемому, творчески преобразуя известные образы и создавая на их основе новые сюжетные композиции (Оксана К.- иллюстрация «Шкатулка народных премудростей»). Самостоятельность и инициатива остальных детей выразилась в использовании имеющихся навыков при изображении знакомых образов.
Наиболее ярко свои умения дети проявили при иллюстрировании собственных произведений. Например, коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Путешествие кота Васьки». Дети придумали сюжет по типу сказочного, а в тексте использовали придуманные самостоятельно загадки. В иллюстрациях к этой книжке проявилось стремление детей показать свои возможности как создателей и художников народного произведения.
Сравнение результатов, полученных до и после формирующего эксперимента, показало значительное изменение уровней выразительности образа. Созданные детьми образы были субъективно и объективно новыми, однако при этом в них было и то, что связывало их с устным народным творчеством, и то, что выражало отношение детей к фольклорным образам. Именно такая связь индивидуальной неповторимости с «народными корнями» детского творчества определяла сущность созданных детьми образов в рисунках.
В ходе экспериментального обучения мы выявили, что формирование выразительного образа в изобразительном творчестве дошкольников проходит длительный путь. Возникновение и ход его развития имеют определенную последовательность: от восприятия произведений малых жанров фольклора к осмыслению и пониманию их образов; к пониманию фольклорного образа как единства ценностно-смыслового содержания и его выразительно-изобразительной стороны; далее - к воспроизведению фольклорного образа в рисунке, к созданию индивидуально-своеобразного образа на основе произведений малых жанров фольклора.
Выявленная контрольным обследованием эффективность обучения позволяет утверждать, что использованную в эксперименте модель и соответствующую ей программу развития выразительного образа в изобразительном творчестве дошкольников на материале произведений малых жанров фольклора можно считать целесообразной.
44
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
Литература
1. Аникин В.П. Русский фольклор. М.: Высшая школа, 1987. 285 с.
2. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.
544с.
3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 255с.: 16с. ил.
4. Котлякова Т.А. Формирование выразительного образа в рисовании старших дошкольников под воздействием русского фольклора: Монография. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. 192с.
5. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1983. 448 с., илл.
6. Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд. М., 1984. 62 с.
7. Путилов Б.Н. Фольклорист ближайшего завтра. Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. М., 1991. 189 с.
45