УДК 008(47):37(045)
Н.Е. Неганова
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье представлен опыт разработки и реализации авторской образовательной программы «Русский фольклор», реализуемой в образовательных организациях г. Воткинска Удмуртской Республики. Показаны актуальность, структура, основные формы и методы работы по программе. Уделено внимание не только содержательной ценности, но и практической значимости использования программы и ее отдельных элементов в педагогической деятельности и культурно-массовых мероприятиях.
Ключевые слова: воспитание, культура, народное творчество, образовательная программа, педагогика, традиции, фольклор.
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
В последние годы наблюдается рост национального самосознания народов России, проводится работа по сохранению культур и языков, возрождению национальных традиций. Общество осознало, что невозможно
Неганова Надежда Евгеньевна - педагог дополнительного образования МАУ ДО «Эколого-биологический центр» г. Воткинска, [email protected]
воспитывать цельного, духовно богатого человека, не приобщив его к сокровищнице культуры его народа.
Развитие общества и национальной культуры становится возможным только тогда, когда сохраняются традиции творческого осмысления наследия, корнями уходящего вглубь многовековой культуры народа. Фольклор в наши дни является объективной ценностью, представляющей собой самобытную целостную систему эстетического и нравственного воспитания. Он может и должен составлять основу основ воспитания детей, служить стержнем познания окружающего мира и самого себя, ибо он представляет собой уникальную педагогическую систему, основанную на нерасторжимой связи практичности и эстетики. Познание народной культуры особенно благотворно, если оно начинается с раннего детства. Жизнь по законам своего народа и его традиционной культуры, родной язык позволяют сохранить потенциал душевного и физического здоровья, порождают житейскую мудрость [1; 3].
К сожалению, современная массовая культура приводит к отчуждению новых поколений от сложившихся веками народных традиций. А самих носителей народных традиций, хранящих народные песни, сказки, игры, помнящих старинные обряды, остается все меньше. Возникла острая необходимость найти и собрать этот материал, чтобы затем дать ему новую жизнь, возродить утраченные традиции. Решению этой задачи автор статьи посвятила 20 лет по своей программе «Русский фольклор» [2].
Программа «Русский фольклор» рассчитана на обучающихся достаточно широкого возрастного диапазона от 5 до 18 лет. Она направлена на развитие творческих, исследовательских способностей ребенка через самопознание себя и окружающего мира. Участие в работе объединения, в подготовке и проведении праздников, экспедиций, ведение исследовательской работы дает возможность самовыражения и самореализации личностного потенциала обучающихся. Одна из основных задач программы состоит в освоении учащимися азов фольклористики. Овладев этими знаниями, дети смогут собрать, исследовать фольклор своей малой Родины и возродить его, исполняя песни в концертных программах, играя в забытые игры, рассказывая старинные сказки, услышанные от бабушек в экспедициях. Нужно чтобы все эти жемчужины народного творчества стали доступны всем.
Образовательная программа «Русский фольклор» относится одновременно к двум направлениям: художественно-эстетическому и культурологическому, и содержит две ступени.
I ступень с учетом программного содержания включает дошкольный возраст и обучающихся начального звена (от 5 до 12 лет). Программа решает задачи воспитания и развития детей путем формирования системы ценностей в которой приоритетными являются:
позитивная культурная установка по отношению к народной культуре и, как следствие, культуре в целом;
сохранение собственной национальной идентичности и уважение к национальной культуре других народов;
социализацию (приобретение навыков жизни в коллективе, способность переживать чувство коллективной радости, выработка собственного стиля поведения);
эстетическое развитие (пение, танец, театр, изобразительное искусство, рукоделие, ремесла и другие виды эстетической деятельности как самовыражение с использованием традиционных форм; традиционные эстетические нормы);
развитие образного мышления, воображения и эмоциональной сферы (игровой, мифологический материал, символы и т.д.);
сенсомоторное развитие (владение голосом, телом, физическое развитие и т.д.).
возможность глубокого проникновения в основу и суть родного языка и культуры;
введение в мир поэзии, музыки, танца и других искусств, корни которых находятся в фольклоре.
Разделы I ступени программы «Русский фольклор»:
1. «Народоведение»: народный календарь, народные обычаи и обряды; быт, уклад жизни; жанры литературного фольклора, отражение в них народного миропонимания (занятия проводятся группой в форме урока).
2. «Музыкальный фольклор»: слушание и восприятие; пение; фольклорная хореография; музыкально-фольклорные игры; игра на деревянных ложках (занятия проводятся как в полном составе группы, так и в подгруппах и индивидуально).
3. «Фольклорный театр»: виды и формы драматического действия; драма и народные обряды, игры; кукольный театр (занятия
проводятся как в полном составе группы, так и в подгруппах и индивидуально).
II ступень программы под названием «Дети - собиратели и исследователи фольклора» носит исследовательский, поисковый характер рассчитана на обучающихся от 5 класса основной школы (11-18 лет). Срок реализации - пять лет. Цель программы: создание условий для осмысления подростками мира традиционной народной культуры родного края через фольклорные экспедиции и последующую обработку их материалов. Задачи: 1) формирование позитивной культурной установки по отношению к народной культуре; 2) сохранение собственной народной идентичности и уважение к национальной культуре других народов;
3) популяризация престижности института семьи, его устоев и традиций;
4) ведение просветительской работы с целью приобщения к ценностям традиционной народной культуры различных слоев населения.
Разделы II ступени программы «Русский фольклор»:
1. «Основы фольклористики»: правила работы по собиранию фольклора; навыки обработки собранного материала; составление сообщений, докладов и рефератов на основе экспедиционных материалов (занятия проводятся группой и индивидуально в форме урока, лекции, выходов в экспедицию, библиотеку, музей).
2. «Народоведение»: народный календарь, народные обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры фольклора и отражение в них народного миропонимания (занятия проводятся группой в форме урока, урока-диалога, урока-беседы, урока-игры). Дети выполняют практические задания, встречаются с интересными людьми, выезжают в экспедиции, просматривают видеоматериалы, прослушивают аудиозаписи. На ряду с групповыми практикуются и индивидуальные занятия.
С 1996 г. автором статьи ведется работа по программе «Русский фольклор» с детьми дошкольного и школьного возраста на базе детских садов и школ г. Воткинска. В настоящее время преемственность «детский сад - школа» осуществляется на базе детского сада № 30 и школы № 22. Занятия с дошкольниками проходят в игровой форме. Их темы строятся на основе народного календаря. Особыми в череде календарных праздников являются Зимние Святки. К ним разучиваю с детьми песни-колядки, родители готовят костюмы и атрибуты для ряжения. В Святые вечера отправляемся колядовать. За хорошие добрые по-
желания хозяева щедро угощают гостей. Вернувшись в детский сад, устраиваем чаепитие с веселыми святочными играми. Каждый месяц детей ждёт знакомство с новым народным праздником, его обычаями и обрядами. А в конце месяца мы приглашаем родителей воспитанников на занятия клуба «Рябинушка». Каждое занятие клуба состоит из трёх частей:
1-я часть (теория) знакомит родителей с информацией, усвоенной детьми на моих занятиях за минувший месяц. Дети активно отвечают на мои вопросы по темам, помогая донести материал до взрослых. По мере изложения информации взрослые вместе с детьми включаются в игры и выполняют различные задания. Родители к своему удивлению узнают много нового и интересного о народных традициях. При этом они видят, что дети отлично понимают всё, о чём говорят.
2-я часть (практика) - изготовление поделок, связанных с традиционным праздником, о котором идёт речь на занятии. Каждый взрослый вместе с ребёнком уносит домой поделку, выполненную своими руками. Например, куклу Крупеничку (с занятия по теме «Осенины»), куклу Десятиручницу (с занятия «Параскева - Пятница»), кукол Кузьму - Демьяна (с занятия «Кузьминки»), Ангелочка (с занятия «Зимние святки»), Птицу Счастья (с занятия «Сороки»), Солнышко в технике изо-нити (с занятия «Красная горка»), расписное деревянное яйцо (с занятия «Святая Пасха») и многое другое.
3-я часть посвящена обрядовой кухне. После плодотворной работы всех участников занятия приглашаем к столу с обрядовыми блюдами. Рассказ о традициях праздника продолжается. Часто предлагаются рецепты, по которым можно приготовить эти блюда в семье. Здесь же есть возможность рассказать о традициях русского застолья, об иерархии, соблюдавшейся нашими предками при размещении за столом, об уважении к старшим и правилах поведения за трапезой.
С удовольствием смотрят родители дошкольников выступления детей на утренниках, посвящённых праздникам народного календаря. Нередко я привлекаю их к исполнению ролей персонажей праздника. К моменту выпуска детей из садика родители уже интересуются, будут ли продолжаться занятия по фольклору в школе? Будут, если ребёнок придёт в школу № 22. Здесь набор детей в младшую группу фольклорного ансамбля «Челядёшки» проводится уже в 1 классе, стараясь
пригласить на занятия не только выпускников детского сада № 30, но и всех желающих.
В первые годы обучения занятия проходят в игровой форме. Со временем, примерно к 3-4 году обучения по программе «Русский фольклор», рассчитанной на 10 лет, число обучающихся сокращается. Дети, а порой и их родители, выбирают новую сферу интересов (спортивные секции, музыкальную и художественную школы). Бывает, что и сами дети не готовы к более серьёзным формам занятий фольклором - экспедициям, исследовательским работам, пришедшим на смену развлечениям. Остаются только самые заинтересованные и работоспособные.
Из числа воспитанников объединения в школе № 22 создана творческая группа - фольклорный ансамбль «Челядёшки». Основная задача ансамбля - изучение и сохранение традиций русского народа. Достойное место в репертуаре ансамбля занимают песни и пляски, собранные в экспедициях по Воткинскому району и г. Воткинску. Экспедиции проходят в период школьных каникул. На протяжении 20 лет в них поработали воспитанники нескольких поколений (всего 141 человек). В течение каждого учебного года ансамбль участвует в многочисленных концертных программах, посвящённых профессиональным праздникам, школьным и городским событиям. К маю месяцу каждого года коллектив выпускает новый спектакль, основанный на экспедиционных материалах. В разные годы были поставлены спектакли: «Давайте-ка, ребятки, заглянем вместе в Святки» (об обряде колядования), «Воткинские посиделки» (по мотивам пьесы народного театра «Барин»), «Лодка» (на тему народного бунта), «Путешествие в страну детства», «Сороковые роковые» (о детях войны), «Воткинский базар», «Бабушкин сундучок».
Ансамбль «Челядёшки» активно сотрудничает с музеем истории и культуры г. Воткинска, с музеем-усадьбой П.И. Чайковского [4] и Храмом Георгия Победоносца. Не обходятся без его участия и городские праздники. Детский коллектив «Челядёшки» вносит посильный вклад в работу Воткинского отделения Общества русской культуры.
Кроме концертных программ дети готовят публикации собранного материала. Первая публикация - сборник «Музыкальный фольклор родины П.И. Чайковского» подготовлена совместно с ансамблем «Марусеньки» МБОУ СОШ № 3. До этого сборника не было ни одного,
содержащего местный материал за всю историю Воткинска и Воткин-ского района.
Второй сборник - «Детские фольклорные игры Родины П.И. Чайковского» появился по просьбе учителей начальных классов. Он помогает им и воспитателям детских садов включать в свои занятия местный детский игровой фольклор.
В третий сборник - «Бабушкин сундучок», вошли все жанры детского фольклора, собранные в Воткинске и Воткинском районе за десятилетний период экспедиций. Этот уникальный сборник по достоинству оценили профессионалы. В своей работе его используют: педагоги Екатеринбурга (С.А. Жилинская, преподаватель музыкального училища им. П.И. Чайковского), Москвы (П.А. Сорокин, художественный руководитель детского фольклорного ансамбля «Звонница» Гостелерадио РФ), Новосибирска (А.Р. Каримов, педагог школы фольклора), Перми, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербургской консерватории.
Особой темой стала книжечка «Жила-была девочка» (четвёртая публикация). Она посвящена детям войны и появилась в год юбилея Победы советского народа во второй мировой войне. Рассказы очевидцев о периоде 1941-1945 гг. дети слышали на встречах со старожилами. В основу книги вошли воспоминания Аиды Алексеевны Миролюбо-вой (1938 г.р.), жительницы г. Воткинска. Кроме того, были изучены публикации в печати, архивные документы, библиотечные фонды и воспоминания Эрика Ивановича Гаевского (1935 г.р.) - местного краеведа и тоже ребёнка войны. Книгу используют на уроках мужества, приводя примеры, понятные даже дошкольникам. Музей истории и культуры Воткинска проводит увлекательные интерактивные экскурсии, изготовив игрушки, которые описаны в книжке и сопровождают рассказами детей войны.
70-летие Великой Победы было отмечено новой серьёзной рабой -спектаклем «Сороковые - роковые». В него вошли материалы книги «Жила-была девочка», песни (народные и композиторские) периода Великой Отечественной войны, стихи поэтов, частушки простого народа, посвященные событиям того времени.
Готова к изданию пятая книга - «Крестьянская кукла родины П.И. Чайковского». Она приурочена к 175-летию великого земляка. Семья Чайковских прожила в Воткинске 11 лет до осени 1848 г. Здесь роди-
лось 4 детей - Николай (1838), Петр (1840), Сашенька (1841), Ипполит (1843). Культурная среда, которая бытовала тогда в поселении Во-ткинский завод, складывалась из крестьянской музыкальной культуры и музыкальной культуры светского общества. Все это впитывали дети Чайковских. Есть воспоминания о том, что маленький Петя запоминал песни, «которые распевали рабочие Воткинского завода, подбирал эти песни на рояле, сочинял к ним аккомпанемент».
Мы предполагаем, что Петя, как и все дети семьи Чайковских, мог играть в игры, бытовавшие в ту пору в Воткинске, а его сёстры - играть в «клетки» с девочками Господской улицы, на которой проживала семья. Детские впечатления Чайковских формировали их мировоззрение и характер. Новая книга - первая попытка собрать коллекцию крестьянских кукол, с которыми могли играть дети первопоселенцев Воткинска и семьи Чайковских. Заглянув в неё, можно узнать о древних традициях изготовления крестьянских кукол, о том, как с ними играли, из чего делали. В книге приведены достоверные рассказы 16 бабушек об играх в куклы. Есть и словарь старинных слов, которые могут быть не понятны нашим современникам. Будет интересно почитать сказки, героями которых являются крестьянские куклы. Можно не только прочитать, но и спеть тетёшки, потешки и колыбельные песни, которые пели девочки для своих кукол (в книге они даны с нотами).
Книга даёт возможность по подробным описаниям изготовить любую из 20 представленных в ней кукол. На цветных фотографиях можно увидеть, как они выглядят в готовом виде. Фотографии познакомят читателей и с бабушками, подарившими нам рассказы о детстве, научившими нас делать кукол, какими играли крестьянские дети. Чтобы эта книга получилась, в фольклорно-этнографических экспедициях потрудилось 47 детей-собирателей фольклора; над обработкой полевых материалов и подготовке их к изданию работала группа из 14 детей-исследователей. В целом же книга - итог 20 лет работы в фольклорно-этнографических экспедициях всех поколений детского фольклорного ансамбля «Челядёшки».
Материалы книги могут быть полезны воспитателям дошкольных учреждений, учителям по предметам «Технология», «Музыка», «Родное слово», «Русский язык», педагогам допобразования, ведущим «Краеведение».
Но существует серьёзная проблема. Полевой материал, собранный в экспедициях, представлен на аудио и видео носителях, которые ветшают от времени, и бесценные записи безвозвратно исчезают. Необходимо перенести их на электронные носители. На данный момент в архиве находится более 100 аудиокассет с записями русского и удмуртского фольклора. Этот материал, несомненно, необходим для изучения: специалистам - этнографам, музыкантам и музыковедам, языковедам и представителям исторических наук. Возможно, материал (в оцифрованном варианте) будет интересен в качестве приложения к учебным пособиям для общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений. Хотелось бы сохранить этот бесценный материал - наследие предков, крупицы истории Удмуртии, для современников и будущих поколений, так как в материалах имеются данные не только народного творчества, но и биографические фрагменты информантов об истории русских и финно-угорских народов на территории Удмуртии и Камско-Волжского региона.
Список использованных источников и литературы
1. Неганова Н. В старом красоту находим // Русская газета в Удмуртии. 2011. № 3.
2. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9.
3. Неганова Н.Е. Фольклор как воспитательный фактор в дополнительном образовании детей дошкольного и школьного возраста // Ценности традиционной культуры в образовании / сост. и отв. ред. Е.И. Ковычева. Ижевск: Изд-во «УдГУ», 2010. С. 119-129.
4. Русские народные песни родины П.И. Чайковского / сост. Н.Е. Неганова, Л.В. Аншакова. Воткинск: МУП «Воткинская городская типография», 2001. 53 с.