Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИЯМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАНОРАМНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИЯМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАНОРАМНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
панорамные наглядные пособия / объемное конструирование / дети младшего школьного возраста / традиции коренных народов Южной Сибири / panoramic visual aids / volumetric construction / children of primary school age / traditions of indigenous peoples of Southern Siberia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я.В. Макарчук, Ю.И. Моруденко, М.В. Хортова

Современные нормативные документы в области образования провозглашают необходимость воспитания подрастающего поколения в духе уважения к народам страны проживания, знания общенациональных и национальных ценностей своего народа и народов-соседей. В данной статье рассматривается проблема приобщения младших школьников к национальным традициям своего народа и традициям коренных народов Южной Сибири. Целью статьи явилось рассмотрение особенностей приобщения детей младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири посредством использования панорамных наглядных пособий во внеурочной деятельности. Авторы обозначают проблему на основе проведенного диагностического исследования детей младшего школьного возраста на предмет сформированности у них национальных ценностей и знаний о культуре и традициях своего народа и других этносов и предлагают пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDRESSING YOUNG SCHOOL CHILDREN TO TRADITIONS OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF SOUTH SIBERIA THROUGH THE USE OF PANORAMIC VISUAL GUIDELINES IN OUTSTANDING ACTIVITIES

Modern normative documents in the field of education proclaim the need to educate the younger generation in the spirit of respect for the peoples of the country of residence, knowledge of national values of their and neighboring peoples. This article examines the problem of introducing junior schoolchildren to the national traditions of their people and the traditions of the indigenous peoples of Southern Siberia. The purpose of the article is to consider the peculiarities of introducing children of primary school age to the traditions of the indigenous peoples of Southern Siberia through the use of panoramic visual aids in extracurricular activities. The authors identify the problem on the basis of a diagnostic study of primary school children for the formation of their national values and knowledge about the culture and traditions of their people and other ethnic groups and suggest ways to solve it.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИЯМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАНОРАМНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Библиографический список

1. Мерзлякова И.В. Системы показателей социального благополучия населения в современной социологии. 3-е Забайкальские социологические чтения «Качества жизни: региональные аспекты социальных процессов»: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чита, 2006.

2. Захаров М.В. Социальная защищенность населения как условие социального благополучия. Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты: материалы III краевой студенческой научно-практической конференции. Пермь, 2011.

3. Добря М.Я., Неустроева Н.П. Исследование влияния разных типов семей на социальное благополучие детей дошкольного возраста. Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Абакан, 2020.

4. Замараева З.П. Обзор материалов научной дискуссии по проблеме «Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности», проведенной в рамках научно-практических конференций. Социальная безопасность и социальное благополучие человека в условиях новой общественной реальности: ресурсы социальной работы: материалы IX Международной научно-практической конференции ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов, магистрантов и студентов. Пермь, 2017.

5. Тугушева А.Р Особенности образа социально успешного человека в представлениях молодежи. Проблемы социальной психологии личности. 2006; Выпуск 3.

6. Гурова О.С. Представления современных студентов о социальной успешности. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016; № 1.

7. Поворознюк О.А. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности. Вопросы воспитания и обучения. Сибирский педагогический журнал. 2014; № 3.

8. Баранец Н.А. Технология формирования социальной успешности младшего школьника. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2011.

9. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. Москва, 2003.

10. Баранец Н.А. Технология формирования социальной успешности младшего школьника. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2011.

References

1. Merzlyakova I.V. Sistemy pokazatelej social'nogo blagopoluchiya naseleniya v sovremennoj sociologii. 3-e Zabajkal'skiesociologicheskiechteniya «Kachestvazhizni: regional'nye aspekty social'nyh processov»: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chita, 2006.

2. Zaharov M.V. Social'naya zaschischennost' naseleniya kak uslovie social'nogo blagopoluchiya. Social'noe blagopoluchie cheloveka v sovremennojRossii: faktory riska i faktory zaschity: materialy III kraevoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Perm', 2011.

3. Dobrya M.Ya., Neustroeva N.P. Issledovanie vliyaniya raznyh tipov semej na social'noe blagopoluchie detej doshkol'nogo vozrasta. Razvitie social'no-ustojchivoj innovacionnoj sredy nepreryvnogopedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Abakan, 2020.

4. Zamaraeva Z.P. Obzor materialov nauchnoj diskussii po probleme «Social'naya bezopasnost' i zaschita cheloveka v usloviyah novoj obschestvennoj real'nosti», provedennoj v ramkah nauchno-prakticheskih konferencij. Social'naya bezopasnost' i social'noe blagopoluchie cheloveka v usloviyah novoj obschestvennoj real'nosti: resursy social'noj raboty: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii uchenyh, prepodavatelej, specialistov, aspirantov, magistrantov i studentov. Perm', 2017.

5. Tugusheva A.R. Osobennosti obraza social'no uspeshnogo cheloveka v predstavleniyah molodezhi. Problemy social'nojpsihologiilichnosti. 2006; Vypusk 3.

6. Gurova O.S. Predstavleniya sovremennyh studentov o social'noj uspeshnosti. Vestnikpsihologii ipedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 1.

7. Povoroznyuk O.A. Social'naya uspeshnost' shkol'nikov kak rezul'tat profilaktiki ih viktimnosti. Voprosy vospitaniya i obucheniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2014; № 3.

8. Baranec N.A. Tehnologiya formirovaniya social'noj uspeshnosti mladshego shkol'nika. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2011.

9. Yashnova O.A. Uspeshnost' mladshego shkol'nika. Moskva, 2003.

10. Baranec N.A. Tehnologiya formirovaniya social'noj uspeshnosti mladshego shkol'nika. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2011.

Статья поступила в редакцию 03.11.21

УДК 378.183

Makarchuk Ya.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas^а State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: yanamakarchuk@mail.ru

Morudenko Yu.I, Cand. of Sciences (History), Khakassiа State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: morudenko@mail.ru

Khortova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas^а State University n.a. N.F. Katanova (Abakan, Russia), E-mail: khortova@mail.ru

ADDRESSING YOUNG SCHOOL CHILDREN TO TRADITIONS OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF SOUTH SIBERIA THROUGH THE USE OF PANORAMIC VISUAL GUIDELINES IN OUTSTANDING ACTIVITIES. Modern normative documents in the field of education proclaim the need to educate the younger generation in the spirit of respect for the peoples of the country of residence, knowledge of national values of their and neighboring peoples. This article examines the problem of introducing junior schoolchildren to the national traditions of their people and the traditions of the indigenous peoples of Southern Siberia. The purpose of the article is to consider the peculiarities of introducing children of primary school age to the traditions of the indigenous peoples of Southern Siberia through the use of panoramic visual aids in extracurricular activities. The authors identify the problem on the basis of a diagnostic study of primary school children for the formation of their national values and knowledge about the culture and traditions of their people and other ethnic groups and suggest ways to solve it.

Key words: panoramic visual aids, volumetric construction, children of primary school age, traditions of indigenous peoples of Southern Siberia.

Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

Е-mail: yanamakarchuk@mail.ru

Ю.И. Моруденко, канд. ист. наук, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

Е-mail: morudenko@mail.ru

М.В. Хортоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

Е-mail: khortova@mail.ru

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИЯМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАНОРАМНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные нормативные документы в области образования провозглашают необходимость воспитания подрастающего поколения в духе уважения к народам страны проживания, знания общенациональных и национальных ценностей своего народа и народов-соседей. В данной статье рассматривается проблема приобщения младших школьников к национальным традициям своего народа и традициям коренных народов Южной Сибири. Целью статьи явилось рассмотрение особенностей приобщения детей младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири посредством использования панорамных наглядных пособий во внеурочной деятельности. Авторы обозначают проблему на основе проведенного диагностического исследования детей младшего школьного возраста на предмет сформированности у них национальных ценностей и знаний о культуре и традициях своего народа и других этносов и предлагают пути ее решения.

Ключевые слова: панорамные наглядные пособия, объемное конструирование, дети младшего школьного возраста, традиции коренных народов Южной Сибири.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НО), утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г № 286, регулирует обеспечение овладения обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации [1]. В соответствии с этим требованием в содержание образования сегодня необходимо включать такие формы и методы работы, которые позволяют обучающимся осуществлять деятельность, связанную с познанием родного края и народов страны проживания. В рамках реализации проекта «Енисейская Сибирь», объединяющего культурно-историческое наследие Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва, актуальным становится усиление внимания к проблеме приобщения младших школьников к национальным традициям своего народа и традициям коренных народов Южной Сибири.

Проблему приобщения детей к культуре и традициям своего и других народов рассматривали еще такие педагоги, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Ценным для нас является идея А.С. Макаренко о необходимости воспитания детей в новых условиях. Педагог призывал учителя «внедрять» в практику воспитания прогрессивные народные традиции - включать в содержание учебно-воспитательного процесса средства национального искусства, национальной одежды, народных праздников, танцев, игрушек, наполняя при этом новым содержанием традиции народного воспитания.

В каждом регионе России, в том числе и на территории Южной Сибири, имеются свои культурные традиции, которые передаются коренными народами из поколения в поколение. Традиции являются значимыми элементами региональной культуры и представляют собой уникальный материал для освоения обучающимися национально-культурного наследия России и ее регионов.

Одним из эффективных и доступных методов в поликультурном воспитании является использование панорамных наглядных пособий с элементами объемного конструирования, при работе с которыми дети одновременно знакомятся с культурой и традициями народа и воссоздают элементы культурных традиций при помощи объемного конструирования.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал недостаточность в теории и практике обучения и воспитания материалов по использованию панорамных наглядных пособий во внеурочной деятельности как условия приобщения детей младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири.

Цель исследования - изучить особенности приобщения детей младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири посредством использования панорамных наглядных пособий во внеурочной деятельности.

Задачи исследования: разработать теоретические основы приобщения детей младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири с использованием панорамных наглядных пособий с элементами объемного конструирования; провести исследование уровня представлений младших школьников о традициях коренных народов Южной Сибири; подготовить панорамные наглядные пособия с элементами объемного конструирования для приобщения детей младшего школьного возраста ктрадициямкоренныхнародов Южной Сибири; провести анализ результатов исследования.

Оенрньтаты исшледованаяоожно исполизшвать в практзкдаброзевзтдлх-ных организаций по приобщению детей младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири.

Рис. 1. Кяассифиоецир видев доктелнносхррапровлшннаяннфрроидсвание краеведческих представлений младших школьников

При проведении научно-исследовательской работы мы опирались на следующие концептуальные теоретические положения:

- концепция Г.Н. Волкова, в которой автор подчеркивает необходимость гармонии между национальным, интернациональным и общечеловеческим началами для естественного развития личности, этноса и нации;

- концепции поликультурного образования и воспитания младших школьников О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдова, ГЖ. Даутовой, А.Н. Джуринского, В.В. Ма-каева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой;

- теоретические положения Д.С. Лихачева, К.Д. Ушинского об особенностях и педагогических условиях формирования краеведческих представлений в младшем школьном возрасте.

В нашем исследовании мы рассматриваем знакомство младших школьников с культурными особенностями трех соседних регионов (Республика Хакасия, Красноярский край и Республика Тыва), познание специфики разных культур (русской, хакасской, тувинской) через разнообразные формы, методы и средства обучения, что поможет эффективнее осуществлять приобщение обучающихся к традициям коренных народов Южной Сибири.

На рис. 1 представлена классификация видов деятельности, направленных на формирование представлений младших школьников о родной культуре и культуре народов региона.

Среди видов деятельности особо отметим игровую деятельность, направленную на формирование краеведческих представлений младших школьников, так как она является очень интересным для них, увлекательным видом деятельности.

Художественную и музыкально-театрализованную деятельность младших школьников можно умело вовлечь в процесс приобщения к национальной культуре народов, так как эти виды деятельности гармонично развивают личность и способствуют более полному и цельному положительному влиянию форм, методов и средств обучения и воспитания.

Эффективно сочетать разные виды деятельности по приобщению детей к национальной культуре своего народа и народов региона поможет использование панорамных наглядных пособий с элементами объемного конструирования, отражающих жизнь и быт разных народов. Дети могут самостоятельно выполнять элементы пособий под руководством учителя: рисовать, раскрашивать, вырезать, приклеивать, а затем разыгрывать различные сцены быта, попутно изучая жилище народов, праздники, традиции, народные костюмы.

Большие возможности для реализации описанных работ предоставляет внеурочная деятельность.

Основываясь на мнении Ш.А. Амонашвили, отметим, что внеурочная работа является составной «частью учебно-воспитательного процесса школы, одной из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей» [2, с. 32].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса«В рамкахреализации ФГОС НОО внеурочную деятельность следует осуществлять в формах, которые имеют отличия от классно-урочной чнапраесны га достчжепие псанируемых результатов, освоение основной образовательной программы» [3, с. 24].

Нами было проведено диагностическое исследование на базе МБОУ «СОШ № 22» г Абакана Республики Хакасия, в котором приняли участие обучающиеся начальных классов в количестве 60 человек. Школьники были распределены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы.

При проведении исследования мы использовали следующие диагностические методики:

1. Модифицированная методика «Мои знания о родном крае и городе» (Го-рева Н.Б., Гасанова Е.А.)

2. Методика «Уровни сформированности базовых национальных ценностей» (М.А. Захаревич, Л.И. Чепикова).

3. Авторская анкета о знаниях младших школьников национальностей и этносоциальных групп, проживающих на территории Республики Хакасия.

В результате проведения первой диагностической методики мы получили следующие результаты: высокий уровень знаний о родном городе и крае в экспериментальном классе выявлен у 10% учеников, в контрольном - у 7%. Наибольшая часть обучающихся в экспериментальном и контрольном классах показали средний уровень сформированности представлений о городе и крае; было выявлено 47% и 50% соответственно. Процент обучающихся экспериментального и контрольного классов, которые показали низкий уровень сформирован-ности представления о малой родине, составил 43%. Результаты представлены на рис. 2.

Результаты проведения второй методики представлены на рис. 3.

По результатам проведения авторской анкеты о знаниях младших школьников национальностей и этносоциальной групп выявлено, что большинство обучающихся (97%) знают название Республики Хакасия, в которой они проживают. 50% школьников экспериментальной группы и 53% из контрольной группы назы-воютооччудне национальности.котоиыепрожнвиюч на территории Республики Хакасия (обычно это русские и хакасы). Только 17% из ЭГ и 13% из КГ смогли назвать более 3-4 национальностей (азербайджанцы, тувинцы, армяне, хакасы).

Р ис.2. Уровнисф ормирхюанноити знании р родном к рае уобучающихся F^mis.S. Уровни сформированностибазо № ix иацирн альных неннортей

икрннроиь ни го wi ассов (в %) у рбучаущихоьнннтрримонральвагртиоитррлььаго ко ассо в (в %)

Большинство опрошенных в экспериментальной и контрольной группах (87% и 90%) хотят изучать культуру своего народа и других народов, которые проживают на террито|тии РеспубликиХакасии.РеспуэликиТываиК^асноярского края.

Анализ ответов и высказываний испытуемых показал, что большинстао младших школьников не умеют соотносить название народа и национальный костюм, элементы украшения и предметы быта. Обучающиеся не знают названая национальных жилищ, праздников, традиций, народных инструментов и т.д.

Небольшой процент младших школьников (23% ЭГ и 20% КГ) наиболее полно называет народы и этносоциальные группы, проживающие на террито|тао Республики Хакасия. Младшие школьники соотносят названия народов и н аци-ональные костюмы, элементы украшения и предметы быта. Школьники знают названия национальных жилищ, праздников, традиций, народных инструментоо и т.д.

Таким образом, мы видим, что существует проблема приобщения младших школьников к традициям коренных народов региона.

«На базе Института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в 2018 году был создан музейно-педагогический центр, который представляет собой музейно-об-разовательное пространство для практической реализации современных форм учебной и воспитательной деятельности в вузе.

Основными результатами деятельности музейно-педагогического центра «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» являются:

- формирование у обучающихся ценностного отношения к культурно-и сторическому наследию народов Южной Сибири и привитие нравственно-эстетического вкуса к общению с музейными ценностями;

- использование и популяризация интерактивных технологий музейнога образования в форме отдельных проектов поликультурной направленности;

- создание этнографических интерактивных экспозиций детского специализированного музея-мастерской - отделения музейно-педагогического цетро» [4, с. 186-187].

В музейно-педагогическом центре института педагоги (среди которых в основном студенты) на занятиях часто используют презентации, наглядный материал, копии предметов музейного назначения, поэтому младшим школьникам интересно погружаться в культуру и историю изучаемого народа.

Используя возможности наглядных пособий, педагоги легче приобщают младших школьников к историческому прошлому изучаемого народа, его жизни и быту судьбе, дают детям знания о национальных особенностях характер определенного этноса. Все это способствует поликультурному воспитанию подрастающего поколения.

Опыт нашей работы показал наиболее эффективное использование таких видов пособий:

- естественная наглядность (предметы объективной реальности - предметы быта коренных народов, музыкальные инструменты);

- объёмная наглядность (макеты жилищ коренных народов Сибири);

- изобразительная наглядность (фотографии, произведения народно-художественного творчества - вышивка национальных орнаментов на одежде, резьба по дереву, роспись предметов быта);

- звуковая наглядность (аудио- и видеозаписи песенного фольклора, тахпахов);

- символическая и графическая наглядность (наскальные рисунки).

Для приобщения младших школьников к традициям коренных народов Южной Сибири нами была создана книга-альбом семейных ценностей. Иллюстрированная книга-альбом разработана для детей возрастом от 6 до 10 лет. Замысел авторов заключается в том, чтобы создать условия для формирования знаний у детей о семье, семейных традициях и культуре народов Енисейской Сибири (русской, хакасской, тувинской). Авторы ставят перед собой задачи поликультурного, нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, обогащения знаний детей про родной дом, семью, окружающий мир.

Книга-альбом включает «изучение истории своей семьи, создание генеалогического древа, знакомство с национальными праздниками, фольклором, национальной кухней, национальными костюмами, национальными игрушками и играми» [5, с. 193].

В каждом разделе после изучения материала предлагаем ребенку разме-стить(яарисоть,н арисоаать.иакоеитьфотофтМаи) инфтрмацию осебк,свокй семье,яррди°иоо и к^ве^аесвоего народа.

С саодесе «Рсас»бныетрадиции»книсрикастмсошсольнаковс оаобен-састямиррганимсцииа -осведееия каимиТо рустсого»ьсоисокого и хакасского сародаа.Детрумсаюи,кммоаличоютксинииобнытсрадицио^азиых ак%ок и соор икроТще го.

Например, у хакасского народа традиционно невесту выбирали родители жритхаис сммии, рмерще^о^иую peпьео«ие.о дал» иы^сл жомка,ао ни брак твеМоаапосьсрдласиенадисетюй, инсчеоа лишался наоледссва.Жекид и невеста до свадьбы могли и не видеть друг друга. Существовали две формы закирсаиао бpaкp:ьoеозоpепщдние «eвсшк», черео сватовстврорбрнай даре-еттрвиеы.Oрoбeннат«крдтlпочотмшлeТрдт(оyy)и фламинго (хысеыаых).3а лебедя можно было получить лошадь, а за фламинго - невесту.

Осаум поетакa с бадущсм ртостаенникмс иезывалapь«pypoгaртгозы>( («смсо просьсы»Д Mлдoтcом« ь^^еготы ^гом^тси окисям к оиирили согласия на брак.

«я нрркоаисо днрй ссaрдбиpаыдвpдрсгкyroщаныих. За-

смм oииoTтсжоlпpодcекeи ниллиlлpто«ытегощтое теьушек с толоиеoaдтД-«ые пммaипи.Гlтелeэтpro кf^иe^(l^^лса«и^, поягописавывелззapтте»Cм pкoдпдa «дeвишк0(«xыcс0»ы((), затем пр«кpдиыeнкpвaоеаа тжpпк)<a(«оpееpЙы»ТPp-д»тееипpвмсеы в ебсp жонито нpтздвлиlЛицe с мрмента отправления

н »екибтиaксывсыкплоокc м.исзодо ксы-ыииодьТыоpсaвбЛP сь закрытым [6].

Дитос-кир|^^олтетив огсмничмлрякииroе и розаабртая «а материала книги-альбома панорамные наглядные пособия по некоторым разделам кпкгр,веаючтееыб,на^онали—о кocдрды и ьра/щни ипоко^о

oоpoоов. Натасии!е пppoбзо«:ыlючомтocтOмфон,илгтсpаым етто

действие по теме (например, мужская или женская половина юрты), фигуры лю-дo^,l^зедмлоыoы^^, треыкaпlирыe иьстр^ситю и ел.оа«тр пoзсоия явлсюттс CазТо»«ырк,ттeмто«oсoбилмpжпpилглpжкть.пскчткембдДыом; «ж^ирн™ пособия можно использовать для сюжетно-ролевой игры, приклеить, придав ему ьтоисчн ость.

Bрpмp«Жкли-o» оKyивмщьебо псаылмrapтттнмгтеыибyвьдyсьlкaкие виды жилищ существуют у разных народов, а также прочитать описание каждого е^г^ищ^, а зэттм сиeиющьюьаьoзврныс н^гбеyиыс в^иьеpиг^^c^си быя

хакс-русго зеиоиеекpгдкapтоpв)этс люжрн быты июжp«кТ(ppлpоаокгна, изрцо-ои|срв кaоpaзкьO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведем в пример описание жилища тувинского народа, которое называется юрта. Войлочная юрта в Тыве идеал ьно приспособлена к кочевой жизни.

М.С. Байыр-оол пишет: «Юрта своей формой не нарушает гармонии окружающего горно-степного ландшафта, органично вписывается в него, является как бы его продолжением, его частью, образом. Обращает на себя внимание своим естеством относительно окружающего мира и основной покрывающий материал юрты - войлок. Войлок саморегулирует микроклимат юрты, летом в ней прохладно, зимой тепло, стены из войлока «дышат», при этом как бы вентилируя воздушные наружные потоки. Исходной точкой всего мироздания, его центром была сама юрта, малый круг мир собственного бытия. К нему примыкал и другой круг - с хозяйственными постройками и загоном для скота, привязью для лошадей (баглааш), источниками воды (ручьем, речкой), подлесьем, где собирали дрова для огня. Далее следовали большие обширные круги окружающего пространства - горы, долины, степи, тайга, куда выгоняли скот на пастбища» [7, с. 70 - 71].

Помимо юрты тувинцы жили и в чумах, которых также покрывали войлоком. Чумов было гораздо меньше, чем юрт, они были характерны лишь для бедняков.

В летне-осеннее время чум покрывался берестой, а зимой - лосиными шкурами.

При изучении данной темы школьники знакомятся с понятием «гостеприимство» у разных народов (особое почитание гостя). По мнению Н.Б. Ламанской, является самым важным и лучшим обычаем [8]. «Трапеза, кормление гостя различными продуктами, ингредиентами, обладающими особым смыслом является неотъемлемой частью гостеприимства» [9, с. 157]. «У тувинского народа обычай велит гостя посадить на почетное место в юрте, преподнести чашку молочного

общительность, доброжелательность, открытость, гуманность и отзывчивость» [11, с. 106].

На рис. 4 представлен пример панорамного наглядного пособия по темам «Жилище», «Гостеприимство», «Национальные инструменты».

Можно сказать, что комплект представленных материалов позволяет и ребенку, и учителю, и родителям получать новый опыт взаимодействия - не только с помощью слов, но и посредством изобразительных образов.

Для всестороннего использования различных форм и методов поликультурного воспитания нами разработана программа внеурочной деятельности «Сказочный мир кукол», «направленная на приобщение младших школьников к национальной культуре народов Южной Сибири средствами кукольного театра» [12, с. 553]. Во внеурочной деятельности в процессе применения средств театральной педагогики можно использовать и панорамные наглядные пособия для создания развивающей поликультурной среды.

В заключение следует отметить, что выявленная проблема по приобщению детей младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири достаточно актуальная в современных социокультурных условиях и нуждается в исследовании. Использование на занятиях с младшими школьниками панорамных наглядных пособий позволит воспитывать у детей чувство гордости за семью и малую Родину, знакомить с культурой разных народов, воспитывать толерантное отношение к представителям других культур. Разработанные материалы планируется внедрить во внеурочную деятельность образовательных организаций и на контрольном этапе исследования проверить их эффективность. Также будет разработана методика приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири с использованием панорамных наглядных пособий с элементами объемного конструирования.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г № 286). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Москва: Университет, 1990.

3. Хантимерова М.С. Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и в кружковой деятельности. Молодой ученый. 2017; № 28: 17 - 21.

4. Моруденко Ю.И., Макарчук Я.В., Хортова М.В. Поликультурное воспитание школьников и студентов средствами музейно-педагогического центра. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 185 - 187.

5. Семенова Я.В., Моруденко Ю.И., Хортова М.В. Приобщение младших школьников к семейным ценностям на основе традиций семейного воспитания народов Енисейской Сибири. Вопросы педагогики. 2020; № 10-2: 189 - 193.

6. Традиционная семейная обрядность хакасов: пособие для учащихся. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.

7. Байыр-оол М.С. Юрта в тувинской традиционной культуре. Новые исследования Тувы. 2013; № 2: 67 - 79.

8. Ламанская Н.Б. Сакральные традиции гостеприимства жителей Республики Тыва. Художественные традиции Сибири: материалы II Международной научной конференции. Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2019: 52 - 55.

9. Сипунова Н.Н. Символы гостеприимства в контексте истории культуры. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015; Т. 210: 155 - 160.

10. Марюхина В.В., Мунзук Т.Т., Дамба Н.Ч. Воспитательная сущность тувинской народной педагогики. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 87 - 89.

11. Доо А.М. Место и роль обычаев в семейном воспитании (на примере тувинской семьи). Международный научно-исследовательский журнал. 2020; № 9-2 (99): 105 - 109.

12. Макарчук Я.В., Моруденко Ю.И., Хортова М.В. Приобщение детей младшего школьного возраста к национальной культуре народов Южной Сибири средствами кукольного театра. Педагогический журнал. 2019; Т. 9, Ч. II, № 5А: 549 - 555.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya (utverzhden prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 286). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/

2. Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo processa. Moskva: Universitet, 1990.

3. Hantimerova M.S. Formirovanie tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya na urokah tehnologii i v kruzhkovoj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2017; № 28: 17 - 21.

4. Morudenko Yu.I., Makarchuk Ya.V., Hortova M.V. Polikul'turnoe vospitanie shkol'nikov i studentov sredstvami muzejno-pedagogicheskogo centra. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 185 - 187.

5. Semenova Ya.V., Morudenko Yu.I., Hortova M.V. Priobschenie mladshih shkol'nikov k semejnym cennostyam na osnove tradicij semejnogo vospitaniya narodov Enisejskoj Sibiri. Voprosy pedagogiki. 2020; № 10-2: 189 - 193.

6. Tradicionnaya semejnaya obryadnost' hakasov: posobie dlya uchaschihsya. Abakan: Hakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1996.

7. Bajyr-ool M.S. Yurta v tuvinskoj tradicionnoj kul'ture. Novye issledovaniya Tuvy. 2013; № 2: 67 - 79.

8. Lamanskaya N.B. Sakral'nye tradicii gostepriimstva zhitelej Respubliki Tyva. Hudozhestvennye tradiciiSibiri: materialyII Mezhdunarodnojnauchnojkonferencii. Krasnoyarsk: SGII imeni D. Hvorostovskogo, 2019: 52 - 55.

9. Sipunova N.N. Simvoly gostepriimstva v kontekste istorii kul'tury. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2015; T. 210: 155 - 160.

10. Maryuhina V.V., Munzuk T.T., Damba N.Ch. Vospitatel'naya suschnost' tuvinskoj narodnoj pedagogiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 87 - 89.

11. Doo A.M. Mesto i rol' obychaev v semejnom vospitanii (na primere tuvinskoj sem'i). Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2020; № 9-2 (99): 105 - 109.

12. Makarchuk Ya.V., Morudenko Yu.I., Hortova M.V. Priobschenie detej mladshego shkol'nogo vozrasta k nacional'noj kul'ture narodov Yuzhnoj Sibiri sredstvami kukol'nogo teatra. Pedagogicheskijzhurnal. 2019; T. 9, Ch. II, № 5A: 549 - 555.

Статья поступила в редакцию 03.11.21

УДК 378.1

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University

(Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru

CURATORIAL ACTIVITY IN THE FORMATION OF LABOR VALUES IN THE WORLDVIEW OF FUTURE COMPETITIVE SPECIALISTS. In the article the researcher considers curatorial activity as an aid in the formation of labor values. The author reveals concepts of intellectual and physical labor as one of the universal values, which is aimed at improving the intellectual level of future specialists, thereby accelerating the process of becoming a competitive specialist and contributes to the formation of intellectual resources of the agro-industrial complex. In the educational process of the university, it is necessary to pay attention to the readiness of students to form the value of labor and labor values. The analysis of the study of the level of importance of labor values for young people who have chosen the agricultural sector of the economy as their future professional sphere is given. The solution to this problem can be carried out by the curators of the university's student groups. The importance of work as a universal human value plays an important role in the formation of personal and professional qualities of a future specialist.

Key words: mental and physical labor, labor values, professional activity, intellectual resource, curatorial hours.

Рис. 4. Макет панорамного наглядного пособия по темам «Жилище», «Гостеприимство», «Национальные инструменты»

чая и подать для него самое лучшее из пищи» [10, с. 89]. По мнению Доо А.М., «обычай гостеприимства являетсяформой взаимногообщения людей. В семейном воспитании он оказывает влияние на развитие в ребенке таких качеств, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.