Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КИРГИЗСКОЙ ДИАСПОРЫ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КИРГИЗСКОЙ ДИАСПОРЫ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное благополучие / социальная успешность / осознание нравственных норм / самооценка младшего школьника / social well-being / social success / awareness of moral norms / self-esteem of younger student

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М.Я. Добря, М.Л. Мальчевская

Данная статья содержит характеристику понятий «социальное благополучие», «социальная успешность» в социологическом, психолого-педагогическом аспекте. Целью исследования является анализ степени и особенностей сформированности социальной успешности у детей младшего школьного возраста киргизской диаспоры, проживающих на юге Южно-Сибирского региона. Социальная успешность рассматривается авторами как интегративное качество личности, в котором можно выделить такие компоненты, как нравственный, социально-психологический, деятельностный. В статье приводится анализ проведенного авторами диагностического исследования двух групп детей младшего школьного возраста этнических киргизов, которое помогает обозначить основные ценностные ориентиры в контексте понимания и достижения ребенком социальной успешности: представления детей о социальном успехе и своем будущем; оценку степени принципиальности личности; осознание ребенком нравственных норм; уровень самооценки младшего школьника; нормы поведения в процессе коммуникации. Подчеркивается, что получение данных о стремлении детей, входящих в национально-культурную группу киргизов, к социальной успешности необходимо для понимания процессов трансформации семейного воспитания детей у представителей разных диаспор, проявляющейся, в том числе, в отношении к воспитанию и обучению подрастающего поколения в условиях поликультурности российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — М.Я. Добря, М.Л. Мальчевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SOCIAL SUCCESS AS AN INDICATOR OF SOCIAL WELL-BEING IN YOUNGER PUPILS OF THE KYRGYZ DIASPORA IN THE SIBERIAN REGION

The article describes definitions “social well-being”, “social successfulness” in sociologic and academic aspects. The aim of the study is to analyze the power and characteristics of the formation of social success among children of primary school age of the Kyrgyz diaspora living in the south of Southern Siberia. Social success is considered by the authors as integrative personal quality. The article provides an analysis of the diagnostic study of two ethnic Kyrgyz children groups at a primary school. The study helps to identify the main value in the context of a child’s understanding and achievement of social success: children’s ideas about social success; children’s ideas about their future, degree evaluation of fidelity to personal principles, the child’s awareness of moral norms; the level of self-esteem of a primary student; norms of behavior in the process of communication. The authors accent on children aspiration to the social successfulness belonging to the national-cultural group of the Kyrgyz is necessary to understand the processes of transformation of the family upbringing of children among representatives of different diasporas, which manifests itself, in particular, in relation to the upbringing and education of the young generation in a multicultural Russian society. The reported study is funded by RFBR, project number 20-013-00661.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КИРГИЗСКОЙ ДИАСПОРЫ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА»

2. Bim-Bad B.M., Gavrov S.N. Modernizaciya institute sem'i: sociologicheskij, 'ekonomicheskij i antropologo-pedagogicheskij analiz: monografiya. Moskva: Intellektual'naya kniga. Novyj hronograf, 2010.

3. Yumasheva I.A. Semejnye cennosti kak instrument vneshnej politiki Rossii. Kul'turologicheskij zhurnal. 'Elektronnoe periodicheskoe recenziruemoe nauchnoe izdanie. 2021; № 3 (45). Available at: http://cr-journal.ru/rus/journals/544.html&j_id=48

4. Dyul'dina Zh.N. Osobennosti priobscheniya yunoshej k semejnym cennostyam v processe socializacii v odnonacional'noj i mnogonacional'noj sem'e. 'Etnodidaktika narodov Rossii: Mnogomernost', mnogomernye kompetencii: materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnekamsk: NMI, 2012: 51 - 52.

5. Hramova N.G. i dr. Kultura sem'i: uchebnoe posobie. Moskva: Institut psihologo-pedagogicheskih problem detstva RAO. Laboratoriya psihologicheskoj antropologii, 2009.

6. Dybina O.V. Formirovanie napravlennosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta na mir sem'i: praktiko-orientirovannaya monografiya. Tol'yatti: TGU, 2009.

7. Sajfutdinova G.B. Instituty socializacii detej u tatar: tradicii i sovremennost'. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; Vypusk 29, № 4 (142): 10 - 12.

Статья поступила в редакцию 03.11.21

УДК 37.013; 37.018.1

Dobrya M.Ya., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Khakas State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: m.dobrya@mail.ru

Malchevskaya M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

STUDY OF SOCIAL SUCCESS AS AN INDICATOR OF SOCIAL WELL-BEING IN YOUNGER PUPILS OF THE KYRGYZ DIASPORA IN THE SIBERIAN REGION. The article describes definitions "social well-being", "social successfulness" in sociologic and academic aspects. The aim of the study is to analyze the power and characteristics of the formation of social success among children of primary school age of the Kyrgyz diaspora living in the south of Southern Siberia. Social success is considered by the authors as integrative personal quality. The article provides an analysis of the diagnostic study of two ethnic Kyrgyz children groups at a primary school. The study helps to identify the main value in the context of a child's understanding and achievement of social success: children's ideas about social success; children's ideas about their future, degree evaluation of fidelity to personal principles, the child's awareness of moral norms; the level of self-esteem of a primary student; norms of behavior in the process of communication. The authors accent on children aspiration to the social successfulness belonging to the national-cultural group of the Kyrgyz is necessary to understand the processes of transformation of the family upbringing of children among representatives of different diasporas, which manifests itself, in particular, in relation to the upbringing and education of the young generation in a multicultural Russian society. The reported study is funded by RFBR, project number 20-013-00661.

Key words: social well-being, social success, awareness of moral norms, self-esteem of younger student.

М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дошкольного и специального образования Хакасского государственного университета

имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: m.dobrya@mail.ru

М.Л. Мальчевская, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КИРГИЗСКОЙ ДИАСПОРЫ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Данная статья содержит характеристику понятий «социальное благополучие», «социальная успешность» в социологическом, психолого-педагогическом аспекте. Целью исследования является анализ степени и особенностей сформированности социальной успешности у детей младшего школьного возраста киргизской диаспоры, проживающих на юге Южно-Сибирского региона. Социальная успешность рассматривается авторами как интегративное качество личности, в котором можно выделить такие компоненты, как нравственный, социально-психологический, деятельностный. В статье приводится анализ проведенного авторами диагностического исследования двух групп детей младшего школьного возраста этнических киргизов, которое помогает обозначить основные ценностные ориентиры в контексте понимания и достижения ребенком социальной успешности: представления детей о социальном успехе и своем будущем; оценку степени принципиальности личности; осознание ребенком нравственных норм; уровень самооценки младшего школьника; нормы поведения в процессе коммуникации. Подчеркивается, что получение данных о стремлении детей, входящих в национально-культурную группу киргизов, к социальной успешности необходимо для понимания процессов трансформации семейного воспитания детей у представителей разных диаспор, проявляющейся, в том числе, в отношении к воспитанию и обучению подрастающего поколения в условиях поликультурности российского общества.

Ключевые слова: социальное благополучие, социальная успешность, осознание нравственных норм, самооценка младшего школьника.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00661

Одним из показателей демократического общества является социальное благополучие населения. В России этот показатель в последние десятилетия объявлен как один из главных стратегических ориентиров социальной и экономической политики государства. При этом социальное благополучие соотносится с понятием высшей социальной ценности российского общества и является индикатором результативности политики государства в области социальной сферы.

«Социальное благополучие» - это междисциплинарное понятие, использующееся как в научной (социология, культурология, политология, психология и т.д.), так и в социально-политической сфере (нормативно-правовые акты, социальные программы и т.п.). На сегодняшний день это понятие в зависимости от сферы употребления конкретизируется и уточняется. При этом в качестве составляющих оно включает в себя и «характеристику социального окружения человека, его социальных отношений, связей и взаимодействий» [1], и «систему ценностных ориентаций, потребностей и интересов» [2, с. 13].

Анализ понятия социального благополучия, проведенный М.Я. Добря и Н.Н. Неустроевой, свидетельствует о том, что «в широком понимании данного явления благополучие связывают с двумя сферами - материальной и духовной. Материальная составляющая благополучия имеет в своей основе институциональные характеристики, проявляющиеся, прежде всего, в экономических и социально-политических признаках. Рассматривая духовную сферу изучаемого явления, исследователи сосредоточены на выявлении ценностно-смысловых

установок представителей различных социальных и возрастных групп» [3, с. 211]. Однако важно подчеркнуть, что социальное благополучие всегда отражает субъективную оценку человеком (либо обществом) выделенных составляющих.

Понятие социального благополучия выражается через оценку таких элементов социальной жизни, как «социальные контакты; социальная комфортность; социальная безопасность; социальная удовлетворенность» [4, с. 141]. Оценка этих же элементов позволяет судить и о социальной успешности человека. Все это приводит к выводу о том, что социальное благополучие неразрывно связано с понятием социальной успешности, которая также «включает оценочные суждения об эффективности личности, ее социально-психологической деятельности и поведении в социальном пространстве» [5, с. 89].

Социальная успешность, как следует из анализа научной литературы, рассматривается в качестве положительного результата процесса социализации. В свете этого данный феномен стал предметом изучения таких наук, как философия (Дж. Аткинсон, ПМ. Андреева, В. Фридрих, РМ. Шаминов, А. Хоф-ман, О.С. Дейнека, И.П. Дубов, А.А. Хвостов и т.д.), психология (Н.М. Борытко,

A.Б. Георгиевский, Л.Н. Шабатура, Т.В. Антонова, Н.В. Калинина, Е.В. Коблянская, М.И. Лукьянова, П.И. Марасанов), педагогика (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, Дж. Равен, H.A. Рототаева, Т.И. Самсонова, Ю.А. Тюменева). Следует отметить, что наиболее полный анализ социальной успешности проведен

B.А. Болотовым, И.А. Зимней, A.B. Мудриком, В.В. Сериковым, O.E. Лебедевым, Д.И. Фельдштейном в рамках социальной педагогики.

В данной статье предметом исследования выбрана социальная успешность как индикатор социального благополучия личности, а фокус исследовательского внимания сосредоточен на получении данных о стремлении детей, входящих в национально-культурную группу киргизов, к социальной успешности, что необходимо для понимания процессов трансформации систем семейного воспитания детей - представителей разных диаспор, проявляющейся, в том числе, в отношении к воспитанию и обучению детей в условиях поликультурности российского общества.

Социальная успешность, как и социальное благополучие, является субъективной характеристикой. На ее основе оценивается результат деятельности человека. Причем это понятие отражает как социальный статус человека в соответствии с различными символическими атрибутами (профессия, финансовое положение, материальное благосостояние и т.п.), так и критерии самореализо-ванности. То есть социальная успешность может рассматриваться как феномен, высвечивающий величину и объем социальных притязаний личности и отражающий ее социальный статус. Причем, как показывают исследования в области психологии, социальная успешность проявляет себя через позитивное принятие личностью своего места в обществе, формирование «Я-образа», оценку человеком самого себя, включение его в социальные, коммуникативные, деловые связи и отношения с другими людьми. Об этом говорится в работах О.С. Гуровой, в которых социальная успешность объясняется через «психическое состояние человека, которое характеризуется личным удовлетворением своего положения в социальном окружении, а также как результат интеграции человека в социальную среду» [6, с. 53].

О.А. Поворознюк отмечает, что «социальная успешность - это, прежде всего, личностное качество человека, которое напрямую связано с субъективным ощущением самого человека к успешности результатов его деятельности. Причем оно может не совпадать с мнением окружающих. Однако именно такое несовпадение и привносит позитивные изменения в действия личности, что ведет к адекватной соотносимости мнения самого человека и окружающих его людей» [7, с. 8-13].

Помимо этого, следует сказать, что социальная успешность связана с уровнем усвоения человеком системы норм и ценностей конкретного общества. Проявление социальной успешности отражается не только в способности личности адекватно оценивать результаты своей и чужой деятельности, но и в способности к переживанию как своих неудач, так и неудач окружающих. Поэтому одним из показателей социальной успешности является способность личности к самоанализу и рефлексии.

Социальная успешность - это продукт процессов социализации, воспитания и обучения. Причем, как уже было отмечено выше, институт достижения социальной успешности в современном обществе становится одним из факторов результативности человека.

Рассматривая социальную успешность с позиции педагогики, следует отметить, что уровень ее сформированности у выпускников является сегодня одним из главных показателей эффективности педагогической деятельности общеобразовательной организации. Следует упомянуть, что как любое личностное качество социальная успешность формируется достаточно долго и этот процесс зависит от возраста ребенка. Психологи считают, что основы социальной успешности закладываются еще в дошкольном возрасте, однако именно в начальной школе приобретение социального опыта становится более конструктивным и продуктивным.

«Социальная успешность - это результативность личности в деятельности, влияющая на качества, которые позволяют в процессе освоения социального опыта конструктивно функционировать, позитивно развиваться, благополучно преодолевать трудности и разрешать социальные проблемы» [8, c. 35].

Общепризнанным в области педагогики и психологии является положение о том, что для ребенка младшего школьного возраста достижение социальной успешности складывается из двух показателей: продуктивной учебной деятельности и эффективной коммуникации со сверстниками. Как показано в работах О.А. Яшновой, на уровне образовательного учреждения прослеживается связь между социальной успешностью и такими ее проявлениями, как «признание младшего школьника как субъекта социальной деятельности (учебная, коммуникативная, трудовая, спортивная) и его способности самостоятельно разрешать проблемы (для каждого учащегося); актуализация творческих возможностей, владение которыми дает возможность личности оптимально разрешать проблемы (для одаренного ребенка); способность разрешать конкретные проблемные ситуации, в которых личность поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей в достижении социального успеха (для детей группы риска)» [9, с. 80].

С позиции семейного воспитания на первый план в области социальной успешности выступает оценка социального здоровья ребенка, которое проявляется в его поведении, отношении с окружающими его взрослыми и сверстниками, в уровне эмпатии, эмоциональной отзывчивости, в выборе предмета деятельности. В зависимости от набора данных показателей общество в лице образовательного учреждения и института семьи может строить прогнозы о будущем ребенка.

Таким образом, вслед за Н.А. Баранец социальную успешность младшего школьника мы рассматриваем как интегративное качество личности, в котором

обозначены следующие составляющие: «нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие позитивных социальных ценностей), социально-психологический (социальная направленность, социальная адаптивность, удовлетворенность) и деятельностный (социальная активность, социальная компетентность, социально полезный успешный опыт деятельности) компоненты» [10, с. 68]. Они и были положены нами в основу изучения степени и особенностей сформированности социальной успешности у детей младшего школьного возраста киргизской диаспоры.

В соответствии с целью нашего исследования были сформированы 2 группы, состоящие из детей киргизской национальности. При этом в первую группу вошли дети из киргизской диаспоры, проживающие в городской местности. Вторая группа включала младших школьников из киргизских семей, проживающих преимущественно в малых селах Республики Хакасия. Возраст испытуемых -9-10 лет В исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста.

Для проведения исследования был использован комплекс методик, включающий социометрическую методику изучения ценностей, методику «Ценностные ориентации» М. Рокича, проективный опрос, включавший прием недописанного тезиса («Успешный человек - это...» и «Когда я вырасту, я хочу быть похожим (стать, как....)»), методику «Как поступить» И.Б. Дермановой, основанную на решении нравственных ситуаций, методику В.П Щур «Лесенка» (в обработке Д.В. Демидовой), методику «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, метод сравнения.

Прием недописанного тезиса помог выявить представления детей о социальном успехе. Анализ работ детей показал, что у детей младшего школьного возраста сформированы достаточно конкретные представления об успешном человеке. Большинство испытуемых в обеих группах связывают понятие успеха с материальным достатком (51%), профессиональной самореализацией (47%), определенным семейным статусом (14%). Следует отметить, что в группе младших школьников из городской местности доля ориентации на материальный достаток существенно больше (на 22%), чем у детей из семей, проживающих в сельской местности. При этом дети киргизской национальности показали большую ориентированность на профессиональную самореализацию и семейные ценности, что, на наш взгляд, объясняется большим влиянием традиционной культуры в национальной семье.

Для получения объективных данных о сформированности представления младших школьников об успешности была проведена диагностическая методика М. Рокича «Ценностные ориентации», которая подтвердила полученные ранее результаты. Было установлено, что в число приоритетных ценностей дети младшего школьного возраста киргизской национальности включают терминальные, выступающие ориентирами в достижении целей в жизни (благосостояние, хорошее здоровье, активная насыщенная общественная жизнь и признание).

Анализ результатов исследования, связанный с образом будущего, показывает, что дети видят себя бизнесменами (более 60% ребят из обеих групп), «хотят получать много денег», быть похожими на суперзвезд («хочу быть как О. Бузо-ва»), «буду блогером». Лишь 15% детей от общего числа опрошенных связывают свое будущее с семьей, при этом это преимущественно обучающиеся сельских школ, что также подтверждает более сильное влияние традиционных семейных ценностей в селе.

Если проанализировать предпочитаемые в будущем младшими школьниками профессиональные виды деятельности, то следует отметить, что большая часть учащихся выбирает наиболее значимые и распространенные (учитель, врач, полицейский, продавец). Были названы и такие профессии, как спортсмен, хакер, модель, футболист, программист. Следует отметить, что разнообразие выбора профессий, по данным эмпирического исследования, не зависит от национальной принадлежности ребенка, а коррелирует с территорией проживания. Так, больший объем названных профессий обнаружен в ответах детей из городских школ, тогда как сельские школьники в основном в своем выборе были ограничены наиболее распространенными профессиями. При этом настораживает тот факт, что практически никто из детей обеих групп не выбрал в качестве своей будущей профессией виды деятельности, которые связаны с физическим трудом. Помимо этого, нас насторожил и тот факт, что большая часть учеников не назвали в числе своих будущих профессии, связанные с традиционными для хакасов и киргизов видами деятельности, но при этом достаточно большой процент опрашиваемых (более 42%) ответили, что в будущем хотят быть таким, как папа (мама). Это свидетельствует о достаточно сильном влиянии семьи и ценностном отношении ребенка к своим родителям.

Полученные данные соотносятся и с результатами социометрического опроса по изучению ценностей. Опрос предполагал расположение ребенком ответов в порядке наибольшей их значимости при описании своего будущего. Полученные результаты говорят о том, что наибольшую ценность для детей в обеих группах составляет ответ «быть очень умным» (92%). Такой выбор свидетельствует, прежде всего, о большом влиянии значимых взрослых. Вторым по популярности был выбор, связанный с материальным достатком («быть богатым»). Этот выбор сделали около 78% детей от общего числа испытуемых. Третьим по значимости стал выбор «буду править миром». Такой ответ поставили на третье место более 60% опрашиваемых. Выбор, связанный с красотой, был поставлен на четвертое ранговое место (чуть больше 50% ребят). Причем это стало значи-

мым как для мальчиков, так и для девочек. К сожалению, такие утверждения, как «всегда помогать людям» и «у тебя будет много друзей», в итоге ранжирования получили лишь четвертое и пятое места. Причем у киргизских детей из сельских школ этот выбор оказался гораздо выше, чем у ребят-киргизов из городских школ. Объяснение этого кроется в том, что для ребенка наиболее значимым является отношение, основанное на его внутренних потребностях. Как показывает наше исследование, альтруистические потребности наиболее проявляются у ребят из малых сел, где более устойчиво сохраняются семейные традиции. У городских же киргизских школьников больше проявляются детский максимализм и завышенная самооценка, что может быть связано с влиянием именно социального окружения ребят, а также урбанизацией, условиями проживания в городе, где дети сегодня становятся более изолированными от сверстников, чем дети, которые живут в селе.

Для более точного определения нравственной составляющей социальной успешности была использована методика «Как поступать» И.Б. Дермановой. Ее использование объясняется тем, что она позволяет оценить не только отношение ребенка к нравственным нормам, но и может дать оценку степени принципиальности личности, что является необходимым условием социальной успешности.

Данные, полученные в ходе беседы с детьми, показали, что младшие школьники киргизской национальности, проживающие в сельской местности, в основном демонстрируют средний уровень принятия моральных норм (данный показатель выявлен у 52% (13 детей). У киргизских детей, проживающих в городской местности, показатель сформированности отношения к нравственным правилам составил 60% (15 детей из обследуемой группы). Дети, входящие в данную группу, оценивают предполагаемые поступки как других детей, так и свои в соответствии с моральными нормами. Так, при ответе на вопрос о виновнике разбитого окна дети в ходе беседы предлагали «рассказать правду учителю о том, кто разбил окно». Однако многие дети из сельских школ сказали, что «нельзя ябедничать, так у нас не поступают». Кроме того, достаточно большая часть этих детей не видит ничего плохого в том, чтобы дать списать своему товарищу («Конечно, дам, он же старается, но не понимает материал», «Дала бы, ведь он всегда за меня заступается, когда другие мальчишки обижают»). Эти ответы чаще всего продиктованы влиянием традиционной культуры, в частности кодексом чести киргизов. Тем не менее эти ответы свидетельствуют о том, что, несмотря на сформированные нравственные установки и верные представления о плохих и хороших поступках, отношение к моральным правилам у большинства младших школьников пассивное. Эти результаты все же можно считать хорошим показателем, поскольку становление моральных норм связано с возрастными особенностями детей. Тем не менее тревогу вызывает факт достаточно большого для возраста 9-10 лет процента пассивного отношения к соблюдению нравственных правил.

Показатели низкого уровня отношений к нравственным правилам составили среди городских детей киргизской национальности 6% от общего числа испытуемых, тогда как среди младших школьников киргизской национальности, проживающих в сельской местности, показатель равен 28%. Результат исследования показал, что дети неверно понимают смысл предложенной ситуации, неверно понимают мотивы описанного в предложенной ситуации поступка, демонстрируют отсутствие критической оценки антиобщественного поведения. Так, в качестве причины своего поведения дети указывали нежелание учиться, плохое настроение: «Я бы расколотил стекло, потому что надоело учиться».

Высокий уровень отношения к нравственным нормам выявлен в обеих группах испытуемых и составил 20% и 24% у городских и сельских детей соответственно. Примечательно, что ребята киргизской национальности, объясняя мотивы выбора своего поступка, ссылались на те моральные установки, которые они усвоили в семье (были даны ответы: «так киргизы не поступают»; «родители учили, что это делать неправильно»; «как говорит моя мама: «От хорошего - благородство, от дурного - пакость»).

Анализ сформированности самооценки младших школьников киргизской национальности связан с изучением социально-психологического контекста социальной успешности личности. Для диагностики сформированности самооценки младших школьников был использован стандартизированный опросник В.Г. Щур «Лесенка». Обследование проводилось в форме беседы с обучающимся.

Результаты диагностической методики выявили незначительные расхождения в показателях уровня сформированности самооценки как компонента социальной успешности младших школьников-киргизов. При оценке себя и своей деятельности они руководствуются нормами поведения в школе и семье, объясняя свой выбор семейными устоями и традициями («я всегда помогаю папе и маме», «я получаю отличные оценки»; «я хорошая, потому что забочусь о бабушке и младшей сестре»; «я всегда помогаю по дому, так меня учила мама»; «я стараюсь хорошо учиться, чтобы потом получить успешную профессию»; «вырасту, буду сильным»). Все это свидетельствует о том, что у испытуемых младших школьников киргизской диаспоры достаточно сильно и при этом адекватно сформирован уровень мотивации на успех, что является одним из показателей социальной успешности ребенка. В целом у большинства детей сформировано положительное отношение к себе.

Интересным является тот факт, что, во-первых, в обеих группах были обнаружены дети с нарушенной самооценкой, которая по условной шкале в данном

возрасте должна быть адекватной. При этом в измерении самооценки у младших школьников киргизской национальности, проживающих в условиях города, шкала самооценки отклонялась в сторону увеличения, дети-киргизы, проживающие в сельской местности, показывали результат опроса, соотносимый с показателями заниженной самооценки.

При обсуждении с ребенком места на верхней, нижней или средней ступеньке лестницы затрагивали вопросы причины выбора именно данного расположения. Приведем объяснения детей: «Эта ступенька самая верхняя, самая лучшая, поэтому я стою на ней»; «Мне хочется быть наверху, всех видеть, я лучше всех»; «Я лучше всех учусь, я стою наверху». Дети, выбирающие нижнюю ступеньку, объясняли свой выбор, ссылаясь на мнение о себе родителей («я часто дерусь, меня мама ругает»; «я плохо учусь»; «мама говорит, что я ленивый»); мнение учителей («неаккуратный»; «плохо стараюсь»; «много троек»).

На наш взгляд, завышенная или заниженная самооценка ребенка данного возраста связана с проблемами в семейном воспитании, поскольку на представление ребенка о себе влияют и сформированные отношения в семье, и ожидания родителей по отношению к успехам ребенка, и следование семейным традициям. Заниженная самооценка говорит о неуверенности ребенка, его недостаточном уровне адаптации к школе, социальном окружении, что является достаточно тревожным фактором в вопросах межличностного и межкультурного взаимодействия детей киргизской диаспоры со сверстниками другой национальности. Заниженный уровень самооценки с позиции нашего исследования может говорить об отсутствии у ребенка мотивации на успех, что проявляется в неверии в свои силы. Это в конечном счете будет говорить о социальном неуспехе данных учащихся.

Немаловажным в структуре социальной успешности является степень сформированности самоконтроля в общении. Этот показатель свидетельствует о проявлении ее деятельностного компонента. Для изучения умения строить процесс коммуникации и контролировать свое поведение в процессе общения была использована методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.

Анализ результатов данного диагностического исследования показал, что в обеих группах учащихся киргизской национальности преобладает средний уровень сформированности коммуникативного самоконтроля (48% в группе сельских школьников и 56% среди киргизских учеников городских школ). Ученики, демонстрирующие этот уровень коммуникативного самоконтроля, презентуют себя как искренних, открытых для коммуникации, однако не всегда контролирующих свои эмоциональные проявления. Коммуникативные конфликты у таких детей возникают в результате эмоциональной несдержанности, резких высказываний, неуместной, бурной эмоциональной реакции детей на слова.

Следует отметить, что среди детей обеих групп достаточно большой процент с высоким уровнем коммуникативного контроля (20% и 28%). Эти ребята при общении стараются контролировать свое поведение, хорошо знают, где и как себя вести, могут управлять выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Причем следует сказать, что таких детей больше среди учеников сельской школы.

Дети, показавшие в результате диагностики низкий уровень самоконтроля в коммуникации (это 32% из обследуемой группы младших школьников киргизской диаспоры), характеризуются большой эмоциональной непосредственностью в общении, открытостью, однако при этом у них недостаточно сформирован механизм мобилизации и умений реагировать на изменения в коммуникативной ситуации.

Таким образом, представленное исследование затрагивает изучение одной из сторон социального благополучия детей этнических диаспор - социальной успешности. Социальная успешность в представлении детей младшего школьного возраста киргизской национальности в своем компонентном составе не демонстрирует резких колебаний по уровням проявления нравственных, социально-психологических, деятельностных сторон личности ребенка. При этом, как показывают результаты эмпирического исследования, у младших школьников киргизской национальности наиболее выпукло проявляется нравственный компонент социальной успешности, который, в представлении детей, связывается с выполнением моральных правил, верными поступками, одобряемых родителями. Другие компоненты (социально-психологический, рассматриваемый как достижение ребенком адекватной возрасту самооценки, и деятель-ностный, проявляющийся в процессе общения) ниже по уровню сформирован-ности в сфере становления социальной успешности у младших школьников. Дети связывают успешность, прежде всего, с достижениями в учебе, помощью взрослому, с признанием их достижений сверстниками и взрослыми. При этом деятельностная составляющая достижения успеха часто отодвигается ребенком на будущее.

В заключение следует отметить, что данное исследование не исчерпывает всей полноты представленной проблемы, а представляет собой первый шаг в изучении взаимосвязи социального благополучия детей - представителей различных этнических диаспор - с системой семейного воспитания, сохранением семейных традиций и ценностных национально-культурных ориентиров в воспитании детей, проживающих в межнациональном регионе.

Библиографический список

1. Мерзлякова И.В. Системы показателей социального благополучия населения в современной социологии. 3-е Забайкальские социологические чтения «Качества жизни: региональные аспекты социальных процессов»: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чита, 2GG6.

2. Захаров М.В. Социальная защищенность населения как условие социального благополучия. Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты: материалы III краевой студенческой научно-практической конференции. Пермь, 2G11.

3. Добря М.Я., Неустроева Н.П. Исследование влияния разных типов семей на социальное благополучие детей дошкольного возраста. Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Абакан, 2G2G.

4. Замараева З.П. Обзор материалов научной дискуссии по проблеме «Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности», проведенной в рамках научно-практических конференций. Социальная безопасность и социальное благополучие человека в условиях новой общественной реальности: ресурсы социальной работы: материалы IX Международной научно-практической конференции ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов, магистрантов и студентов. Пермь, 2G17.

5. Тугушева А.Р Особенности образа социально успешного человека в представлениях молодежи. Проблемы социальной психологии личности. 2GG6; Выпуск 3.

6. Гурова О.С. Представления современных студентов о социальной успешности. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2G16; № 1.

7. Поворознюк О.А. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности. Вопросы воспитания и обучения. Сибирский педагогический журнал. 2G14; № 3.

8. Баранец Н.А. Технология формирования социальной успешности младшего школьника. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2G11.

9. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. Москва, 2GG3.

1G. Баранец Н.А. Технология формирования социальной успешности младшего школьника. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2G11.

References

1. Merzlyakova I.V. Sistemy pokazatelej social'nogo blagopoluchiya naseleniya v sovremennoj sociologii. 3-e Zabajkal'skiesociologicheskiechteniya «Kachestvazhizni: regional'nye aspekty social'nyh processov»: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chita, 2GG6.

2. Zaharov M.V. Social'naya zaschischennost' naseleniya kak uslovie social'nogo blagopoluchiya. Social'noe blagopoluchie cheloveka v sovremennojRossii: faktory riska i faktory zaschity: materialy III kraevoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Perm', 2G11.

3. Dobrya M.Ya., Neustroeva N.P. Issledovanie vliyaniya raznyh tipov semej na social'noe blagopoluchie detej doshkol'nogo vozrasta. Razvitie social'no-ustojchivoj innovacionnoj sredy nepreryvnogopedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Abakan, 2G2G.

4. Zamaraeva Z.P. Obzor materialov nauchnoj diskussii po probleme «Social'naya bezopasnost' i zaschita cheloveka v usloviyah novoj obschestvennoj real'nosti», provedennoj v ramkah nauchno-prakticheskih konferencij. Social'naya bezopasnost' i social'noe blagopoluchie cheloveka v usloviyah novoj obschestvennoj real'nosti: resursy social'noj raboty: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii uchenyh, prepodavatelej, specialistov, aspirantov, magistrantov i studentov. Perm', 2G17.

5. Tugusheva A.R. Osobennosti obraza social'no uspeshnogo cheloveka v predstavleniyah molodezhi. Problemy social'nojpsihologiilichnosti. 2GG6; Vypusk 3.

6. Gurova O.S. Predstavleniya sovremennyh studentov o social'noj uspeshnosti. Vestnikpsihologii ipedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2G16; № 1.

7. Povoroznyuk O.A. Social'naya uspeshnost' shkol'nikov kak rezul'tat profilaktiki ih viktimnosti. Voprosy vospitaniya i obucheniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2G14; № 3.

8. Baranec N.A. Tehnologiya formirovaniya social'noj uspeshnosti mladshego shkol'nika. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2G11.

9. Yashnova O.A. Uspeshnost' mladshego shkol'nika. Moskva, 2GG3.

1G. Baranec N.A. Tehnologiya formirovaniya social'noj uspeshnosti mladshego shkol'nika. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2G11.

Статья поступила в редакцию 03.11.21

УДК 378.183

Makarchuk Ya.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass/а State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: yanamakarchuk@mail.ru

Morudenko Yu.I., Cand. of Sciences (History), Khakassiа State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: morudenko@mail.ru

Khortova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas^а State University n.a. N.F. Katanova (Abakan, Russia), E-mail: khortova@mail.ru

ADDRESSING YOUNG SCHOOL CHILDREN TO TRADITIONS OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF SOUTH SIBERIA THROUGH THE USE OF PANORAMIC VISUAL GUIDELINES IN OUTSTANDING ACTIVITIES. Modern normative documents in the field of education proclaim the need to educate the younger generation in the spirit of respect for the peoples of the country of residence, knowledge of national values of their and neighboring peoples. This article examines the problem of introducing junior schoolchildren to the national traditions of their people and the traditions of the indigenous peoples of Southern Siberia. The purpose of the article is to consider the peculiarities of introducing children of primary school age to the traditions of the indigenous peoples of Southern Siberia through the use of panoramic visual aids in extracurricular activities. The authors identify the problem on the basis of a diagnostic study of primary school children for the formation of their national values and knowledge about the culture and traditions of their people and other ethnic groups and suggest ways to solve it.

Key words: panoramic visual aids, volumetric construction, children of primary school age, traditions of indigenous peoples of Southern Siberia.

Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: yanamakarchuk@mail.ru

Ю.И. Моруденко, канд. ист. наук, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: morudenko@mail.ru

М.В. Хортова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: khortova@mail.ru

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИЯМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАНОРАМНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные нормативные документы в области образования провозглашают необходимость воспитания подрастающего поколения в духе уважения к народам страны проживания, знания общенациональных и национальных ценностей своего народа и народов-соседей. В данной статье рассматривается проблема приобщения младших школьников к национальным традициям своего народа и традициям коренных народов Южной Сибири. Целью статьи явилось рассмотрение особенностей приобщения детей младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири посредством использования панорамных наглядных пособий во внеурочной деятельности. Авторы обозначают проблему на основе проведенного диагностического исследования детей младшего школьного возраста на предмет сформированности у них национальных ценностей и знаний о культуре и традициях своего народа и других этносов и предлагают пути ее решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: панорамные наглядные пособия, объемное конструирование, дети младшего школьного возраста, традиции коренных народов Южной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.