Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПОДРОСТКОВ КИРГИЗСКОЙ ДИАСПОРЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПОДРОСТКОВ КИРГИЗСКОЙ ДИАСПОРЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / социальное самочувствие / физическая и психологическая комфортность / семейные традиции / этнические диаспоры / полиэтническая среда / adolescents / social well-being / physical and psychological comfort / family traditions / ethnic diaspora / multi-ethnic environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О.Ф. Горбунова, К.И. Султанбаева, М.Я. Добря

В статье даны результаты эмпирического исследования социального самочувствия подростков киргизской диаспоры, проживающих в г. Абакане Республики Хакасия. Цель статьи – представить исследовательские результаты социального самочувствия подростков из киргизской диаспоры во взаимосвязи с социокультурным окружением школы и этническими традициями семьи. В исследовании использована авторская анкета, разработанная для изучения самочувствия подростков, критериями которого выбраны физическая и психологическая комфортность в семье и школе, принятие в группе сверстников, язык коммуникации, культура семьи. Полученные результаты исследования позволили авторам заключить, что в целом социальное самочувствие подростков киргизской диаспоры, проживающей в Хакасии, благополучно. Подчеркивается необходимость изучения межкультурной и межэтнической коммуникации представителей этнических диаспор в условиях развивающегося поликультурного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — О.Ф. Горбунова, К.И. Султанбаева, М.Я. Добря

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE SOCIAL WELL-BEING OF KYRGYZ DIASPORA OF ADOLESCENTS LIVING IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The article presents results of an empirical study of the social well-being of Kyrgyz diaspora adolescents living in Abakan, Republic of Khakasia. The purpose of the article is to present the research results of the social well-being of adolescents from the Kyrgyz diaspora in relation to the socio-cultural environment of the school and the ethnic traditions of the family. The study uses an authors’ questionnaire designed to study the well-being of adolescents, the criteria of which are physical and psychological comfort in the family and school, acceptance in a peer group, language of communication, family culture. The results of the study allow to conclude that, in general, the social well-being of adolescents of the Kyrgyz diaspora living in Khakasia is safe. The authors emphasize the need to study the intercultural and interethnic communication of representatives of ethnic diasporas in a developing multicultural region.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПОДРОСТКОВ КИРГИЗСКОЙ ДИАСПОРЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ»

знавательном процессе ребёнка также должны были уметь влиять на детей без насилия, вовлекая их в процесс обучения, но самое главное, что сам учитель должен быть творчески вовлечён в учебный процесс.

Сейчас антропология является ведущей в педагогике, а знание этой науки есть основа профессиональной подготовки учителя. Антропология всё так же развивается, как отрасль человеческой науки.

Комплексный подход в изучении ребенка (медицинский, физиологический, психологический и педагогический подходы) представлены работами К.Д. Ушинского (1857), Н.Н. Пирогова и П.Ф. Лесгафта (1900), П.Ф. Каптерева (1890), Н.Н. Ланге (1882). Наряду с проблемами здоровья разрабатывались в науке и внедрялись в практику кардинальные вопросы семейного воспитания, его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни.

Отметим еще один этап в развитии науки и государства (20-е годы XX века), ознаменовавшийся новыми направлениями в изучении адаптационных механизмов человеческого организма в связи с изменением биосреды (В.Р Эккодт, 1922; П.П Мезерницкий, 1936 и др.). Однако данные исследования не нашли отражения в методической литературе педагогического профиля. В этот же период появились работы, рассматривавшие зависимость процесса формирования здорового образа жизни учащихся от уровня развития их сознания, фактора воли, установки доминанты волевого посыла (И.Т. Назаров, 1929; Е.А. Андрианова, 1941). Следует остановить внимание на работе И.Т. Назарова «Культура воли, система воспитания здоровой личности». В данной работе И.Т Назаров разработал рекомендации по укреплению нервной системы: специально подобранный комплекс активных гимнастических упражнений, улучшающих координацию, повышающих работоспособность, доводящих почти до автоматизма реакцию нервной системы организма на изменение ситуации. Сегодня мы назвали бы это «экологией человека». Несомненная ценность упомянутой работы И.Т. Назарова состоит в том, что в ней предложены пути и средства воспитания здоровой юности, идеальной нервной системы. Но его научно обоснованные рекомендации остались невостребованными педагогической наукой и практикой.

Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке в целом, полноценном представителе вида человека разумного, полноценного участника образовательного процесса. В современной антропологии педагогические подходы защищают ученика, формируя в нём пространство, позволяющее ему воспринимать себя как личность.

В XX в. педагогическая антропология по ряду причин стала относиться к российской культуре и её науке. В то же время фундаментальные теоретико-ме-

Библиографический список

тодологические идеи педагогической антропологии продолжали жить, принимая форму педологии, развивая образование, затем педагогику отношений.

Комплексный подход в изучении ребенка (медицинский, физиологический, психологический и педагогический подходы) представлен работами Н.Н. Пирогова, КД. Ушинского (1857), П.Ф. Лесгафта (1900), П.Ф. Каптерева (1890) и др.

Целое человеческое сознание представляет собой множество сознаний, сформировавшихся в результате развития науки. Сейчас человек не рассматривается как какое-то биологическое существо, а как индивидуум со своими личностными качествами, характером, ценностями. Таких как он, больше нет, ведь это личность. Также присутствует умение ценить и других людей, их качества, воспринимать их мысли. Человек рассматривается как реализуемый в единстве не только социального и биологического бытия, но и природы, охватывающий космический план бытия, который как особая цель образования выдвинул формирование экологической культуры.

С точки зрения антропологии становление человека как личности есть образование, во время которого самореализация человека происходит в процессе свободной деятельности, то есть развивается воля, внимание, появляются противоречия в процессе мышления. Педагогическое взаимодействие направлено на формирование способности ученика к поиску научной истины. Индивидуальность возникает при встрече с самим собой в процессе самореализации, которая происходит в педагогическом взаимодействии, суть которого сожительство - опыт. На этом фоне более остро выявляются противоречия между экзистенциальной природой образования и целостным антропологическим подходом. Педагогический процесс должен строиться на основе целостного изучения развивающегося человека, как сказал Б.М. Бин-Бад: «Педагогика интересуется всем в человеке». Без понимания ошибочности стереотипов педагогического сознания невозможно овладеть технологией превращения образовательного процесса. Ведь только поняв и научившись этому, учитель сможет дать ребёнку надёжный фундамент для будущей жизни. Эффективность воспитания зависит от осознания взрослым смысла своей деятельности, ее целей, адекватной оценки своего курса, конечных и промежуточных результатов, своевременности конкретных действий и т.д. но прежде всего, оказывается, важно иметь современное педагогическое мировоззрение, которое включает в себя интегрированные научные представления о сущностных особенностях человека, природе ребенка, его развитии и воспитании; ориентировано на гуманистические ценности; реализуется в самостоятельной, творческой, личностно ориентированной педагогической деятельности.

1. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Основные направления научных исследований в сфере физкультуры и спорта. Культура физическая и здоровье. 2016; № 2 (18): 89 - 91.

2. Виноградов Г.П. Атлетизм. Теория и методика, технология спортивной тренировки. Москва: Спорт, 2017.

3. Губа В., Квашук П., Никитушкин В. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. Москва: Физкультура и спорт, 2014.

4. Лысов П. Анатомия человека. С основами спорт морфологии. В 2 томах. Том 1. Учебное пособие П. Лысов. - М.: Академия, 2015. - 320c.

5. Лысов П. Анатомия человека. С основами спортморфологии: учебное пособие: в 2 томах. Москва: Академия, 2015; Т. 2.

6. Хагай В.С., Хагай В.В., Агеев А.В. Релаксационная оздоровительная тренировка в процессе подготовки студентов-спортсменов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 188 - 190.

7. Хагай В.С., Барсагаева И.В., Иванов В.М., Твердякова Л.В. Исторические аспекты педагогической валеологии. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 82 - 88.

8. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2010. References

1. Baranov V.N., Shustin B.N. Osnovnye napravleniya nauchnyh issledovanij v sfere fizkul'tury i sporta. Kul'tura fizicheskaya izdorov'e. 2016; № 2 (18): 89 - 91.

2. Vinogradov G.P. Atletizm. Teoriya imetodika, tehnologiya sportivnoj trenirovki. Moskva: Sport, 2017.

3. Guba V., Kvashuk P., Nikitushkin V. Individualizaciya podgotovkiyunyh sportsmenov. Moskva: Fizkul'tura i sport, 2014.

4. Lysov P. Anatomiya cheloveka. S osnovami sport morfologii. V 2 tomah. Tom 1. Uchebnoe posobie P. Lysov. - M.: Akademiya, 2015. - 320c.

5. Lysov P. Anatomiya cheloveka. S osnovami sportmorfologii: uchebnoe posobie: v 2 tomah. Moskva: Akademiya, 2015; T. 2.

6. Hagaj V.S., Hagaj V.V., Ageev A.V. Relaksacionnaya ozdorovitel'naya trenirovka v processe podgotovki studentov-sportsmenov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 188 - 190.

7. Hagaj V.S., Barsagaeva I.V., Ivanov V.M., Tverdyakova L.V. Istoricheskie aspekty pedagogicheskoj valeologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 82 - 88.

8. Mityaeva A.M. Zdorov'esberegayuschie pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 14.12.20

УДК. 316.66+ 37.013.78

Gorbunova O.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: ofgorbunova@mail.ru

Sultanbaeva K.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: ski57@ya.ru

Dobrya M.Ya., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: m.dobrya@mail.ru

STUDY OF THE SOCIAL WELL-BEING OF KYRGYZ DIASPORA OF ADOLESCENTS LIVING IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA. The article presents results of an empirical study of the social well-being of Kyrgyz diaspora adolescents living in Abakan, Republic of Khakasia. The purpose of the article is to present the research results of the social well-being of adolescents from the Kyrgyz diaspora in relation to the socio-cultural environment of the school and the ethnic traditions of the family. The study uses an authors' questionnaire designed to study the well-being of adolescents, the criteria of which are physical and psychological comfort in the family and school, acceptance in a peer group, language of communication, family culture. The results of the study allow to conclude that, in general, the social well-being of adolescents of the Kyrgyz diaspora living in Khakasia is safe. The authors emphasize the need to study the intercultural and interethnic communication of representatives of ethnic diasporas in a developing multicultural region.

Key words: adolescents, social well-being, physical and psychological comfort, family traditions, ethnic diaspora, multi-ethnic environment.

О.Ф. Горбунова, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катаноеа, г. Абакан, Е-mail: ofgorbunova@mail.ru

К.И. Султанбаева, д-р пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: ski57@ya.ru

М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: m.dobrya@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПОДРОСТКОВ КИРГИЗСКОЙ ДИАСПОРЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00661

В статье даны результаты эмпирического исследования социального самочувствия подростков киргизской диаспоры, проживающих в г Абакане Республики Хакасия. Цель статьи - представить исследовательские результаты социального самочувствия подростков из киргизской диаспоры во взаимосвязи с социокультурным окружением школы и этническими традициями семьи. В исследовании использована авторская анкета, разработанная для изучения самочувствия подростков, критериями которого выбраны физическая и психологическая комфортность в семье и школе, принятие в группе сверстников, язык коммуникации, культура семьи. Полученные результаты исследования позволили авторам заключить, что в целом социальное самочувствие подростков киргизской диаспоры, проживающей в Хакасии, благополучно. Подчеркивается необходимость изучения межкультурной и межэтнической коммуникации представителей этнических диаспор в условиях развивающегося поликультурного региона.

Ключевые слова: подростки, социальное самочувствие, физическая и психологическая комфортность, семейные традиции, этнические диаспоры, полиэтническая среда.

Динамичность социально-политических, экономических и культурно-информационных преобразований в современном мире, включая Россию, вызвала миграцию семей, передвигающихся в составе этнических сообществ почти по всем континентам Земли. Подобное явление в историческом смысле присутствовало всегда, передвижения человеческих сообществ малыми и большими группами на новое место обитания обусловлены комплексом причин. Не углубляясь в эту специфическую область знания, отметим де-факто, что сегодня в различных регионах России проживает множество этнических диаспор.

В общепринятом смысле слова диаспора - это расселение народа вне этнической территории народа в результате добровольной или принудительной эмиграции [1]. Как отмечает А. Милитарёв, diaspora с греческого языка в точном переводе на русский означает рассеяние, относится к тем сообществам, которые изначально разделены на две группы по двум не смежным, но различающимся по географии местоположения территориям [2, с. 13]. Обычно на чужой территории представители одной этнической (религиозной) принадлежности объединяются для решения языковых, культурных и религиозных проблем, связанных с адаптацией, работой, материально-бытовым обустройством и защитой своих политических интересов. Однако это не означает, что этническое диаспорное сообщество является гомогенным, оно состоит из людей различных профессий, образования, а также имеющих неодинаковый жизненный опыт и представления об историческом прошлом предков и родине.

Территорию Республики Хакасия сегодня населяют представители около 100 этнических групп, а организовавших этнокультурные диаспоры насчитываем более 10 согласно вышеприведенной трактовке понятия диаспоры. Это диаспоры, объединяющие представителей Азербайджана, Армении, Дагестана, Киргизии, Таджикистана, евреев, корейцев, немцев, поляков, татар и чувашей [3, с. 3]. Поскольку этнические диаспоры живут в меньшинстве за пределами своей исторической родины в иноэтническом окружении, им важно иметь социальную организацию для развития и функционирования собственного языка и культуры. Необходимость сохранения национальной самобытности (этнической индивидуальности), проявляемой в языке, коммуникации и культуре в ее разнообразии, обеспечивается сплочённостью народа. В поликультурном социуме этническая семья с детьми, безусловно, живет по всеобщим законам и одновременно развивается как отдельная ячейка этнической диаспоры.

Отсюда - вопросы социализации детей этнических семей в поликультурной и полиэтнической школе и учреждениях системы дополнительного образования вызывают исследовательский интерес. Понятно, что социальное самочувствие дошкольника или подростка, как зеркальное отражение психологического состояния семьи, выступает признаком ее благополучия: когда комфортно детям дома, в школе или детском саду, родители спокойно трудятся.

Предметом исследования в рамках настоящей статьи выбрано социальное самочувствие школьников-подростков из этнических диаспор, проживающих в многонациональной Республике Хакасия. Соответственно, цель исследования - изучение социального самочувствия подростков из киргизской диаспоры во взаимосвязи с социокультурным окружением школы и этническими традициями семьи. Все обследуемые подростки - учащиеся одной школы в г. Абакане Республики Хакасия. Эта работа является частью комплексного изучения влияния семейных этнокультурных традиций на социальное самочувствие детей, представляющих этнические диаспоры Хакасии.

Как показал аналитический обзор научных работ, в определении сущности понятия «социальное самочувствие» ученые выделяют два основных подхода: социологический и психологический. Социологический подход однозначно рассматривает его во взаимосвязи с социальными факторами (О.Л. Барская, А.А. Грачев, Я.Н. Крупец, Л.Е. Петрова, А.А. Русалинова) как социальный статус в обществе, удовлетворенность человека жизненными потребностями. По мнению

А.А. Русалиновой и А.А. Грачева, социальное самочувствие - это субъективное восприятие человеком своей жизни и уровня реализации собственной жизненной стратегии, которое возникает в результате сравнительной оценки своей позиции с положениями других [4]. В основе социального самочувствия лежит самосознание личности, т.е. психологический механизм или элемент самосознания, отражающий соотношение между уровнем притязания личности и степенью его удовлетворения (А.А. Русалинова).

Психологический подход к сущности социального самочувствия акцентирует внимание на том влиянии, которое оказывает внешняя среда на ее восприятие личностью и соответствующее выстраивание стратегии взаимоотношений с другими. Внутреннее ощущение комфорта (дискомфорта) - один из признаков индивидуального самочувствия. Как указывает в своих трудах В.Г Крысько, феномен социального самочувствия отличается динамичностью, большой детерминированностью различными событиями жизни, поскольку ведущими элементами эмоциональной сферы являются чувства и настроения индивида. Проявления самочувствия индивидуальны и разнообразны, в конечном итоге индивидуальное самочувствие предопределяет социальное самочувствие [5].

В обыденном сознании понятие «самочувствие человека» трактуется «как характеристика его физического и душевного состояния; как субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния; как душевное состояние, слагающееся из нашей нервной и духовной деятельности в данный момент; система субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности» [1, с. 324].

В связи с нашей исследовательской целью и предметом рассмотрим подростков-школьников 12 - 15 лет, обучающихся в полиэтнической и поликультурной городской школе. Отметим, что исследований социального самочувствия подростков, представляющих этнические диаспоры и живущих в поликультурном окружении, в современной педагогике недостаточно. Между тем все более развивающиеся миграционные процессы в современном российском обществе, отражающиеся в системе образования и культуре, настоятельно требуют получения достоверных сведений об оптимальных способах межкультурного взаимодействия народов с учетом их национально-психологических и этнокультурных особенностей.

Применительно к подросткам важно уточнить смысл понятия «социальное самочувствие». Очевидно, что общее понятие социального самочувствия применительно к детям и подросткам не будет иметь той полноты, с какой можно говорить о взрослой самодостаточной личности. Всем известен подростковый возраст как кризисный, влияющий на психоэмоциональное самочувствие подростка. Для школьника-подростка характерны неустойчивость самосознания, динамичность его настроения и несформированность личностной эмоционально-волевой сферы, проявляемая в значительной зависимости от мнения сверстников референтной группы. В моноэтнической школьной среде подросток, как правило, может стать мишенью критики или неприятия своих сверстников из-за индивидуально-личностных качеств, физических данных, черт характера или низкого социального статуса семьи и родителей. В этнически гомогенной среде подросток находится в психологическом балансировании «между двумя социальными мирами: нормативным и маргинальным» [6]. А в полиэтнической среде подросток из этнической семьи становится более уязвимым: здесь дополнительным источником беспокойства могут стать речевой акцент, неправильно употребляемое слово на русском языке, различия во внешнем виде или в поведении и т.д.

Наши многолетние наблюдения за процессами взаимодействия школьников в поликультурной образовательной среде класса позволяют резюмировать, что большую роль играют следующие частные факторы: знания учителями особенностей этнической культуры, языка и основ религиозного этикета нерусских

учащихся и их учет в процессе обучения и внеурочной деятельности; доброжелательное и толерантное отношение к языковому акценту и слабому знанию русского языка учащимися и их родителями; знание основ народного этикета и отношения к учительству со стороны родителей - мигрантов, вынужденных переселенцев; учет степени адаптированности этнических представителей к социальным условиям жизни и школе; социальное положение и статус семьи подростка из диаспорной группы; проявления билингвизма в речевом общении и письменной речи учащегося. При этом важно различать специфику этнокультурных проявлений представителей различных регионов. Отсутствие внимания учителей школы к очевидным социально-культурным различиям и формам их проявления зачастую становится непроизвольным источником неблагоприятного социального самочувствия детей и подростков из диаспорных групп.

Согласимся с А.А. Русалиновой и другими исследователями в том, что подростки - это контингент, который эмоционально переживает каждый случай оценки своего поведения, личностных достижений, волнуется по поводу своей внешности и оценки себя сверстниками [7]. На этом важном этапе жизни формирование социального самочувствия подростков этнических диаспор является значимым для приобретения опыта межличностных отношений на принципах диалога культур для поддержания толерантности в поликультурной среде. Приобретение опыта комфортного ощущения в группе сверстников для подростка имеет перспективу в будущем ориентироваться на благоприятное социально-психологическое самочувствие в межличностном и межкультурном общении.

Итак, социальное самочувствие - это показатель состояния физиологической (физической) и психологической комфортности подростков. Оно включает в себя несколько составляющих: это комфортное ощущение себя во взаимодействии с взрослыми и сверстниками в социальных институтах; толерантные отношения в группе сверстников; психологическая и эмоциональная удовлетворенность внутрисемейным состоянием (комфорт семейных и социальных взаимоотношений), чувство безопасности и защищенности, безусловное принятие системы ценностей семьи. Это удовлетворенность выражается в таких показателях, как состояние здоровья, материальное положение семьи, защищенность, обустроенность семьи, уверенность в будущем.

Методология и методы исследования. Исходя из такого понимания социального самочувствия подростков, представляющих киргизскую диаспору, нами предпринято локальное исследование в МБОУ «СОШ № 3» г Абакана. Предметно изучали социальное самочувствие подростков киргизской диаспоры, поскольку она относится к одной из многочисленных этнических групп, проживающих в г. Абакане Республики Хакасия. В качестве основных методов использовались наблюдение и анкетирование по опроснику, специально созданному авторами.

В исследовании участвовали 28 детей в возрасте 12 - 15 лет, из них 15 мальчиков (54%), 13 девочек (46%). В качестве основного метода исследования мы использовали анкету, включающую 28 вопросов. Вопросы касались следующих аспектов: социальный состав семьи; удовлетворенность уровнем жизни семьи, состояние здоровья, чувство безопасности и защищенности подростков, удовлетворенность учебой в школе и отношение к ней; социально-личностная активность, отношения со сверстниками; наличие друзей и отношения с ними, увлечения подростков и др.

Обсуждение результатов исследования. Полученные данные показали, что все подростки проживают в полных семьях, с мамой и папой (89%) и с другими родственниками (11%). Подростки отметили, что у них есть близкие родственники, с которыми они часто общаются (60,7%). Ребята отмечали, что родственники часто приходят к ним в гости, оказывают определенную помощь, например, покупают вещи и продукты; дарят подарки; поддерживают морально; помогают в учебе. Данный факт свидетельствует о наличии крепких родственных связей между семьями в киргизской диаспоре, так как в традициях киргизской семьи всегда приветствуются гостеприимство и духовные связи с родственниками. Дети хорошо знают своих родственников и любят общаться с ними.

Согласно анкете подростки киргизской национальности имеют достаточно полные представления о членах своей семьи, их взаимосвязях с родственниками, проявляют эмоциональное отношение к ним и включают родственные связи в круг «ближайшего» семейного окружения. Все 100% подростков отметили, что они удовлетворены уровнем жизни своей семьи (питанием, одеждой, обувью и всем необходимым) и ни в чем не нуждаются.

Особо нас интересовал вопрос о состоянии здоровья подростков. Большинство подростков оценили свое здоровье как «хорошее» (82%); 7% подростков отметили его как «не совсем хорошее», а 11% человек считают свое здоровье плохим. На наличие вредных привычек (курение, леность, частые опоздания или пропуски уроков и др.) указали только 18% подростков, остальные 68% отметили, что у них нет никаких вредных привычек. 14% респондентов затруднились в ответе на данный вопрос.

Следующий вопрос касался организации досуга в свободное от учебы время. Большинство подростков отметили, что они любят гулять на улице, играть в футбол, 57% подростков предпочитают «сидеть за компьютером или в телефоне». Однако большинство из них (64%) показали, что общаются с друзьями, и при этом 90% подростков ответили, что национальность для них не имеет никакого значения. В качестве хобби были отмечены занятия спортом, чтение художественной литературы, рисование и посещение художественной школы. Некоторые подростки отметили, что они занимаются подработкой (21%) и помогают ро-

дителям в зарабатывании денежных средств. На вопрос о том, «удовлетворены ли родители твоими успехами (в школе, в общественной жизни, других делах)», 50% подростков дали положительный ответ; 39% - затруднялись в ответе и 11% подростков ответили отрицательно.

Следующая группа вопросов касалась субъективного ощущения физической и психологической комфортности подростков в школе. 57% подростков отметили, что им нравится учиться в школе; 25% затруднились в ответе, 18% дали отрицательный ответ. Для уточнения подросткам был задан вопрос: «Если бы ты мог выбрать, учиться в школе или нет, то выбрал бы...». 61% респондентов выбрали школу. Итак, данный факт указывает на относительно благополучный психологический климат и ощущение психологической комфортности подростков в школе. 54% подростков отметили, что здесь они чувствуют себя в безопасности; затруднились ответить на данный вопрос 36% подростков и 11% - ответили отрицательно. Среди них оказались подростки, которые предпочли обычным занятиям в школе дистанционное обучение (28%). 11% опрошенных не хотят посещать школу. Проиллюстрируем сказанное ответами подростков: «Вообще бы не ходил в школу»; «Дома лучше»; «Мне нравится учиться дома».

На вопрос: «Что больше всего тебя беспокоит?», 55% подростков на первое место поставили болезни. Вероятно, такая ситуация является следствием напряженности современной социальной жизни, большим уровнем заболеваемости во время пандемии. Этот факт можно объяснить тем, что подростки в семье, несомненно, слушают разговоры взрослых о проблемах в области медицины в Республике Хакасия, о том, что медицинское обслуживание стало сегодня очень дорогим для большинства семей, поэтому многие подростки отмечали, что «здоровье нужно беречь».

На втором месте оказался страх получения двойки - 39% выбора; отвечать у доски боятся 28% школьников. У 22% подростков присутствует боязнь отвержения друзьями (одноклассниками) и боязнь оказаться посмешищем среди них. Тревожным является то, что 11% подростков указали на жестокое отношение к себе среди одноклассников. Несмотря на общее благоприятное впечатление подростков о школьной жизни, очевидным является факт дискомфортного состояния подростков в учебной деятельности. Тревожным результатом можно назвать и наличие отрицательного отношения сверстников, которые могут проявлять в отношении киргизов насмешки или жестокое обращение. Большинство подростков-киргизов имеют друзей и среди русскоязычных сверстников. В своих друзьях они ценят такие нравственные качества, как честность, взаимопонимание, доверие, скромность, общительность, преданность и верность, искренность, доброту, умение выслушать.

Следующая группа вопросов касалась психологической и эмоциональной удовлетворенности подростков внутрисемейными отношениями. Все подростки отметили, что родители их любят и определенным образом проявляют свою любовь. 72% опрошенных отметили, что родители постоянно интересуются их успехами. 39% указали, что внимательно их выслушивают, когда они этого хотят. При этом 33% из них отметили, что в качестве проявления любви родители покупают все, что им захочется. 22% подростков ответили, что родители говорят им о своей любви, а 11% отметили, что они с родителями занимаются интересными делами. 71,4% подростков показали, что родители постоянно общаются, разговаривают с ними, когда им это необходимо. Это трактуется нами как свидетельство внимательного отношения родителей к нуждам и потребностям подростка, несмотря на многодетность семьи.

Следующий вопрос имел проективный характер: подросткам следовало ответить на вопрос о том, к кому бы они обратились в первую очередь, если бы попали в трудную жизненную ситуацию. Получены следующие ответы: 53,6% подростков указали родителей, 28,6% выбрали друзей, 10,7% отметили родственников (брата или сестру) и только 7,1% подростков доверились бы педагогам.

Корректно изучались также методы воспитания ребенка в семье через восприятие подростков. На вопрос: «Как тебя наказывают родители, когда ты провинишься?», 46,4% подростков отметили, что их иногда наказывают или ругают родители; 28,6% сказали о том, что их никогда не наказывают. Среди способов наказания подростки отметили следующие: объясняют, что «так нельзя» и почему (78%); запрещают гулять 50% родителей; лишают карманных денег (45%). Часть подростков указали на то, что родители в качестве наказания запрещают пользоваться компьютером или телефоном (39%); кричат и ругаются - 33% родителей. И только двое подростков (7,1%) отметили, что иногда родители за какие-то проделки могут шлепнуть.

Итак, ответы детей свидетельствуют об отсутствии жестких наказаний в киргизских семьях и указывают на готовность родителей к диалогу с подростком.

Рассмотрим далее ответы респондентов на важный вопрос о языке общения в семье. 89% подростков отметили, что родители общаются с ними на двух языках: «киргизском и русском», в то же время 11% родителей разговаривают с детьми только на родном языке. Очевидно, что общение родителей с детьми в киргизских семьях имеет тенденцию к двуязычию при сохранении приоритета родного языка.

Подводя итоги исследования, отметим: социальное самочувствие подростков киргизской диаспоры, проживающей в столице Республики Хакасия, в целом свидетельствует о благоприятном состоянии. Основанием для такого вывода

послужили исследовательские данные по многим важным параметрам. В частности, обнаружены благоприятная атмосфера в большинстве семей, наличие родительской любви и внимательного отношения к детям, близкие отношения с родственниками, которые проявляют заботу друг о друге. Кроме того, преимущественное общение на родном языке показывает устремленность к взаимопониманию в семье. Активное функционирование киргизско-русского двуязычия свидетельствует о том, что процессы социализации подростков имеют позитивные перспективы в поликультурном сообществе.

Выявлено, что большинство подростков испытывают комфортное состояние не только в семье, но и в школе с представителями, как своей национальности, так и с другими русскоязычными. Отмечено, что для многих из них нацио-

Библиографический список

нальность друга не имеет значения. Большинство подростков заняты в системе дополнительного образования, они посещают бассейн, спортивный зал, художественную школу, имеют хобби, занимаются спортом, компьютером, изобразительной деятельностью.

Не претендуя на исчерпывающее исследование, отметим, что проделанная локальная работа открывает множество перспективных направлений для проведения научных исследований в сфере межкультурной и межличностной коммуникации подростков, влияния семейных традиций на процессы социализации детей, воздействия семьи на личностные установки современных подростков, гражданско-патриотическую идентификацию и получение профессионального образования именно в нашем регионе.

1. Социология: Энциклопедия. Составители А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, ГМ. Евелькин, ГН. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. Available at: https:// platona.net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/sociologija_ehnciklopedija/23-1-0-1584

2. Милитарев А. О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции). Диаспоры. Независимый научный журнал. Москва: Высшая гуманитарная школа имени С. Дубнова при поддержке группы «Ариэль», 2005; № 3: 8 - 17.

3. Многонациональная Хакасия: общественные организации этнической направленности. Абакан, 2018.

4. Грачев А.А., Русалинова А.А. Социальное самочувствие человека в организации. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-cheloveka-v-organizatsii/viewer

5. Крысько В.Г. Словарь-справочникпо социальной психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2003. Available at: http://www.knigka.su/nauchJit/psih_fil/321930-slovar-spravochnik-po-socialnojj-psikhologii.html

6. Русалинова А.А. Социальное самочувствие подростков с опытом пребывания в маргинальной среде. Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php7page.ru

7. Русалинова А.А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема. Вестник СПбГУ. Серия 6. 1994; Выпуск 1: 49 - 60.

References

1. Sociologiya: 'Enciklopediya. Sostaviteli A.A. Gricanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel'kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereschenko. Minsk: Knizhnyj Dom, 2003. Available at: https://platona. net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/sociologija_ehnciklopedija/23-1-0-1584

2. Militarev A. O soderzhanii termina «diaspora» (k razrabotke definicii). Diaspory. Nezavisimyj nauchnyj zhurnal. Moskva: Vysshaya gumanitarnaya shkola imeni S. Dubnova pri podderzhke gruppy «Ari'el'», 2005; № 3: 8 - 17.

3. Mnogonacional'naya Hakasiya: obschestvennye organizacii 'etnicheskoj napravlennosti. Abakan, 2018.

4. Grachev A.A., Rusalinova A.A. Social'noesamochuvstviecheloveka vorganizacii. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-cheloveka-v-organizatsii/ viewer

5. Krys'ko V.G. Slovar'-spravochnik po social'noj psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2003. Available at: http://www.knigka.su/nauch_lit/psih_fil/321930-slovar-spravochnik-po-socialnojj-psikhologii.html

6. Rusalinova A.A. Social'noe samochuvstviepodrostkov s opytom prebyvaniya v marginal'noj srede. Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php7page.ru

7. Rusalinova A.A. Social'noe samochuvstvie cheloveka v sovremennom mire kak nauchnaya problema. Vestnik SPbGU. Seriya 6. 1994; Vypusk 1: 49 - 60.

Статья поступила в редакцию 23.12.20

УДК 372.881.116

Chesnokova N.E., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: chesnokova_ne@mail.ru

TEACHING WRITING TO NON-LINGUISTIC BACHELOR STUDENTS AT A UNIVERSITY. The article deals with the problem of teaching written business communication to non-linguistic bachelor students due to the transition to Federal state educational standards of the third generation ++. The aim is to analyze and find the most effective tools and methods of training. The paper considers the concept of business communication, which includes the ability to compose and fill in documents, write letters, plans, a resume. It analyzes the definition of written speech, its psychophysiological basis and its relationship with other types of speech activity. Based on the division of written activity into writing and written speech, as well as typical difficulties identified during the survey of students, it is proposed to organize step-by-step work for the formation of this type of skills. When working on spelling and vocabulary, it is suggested using electronic resources such as proprofs, quizlet, which contribute to the development of memory, attention, thinking and support the interest and motivation of students. When teaching different types of writing, it is recommended to consider the stages of skill formation adopted in the communicative method: perception/ imitation, substitution, transformation, reproduction. The paper describes the types of exercises and their advantages in teaching written communication, forms of control and the role of the teacher in this activity.

Key words: foreign languages, non-linguistic students, written speech, business communication, writing, motivation.

Н.Е. Чеснокоеа, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: chesnokova_ne@mail.r

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Исследуется проблема обучения письменной деловой коммуникации на иностранном языке студентов-бакалавров в неязыковом вузе в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС 3++). Цель исследования заключается в анализе существующих подходов и выявлении методов и приёмов работы по совершенствованию навыков и развитию умений письменной речи студентов-бакалавров в новых условиях. Рассматривается понятие деловой коммуникации, включающее в себя способность составлять и заполнять документы, писать письма, план, резюме. Анализируется определение письменной речи, её психофизиологические основы и взаимосвязь с другими видами речевой деятельности. На основе разделения письменной деятельности на письмо и письменную речь, а также типичных трудностей, выявленных при анкетировании студентов, предлагается организация поэтапной работы для развития этого вида умений. При работе над орфографией и лексикой предлагается использовать электронные ресурсы proprofs, quizlet, способствующие развитию памяти, внимания, мышления и поддерживающие интерес и мотивацию студентов. При обучении различным видам письма рекомендуется учитывать стадии формирования навыков, принятые в коммуникативной методике: восприятие/имитация, подстановка, трансформация, репродукция. Описываются виды упражнений и их преимущества при обучении письменной коммуникации на иностранном языке, формы контроля и роль преподавателя в этой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: иностранные языки, студенты неязыкового вуза, письменная речь, деловая коммуникация, письмо, мотивация.

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения (ФПОС ВО 3++) внёс изменения по ряду дисциплин, в том числе и по иностранному языку. Дисциплина «Иностранный язык» является обязательной в структуре всех программ бакалавриата, она

представлена в базовом блоке наряду с такими дисциплинами, как «Правоведение», «Основы проектной деятельности», «История», «Философия», «Физическая культура и спорт», «Безопасность жизнедеятельности» и нацелена на формирование у обучаемых универсальной компетенции УК-4 [1]. В результате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.