Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДИАСПОРЕ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЮГЕ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА'

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДИАСПОРЕ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЮГЕ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / ценностные ориентации / семейное воспитание / семейные ценности / народные традиции в семье / value / value orientations / family education / family values / folk traditions in family

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М.Я. Добря, Т.А. Дорофеева

Данная статья содержит характеристику понятий «ценности», «семейные ценности», «ценностные ориентации» в философском, социологическом, психолого-педагогическом аспектах. Целью исследования является анализ ценностных ориентаций семейного воспитания в этнической диаспоре немцев, проживающих на юге Южно-Сибирского региона. В число семейных ценностей включаются любовь, сексуальные отношения, дети, совместный быт, родные и близкие, здоровье, взаимопонимание между членами семьи, следование семейным и народным традициям. В статье проводится анализ проведенного авторами анкетирования двух возрастных групп семей этнических немцев, которое помогает обозначить основные ценностные ориентации семейного воспитания в следующих сферах: модель семейного воспитания, знание и следование народным традициям, оценка педагогических знаний и педагогической культуры родителей, родительская оценка взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Подчеркивается, что получение общей картины о реальном состоянии проблем семейного воспитания современных родителей, представляющих национально-культурную группу немцев, необходимо в определении влияния социальных факторов на трансформационные процессы семьи, включая воспитание и образование детей в условиях поликультурности российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE VALUE SYSTEM IN FAMILY EDUCATION IN THE DIASPORA OF ETHNIC GERMANS LIVING IN THE SOUTH SIBERIAN REGION

The article contains the characteristics of the concepts “values”, “family values”, “value orientations” in the philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects. The goal of the research is an analysis of family education’s value system in ethnic community of Germans living in the South Siberian region. Family values include love, sexual relations, children, living together, relatives and friends, health, mutual understanding between family members, adherence to family and folk traditions. The research is basis on the questionnaire survey of two ethnic German family age group, which help to define the main value orientations of family education in the spheres: a model of family education, knowledge and following to nation traditions, the mark of pedagogical knowledge and pedagogical culture of parents, parental assessment of the interaction between the educational institution and the family. The article highlights getting the real state of family education problem in national and culture group of Germans because it’s necessary to define the effect of social context on transformational process of family including children’s personal development and education under the condition of political correctness in Russian society. The reported study is funded by RFBR, project number 20-013-00661.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДИАСПОРЕ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЮГЕ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА»

Применение предлагаемого инструментария даст возможность руководителям институционального уровня управления высших учебных заведений творчески сформировать эффективную политику научной и научно-технической

Библиографический список

деятельности и принять меры по ее реализации. Дальнейшие исследования будут заключаться в адаптации разработанных концептуальных основ на примерах отечественных вузов.

1. Романов В.А. Выбор модели, отражающей деятельность педагога и его подготовку в вузе. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, 2019: 93 - 99.

2. Концепция стратегии МФТИ 2015 - 2025 гг. Available at: https://MIPT.ru

3. Программа Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова. Available at: https://Lunn..ru

4. Гайсарова А.А. Стратегия предприятия: учебное пособие. Симферополь: КФУ имени В.И. Вернадского ИЭУ 2017.

5. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Санкт-Петербург: Питер, 2007.

6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник. Москва: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Ж.. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

8. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации (с изменениями на 7 сентября 2018 года). Available at: https:/itpgrad/ru

9. Никишкина Т.Ю. Диагностика системы управления вуза. Молодой ученый. 2016; № 7 (111): 920 - 924. Available at: https://moluch.ru/archive/111/27651/

10. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. Москва: Вильяме, 2004.

11. Салми Д. Создание университетов мирового класса. Москва: Весь Мир, 2009.

12. Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Формирование интегральной оценки инновационного развития предприятий. Финансы и кредит. 2013; № 40 (568). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-integralnoy-otsenki-innovatsionnogo-razvitiya-predpriyatiy

13. Hrebiniak L.G. Making strategy work: leading effective execution and change. 2nd ed. New Jersey: PH Professional Business, 2013. Available at: https://www.amazon.com/ Making-Strategy-Work-Effective-Execution/dp/0133092577

14. Боссиди Л., Чаран Р Исполнение. Система достижений цели. Москва: Альпина Паблишерз, 2011.

References

1. Romanov V.A. Vybor modeli, otrazhayuschej deyatel'nost' pedagoga i ego podgotovku v vuze. Sbornik materialov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2019: 93 - 99.

2. Koncepciya strategii MFTI2015 - 2025 gg. Available at: https://MIPT.ru http://MIPT.ru

3. Programma Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta imeni N.A. Dobrolyubova. Available at: https://Lunn..ru

4. Gajsarova A.A. Strategiya predpriyatiya: uchebnoe posobie. Simferopol': KFU imeni V.I. Vernadskogo I'EU, 2017.

5. Aaker D. Strategicheskoe rynochnoe upravlenie. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

6. Tompson A.A., Striklend A.Dzh. Strategicheskijmenedzhment. Iskusstvorazrabotkiirealizaciistrategii: uchebnik. Moskva: Banki i birzhi; YuNITI, 1998.

7. Mincberg G., Al'str end B., L'empel Zh.. Shkoly strategij. Strategicheskoe safari: 'ekskursiya po debryam strategij menedzhmenta. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

8. Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendacij po razrabotke i korrektirovke strategii social'no-'ekonomicheskogo razvitiya sub'ekta Rossijskoj Federacii iplana meropriyatijpo ee realizacii (s izmeneniyami na 7 sentyabrya 2018 goda). Available at: https:/itpgrad/ru

9. Nikishkina T.Yu. Diagnostika sistemy upravleniya vuza. Molodoj uchenyj. 2016; № 7 (111): 920 - 924. Available at: https://moluch.ru/archive/111/27651/

10. Druker P. 'Enciklopediya menedzhmenta. Moskva: Vil'yame, 2004.

11. Salmi D. Sozdanie universitetov mirovogo klassa. Moskva: Ves' Mir, 2009.

12. Yashin S.N., Soldatova Yu.S. Formirovanie integral'noj ocenki innovacionnogo razvitiya predpriyatij. Finansy i kredit. 2013; № 40 (568). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-integralnoy-otsenki-innovatsionnogo-razvitiya-predpriyatiy

13. Hrebiniak L.G. Making strategy work: leading effective execution and change. 2nd ed. New Jersey: PH Professional Business, 2013. Available at: https://www.amazon.com/ Making-Strategy-Work-Effective-Execution/dp/0133092577

14. Bossidi L., Charan R. Ispolnenie. Sistema dostizhenij celi. Moskva: Al'pina Pablisherz, 2011.

Статья поступила в редакцию 03.09.20

УДК 37.013; 37.018.1

Dobrya M.Ya., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: m.dobrya@mail.ru

Dorofeeva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: dorofeev_at@bk.ru

THE STUDY OF THE VALUE SYSTEM IN FAMILY EDUCATION IN THE DIASPORA OF ETHNIC GERMANS LIVING IN THE SOUTH SIBERIAN REGION.

The article contains the characteristics of the concepts "values", "family values", "value orientations" in the philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects. The goal of the research is an analysis of family education's value system in ethnic community of Germans living in the South Siberian region. Family values include love, sexual relations, children, living together, relatives and friends, health, mutual understanding between family members, adherence to family and folk traditions. The research is basis on the questionnaire survey of two ethnic German family age group, which help to define the main value orientations of family education in the spheres: a model of family education, knowledge and following to nation traditions, the mark of pedagogical knowledge and pedagogical culture of parents, parental assessment of the interaction between the educational institution and the family. The article highlights getting the real state of family education problem in national and culture group of Germans because it's necessary to define the effect of social context on transformational process of family including children's personal development and education under the condition of political correctness in Russian society. The reported study is funded by RFBR, project number 20-013-00661.

Key words: value, value orientations, family education, family values, folk traditions in family.

М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: m.dobrya@mail.ru

Т.А. Дорофеева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университета имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: dorofeev_at@bk.ru

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ДИАСПОРЕ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ,

ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЮГЕ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00661.

Данная статья содержит характеристику понятий «ценности», «семейные ценности», «ценностные ориентации» в философском, социологическом, психолого-педагогическом аспектах. Целью исследования является анализ ценностных ориентаций семейного воспитания в этнической диаспоре немцев, проживающих на юге Южно-Сибирского региона. В число семейных ценностей включаются любовь, сексуальные отношения, дети, совместный быт, родные и близкие, здоровье, взаимопонимание между членами семьи, следование семейным и народным традициям. В статье проводится анализ проведенного авторами анкетирования двух возрастных групп семей этнических немцев, которое помогает обозначить основные ценностные ориентации семейного

воспитания в следующих сферах: модель семейного воспитания, знание и следование народным традициям, оценка педагогических знаний и педагогической культуры родителей, родительская оценка взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Подчеркивается, что получение общей картины о реальном состоянии проблем семейного воспитания современных родителей, представляющих национально-культурную группу немцев, необходимо в определении влияния социальных факторов на трансформационные процессы семьи, включая воспитание и образование детей в условиях поликультурности российского общества.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, семейное воспитание, семейные ценности, народные традиции в семье.

Семья как важнейший компонент любого цивилизованного общества, являясь источником духовно-нравственного развития детей, формирует свод семейных ценностей у будущего поколения. Однако как любой социальный институт, семейные устои подвергаются различным изменениям в результате воздействия как внешних, так и внутренних причин. В эпоху трансформации общества происходит и трансформация семейных ценностей.

Наше исследовательское внимание сосредоточено на взаимосвязи семейных ценностей и установок и социального благополучия семей разных диаспор, проживающих на территории Южно-Сибирского региона. Данная статья посвящена изучению ценностных установок семейного воспитания в национально-культурной диаспоре немцев, проживающих на территории Курагинского района Красноярского края.

Как отмечают все исследователи, проблема семейных ценностей носит междисциплинарный характер и становится объектом изучения в различных областях знаний: философии, социологии, психологии, культурологии, педагогической аксиологии. В связи с широким пониманием данного научного феномена категория «ценности» рассматривается как предмет, явление; как значимое для человека; как отношение субъекта к другому субъекту или явлению; как инте-гративное свойство индивида. Проблеме изучения ценностей посвящены работы

B.Н. Архангельского, П.А. Сорокина, С.А. Давыдова и А.М. Роговой, М.С. Кагана, И.С. Кона, А.А. Ручки и др.

В философской мысли ценности предстают как «специфически социальные явления, некоторые проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания»; «как общественный предмет, в который вложен необходимый труд»; «своеобразная форма проявления отношения между субъектом и объектом» [1, с. 97].

В социологии под ценностями понимаются, прежде всего, «обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения» [1, с. 97], «социальное явление, социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов» [2, с. 48].

Кросскультурная психология в определение ценностных ориентаций как представлении иерархии ценностей вкладывает понятие «сложно организованных принципов, придающих стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» [3, с. 489].

В русле педагогической аксиологии дефиниция «ценности» предстает как «нравственный принцип воспитания как условие для воспитания нравственных отношений между педагогом и учащимися, как средство формирования интеллектуальной культуры - мыслей, чувств, переживаний» [5, с. 98]; ценностные ориентации - как «сознательные предпочтения или отвержения определенных способов поведения и удовлетворения потребностей, которые воздействуют на мотивацию поступков, мировоззрение людей [1].

При всем разнообразии трактовок ценности можно выделить основные ее признаки: оценочность, нормативность, свойство для удовлетворения потребностей, общественный характер, отношение к мотивационной сфере [5].

В науке существует достаточно большой корпус классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Опираясь на исследование С.А. Давыдова и А.М. Роговой, можно выделить ценности «1) по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые), 2) по субъекту (ценности общества, народа, нации, партии, коллектива, индивида), 3) по типу потребностей индивида (экономические, политические, религиозные и т.п.)» [6, с. 8].

Особое место в этой системе отводится ценностям семьи. Вслед за О.А. Шаваевой мы определяем их как «культивируемую в обществе совокупность представлений о семье, влияющую на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия» [4].

Научный интерес к семейным ценностям обусловлен процессами модернизации и трансформации современного общества, семьи, их влиянии на социальное благополучие семьи, на выбираемую и создаваемую семьей модель семейного воспитания.

Иерархия семейных ценностей затрагивает все сферы жизнедеятельности: духовно-нравственную, материальную, экономическую, сферу родительства, родственных связей, установок и социальных ролей. Согласно исследованию

C.А. Давыдова и А.М. Роговой, в структуре семейных ценностей можно выделить два уровня: социальные ценности, которые составляют ядро семьи как социального института; индивидуальные ценности, которые выступают как компонент неустойчивый, изменчивый, складывающийся в общее семейное свойство в первые годы брака.

В число семейных ценностей учеными включаются любовь, сексуальные отношения, дети, совместный быт, родные и близкие, здоровье, следование традициям, взаимопонимание [1; 4].

Трансформация семьи проявляется в неравномерности, дисгармоничности между обозначенными группами семейных ценностей, представляющих собой демонстрацию выбора семьей определенных действий, поступков, моделей воспитания.

С целью изучения общей картины о реальном состоянии проблем семейного воспитания современных родителей, представляющих различные национально-культурные группы, группой ученых ХГУ имени Н.Ф. Катанова в рамках разработки проекта РФФИ «Влияние систем семейного воспитания современных диаспор на социальное благополучие и образование детей (на примере Южно-Сибирского региона)» (2020 - 2021 гг.) проведено исследование характера системы воспитания в семьях различных диаспор, проживающих в Южно-Сибирском регионе: Хакасии, Алтае, Туве, Курагинском, Шушенском и Минусинском районах Красноярского края.

Объектом эмпирического исследования стало проявление семейных ценностей в контексте системы семейного воспитания немцев, проживающих на юге сибирского региона. В исследовании принимали участие 20 семейных пар, представляющих национально-культурную диаспору немцев, проживающих на территории Курагинского района Красноярского края. Из них: у 8 семейных пар возраст родителей от 50 лет и выше (40% от общего числа семей, принявших участие в опросе), у 12 - возраст родителей от 30 до 50 лет (60% соответственно). Все семьи полные, социально благополучные.

Анкетирование затрагивало следующие сферы, имеющие влияние на формирование семейных ценностей и в определенной мере демонстрирующих их иерархию в современной семье: модель семейного воспитания, знание и следование народным традициям, оценка педагогических знаний и педагогической культуры родителей, родительская оценка взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

I. Анализ ответов первой группы респондентов (возраст родителей от 50 и выше).

Вопрос анкеты, раскрывающий ведущую роль воспитателя в семье, показал приметно одинаковое распределение ответов. Однако в 65%, согласно данным опроса, обязанности по воспитанию детей в семье лежат на матери, другие выборы составили 30% (указаны оба родителя) и 5% - старшее поколение (бабушки и дедушки). Родители знают, чем занимается их ребенок, все его интересы и склонности. В семье есть взаимопонимание, родители знают друзей своих детей, чем те занимаются.

В семье 1 - 2 ребенка, приемных детей нет Статистические данные количества воспитывающихся детей в семье позволяют готовить о сохранении тенденции к ориентации на одно- двухдетную семью и подтверждают процесс обесценивания многодетности при ценности родительства.

Респонденты данной возрастной группы с достаточно большим стажем родительства имеют взрослых детей и, соответственно, при ответе на вопросы анкеты о трудностях, возникающих у родителей при воспитании ребенка, чаще всего выбирают позицию «отсутствия трудностей», «знания проблем своих детей». Таким образом, мы полагаем, что у «возрастных» родителей сложился демократический стиль воспитания, что проявляется в сформированных семейных ценностях - уважении всех членов семьи, взаимопонимании.

Взаимодействие с детьми предполагает знание родителями того, что интересует ребенка, чему посвящено его свободное время. Ответы на вопросы анкеты показывают, что родители знают все проблемы своих взрослых детей, поэтому не возникают трудностей в их воспитании. Если появляются недоразумения, то, отмечают родители, они стараются объяснить своим детям, в чем они неправы. Разговаривают с ними, обсуждают все возникающие проблемы. Но в то же время 75% отмечают, что «редко их хвалят», так как считают, что это может привести к неправильным личностным установкам.

Следование народным традициям - одна из базовых семейных ценностей. В анкетах для родителей немецкой диаспоры был предложен закрытый вопрос о том, какие народные традиции используются в воспитании детей. Большинство респондентов (75%) отмечают, что, прежде всего, это приучение к домашнему труду и уважение к старшим. На вопрос: «Приводите ли в пример положительные поступки уважения к старшим?» практически все дали положительные ответы. 87,5% опрошенных стараются рассказывать своим детям о положительных чертах в характерах и поступках их родственников, соседей, об отношениях их с окружающим миром. Поэтому с детства приучают своих детей принимать гостей, уметь приветливо встретить их и беседовать, вести домашнее хозяйство.

Родителям был предложен вопрос, раскрывающий, по мнению опрашиваемых, причины совершения детьми положительных и отрицательных поступков. Данные показывают, что 75% «зрелых» родителей считают, что на поведение современных детей решающее влияние оказывает Интернет и в меньшей степени - семейные традиции.

Свои педагогические знания родители черпают из педагогической литературы, но в то же время отмечают, что эти знания слишком общие. Поэтому на вопрос: «Какие меры, на ваш взгляд, необходимы для улучшения воспитания в семье» 75% респондентов ответили, что им необходимы консультации для родителей. Следовательно, независимо от родительского стажа, респонденты осознают значимость и недостаточность педагогических знаний, особенно в современных условиях изменяющегося общественного уклада жизни.

Родительская оценка взаимодействия образовательного учреждения и семьи данной возрастной группой показала абсолютный положительный результат, в ответах указано, что работа образовательных учреждений, педагогов, которые работают непосредственно с детьми, полностью удовлетворяет родителей.

II. Анализ ответов второй группы респондентов (возраст родителей от 30 до 50 лет).

В иерархии семейных ценностей данной возрастной группы на первом месте стоит воспитание детей. При этом в ней также сохраняется тенденция к формированию одно- двухдетной семьи (в семье 1 - 2 ребенка), что позволяет сделать предположение о том, что современный молодой родитель, осознавая значимость детства, при этом демонстрирует снижение потребности семьи в детях, объясняя малочисленность семьи стремлением к более качественному обеспечению ребенка материальными благами, самореализацией вне семейных отношений, построением карьеры.

По ответам на вопросы анкеты можно утверждать, что в большинстве случаев воспитанием занимаются оба родителя (70%). Данные ответы показывают, что молодые родители чаще выбирают равные доли ответственности за воспитание ребенка, придерживаются демократичного стиля воспитания. Кроме того, нами отмечена 20% доля среди опрошенных семей, в которых в качестве равноправных воспитателей детей выступают бабушка и дедушка, проживающие вместе с ними.

Ответы на вопросы, призванные раскрыть особенности взаимодействия родителей и детей, показали здоровую тенденцию осознанного родительства, ответственность за формирование личности ребенка, заботу родителей о здоровье, образовании, воспитании детей.

Родители отмечают, что они знают о здоровье, особенностях воспитания своих детей (85% из общего числа опрошенных данной группы), приемных детей нет.

Родители много внимания уделяют своим детям, отдыхают вместе с ними. Есть общие увлечения. Знают всех друзей, их интересы. Среди трудностей в воспитании своего ребенка выявлены следующие: непослушание ребенка (15% от общего числа молодых родителей), вредные привычки (10% от числа опрошенных в данной возрастной группе), среди которых родители указали большое количество времени, проводимое за компьютером; недостаточное соблюдение режима сна.

На вопрос: «Что больше беспокоит в ваших детях» 66,7% респондентов ответили: «Потеря интереса к учебе». Это говорит о ценности образования детей, о том, что родители беспокоятся о будущем своих детей, желают, чтобы они получили хорошее образование, нашли достойную работу.

На вопрос: «Каким образом воздействуете на детей, когда они не слушаются» родители данной возрастной группы указали следующее: объясняют неправильное поведение (58,3%), наказывают своих детей за плохое поведение (50%),

Библиографический список

в качестве наказания выбирают способ лишения ребенка интересного для него занятия, сладостей. Но в то же время отмечают (75%), что часто хвалят своего ребенка.

Нас особенно интересовал вопрос сохранения народных традиций в системе семейного воспитания представителей разных национальностей. На закрытый вопрос: «Какие народные традиции используете в воспитании детей?», практически все (95%) опрошенные этнические немцы указали на приучение к домашнему труду (87%), совместные праздники или гуляния (особо отметив на те, что имеют отношение к своей национальной культуре - католическая Пасха, празднование Рождества) (95%), умение встретить гостей, соблюдая народные обычаи (67%), уважение к старшим (100%).

На вопрос: «Без каких традиций предков невозможно воспитание детей в современной жизни?» 90% респондентов данной возрастной группы отметили «национальные, семейные, культурные традиции». Но в то же время затруднились ответить на вопрос о том, почему современная семья испытывает трудности в воспитании. 30% причину трудностей видят в отсутствии опоры на народные традиции. Это говорит о том, что семейные традиции передаются из поколения в поколение, семья старается их поддерживать и воспитывать в своих детях.

Ответы молодых родителей о значении семейных традиций в воспитании ребенка показали, что респонденты (83% выборов) склонны связывать большее влияние на поведение детей примеров из СМИ, Интернета, нежели установок, идущих от семейных и народных традиций.

Вопросы, имеющие отношение к педагогической образованности родителей как ценностной ориентации в воспитании детей, показали, что свои педагогические знания родители получают из средств массовой информации (85% опрошенных) и своего жизненного опыта (92% выборов). Но в то же время для обогащения своего педагогического опыта родители не отказались бы от профессиональных консультаций (данную позицию выбрали 65% респондентов данной возрастной группы). Они считают, что повышение педагогической культуры родителей является основой совершенствования семейного воспитания.

Родительская оценка взаимодействия образовательного учреждения и семьи, в отличие от более старшей возрастной группы, раскрыла такие проблемы, как более тесные контакты педагогов образовательного учреждения с семьей, необходимость организации совместных мероприятий. Так, ответы респондентов, имеющих детей 8 - 12 лет, вскрыли, что работа образовательных учреждений, педагогов, которые работают непосредственно с детьми, не совсем полностью удовлетворяют родителей. 15% отметили, что существует проблема отношений ребенка и педагога. 33,3% неудовлетворены организацией работы образовательного учреждения.

Таким образом, общая картина о реальном состоянии семейного воспитания современных родителей, представляющих национально-культурную диаспору немцев, выглядит следующим образом. Независимо от возраста респондентов, все отмечают важность семейного воспитания и семейных традиций в формировании личности ребенка. Поэтому семья занимает активную позицию в воспитании ребенка, знает его проблемы и сложности. В современных условиях трансформации семьи и иерархии семейных ценностей все респонденты отмечали необходимость сохранения национальных и культурных традиций и их влияние на растущее поколение. При этом в более младшей возрастной группе родителей следование народным традициям является одним из важных компонентов в системе семейного воспитания, тогда как родители, чей возраст от 50 и выше, отмечают преобладающее влияние Интернета, СМИ на поступки детей, что подтверждает процессы трансформации социально-культурных ценностей и норм современной семьи.

1. Дюльдина Ж.Н., Шустова Л.П. Категории «ценность» и «семейные ценности» в философских, психологических и социально-педагогических науках. Современные наукоемкие технологии. 2016; № 11-1: 96 - 99. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36365

2. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Санкт-Петербург: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1999.

3. Лебедева Н.М. Этнопсихология. Москва: Издательство Юрайт, 2020.

4. Шаваева О.А. Семейные ценности как объект социально-философского анализа. Научный журнал КубГАУ. 2014; № 96 (02). Available at: http://ej.kubagro.ru/2014/02/ pdf/22.pdf

5. Каган М.С. Философская теория ценностей. Санкт-Петербург, 1997.

6. Давыдов С.А., Рогова А.М. Формирование семейных ценностей молодого поколения в период трансформации хозяйственной системы (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Санкт-Петербург, 2010.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Dyul'dina Zh.N., Shustova L.P. Kategorii «cennost'» i «semejnye cennosti» v filosofskih, psihologicheskih i social'no-pedagogicheskih naukah. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; № 11-1: 96 - 99. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36365

2. Sorokin P Prestuplenie i kara, podvig i nagrada. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Russkogo Hristianskogo gumanitarnogo instituta, 1999.

3. Lebedeva N.M. 'Etnopsihologiya. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2020.

4. Shavaeva O.A. Semejnye cennosti kak ob'ekt social'no-filosofskogo analiza. Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2014; № 96 (02). Available at: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/22.pdf

5. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennostej. Sankt-Peterburg, 1997.

6. Davydov S.A., Rogova A.M. Formirovanie semejnyh cennostejmolodogopokoleniya vperiod transformacii hozyajstvennojsistemy (na primere Sankt-Peterburga iLeningradskoj oblasti). Sankt-Peterburg, 2010.

Статья поступила в редакцию 08.09.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.