Научная статья на тему 'Представления о семье у современной молодежи'

Представления о семье у современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
988
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДНОСТЬ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / RITUAL / FAMILY / FAMILY VALUES / TERMINAL VALUES / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Афанасьева Лира Иппатьевна, Сивцева Кира Николаевна

В статье рассматриваются представления современной молодежи о семье и семейных ценностях. Исследование проведено среди студентов психолого-педагогического направления, как будущих специалистов по социальной работе, в том числе с семьей. Для выявления иерархии ценностных ориентаций молодежи были использованы опросник терминальных ценностей Семина А.Г., который включает себя такие понятия как семья, профессиональная деятельность, обучение и образование, увлечения, общественная жизнь; индивидуальные беседы; диспуты в контексте полученных данных. Параллельно проводится сравнение с понятием традиционного уклада семьи коренных народов, проживающих на Северо-Востоке России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Афанасьева Лира Иппатьевна, Сивцева Кира Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF THE FAMILY IN MODERN YOUTH

The article discusses the ideas of modern youth about family and family values. The study was conducted among students of psychological and pedagogical direction, as future specialists in social work, including with the family. To identify the hierarchy of value orientations of youth, a questionnaire of terminal values was used by Semin A.G., which includes such concepts as family, professional activities, training and education, hobbies, social life; individual conversations; disputes in the context of the data. At the same time, a comparison is made with the concept of the traditional way of life of the indigenous people living in North-East Russia.

Текст научной работы на тему «Представления о семье у современной молодежи»

что свидетельствует о наличие психологических и социальных проблем развития. В процессе проведенной коррекционной, воспитательной работы по некоторым показателям видна положительная динамика - это снижение уровня тревожности, повышение уровня социализации, но один показатель остался неизменным (возможно из-за того, что работа велась только с детьми).

Необходимо отметить, что прежде, чем начать работу в лагере каждый педагог, вожатый, воспитатель проходит курс обучения. В процессе подготовки педагогов идет блок лекций по возрастной психологии: воспитатели должны очень четко понимать, для какого возраста характерны те или иные особенности развития. В соответствии с ними выстраивается вся воспитательная работа.

Выводы. Подведя итог вышесказанному, подчеркнем, что воспитательная деятельность была направлена на разрушение определенных негативных установок, представлений, псевдо ценностей, стереотипов поведения и обращена на формирование нового положительного опыта, с целью достижения самореализации личности в обществе. Это разрушение проявляется в изменении взглядов, переоценке жизненных ценностей.

Литература:

1. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы Избранные труды. М.: Юрайт, 2018. - 324 с.

2. Макаренко А. С. Трудовое воспитание / Сост. и авт. вступ. ст. Л. Ю. Гордин. Минск: Нар.асвета, 1977. 256 с.

3. https://vsetesti.ru/

Педагогика

УДК: 37.01

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Сивцева Кира Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматриваются представления современной молодежи о семье и семейных ценностях. Исследование проведено среди студентов психолого-педагогического направления, как будущих специалистов по социальной работе, в том числе с семьей. Для выявления иерархии ценностных ориентаций молодежи были использованы опросник терминальных ценностей Семина А.Г., который включает себя такие понятия как семья, профессиональная деятельность, обучение и образование, увлечения, общественная жизнь; индивидуальные беседы; диспуты в контексте полученных данных. Параллельно проводится сравнение с понятием традиционного уклада семьи коренных народов, проживающих на Северо-Востоке России.

Ключевые слова: обрядность, семья, семейные ценности, терминальные ценности, ценностные ориентации.

Annotation. The article discusses the ideas of modern youth about family and family values. The study was conducted among students of psychological and pedagogical direction, as future specialists in social work, including with the family. To identify the hierarchy of value orientations of youth, a questionnaire of terminal values was used by Semin A.G., which includes such concepts as family, professional activities, training and education, hobbies, social life; individual conversations; disputes in the context of the data. At the same time, a comparison is made with the concept of the traditional way of life of the indigenous people living in North-East Russia.

Keywords: ritual, family, family values, terminal values, value orientations.

Введение. Современную семью изучают и философы, и историки, этнографы, социологи и демографы, экономисты и юристы, специалисты по этике и эстетике, физиологи, медики, психологи и педагоги.

В семье ребенок воспринимает окружающий мир таким, каким его подают родители. В семье зарождаются его симпатии, потребности, интересы, модель поведения. Ребенок копирует, подражая взрослым и, так закладываются основы личности. Но стоит отметить, что жизнедеятельность семьи, ее нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь уклад ее в свою очередь является отражением жизни всего общества. В статье представлен анализ результата исследования по выявлению представлений о семейном укладе жизни, семейных традициях, функциях у студентов педагогического института СВФУ, проведенного в период с 2014 г. по 2017 г. Исследование представлений о семейном укладе жизни, функциях семьи у студентов педагогического института СВФУ представляется важным и интересным. Будучи бакалаврами психолого- педагогического направления, в недалеком будущем от них будет зависеть представление о семье у обучающихся в школе, в учреждениях дополнительного образования. Также юношеский возраст является периодом интенсивного становления личности - ее ценностных ориентаций, мировоззрения, устремлений, новых жизненных планов.

Изложение основного материала статьи. За основу принимаем трактовку определения семьи, которое дает исследователь А.Я Варга: «Семейная система - это группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями». Основными характеристиками семьи являются: динамика, функции, структура (Голод С.И., Елизаров А.Н., Г. Навайтис, Мацковский М. С., Эйдемиллер Э.Г. и др.). «Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим». В традиционной внутрисемейной иерархии народов Севера отчетливо прослеживается место главы семьи. Глава семьи у коренных народов, проживающих на Северо-Востоке России, во-первых, осуществляет функцию оценки - это заключается в авторитетной, мудрой и

своевременной оценке различных индивидуальных, групповых ситуаций. Во-вторых, он выполняет мобилизующую функцию, т. е. формирует семейную политику и проводит ее в практическую жизнь.

Исследование представлений о семье проводилось с помощью разных методов: были проведены индивидуальные беседы со студентами, организованы диспуты на тему: «Современная семья», а также использовали опросник терминальных ценностей (ОТЦ) Семина И.Г., который помогает выявить иерархию ценностных ориентаций человека. Терминальные ценности представлены в 5 позициях - это семья, профессиональная деятельность, обучение и образование, увлечения, общественная деятельность. Опросник основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Методика позволяет оценить как общую выраженность каждую из терминальных ценностей, так и их представленность в различных сферах жизни человека. В анкетировании приняло участие 135 респондентов.

Таблица 1

Распределение ответов студентов по методике ОТЦ

№ Терминальные ценности всего % девушки % юноши %

1 Семья 61 62 55

2 Профессиональная деятельность 67 63 71

3 Обучение и образование 70 71 65

4 Увлечения 75 77 71

5 Общественная жизнь 80 78 76

В шкале ценностей «семья» в группе испытуемых респондентов оказалась на последнем месте. К нашему удивлению ценность «семья» у молодежи оказалась на пятом месте. «Семья» для студентов Педагогического института не является первоочередной по важности ценностью. Причина данного явления, заключается в том, что, студентам примерно по двадцать лет и большинство из них не задумывается о браке в данном возрасте. Судя из ответов, они считают, что надо состояться как профессионал, а потом «строить семью», так ответили 65% юношей и 76% девушек.

По гендерным различиям три последние ценности у девушек и юношей одинаковые. Анализируя опрос, выявили также, что на первом месте у большинства девушек и юношей находится «общественная жизнь». Современной молодежи важна популярность в социальных сетях, 78% у девушек, 76% - юношей. На втором месте у молодежи находится хобби, творчество, спорт 71% у юношей и 77% - девушек.

На третьем месте актуальным считается у молодежи «образование» 71%- девушек и 65%- юношей. На вопрос: «Когда можно вступать в брак?» респонденты ответили следующим образом: 60% девушек считает, что необходимо вступать в брак после окончания вуза. А молодые люди после 30 лет 58%, 42% после того, как найдут хорошую работу. На вопрос: «Нужно ли ставить штамп в паспорте?» большинство респондентов ответили, что принимают узаконенные отношения. Но есть и 51% из опрошенных юношей и 53% девушек считают приемлемым гражданский брак.

Идея о том, что возможность проживания совместно двух людей стала широко обсуждаться со второй половины 20 века. Данное обстоятельство возникло на фоне либерализации отношений между людьми одного пола. Молодежь, исходя из бесед и опроса, относится толерантно к однополым бракам. Данный факт указывает о том, что семья в меньшей степени рассматривается как выполняющая воспитательные функции, функции первичной социализации ребенка. Не все студенты смогли ответить на вопрос: «Какой должна быть современная семья». На вопрос: «Сколько детей необходимо для счастливой семьи?», студенты выбрали троих детей -50%, двоих - 28%, один - 22%.

Для того, чтобы иметь детей в семье, указывает молодежь, необходим «уровень материального благосостояния». Это отметили 90% девушек, 84% юношей. На благоприятные жилищные условия указывают 69% юношей и 70% девушек. На распределение семейных ролей респонденты распределились таким образом: муж как «добытчик» семьи 57% считают юноши и 70% девушки. «Хранительницей домашнего очага» должна быть супруга, так считает 58% девушек и 92% юношей, «крепкой» будет считаться семья, если мужчина и женщина любят друг друга - 92% юноши, 82% девушки. Составляющим крепких отношений лежит «доверие», «искренность отношений», так считает 81% юноши, для девушек главным является «постоянство» и «единство, понимание» 78%. На вопрос: «Что разрушает брак?» Респонденты выделили «измены», «вредные привычки», «недоверие», «ложь», и «эгоизм».

Семейные традиции и обычаи делятся на два вида: традиции общности (этнической) и традиции отдельно взятой семьи (именные, фамильные). Есть такое явление, как отжившие семейные традиции, которые уже не используются народом. Они, уже не отвечающие ритму новой жизни, достаточно быстро теряют свою значимость.Так, исчезли следующие обряды:

- связанные с культом огня и духа - хозяина домашнего очага;

- связанные с культом духов - покровителей семьи, рода (деревянные куколки, фигурки -эмэгэт ит.д.);

- связанные с охотой;

- связанные с культом природы и предков;

- связанные с культом божеств «Айыы», т.е. добрых духов.

Необходимо отметить тот факт, что из некоторых обрядов сохранились только элементы: так, в некоторых улусах, районах и то редко, формально соблюдаются некоторые запреты по отношению к огню или к отдельным сакральным местам и предметам.

В свадебной обрядности ярче всего проявлялось национально - специфичное. Последнее десятилетие, изучив свадебную обрядность в Республике Саха (Якутия) выявили, что от 72% до 92% регистрации браков происходит в торжественной обстановке, с соблюдением всех гражданских свадебных церемоний. Это такие свадьбы, как: без традиционных элементов (в городе 18%, в селе - (11,2%); с некоторыми традиционными элементами (в городе - 42%, в селе 80%); и традиционная ( в городе нет, в селе - 0,8%). Молодые люди считают, что заключение брака - это очень важное мероприятие в жизни человека. Так считают 75% опрошенных респондентов. Таким образом, складываются новые формы свадебного торжества, из частной формы превращается в общественное празднество.

Близкое проживание старших с молодыми супругами приводит к избытку контактов и морально-психологической напряженности, на это указывают 56% опрошенных молодых супругов проживающих в городе. Конечно, вопрос совместного или раздельного проживания с родителями решается индивидуально, но в городском социуме такая практика более распространена, чем на селе.

Практика показывает, что совместное проживание молодых семей с родителями зависит от традиций, согласно которой не следует оставлять своих родителей одинокими. Сохранение в сельской местности данной традиции совместного проживания старых родителей с молодыми отвечает, прежде всего, требованиям гуманности по отношению как к молодому, незнающему в житейских делах практически ничего, так и к его родителям. Так, среди опрошенных молодых семей, с родителями живут 43% на селе, 18% в городе.

Выше опрос показал, что 50% молодых людей хотели бы иметь троих детей. В основном такой результат показали молодые люди, живущие на селе, т.к. в современных селах предпочтительнее иметь многодетную семью.

Исследователи называют ряд объективных условий, содействующих развитию такой семьи. Первое, это то, что женщины не заняты в сельской местности в жестко регламентированном общественном производстве, второе, близость с природой благоприятно влияет на воспитание и развитие подрастающего поколения. Третье условие это то, что на селе сравнительно больше времени уделяется вниманию семье, детям, домашнему хозяйству. Поэтому, на наш взгляд, количество многодетных семей больше в сельском социуме.

Данные о брачности у молодежи показывают, что в целом ее активность в создании семьи довольно высокая, хотя неодинаковая в разных районах (улусах) республики. Большая разница в брачности отмечается у молодых женщин в возрасте 18- 19 лет и 20-24 лет по сравнению с молодыми мужчинами этого возраста.

Выводы. Семья отдает культурное наследство, которым располагают народ и общество на определенном этапе развития. И при этом каждая отдельная семья создает свою собственную культурную среду, которая определяет особенности формирования культурных ориентаций.

Новое поколение перенимает от родителей родной язык, нормы поведения, морально-этические правила, обряды, обычаи, эстетическое отношение к действительности, т.е. получает ориентацию на все жизненные ценности. Благодаря этому семья обеспечивает единство непрерывности культурных традиций народа.

Литература:

1. Андросова, М.И., Афанасьева, Л.И. Этнокультурные традиции семейного воспитания народов Северо-Востока России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - выпуск 55, часть 6 С. 10-17.

2. Николаев, С. И. Народ Саха / Сомоготто. - Якутск: Якутский край, 2009. - 300 с.

3. Наслежно-улусное социальное воспитание. Ч. 1 и 2 / Под ред. Д.А. Данилова и А.Г. Корниловой. М.: РАО, 1997. - 127 с.

4. Репринцева, Г.И., Азизова, Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: Учебно-метод. Пособие / Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова - М.: ФОРУМ, 2013. - 304 с.

Педагогика

УДК 37.022

доктор педагогических наук, профессор Архипова Алевтина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар);

кандидат педагогических наук, доцент Пичкуренко Елена Андреевна

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Кубанский социально-экономический институт» (г. Краснодар);

преподаватель Иванов Виктор Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

КРЕАТИВНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Показано, что креативный потенциал облачных технологий проявляется в стимулировании коллективной и индивидуальной творческой деятельности студентов благодаря групповым формам обучения, в возможности обмена опытом творческой деятельности с практикующими учителями, в диверсификации функций в группе студентов и освоении новых видов деятельности. Приведено описание специфики работы студентов по созданию коллективного инновационного продукта «Матрицы инновационных технологий обучения». Обоснована идея о доминировании облачных технологий в создании кластерных образовательных структур. Изложены предложения по использованию облачных технологий социальных сетей для актуализации проблем воспитания молодёжи.

Ключевые слова: кластер, облачные технологии, интерактивные учебные технологии, образовательный процесс, инструментальная оболочка.

Annotation. It is shown that the creative potential of cloud technologies is manifested in the stimulation of collective and individual creative activity of students through group forms of training, the possibility of sharing experiences of creative activity with practicing teachers, in the diversification of functions in a group of students and the development of new activities. The paper describes the specifics of students 'work on the creation of collective innovative product "Matrix of innovative learning technologies". The idea of the dominance of cloud technologies in the creation of cluster educational structures is substantiated. The proposals on the use of cloud technologies of social networks for the actualization of the problems of youth education are presented.

Keywords: cluster, cloud technologies, interactive educational technologies, educational process, tool shell.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.