Научная статья на тему 'Место и роль семьи на Северном Кавказе: на материалах социологических исследований'

Место и роль семьи на Северном Кавказе: на материалах социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
800
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / БРАЧНЫЕ УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / FAMILY / FAMILY VALUES / MARRIAGE GUIDELINES / VALUES ORIENTATIONS / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Легенина Татьяна Багировна

В статье рассмотрены базовые ценности современной молодежи. По результатам социологических исследований проведен анализ семейных ценностей и семейно-брачных установок современной молодого поколения. Дается оценка эмпирических исследований, в результате которых выявлены и описаны семейные ценностные ориентации современной молодежи, представления об идеальной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF THE FAMILY IN THE NORTH CAUCASUS: STUDY OF SOCIOLOGICAL RESEARCHES

The article describes the basic values of the contemporary youth. According to the results of the sociological researches the author carries out an analysis of the family values and the marriage guidelines of the modern young people. The author considers empirical researches which describe the family values of the young people and their ideas about the ideal family.

Текст научной работы на тему «Место и роль семьи на Северном Кавказе: на материалах социологических исследований»

УДК 316.74

Легенина Татьяна Багировна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры общей социологии и политологии

Северо-Кавказского федерального университета

МЕСТО И РОЛЬ СЕМЬИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ:

НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Legenina Tatiana Bagirovna

PhD in Social Science, Assistant Professor, General Social and Political Sciences Department, North Caucasus Federal University

PLACE AND ROLE OF THE FAMILY IN THE NORTH CAUCASUS: STUDY OF SOCIOLOGICAL RESEARCHES

Аннотация:

В статье рассмотрены базовые ценности современной молодежи. По результатам социологических исследований проведен анализ семейных ценностей и семейно-брачных установок современной молодого поколения. Дается оценка эмпирических исследований, в результате которых выявлены и описаны семейные ценностные ориентации современной молодежи, представления об идеальной семье.

Ключевые слова:

семья, семейные ценности, брачные установки, ценностные ориентации, молодежь.

Summary:

The article describes the basic values of the contemporary youth. According to the results of the sociological researches the author carries out an analysis of the family values and the marriage guidelines of the modern young people. The author considers empirical researches which describe the family values of the young people and their ideas about the ideal family.

Keywords:

family, family values, marriage guidelines, values orientations, youth.

В ходе социальных перемен семья становится одним из основных реальных институтов формирования новых ценностных норм поведения. В этой связи актуально звучит народная мудрость: «Если твои планы рассчитаны на год, сей рожь, если на десятилетия - сажай деревья, если на века - воспитывай детей».

Семья как ценность, воспроизводящая уникальные достоинства, высоко котируется у всех возрастных категорий населения, поскольку каждый человек имеет прямое отношение к данному институту общества. Сказанное подтверждают социологические опросы, проведенные в разных районах Северного Кавказа. Так, среди студентов вузов, учащихся средних учебных заведений и студентов вузов Северо-Кавказского федерального округа, где проживают и учатся представители десятков национальностей, было предложено определить место ряду ценностей, значимых для молодежи: учеба, спорт, дружба, семья, любовь, развлечения, богатство (деньги), обеспеченная жизнь, интересная творческая работа, уважение людей, свобода мнений и действий, спокойная тихая жизнь. Опрошено было 1 000 чел., среди которых юноши составляли 45 %, девушки -55 %. Во всех городах учащиеся и студенты на первое место поставили ценность семьи - 68,2 % опрошенных. Из 32 % молодых людей, отдавших предпочтение другим ценностям, 12,3 % поставили семью на второе место, а 9,2 % - на третье; остальные - на другие места. 89,5 % студентов и учащихся ценности семьи и саму семью оценивают высоко. Поэтому показатели опросов по республикам Северного Кавказа весьма близки, если не сказать одинаковы. Студенты из Дагестана в 73 % случаев семью поставили на первое место, в Нальчике и Карачаевске - в 72 %, в Майкопе -в 71%, во Владикавказе - в 70 %, в Ставрополе - в 63 % случаев. Близость ответов молодых людей из республик региона объясняется традиционно высоким престижем семьи в глазах всех членов, крепостью семейных традиций и ценностью семьи, которая для всех ее членов - начало начал, фактор душевного и физического спокойствия и надежды, хотя в современных условиях крайней нестабильности общества эти ценности начинают терять свою былую значимость. Из других ценностей ни одна не может конкурировать с семьей. Например, дружба и любовь (естественные чувства и состояния молодых людей) заняли места в первой строчке соответственно 22,6 % и 23,2 % (часть студентов на первое место поставили и семью, и дружбу с любовью).

Единодушны юноши и девушки при оценке семьи как ценности - обе группы респондентов набрали почти одинаковые показатели - 67 % и 69 %. Но в подходе к любви и дружбе девушки объективно оказались «впереди» юношей. Из последних 11,1 % поставили на первое место любовь и 21,7 % - дружбу. У девушек эти показатели таковы: любовь на первом месте у 30,0 % опрошенных, а дружба - у 24,3 %.

Формирование семьи на Северном Кавказе традиционно рассматривается как жизненно важное явление. Общечеловеческие мотивы усиливаются укоренившимися, особенно в сельской среде, традициями межполового разделения труда и желанием обязательно иметь наследника - продолжателя рода (бездетный брак у северокавказцев, за редким исключением, обречен на распад). Однако теперь эта традиция в какой-то мере ослаблена (особенно в городах) такими современными явлениями, как бытовые и психологические последствия урбанизации, сексуальной революции и т.п. [1. с. 43].

В настоящее время, как было сказано, в силу объективных причин (урбанизация, учеба, совершенствование быта и прочее) процесс социализации молодежи затягивается до 20-25 лет, в связи с чем молодые люди оттягивают факт создания семьи на 5-8 и более лет. Сегодня средний возраст девушек, вступающих в брак, составляет, например, в Дагестане 1822 года, а у мужчин - 21-25 лет; в Осетии девушки в большинстве своем выходят замуж в возрасте 18-26 лет - 66,6 % (18-22 года - 37,1 %; 23-26 лет - 28,5 %), молодые люди женятся, когда им исполняется 23-30 лет - 67,3 % (23-26 - 27,2 %, 27-30 - 40,1 %) [2]. У карачаевцев к концу 60-х - началу 70-х годов преобладающий брачный возраст у мужчин закрепился за возрастными группами от 25 до 39 лет. В этом возрасте заключалось 82 % их браков; у женщин -за возрастной группой 25-29 лет - 40 %. В промежутке 20-29 лет карачаевские женщины выходят замуж в 65 % случаев [3, с. 10-11]. За прошедшее с тех пор время в брачном возрасте могли произойти определенные изменения, однако нет оснований считать, что они могли бы быть существенными, так как у этой этнической группы северокавказцев наблюдается устойчивая тенденция относительно поздних браков как мужчин, так и женщин, питаемая и традициями, и тем, что на многих свадьбах делаются значительные брачно-свадебные платежи и подарки в виде взаимоодаривания сторон жениха и невесты, на подготовку которых требуется приличное время.

Повышение брачного возраста, в частности у женщин, - современная общемировая тенденция. Проведенный нами анализ статистических материалов за последний 10-летний период дал наглядное представление о динамике брачного возраста и возрастной разницы между супругами. Так, за период с 2003 по 2013 г. средний брачный возраст у мужчин повысился с 23,4 до 26,7 лет, у женщин - с 20,6 до 22,3 лет. Соответственно заметно стабилизировался процесс выравнивания возраста мужчин и женщин, вступающих в брак; полностью установилась свобода брачного выбора; утвердились новые критерии выбора супругов, среди которых главными стали уровень культурного развития, морально-психологические качества избранника.

Отдельного обсуждения заслуживают как брачные установки, так и механизмы их реализации, а также особенности добрачного поведения молодежи, так как все это играет определяющую роль в создании устойчивой, гармоничной семьи.

Структура добрачного поведения состоит из биологических, социальных, психологических черт поведения индивида, которое имеет определенную направленность к индивидам противоположного пола и преследует цель создания семьи. К его структурным компонентам необходимо отнести обычаи, традиции, обряды, гадания, с помощью которых в прошлом подрастающее поколение постепенно готовилось к выполнению тех или иных ролей и функций. Ими наши предки сопровождали различные этапы половой зрелости человека. Благодаря обрядам формировались психологические, волевые и моральные качества, необходимые для дальнейшей жизни. Они также способствовали беспрекословному соблюдению существующих норм, в том числе и в системе добрачного поведения.

Социальные институты прошлого следили за тем, чтобы между поколениями не нарушалась нить преемственности. Был отлажен механизм социального воспроизводства, в результате чего происходило становление и регулирование общепринятых общественных отношений.

Плодотворность системы добрачного поведения в недалеком прошлом обеспечивалась огромной воспитательной работой самой семьи. Личность целеустремленно настраивали на будущую жизнь. Во всем многоструктурном механизме системы добрачного поведения явно просматривались приоритеты общества и семьи перед интересами личности.

Сегодня заметно изменилась система добрачного поведения. Если в прошлом вступление в брак представляло собой естественное и необходимое событие в жизни каждого человека, то сегодня такой предопределенности нет.

Социально одобряемое общение юношей и девушек в прошлом имело исключительно матримониальное направление, то есть имеющее целью заключение брака и создание семьи. Сегодня же в сфере общения между молодыми людьми не обязательно доминируют супружеские мотивы, в ней присутствуют и эмотивные связи, и сексуальное удовлетворение, и творческое сотрудничество.

Многофункциональность этой сферы не сопровождается системной сложностью и глубиной, а характеризует больше ее феноменальный уровень.

Для прочности же будущего брака верность, ответственность - качества крайне необходимые.

Заметно уменьшилось и изменилось влияние родителей на выбор брачного партнера, на все добрачное поведение в целом. Еще одно отличие от добрачного поведения в прошлом -возросшие ожидания и притязания будущих брачных партнеров друг к другу и в целом ко всей семейной жизни.

Ценностью становится не просто наличие семьи, а вступление в брак именно с любимым человеком, с тем, кто выбран по личным качествам.

У разных народов, проживающих даже в одном регионе, - разная степень деформации культуры предбрачного поведения, разное отношение к вопросу о разрешении на брак со стороны родителей, к обычаям, предшествующим оформлению брака и прочего. Спрашивать разрешение у родителей на брак или ставить их в известность о своем решении жениться, выйти замуж, -вопрос, по которому не возникало дискуссий в прошлом, но который стал актуальным для решения сейчас, особенно в условиях определенного изменения традиций национальных брачно-семейных культур, взаимоотношений поколений - «отцов и детей».

Ответы на вопрос разделились на две группы. Первая группа опрашиваемых считает, что у родителей надо спрашивать разрешение. Вторая полагает, что родителей надо ставить в известность о своем решении жениться (выйти замуж). Представления об отношении молодежи к поставленному вопросу можно составить по таблице 1 (в процентах к опрошенным).

Таблица 1 - Позиция молодых людей в вопросе о разрешении на брак, %

Ответы Дагестанцы Адыгейцы Кабардинцы и балкарцы Осетины Русские

С разрешения родителей 65,3 53,2 58,8 50,8 35,4

Без разрешения родителей 34,7 46,8 34,4 49,2 64,6

Соотносятся эти данные и со снижением возрастного барьера начала половой жизни. По данным того же исследования нравственно-этических представлений в молодежной среде, на вопрос «С какого возраста, как Вы считаете, можно начинать половую жизнь?» 33 % подростков выбрали «с 15 лет», 30 % - «с 17 лет», 26 % - «после 18-ти лет» и лишь 11 % выбрали ответ «только вступив в брак». У студентов распределение выборов было следующим: 33 % -«с 15 лет»; 34 % - «с 17 лет»; 26 % - «после 18-ти лет»; 7 % - «только вступив в брак».

Таким образом, половая жизнь в молодежной среде в подавляющей степени не только не связывается с семейной, но не соотносится и с факторами физиологического созревания человека, факторами здоровья. Это безусловно, должно вызывать обеспокоенность.

Северокавказская семья, как и семья в других регионах, в своем развитии претерпела значительную эволюцию - переход от сложной патриархальной семьи к современной нуклеарной семье, сопровождаемый меняющихся внутрисемейной структурой. На фоне все большей легализации добрачных половых отношений в стране, в результате которой ежегодно рождается целая армия детей без отцов и брошенных детей, в северокавказских семьях сохраняются традиции сбережения девичьей чести до замужества, и разные возрастные категории северокавказцев во избежание трагедии поколений выступают за соблюдение этих традиций в будущих поколениях.

Семья на Северном Кавказе, несмотря на стремление многих сохранить институт главы семьи в старом смысле слова, все более демократизируется, хотя на сегодня отношения в ней скорее всего можно было бы назвать авторитарно-демократическими. Значительной перестройке подверглись отношения между мужем и женой, пережив трансформацию в большей степени, чем отношения «родители-дети», «старшие-младшие», которые в свою очередь коренным образом изменились, став более теплыми и нежными.

Ссылки:

1. Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь, 1999.

2. Там же. С. 46.

3. См.: Смирнова Я.С. Формирование семьи и свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии // Свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.