Научная статья на тему 'Образ семьи в представлении студентов'

Образ семьи в представлении студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
920
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДЕТИ / ЛЮБОВЬ / СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ / КРАСОТА / ЗДОРОВЬЕ / FAMILY / FAMILY VALUE / CHILDREN / LOVE / FAMILY LIFE / PRODUCTIVE LIFE / BEAUTY / HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Афанасьева Лира Иппатьевна, Матвеева Ульяна Егоровна

В данной статье рассматриваются представления о семье и семейных ценностях у студентов. В ходе исследования были выявлены терминальные ценности юношей и девушек посредством методики М. Рокича и выяснили, что актуальной ценностью для них является семья и семейные ценности. В контексте изучения отношения студентов к семье и браку нами были рассмотрены такие виды готовности как мотивационная, психологическая и педагогическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Афанасьева Лира Иппатьевна, Матвеева Ульяна Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE FAMILY IN THE REPRESENTATION OF STUDENTS THE IMAGE OF THE FAMILY IN THE REPRESENTATION OF STUDENTS

This article discusses ideas about students' family and family values. In the course of the study, the terminal values of boys and girls were revealed using the method of M. Rokich and found out that family and family values are the actual value for them. In the context of studying the attitude of students to family and marriage, we considered such types of readiness as motivational, psychological and pedagogical.

Текст научной работы на тему «Образ семьи в представлении студентов»

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.

Педагогика

УДК: 37.01

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса кафедры социальной педагогики Матвеева Ульяна Егоровна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ОБРАЗ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются представления о семье и семейных ценностях у студентов. В ходе исследования были выявлены терминальные ценности юношей и девушек посредством методики М. Рокича и выяснили, что актуальной ценностью для них является семья и семейные ценности. В контексте изучения отношения студентов к семье и браку нами были рассмотрены такие виды готовности как мотивационная, психологическая и педагогическая.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, дети, любовь, семейная жизнь, продуктивная жизнь, красота, здоровье.

Annotation. This article discusses ideas about students' family and family values. In the course of the study, the terminal values of boys and girls were revealed using the method of M. Rokich and found out that family and family values are the actual value for them. In the context of studying the attitude of students to family and marriage, we considered such types of readiness as motivational, psychological and pedagogical.

Keywords: family, family value, children, love, family life, productive life, beauty, health.

Введение. На современном этапе развития общества произошли изменения в отношении семейных ценностей и к браку. Наметилась такая тенденция, что молодежь не торопится вступать в брачные отношения, создавать семью и это сподвигло нас изучить мотивационные установки для вступления в брак, у представителей юношеского возраста изучив их терминальные ценности.

По методике изучения мотивационных установок юношей и девушек по значимости причин вступления в брак выделены следующие факторы и мотивы: любовь, желание иметь детей, общность интересов и взглядов, решение материальных и бытовых проблем. Как и во все времена, любовь лидирует в списке мотивов, это одна из ведущих потребностей человека. Желание иметь собственных детей означает совсем другую потребность- потребность в продолжении рода, себя. Материальные потребности уступают место ведущим, что говорит о том, что человек, прежде всего социальное существо с присущими ему потребностью быть среди себе подобных.

Существенные изменения произошли по уровню психологической готовности студентов: это, во-первых, изменения получены в представлениях юношей и девушек о семье и брачных отношениях, во-вторых, повысились показатели навыков общения и взаимодействия; в-третьих, претерпели изменения отношения к основным категориям семейной жизни, брака; в-четвертых, субъективный взгляд на особенности семейной жизни. Это можно объяснить тем, что на повышение показателя психологической готовности повлияли проведенные занятия с применением различных ролевых игр с элементами социально-психологического тренинга, групповые дискуссии с обсуждением актуальных проблем семейной жизни, просмотр и обсуждение фильмов соответствующей тематики, участие в качестве волонтеров в социальных проектах. В констатирующей части нашей работы у студентов приоритетными ценностями были выделены: мудрость, свобода, независимость, терпимость, интересная работа, любовь, уверенность в себе.

Категории ценностей - "любовь", "счастливая семейная жизнь", "продуктивная жизнь" были на последних уровнях. После формирующего этапа исследования показатели и содержание приоритетных ценностей изменилось. Важнейшими стали показатели по следующим важнейшим факторам как: "благополучная семейная жизнь". Изменения произошли только по терминальным ценностям, по инструментальным ценностям изменений не выявлено. Это можно объяснить тем, что с функциональной точки зрения, инструментальные ценности активируются при оценке и выборе модуса поведения, действий, а терминальные- при оценке и выборе целей деятельности, способах их достижения.

Значимость этих изменений так же можно объяснить результативностью и правильной организацией педагогического процесса в рамках занятий, которые были представлены в программе по формированию психологической готовности студентов к созданию семьи, с использованием разных методик и подходов. Так же этот момент получает подтверждение и с теоретической стороны, которые были подчеркнуты молодыми людьми. Они характеризуют ценности, в целом, общечеловеческие и являются ценностями социализации. Также в результате бесед в дискуссионных группах, было выявлено что здоровье, успех, кругозор, интеллигентность также являются важными ценностями для человека. Это можно объяснить тем, что успех, кругозор и интеллигентность в той или иной степени провозглашаются школой как единственным, целенаправленным, организованным, общеобразовательным и воспитательным социальным институтом. Итак, мы провели теоретический анализ поставленной проблемы готовности студентов к созданию семьи.

Изложение основного материала статьи. Семья - это важная часть группы социализации личности, то есть социальных навыков взаимодействий. Только в семейной жизни основывается фундамент формирования структуры ценностных ориентаций. Взрослые передают свой опыт и знания поколениям. Стабильность благополучной семьи во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак.

В психолого-педагогической литературе выделяют мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Эти виды готовности, каждый по отдельности, имеют свою особенность и специфику

проявления. Благополучие семьи зависит от определенной подготовки молодых людей к совместной семейной жизни. Мы провели контрольный эксперимент. Проверку эффективности составленной программы по формированию психологической готовности к семейной жизни у юношей и девушек. И получили следующие результаты. Существенные изменения произошли по следующим факторам: изменились показатели оценки готовности к браку у 76% студентов. В диаграмме 1 представлены результаты по оценке готовности студентов к семейной жизни. До эксперимента готовность была, по мнению самих обучающихся, на уровне только 10% (3 студента), а после эксперимента готовность показали 83% (25 студентов). Показатель по уровню готовности увеличилось на 73%. Это можно объяснить тем, что на повышение показателя по готовности повлияли проведенные занятия с применением различных ролевых игр, с элементами социально-психологического тренинга. До эксперимента не готовыми к семейной жизни считались 22 обучающихся, что составляло 73% то, после формирующего эксперимента данный показатель сократился на 66,7%.

Диаграмма 1

Данные показатели подтверждают первый показатель по уровню готовности. Так же следует отметить, что после эксперимента наблюдаются изменения в области психологической готовности. Данный показатель мы анализировали на основе наблюдения. И по этому фактору мы условно выделили такие показатели психологической готовности как:

1) некоторые особенности направленности студентов (наличие изменения показателей по терминальным ценностям, анализ и интерпретация представлены по второй методике М. Рокича);

2) представления "Что такое семейная жизнь, брак";

3) отношение к понятию о семейной жизни.

Первый показатель - наличие развитых навыков общение с людьми, и второй показатель - единства или схожести взглядов на мир семейную жизнь, мы наблюдали в групповых дискуссиях и в играх (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Как видно из диаграммы 2, существенные изменения произошли по пяти основным факторам, которые мы выделили в понятии психологической готовности. Первый показатель - наличие развитых навыков общения с людьми до эксперимента было на уровне 46%, после повысился на 40%.Второй показатель -единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь до эксперимента составляло - 16%, после также наблюдается повышение. По третьему показателю тоже наблюдается изменения в структуре терминальных ценностей. По четвертому показателю - изменение наблюдается на 76%, по последнему показателю -отношение к понятию семейной жизни повысилось.

Выводы. Таким образом, выявленные изменения в области знаний, представлений, и отношений по поводу психологической готовности студентов к созданию семьи подтверждается количественной обработкой данных, которые представлены в диаграммах со сравнительным анализом.

По результатам нашего исследования мы сделали вывод о том, что для современной молодежи семья имеет актуальную ценность. Мы не должны забывать, что институты социализации формируют не только личность, гражданина, патриота своей страны, но и будущего семьянина. Для этого со школьной скамьи должно взращиваться в сознании подрастающего поколения ценность брака, семейных отношений, построенных на любви, взаимном уважении, поддержке и доверии. Необходимо донести до сознания юношей и девушек, что рождение детей в браке это большая персональная ответственность каждого из супругов, что гипотетически может повлиять на проявление ответственного родительства и уменьшению количества абортов, которые наносят психологический и физический вред здоровью. Просвещение подрастающего поколения с помощью разных методов и консультирования может благотворно сказаться на увеличении численности студентов с положительным отношением к браку, семейной жизни, что в будущем может способствовать увеличению количества полных, благополучных семей с детьми.

Литература:

1. Беляева, А.Б. Традиционные семейные ценности. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи [Электронный ресурс] // Научный журнал «Современные проблемы науки и образования» №2, 2007. - Режим доступа: www.rae.ru, свободный.

2. Левина, А. А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект / А. А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016.

3. Мацковский, М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. Москва: Наука, 2007. - 350 с.

4. Нейл Смелзер. Социальные институты [Электронный ресурс] // scepsis. - Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_611.html, свободный.

5. Фролова, А. С. Брачно-семейные представления студентов 2-го курса [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/159/ 1550 (дата обращения 11.11.2016)

6. Царахова-Салбиева, З.У. Уроки этнопедагогики / Роль семьи, традиций и обычаев в формировании семейных ценностей подрастающего поколения. Владикавказ: 2010.

7. Чернова, Ж., Шпаковская, Л. «Молодые взрослые»: супружество, партнерство и родительство // Laboratorium. 2010. № 3. С. 19-43

8. Сущность семьи, структура, функции, семейные взаимоотношения [Электронный ресурс] // Социальная работа - Режим доступа: http://soc-work.ru/article/744, свободный.

9. Социальная сущность семьи. [Электронный ресурс] // pravo.vuzlib. свободная библиотека. - Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z763_page_13.html, свободный.

10. Как дети воспринимают развод [Электронный ресурс] // mama.sarbc. Режим доступа: http://mama.sarbc.ru/articles/kak-deti-vosprinimayut-razvod.html, свободный.

Педагогика

УДК: 37.01

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студент кафедры начального образования группы Леонтьева Татьяна Валентиновна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); педагог дополнительного образования Аксенова Ирина Ермаковна МОБУ СОШ №21 городского округа (г. Якутск)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. В статье представлен опыт работы по коррекции и дальнейшей профилактики девиантного поведения среди подростков в летнем оздоровительном лагере. Особенность работы лагеря заключается в том, что одна из смен специально организована для детей с девиантным поведением или для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Акцент делается на вовлечении подростков в социально-значимую деятельность, общее развитие, повышение самооценки и формировании навыков здорового образа жизни.

Ключевые слова: девиантное поведение, здоровый образ жизни, коррекция, подростки, профилактика, самооценка.

Annotation.The article presents the experience in the correction and further prevention of deviant behavior among adolescents in the summer camp. The peculiarity of the camp is that one of the shifts is specially organized for children with deviant behavior or for children in difficult situations. Emphasis is placed on the involvement of adolescents in socially significant activities, overall development, self-esteem and the formation of healthy lifestyle habits.

Keywords:deviant behavior, healthy lifestyle, correction, adolescents, prevention, self-esteem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.