Научная статья на тему 'Личностные особенности подростков из семей мигрантов, проживающих в Республике Хакасия'

Личностные особенности подростков из семей мигрантов, проживающих в Республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / УРОВЕНЬ ВРАЖДЕБНОСТИ / THE LEVEL OF HOSTILITY / СТРАТЕГИИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / THE STRATEGY OF SELF-AFFIRMATION OF THE PERSON / ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / IMPULSIVITY / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ПОДРОСТКИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ / ADOLESCENTS FROM MIGRANT FAMILIES / SPECIFIC SYMPTOMS OF AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пфау Татьяна Вильевна, Хорошильцева Яна Олеговна, Пастухова Евгения Владимировна, Тепляшин Сергей Николаевич

В статье представлены результаты исследования личностных особенностей подростков из семей мигрантов, проживающих на территории Республики Хакасия. Проведён сравнительный анализ адаптационных возможностей, особенностей агрессивности и психических состояний подростков из семей мигрантов и подростков, длительно проживающих на территории Республики Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пфау Татьяна Вильевна, Хорошильцева Яна Олеговна, Пастухова Евгения Владимировна, Тепляшин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Features of Teenagers from Families of Migrants Residing in the Republic of Khakassia

The article presents the results of the study of personal characteristics of teenagers from migrant families residing in the territory of the Republic of Khakassia. A comparative analysis of adaptation options, specific features of aggressiveness and mental states of teenagers from migrant families and long-term young people residents in the territory of the Republic of Khakassia.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности подростков из семей мигрантов, проживающих в Республике Хакасия»

Библиографический список

1. Винокур, В. А. Профессиональный стресс у врачей / В. А. Винокур // Вестник МАПО. - Август-сентябрь 2010. - № 8-9 (104-105).

2. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.: илл.

3. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2. - С. 113-122.

4. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.

5. Holt, P. Mediating stress: Survival of the hardy / P. Holt, M. J. Fine, N. Tollefson // Psychology in the Schools. - 1987. - V. 24 (1). - P. 51-58. -URL: http://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-formirovaniya-ustoychivosti-k-stressu-v-protsesse-professionalnogo-razvitiya-lichnost

© Пфау Т. В., Бозыкова А. Н., 2015 УДК 159.99

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Т. В. Пфау, Я. О. Хорошильцева, Е. В. Пастухова, С. Н. Тепляшин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены результаты исследования личностных особенностей подростков из семей мигрантов, проживающих на территории Республики Хакасия. Проведён сравнительный анализ адаптационных возможностей, особенностей агрессивности и психических состояний подростков из семей мигрантов и подростков, длительно проживающих на территории Республики Хакасия.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; уровень враждебности, стратегии самоутверждения личности, особенности проявлений агрессивности, импульсивность, тревожность, подростки из семей мигрантов.

Миграционный поток иностранных граждан на территорию Республики Хакасия из года в год увеличивается, вследствие чего, в частности, возрастает доля детей из категории социально незащищённых семей мигрантов. Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, главной из которых считается адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы образования [1].

Наше исследование основывается на концепции самокатегоризации социального мира Дж. Тернера. Согласно данной концепции, происходит разделение его участников на «своих» (близких, понятных, похожих на меня) и «чужих» (далёких, непонятных, непохожих). Основным следствием этого разделения являются ингруппо-вой фаворитизм и аутгрупповая враждебность [2].

Названная концепция позволяет утверждать, что социальной категоризации, даже в том случае, если она исходит извне, но принимается субъектами отношений, вполне достаточно для группового формирования и возможного дискриминационного поведения. «"Они", видимо, любят людей "своей" группы только потому, что те - члены ингруппы, а не из-за особых качеств индивидов, которые входят в группу» [3, c. 8]. Поэтому, приступая к исследованию, мы предположили: подростки из семей мигрантов в силу трудностей, связанных с адаптацией к новым условиям проживания и новой культурной среде, будут отличаться высоким уровнем агрессивности, что будет проявляться в высоком уровне враждебности и наличии возможности реального проявления агрессивности в поведении. Для проверки этих гипотез были выбраны следующие методики: «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; «Диагностика враждебности» (по шкале Кука - Медлей); «Стратегии самоутверждения личности» Е. П. Никитина и Н. Е. Харламенковой; «Методика диагностики самооценки уровня тревожности» Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; опросник Басса-Дарки; «Экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости» В. В. Бойко и проективная методика HAND-тест Э. Вагнера. Полученные данные обрабатывались при помощи метода математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.

В исследовании приняли участие две группы подростков в количестве 60 человек (средний возраст составил 13,5 лет), в которые вошли учащиеся СОШ № 3 г. Абакана, специализирующейся по работе с детьми мигрантов; каждая группа представлена 15 девочками и 15 мальчиками. Первую группу составили подростки из семей мигрантов в количестве 30 человек. Это подростки различных национальностей: узбеки (10 %), азербайджанцы (70 %), киргизы (20 %). Практически у всех учащихся данной группы полный состав семьи, в основном работают и отец, и мать. Принадлежность к религии - в большей мере мусульманство.

Результаты изучения основных показателей социально-психологической адаптации у двух групп подростков представлены в таблице 1.

В ходе исследования было обнаружено, что у подростков из семей мигрантов уровень адаптации ниже, чем у подростков, исконно проживающих в Республике Хакасия. Дети-мигранты отличаются низким уровнем как самопринятия, так и принятия других людей.

Известно, что стремление к самоутверждению характерно для подросткового возраста, и наше исследование показало, что подростки из семей мигрантов чаще, чем другие категории учащихся, используют неконструктивные стратегии самоутверждения, а именно - самоподавление и самоотрицание (табл. 2).

Стратегии самоутверждения подростков из семей мигрантов проявляются в конформной установке по отношению к своей группе, в поиске сильного лидера внутри своей группы, который, как правило, принадлежит к той же группе с точки зрения этнической принадлежности подростков. Учащиеся-мигранты не в полной мере способны конструктивно решать проблемы, испытывают сложности в проявлении собственной индивидуальности, что опять связано с трудностями общения с детьми другой национальной принадлежности.

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей уровня социальной адаптации по результатам исследования у подростков-мигрантов и подростков, длительно проживающих на территории Республики Хакасия (средние показатели)

Наименование шкал Подростки-мигранты Подростки, длительно проживающие на территории РХ Уровень значимости различий (Р)

Адаптация 18,95 28,05 0,017*

Самопринятие 19,04 26,03 0,011*

Принятие других 16,95 26,05 0,006**

Эмоциональная комфортность 17,03 16,99 0,180

Интернальность 16,05 16,95 0,849

Стремление к доминированию 16,03 16,04 0,954

Примечание: ** р < 0,05; * р < 0,01.

Таблица 2

Сравнительная характеристика стратегий самоутверждения у подростков из семей мигрантов и подростков, длительно проживающих на территории Республики Хакасия (средние значения)

Наименование шкал Подростки-мигранты Подростки, длительно проживающие на территории РХ Уровень значимости различий (Р)

Стратегия самоподавления, самоотрицания 24,05 15,95 0,008**

Стратегия конструктивного самоутверждения 14,95 24,05 0,014*

Стратегия доминирования 16,02 16,03 0,659

Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01.

В соответствии с концепцией Дж. Тернера, основным следствием разделения людей на «своих» и «чужих» является ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность [2]. Нами были изучены уровень враждебности и возможное проявление реальной агрессивности в поведении. В частности, соотношение показателей проявления враждебности у подростков отражено в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика показателей враждебности у подростков из семей мигрантов и подростков, длительно проживающих на территории Республики Хакасия (средние значения)

Основные показатели враждебности Подростки из семей мигрантов Подростки, длительно проживающие на территории РХ Уровень значимости различий (Р)

Цинизм 17,03 16,99 0,849

Враждебность 24,05 17,85 0,007**

Агрессивность 26,03 16,04 0,021*

Примечание: * р < 0,05;** р < 0,01.

У подростков из семей мигрантов, по сравнению со сверстниками-«старожилами», чаще проявляется склонность к проявлению враждебности (р = 0,007) и агрессивности (р = 0,021) в межличностных отношениях. Особенности проявления агрессивности у подростков представлены в таблице 4.

Статистический анализ результатов исследования показал, что у подростков из семей мигрантов преобладает возможность проявления физической силы против другого лица (р = 0,009), негативизм как оппозиционная манера в поведении (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев)

(р = 0,007) и подозрительность, проявляющаяся в недоверии и осторожности по отношению к людям (р = 0,029).

Таблица 4

Сравнительная характеристика показателей агрессивности у подростков-мигрантов и подростков, длительно проживающих на территории Республики Хакасия (средние значения)

Подростки, длительно

Показатели агрессивности Подростки из семей мигрантов проживающие на территории РХ Уровень различий (р)

Физическая агрессия 21,90 19,20 0,009*

Вербальная агрессия 20 20

Косвенная агрессия 16 15,85

Негативизм 25,05 15,95 0,007*

Раздражение 17,03 16,99

Подозрительность 26,03 14,04 0,029*

Обида 18,01 18

Чувство вины 19,05 19,04

Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01.

Для глубинного анализа особенностей проявления агрессивности у подростков мы провели проективное исследование (см. табл. 5).

Таблица 5

Сравнительная характеристика показателей агрессивности по результатам проективного исследования у подростков-мигрантов и подростков, длительно проживающих на территории Республики Хакасия

(средние показатели)

Показатели агрессивности по результатам проективного исследования Подростки из семей мигрантов Подростки, длительно проживающие на территории РХ Уровень различий (р)

Агрессия 25,05 15,95* 0,012*

Директивность 15 15

Аффектация 16,04 16,03

Коммуникация 16,05 16,95

Зависимость 18,02 18

Страх 28,05 18,95 0,009**

Эксгибиционизм 15,03 15,03

Описание 12,1 12

Напряжение 24,05 14,95 0,004**

Примечание: * р < 0,05;** р < 0,01.

Проективное исследование показало, что у подростков из семей мигрантов преобладает реальная возможность проявления агрессии в открытом поведении (р = 0,012). Вероятность проявления агрессии усиливается наличием страха перед агрессией со стороны других людей (р = 0,009) и высоким уровнем напряжения в широком диапазоне социальных ситуаций (р = 0,004).

Нами также были изучены некоторые особенности преобладающих психических состояний у данных групп подростков. В результате исследования был выявлен более высокий уровень импульсивности у подростков из семей мигрантов по сравнению с другими подростками. Подростки-мигранты часто не способны глубоко обдумывать свои поступки, более быстро и непосредственно реагируют на определённую ситуацию (р = 0,014). В то же время уровень как личностной, так и ситуативной тревожности подростков-мигрантов оказался не выше уровня тревожности подростков, постоянно проживающих в Республике Хакасия.

Таким образом, у подростков из семей мигрантов имеются серьёзные трудности, связанные с адаптацией к новым условиям проживания и вхождением в новую культурную (инокультурную) среду. Это проявляется в низком уровне самопринятия и непринятии других людей, в использовании неконструктивных стратегий самоутверждения, таких как самоподавление и самоотрицание. Исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу, а его результаты можно проинтерпретировать в соответствии с теорией категоризации социального мира Дж. Тернера. Находясь в окружении незнакомых людей, принадлежащих к другой культуре, подростки из семей мигрантов испытывают отрицательные эмоции, которые, усиливаясь подростковым кризисом, выливаются в негативизм, подозрительность, повышенную импульсивность, напряжённость, страх перед возможной агрессией со стороны других людей и реальную возможность проявления агрессии в открытом поведении. Согласно Дж. Тернеру, группа - это «совокупность индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той же социальной категории, разделяют эмоциональные последствия этого самоопределения и достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и их членства в ней» [4, с. 23].

Данные, полученные в результате исследования, могут позволить лучше осуществлять планирование и проведение мероприятий, направленных на благоприятное протекание социально-психологической адаптации детей-мигрантов, призванных повысить качество и эффективность общения в новой для ребёнка культурной среде, что необходимо для оптимизации адаптационного процесса и тем самым увеличения эффективности образовательного процесса в школе.

Библиографический список

1. Конева, Е. В. Социально-психологические особенности миграционных процессов на примере русскоязычной школы / Е. В. Конева, М. А. Лобас // Проблемы общей и прикладной психологии: сб. статей научно-практической конференции выпускников «Содружество». - Ярославль,2001.- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - URL:

http://www.dissercat.com/content/osobennosti-psikhologicheskoi-adaptatsii-detei-migrantov-k-russkoyazychnoi-shkole#ixzz3ghI0BXRa (дата обращения: 20.02.2015).

2. Сушков, И. Р. Социально-психологическая теория Дж. Тернера / И. Р. Сушков. - URL: http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=27&0a1=695&0o1 =0&0s1=1 (дата обращения: 05.03.2015).

3. Turner, J. Self-categorization theory and social influence//The Psychology of Group Influence, 2nd edn. / J Turner, P.Oakes; Ed. P. Paulus. Hillsdate. - N. Y.: Erlbaum, 1989. - URL: http://psychological.ru/default.aspx?s=0&p=27&0a1=695&0o1=0&0s1=0&0p1=4 (дата обращения: 25.02.2015).

4. Агеев, B. C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. - М.: МГУ, 1990. - 240 с. - URL: http://www.iskhakov.narod.ru/tedter.html (дата обращения: 20.02.2015).

© Пфау Т. В., Хорошильцева Я. О., Пастухова Е. В., Тепляшин С. Н., 2015

УДК 159.9:376.33

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ДЕФЕКТЫ СЛУХА

А. А. Фёдорова, О. Е. Марченко

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье предложены результаты изучения особенностей психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха. Для решения задач исследования были использованы методы изучения психических состояний. В результате исследования получены новые данные, характеризующие особенности проявления психических состояний у слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: психические состояния, агрессивность, ригидность, тревожность, настроение, активность, депрессия, фрустрация, слабослышащий ребёнок, дефекты развития.

Введение. В настоящее время интерес исследователей к феноменологии психических состояний явно усиливается, расширяется круг исследований, затрагивающих самые различные аспекты данного направления науки. Особый интерес учёных направлен на исследование психических состояний детей с нарушениями слуха, зрения, а также имеющих другие особенности развития [1; 2].

В рамках отечественной психологии проблематика психических состояний развивалась главным образом в трудах таких исследователей, как В. А. Ганзен, Л. Я. Дорфман, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, А. О. Прохоров, Ю. Е. Сосновикова и др. Возрастные особенности психических состояний детей младшего школьного возраста рассматриваются в работах А. Л. Венгер, Л. С. Выготского, В. Д. Давыдова, Г. К. Зайцева, А. И. Захарова, В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, В. И. Панова, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейна и др. Однако особенности психических состояний детей с дефектами слуха в настоящее время остаются малоизученными. Сказанным определяется актуальность проведённого нами исследования.

В качестве объекта исследования выбраны психические состояния личности, предметом изучения стали особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха.

Цель исследования - изучение особенностей психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха.

Задачи исследования:

- провести содержательный анализ имеющихся в психологической литературе подходов к изучению психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха;

- изучить особенности психических состояний детей младшего школьного возраста с дефектом слуха;

- исследовать особенности психических состояний детей младшего школьного возраста с нормой развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сравнить особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих и не имеющих (с нормой развития) дефекты слуха.

Мы предположили, что психические состояния детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха, будут отличаться от психических состояний детей младшего школьного возраста с нормой развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.