Научная статья на тему 'Нервно-психическая устойчивость как ресурс преодоления профессионального стресса у врачей разных специальностей'

Нервно-психическая устойчивость как ресурс преодоления профессионального стресса у врачей разных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
467
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / NEURO-PSYCHOLOGICAL STABILITY / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / LEVEL OF ANXIETY / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ВРАЧА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / PSYCHOLOGICAL RESOURCE / АДАПТАЦИЯ К СТРЕССУ / ADAPTATION TO STRESS / PHYSICIAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пфау Татьяна Вильевна, Бозыкова Анастасия Олеговна

В статье представлены результаты исследования нервно-психической устойчивости как одного из показателей психологических ресурсов преодоления профессионального стресса у врачей разных специальностей. Исследованы данные ситуативной и личностной тревожности, самочувствия, активности и настроения у врачей специальностей «Офтальмология», «Фтизиатрия» и «Терапия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пфау Татьяна Вильевна, Бозыкова Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuro-psychological Stability as a Resource to Overcome the Occupational Stress of Doctors of Different Specialties

The article presents research results of one of the indicators of psychological resources to overcome the occupational stress of doctors of different specialties. The article has studied indicators of situational and personal anxiety, health, activity and moods of ophthalmology, tuberculosis and therapy doctors.

Текст научной работы на тему «Нервно-психическая устойчивость как ресурс преодоления профессионального стресса у врачей разных специальностей»

в новый коллектив и быстро вырабатывать стратегию своего поведения. У данных испытуемых становятся выше поведенческая регуляция и психическая устойчивость.

Следовательно, выдвинутая гипотеза о том, что компоненты адаптационного потенциала личности военных краткосрочной службы подвижны и способны изменяться под воздействием методов психокоррекции, подтвердилась.

Полученные данные подтверждают мнение отечественных исследователей [1; 2; 3; 4; 5] о том, что адаптационные навыки динамичны и путём специальной психологической подготовки и целенаправленного развития у военнослужащих необходимых личностных свойств (в том числе с помощью воздействия психоррекционных методов) возможна их психологическая подготовка к преодолению психологических трудностей (стресс-факторов).

Библиографический список

1. Богомолов, А. М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности / А. М. Богомолов // Сибирский психологический журнал. - Вып. 28. - Томск, 2008. - С. 53-59.

2. Кислицына, А. С. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис. ... канд. психол. наук. -Казань, 2010.

3. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика / Н. Г. Осухова, И. П. Лотова, А. Ф. Шадура [и др.]; под ред. Н. Г. Осуховой, Н. П. Лотовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 136 с.

4. Ситмбетов, Д. А. Исследование и оптимизация адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года, к условиям военно-профессиональной деятельности: дис. ... канд. мед. наук / Д. А. Ситмбетов. - Саратов, 2011.

5. Тузова, О. Н. Зависимость успешности адаптации к деятельности в особых условиях от социально-психологических характеристик личности военнослужащих: дис. ... канд. психолог. наук / О. Н. Тузова. - Саратов, 2006.

6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. - Самара, 2001. - С. 549-558.

7. Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... доктора психол. наук / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург, 1996.

© Кулакова М. В., Власова Е. Н., 2015

УДК 159.99

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Т. В. Пфау, А. Н. Бозыкова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены результаты исследования нервно-психической устойчивости как одного из показателей психологических ресурсов преодоления профессионального стресса у врачей разных специальностей. Исследованы данные ситуативной и личностной тревожности, самочувствия, активности и настроения у врачей специальностей «Офтальмология», «Фтизиатрия» и «Терапия».

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость, уровень тревожности, специальность врача, психологический ресурс, адаптация к стрессу.

В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряжённым взаимодействием с людьми. В частности, чрезвычайно высока важность исследования данной проблематики в отношении высшего медицинского персонала, так как «ценой ошибки» в их деятельности нередко является человеческая жизнь. Труд врачей и других медработников сопровождается воздействием на них целого ряда неблагоприятных для здоровья факторов, среди которых можно отметить такие, как опасность инфицирования, контакты с аллергенами, раздражающими или токсическими веществами, различные виды излучения, вынужденная рабочая поза со статическими нагрузками, агрессивное отношение пациента. Опросы среди российских врачей показали, что необходимость постоянного контакта с больными и их родственниками играет ведущую роль в формировании хронического эмоционального напряжения у 33,8 % педиатров, 37,5 % дерматологов, 45,2 % невропатологов и 68,7 % психиатров [1].

В настоящее время проблемы профессионального здоровья врачей привлекают всё больше внимания со стороны отечественных и зарубежных исследователей (Водопьянова, 2001; Леонова, 2004, 2007; Никифоров, 2000; Bolanowski, 2005; Cooper, 1999; Cox, 1998). Однако до сих пор остаётся малоизученной тематика, касающаяся изучения психологических ресурсов преодоления профессионального стресса, несмотря на то, что нехватка этих ресурсов ведёт к ухудшению результатов деятельности, нарушениям социальной адаптации, развитию стресс-зависимых расстройств и заболеваний [2].

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» имеет различный смысл (Фромм, 1999; Куликов, 1995; Хобфолл, 1993; Водопьянова, 2005). Мы, вслед за Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старенковой, будем включать в понятие «ресурсы личности» умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворённым качеством своей жизни. Таким образом, мы подразумеваем под данным понятием широкий спектр характеристик, которые могут быть использованы в трудных ситуациях, чтобы удовлетворить требования среды. В данной работе будет рассматриваться нервно-психическая устойчивость как один из психологических ресурсов преодоления профессионального стресса. Методологической основой исследования выбраны ресурсный подход к преодолению стресса В. А. Бодрова (2006), а также положения Д. А. Леонтьева (2002, 2010) о психологических ресурсах преодоления стрессовых ситуаций [3; 4].

С точки зрения таких учёных, как В. А. Бодров, А. И. Галактионов, уровень нервно-психической устойчивости, тревожности играет наиболее значимую роль при осуществлении профессиональной деятельности в условиях производства, отличающегося значительной долей стрессогенности [3]. В плане профилактики и диагностики нервно-психическая устойчивость является показателем как психического, так и соматического здоровья человека. Нервно-психическая устойчивость показывает риск дезадаптации личности в стрессовых ситуациях, вызванных внутренними и внешними факторами [4].

Приступая к исследованию, мы предположили, что специальность врача будет оказывать существенное влияние на показатели его нервно-психической устойчивости, так как специфика профессиональной деятельности этого специалиста определяет содержание его функциональных обязанностей и правил поведения в разных ролевых позициях (как врач фтизиатр, как врач участковый терапевт, как врач офтальмолог-микрохирург).

Для проверки этих гипотезы был выбран следующий комплекс методов: анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз», разработанная в ФГБ ВОУ ВПО «Военная медицинская академия имени С. М. Кирова»; методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина; методика диагностики оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Полученные данные обрабатывались с помощью метода однофакторного дисперсионного анализа.

В исследовании принимали участие три группы врачей разных специальностей: «фтизиатрия», «терапия» и «офтальмология». Возраст испытуемых соответствовал четвёртому циклу возрастной периодизации по Д. Б. Бромлею - периоду взрослости (Бромлей, 1966). Наша выборка составила 60 человек, из них: первую группу составили: 20 врачей-фтизиатров, работающих в ГБУЗ РХ «Клинический противотуберкулезный диспансер»; вторую группу - 20 врачей терапевтов, работающих в ГБУЗ РХ «Абаканская городская клиническая поликлиника»; в третью группу вошли врачи офтальмологи-хирурги, работающие в ГБУЗ РХ «Офтальмологическая клиническая больница имени Н. М. Одежкина». Средний возраст в первой группе специалистов составил 54 года, во второй - 49 лет, в третьей - 47 лет. Настоящие группы уравнены между собой по полу, возрасту и стажу работы. Все испытуемые имеют высшее медицинское образование, работают в государственных поликлинических и стационарных структурах.

Статистический анализ не выявил значимых различий между группами врачей разных специальностей по показателю нервно-психической устойчивости, хотя различия между группами существуют на уровне тенденции увеличения числа лиц с высоким уровнем нервно-психической устойчивости в группе врачей офтальмологов. Большинство испытуемых (41 человек - 68 %) показали средний уровень нервно-психической устойчивости (нервно-психические срывы вероятны).

Анализ полученных результатов позволяет сказать, что высокий уровень нервно-психической устойчивости испытуемых в группе врачей офтальмологов может быть следствием особенностей их работы, а именно - проведением микрохирургических и лазерных операций пациентам в условиях поликлинического приёма, стационарно и в режиме неотложной помощи. Стоит уточнить, что все врачи офтальмологи, работающие в ГБУЗ РХ «Офтальмологическая клиническая больница имени Н. М. Одежкина», имеют за своими плечами микрохирургический опыт (ранее их должность в ряде документов именовалась «врач-офтальмохирург»), что относит их к врачам хирургических специальностей, которые в силу своей работы обязаны всегда контролировать ситуацию, находясь в режиме ответственности, волевого и эмоционального напряжения. Учитывая, что в нашем исследовании принимали участие врачи офтальмологи-хирурги со стажем работы свыше 20 лет, можно говорить, что данные специалисты имеют больше личностных ресурсов - профессионального опыта реагирования на стрессовые ситуации, легче ориентируются в них и обладают большей нервно-психической устойчивостью при

адаптации, так как им чаще приходится противостоять воздействию профессиональных стрессов, по силе и качеству превышающих воздействие стрессов, с которыми сталкиваются специалисты других профилей. Если рассматривать нервно-психическую устойчивость как сочетание эмоциональных, волевых компонентов психической деятельности, можно предположить, что у врачей хирургических специальностей эти качества сформированы более оптимально, поэтому при решении задач в напряжённой, экстремальной обстановке стрессоген-ные факторы будут оказывать меньшее влияние на их психическое здоровье.

Результаты исследования показали, что специфика деятельности врача определённой специальности оказывает влияние на проявления тревожности.

Наблюдаются существенные различия в уровне ситуативной и личностной тревожности между врачами трёх разных специальностей (р = 0,000, F = 11,760). Гораздо чаще состояние ситуативной тревожности испытывают врачи терапевты. Это состояние характеризуется большими субъективно-переживаемыми эмоциями (напряжением, беспокойством, озабоченностью) и возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Оно может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Что же касается личностной тревожности испытуемых, то эти показатели у врачей-офтальмологов оказались значительно ниже аналогичных показателей врачей фтизиатров и врачей терапевтов. Врачи офтальмологи значительно устойчивее реагируют на стрессовые ситуации, это может объясняться тем, что специалисты хирургического профиля чаще пребывают в экстремальных ситуациях, что заставляет расширять их свои ресурсы, укреплять их, приобретать опыт адаптации к экстремальным условиям среды, снижает их реактивную тревогу.

Вполне закономерно, что у врачей терапевтов на фоне высокой ситуативной тревожности также проявляется и высокая личностная тревожность. По современным данным, синдром эмоционального выгорания (или крайняя степень эмоционального выгорания) выявляется у 13,1 %, а высокая степень эмоционального выгорания у 49,7 % врачей первичного звена (Хохлов, 2009), к которым можно отнести и участковых врачей терапевтов. К факторам профессионального стресса, связанным с высокой степенью ситуативной тревожности, на наш взгляд, можно отнести в первую очередь организационные составляющие профессии врача участкового терапевта, такие как высокая рабочая нагрузка - чрезмерная загруженность работой ставит специалиста перед проблемой: может ли он справиться со своими обязанностями, в этом случае обычно возникают беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности (Бабанов, 2011); дефицит во времени (когда всё время чего-то не успеваешь сделать), и т. д.; ролевые составляющие: ответственность за правильность постановки диагноза, назначение соответствующего лечения и т. д., и личные составляющие: эмпатия по отношению к пациентам, которых он наблюдает в большинстве случаев на протяжении всей жизни.

Высокая личностная тревожность в группе врачей фтизиатров, на наш взгляд, может объясняться, прежде всего, наличием воздействия вредного фактора на рабочем месте, боязнью подхватить «профессиональное заболевание» (туберкулёз), осуществлением ухода за тяжёлыми больными, находящимися на протяжении долгого времени (годы) в стационаре, где не исключается и летальный исход. Таким образом, сотрудники «тяжёлых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями.

Нами также изучались показатели самочувствия, настроения и активности испытуемых. Полученные данные, представленные в средних баллах, свидетельствуют о том, что у всех трех групп испытуемых в большей части прослеживается благоприятное состояние вышеназванных категорий.

Сделаем выводы. Специальность (фтизиатрия, терапия или офтальмология) не влияет на показатели нервно-психической устойчивости врачей. Представители трёх групп показали средний уровень нервно-психической устойчивости.

Специфика деятельности врача определённой специальности оказывает влияние на проявление ситуативной тревожности. Так, врачи-терапевты гораздо чаще, по сравнению с врачами-фтизиатрами и офтальмологами, испытывают состояние ситуативной тревожности, которое сопровождается напряжением, беспокойством, озабоченностью и возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.

Личностная тревожность также зависит от специальности врача. У врачей терапевтов и фтизиатров отмечается высокая личностная тревожность и низкая эмоциональная стабильность, тогда как у врачей офтальмологов отмечается средний уровень тревожности, что объясняется наличием профессионального ресурса для адаптации к стрессу.

На такие ситуативные показатели, как самочувствие, активность и настроение, специальность врача не оказывает существенного влияния, однако у всех врачей прослеживается благоприятное состояние по данным критериям, повышенные показатели свидетельствуют о стеничности эмоциональных переживаний и активной ролевой позиции врачей.

Библиографический список

1. Винокур, В. А. Профессиональный стресс у врачей / В. А. Винокур // Вестник МАПО. - Август-сентябрь 2010. - № 8-9 (104-105).

2. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.: илл.

3. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2. - С. 113-122.

4. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.

5. Holt, P. Mediating stress: Survival of the hardy / P. Holt, M. J. Fine, N. Tollefson // Psychology in the Schools. - 1987. - V. 24 (1). - P. 51-58. -URL: http://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-formirovaniya-ustoychivosti-k-stressu-v-protsesse-professionalnogo-razvitiya-lichnost

© Пфау Т. В., Бозыкова А. Н., 2015 УДК 159.99

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Т. В. Пфау, Я. О. Хорошильцева, Е. В. Пастухова, С. Н. Тепляшин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены результаты исследования личностных особенностей подростков из семей мигрантов, проживающих на территории Республики Хакасия. Проведён сравнительный анализ адаптационных возможностей, особенностей агрессивности и психических состояний подростков из семей мигрантов и подростков, длительно проживающих на территории Республики Хакасия.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; уровень враждебности, стратегии самоутверждения личности, особенности проявлений агрессивности, импульсивность, тревожность, подростки из семей мигрантов.

Миграционный поток иностранных граждан на территорию Республики Хакасия из года в год увеличивается, вследствие чего, в частности, возрастает доля детей из категории социально незащищённых семей мигрантов. Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, главной из которых считается адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы образования [1].

Наше исследование основывается на концепции самокатегоризации социального мира Дж. Тернера. Согласно данной концепции, происходит разделение его участников на «своих» (близких, понятных, похожих на меня) и «чужих» (далёких, непонятных, непохожих). Основным следствием этого разделения являются ингруппо-вой фаворитизм и аутгрупповая враждебность [2].

Названная концепция позволяет утверждать, что социальной категоризации, даже в том случае, если она исходит извне, но принимается субъектами отношений, вполне достаточно для группового формирования и возможного дискриминационного поведения. «"Они", видимо, любят людей "своей" группы только потому, что те - члены ингруппы, а не из-за особых качеств индивидов, которые входят в группу» [3, c. 8]. Поэтому, приступая к исследованию, мы предположили: подростки из семей мигрантов в силу трудностей, связанных с адаптацией к новым условиям проживания и новой культурной среде, будут отличаться высоким уровнем агрессивности, что будет проявляться в высоком уровне враждебности и наличии возможности реального проявления агрессивности в поведении. Для проверки этих гипотез были выбраны следующие методики: «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; «Диагностика враждебности» (по шкале Кука - Медлей); «Стратегии самоутверждения личности» Е. П. Никитина и Н. Е. Харламенковой; «Методика диагностики самооценки уровня тревожности» Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; опросник Басса-Дарки; «Экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости» В. В. Бойко и проективная методика HAND-тест Э. Вагнера. Полученные данные обрабатывались при помощи метода математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.

В исследовании приняли участие две группы подростков в количестве 60 человек (средний возраст составил 13,5 лет), в которые вошли учащиеся СОШ № 3 г. Абакана, специализирующейся по работе с детьми мигрантов; каждая группа представлена 15 девочками и 15 мальчиками. Первую группу составили подростки из семей мигрантов в количестве 30 человек. Это подростки различных национальностей: узбеки (10 %), азербайджанцы (70 %), киргизы (20 %). Практически у всех учащихся данной группы полный состав семьи, в основном работают и отец, и мать. Принадлежность к религии - в большей мере мусульманство.

Результаты изучения основных показателей социально-психологической адаптации у двух групп подростков представлены в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.