Научная статья на тему 'Исследование влияния методов психокоррекции на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года'

Исследование влияния методов психокоррекции на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ / CONSCRIPTS / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / PSYCHO-CORRECTIONAL METHODS / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ADAPTATION CAPABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулакова Марина Викторовна, Власова Евгения Николаевна

Представлены результаты анализа исследования влияния методов психокоррекции на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих срочной службы. Обосновывается что эти компоненты подвижны и способны изменяться под воздействием методов психокоррекции. Установлено, что психокоррекционные методы оказывают благоприятное воздействие на адаптационный потенциал военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулакова Марина Викторовна, Власова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study of Psycho-correctional Methods Effect on Adaptational Capability of One-Year Conscripts

The aim of the study is the analysis of psycho-correctional methods effect on adaptational capability of one-year conscripts. The results show that components of the adaptational capacity of the individual short term service military are mobile and able to change under the influence of psycho-correction methods.. It has been proved that psycho-correctional methods have a beneficial effect on the adaptive capacity of the military

Текст научной работы на тему «Исследование влияния методов психокоррекции на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года»

рованности и снижая компоненты, препятствующие достижению состояния адаптированности и тем самым положительно влияя на процесс психологической адаптации в целом.

Полученные данные подтверждают мнение отечественных исследователей [5; 6; 7; 8] о том, что адаптационные навыки динамичны, а также то, что путём специальной психологической подготовки и целенаправленного развития у военнослужащих необходимых личностных свойств возможна психологическая подготовка солдат срочной службы к преодолению психологических трудностей процесса психологической адаптации к условиям краткосрочной службы в армии.

Библиографический список

1. Вертягина, Е. А. Факторы профессиональной адаптации молодого специалиста / Е. А. Вертягина // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2009. - № 4 (23). - В 2-х ч. Ч. 1. - С. 51-53.

2. Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... доктора психологич. наук / А. Г. Маклаков. - СПб., 1996. - 392 с.

3. Богомолов, А. М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности / А. М. Богомолов // Сибирский психологический журнал. - Вып. 28. - Томск, 2008. - С. 53-59

4. Кислицына, А. С. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис. ... канд. психологич. наук / А. С. Кислицина. - Казань, 2010. - 174 с.

5. Величко, С. В. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни: дис. ... канд. психологич. наук / С.В. Величко. - Таганрог, 2004. - 185 с.

6. Тузова, О. Н. Зависимость успешности адаптации к деятельности в особых условиях от социально-психологических характеристик личности военнослужащих: дис. ... канд. психологич.наук. - Саратов, 2006. - 162 с.

7. Осухова, Н. Г. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика / Н. Г. Осухова, И. П. Лотова, А. Ф. Шадура и др.; под ред. Н. Г. Осуховой, Н. П. Лотовой. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. - 136 с.

8. Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Научная книга, 2011. - Вып. 4. - 320 с.

© Кулакова М. В., Власова Е. Н., 2015

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДОВ ПСИХОКОРРЕКЦИИ НА КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ГОДА

М. В. Кулакова, Е. Н. Власова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Представлены результаты анализа исследования влияния методов психокоррекции на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих срочной службы. Обосновывается что эти компоненты подвижны и способны изменяться под воздействием методов психокоррекции. Установлено, что психокоррекционные методы оказывают благоприятное воздействие на адаптационный потенциал военнослужащих.

Ключевые слова: военные срочной службы, психокоррекционные методы, адаптационный потенциал личности.

Вооружённые силы Российской Федерации в настоящее время подвергаются серьёзному реформированию, что отрицательно сказывается на процессе адаптации солдат срочной службы. Известно, что адаптационный процесс характеризуется определённой стадийностью.

Д. А. Ситмбетов (2011) в своём исследовании функционального состояния организма и заболеваемости солдат краткосрочной службы выделил стадии адаптации военных двух лет службы (при этом указал, что стабильный уровень достигается за 9,3 ± 0,3 месяца):

- начальная (дестабилизация) - 3-5 месяцев службы в армии;

- становление адаптации - до 12 месяцев военной службы;

- завершение адаптации - до 18 месяцев службы;

- стадия устойчивой адаптации - до конца службы [4].

Относительно солдат одного года службы такой чёткой стадийности не наблюдается, и стадия дестабилизации затягивается до 9 месяцев службы [4].

Психологи уделяют большое внимание процессу адаптации военнослужащих (Попов А. В., 1996; Соловьев И. В.,1999; Бабич А. В., 2003; Белозёрова Н. Н., 2005; Хан В. В., 2006; Тузова О. Н., 2006; Фомин А. Ф., 2007; Дорфман Ю. Р., 2008; Романов К. В., 2009; Кислицына А. С., 2010; Ситмбетов Д. А., 2011; Ко-рытков В. А., 2013 и др.). В этих работах рассматриваются различные уровни адаптации: психологический (переживания), физиологический (соматические и вегетативные механизмы) и поведенческий (мотивированное поведение) [7].

Условия срочной службы в пределах воинских частей требуют от военнослужащих мобилизации физических и психических сил организма, кроме того, для успешного прохождения всех этапов адаптации необходима

актуализация адаптационного потенциала личности, который является психологической характеристикой процесса адаптации [1] и включает в себя нервно-психическую устойчивость, моральную нормативность, коммуникативные способности личности [2; 5] и т. д.

Известно, что преодоление трудностей в процессе психологической адаптации военных краткосрочной службы возможно путем некоторого вмешательства в условия их жизнедеятельности различными способами [4], в том числе и с помощью применения психокоррекционных методов, которые, безусловно, способствуют процессу психологической адаптации, то есть ведут к состоянию адаптированности. Это подтверждает и мнение А. М. Богомолова о том, что адаптационные навыки динамичны, способны развиваться в условиях различных жизненных ситуаций [1].

Наше исследование направлено на рассмотрение влияния методов психокоррекции на компоненты адаптационного потенциала военных, проходящих краткосрочную службу по призыву в течение года. В статье представлены некоторые полученные результаты. Рассматривалось следующее предположение: компоненты адаптационного потенциала личности военных краткосрочной службы подвижны и способны изменяться под воздействием методов психокоррекции.

В исследовании участвовали 50 респондентов - группа военнослужащих, проходящих краткосрочную службу в течение года, имеющих полное среднее, среднеспециальное или среднетехническое образование. Средний возраст испытуемых составил 22,6 года. Исследование осуществлялось на базе войсковой части г. Абакана Республики Хакасия.

Опрос проводился на начальном этапе службы (первый месяц службы) и на завершающем этапе службы (одиннадцатый месяц службы, после проведения комплекса психокоррекционных мероприятий) в форме групповой беседы с последующим заполнением бланков посредством многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, предназначенного для оценки адаптивных способностей личности (компонентов адаптационного потенциала личности) [6].

В процессе эмпирического исследования группа военнослужащих краткосрочной службы была подвергнута влиянию психокоррекционных методов, ориентированных на развитие компонентов адаптационного потенциала личности, необходимых для достижения состояния адаптированности к условиям краткосрочной военной службы в пределах воинской части. Были использованы следующие групповые психокоррекционные методы: групповая психогимнастика, психодрама, музыкотерапия, проективный рисунок.

С целью анализа эмпирических данных и проверки гипотезы использовался критерий достоверности различий (t-критерий Стьюдента). Статистическая обработка полученного материала и последующие расчёты проводились в рамках программы SPSS (версия 20.0).

К завершению срочной военной службы, по результатам многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, было обнаружено статистически значимое повышение таких компонентов адаптационного потенциала, как «адаптивные способности» (значимость 2-сторонняя составила 0,021 (при p < 0,05 ) для величины экспериментального значения t = -2,377, что превышает величину критического значения для t; знак «-» величины экспериментального значения свидетельствует о повышении данного параметра к завершению службы) и «нервно-психическая устойчивость» (значимость 2-сторонняя составила 0,005 (при p < 0,01 ) для величины экспериментального значения t = -2,918, что превышает величину критического значения для t; знак «-» величины экспериментального значения свидетельствует о повышении данного параметра к завершению службы) (см. табл.).

Различия показателей компонентов адаптационного потенциала военных краткосрочной службы

на начальном и завершающем этапах службы («Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина)

Средние значения Величина экспериментального значения (t)

Компоненты адаптационного потенциала Военнослужащие на начальном этапе службы Военнослужащие на завершающем этапе службы Значимость (2-сторонняя)

Адаптивные способности 2,9400' 3,9600* 0,021* -2,377

Нервно-психическая устойчивость 3,98002 5,38002 0,005** -2,918

Коммуникативные способности 4,3400 4,7800 0,096 -1,699

Моральная нормативность 4,3800 4,8200 0,141 -1,495

'p < 0,05*; 2p < 0,01**;

Таким образом, выявленные факты свидетельствуют о том, что военнослужащим, подвергшимся воздействию психокоррекционных методов, становится легче адаптироваться к новым условиям деятельности, входить

в новый коллектив и быстро вырабатывать стратегию своего поведения. У данных испытуемых становятся выше поведенческая регуляция и психическая устойчивость.

Следовательно, выдвинутая гипотеза о том, что компоненты адаптационного потенциала личности военных краткосрочной службы подвижны и способны изменяться под воздействием методов психокоррекции, подтвердилась.

Полученные данные подтверждают мнение отечественных исследователей [1; 2; 3; 4; 5] о том, что адаптационные навыки динамичны и путём специальной психологической подготовки и целенаправленного развития у военнослужащих необходимых личностных свойств (в том числе с помощью воздействия психоррекционных методов) возможна их психологическая подготовка к преодолению психологических трудностей (стресс-факторов).

Библиографический список

1. Богомолов, А. М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности / А. М. Богомолов // Сибирский психологический журнал. - Вып. 28. - Томск, 2008. - С. 53-59.

2. Кислицына, А. С. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис. ... канд. психол. наук. -Казань, 2010.

3. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика / Н. Г. Осухова, И. П. Лотова, А. Ф. Шадура [и др.]; под ред. Н. Г. Осуховой, Н. П. Лотовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 136 с.

4. Ситмбетов, Д. А. Исследование и оптимизация адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года, к условиям военно-профессиональной деятельности: дис. ... канд. мед. наук / Д. А. Ситмбетов. - Саратов, 2011.

5. Тузова, О. Н. Зависимость успешности адаптации к деятельности в особых условиях от социально-психологических характеристик личности военнослужащих: дис. ... канд. психолог. наук / О. Н. Тузова. - Саратов, 2006.

6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. - Самара, 2001. - С. 549-558.

7. Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... доктора психол. наук / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург, 1996.

© Кулакова М. В., Власова Е. Н., 2015

УДК 159.99

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Т. В. Пфау, А. Н. Бозыкова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены результаты исследования нервно-психической устойчивости как одного из показателей психологических ресурсов преодоления профессионального стресса у врачей разных специальностей. Исследованы данные ситуативной и личностной тревожности, самочувствия, активности и настроения у врачей специальностей «Офтальмология», «Фтизиатрия» и «Терапия».

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость, уровень тревожности, специальность врача, психологический ресурс, адаптация к стрессу.

В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряжённым взаимодействием с людьми. В частности, чрезвычайно высока важность исследования данной проблематики в отношении высшего медицинского персонала, так как «ценой ошибки» в их деятельности нередко является человеческая жизнь. Труд врачей и других медработников сопровождается воздействием на них целого ряда неблагоприятных для здоровья факторов, среди которых можно отметить такие, как опасность инфицирования, контакты с аллергенами, раздражающими или токсическими веществами, различные виды излучения, вынужденная рабочая поза со статическими нагрузками, агрессивное отношение пациента. Опросы среди российских врачей показали, что необходимость постоянного контакта с больными и их родственниками играет ведущую роль в формировании хронического эмоционального напряжения у 33,8 % педиатров, 37,5 % дерматологов, 45,2 % невропатологов и 68,7 % психиатров [1].

В настоящее время проблемы профессионального здоровья врачей привлекают всё больше внимания со стороны отечественных и зарубежных исследователей (Водопьянова, 2001; Леонова, 2004, 2007; Никифоров, 2000; Bolanowski, 2005; Cooper, 1999; Cox, 1998). Однако до сих пор остаётся малоизученной тематика, касающаяся изучения психологических ресурсов преодоления профессионального стресса, несмотря на то, что нехватка этих ресурсов ведёт к ухудшению результатов деятельности, нарушениям социальной адаптации, развитию стресс-зависимых расстройств и заболеваний [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.