Научная статья на тему 'Анализ изменений типа межличностных отношений военных одного года службы под влиянием психокоррекционных методов'

Анализ изменений типа межличностных отношений военных одного года службы под влиянием психокоррекционных методов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ / CONSCRIPTS / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / PSYCHO-CORRECTIONAL'S METHODS / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ADAPTATIONAL CAPABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулакова Марина Викторовна, Власова Евгения Николаевна

Представлены результаты исследования влияния методов психокоррекции на тип межличностных отношений как на компонент адаптационного потенциала военнослужащих срочной службы. Выявлено, что данный компонент адаптационного потенциала личности военных краткосрочной службы подвижен и способен изменяться под воздействием методов психокоррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулакова Марина Викторовна, Власова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Changes in the Type of Interpersonal Relations Among the Military of the Same Year of Military Service Under the Influence of Psycho-correctional Methods

The article presents the research results of influence of methods of psychocorrection on the type of interpersonal relationships as a component of adaptive capacity of servicemen. It has been revealed that this component of the adaptation potential of the short-term military service individual is mobile and is able to change under the influence of methods of psychological correction.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений типа межличностных отношений военных одного года службы под влиянием психокоррекционных методов»

Учитывая, какой вред наносит посттравматический стресс организму, в особенности психическому здоровью, необходимо на этапе лечения как можно раньше использовать медико-психологическую реабилитацию с определением характера и степени психоэмоционального расстройства с коррекцией психосоматического статуса методами психотерапевтических, психофармакологических воздействий.

Библиографический список

1. Дмитриева, Е. А. Роль общественной организации в реабилитации и реадаптации участников боевых действий / Е. А. Дмитриева. - М., 2009. - 262 с.

2. Шрбеков, О. H. Обоснование, организация и проведение этапной медицинской реабилитации больных, пострадавших при чрезвычайных ситуациях (ЧС) / О. H. Шрбеков, М. Т. Султанмуратов // Медицина Кыргызстана. - 2010. - № 5. - С. 19-20.

3. Судаков, К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков. - М.: Медицина, 1981. - 232 с.

4. Тарабрина, H. В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы / H. В. Тарабрина // Психологический журнал. - 1992. - № 2. - С. 14-29.

5. Can posttraumatic stress disorder be prevented? Division of Psychiatry, Chaim Sheba Medical Center. - Israel, 2001. - P. 36-58.

6. Thornicroft, G. Mental Health Outcome Measures / G. Thornicroft, M. Tansella, - Heidelberg: Springer Verlag. - 1996. - P. 432.

7. Wasserman, D. Suicide - an unnecessary death / D. Wasserman. - London: Dunitz. - 2001. - P. 257.

© Кемелова В. К., 2015 УДК 159.9

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ТИПА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОЕННЫХ ОДНОГО ГОДА СЛУЖБЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ

М. В. Кулакова, Е. Н. Власова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Представлены результаты исследования влияния методов психокоррекции на тип межличностных отношений как на компонент адаптационного потенциала военнослужащих срочной службы. Выявлено, что данный компонент адаптационного потенциала личности военных краткосрочной службы подвижен и способен изменяться под воздействием методов психокоррекции.

Ключевые слова: военные срочной службы, психокоррекционные методы, адаптационный потенциал личности.

Процесс адаптации имеет достаточно сложную структуру и истоки своего изучения берёт из физиологии, в рамках которой адаптация трактуется как приспособление организма к изменяющимся условиям среды [1]. В России исследование физиологического аспекта адаптации связано с именами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина, H. В. Лазарева и др.; в зарубежной науке данный вопрос рассмотрен Ж. Ламарком, Ч. Дарвином, У. Кенноном, Г. Селье и др. Впоследствии данное понятие стало одним из предметов изучения многих научных направлений: психологии, медицины, педагогики, социологии и т. д.

Отечественный психолог А. Г. Маклаков выделил следующие уровни адаптации: физиологический (соматические и вегетативные механизмы), психический (переживания) и поведенческий (мотивированное поведение) [2]. Именно о психологической адаптации личности как о научном аспекте позволяет говорить то обстоятельство, что психическая адаптация исследуется представителями различных научных отраслей; вследствие этого формируются концепции различного профиля, которые пытаются раскрыть и пояснить сущность психической адаптации человека.

В академической науке выделен комплекс психологических характеристик процесса адаптации, среди которых находятся адаптивность, стрессоустойчивость, жизнестойкость, адаптационный потенциал и т. д. Корректное диагностирование феномена «личностный адаптационный потенциал» позволит оценить вероятность нарушений психологической адаптации [3] и обеспечить их эффективную коррекцию и профилактику.

Особый интерес для психологии составляет изучение адаптационного потенциала людей, попавших в экстремальную или в трудную жизненную ситуацию, так как в подобных условиях особенно чётко проявляются признаки и причины нарушений психологической адаптации.

Ярким примером трудной жизненной ситуации является краткосрочная военная служба [4], так как к личности предъявляются повышенные требования и на солдата воздействуют определённые стресс-факторы (беззащитность, ограничение свободы, напряженная деятельность, дискомфортные условия учебы и проживания и т. д.) [4]. Данные обстоятельства требуют от военнослужащих мобилизации сил организма, как физических, так и психических. Кроме того, для успешного прохождения всех этапов психологической адаптации необходима актуализация адаптационного потенциала личности, который был упомянут ранее и представляет собой взаимосвязанные психологические свойства личности [5]: нервно-психическую устойчивость, моральную нормативность, коммуникативные способности личности, самооценку, различные формы агрессии [4; 6] и т. д.

Известно, что преодоление трудностей процесса психологической адаптации военных краткосрочной службы возможно путём некоторого вмешательства в условия жизнедеятельности различными способами [7], например, с помощью применения психокоррекционных методов, а также путем направленного формирования у военнослужащих личностных свойств, в том числе - и адаптационного потенциала, которые, безусловно, способствуют процессу психологической адаптации, то есть ведут к состоянию адаптированности. Это подтверждает и мнение А. М. Богомолова о том, что адаптационные навыки динамичны, способны развиваться в условиях различных жизненных ситуаций [3]. Стоит отметить, что в научных источниках недостаточно полно освещена проблема исследования и оптимизации процесса психологической адаптации военных, проходящих краткосрочную службу по призыву в течение года. В нашей статье представлены некоторые результаты исследования данной проблемы.

Сведения были получены нами в процессе изучения компонентов адаптационного потенциала военных краткосрочной службы до и после применения психокоррекционной программы.

В исследовании рассматривалось следующее предположение: компоненты адаптационного потенциала личности военнослужащих подвижны и способны изменяться под воздействием условий срочной службы.

В практическом исследовании участвовали 50 респондентов - группа военнослужащих, проходящих краткосрочную службу в течение года, имеющих полное среднее, среднеспециальное или среднетехническое образование, не зарегистрированные в официальном браке и не имеющие детей. Средний возраст испытуемых составил 22,6 года. Исследование осуществлялось на базе войсковой части г. Абакана Республики Хакасия.

Важная сторона работы с военнослужащими срочной службы по проблеме исследования и оптимизации процесса психологической адаптации - психологическая диагностика. В данном случае для получения информации об актуальном состоянии адаптационного потенциала солдат был использован следующий психодиагностический метод: тест Т. Лири, направленный на изучение особенностей межличностных отношений и степени адаптированности поведения человека в группе. Этот тест позволяет использовать полученные результаты для психологической коррекции.

Опрос проводился на начальном этапе службы (первый месяц службы) и на завершающем этапе службы (одиннадцатый месяц службы), после проведения комплекса психокоррекционных мероприятий в форме групповой беседы с последующим заполнением бланков.

При проведении комплекса мероприятий с целью оптимизации процесса психологической адаптации военнослужащих срочной службы посредством методов психокоррекции были соблюдены основные профессионально-этические принципы: добровольность, конфиденциальность, безоценочное отношение.

В процессе эмпирического исследования в группе военнослужащих краткосрочной службы проводилась работа по апробации психокоррекционной программы, ориентированной на развитие компонентов адаптационного потенциала, необходимых для достижения состояния адаптированности к условиям краткосрочной военной службы в пределах воинской части. Принимая к сведению жёсткий режим краткосрочной военной службы, данный этап мы проводили в течение полутора месяцев (май-июнь 2011 года) один раз в неделю (всего 10 часов).

В психокоррекционную программу по оптимизации процесса психологической адаптации военнослужащих по призыву были включены следующие групповые психокоррекционные методы:

- групповая дискуссия - основным элементом данного метода является обсуждение истории жизни членов группы, конкретной темы и взаимодействия между участниками группы. Следовательно, можно выделить три базисных направления группового обсуждения: биографическое, тематическое и интеракционное;

- психогимнастика - метод, относящийся к невербальным способам психокоррекции, в котором участники пытаются выразить свои эмоции, переживания и состояния с помощью мимики, пантомимики и жестов. Двигательная экспрессия выступает основным способом общения в группе. Такой вид психогимнастики ориентирован на умение устанавливать контакты, снижение эмоционального напряжения и т. д.;

- психодрама - групповой метод, в процессе которого с целью изменения и изучения эмоционального состояния членов группы используется ролевая импровизация, то есть стихийное выражение тех чувств и эмоций которые затрагивают наиболее актуальную проблематику участников группы [7];

- музыкотерапия - древнейший приём оптимизации состояния человека. Эмпирическим путём было доказано, что при прослушивании музыки улучшается функционирование различных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой и т. д.). Вероятно, музыкальные воздействия помогают отсрочить (или даже предотвратить) накопление негативных эмоций, возникающих часто как реакция на трудную ситуацию или на длительную монотонную работу;

- проективный рисунок - метод психокоррекции, направленный на получение дополнительных представлений о проблемах участников группы, способствующий выявлению и осознанию трудновербализуемых переживаний.

С целью анализа эмпирических данных и проверки гипотезы использовался критерий достоверности различий (t-критерий Стьюдента). Статистическая обработка полученного материала и последующие расчёты проводились в рамках программы SPSS (версия 20.0).

Результаты исследования показали, что на начальном этапе срочной службы военные отличаются статистически более высокими показателями в таких типах отношения к окружающим, как:

- «авторитарный» (значимость двухстороння составила 0,007 (уровень значимости p < 0,01 ) для величины экспериментального значения t = 2,828, что превышает величину критического значения для t; знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы);

- «эгоистичный» (значимость двухстороння составила 0,005 (уровень значимости p < 0,01 ) для величины экспериментального значения t = 2,910, что превышает величину критического значения для t; знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы);

- «агрессивный» (значимость двухстороння составила 0,000 (уровень значимости p < 0,01 ) для величины экспериментального значения t = 3,804, что превышает величину критического значения для t; знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы);

- «подозрительный» (значимость двухстороння составила 0,000 (уровень значимости p < 0,01 ) для величины экспериментального значения t = 3,984, что превышает величину критического значения для t; знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы);

- «подчиняемый» (значимость двухстороння составила 0,009 (уровень значимости p < 0,01 ) для величины экспериментального значения t = 2,726, что превышает величину критического значения для t; знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы);

- «зависимый» (значимость двухстороння составила 0,020 (уровень значимости p < 0,05 ) для величины экспериментального значения t = 2,406, что превышает величину критического значения для t; знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы) (см. табл.).

Различия показателей типов межличностных отношений военных краткосрочной службы на начальном и завершающем этапах службы (тест Т. Лири)

Компоненты адаптационного Средние значения Величина экспериментального значения (t)

потенциала (типы отношения к окружающим) Военнослужащие на начальном этапе службы Военнослужащие на завершающем этапе службы Значимость (2-сторонняя)

Авторитарный 9,6400' 7,7800' 0,007 2,828

Эгоистичный 7,86003 6,58002 0,005 2,910

Агрессивный 7,24002 5,14003 0,000 3,804

Подозрительный 6,56004 4,22004 0,000 3,984

Подчиняемый 6,38005 4,82005 0,009 2,726

Зависимый 6,88006 5,74006 0,020 2,406

Дружелюбный 8,4200 7,6800 0,184 1,349

Альтруистический 7,9800 7,4400 0,402 0,845

'p < 0,01*; 2p < 0,01*; 3p < 0,01*; 4p < 0,01*; 5p < 0,01*;6p < 0,05*;

Несмотря на полученные статистические различия, практически все типы межличностных отношений находятся в пределах адаптивного поведения как на начальном этапе военной срочной службы, так и на завершающем. Из этого следует, что представители данной группы на протяжении всей военной службы характеризуются уверенностью, настойчивостью в достижении цели, неконформностью, и в то же время склонностью брать на себя чужие обязанности, а также стремятся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими, имеют развитое чувство ответственности. Исключение составил авторитарный тип отношения к окружающим: на начальном этапе срочной службы военные продемонстрировали такие черты характера, как нетерпимость к критике и переоценка собственных возможностей на завершающем этапе службы после применения психокоррекционных методов; по данному показателю выявлены уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором.

Таким образом, можно констатировать, что применение психокоррекционных методов оказывает влияние на адаптационный потенциал солдат срочной службы, повышая компоненты, способствующие состоянию адапти-

рованности и снижая компоненты, препятствующие достижению состояния адаптированности и тем самым положительно влияя на процесс психологической адаптации в целом.

Полученные данные подтверждают мнение отечественных исследователей [5; 6; 7; 8] о том, что адаптационные навыки динамичны, а также то, что путём специальной психологической подготовки и целенаправленного развития у военнослужащих необходимых личностных свойств возможна психологическая подготовка солдат срочной службы к преодолению психологических трудностей процесса психологической адаптации к условиям краткосрочной службы в армии.

Библиографический список

1. Вертягина, Е. А. Факторы профессиональной адаптации молодого специалиста / Е. А. Вертягина // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2009. - № 4 (23). - В 2-х ч. Ч. 1. - С. 51-53.

2. Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... доктора психологич. наук / А. Г. Маклаков. - СПб., 1996. - 392 с.

3. Богомолов, А. М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности / А. М. Богомолов // Сибирский психологический журнал. - Вып. 28. - Томск, 2008. - С. 53-59

4. Кислицына, А. С. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис. ... канд. психологич. наук / А. С. Кислицина. - Казань, 2010. - 174 с.

5. Величко, С. В. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни: дис. ... канд. психологич. наук / С.В. Величко. - Таганрог, 2004. - 185 с.

6. Тузова, О. Н. Зависимость успешности адаптации к деятельности в особых условиях от социально-психологических характеристик личности военнослужащих: дис. ... канд. психологич.наук. - Саратов, 2006. - 162 с.

7. Осухова, Н. Г. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика / Н. Г. Осухова, И. П. Лотова, А. Ф. Шадура и др.; под ред. Н. Г. Осуховой, Н. П. Лотовой. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. - 136 с.

8. Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Научная книга, 2011. - Вып. 4. - 320 с.

© Кулакова М. В., Власова Е. Н., 2015

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДОВ ПСИХОКОРРЕКЦИИ НА КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ГОДА

М. В. Кулакова, Е. Н. Власова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Представлены результаты анализа исследования влияния методов психокоррекции на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих срочной службы. Обосновывается что эти компоненты подвижны и способны изменяться под воздействием методов психокоррекции. Установлено, что психокоррекционные методы оказывают благоприятное воздействие на адаптационный потенциал военнослужащих.

Ключевые слова: военные срочной службы, психокоррекционные методы, адаптационный потенциал личности.

Вооружённые силы Российской Федерации в настоящее время подвергаются серьёзному реформированию, что отрицательно сказывается на процессе адаптации солдат срочной службы. Известно, что адаптационный процесс характеризуется определённой стадийностью.

Д. А. Ситмбетов (2011) в своём исследовании функционального состояния организма и заболеваемости солдат краткосрочной службы выделил стадии адаптации военных двух лет службы (при этом указал, что стабильный уровень достигается за 9,3 ± 0,3 месяца):

- начальная (дестабилизация) - 3-5 месяцев службы в армии;

- становление адаптации - до 12 месяцев военной службы;

- завершение адаптации - до 18 месяцев службы;

- стадия устойчивой адаптации - до конца службы [4].

Относительно солдат одного года службы такой чёткой стадийности не наблюдается, и стадия дестабилизации затягивается до 9 месяцев службы [4].

Психологи уделяют большое внимание процессу адаптации военнослужащих (Попов А. В., 1996; Соловьев И. В.,1999; Бабич А. В., 2003; Белозёрова Н. Н., 2005; Хан В. В., 2006; Тузова О. Н., 2006; Фомин А. Ф., 2007; Дорфман Ю. Р., 2008; Романов К. В., 2009; Кислицына А. С., 2010; Ситмбетов Д. А., 2011; Ко-рытков В. А., 2013 и др.). В этих работах рассматриваются различные уровни адаптации: психологический (переживания), физиологический (соматические и вегетативные механизмы) и поведенческий (мотивированное поведение) [7].

Условия срочной службы в пределах воинских частей требуют от военнослужащих мобилизации физических и психических сил организма, кроме того, для успешного прохождения всех этапов адаптации необходима

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.