8. Шкапова, Е. А. Показатели люцигенин- и люминолзависимой хемилюминесценции нейтрофилов крови у больных раком почки / Е. А. Шкапова, Л. М. Куртасова, А. А. Савченко // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2010. - Т. 149. - № 2. -С. 239-241.
9. Хайдуков, С. В. Подходы к стандартизации метода проточной цитометрии для иммунофенотипирования. Настройка цитометров и подготовка протоколов для анализа / С. В. Хайдуков // Медицинская иммунология. - 2007. - Т. 9. - N° 6. - С. 569-574.
© Кощеев В. Н., Мошев А. В., Беленюк В. Д., Гвоздев И. И., 2014
УДК 159.9
ПОКАЗАТЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ГОДА, НА НАЧАЛЬНОМ И ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПАХ СЛУЖБЫ
М. В. Кулакова, Е. Н. Власова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматриваются особенности динамики адаптационного потенциала военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву в течение одного года, на начальном и завершающем этапах службы.
Ключевые слова: адаптация, адаптивность, адаптационный потенциал, военные срочной службы.
Механизмы и закономерности изменений физиологической, эмоциональной, познавательной и поведенческой сфер военнослужащих при попадании их в специфические условия несения службы привлекают внимание представителей многих научных областей, например, социологии, физиологии, медицины, а также психологии.
В психологии особое внимание уделяется процессу психофизиологической и социально-психологической адаптации военнослужащих к условиям военно-профессиональной деятельности. Данный процесс является многоэтапным и разносторонним, так же как и условия службы, которые предъявляют достаточно жёсткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, могут быть различны.
В некоторых психологических исследованиях ситуацию военной службы по призыву относят к экстремальным условиям (Пепелев, 2001), связывая это с тем, что личность попадает в изменённые условия, где предъявляются повышенные требования к психологической устойчивости. Причины экстремальности в данной ситуации таковы: переход людей из свободного состояния на военную службу; расставание с семьёй; отказ от привычек, приобретённых ранее; отвращение и неприязнь к военной службе; страх наказания. Однако отмечается, что экстремальность данных условий не связана с риском для жизни и здоровья, а возникает вследствие перехода в непривычные условия.
В исследовании процесса социально-психологической адаптации военнослужащих рядового состава посредством опроса юношей призывного возраста и военнослужащих на начальных этапах службы А. С. Кислицына (2010) выделяет стресс-факторы, которые воздействуют на личность солдата в процессе службы. Главные из них - ограничение свободы, беззащитность, напряжённая и опасная деятельность и т. д. Это позволяет автору определить условия срочной службы в армии как модель трудной жизненной ситуации [1].
При поступлении на военную службу по призыву юноши переживают этап острых психических реакций (первичная дезадаптация или дестабилизация), на котором личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования: длится этот этап от трёх до пяти месяцев нахождения в воинской части. Далее наступает стадия «формирования адаптации», которая составляет до двенадцати месяцев военной службы. Стабилизация процесса адаптации наступает только в последние шесть месяцев службы, т. е. от полутора лет до конца службы [3].
В сложившихся социально-экономических условиях страны срок военной службы был сокращён до одного года. Вследствие этого, выделенные стадии адаптации военнослужащих не могут быть перенесены на солдат последних лет призыва и применены для понимания механизмов адаптационных трудностей в условиях срочной службы в течение одного года. Это отмечает Д. А. Ситмбетов (2011) в своём исследовании функционального состояния организма и заболеваемости солдат срочной службы, говоря о том, что у военнослужащих одного года службы стадия дестабилизации затягивается до девяти месяцев. Предположительно это связано с тем, что теперь военные срочной службы за более короткое время должны усвоить программу военно-профессиональной подготовки в прежнем объёме.
В основе успешности процесса психологической адаптации лежат адаптационные способности, или так называемый адаптационный потенциал личности, во многом детерминирующие его успешность.
В психологии адаптационный потенциал рассматривается по отношению к анализу свойств личности, которые определяют успешность процесса адаптации в различных видах деятельности (профессиональной, социокультурной среде, экстремальных условиях, в том числе и военной службе). В отечественной науке выделяются неодинаковые структурные компоненты адаптационного потенциала (Коновалова, 2000; Маклаков, 2001; Посо-хова, 2001 и др.), в том числе и в исследованиях, направленных на изучение процесса психофизиологической и социально-психологической адаптации военнослужащих различных категорий (проходящих военную службу
по призыву или по контракту; военнослужащих, участвующих в боевых действиях и т. д.). В ряде работ в состав адаптационного потенциала личности военнослужащего относят адаптивность, нервно-психическую устойчивость, коммуникативные способности, моральную нормативность личности, самооценку, различные формы агрессии и т. д. [1; 4].
Проблема развития личности вооружённого защитника отечества в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военных, проходящих службу по призыву, непосредственно к армейской среде [2]. С целью создания подобных условий первоначально необходимо изучить особенности личностного адаптационного потенциала солдат рядового состава, его изменчивость в начале срочной службы и при её завершении.
Актуальность данной проблемы подтверждают исследования военных психологов Н. Ф. Феденко (1967), И. В. Соловьёва (1999), А. В. Барабанщикова (2003), В. И. Лебедева (2005), Л. Ф. Железняк (2008), Д. А. Сит-мбетова (2011), В. А. Корыткова (2013) и др.
Приступая к исследованию, мы предположили, что военнослужащие, склонные к проявлению агрессивных тенденций, а также негативных установок в общении, имеют низкий уровень адаптации, а военные с высокой поведенческой регуляцией, адекватной самооценкой и реальным восприятием действительности высоко адаптированы, а также то, что уровень адаптации к срочной службе в армии может меняться.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-медицинскую научную литературу по проблеме адаптации, в том числе социально-психологической.
2. Выявить и сравнить уровни адаптации военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву в течение одного года, на начальном и завершающем этапах службы.
3. Выявить и сравнить особенности проявлений агрессивных тенденций военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву в течение одного года, на начальном и завершающем этапах службы.
4. Выявить и сравнить особенности и установки межличностных отношений военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву в течение одного года, на начальном и завершающем этапах службы.
5. Выявить и проанализировать взаимосвязь уровней адаптации с компонентами личностного адаптационного потенциала у военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву в течение одного года, и сравнить на начальном и завершающем этапах службы.
В проведении исследования использовались три группы методов:
- теоретический анализ литературы;
- психодиагностические методы: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО - АМ), разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным; методика диагностики показателей и форм агрессии
A. Басса и А. Дарки; методика определения деструктивных установок в межличностных отношениях
B. В. Бойко; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- методы математической статистики: SPSS 10.0 for Windows, U-критерий Манна-Уитни; критерий Спирмена.
Исследование проводилось в два этапа на базе войсковой части города Абакана. В нём приняли участие военные, находящиеся на срочной службе, средний возраст которых - 21 год.
На первом этапе исследования военнослужащие диагностировались на 4-5-м месяце службы (50 человек), на втором этапе - на 11-12-м месяце службы (47 человек). 3 человека выбыли из исследования в связи с переводом в другие войсковые части.
Мы изучили личностные особенности военнослужащих на разных этапах службы выявили динамику адаптационного потенциала (рис.).
45 40 35 30 25 20 15 10
□ начальный этап службы ■ завершающий этап службы
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень проявления проявления проявления
5
0
Рис. Уровни адаптации военнослужащих на разных этапах службы (%)
Как представлено на рисунке, количество военнослужащих с низким и средним уровнями адаптации к завершению службы уменьшается (низкий уровень адаптации выявлен у 40 % военнослужащих на начальном этапе службы и у 36,2 % - на завершающем; средний уровень адаптации продемонстрировали 38 % солдат на начальном этапе и 34 % - на завершающем этапе службы). Количество военных срочной службы с высоким уровнем адаптации к завершению службы увеличивается, т. е. при поступлении на срочную службу высоко адаптированы 22 % солдат, а при завершении службы этот процент увеличивается до 29,8.
При сравнении личностных характеристик у военнослужащих на начальном и завершающем этапах службы выявлены следующие статистически значимые изменения.
Например, у военнослужащих с низким уровнем адаптации увеличиваются показатели таких личностных характеристик, как «открытая жестокость» (р < 0,00); «физическая агрессия» (р < 0,01); «подозрительность» (р < 0,02) и «вербальная агрессия» (р < 0,00). Военнослужащие со средним адаптационным потенциалом демонстрируют увеличение показателя «открытая жестокость» (р < 0,00). Представители высокоадаптированной группы отличаются повышением показателя «моральная нормативность» (р < 0,00). Полученные результаты позволяют сделать следующее выводы:
1. У военнослужащих с низким адаптационным потенциалом к завершающему этапу службы значительно повышается уровень открытой жестокости, физической и вербальной агрессии, а также подозрительности. Они становятся более резкими в своих выводах и высказываниях по поводу окружающих, наиболее часто применяют физическую силу против другого лица, склонны к выражению своих негативных чувств через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы), а также чаще проявляют недоверие и осторожность по отношению к окружающим людям, вместе с тем ориентируются на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех и «быть хорошим» для всех без учёта ситуации.
2. Группа испытуемых со средними адаптационными возможностями на завершающем этапе службы характеризуется значительным повышением уровня открытой жестокости, они становятся более резкими в своих выводах и высказываниях по поводу окружающих, эти выводы они не стараются скрыть или смягчить.
3. У лиц с высоким уровнем адаптации к завершению службы повышается моральная нормативность, а также становятся более явными авторитарный и эгоистичный типы отношения к окружающим, они становятся более ориентированными на соблюдение общепринятых норм поведения, на принятие и социальное одобрение, более склонны к проявлению властности, самовлюблённости и расчётливости.
4. С повышением уровня адаптации к условиям службы в армии у военнослужащего становятся выше его поведенческая регуляция, самооценка, уровень контроля эмоций; он более адекватно воспринимает действительность, реальнее оценивает свою роль в коллективе и более ориентирован на соблюдение общепринятых групповых норм; повышается его способность устанавливать контакты с сослуживцами и окружающими. Таким образом, военнослужащие, склонные к проявлению агрессивных тенденций, а также негативных установок в общении, имеют низкий уровень адаптации, а военные с высокой поведенческой регуляцией, адекватной самооценкой и реальным восприятием действительности высоко адаптированы.
Данное направление работы по изучению динамики социально-психологической адаптации включает в себя определение уровня нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей; изучение морально -нравственных особенностей, проявлений агрессии и деструктивных установок в межличностных отношениях военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Исследование всех этих компонентов является перспективным направлением дальнейшей работы по созданию стройной и эффективной системы психологического обеспечения адаптации военнослужащих к воинской деятельности в целом.
Библиографический список
1. Кислицына, А. С. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис. ... канд. психологич. наук / А. С. Кислицына. - Казань, 2010.
2. Маклаков, А. Г. Военная психология / А. Г. Маклаков. - СПб., Питер, 2003. - 547 с.
3. Ситмбетов, Д. А. Исследование и оптимизация адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года, к условиям военно-профессиональной деятельности: дис. ... канд. мед. наук / Д. А. Ситмбетов. - Саратов, 2011.
4. Тузов, О. Н. Зависимость успешности адаптации к деятельности в особых условиях от социально-психологических характеристик личности военнослужащих: дис. . канд. психологич. наук / О. Н. Тузов. - Саратов, 2006
© Кулакова М. В., Власова Е. Н., 2014