Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ ТАТАРСКОЙ ДИАСПОРЫ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ ТАТАРСКОЙ ДИАСПОРЫ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиции / семейные традиции / семейные ценности / народные традиции в семье / traditions / family traditions / family values / folk traditions in family

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М.Я. Добря, Т.А. Дорофеева, М.Л. Мальчевская

Данная статья содержит анализ понятий «традиции», «семейные ценности», «семейные традиции» в междисциплинарном контексте. Авторы рассматривают характеристику этих понятий в философии, социологии и психолого-педагогических науках. Целью статьи является представление результатов исследования, раскрывающего особенности традиций семейного воспитания в этнической диаспоре татар, проживающих на юге Красноярского края, и их влияния на воспитание и образование детей в условиях поликультурности российского общества сегодня. Результатами исследования стало выявление основных ценностных ориентаций в традиционном семейном воспитании этнических татар и оценка педагогических знаний и педагогической культуры современных родителей, принадлежащих этой этнической группе. Проведенная работа позволила выявить существующие сегодня проблемы семейного воспитания в национально-культурной группе татар и определить степень влияния социальных факторов на трансформацию взглядов современной семьи по вопросам воспитания и образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — М.Я. Добря, Т.А. Дорофеева, М.Л. Мальчевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF TRADITIONS TO RAISE CHILDREN IN TATAR DIASPORA FAMILIES IN SOUTH OF SIBERIA

The article describes concepts of “traditions”, “family values”, “family traditions” in philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects. The aim of the study is to analyze traditions of family education in the ethnic diaspora of Tatars living in the south of the Krasnoyarsk Territory. Family traditions include housework, joint holidays, guest etiquette, respect for elders, mutual understanding between family members. The article conducts a study of ethnic Tatar families, which helps to identify the main value orientations of family education in the following areas: the model of family education, knowledge and adherence to folk traditions, assessment of pedagogical knowledge and pedagogical culture of parents, parental assessment of the interaction of educational institutions and families. The identified problems of modern parents representing the nationalcultural group of Tatars reveal the peculiarities of upbringing and education of children in conditions of multiculturalism. The reported study is funded by RFBR, project number 20-013-00661.bh.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ ТАТАРСКОЙ ДИАСПОРЫ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА»

Таким образом, мы выделяем несколько направлений работы школьного коллектива по профилактике интернет-зависимости у подростков (табл. 3).

Таблица 3

Направления профилактической работы по предупреждению интернет-аддикции у подростков

Направления профилактической работы Содержание работы

Работа с педагогическим коллективом Просветительская работа, оказание организационно-методической и консультативной помощи; внедрение техник мониторинга для раннего обнаружения случаев интернет-аддикции и планирования профилактических мероприятий; взаимодействие педагогов школы со специалистами служб города (центр социально-психологической помощи, медицинская служба и др.)

Работа с подростками Психолого-педагогическое сопровождение воспитательной работы; коррекционная работа; индивидуальные и групповые консультации для школьников; социальный психологический контроль; организация тренингов социальной направленности для подростков (тренинги коммуникативной компетентности, уверенности в себе, ораторского мастерства и т.д.)

Работа с родителями Консультативная помощь родителям; организация групп поддержки; просветительская работа

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. В нашем исследовании мы попытались определить наиболее эффективные направления работы школьного коллектива по профилактике интернет-зависимости у подростков, а именно:

Библиографический список

1) работа с коллективом школьных специалистов в виде обучения их методам работы, позволяющим предупредить аддиктивные расстройства, дополнительное консультирование при необходимости подбора и организации нетипичных методик работы с индивидами, в том числе создание внутришкольных механизмов формирования потребности в физической и социальной активности, при этом такие механизмы должны включать техники мониторинга для диагностики аддиктивного поведения;

2) работа профильных специалистов с подростками, которая должна включать психолого-педагогическое сопровождение, выявление механизма формирования зависимости у отдельных индивидов, групповые и личные консультации, контроль со стороны коллектива за психологическим состоянием отдельных учеников, тренинги;

3) консультации родителей детей, входящих в группу риска, а также сопровождение ситуации аддикции до перехода под контроль профильного специалиста; передача сведений родителям о наличии группы поддержки для взаимопомощи; привлечение родителей как из группы взаимопомощи к работе с детьми, так и в целом взрослых членов семей, способных помочь работе профильных специалистов; консультирование по проблемам созависимости.

Итак, результаты исследования показали, что профилактика интернет-ад-дикции - глубокий и продолжительный процесс, подразумевающий поэтапность взаимодействия педагогов и семьи с подростками. Ведь одной из ведущих причин возникновения зависимости от сети у подростков выступает дефицит внимания, понимания и любви со стороны значимых взрослых. В организации профилактики компьютерной зависимости целесообразно использовать разнообразные формы и методы воспитательных мероприятий в различных их сочетаниях.

Разработанный и апробированный комплекс тренинговых занятий, направленных на личностный рост, развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений решать конфликтные ситуации, а также реализованный цикл лекций для родителей по вопросам интернет-зависимости показали свою эффективность. В экспериментальной группе процентный показатель по группе А (подростки, проводящие всё свободное время в сети Интернет) снизился на 12%. В то время как в контрольной группе динамика изменений не прослеживается.

Организация профилактики интернет-аддикции требует участия целого ряда компетентных специалистов, семьи ребенка, тщательно спланированной комплексной работы по воспитанию в условиях школы.

1. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Москва: «Академический Проект», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000.

2. Васильева Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально педагогическая проблема. Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС. 2016; Т. 15, № 2: Э2 - Э8.

3. Багдасарян А.А., Саргсян М.Э. Влияние компьютеров и интернета на младших школьников. Наука и образование сегодня. 2019; № 1: 78 - 81.

4. Баева Л.В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет - игровой зависимости (IGD). Виртуальное пространство и жизненные миры человека. 2016; № 1 (11): 8 - 19.

5. Набойченко Е.С., Окунева Л.И. Психологические аспекты кибераддикции подростков. Педагогическое образование в России. 2016; № 5: 82 - 87.

6. Воеводскова Е.Е. Зависимость о компьютерной виртуальной реальности. Проблемы педагогики. 2015; № 27: 1 - 2.

7. Буракова И.С., Ситак Л.А., Смирнова О.С. Социокультурные и образовательные проблемы молодежи. Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на кавминво-дах, 2020.

8. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореферат .... кандидата педагогических наук. Ярославль. 2011. References

1. Korolenko C.P., Dmitrieva N.V. Sociodinamicheskaya psihiatriya. Moskva: «Akademicheskij Proekt», Ekaterinburg: «Delovaya kniga», 2000.

2. Vasil'eva E.V. Komp'yuternaya zavisimost' podrostka kak social'no pedagogicheskaya problema. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal GAUDEAMUS. 2016; T. 15, № 2): Э2 - Э8.

3. Bagdasaryan A.A., Sargsyan M.'E. Vliyanie komp'yuterov i interneta na mladshih shkol'nikov. Nauka iobrazovanie segodnya. 2019; № 1: 78 - 81.

4. Baeva L.V. Virtualizaciya zhiznennogo prostranstva cheloveka i problemy internet - igrovoj zavisimosti (IGD). Virtual'noe prostranstvo i zhiznennye miry cheloveka. 2016; № 1 (11): 8 - 19.

5. Nabojchenko E.S., Okuneva L.I. Psihologicheskie aspekty kiberaddikcii podrostkov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016; № 5: 82 - 87.

6. Voevodskova E.E. Zavisimost' o komp'yuternoj virtual'noj real'nosti. Problemy pedagogiki. 2015; № 27: 1 - 2.

7. Burakova I.S., Sitak L.A., Smirnova O.S. Sociokul'turnye iobrazovatel'nyeproblemy molodezhi. Pyatigorsk: Reklamno-informacionnoe agentstvo na kavminvodah, 2020.

8. Druzin V.N. Pedagogicheskaya profilaktika igrovoj komp'yuternoj addikcii podrostkov. Avtoreferat .... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl'. 2011.

Статья поступила в редакцию 08.11.21

УДК 37.013; 37.018.1

Dobrya M.Ya., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Khakas State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: m.dobrya@mail.ru Dorofeeva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: dorofeev_at@bk.ru Malchevskaya M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

THE STUDY OF TRADITIONS TO RAISE CHILDREN IN TATAR DIASPORA FAMILIES IN SOUTH OF SIBERIA. The article describes concepts of "traditions", "family values", "family traditions" in philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects. The aim of the study is to analyze traditions of family education in the ethnic diaspora of Tatars living in the south of the Krasnoyarsk Territory. Family traditions include housework, joint holidays, guest etiquette, respect for elders, mutual understanding between family members. The article conducts a study of ethnic Tatar families, which helps to identify the main value orientations of family education in the following areas: the model of family education, knowledge and adherence to folk traditions, assessment of pedagogical knowledge and pedagogical culture of parents, parental assessment of the interaction of educational institutions and families. The identified problems of modern parents representing the national-cultural group of Tatars reveal the peculiarities of upbringing and education of children in conditions of multiculturalism. The reported study is funded by RFBR, project number 20-013-00661.bh.

Key words: traditions, family traditions, family values, folk traditions in family.

М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дошкольного и специального образования Хакасского государственного университета

имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: m.dobrya@mail.ru

Т.А. Дорофеева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: dorofeev_at@bk.ru

М.Л. Мальчевская, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ ТАТАРСКОЙ ДИАСПОРЫ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Данная статья содержит анализ понятий «традиции», «семейные ценности», «семейные традиции» в междисциплинарном контексте. Авторы рассматривают характеристику этих понятий в философии, социологии и психолого-педагогических науках. Целью статьи является представление результатов исследования, раскрывающего особенности традиций семейного воспитания в этнической диаспоре татар, проживающих на юге Красноярского края, и их влияния на воспитание и образование детей в условиях поликультурности российского общества сегодня. Результатами исследования стало выявление основных ценностных ориентаций в традиционном семейном воспитании этнических татар и оценка педагогических знаний и педагогической культуры современных родителей, принадлежащих этой этнической группе. Проведенная работа позволила выявить существующие сегодня проблемы семейного воспитания в национально-культурной группе татар и определить степень влияния социальных факторов на трансформацию взглядов современной семьи по вопросам воспитания и образования детей.

Ключевые слова: традиции, семейные традиции, семейные ценности, народные традиции в семье.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00661

Основой духовного развития ребенка является семья. Семья передает ценностные ориентации, культурные традиции своего народа, которые уже с раннего возраста влияют на формирование личности ребенка. Нравственная красота, духовные ценности народа, его добрые традиции и нравственные принципы передаются из поколения в поколение каждой национальностью и отражаются на отношениях человека к семье, своему роду как к ближайшему окружению человека, что, в свою очередь, определяет его отношение к своей этнической группе, а также к представителям других этносов.

Семья, являясь социальным институтом, особенно чувствительна к тем кардинальным реформам, которые проводятся в государственном масштабе. Это связано с тем, что результаты этих реформ напрямую отражаются на социальном благополучии каждой семьи и сказываются на воспитании подрастающего поколения. Педагогическое сообщество сегодня отмечает возрастание в современной мире воспитательной дееспособности родителей, что вызвано разрушительными изменениями в сфере ценностных ориентаций семьи. Именно это обусловливает актуальность поднимаемой в нашей работе проблемы.

Представленная статья является продолжением работы, посвященной изучению влияния семейных традиций и установок на формирование социального благополучия семей различных национальностей Южно-Сибирского региона [1]. Предметом исследования в данной работе является анализ семейных традиций в национальной общине татар, проживающих на территории Березовского района Красноярского края.

Для изучения влияния традиций семейного воспитания на современных родителей в ФГБОУ «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» в рамках реализации проекта РФФИ «Влияние систем семейного воспитания современных диаспор на социальное благополучие и образование детей (на примере Южно-Сибирского региона)» (2020-2021 гг.) была создана группа ученых, которой и было организовано исследование характера системы воспитания в семьях различных диаспор, проживающих в Южно-Сибирском регионе, в число которого включены Республика Хакасия, Республика Алтай, Республика Тыва, а также такие районы юга Красноярского края, как Курагинский, Шушенский и Минусинский. Выбор этих регионов для исследования обусловлен тем, что на их территориях проживают различные национально-культурные группы, представляющие интерес в контексте нашей работы.

Говоря о семейных традициях, следует, прежде всего, остановиться на анализе понятия «традиция» (от лат. tratitio - передача), которое обозначает процесс передачи из поколения в поколение исторически сложившихся обычаев, порядков и правил поведения. Духовно-нравственная жизнь народов основывается на национальных устоях, которые и организуют связь поколений, их преемственность через усвоение культурных и семейных традиций. Основным источником передачи традиционной культуры является семья. «Именно на семье лежит ответственность за воспитание у детей способности к адекватному социальному общению, поскольку именно в рамках семьи происходит первичная социализация и инкультурация ребенка, следовательно, и формирование личности» [2, с. 19]. Кроме того, «семейные ценности и традиции представляют собой фундамент развития современного российского общества» [3]. Этот тезис стал основным методологическим положением в нашем исследовании.

Анализ литературы показал, что проблемы, связанные с передачей семейных ценностей, с организацией семейного воспитания стали предметом изучения еще у философов античности, начиная от Аристотеля и Платона. Сегодня они также остаются в центре внимания науки. Так, проблемы передачи семейных ценностей нашли свое отражение в современных философских исследованиях РБ. Мисирова, В.В. Поповой, А.Б. Федуловой, Б.Б. Хубиева. Также эти вопросы раскрываются в работах по социологии (А.В. Винокурова, А.М. Рогова, В.А. Уварова); психологии (С.Ю. Девятых, Е.Г Ермолаева, Е.Н. Рябухина); педагогике (Ж.Н. Дюльдина, Н.А. Ильчевская, З.С. Шитикова). Проблема ценностей

семьи является объектом внимания и зарубежных ученых, в чьих трудах рассматриваются различные аспекты традиционной семьи и семейного воспитания. Так, поднимаются вопросы, связанные с взаимовлиянием традиционных семейных ценностей и ценностей новых (O.G. Kemjika & Obikoya, 2017); конфликтом ценностей у поколений (Marcela G0ttlichová (2016); противоречиями, возникающими в мультиэтнических сообществах (Twila L. Perry, 2017); влиянием ценностных ориентаций на детей и подростков (Yashasvi Mehta, 2017) и др.

В современных российских исследованиях систему семейных ценностей рассматривали Н.К. Акименко, С.В. Багинская, И.Ф. Дементьева, А.В. Ковалева, Д.В. Медкова, М.А. Томашевская. В этих работах представлены различные толкования сущности ключевого понятия «семейные ценности». Анализ этого понятия позволяет говорить о его междисциплинарном характере. Так, в определении, представленном Ж.Н. Дюльдиной, эти ценности рассматриваются как «взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных, национальных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке, кровном родстве» [4, с. 182]. В работах Н.П Храмова, Д.В. Медковой семейные ценности выступают как «положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями» [5, с. 45]. О.В. Дыбина в своих исследованиях говорит, что «система ценностей семьи является динамичной системой, создающейся в ходе целого этапа воспитания и социализации, играющей основную роль в процессе принятия решения, позволяющей разрешать, что для человека имеет большое значение в семейной жизни» [6, с. 54].

Таким образом, говоря о семейных ценностях, мы должны исходить из того, что данное понятие осмыслено в работах исследователей как единая система значимых для членов семьи интересов, потребностей и отношений. Семейное воспитание, по меткому определению И.В. Бестужева-Лады, для ребенка является «домашней академией». Помимо этого, следует упомянуть и то, что семейные ценности и традиции взаимосвязаны. Формируясь на протяжении веков, культурные традиции семейного воспитания реализуются через родителей, передавая подрастающему поколению накопленный опыт.

Характеристикой традиционной воспитательной системы в татарских семьях является особый жизненный уклад и традиционные представления о роли и значимости детей в структуре общества, которые сформированы под влиянием исторических и социально-экономических условий, в соответствии с ними для татар воспитательный процесс характеризуется массовостью и вовлеченностью «всех членов семьи, рода и общины». Именно этот уклад обеспечивал «межпоколенную преемственность главных материальных и духовных ценностей» [7, с. 10] в татарских семьях, что и поддерживало существование семьи как социального организма традиционной культуры татар.

Методология и методы исследования. Сегодня под влиянием глобальных изменений, происходящих в современном обществе, происходят кардинальные перемены в традиционных представлениях о социальных и культурных ценностях всех этнических групп. Именно эти изменения стали предметом нашего исследования, которое было организовано на основе анкетирования, затрагивающего изучение тех сфер, которые, по нашему мнению, имеют влияние на формирование семейных традиций и в определенной мере демонстрируют их иерархию в современной семье. В свете этого в анкетировании были представлены вопросы, ответы на которые помогали представить модель современного семейного воспитания в татарских семьях, выявляли знание народных традиций современных родителей и могли стать основой для оценки их педагогических знаний и педагогической культуры. Также в анкете были представлены вопросы, которые раскрывали родительскую оценку взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

В опросе на основе анкет, разработанных нами, принял участие 21 респондент. Респонденты были подобраны из числа представителей татарских семей. По тендерному составу группа респондентов была распределена так: 13 лиц женского пола и 8 лиц - мужского. Возраст участников опроса был представлен такими возрастными категориями: до 35 лет - 24%, от 35 до 50 лет - 43%, от 50 и выше - 33%. Социальное положение респондентов также было разнообразным. Так, 60% опрошенных работают в государственных учреждениях (врачи, учителя, соц. работники, работники ЖЭКа); 18% - индивидуальные предприниматели, 22% - домохозяйки или работают по найму. Все респонденты были представителями полных семей, имеющих по несколько детей (что является весьма традиционным для представителей татарской диаспоры). Так, у 45% среди наших опрошенных имеют в семье по двое детей, 45% - трех и более детей и только 10% от опрошенных имеют в семье всего одного ребенка (как правило, это люди молодого возраста - до 35 лет). Приемных детей в этих семьях нет

Первый вопрос анкеты касался определения роли национального языка в общении респондентов. Принявшие участие в исследовании показали, что в 20т% из них дома общаются преимущественно на родном языке. 40% языком общения в семейном кругу выбрали русский, и такое же количество опрошенных используют в семейном общении два языка: родной и русский.

Следующий вопрос анкеты был направлен на раскрытие ведущей роли родителей в семейном воспитании. Ответы на этот вопрос показали, что в большинстве семей (82%) воспитанием детей в семье занимаются «оба родителя». Только 18% от общего числа респондентов ответили, что воспитанием в основном занимается «мать». Важно и то, что практически все родители отмечали наличие взаимопонимания в вопросах семейного воспитания между родителями, а также с детьми. Это подтверждается и ответами на вопрос об интересах детей и сферах их деятельности в свободное от учебных занятий время. Однако ответы на этот вопрос показывают зависимость от гаджетов большинства современных детей. Так, 47% опрошенных отметили, что их ребенок «сидит целыми днями в телефоне», еще 18% сказали, что ребенка «не оторвёшь от компьютера». 18% среди респондентов ответили, что они «гуляют с друзьями», и только 9% отметили, что их ребенок «увлекается чтением».

На вопрос, касающийся общих интересов с детьми, большая часть родителей (64% опрошенных) ответили, что у них есть «общие увлечения с детьми». Однако 36% респондентов, отвечая на вопрос «как часто Вы проводите время с детьми?», выбрали ответ «редко». Тем не менее 64% родителей отвечали «часто, как только удается свободная минутка». Все респонденты (100%) знают друзей своих детей.

Отвечая на вопрос о трудностях в воспитании, более половины опрошенных (64%) указали, что «трудностей в воспитании у них нет». Только 36% родителей назвали трудности в воспитании, в число которых отнесли такие как «борьба с вредными привычками», «непослушание, невнимательность ребенка».

Анализ ответов на вопрос о том, что вызывает в родителях беспокойство по отношению к их детям, показал, что 18% обеспокоены отношением ребенка к учебе («негативное отношение к учебе»). Еще у 18% опрошенных беспокойство вызывает «безответственность самого ребенка». Достаточно большой процент ответов (36,4%) был связан с неприятием взрослыми вредных привычек детей. И лишь 27,6% опрошенных ответили, что «их ничего не беспокоит в детях».

На вопрос о мерах воздействия родителей при непослушании 73% опрошенных ответили, что они действуют уговорами, «стараются объяснить, в чем они неправы», стараются выяснить, «почему они так делают». Тем не менее 27% родителей наказывают своих детей за непослушание. Наказанием обычно является запрет «садиться за компьютер», «пользоваться телефоном в свободное время». Есть и родители, которые «ставят в угол, как их когда-то».

Ответы на вопрос анкеты «часто ли Вы хвалите своих детей?» показали, что 73% опрошенных хвалят своих детей «часто, особенно если ребенок выполнил их поручение правильно и быстро». Однако 9% родителей ответили, что «никогда не хвалят своих детей, так как это испортит ребенка».

Анализ ответов на вопрос об использовании народных воспитательных традиций в семье показал, что 80% опрошенных выделили традицию «приучение к

Библиографический список

домашнему труду». Еще 40% указали на такую традицию, как воспитание уважения к старшим; 38% опрошенных отметили «совместные праздники и гуляния», а 23,8% - «умение принимать гостей». Практически все респонденты сказали, что «всегда приводят в пример положительные поступки своих предков в воспитании детей». Также все опрошенные высказали мнение о том, что «без уважения к старшим и приучения к труду невозможно правильное воспитание детей». Эти ответы говорят, что в большинстве современных татарских семей придерживаются основ традиционного воспитания, но при этом далеко не все эти традиции реализуются им на практике.

Таким образом, исследование, проведенное нами с целью оценки влияния семейных традиций на процесс воспитания в современных семьях татарской диаспоры, показало, что большинство родителей, принявших участие в нашем опросе, испытывают «трудности в воспитании». При этом причинами этого они называют утрату своих народных традиций. Об этом говорят 76,2% опрошенных. Кроме того, все опрошенные признают, что сегодня «в современной семье большое влияние на детей оказывают телевидение, Интернет». Молодое поколение чаще всего не следует семейным традициям, а порой и не знает их.

Оценка родительской компетентности и информация о ее источниках показывает, что 90% респондентов черпают педагогические знания из «жизненного опыта», а также «из передач по радио и телевидению». 10% говорят о том, что обращались к «педагогической литературе». Но при этом 76% родителей считают, что для улучшения воспитания своего ребенка в семье «необходимы профессиональные консультации специалистов». Также 14% опрошенных, основываясь на традиционном подходе к воспитанию (а это, как правило, представители поколения от 50 лет), высказали мнение, что для успешности процесса воспитания «необходимо освободить женщину от работы, чтобы у нее было больше времени для воспитания детей».

Оценивая роль образовательной организации в воспитании детей, 100% опрошенных родителей ответили, что «удовлетворены уровнем преподавания в школе и отношением педагогов к их ребенку». Но в то же время 71% родителей отмечает, что у них вызывают тревогу взаимоотношения между детьми в классе. Также более 38% от числа респондентов не удовлетворены «отношением своего ребенка к школе».

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы, касающиеся оценки состояния семейного воспитания в современных татарских семьях и роли семейных народных традиций в вопросе воспитания детей:

- все респонденты говорят о важности поднимаемого вопроса, касающегося состояния современного семейного воспитания;

- большая часть опрошенных осознают, что в формировании личности ребенка главную роль играют семейных традиции;

- в своих семьях народных традиций в воспитании детей придерживаются в основном люди старшего поколения, тогда как молодые семьи опираются в большей степени на знания, полученные из средств массовой информации, сети Интернет, педагогической литературы;

- большая часть родителей в современных семьях татарской диаспоры стараются придерживаться активной позиции в воспитании детей, но при этом, оценивая свои возможности, отмечают недостаток знаний об особенностях воспитания и признают, что нуждаются в помощи специалистов;

- все родители отмечают важную роль в воспитании взаимодействия семьи и образовательных организаций.

Исходя из этих полученных эмпирических данных, можно сказать, что сегодня под влиянием разных факторов происходят большие изменения в семейных отношениях. Меняется иерархия семейных ценностей, при этом большая часть современных родителей все же отмечают необходимость сохранения национальных и культурных традиций в воспитании детей, указывая, что именно они положительно влияют на подрастающее поколение. Проведенное нами исследование подтверждает тот факт, что в татарских семьях в настоящее время все же достаточно большое влияние на состояние семейного воспитания оказывают именно традиционные национальные ценности, несоблюдение которых и порождает многие социальные проблемы.

1. Добря М.Я., Дорофеева Т.А. Изучение ценностных ориентаций семейного воспитания в диаспоре этнических немцев, проживающих на юге южно-сибирского региона. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 23 - 25.

2. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: монография. Москва: Интеллектуальная книга. Новый хронограф, 2010.

3. Юмашева И.А. Семейные ценности как инструмент внешней политики России. Культурологический журнал. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2021; № 3 (45). Available at: http://cr-journal.ru/rus/journals/544.html&jjd=48

4. Дюльдина Ж.Н. Особенности приобщения юношей к семейным ценностям в процессе социализации в однонациональной и многонациональной семье. Этнодидакти-ка народов России: Многомерность, многомерные компетенции: материалы X Международной научно-практической конференции. Нижнекамск: НМИ, 2012: 51 - 52.

5. Храмова Н.Г и др. Культура семьи: учебное пособие. Москва: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО. Лаборатория психологической антропологии, 2009.

6. Дыбина О.В. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография. Тольятти: ТГУ, 2009.

7. Сайфутдинова Гб. Институты социализации детей у татар: традиции и современность. Вестник Челябинского государственного университета. 2009; Выпуск 29, № 4 (142): 10 - 12.

References

1. Dobrya M.Ya., Dorofeeva T.A. Izuchenie cennostnyh orientacij semejnogo vospitaniya v diaspore 'etnicheskih nemcev, prozhivayuschih na yuge yuzhno-sibirskogo regiona. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 23 - 25.

2. Bim-Bad B.M., Gavrov S.N. Modernizaciya institute sem'i: sociologicheskij, 'ekonomicheskij i antropologo-pedagogicheskij analiz: monografiya. Moskva: Intellektual'naya kniga. Novyj hronograf, 2010.

3. Yumasheva I.A. Semejnye cennosti kak instrument vneshnej politiki Rossii. Kul'turologicheskij zhurnal. 'Elektronnoe periodicheskoe recenziruemoe nauchnoe izdanie. 2021; № 3 (45). Available at: http://cr-journal.ru/rus/journals/544.html&jjd=48

4. Dyul'dina Zh.N. Osobennosti priobscheniya yunoshej k semejnym cennostyam v processe socializacii v odnonacional'noj i mnogonacional'noj sem'e. 'Etnodidaktika narodov Rossii: Mnogomernost', mnogomernye kompetencii: materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnekamsk: NMI, 2012: 51 - 52.

5. Hramova N.G. i dr. Kultura sem'i: uchebnoe posobie. Moskva: Institut psihologo-pedagogicheskih problem detstva RAO. Laboratoriya psihologicheskoj antropologii, 2009.

6. Dybina O.V. Formirovanie napravlennosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta na mir sem'i: praktiko-orientirovannaya monografiya. Tol'yatti: TGU, 2009.

7. Sajfutdinova G.B. Instituty socializacii detej u tatar: tradicii i sovremennost'. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; Vypusk 29, № 4 (142): 10 - 12.

Статья поступила в редакцию 03.11.21

УДК 37.013; 37.018.1

Dobrya M.Ya., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Khakas State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: m.dobrya@mail.ru

Malchevskaya M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

STUDY OF SOCIAL SUCCESS AS AN INDICATOR OF SOCIAL WELL-BEING IN YOUNGER PUPILS OF THE KYRGYZ DIASPORA IN THE SIBERIAN REGION. The article describes definitions "social well-being", "social successfulness" in sociologic and academic aspects. The aim of the study is to analyze the power and characteristics of the formation of social success among children of primary school age of the Kyrgyz diaspora living in the south of Southern Siberia. Social success is considered by the authors as integrative personal quality. The article provides an analysis of the diagnostic study of two ethnic Kyrgyz children groups at a primary school. The study helps to identify the main value in the context of a child's understanding and achievement of social success: children's ideas about social success; children's ideas about their future, degree evaluation of fidelity to personal principles, the child's awareness of moral norms; the level of self-esteem of a primary student; norms of behavior in the process of communication. The authors accent on children aspiration to the social successfulness belonging to the national-cultural group of the Kyrgyz is necessary to understand the processes of transformation of the family upbringing of children among representatives of different diasporas, which manifests itself, in particular, in relation to the upbringing and education of the young generation in a multicultural Russian society. The reported study is funded by RFBR, project number 20-013-00661.

Key words: social well-being, social success, awareness of moral norms, self-esteem of younger student.

М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дошкольного и специального образования Хакасского государственного университета

имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: m.dobrya@mail.ru

М.Л. Мальчевская, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КИРГИЗСКОЙ ДИАСПОРЫ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Данная статья содержит характеристику понятий «социальное благополучие», «социальная успешность» в социологическом, психолого-педагогическом аспекте. Целью исследования является анализ степени и особенностей сформированности социальной успешности у детей младшего школьного возраста киргизской диаспоры, проживающих на юге Южно-Сибирского региона. Социальная успешность рассматривается авторами как интегративное качество личности, в котором можно выделить такие компоненты, как нравственный, социально-психологический, деятельностный. В статье приводится анализ проведенного авторами диагностического исследования двух групп детей младшего школьного возраста этнических киргизов, которое помогает обозначить основные ценностные ориентиры в контексте понимания и достижения ребенком социальной успешности: представления детей о социальном успехе и своем будущем; оценку степени принципиальности личности; осознание ребенком нравственных норм; уровень самооценки младшего школьника; нормы поведения в процессе коммуникации. Подчеркивается, что получение данных о стремлении детей, входящих в национально-культурную группу киргизов, к социальной успешности необходимо для понимания процессов трансформации семейного воспитания детей у представителей разных диаспор, проявляющейся, в том числе, в отношении к воспитанию и обучению подрастающего поколения в условиях поликультурности российского общества.

Ключевые слова: социальное благополучие, социальная успешность, осознание нравственных норм, самооценка младшего школьника.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00661

Одним из показателей демократического общества является социальное благополучие населения. В России этот показатель в последние десятилетия объявлен как один из главных стратегических ориентиров социальной и экономической политики государства. При этом социальное благополучие соотносится с понятием высшей социальной ценности российского общества и является индикатором результативности политики государства в области социальной сферы.

«Социальное благополучие» - это междисциплинарное понятие, использующееся как в научной (социология, культурология, политология, психология и т.д.), так и в социально-политической сфере (нормативно-правовые акты, социальные программы и т.п.). На сегодняшний день это понятие в зависимости от сферы употребления конкретизируется и уточняется. При этом в качестве составляющих оно включает в себя и «характеристику социального окружения человека, его социальных отношений, связей и взаимодействий» [1], и «систему ценностных ориентаций, потребностей и интересов» [2, с. 13].

Анализ понятия социального благополучия, проведенный М.Я. Добря и Н.Н. Неустроевой, свидетельствует о том, что «в широком понимании данного явления благополучие связывают с двумя сферами - материальной и духовной. Материальная составляющая благополучия имеет в своей основе институциональные характеристики, проявляющиеся, прежде всего, в экономических и социально-политических признаках. Рассматривая духовную сферу изучаемого явления, исследователи сосредоточены на выявлении ценностно-смысловых

установок представителей различных социальных и возрастных групп» [3, с. 211]. Однако важно подчеркнуть, что социальное благополучие всегда отражает субъективную оценку человеком (либо обществом) выделенных составляющих.

Понятие социального благополучия выражается через оценку таких элементов социальной жизни, как «социальные контакты; социальная комфортность; социальная безопасность; социальная удовлетворенность» [4, с. 141]. Оценка этих же элементов позволяет судить и о социальной успешности человека. Все это приводит к выводу о том, что социальное благополучие неразрывно связано с понятием социальной успешности, которая также «включает оценочные суждения об эффективности личности, ее социально-психологической деятельности и поведении в социальном пространстве» [5, с. 89].

Социальная успешность, как следует из анализа научной литературы, рассматривается в качестве положительного результата процесса социализации. В свете этого данный феномен стал предметом изучения таких наук, как философия (Дж. Аткинсон, ПМ. Андреева, В. Фридрих, РМ. Шаминов, А. Хоф-ман, О.С. Дейнека, И.П. Дубов, А.А. Хвостов и т.д.), психология (Н.М. Борытко,

A.Б. Георгиевский, Л.Н. Шабатура, Т.В. Антонова, Н.В. Калинина, Е.В. Коблянская, М.И. Лукьянова, П.И. Марасанов), педагогика (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, Дж. Равен, H.A. Рототаева, Т.И. Самсонова, Ю.А. Тюменева). Следует отметить, что наиболее полный анализ социальной успешности проведен

B.А. Болотовым, И.А. Зимней, A.B. Мудриком, В.В. Сериковым, O.E. Лебедевым, Д.И. Фельдштейном в рамках социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.