Научная статья на тему 'Интеграция и сохранение культур этнических групп республики Татарстан'

Интеграция и сохранение культур этнических групп республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
708
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ГРУППА / КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА / ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРНОЕ ЯДРО / ЭТНОЯЗЫК / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ETHNIC CULTURE / ETHNOCULTURAL GROUP / CULTURAL INTEGRATION / ETHNIC BOUNDARY / ETHNIC TRADITIONS / CULTURAL CORE / ETHNO-LANGUAGE / ETHNIC ENTREPRENEURS / FAMILY EDUCATION / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нурутдинова Аида Наильевна

В статье анализируются процессы интеграции и сохранения культур двух основных этнических групп, проживающих на территории Республики Татарстан, – русских и татар. На основе материалов репрезентативного массового опроса анализируется этническое поведение разных групп жителей республики. Делается вывод о том, что интеграция этнокультур приводит к взаимопроникновению отдельных культурных элементов. Вместе с тем существуют факторы (семейное воспитание, действия региональной власти), способствующие сохранению и воспроизводству этнических традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper focuses on the integration and preservation processes of the cultures of two major ethnic groups living in the Republic of Tatarstan, i.e. Russians and Tatars. Based on the data of a representative mass survey, ethnic behavior of different groups of the Republic’s inhabitants is analyzed. A conclusion is made that the integration of ethnic cultures leads to the interpenetration of certain cultural elements. At the same time, there are factors (family education and actions of local authorities) contributing to the maintenance and reproduction of ethnic traditions.

Текст научной работы на тему «Интеграция и сохранение культур этнических групп республики Татарстан»

Том 154, кн. 6

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2012

УДК 316:72

ИНТЕГРАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУР ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

А.Н. Нурутдинова Аннотация

В статье анализируются процессы интеграции и сохранения культур двух основных этнических групп, проживающих на территории Республики Татарстан, - русских и татар. На основе материалов репрезентативного массового опроса анализируется этническое поведение разных групп жителей республики. Делается вывод о том, что интеграция этнокультур приводит к взаимопроникновению отдельных культурных элементов. Вместе с тем существуют факторы (семейное воспитание, действия региональной власти), способствующие сохранению и воспроизводству этнических традиций.

Ключевые слова: этническая культура, этнокультурная группа, культурная интеграция, этническая граница, этнические традиции, культурное ядро, этноязык, этнические предприниматели, семейное воспитание, семья.

Изучение вопросов сосуществования и взаимодействия представителей разных этнических групп становится все более востребованным. Глобализацион-ные процессы в сфере экономики и политики, миграционные потоки способствуют «смешиванию», ассимиляции национальных культур, стиранию границ между представителями разных культурных групп. Культурная глобализация (главным образом вестернизация) приводит к распространению сходных культурных практик в мировом масштабе.

Ответной реакцией на расширение культурных границ явился рост этнического самосознания и национальных культурных движений. Локализация культурной жизни стала проявляться в форме возросшего интереса к этническим корням, истории своего народа, в популяризации национальных праздников, возрождении элементов традиционной жизни и самобытности. Рост этнического самосознания в Республике Татарстане (РТ) в 90-е годы ХХ в.сопровождался не только повышенным интересом населения к этническим ценностям своего народа, увеличением уровня религиозности, но и активной деятельностью региональных властей по поддержке этнокультур. Одной из главных причин роста этнического самосознания в РТ явилось стремление восстановить утраченные (забытые) в советские годы этнические традиции и обычаи. В республике возрождение культур народностей сопровождалось включением элементов этно-культур в публичную сферу.

Важным фактором, способствующим популяризации татарской культуры, ее повсеместному распространению, явилась заинтересованность политических

элит, и возрождение этнической культуры приобрело политический характер. Власти Татарстана делают многое для популяризации и «продвижения» татарской культуры не только в регионе и России, но и на международном уровне. Предпринимаются попытки включения элементов культурного наследия татар в мировое культурное пространство (можно упомянуть проведение «Всемирного конгресса татар», внесение памятников татарской культуры в мировое наследие ЮНЕСКО, стремление представить Татарстан исторической родиной всех татар и т. п.). Татарские власти выступают в роли внешних факторов (субъектов) воспроизводства этнокультуры, в качестве так называемых этнических предпринимателей (подробнее об этом см. [1, с. 157]).

Особенностью региона является историческое сосуществование разных этнических групп. Для Татарстана характерны интеграция и взаимопроникновение этнических культур (главным образом русской и татарской). Примером этого является придание национальным и даже религиозным праздникам (Сабантуй, Пасха и др.) всеобщего, массового характера [2, с. 202]. Однако помимо «преимуществ» некоторые исследователи отмечают и негативные последствия культурной интеграции, приводящие к утрате этнического самосознания и традиций народа. Речь идет прежде всего о постепенном вытеснении этноязыков из общественного употребления, что проявляется в их незнании либо неиспользовании (см. [3, 4]).

Результаты массового опроса1, проведенного нашей исследовательской группой, показали, что не все татары считают своим родным языком татарский. Признают его в качестве родного языка 87% татар, тогда как русский язык считают родным практически все этнически русские. Интересно, что внутри группы респондентов, выросших в моноэтнических семьях, процент признающих татарский язык родным выше, хотя и не намного: 90% (что находится в рамках допустимой ошибки выборки - 3.3%). Получается, что почти каждый десятый татарин, проживающий в республике, не считает татарский своим родным языком. Несмотря на тот факт, что практически все татары понимают татарский язык (в той или иной мере), 12% из них не умеют писать по-татарски. Семья является местом использования этноязыка для русских и большинства опрошенных татар. Более 80% татар отметили, что используют татарский язык в общении с членами семьи, при этом каждый третий опрошенный использует еще и русский язык как средство общения с близкими.

Однако незнание/неиспользование татарами родного языка, на наш взгляд, не является проявлением потери этнической идентичности. Происходит, вероятно, интеграция культур, что подтверждается наличием части русских, владеющих татарским языком. Данные факты сигнализируют скорее об изменении «этнических границ». Ф. Барт отмечает, что «там, где происходит взаимодействие между людьми разных культур, можно ожидать уменьшение различий» [5, с. 18]. В современном обществе важным является не наличие отличительных черт между этнокультурами и этносами, а четкое маркирование границ между ними. Поэтому определяющим элементом в «приписывании» этнической принадлежности является самоидентификация, соотнесение себя с определенной «мы-группой»

1 Исследование проводилось в феврале - марте 2012 г., объем выборки по РТ - 1590 респондентов.

в противовес «они-группе», установление четких различий между теми, кто состоит и не состоит в группе. При этом культурные признаки групп и границ, как полагает Ф. Барт, также могут изменяться.

Помимо интеграции культур в современном обществе наблюдаются процессы актуализации значимости традиционных этнических ценностей. Сохранение культуры обеспечивается за счет воспроизводства ее структурных элементов. Любая культурная система включает две структуры - ядро культуры и защитный пояс (см. [6, с. 23-24]). Ядро культуры состоит из правил, стандартов поведения, системы ценностей. Элементы ядра транслируются от поколения к поколению через систему воспитания и образования. Успешное функционирование данных механизмов способствует поддержанию самоидентичности этнического сообщества. Второй элемент культуры - защитный пояс - способствует сохранению ядра, его адаптации и установлению связей с социальной средой. Применяя данный подход к этнокультуре, ядро можно рассматривать как состоящее из языка, традиционных ценностей, религии, типичных связей и взаимодействий в рамках этногруппы. Защитный пояс этнокультуры строится на толерантном, уважительном отношении к традициям других народов, он включает общечеловеческие и современные ценности (см. [7, с. 43-48]).

Важным фактором воспроизводства этнокультурных ценностей является семейное воспитание. Исследование подтвердило тот факт, что семья является главным агентом трансляции этнических ценностей, средством воспроизводства этнокультуры. Подавляющее большинство русских и татар (91.5% татар и 87% русских) относят себя к определенной этногруппе по национальности своих родителей. Трое из четверых опрошенных русских состоят в моноэтнических браках, среди татар этот показатель несколько выше - более 80%. Важным условием сохранения этнокультуры является употребление языка с раннего возраста. Русский язык был языком общения в детстве не только для русских, но и для трети опрошенных татар, из которых каждый десятый разговаривал только на русском. На татарском языке общались около 90% татар, включая каждого четвертого, использовавшего два языка (русский и татарский).

Религия является базовой составляющей любой этнокультуры. Способы приобщения к вере бывают разными. Результаты опроса показывают, что именно семейное воспитание является главным каналом приобщения к религии: трое из четверых татар и более половины русских приобрели свою веру благодаря семейному воспитанию.

Помимо семьи другим важным субъектом сохранения и распространения этнокультур являются «этнические предприниматели» (региональные власти и элиты), о которых уже упоминалось ранее. В 90-е годы ХХ в., несмотря на провозглашенное равенство всех этнических групп, поддержкой власти пользовалась прежде всего татарская культура (см. [8, с. 25-29]). Стали создаваться научные центры по сохранению традиционной татарской культуры, открывались музеи, татарские гимназии, развивались татароязычные средства массовой информации, проводились мероприятия в поддержку татарского языка и культуры.

2000-е годы характеризовались более сбалансированной политикой региональных властей в отношении этнокультур. Так, принимались некоторые меры по поддержке русской культуры: открытие специальных школ, проведение

фестивалей и т. п. Одновременно вводились меры, способствующие проникновению татарского языка в повседневные практики (например, надбавки за использование двух государственных языков на службе). Однако чрезмерное акцентирование внимания на отдельных этнокультурных практиках может послужить причиной недовольства со стороны отдельных групп. В частности, в 20112012 гг. родители школьников г. Казани высказывались против увеличения часов преподавания татарского языка за счет русского.

Согласно данным опроса, почти 90% татар и около 40% русских изучали татарский язык в школе. Невысокий процент русских, изучавших язык, определяется тем, что уроки татарского языка были для них обязательными не всегда. Реализуемая политика двуязычия в республике способствует популяризации татарского языка, однако она может приводить к некоторым сложностям в межличностном общении, поскольку большая часть русскоязычного населения не владеет татарским языком. Впрочем, исследование показало, что сложности испытывает небольшая часть жителей республики: об этом заявило около 10% русских и около 6% татар.

Этнокультурные практики жителей Татарстана свидетельствуют не о «вымирании» этнических ценностей, а об изменении «границ этничности». Так, незнание/неиспользование языка еще не означает для многих респондентов потери этнической принадлежности. Более половины опрошенных татар и треть русских полагают, что человек может быть членом их этногруппы, даже если не знает этноязыка. Кроме того, этнические ценности не исчезают, а воспроизводятся с помощью нескольких механизмов. Важными средствами являются семейное воспитание и повседневные этнокультурные практики, которые способствуют сохранению так называемого культурного ядра этнической семьи. Семья выступает в данном случае в качестве внутреннего субъекта воспроизводства культуры, поскольку является носителем этнокультурных ценностей. Вместе с тем семьи не существуют изолированно, поэтому некоторые изменения в этнических традициях являются следствием интеграционных процессов в культуре.

Действия внешних субъектов («этнических предпринимателей») также являются важным фактором интеграции и сохранения культурных традиций. С одной стороны, они способствуют взаимопроникновению этнокультур за счет включения этнических ценностей в публичное пространство, продвижения новых форм популяризации элементов культур. С другой стороны, они поддерживают сохранение самобытности этнокультурных ценностей, детальное и всестороннее изучение и возрождение забытых культурных практик.

Таким образом, этнокультурная ситуация в Татарстане - это результат процессов интеграции и сохранения культур соседствующих народов. Наблюдаются две разнонаправленные тенденции в этнокультуре - интеграция в рамках межкультурного взаимодействия, проявляющаяся в бикультурных практиках, и воспроизводство традиционных элементов культуры в ежедневном поведении людей.

Исследование осуществлялось в рамках темы «Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан» (проект № 12-48) тематического плана научно-исследовательских работ, проводимых

в Казанском федеральном университете по заданию Министерства образования и науки РФ.

Summary

A.N. Nurutdinova. Integration and Preservation of the Cultures of Ethnic Groups in the Republic of Tatarstan.

This paper focuses on the integration and preservation processes of the cultures of two major ethnic groups living in the Republic of Tatarstan, i.e. Russians and Tatars. Based on the data of a representative mass survey, ethnic behavior of different groups of the Republic's inhabitants is analyzed. A conclusion is made that the integration of ethnic cultures leads to the interpenetration of certain cultural elements. At the same time, there are factors (family education and actions of local authorities) contributing to the maintenance and reproduction of ethnic traditions.

Key words: ethnic culture, ethnocultural group, cultural integration, ethnic boundary, ethnic traditions, cultural core, ethno-language, ethnic entrepreneurs, family education, family.

Литература

1. Низамова Л.Р. Сложносоставная концепция модерной этничности: пределы и возможности теоретического синтеза // Журн. социологии и соц. антропологии. -2009. - Т. XII, № 1. - С. 141-159.

2. Столярова Г.Р. Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - 314 с.

3. Шайхитдинова С. К. Этнонациональные ценности и ориентации культурной элиты Татарстана: опыт культурологического анализа свободных интервью // Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане 1990-х гг. / Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой. - Казань: Казан. ун-т, 2001. - С. 86-109.

4. Сагитова Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан) // Центр и региональные идентичности в России / Под ред. В. Гельмана и Т. Хопфа. - СПб.; М.: Изд-во Европ. ун-та; Летний сад, 2003. - С. 77-124.

5. Барт Ф. Когда этническая идентичность становится социальным стигматом? // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий: Сб. ст. - М.: Нов. изд-во, 2006. - С. 9-48.

6. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопр. философии. - 1994. - № 4. - С. 14-34.

7. Галиева Г. И. Татарская семья в демографическом измерении (этнорегиональный аспект). - Казань: Центр инновац. технол., 2010. - 154 с.

8. Макарова Г.И. В поисках новой модели этнокультурной политики федерального Центра и регионов России (на примере Республики Татарстан) // Журн. исследований соц. политики. - 2009. - Т. 7, № 1. - С. 21-38.

Поступила в редакцию 14.06.12

Нурутдинова Аида Наильевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: aida-nur@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.