Научная статья на тему 'РОЛЬ ПАНОРАМНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ'

РОЛЬ ПАНОРАМНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / КУЛЬТУРА / ЮЖНАЯ СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моруденко Ю.И., Макарчук Я.В., Хортова М.В.

В статье представлена тема использования панорамных наглядных пособий на занятиях в дошкольных учреждениях с целью приобщения детей к культуре и традициям коренных народов Южной Сибири. Авторы раскрывают возможности панорамных наглядных пособий в поликультурном воспитании дошкольников, описывают методы и приемы занятий по использованию объемной наглядности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PANORAMIC VISUAL GUIDELINES IN PRESCHOOLERS 'COMMUNICATION TO CULTURE AND TRADITION INDIGENOUS PEOPLES OF SOUTH SIBERIA

The article presents the topic of using panoramic visual aids in the classroom in preschool institutions in order to familiarize children with the culture and traditions of the indigenous peoples of Southern Siberia. The authors reveal the possibilities of panoramic visual aids in the multicultural education of preschoolers, describe methods and techniques for using volumetric visualization.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПАНОРАМНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ»

РОЛЬ ПАНОРАМНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ

Ю.И. Моруденко, канд. ист. наук Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, доцент М.В. Хортова, канд. пед. наук, доцент

Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-2-99-101

Аннотация. В статье представлена тема использования панорамных наглядных пособий на занятиях в дошкольных учреждениях с целью приобщения детей к культуре и традициям коренных народов Южной Сибири. Авторы раскрывают возможности панорамных наглядных пособий в поликультурном воспитании дошкольников, описывают методы и приемы занятий по использованию объемной наглядности.

Ключевые слова: наглядные пособия, дошкольники, культура, Южная Сибирь.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из значимых принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [1].

В каждом регионе России, в том числе и на территории Южной Сибири, имеются свои культурные традиции, которые передаются коренными народами из поколения в поколения. В дошкольном возрасте необходимо довести до сознания детей, что они являются носителями национальной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность коренных народов.

Еще К.Д. Ушинский описывал необходимость усвоения детьми, начиная с самого раннего возраста, элементов народной культуры, овладение родным языком, знакомство с произведениями устного народного творчества [2].

Значительное внимание в развитии поликультурного и этнокультурного воспитания в регионах Южной Сибири обращается на создание условий по формированию всесторонне и гармонически развитой

личности, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение, а также воспитание у детей терпимости и уважения к представителям любого народа [3].

Большая роль в процессе формирования жизненных ценностей дошкольников и воспитания толерантного отношения к окружающей действительности принадлежит наглядным пособиям, с помощью которых происходит комплексное воздействие на сознание ребёнка, воспитание чувства гуманизма и патриотизма, а также формирование поликультурного самосознания. Панорамные наглядные пособия помогают детям дошкольного возраста одновременно знакомиться с культурой и традициями своего народа и воссоздавать элементы культурных традиций при помощи объемного конструирования.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в педагогической теории и практике еще не накоплен материал по использованию возможностей панорамных наглядных пособий как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре и традициям коренных народов Южной Сибири, недостаточно изучены педагогические условия приобщения дошкольников к национальным традициям коренных народов на основе использования на практике панорамных наглядных пособий.

Наглядность в педагогике означает принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых детьми не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения [4]. Наглядность, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, обогащает круг представлений детей, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать необходимый материал.

В детском саду педагоги на занятиях часто используют иллюстрации, рукотворные изделия и презентации. Поэтому дошкольники с интересом воспринимают наглядные средства обучения на занятиях, это помогает им раскрыть свои таланты, снять эмоциональное напряжение, лучше запомнить материал.

Используя возможности панорамных наглядных пособий, дети приобщаются к историческому прошлому, судьбе, жизни народа, узнают о национальных особенностях характера определенного народа. В результате данной деятельности у детей обогащается словарный запас, расширяется кругозор, формируется этнонациональ-ная идентичность.

При организации деятельности по приобщению дошкольников к культуре и традициям коренных народов необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка; особенности семейной культуры; национальный состав коллектива; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды; этнопедаго-гические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди детей.

Наглядное пособие представляют собой трехмерный макет, которое дает изображение предмета или отдельной его части в уменьшенном или увеличенном виде. Изу-

но и ее внутреннее содержание, что приближает модель к натуральным объектам. Модели могут быть разборными, действующими или статическими.

Выбор методов и приемов занятий с использованием панорамных наглядных пособий определяется целью и задачами с учетом навыков и умений детей.

1. Демонстрационный метод - устное изложение темы занятия сочетается с показом объемных экспонатов, рисунков. Рассматривание экспонатов сопровождается пояснениями по каждому из них.

2. Метод диалога - беседа в формате «вопрос-ответ». Для детской аудитории вопросы должны быть прямыми, требующие конкретного ответа. С помощью вопросов также легче контролировать усвоение детьми темы занятия.

3. Ролевой метод - игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт.

4. Метод «погружения» в прошлое позволяет сформировать посредством описания представление об окружающей среде в прошлом и создать полную картину для изучения того времени. Для такого «путешествия» надо использовать не только объемные наглядные пособия, но и детское воображение. Надо помочь дошкольникам представить в своем воображении иной мир, посмотреть на него глазами человека иного времени.

Таким образом, использование на занятиях в дошкольных учреждениях панорамных наглядных пособий позволяет воспитывать в детей чувство гордости за общее дело, семью и малую Родину, знакомит с культурой разных народов, воспитывает толерантное отношение к представителям других культур, делает работу более эффективной и интересной в формировании у дошкольников основ поликультурной компетентности.

чается не только внешняя форма модели,

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

2. К.Д. Ушинский: о воспитании детей - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/k-d-ushinskij-o-vospitanii-detej

3. Концепция развития поликультурного образования в Республике Хакасия (утверждена Постановлением Президиума Республики Хакасия от 16.09.2013 № 95-п) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru\

4. Ярушина Н. Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/rol-ispolzovanija-nagljadno-didakticheskogo-posobija-v-razviti-i-obucheni-starshih-doshkolnikov.html

ROLE OF PANORAMIC VISUAL GUIDELINES IN PRESCHOOLERS 'COMMUNICATION TO CULTURE AND TRADITION INDIGENOUS PEOPLES OF SOUTH SIBERIA

Yu.I. Morudenko, Candidate of Historical Sciences

Ya.V. Makarchuk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor M.V. Khortova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Khakass State University named after N.F. Katanov (Russia, Abakan)

Abstract. The article presents the topic of using panoramic visual aids in the classroom in preschool institutions in order to familiarize children with the culture and traditions of the indigenous peoples of Southern Siberia. The authors reveal the possibilities of panoramic visual aids in the multicultural education of preschoolers, describe methods and techniques for using volumetric visualization.

Keywords: visual aids, preschoolers, culture, South Siberia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.