ISSN 1991-5497.MMPHAyKM, УБ9АЗОВАНИЯ.№6 (91) 2021
общительность, доброжелательность, открытость, гуманность и отзывчивость» [11, с. 106].
На рис. 4 представлен пример панорамного наглядного пособия по темам «Жилище», «Гостеприимство», «Национальные инструменты».
Можно сказать, что комплект представленных материалов позволяет и ребенку, и учителю, и родителям получать новый опыт взаимодействия - не только с помощью слов, но и посредством изобразительных образов.
Для всестороннего использования различных форм и методов поликультурного воспитания нами разработана программа внеурочной деятельности «Сказочный мир кукол», «направленная на приобщение младших школьников к национальной культуре народов Южной Сибири средствами кукольного театра» [12, с. 553]. Во внеурочной деятельности в процессе применения средств театральной педагогики можно использовать и панорамные наглядные пособия для создания развивающей поликультурной среды.
В заключение следует отметить, что выявленная проблема по приобщению детей младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири достаточно актуальная в современных социокультурных условиях и нуждается в исследовании. Использование на занятиях с младшими школьниками панорамных наглядных пособий позволит воспитывать у детей чувство гордости за семью и малую Родину, знакомить с культурой разных народов, воспитывать толерантное отношение к представителям других культур. Разработанные материалы планируется внедрить во внеурочную деятельность образовательных организаций и на контрольном этапе исследования проверить их эффективность. Также будет разработана методика приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к традициям коренных народов Южной Сибири с использованием панорамных наглядных пособий с элементами объемного конструирования.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г № 286). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Москва: Университет, 1990.
3. Хантимерова М.С. Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и в кружковой деятельности. Молодой ученый. 2017; № 28: 17 - 21.
4. Моруденко Ю.И., Макарчук Я.В., Хортова М.В. Поликультурное воспитание школьников и студентов средствами музейно-педагогического центра. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 185 - 187.
5. Семенова Я.В., Моруденко Ю.И., Хортова М.В. Приобщение младших школьников к семейным ценностям на основе традиций семейного воспитания народов Енисейской Сибири. Вопросы педагогики. 2020; № 10-2: 189 - 193.
6. Традиционная семейная обрядность хакасов: пособие для учащихся. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.
7. Байыр-оол М.С. Юрта в тувинской традиционной культуре. Новые исследования Тувы. 2013; № 2: 67 - 79.
8. Ламанская Н.Б. Сакральные традиции гостеприимства жителей Республики Тыва. Художественные традиции Сибири: материалы II Международной научной конференции. Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2019: 52 - 55.
9. Сипунова Н.Н. Символы гостеприимства в контексте истории культуры. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015; Т. 210: 155 - 160.
10. Марюхина В.В., Мунзук Т.Т., Дамба Н.Ч. Воспитательная сущность тувинской народной педагогики. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 87 - 89.
11. Доо А.М. Место и роль обычаев в семейном воспитании (на примере тувинской семьи). Международный научно-исследовательский журнал. 2020; № 9-2 (99): 105 - 109.
12. Макарчук Я.В., Моруденко Ю.И., Хортова М.В. Приобщение детей младшего школьного возраста к национальной культуре народов Южной Сибири средствами кукольного театра. Педагогический журнал. 2019; Т. 9, Ч. II, № 5А: 549 - 555.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya (utverzhden prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 286). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/
2. Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo processa. Moskva: Universitet, 1990.
3. Hantimerova M.S. Formirovanie tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya na urokah tehnologii i v kruzhkovoj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2017; № 28: 17 - 21.
4. Morudenko Yu.I., Makarchuk Ya.V., Hortova M.V. Polikul'turnoe vospitanie shkol'nikov i studentov sredstvami muzejno-pedagogicheskogo centra. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 185 - 187.
5. Semenova Ya.V., Morudenko Yu.I., Hortova M.V. Priobschenie mladshih shkol'nikov k semejnym cennostyam na osnove tradicij semejnogo vospitaniya narodov Enisejskoj Sibiri. Voprosy pedagogiki. 2020; № 10-2: 189 - 193.
6. Tradicionnaya semejnaya obryadnost' hakasov: posobie dlya uchaschihsya. Abakan: Hakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1996.
7. Bajyr-ool M.S. Yurta v tuvinskoj tradicionnoj kul'ture. Novye issledovaniya Tuvy. 2013; № 2: 67 - 79.
8. Lamanskaya N.B. Sakral'nye tradicii gostepriimstva zhitelej Respubliki Tyva. Hudozhestvennye tradiciiSibiri: materialyII Mezhdunarodnojnauchnojkonferencii. Krasnoyarsk: SGII imeni D. Hvorostovskogo, 2019: 52 - 55.
9. Sipunova N.N. Simvoly gostepriimstva v kontekste istorii kul'tury. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2015; T. 210: 155 - 160.
10. Maryuhina V.V., Munzuk T.T., Damba N.Ch. Vospitatel'naya suschnost' tuvinskoj narodnoj pedagogiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 87 - 89.
11. Doo A.M. Mesto i rol' obychaev v semejnom vospitanii (na primere tuvinskoj sem'i). Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2020; № 9-2 (99): 105 - 109.
12. Makarchuk Ya.V., Morudenko Yu.I., Hortova M.V. Priobschenie detej mladshego shkol'nogo vozrasta k nacional'noj kul'ture narodov Yuzhnoj Sibiri sredstvami kukol'nogo teatra. Pedagogicheskijzhurnal. 2019; T. 9, Ch. II, № 5A: 549 - 555.
Статья поступила в редакцию 03.11.21
УДК 378.1
Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University
(Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru
CURATORIAL ACTIVITY IN THE FORMATION OF LABOR VALUES IN THE WORLDVIEW OF FUTURE COMPETITIVE SPECIALISTS. In the article the researcher considers curatorial activity as an aid in the formation of labor values. The author reveals concepts of intellectual and physical labor as one of the universal values, which is aimed at improving the intellectual level of future specialists, thereby accelerating the process of becoming a competitive specialist and contributes to the formation of intellectual resources of the agro-industrial complex. In the educational process of the university, it is necessary to pay attention to the readiness of students to form the value of labor and labor values. The analysis of the study of the level of importance of labor values for young people who have chosen the agricultural sector of the economy as their future professional sphere is given. The solution to this problem can be carried out by the curators of the university's student groups. The importance of work as a universal human value plays an important role in the formation of personal and professional qualities of a future specialist.
Key words: mental and physical labor, labor values, professional activity, intellectual resource, curatorial hours.
Рис. 4. Макет панорамного наглядного пособия по темам «Жилище», «Гостеприимство», «Национальные инструменты»
чая и подать для него самое лучшее из пищи» [10, с. 89]. По мнению Доо А.М., «обычай гостеприимства являетсяформой взаимногообщения людей. В семейном воспитании он оказывает влияние на развитие в ребенке таких качеств, как
Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: Npescova06@yandex.ru
КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МИРОВОЗРЕНИИ БУДУЩЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
В данной статье рассматривается кураторская деятельность как помощь при формировании трудовых ценностей. Автор раскрывает понятия интеллектуального и физического труда как одну из общечеловеческих ценностей, которая направлена на повышение интеллектуального уровня будущих специалистов, тем самым ускоряя процесс становления конкурентоспособного специалиста, что способствует формированию интеллектуальных ресурсов предприятий агропромышленного комплекса. В воспитательном процессе вуза необходимо обратить внимание на готовность студентов к формированию трудовых ценностей. Приведен анализ исследования уровня значимости трудовых ценностей для молодых людей, выбравших своей будущей профессиональной сферой аграрный сектор экономики. Решение этой проблемы могут осуществлять кураторы студенческих групп вуза. Значимость труда как общечеловеческой ценности играет важную роль в становлении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста. В статье четко отразилось, что привитые студентам трудовые ценности помогают им добиться успехов в профессии.
Ключевые слова: умственный и физический труд, трудовые ценности, профессиональная деятельность, интеллектуальный ресурс, кураторские часы.
Кураторская деятельность любого вуза направлена на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей, к ним относится труд и трудовые ценности. Кризис 2020 года, вызванный пандемией коронавируса, оказал большое давление на рынок труда в России, хотя в середине 2021 года ситуация улучшилась, но перед молодыми выпускниками вуза были закрыты двери предприятий. Молодые специалисты не имеют опыта работы, тем самым проигрывают тем, кто лишился ее в период пандемии, но имел опыт, и на этом пути они должны показать, как сформированные ценности помогают Многие молодые специалисты решались на труд, который не соответствовал их специальности, они не опустили руки, так как у большинства были привиты трудовые ценности, как говорится, они не боятся трудиться.
Труд и другие общечеловеческие ценности отражены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Цель представленной работы: рассмотреть, какие трудовые ценности в приоритете у будущих специалистов, и показать возможности влияния кураторских часов на формирование такой общечеловеческой ценности, как труд.
Для повышения стабильного отношения к труду и своей трудовой деятельности, а также для формирования трудовых ценностей у студентов необходимо проводить воспитательные меры, к которым относятся кураторские часы, мотивирующие студентов к труду. Особенно важно продемонстрировать положительный личностный пример успешных людей в каждой профессии. Работа куратора состоит в том, чтобы способствовать формированию индивидуальной положительной точки зрения на труд, тем самым повысится готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к самоанализу, стремление к саморазвитию личности в своей трудовой профессиональной деятельности. Особенно в 2021 году мы можем увидеть, что самозанятым становится каждый десятый человек, у которого труд является приоритетной ценностью для достижения успешности в своей жизни.
Максимально раскрыто понятие «труд» в работах Л.П. Буевой, Демина В.Я., М.В. Суслова, Э. Фромма, А. Маслоу, Ф. Херцберга, где труд рассматривается через такие категории, как «предрассудки о труде», «чувство собственной значимости (идентичности)» и др. [1].
Отношение к труду как общечеловеческой ценности у будущих инженеров рассмотрим в качестве одной из целей воспитательного процесса в вузе [2].
В мировой науке существует большое количество определений понятия «ценность». П. Менцер определяет ценности как то, к чему стоит стремиться, относиться с признанием, уважением, почтением. С.В. Кульневич связывает ценности с предпочтением или отвержением определенных смыслов, на основе которых человек отбирает способы своего поведения [3].
Великий философ Джордано Бруно основой нравственных ценностей человека называет труд. «Прочь от меня, - пишет философ, - всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность» [4].
Основное направление реализации задач высшей школы - формирование конкурентоспособной, готовой к самообразованию и самореализации личности, которая осознает ценность труда и трудовых ценностей.
Не секрет, что многие студенты ищут легкий путь к повышению финансового состояния, не задумываясь о том, что благосостояние и успешность в работе напрямую зависят от труда и понимания специфики своей трудовой деятельности. Будущие инженеры не должны бояться физического труда, но не следует забывать и про интеллектуальный труд, ведь непрерывность образования никто не отменял. Мы учимся всю жизнь, тем самым повышая свою квалификацию. В современном мире остро стоит вопрос о размывании границ между интеллектуальным и физическим трудом. Интеллектуальный труд направлен на процесс получения некоторого интеллектуального продукта, для создания которого требуется умственная энергия, т.е. так называемые интеллектуальные ресурсы. А чтобы они появились, надо студента приучать к постоянному саморазвитию, трудолюбию.
Задача любого педагога состоит в привитии ценности труда, необходимости помочь студентам четко понимать границы интеллектуального и физического труда. На многих промышленных и сельскохозяйственных предприятиях различные технологические процессы механизированы, но мы понимаем, что не всегда с помощью компьютерной программы можем запустить ту или иную линию производства, иногда требуются и физические усилия. В данный промежуток времени чисто физический труд не стал играть большой роли, так как множество технологических процессов на предприятиях автоматизировано, ведь идет век цифровых технологий. Но не стоит забывать о ценности физического труда, ведь в большинстве случаев он дает нам физическую активность, которая за современными гаджетами забывается.
Путь формирования ценностного отношения студентов вузов ко всем видам труда, особенно интеллектуальному, обусловлен необходимостью соответствовать содержанию программ ФГОС, в которых четко прописаны общекультурные и общепрофессиональные компетенции, направленные на многие общечеловеческие ценности.
Трудовые ценности и установки являются значимыми компонентами трудового поведения [5]. Трудовые ценности напрямую связаны с востребованностью молодежи на рынке труда и адекватной оплатой трудовой деятельности. Современная молодежь прекрасно понимает и объективно оценивает качество получаемого образования и свои возможности в соответствии с полученными знаниями и умениями [6].
В рамках данной темы было проведено исследование среди студентов ГАУ Северного Зауралья. Средний возраст респондентов 20,5 лет, причем 75% -мужского пола. Следует отметить, что во всех проведенных группах преобладают студенты инженерного профиля. Исследование проходило во внеучебное время. Были использованы такие методы исследования, как анализ методической и психолого-педагогической литературы по тематике исследования, тестирование и анкетирование; сравнительный анализ результатов исследования; качественный и количественный анализ полученных данных.
Выявляется основная иерархия трудовых ценностей будущего специалиста путем внедрения в воспитательный процесс вуза кураторских часов, направленных на формирование трудовых ценностей.
Исследование состояло из трех этапов. Первый этап - анкетирование первокурсников, которое включало вопросы о представлении студентов о своей трудовой деятельности и выявление ценностей. На первом месте у будущих инженеров становятся ценности, которые связаны с последующей работой, затем -достойная заработная плата, на третьем месте - возможность показать себя в работе. Погруженность в интересную работу оценивается высоко - это отметили более 63% респондентов. Второй этап проводился со студентами на кураторских часах, целью которых было познакомить обучающихся агроинженерного профиля ГАУ Северного Зауралья с ценностью интеллектуального и физического труда, его видами и погрузить их в особенности данной профессии. На протяжении всего процесса обучения в вузе студенты должны чувствовать поддержку со стороны куратора, который способствует установлению в группе благоприятного климата [7].
Также на этом этапе студенты совместно с кураторами посещали мероприятия, которые погружали в их специфику профессии инженера. В ГАУ Северного Зауралья одним из таких мероприятий стал конкурс профессий, приуроченный ко Дню работников сельского хозяйства. В нем принимали участие студенты всех курсов, перед данным конкурсом ставились такие задачи, как выявление активных представителей профессий сельскохозяйственной направленности среди обучающихся в ГАУ Северного Зауралья, формирование позитивного общественного мнения в отношении профессий сельскохозяйственной направленности, и другие. Третий этап осуществлялся с тем же контингентом студентов, перешедших на второй курс. Цель третьего этапа - выявить изменения отношения студентов к исследуемой теме.
Третий этап исследования обнаружил, что подавляющее большинство студентов ГАУ Северного Зауралья (85%), осознают, что умственная деятельность
ценится на рынке труда, но в то же время, понимая специфику своей будущей работы, они отвечают, что физический труд будет у них неотъемлемой частью, ведь им придется иметь дело с оборудованием. На вопрос «а что такое труд? студенты дали такие ответы, как «умение правильно выполнят свою работу»; «постоянная работа над повышением своих умений».
В рамках исследования был проведено анкетирование для выявления того, как студенты знают свою будущую трудовую деятельность. Выяснено, что будущие инженеры в основном отлично ориентируются в содержании своей трудовой деятельности, знают весь перечень необходимых навыков данной профессии (более 76% студентов придерживались данного мнения). Только 21,5% респондентов проинформированы о заработной плате по выбранной профессии, глубоко не понимая, какие виды трудовой деятельности им предстоит осуществлять. Из общего числа опрошенных 35% студентов осведомлены о критериях продвижения по служебной лестнице, а это очень маленькое количество, аналогичный процент опрошенных на вопрос о том, правильно ли выбрали будущую трудовую деятельность (профессию), ответили, что не ошиблись с выбором профессии, предполагая, что в профессии инженерного профиля они будут быстро расти по карьерной лестнице.
Важно отметить, что университет готовит специалистов для конкретной отрасли российской экономики - сельского хозяйства. Данная отрасль не может предложить молодежи комфортную жизнь, высокие зарплаты, большой спектр развлечений, суперразвитой инфраструктуры. Работа в аграрной сфере требует от человека трудолюбия, любви к крестьянскому труду, малой родине, бережное отношение к семейным традициям, проявление патриотизма, в некоторой степени аскетизма и жертвенности, на что современный среднестатистический молодой человек не способен [8].
Важно, какие человеческие качества молодые люди считают главными для реализации себя в будущей профессиональной деятельности
Студенты выделили два главных качества: интеллектуальный ресурс (41%) и трудолюбие (34%). Студенты понимают значимость труда и трудовых ценностей. На третьем месте по значимости оказалась мобильность, причем
Библиографический список
это качество третьекурсники указывали чаще в первом анкетировании - 12% упоминаний, а во втором - 17%. Реалии современной жизни заставляют человека быстрее реагировать на изменения и обновления информационного пространства. Первокурсники обратили внимание на такие качества, как сила воли и инициативность (по 11%), на втором курсе эти показатели снизились вдвое (по 6%). Несколько первокурсников посчитало главным качеством умение слушать руководителя (1%), на втором курсе это мнение укрепилось (4% респондентов). Почти никто не отметил пунктуальность (всего 2% и 3% соответственно). Значит, необходимо кураторам и преподавателям акцентировать внимание студентов на самоорганизации и самодисциплине, «направленной на приобретение личност-но-профессионального опыта» [9].
Практическая значимость исследования состоит в том, что правильное и грамотное планирование кураторских часов во многом помогает студентам ставить приоритеты в духовно-нравственных ценностях, особенно в формировании трудолюбия и трудовых ценностей. В 2019 году подписано соглашение между ГАУ Северного Зауралья, Департаментом АПК и Департаментом образования и науки Тюменской области по профориентационной работе, созданию положительного образа сельской жизни и популяризации аграрных профессий в системе «детский сад - школа - колледж - вуз» [10].
В качестве заключения отметим следующее:
1. Важно сформировать у выпускника аграрного вуза позитивное отношение к крестьянскому труду и сельскому образу жизни и сориентировать его жить и работать на селе; помочь осознать, что его труд и профессионализм необходимы для развития сельского хозяйства и страны в целом.
2. Необходимо целенаправленно построить воспитательный процесс в вузе так, чтобы для будущих агроинженеров трудолюбие стало приоритетным качеством личности в достижении карьерного роста и самореализации в профессии, вводя тематические кураторские часы, агитируя участвовать в работе студенческого трудового движения.
3. Трудовые ценности играют большую роль при построении карьеры, и их нужно закладывать в период обучения в вузе.
1. Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс как основной компонент оценки интеллектуальной активности национальной экономики в современных институциональных условиях Республики Беларусь. Проблемы современной экономики: сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции. 2017: 59 - 63.
2. Логинов Ю.П., Казак А.А. Трудовое воспитание и профориентационная направленность - основа подготовки современного специалиста-агронома для села. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2014: 221 - 222.
3. Якобюк Л.И. Трудовое воспитание в российском образовании на современном этапе. Агропродовольственная политика России. 2017; № 10 (70): 162 - 165.
4. Логачева Т.Н. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2004.
5. Пакина Т.А. Трудовые ценности современной студенческой молодежи. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014; № 2 (34): 162 - 168.
6. Ячина Н.П. Проблемы формирования ценностей трудовой деятельности будущего учителя. Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017; № 3: 169.
7. Мальчукова Н.Н. Воспитание как основной вид деятельности куратора. Вестник государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 92 - 93.
8. Biryukova N.V., Zybina N.V. Analysis of value-semantic sphere of students in the context of studying mathematics. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences: International Conference (TPHD 2018). 2018; Vol. 312: 72 - 76.
9. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. 2018; Vol. 39.
10. Kulikova S.V., Malchukova N.N. Religious culture as a basis of spiritual-moral education of Young generation. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. References
1. Golovchanskaya E.'E. Intellektual'nyj resurs kak osnovnoj komponent ocenki intellektual'noj aktivnosti nacional'noj 'ekonomiki v sovremennyh institucional'nyh usloviyah Respubliki Belarus'. Problemy sovremennoj 'ekonomiki: sbornik materialov HHXVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 59 - 63.
2. Loginov Yu.P., Kazak A.A. Trudovoe vospitanie i proforientacionnaya napravlennost' - osnova podgotovki sovremennogo specialista-agronoma dlya sela. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skojmolodezhi: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen': GAU Severnogo Zaural'ya, 2014: 221 - 222.
3. Yakobyuk L.I. Trudovoe vospitanie v rossijskom obrazovanii na sovremennom 'etape. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 10 (70): 162 - 165.
4. Logacheva T.N. Formirovanie u starsheklassnikov cennostnogo otnosheniya k kul'turnym tradiciyam v obuchenii gumanitarnym disciplinam. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.
5. Pakina T.A. Trudovye cennosti sovremennoj studencheskoj molodezhi. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2014; № 2 (34): 162 - 168.
6. Yachina N.P. Problemy formirovaniya cennostej trudovoj deyatel'nosti buduschego uchitelya. Novaya nauka: psihologo-pedagogicheskij podhod. 2017; № 3: 169.
7. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnik gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92 - 93.
8. Biryukova N.V., Zybina N.V. Analysis of value-semantic sphere of students in the context of studying mathematics. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences: International Conference (TPHD 2018). 2018; Vol. 312: 72 - 76.
9. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. 2018; Vol. 39.
10. Kulikova S.V., Malchukova N.N. Religious culture as a basis of spiritual-moral education of Young generation. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019.
Статья поступила в редакцию 31.10.21
УДК 378
Abdulov M.R., Senior Lecturer, Department of Law and Humanities, Derbent Branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: gulia.abdulova7@mail.ru
THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN UNIVERSITIES. At this stage, researchers are quite clear about the imperfections in the system of physical education in higher educational institutions. Systems of constant monitoring of phenomena and processes taking place in universities, in the environment and society, show the low level of health of students, weak interest in physical education, low level of physical fitness, and consequently,