Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОО С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ'

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОО С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранняя профориентация / дошкольный возраст / известные земляки / творческие профессии / творческое объединение / педагогический проект / early career guidance / preschool age / famous countrymen / creative professions / creative association / pedagogical project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришанова Наталья Юрьевна, Варенова Светлана Викторовна, Мунирова Регина Мухтаровна

Авторы делятся опытом работы педагогического коллектива МБДОУ Павловский детский сад № 4 «Колокольчик» по приобщению детей дошкольного возраста к творческим профессиям на основе взаимодействия педагогического коллектива ДОО с социальными партнерами (на примере сотрудничества ДОО и ТО «Палитра»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришанова Наталья Юрьевна, Варенова Светлана Викторовна, Мунирова Регина Мухтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF PRESCHOOL CHILDREN TO CREATIVE PROFESSIONS BASED ON THE INTERACTION OF THE TEACHING STAFF OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION WITH SOCIAL PARTNERS

The authors share the experience of the teaching staff of MBDOU Pavlovsky Kindergarten No. 4 "Bell" in introducing preschool children to creative professions based on the interaction of the teaching staff of the preschool educational institution with social partners (using the example of cooperation between the preschool educational institution and the "Palette").

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОО С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ»

УДК 373.2

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОО С СОЦИАЛЬНЫМИ

ПАРТНЕРАМИ

Гришанова Наталья Юрьевна

педагог-методист Ульяновской области,

старший воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Павловский детский сад № 4 «Колокольчик», р.п. Павловка Ульяновской области E-mail: grishanovanatalia@mail. ru

Варенова Светлана Викторовна

воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Павловский детский сад № 4 «Колокольчик», р.п. Павловка Ульяновской области E-mail: grishanovanatalia@mail. ru

Мунирова Регина Мухтаровна

воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Павловский детский сад № 4 «Колокольчик», р.п. Павловка Ульяновской области E-mail: grishanovanatalia@mail. ru

INTRODUCTION OF PRESCHOOL CHILDREN TO CREATIVE PROFESSIONS BASED ON THE INTERACTION OF THE TEACHING STAFF OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION WITH

SOCIAL PARTNERS

Grishanova Natalia

teacher-methodologist of the Ulyanovsk region,

senior educator,

Municipal budget preschool educational institution Pavlovsky kindergarten No 4 "Bell", r.p. Pavlovka of the Ulyanovsk region E-mail: grishanovanatalia@mail.ru

Varenova Svetlana Viktorovna

educator,

Municipal budget preschool educational institution Pavlovsky kindergarten No 4 "Bell", r.p. Pavlovka of the Ulyanovsk region E-mail: grishanovanatalia@mail.ru

Munirova Regina Mukhtarovna

educator,

Municipal budget preschool educational institution Pavlovsky kindergarten No. 4 "Bell", r.p. Pavlovka of the Ulyanovsk region E-mail: grishanovanatalia@mail. ru

Аннотация. Авторы делятся опытом работы педагогического коллектива МБДОУ Павловский детский сад № 4 «Колокольчик» по приобщению детей дошкольного возраста к творческим профессиям на основе взаимодействия

педагогического коллектива ДОО с социальными партнерами (на примере сотрудничества ДОО и ТО «Палитра»).

Abstract. The authors share the experience of the teaching staff of MBDOU Pavlovsky Kindergarten No. 4 "Bell" in introducing preschool children to creative professions based on the interaction of the teaching staff of the preschool educational institution with social partners (using the example of cooperation between the preschool educational institution and the "Palette").

Ключевые слова, ранняя профориентация, дошкольный возраст, известные земляки, творческие профессии, творческое объединение, педагогический проект.

Keywords: early career guidance, preschool age, famous countrymen, creative professions, creative association, pedagogical project.

Одна из задач социально-коммуникативного развития в рамках реализации ФГОС ДО - формирование у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества [5, с. 8]. К важным критериям успешной социализации относятся сформированность у ребенка элементарных представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие положительного отношения к нему, стремление выполнять элементарные трудовые действия. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий и на основе этих знаний, формировать представление о том, что разные виды труда обеспечивают потребности людей. Чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, необходимо обогащать их представления о разных профессиях взрослых, роли труда в жизни людей, его мотивах, результатах. Ребенок сталкивается с трудом взрослых и в детском саду, и в семье и пользуется его результатами. Это имеет решающее значение для воспитания ценностного отношения к труду взрослых.

С 2008 года МБДОУ Павловский детский сад № 4 «Колокольчик» работает в областной программе развития инновационных процессов (РИП) по теме «Взаимодействие педагогического коллектива сельского малокомплектного детского сада с социокультурными учреждениями и родителями воспитанников» [2, с. 33]. Социальным партнером нашего учреждения на протяжении уже многих лет является муниципальное творческое объединение «Палитра», в которое входят необычайно творческие люди нашего Павловского района: музыканты, поэты, писатели, художники, скульпторы, краеведы, мастера декоративно-прикладного искусства. В детском саду при участии членов творческого объединения был создан клуб «Палитра», деятельность которого направлена на повышение уровня социально -коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития воспитанников. Деятельность, осуществляемая в рамках клуба, соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и обеспечивает приоритет игровой, художественно-творческой, познавательно-речевой деятельности, общения.

Тесный контакт с членами творческого объединения «Палитра» предоставляет детям возможность живого общения с представителями разных профессий - художниками, писателями и поэтами, мастерами декоративно -прикладного искусства, познакомиться с особенностями их деятельности, воспитывает стремление узнавать новое о знаменитых земляках, культурном наследии родного края, развивает позитивное отношение к малой Родине и ее жителям, формирует заинтересованное отношение к искусству как одному из видов творческого труда людей, способствует осмысленному восприятию поэтического слова, произведений музыки и живописи.

Содержание взаимодействия с творческим объединением включает приглашение членов творческого объединения - поэтов, писателей, краеведов, мастеров декоративно-прикладного искусства, художников, для организации совместной деятельности с детьми в условиях детского сада и творческого объединения с целью развития интереса детей к миру труда и творческим

профессиям взрослых с учетом ближайшего окружения и развития творческой одаренности.

Разработанный цикл совместной образовательной деятельности с участием членов творческого объединения в формате клуба «Палитра» обеспечивает эмоционально-чувственное приобщение дошкольников к истории, культуре родного края, его жителям, знакомит с профессиями взрослых с учетом социокультурных особенностей нашего поселения.

В своей работе мы используем следующие методы и приемы, которые доказали на практике свою эффективность:

- чтение, рассказывание детям художественных произведений, занимательных историй о родном крае, наших земляках и их профессиях;

- встречи детей с известными художниками, краеведами, писателями и поэтами Павловского края в клубе «Юные поэты и поэтессы» (общение в клубе способствует приобщению детей к истории и культуре родного поселка, знакомству с известными творческими людьми Павловки и их профессиями);

- мастер-классы для детей мастеров живописи, декоративно -прикладного искусства и художественного слова ТО «Палитра»;

- организация экскурсий, прогулок (экскурсии, прогулки обогащают представления детей сведениями о творческих профессиях);

- организация выставок произведений детского творчества;

- деятельность, приобщающая детей к ценностям сотрудничества (в качестве такой деятельности может выступать деятельность, обеспечивающая достижение детьми совместного результата: создание художественного панно или панорамы старинной Павловки, концерт для членов творческого объединения «Палитра», организация детского конкурса на сочинение рассказов и стихотворений о родном крае и его жителях «Проба пера», создание книг с произведениями членов ТО «Палитра» и воспитанников детского сада и т. д.) [1, с. 63-65].

С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и творческим

профессиям взрослых на примере ближайшего окружения в нашем детском саду был разработан и реализован профориентационный проект «Знаменитые земляки - яркие профессии» [3, с. 100].

Результатами проекта ДОО стали: презентация проекта родителям воспитанников ДОО, оформление выставки рисунков «Знаменитые земляки -яркие профессии», конкурс презентаций «Лучшая профессия», оформление «Книги профессий».

Из вышесказанного можно сделать вывод: у дошкольников наблюдается интерес к деятельности взрослых в общем и к творческим профессиям в частности, они осознанно высказываются, дают оценку профессиям и трудовым обязанностям родителей и знакомых людей, отображают полученные представления в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисунки, конструирование, ручной труд) и в сюжетно-ролевых играх. Произошло обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями, разработана эффективная система работы по ознакомлению детей с профессиями, повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме [4].

Во время встреч дошкольников с творческими людьми родного края детям передается любовь к музыке, песням, танцам, драматизации, художественному слову, художественным произведениям, у воспитанников развиваются индивидуальные способности к творческой деятельности.

Итак, приобщение детей дошкольного возраста к творческим профессиям имеет большое значение в социализации личности (ранняя профориентация). У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майданкина Н.Ю. Палитра: взаимодействие малокомплектного детского сада с социальными партнерами: методическое пособие //

Н.Ю. Майданкина, Н.Ю. Гришанова, О.В. Романова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 156 с.

2. Майданкина Н.Ю. Взаимодействие сельского малокомплектного детского сада с учреждениями и родителями в рамках социального партнерства // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 2. - С. 33-41.

3. Романова О.В., Гришанова Н.Ю. Взаимодействие ДОО с социальными партнерами по приобщению детей к творческим профессиям // Методист дошкольного образовательного учреждения. - 2017. - № 19. - С. 99103.

4. Гришанова Н.Ю. Развитие у детей ценностных социальных качеств в процессе приобщения к творческим профессиям на основе взаимодействия педагогического коллектива ДОО с социальными партнерами [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/razvitie-u-detey-cennostnih-sotialnih-kachestv-v-processe-priobschemya-k-tvorcheskim-professiyam-na-osnove-vzaimodeystviya-peda-3417126.html?ysclid=lbz9ledoak192879586.

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.