УДК 373.2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С МИРОМ РАСТЕНИЙ
Махмутова Лилия Рафисовна
заведующий, МДОУ Октябрьский детский сад «Василёк» Чердаклинского района Ульяновской области,
г. Ульяновск E-mail: [email protected]
Денисова Галина Леонидовна
старший воспитатель, МДОУ Октябрьский детский сад «Василёк»
Чердаклинского района Ульяновской области,
г. Ульяновск E-mail: [email protected]
FEATURES OF FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY PRECONDITIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN USING ACQUAINTANCE WITH THE WORLD OF PLANTS AS AN EXAMPLE
Makhmutova Lilia Rafisovna
head of MDOU Oktyabrsky kindergarten "Vasilyek", Oktyabrsky village, Cherdaklinsky district, Ulyanovsk region,
Ulyanovsk E-mail: [email protected]
Denisova Galina Leonidovna,
senior educator of MDOU Oktyabrsky kindergarten "Vasilyek",
Oktyabrsky village, Cherdaklinsky district, Ulyanovsk region,
Ulyanovsk E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье раскрыты содержание, формы и методы по формированию предпосылок функциональной грамотности в области формирования естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Показаны формы взаимодействия педагогического коллектива с социальным партнёром по осуществлению целей авторской парциальной образовательной программы «Мир культурных растений».
Abstract. In this article, we defined the content, forms and methods in the development of preconditions of functional literacy in the formation of scientific idea in senior pre-school aged children. The form of interaction of teaching staff with social partner in realization of the purposes of author's partial educational program «The world of cultivated plants» is shown.
Ключевые слова, дошкольное образование, функциональная грамотность, мир растений, формы и методы познавательно-исследовательской деятельности, образовательная программа.
Keywords: preschool education, functional literacy, the world of plants, forms and methods of cognitive research activity, educational program.
Проблема формирования функциональной грамотности является чрезвычайно актуальной для современного образования. Понятие функциональная грамотность впервые появилось 60 лет назад. Этот термин был введён ЮНЕСКО в 1957 году. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». А.А. Леонтьев сформулировал
следующим образом: «Функционально грамотный человек - это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [5, с. 35]. ФГОС ДО определяет, как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, способствующих развитию детей, предоставление им возможности выбора на основе их интересов и потребностей.
В процессе работы по формированию у детей предпосылок функциональной грамотности (в области формирования естественнонаучных представлений) коллектив детского сад «Василёк» организовал исследовательскую деятельность (2019-2022 г.).
Ориентируясь на цели и задачи нашего исследования основным социальным партнером является Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (УлГАУ) — образовательное учреждение высшего профессионального образования. Анализ научной, технической, кадровой базы УлГАУ обосновывает возможность организации процесса формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников на качественно ином уровне. Мы осознаем важность совершенствования профессиональных умений педагога ДОО. Именно поэтому база аграрного университета (в формате исследования мы организовали сотрудничество с профессорско-преподавательским составом и студентами агрономического факультета) служит для нашей инновационной деятельности ресурсом в совершенствовании умений воспитателей. Организацию социального партнерства с УлГАУ мы относим к одному из эффективных методов нашего исследования [4, с. 52]. В рамках исследования применялись следующие формы взаимодействия с УлГАУ им. П.А. Столыпина (табл. 1).
Таблица 1
Формы взаимодействия с УлГАУ им. П.А. Столыпина
Формы взаимодействия педагогического коллективаДОО с УлГАУ экскурсии для педагогов в УлГАУ им. П.А. Столыпина
встречи педагогического коллектива ДОО с профессорско-преподавательским составом аграрного факультета университета
беседы, лектории, консультации для педагогов ДОО в области современного естествознания, в том числе с участием студентов УлГАУ
совместные публикации педагогов с ППС аграрного факультета университета
отрытые мероприятия: обучающие семинары, семинары-практикумы
Проведённая работа способствовала проектированию целей образовательной парциальной программы. Цель программы «Мир культурных растений» - обеспечить педагогические условия для формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогического коллектива ДОО с социальным партнером: Ульяновским государственным аграрным университетом им. П.А. Столыпина (агрономический факультет).
Содержание образовательной деятельности по формированию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире растений по блокам вы можете рассмотреть в таблице 2.
Таблица 2
Содержание образовательной деятельности по формированию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста о
мире растений по блокам
Старшая группа Подготовительная группа
• мир деревьев; • мир кустарников; • мир трав: дикорастущие и декоративные растения; • мир растительной клетки. • мир деревьев; • мир кустарников; • мир трав: дикорастущие и декоративные растения; • мир растительной клетки; • мир водных растений.
Мир деревьев, кустарников, трав.
Формировать основы естественнонаучных представлений детей о растениях ближайшего окружения и различных климатических зон. Дать
знание о том, что в каждой группе растений много видов. Познакомить с понятиями «лес», «луг», «сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями. Побуждать ухаживать за растениями (сажать, пикировать). Рассказать о способах вегетативного размножения растений (черенками, листьями, усами), об удивительных свойствах растений. Побуждать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, а также по следствию узнать причину.
Закреплять представление детей об условиях, необходимых для жизни растений (воздух, вода, питание, тепло, почва, свет). Познакомить с возможностью выращивать растения без почвы (гидропоника).
Мир растительной клетки.
Познакомить детей с устройством микроскопа. Формировать основы естественнонаучных представлений детей о растительной клетке: все растения состоят из клеток, растительная клетка имеет свои отличительные черты. Познакомить со строением растительной клетки. Показать взаимосвязь между строением клетки и видовым разнообразием растений.
Мир водных растений.
Познакомить детей с миром водных растений: группой растений, обитающих в водной среде (водоросли, лотос). Водоросли служат кормом многим видам водных животных, обогащают атмосферу кислородом, из них получают много ценных продуктов.
Формировать первичные представления о бионике (древнегреческое Ыоп - ячейка жизни) - создание устройств, приборов, механизмов или технологий, идея и основные элементы которых заимствуются из живой природы.
В организации познавательно-исследовательской деятельности существуют следующие формы [1, с. 25]:
• Деятельность под руководством взрослого (прямое, опосредованное, мотивированное руководство).
• Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми.
• Самостоятельная деятельность детей.
Формы образовательной деятельности - это устойчивые организационные и временные компоненты учебно-воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности. Применительно к обучению форма - это специальная конструкция процесса обучения.
Формы для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
• Наглядное моделирование. Дети создают простые плоскостные модели (символы, знаки, чертежи, рисунки). В совместной деятельности со взрослыми создают и объёмные модели (модель растительной клетки). Наглядное моделирование важно для подготовки детей к школе, обучения грамоте. Это база для развития образного, логического, словесного мышления. Учит систематизировать полученные знания, сравнивать, формулировать, высказывать умозаключения.
• Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников. Она состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний. Викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, их интеллектуальных умений. Викторина - это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Следовательно, основой викторины служат ранее полученные знания детей, и вопросно-ответная схема проведения.
• Конкурс - это способ активного взаимодействия участников образовательного процесса, индивидуальное или командное состязание в творческом мастерстве, он проводится с целью создания условий для творческого самовыражения детей, педагогов и родителей.
• Посткроссинг - это одна из форм познавательно-исследовательской деятельности, проект по обмену почтовыми открытками, в нашем случае между ДОО, которые сотрудничают в формате творческой лаборатории. Как вариант,
это может быть презентация, подготовленная педагогами и детьми. Обязательное условие: на открытке должны быть изображены достопримечательности, виды города или посёлка, откуда она пришла, что позволяет дошкольников в игровой форме познакомить с другими посёлками, городами, странами. Участники посткроссинга отмечают на карте, откуда они получили открытки, презентации, рассматривают достопримечательности, животных и растения, узнают их названия, чем занимаются дети в данном месте.
Такая форма работы способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.
• Детская научная конференция - эффективная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников, она даёт возможность дошкольникам систематизировать и обобщать научные знания в ходе исследовательской деятельности. Она предполагает публичные выступления детей с докладом о результатах самостоятельного или совместного со взрослым проведённого исследования перед участниками конференции, зрителями, жюри. На конференции создаются условия для самореализации детей, научного общения, развития навыков публичного выступления. Можно использовать разнообразные формы изложения сообщения: вопрос-ответ, описание, дискуссия с залом, презентация, стихотворная форма.
• Образовательный квест занимателен и способствует развитию познавательно-исследовательских навыков детей: они ищут различные вещи, предметы, слова; отгадывают загадки, решают головоломки и т. д. После этого участники получают подсказки для выполнения следующего задания.
• Работа в детских тетрадях. Детская тетрадь разработана с целью комплексного развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения. Данное пособие представляет систему специально разработанных заданий, которое можно использовать как для совместной образовательной
деятельности взрослого и ребёнка, так и для самостоятельной деятельности детей. Пособие поможет также родителям при организации свободного времени дошкольника.
Содержание детской тетради построено на основе программы «Мир культурных растений»: Мир деревьев, Мир кустарников, Мир трав, Мир растительной клетки [2, с. 46].
Методы обучения в дошкольной педагогике - это путь, способ достижения целей и задач. Система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Методы формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
• Детские опыты и экспериментирование. Эксперимент (в переводе с латинского - значит проба, опыт) - это главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
• Детские проекты и исследования. Детские проекты должны иметь практический результат. Результат детского исследования - это ответ на вопрос, проверка гипотезы. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
• Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен
сам их искать.
• Работа со схемами и кроссвордами. Кроссворд в переводе «Перекресток слов», - это развлечение, использующееся, как средство активизации мыслительных процессов. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
• Метод кейсов. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в НОД. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Кейс должен соответствовать следующим требованиям: понятен дошкольникам, имеет разные варианты решения, побуждает детей к общению. В процессе кейса дети учатся задавать вопросы, формулировать и высказывать свою точку зрения. Главное в этом методе - умение детей аргументировать своё мнение. В процессе обсуждения на основе анализа полученных ответов выбирается наиболее правильный способ решения.
• Геокешинг - (поиск тайника в земле; от греч. Geo - Земля и cache -тайник) игра с элементами туризма и краеведения, в том числе с применением навигационных систем и устройств, имеющих GPS-приёмник (ноутбук, навигатор, смартфон и т. д.). Геокешинг проводится как на территории детского сада (в группе, участке, парке), так и вне её (на территории УлГАУ). Но где бы ни проходила игра, детей надо научить основам ориентирования на местности, работе с картой-схемой. Игроки изучают карту-схему. Отвечают на вопросы, которые помогают найти место тайника или определить, что в нём спрятано, ищут клад и делают фотоснимки. Кладом может быть не только предмет, но и слово. После того как клад найден, педагог с детьми и родителями оформляют полученный результат в виде презентации, альбома или любого другого творческого продукта. Задания, которые выполняют дети при поиске клада,
должны содержать загадки, рисунки, фотографии.
Мониторинг, проведённый в сентябре 2021 года и в мае 2022 года, показал, что в результате использования вышеперечисленных форм и методов познавательно-исследовательской деятельности есть положительная динамика в формировании у детей старшего дошкольного возраста предпосылок функциональной грамотности в области мира растений. Дети используют имеющиеся знания в конкретных ситуациях, пытаются обосновывать и аргументировать, ищут свои пути освоения знания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бледай В.В. Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 6. - С. 23-26.
2. Денисова Г.Л., Соколова Н.Л. Детская тетрадь «Мир культурных растений» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад, школа, ВУЗ: психолого-педагогическое сопровождение развития личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Ульяновск: б.и., 2022. - С. 45-51.
3. Захарова Л.М. Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста (на примере естествознания) / Л.М. Захарова, Н.Ю. Майданкина // Нижегородское образование. - 2021. - № 1. - С. 114-120.
4. Майданкина Н.Ю., Махмутова Л.Р. Совершенствование профессиональных умений воспитателя в условиях социального партнерства с научным учреждением (на примере формирования основ естественнонаучных представлений дошкольников) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2022. - № 4. - С. 50-58.
5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Изд. Дом Рос. акад. образования: Баласс, 2003. - 367 с.
6. Слепцова И.Ф. Организация педагогического процесса в ДОО / И.Ф. Слепцова // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 7. - С. 77-85.
7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/?ysclid=lc6h no9iuz52985792.