Педагогика
УДК: 373.2(045)
кандидат педагогических наук, доцент Кондратьева Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат филологических наук, доцент Щередина Наталья Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РУКОВОДСТВУ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ РАБОТАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация. В данной статье раскрыта актуальность применения проектно-исследовательской деятельности в дошкольных организациях; рассмотрены теоретические и практические аспекты подготовки педагога к руководству проектно-исследовательскими работами дошкольников экологической направленности. Представлены практико-ориентированные мастер-классы для педагогов и родителей.
Ключевые слова: проектная деятельность, экологический проект, проектно-исследовательские работы, дошкольники, дошкольная образовательная организация, экологическое образование, мастер-класс.
An^tatton. This article reveals the relevance of the application of project and research activities in preschool organizations; the theoretical and practical aspects of teacher training to guide the environmental orientation project and research work in preschool. Practice-oriented master classes for teachers and parents are presented.
Keywords: project activities, environmental project, design and research works, preschoolers, preschool educational organization, environmental education, master class.
Введение. Интенсивные изменения в содержании образования, стремление к повышению его качества создают педагогам условия для внедрения более эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых инновационных технологий, постоянно повышая уровень своего профессионального развития. Одним из эффективных инновационных методов работы с дошкольниками является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования [5].
Научить ребенка проектированию с успехом может педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Проектная деятельность имеет важное место в процессе экологического образования дошкольников. Поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания [1].
Проектно-исследовательская деятельность экологической направленности является действенным инструментом формирования знаний, умений и навыков правильного отношения к природе, которое формируется исходя из личного опыта ребенка. Воспитание основ экологической культуры у дошкольников во многом зависит от экологической и методической грамотности педагога, умения создавать условия для такой работы, увлечь детей, что позволит эффективно руководить проектно-исследовательскими работами экологической направленности.
Формулировка цели статьи. В настоящее время в практике дошкольного обучения детей отсутствует четкая система педагогического руководства организацией и проведением проектно-исследовательских работ. Не менее серьезным недостатком является незнание большинством педагогов детских садов разновидностей работ проектно-исследовательского характера, структуры, динамики их усложнения. Педагоги ощущают потребность в специальных методических разработках и рекомендациях по данному вопросу; испытывают большие затруднения в осуществлении рационального сочетания репродуктивной и творческо-познавательной деятельности детей. Целью статьи является ознакомление педагога дошкольных образовательных организаций с рациональными методами руководства процессом проектно-исследовательской деятельности экологической направленности.
Изложение основного материала статьи. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет к познавательному развитию дошкольника высокие требования и предполагает у него «развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [4].
В настоящее время принято много нормативно-правовых документов, в которых изменяются подходы к экологическому образованию дошкольников. Образовательная область «Познание» включает экологическое образование дошкольников. Мы полагаем, что одной из предпосылок всестороннего развития личности дошкольника является организация проектно-исследовательской деятельности ребенка экологической направленности, так как именно в дошкольном возрасте дети воспринимают природу эмоционально. Важно, чтобы ребенок получил систему экологических представлений в детстве, научился правильно взаимодействовать с природными объектами, стремился защищать все живое, необходимо сформировать высокий уровень экологической ответственности у дошкольника, способность осознавать последствия собственных действий по отношению к живой природе своего родного края. Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности экологической направленности является интегративным видом деятельности и основана на активном и самостоятельном выполнении ребенком дошкольного возраста целого комплекса действий по решению важных экологических проблем. На начальном этапе взрослый вместе с ребенком формулирует гипотезу, определяют проблему исследования, а затем ребенок самостоятельно учится определять способы решения.
Структура выполнения проектно-исследовательских работ экологической направленности дошкольников имеет много общего со структурой творческих работ.
По-нашему мнению основными показателями готовности выполнения проектно-исследовательских работ дошкольников, выступают предпосылки мотивационного, содержательно-опперационного, эмоционально-волевого компонентов деятельности, а именно: понимание важности подготовки к творческо-познавательной деятельности, любознатательность, наличие интереса к познавательной деятельности; желание активно включаться в процесс выполнения, освоенность способа выполнения таких работ, способность к настойчивости, старательности, добросовестности при выполнении проектно-исследовательских работ [6].
Л. В. Киселева выделила следующую типологию проектов для современных дошкольных образовательных учреждений:
1. Исследовательско-творческие. Результаты проекта оформляются детьми в виде газет, детского дизайна, драматизации («Мир растений», «Сутки», «Экологический коллаж»).
2. Ролево-игровые. Дети решают поставленные проблемы через вхождение в образ персонажа сказки, через тренинги и упражнения, проигрывая по своему ситуации.
3. Информационно-практико-ориентированные. Дети реализуют собранную информацию через витражи, поделки, оформление макетов, показ опытов.
4. Творческие. Результаты презентуются в виде проведения мастер-класса, организации игры, мероприятия, экологических акций [3].
Ежегодно на базе факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» проводится Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ дошкольников «Юный исследователь» с целью приобщения детей к исследовательской, изобретательской, творческой деятельности в различных областях науки, культуры, техники. Большой интерес вызывают проекты экологической направленности, выполненные дошкольниками индивидуально или в группах. Предварительно проводится серия мастер-классов для детей и родителей.
Приведем варианты мастер-классов.
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Таинственный лес Вирявы»
Цель: закреплять представления детей старшего дошкольного возраста о лесной экосистеме Мордовии.
Образовательная задача: актуализировать представления детей о разновидностях леса, его обитателях, используя словесные методы: беседа, рассказ; расширить словарь детей о диких животных, их жизни и деятельности в разные времена года, использую дидактическую игру «Передай орешек»; познакомить с новыми способами получения изображения в процессе выполнения творческого задания, используя нетрадиционную технику рисования «Граттаж».
Развивающая задача: развивать познавательный интерес дошкольников к объектам живой природы; развивать мелкую моторику пальцев рук посредством выполнения пластических этюдов и пальчиковой гимнастики; развивать творческое воображение, логическое мышление, используя задание «Четвертый лишний».
Воспитательная задача: воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природе; воспитывать аккуратность, работая в нетрадиционной технике рисования «Граттаж».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: магнитная доска, слайдовая презентация для игры «Четвертый лишний», видеообращение Куйгороша, фонограмма «Птичьи голоса», модель леса для интерьера.
Раздаточный: карточки «Дикие животные», контуры - основа животных, клей, кисточки, шпажки для процарапывания рисунка, нарезанные нитки разных цветов на подносе.
Предварительная работа: просмотр документального фильма о диких животных, обитающих в лесах Республики Мордовии; беседа по природоохранной тематике и отгадывание загадок о животных; рассматривание иллюстраций из альбома «Красная книга Мордовии: животный мир»; знакомство со сказочными мордовскими персонажами: Куйгорож, Вирява.
Краткое содержание:
❖ педагог в костюме Вирявы - покровительницы леса, приглашает детей в лес, где знакомит с лесными обитателями (животные, птицы);
❖ на экране появляется видеообращение известного мордовского героя - Куйгорожа на фоне леса, где он пытается испортить погоду (волшебный дождь, который смывает все краски с животных, они становятся не видимы);
❖ помощь детей и Вирявы лесным обитателям с помощью нетрадиционной технике рисования «Граттаж». Детям раздаются заготовки птиц и деревянные палочки-шпажки; нарезанные шерстяные нитки соответствуют окрасу животных. Далее дети сажают зверей у стволов деревьев, на травку, в норку;
❖ Вирява подводит итоги, благодарит и анализирует творческие работы детей. Куйгорож исправляется и благодарит детей за то, что научили любить, беречь и заботиться о родном крае. Все фотографируются на память.
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Юные помощники планеты Земля»
Цель: формирование представлений об экологической ситуации на планете, в Родной стране, Республике, городе посредством познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная задача: познакомить детей с профессиями людей, занимающихся охраной природы; закрепить понятие: «Родная страна», «Республика», «город».
Развивающая задача: развитие экологического мышления, субъективного отношения к природе на основе единения с ней; выработка у дошкольников гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами парка; обогащение словаря детей; развитие наблюдательности, памяти, мышления, любознательности.
Воспитательная задача: воспитание бережного отношения к объектам природы; привитие навыков природоохранной деятельности.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: интерактивная доска, макет заповедной зоны, объемные изображения птиц, животных, деревьев.
Раздаточный: походный рюкзак, кружка, тарелка, бинокль, карта, фонарик, маленькая кастрюля, пакет с едой.
Предварительная работа: просмотр презентации об экологической ситуации в Мордовии; чтение художественной литературы Григорий Пинясов «Вирява» (отрывок); экскурсия в парк им. А. С. Пушкина.
Краткое содержание:
❖ воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто о ком заботиться» и знакомит детей с профессиями: лесник (человек, заботящийся о лесе), эколог (человек, охраняющий природу);
❖ дети, пробуя себя в роли юных экологов, играют в игру «Собери рюкзак»;
❖ на интерактивной доске дети «помогают роднику, засыпанному мусором» очистить его; на следующем слайде дошкольники очищают речку Саранку и весь собранный мусор распределяют по контейнерам для раздельного сбора отходов, которые установила фирма «REMONDIS» (желтые для вторсырья, которые подлежат переработке, корзина для пластиковых бутылок и черные для бытового мусора);
❖ воспитатель предлагает спасти животных, находящихся в заповеднике, используя макет заповедной зоны, объемные изображения животных, птиц, деревьев; дает определение понятию «заповедник -охраняемая территория, на которой законом запрещена охота, нельзя разводить костры и рубить деревья»; показывает на слайде заповедник П. Г. Смидовича в Темниковском районе Республики Мордовия;
❖ дети выполняют задание, моделируют заповедник; воспитатель вручает детям значки «Младший помощник эколога».
При подготовке проектов были разработаны памятки-вопросы для педагогов, которые помогут четкому планированию и организации деятельности.
Анализируя опыт ежегодного проведения конкурсов проектно-исследовательских работ дошкольников на базе нашего вуза, мы пришли к выводу, что проектно-исследовательская деятельность экологической направленности вызывает у детей дошкольного возраста повышенный интерес. Дети с удовольствием участвуют в проектах, тематика проектов разнообразная и включает в себя различные виды деятельности, осуществляясь в рамках ДОО и совместно с родителями. Соответственно и эффективность полученных экологических знаний существенно выше, т.к. невозможно забыть ту информацию, которую нашел и подготовил сам.
Выводы. Итак, можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время есть необходимость дидактической и методической подготовки педагогов ДОО к организации и проведения проектно-исследовательской деятельности дошкольников экологической направленности, важность ознакомления их с разновидностями проектно-исследовательских работ, с рациональными методами руководства самим процессом обучения, что позволит успешно выполнять проектно-исследовательские работы экологической направленности.
2. Постепенное усложнение содержания проектно-исследовательских работ экологической направленности детей; нарастание доли самостоятельности и активности дошкольников в процессе их выполнения.
3. Осуществление системы мероприятий для педагогов по эффективной организации и проведению проектно-исследовательских работ дошкольников экологической направленности.
Литература:
1. Кондратьева Т.Н. Ознакомление старших дошкольников с природой посредством экологических проектов / Т.Н. Кондратьева, Н.А. Уткина, сборник: «Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе» материалы Международной научно-практической интернет-конференции. - 2014. -С. 89-92.
2. Кондратьева Т.Н. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности / Т.Н. Кондратьева, Е. В. Уланова, сборник: «Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе» материалы Международной научно-практической интернет-конференции. - 2014. - С. 86-89.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева. - М.: Аркти, 2003. - 96 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. Режим доступа: ГАРАНТ: http://base.garant.rU/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz5ZDALE24e
5. Щередина Н.И. Технология проектной деятельности как средство профессионального развития педагогов ДОО / Н.И. Щередина, К.А. Егорова сборник: Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества сборник материалов II Международной научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. - 2018. - С. 303-306.
6. Щередина Н.И. Творческие работы в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования / Щередина Наталья Ивановна. - Москва, 1998. - 180 с.
Педагогика
УДК: 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Кондрашова Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Колесова Евгения Максимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Гак Ольга Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИРОДОЛЮБИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость воспитания у обучающихся природолюбия как одной из актуальных проблем в современной педагогической науке и общества в целом. В связи с этим, данная статья направлена на описание условий воспитания любви к природе, бережного отношения к природе, природолюбия в современном мире через практическую деятельность, опираясь на социальную среду младших школьников. Изложенный подход определяет один из методических аспектов воспитания у детей природолюбия, который может служить в качестве руководства в реализации современных ориентиров образования.
Ключевые слова: бережное отношение к природе, природолюбие, младший школьник, культура природолюбия, воспитание.
Annоtation. The article substantiates the necessity of educating students of natural love as one of the urgent problems in modern pedagogical science and society as a whole. In this regard, this article is aimed at describing the conditions of education love for nature, respect for nature, nature loving in the modern world through practical activities, relying on the social environment of younger schoolchildren. The stated approach defines one of the methodological aspects of raising children's natural love, which can serve as a guide for the implementation of modern education guidelines.
Keywords: respect for nature, love of nature, junior schoolchild, culture of love of nature, education.
Введение. На современном этапе развития образования, роль профессиональной культуры учителя неизмеримо возросла. Профессиональная культура помогает не только объяснить и теоретически обосновать педагогические факты и процессы, но и определить методы обучения, воспитания и развития учащихся [10]. Проблема воспитания у растущего человека природолюбия как важного для полноценной самореализации его личности качества является для современной школы одной из важных педагогических задач. Это обусловлено рядом экологических, нравственных и социальных факторов [4]. В настоящее время любовь к родине и природе, бережное отношение к природе принимает особую значимость, так как именно человек несет ответственность за сохранение планеты [2; 3]. Обществу необходимы высокообразованные граждане, способные самостоятельно принимать решения в ответственных ситуациях выбора и прогнозировать все возможные последствия своего выбора, а также обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Всё вышесказанное позволяет обнаружить противоречие между необходимостью воспитания у младших школьников природолюбия как условия сохранного отношения к природе и повсеместно наблюдаемым потребительским отношением современного человека к природе в силу длительной предшествующей урбанизации сельского населения. Исходя из этого, одной из актуальных задач современного образования становится воспитание у обучающихся природолюбия.
Изложение основного материала статьи. Устойчивое развитие общества обусловлено не только социальными, но и экологическими факторами. Обществу необходимы высокообразованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, и обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов. В Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов ее охраны является организация и развитие системы экологического образования. В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации система образования призвана обеспечить экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Таким образом, в данных нормативно-правовых документах особое внимание уделяется организации системы экологического образования, а также необходимости бережного отношения населения к природе. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается необходимость воспитания любви к окружающей природе. Сформулированная в законе задача может быть решена на основе формирования культуры природолюбия, которая в настоящее время становится неотъемлемой частью и одним из основных показателей общей культуры личности, а также является результатом экологического образования и воспитания, наиболее эффективно осуществляющихся в начальной школе, когда у учащихся преобладает эмоционально-чувственный способ освоения окружающей природы.
Основой нового типа гармоничных взаимоотношений человека и природы является воспитание природолюбия каждой личности. Однако, несмотря на возросший интерес исследователей и определенные достижения в этой области, проблема воспитания природолюбия в младшем школьном возрасте не решена в достаточной степени. Основными причинами этого являются: отсутствие в существующих исследованиях понимания природолюбия как явления, требующего специально организованных педагогических мер по его формированию; преобладание традиционного подхода к процессу формирования культуры природолюбия младших школьников и формализация преподавания дисциплин естественнонаучного цикла, приводящие к отчуждению учащихся от природы; недостаточная разработанность содержательного и методического аспектов воспитания культуры природолюбия в условиях начальной школы.